Буддийский храм в санкт-петербурге

Школы буддизма

В настоящее время в буддизме из множества школ, сохранились четыре — Гелугпа, Нингмапа, Кагьюдпа, Сакьяпа а также древняя традиция Бонпо. Эти традиции также называют тибетским буддизмом. Какие бы различия не были между школами, все они содержат в себе Сутру, Махаяну и Тантру — воспринимать их в отрыве друг от друга или говорить, что одно лучше другого неправильно. Поскольку в Тибете наиболее развит тантризм, все тибетские школы являются представителями тантризма. У пяти традиций тибетского буддизма есть много общего — быть может, процентов на восемьдесят или даже больше.

Тибетский буддизм оформившийся как пять тибетских традиций, собрал и объединил в себе различные линии передачи учения, в основном происходящие из Индии. Четыре школы тибетского буддизма используют один и тот же свод монашеских обетов традиции мула-сарвастивада, заимствованный из Индии.

Все традиции тибетского буддизма следуют пути, сочетающему изучение сутры и тантры с ритуальными и медитативными практиками. В детстве монахи заучивают наизусть большое количество трактатов и ритуальных текстов и изучают их, участвуя в диспутах.

Все четыре школы тибетского буддизма изучают четыре индийские системы буддийской философии — вайбхашику, саутрантику, читтаматру и мадхъямаку. Все четыре школы изучают труды таких классиков индийской буддийской философии, как Майтрейя, Асанга, Нагарджуна, Чандракирти, Шантидева и др. В свою очередь, у каждой школы есть свой собственный набор тибетских комментариев к их текстам.

Тибетский буддизм включает в себя — монашескую традицию и традицию мирян, изучение и практику сутры и тантры, медитацию, ритуалы, систему тулку (лам-перерожденцев).

Кто это

Бадмаев Буда Бальжиевич для буддистов известен также под именем Джампа Доньед-ламы. С 97-го года он занимает пост настоятеля дацана в Санкт-Петербурге – одного из крупнейших в России. Он называется Гунзэчоийнэй, относится к Буддийской традиционной сангхе России и представляет традицию гелуг тибетского буддизма.

Настоятель имеет звание геше, то есть доктора буддийской философии, в том числе по мировому стандарту. Помимо этого, он занимается врачеванием, то есть имеет общепризнанное звание эмчи-ламы.

Настоятель дацана говорит на 5 языках:

  • по-бурятски;
  • по-русски;
  • по-монгольски;
  • по-тибетски;
  • на санскрите.

Кроме того, сейчас он активно изучает международный язык – английский.

Эгитуйский дацан «Дамчой Равжелинг»

В 250 км к востоку от Улан-Удэ расположился буддийский дацан, в котором, по преданию, хранится единственная прижизненная скульптура Будды Шакьямуни — Сандаловый Будда.

Датой основания монастыря является 1820 год. Дацан был построен бурятами тайно, на добровольно собранные пожертвования.

В 1934 году в дацане насчитывалось около 12 храмов и 8 строений. Также при дацане было 103 отдельных двора и 216 жилых помещений. В скульптурах использовалась глина из близлежащего озера Ухэр-Нур, которая ценилась тем, что была жирно-масляная и не давала трещин. Рядом с дацаном были сооружены четыре храма-сумэ: Хурдэ, Майдари, Аюши, Дара-эхэ. На территории монастыря были классы буддийской философии в дугане Чойра и медицины в дугане Мамба, классы совершения молебнов, изготовления святой воды — аршана и благовоний — адиса. Перед закрытием в дацане числился 41 учёный лама.

В 1937 году Эгитуйский дацан был закрыт и разрушен и только в 1991 году началось восстановление монастыря.

Скульптура Будды, высотой 2 м 18 см, сделана из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны. Была доставлена в дацан в 1901 году из Китая в качестве трофея после подавления Боксёрского восстания.

В период гонений на религию Сандаловый Будда был перевезён в Улан-Удэ и хранился в фондах Музея истории Бурятии до 1991 года.

Для мировой буддийской святыни было построено специальное отдельное здание по современным технологиям, с поддержанием постоянного микроклимата.

Более подробную информацию см. на сайте egituiskiydatsan.ru

История храма

Возведение буддийского храма на побережье Большой Невки началось в 1909 году, а окончание его строительства приходится на 1915 год. Инициатором выступил выдающийся бурятский лама и исследователь Агван Лобсан Доржиев. Над архитектурным проектом работал малоизвестный студент-инженер Березовский Николай совместно с Барановским Гавриилом. За образец был взят тибетский соборный храм, который со временем утратил свою самобытность из-за европеизации архитектуры. В строительстве также участвовали известные востоковеды и знатоки буддизма в России, знаменитые художники.

Спустя год миссию ликвидировали, ламы были арестованы (13 ноября 1938 года среди арестованных был 85-летний Агван Доржиев), храмовое здание муниципализировано наряду с жилыми строениями, находящимися на территории монастыря. Все культовые предметы передали в исторический музей религии и атеизма.

В последующие годы в стенах храма размещались:

  1. физкультурная база;
  2. военная радиостанция;
  3. лабораторные помещения, принадлежащие Зоологическому институту АН СССР.

В 1990 году исполком Ленгорсовета принимает решение передать храм обществу буддистов. Свое современное наименование Дацан Гунзэчойнэй получил в 1991 году. Храмовым настоятелем стал Данзан-Хайбзун Самаев, стремительно старающийся возродить центр буддистского образования и культуры. На территории монашеской обители открывается школа хуварачества. Здесь регулярно проводятся праздники, концерты, выступления буддологов со всего мира. Сейчас настоятелем храма является Буда Бальжиевич Бадмаев.

Архитектурные особенности, интерьеры и святыни

Оригинальный храм из красно-фиолетового гранита – настоящее произведение искусства. Благодаря необычному оттенку облицовочного камня, его часто называют «Аметистовым храмом».

Вид Буддийского храма со стороны улицы Савушкина

Питерский дацан построен в соответствии с канонами архитектуры, которые использовались для соборных храмов Тибета «цогчен-дуган». В начале прошлого века Барановский европеизировал традиционный проект и внес в него элементы модерна. Здание поражает ярким декором фасадов, позолотой и красочными витражами, эскизы для которых создал известный художник Николай Константинович Рерих.

В начале истории дацана из мест традиционного распространения учения Будды – Таиланда, Тибета, Монголии и Бурятии сюда привозили редкие святыни и реликвии. В годы опустошения все буддийские артефакты были утрачены, но, благодаря спонсорам, ситуация постепенно исправляется.

В главном алтаре дацана можно увидеть скульптуру Будды высотой 2,5 м, сделанную мастерами из Монголии. По старой традиции она изготовлена из папье-маше и покрыта сусальным золотом. Изящный трон Будды из нефрита украшен фигурами мифологических существ.

Вид Буддийского храма со стороны Липовой аллеи

В зеленом саду дацана стоит красивая курильница – «байпур». Она имеет высоту 120 см и весит 230 кг. Массивную бронзовую чашу украшают буддийские символы – цветок мудрости лотос, фигура непобедимого снежного льва, мифическое существо с головой птицы – Гаруда, затейливый орнамент в виде завитков и изображение священного Колеса Учения.

Курительнцу у храма используют для возжигания благовоний. По верованиям буддистов, густой ароматный дым очищает пространство и умиротворяет злых духов.

Настоящее время

Внутри Санкт-Петербургского буддийского храма

В 1991 году храм получил своё нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является его тибетским именем, данным ему при освящении. Новым настоятелем (ширээтэ) был назначен лама-гелонг Данзан-Хайбзун Самаев. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды (мандорла) украшают изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном — около пяти.

Табличка на стене храма

Надвратная табличка

Регистрация буддийской общины и возобновление службы в храме способствовали дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. Однако надо отметить, что в ранний период (90-е годы) отношения с иерархией гелуг в Индии не были восстановлены, монашеская община (гелонги) не была сформирована. Первое руководство Дацана занимало во многом традиционную для буддизма в СССР негативную позицию по отношению к местным буддистам-европейцам, иностранным буддологам, а так же и к тибетским ламам, вплоть до ограничения посещения ими Дацана. Реакцией на это было недовольство самых широких слоев общественности, в дальнейшем такая противоречивая политика послужила поводом для фактически силового захвата Дацана в 1998 г. небольшой оккультной группой, состоящей в основном из жителей Калининграда, и удерживание ими храма на протяжении нескольких лет, с проживанием в нем, проведением загадочных ритуалов, а также коммерческого использования здания и прилегающей территории. В результате долгих судебных разбирательств, обвинений обеих сторон в самых разных нарушениях, и т. п., храм был вновь возвращен буддистам, с многочисленными долгами и утратами.

К началу 2000 года в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, традиции. Отношения между ними и руководством Дацана стали нормализовываться.

В дацан приезжают тибетские и западные учителя, читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения мирянам, проводят медитационные ретриты, которые, по вероучению буддистов, служат практикой для накопления благих заслуг и способом самопознания. К 2007 году в храме постоянно проживала группа из десяти лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойнхорлин. Монахи регулярно совершают молебны за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут приём астрологи и врачи-тибетологи (эмчи-ламы) — специалисты в области традиционной тибетской медицины, также в храме проводятся экскурсии и читаются лекции по философии и истории Буддизма.

Обитатели монастырей и их образ жизни

В середине XIX века в России был принят документ, который определял штат лам (монахов) и максимально возможное количество храмов. Это было «Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири».

В 34 дацанах надлежало отправлять службы 216 ламам, а их настоятели – ширээтэ, подчинялись главному Пандито Хамбо-ламе.

Пандито Хамба Лама Даши-Доржо Итигэлов

У священнослужителей могло быть 34 ученика – хуварака. Большинство духовников состояло в штате храма, но были и заштатные. Их называли служивые. Положение категорически запрещало возводить новые дацаны.

Священнослужителей-врачей называли эмчи. Только в Агинском дацане их было 60.

Ими изучались и переводились медицинские трактаты. Для лечения верующих собирались местные травы – аналоги тех, которые были в древних рецептах.

К концу XIX века всего лишь 5 храмов из 34 не занимались книгопечатанием. Остальные вели оживлённую издательскую деятельность, выпуская:

  • литературу для ритуалов и обрядов,
  • учебники,
  • книги с популярным изложением вероучения.

Всего было около 600 наименований печатной продукции. Преимущественно она издавалась на монгольском и тибетском языках.

Дацаны обладали немаленьким имуществом, как движимым, так и недвижимым. Доходы лам складывались из:

  • выручки от реализации предметов культа и печатной продукции;
  • пожертвований паствы в денежном и натуральном выражении;
  • денежных сумм, получаемых за аренду своих угодий и скота;
  • высоких процентов за данные взаймы деньги, зерно.

Как вести себя в буддийском храме

Войти в Буддийский храм могут все, и мужчины, и женщины любой веры, однако, существует несколько правил, которые следует обязательно выполнять:

  • Перед входом в закрытое помещение буддийского храма, необходимо снять обувь или одеть бахилы 
  • Независимо от пола, и женщины, и мужчины снимают головные уборы  
  • Одежда посетителей — в рамках приличия, она не должна быть открытой и вызывающей, в шортах по монастырям ходить тоже не стоит
  • Нельзя дотрагиваться друг до друга и, тем более, до монаха. Ни в коем случае посетители не должны обниматься
  • Во многих монастырях имеются возвышения, предназначенные только для монахов и миряне садиться на них ни в коем случае не должны. Если Вы увидите стулья, то они, как и в православной церкви, предназначены только для пожилых людей
  • Если Вам захотелось сесть, то ноги надо подвернуть под себя или сесть по-турецки и ни в коем случае не вытягивать из по направлению к алтарному пространству
  • Обходить ступу или любую статую желательно по часовой стрелке
  • В храме имеются емкости для пожертвований, собранные деньги идут на благоустройство территории и реставрацию здания. Оставить небольшую денежку, вместо платы за «входной билет» не возбраняется
  • Фотографировать можно только во дворе дацана, внутри съемка запрещена.

В дацане Санкт-Петербурга имеется столовая, где готовят традиционные бурятские блюда — чай с молоком, буузы (мясо в тесте), суп и салат. Столовая работает ежедневно, кроме среды.

По субботам проводятся лекции по буддизму для начинающих.

Напомним, что мировым центром буддизма считается Тибет, а в России основными представителями буддизма являются буряты, тувинцы и калмыки. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 30 дацанов (дацан — это буддийский монастырь). Лама — это религиозный учитель (монах) буддийского храма.

Правила посещения

Полный свод правил посещения Дацана в СПБ, последние новости храма, условия записи на прием к ламе, расписание хуралов в 2019 году прописываются на официальном сайте святого места dazan_spb.ru. Сам же храм находится по адресу: Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91. Доехать до Дацана можно на метро (станция «Старая деревня») или автобусе № 211, 32, а также дачными маршрутками.

К числу основных правил и особенностей Дацана Гунзэчойнэй относят:

  1. Обхождение храма по часовой стрелке сразу после вступления за ворота священного места, совершение круга очищения и почитания Будды (гороо). Повторяется этот ритуал 3 или 7 раз.
  2. Вращение барабанов (хурдэ) только по часовой стрелке.
  3. Входя в храм, необходимо снимать головные уборы и обувь. Бахилы для переобувания можно взять с собой или купить в киоске Дацана. Стоимость их символична — всего 5 рублей.
  4. В дуган (алтарный зал) разрешается входить исключительно без обуви, которую оставляют перед входом в помещение.
  5. Все движения в дугане совершаются по часовой стрелке. Поворачиваться спиной к алтарю запрещается. При желании каждый посетитель может сделать денежное или продуктовое пожертвование для развития в себе щедрости и подавления жадности.
  6. Продукты для пожертвования ставятся на специальный стол в дугане.

Некоторые приходят в Дацан, чтобы заказать службу (хурал), вписывая в листок имена своих близких людей. Другие же посещают это место ради столовой, где представлены традиционные блюда бурятской кухни. Но лучше поприсутствовать на молебне лично, желая благополучия всем людям, а не только своим родным.

История дацана

По меркам религии, которая насчитывает более 2500 лет, буддизм проник на территорию нашей страны не так давно. Первые упоминания о российских буддистах появились в XVII столетии.

При Петре I на берега Невы попали буддисты из Волжской Калмыкии и Забайкалья. Сначала их было совсем мало. В конце XIX века среди жителей города насчитывалось 75 приверженцев буддизма, а перед Первой мировой войной – 184 буддиста.

В начале прошлого века российскими буддистами руководил Агван Лобсан Доржиев. Он был официальным представителем Далай-Ламы XIII и предпринимал много усилий, чтобы сблизить Тибет и Россию. В 1900 году Доржиев прибыл в столицу страны, чтобы собрать пожертвования для монастырской школы, встретился с Николаем II и получил от императора разрешение на строительство дацана.

Вид на Буддийский храм с Приморского проспекта

Уникальный проект буддийского храма был создан талантливым архитектором и искусствоведом Гавриилом Васильевичем Барановским. Деньги на возведение монастыря пожертвовали Доржиев, Далай-Лама XIII, верующие калмыки, буряты и русские. Участок для нового дацана купили на тихой окраине, за Черной речкой.

Строительство началось в 1909 году и длилось 6 лет. Первую службу провели в еще недостроенном дацане в честь 300-летия императорской династии. В 1915 году, когда храм открыли, его священнослужителем стал Доржиев.

В те времена это был первый дацан в Европе. Создание буддийского храма в Санкт-Петербурге получило большую поддержку в странах, где издавна исповедовали буддизм. Король Сиама Рама V дружил с российским императором Николаем II. В качестве подарка тайский монарх отправил в Санкт-Петербург старинную статую Будды.

Вид на фасад Буддийского храма

К сожалению, история дацана началась с трагических событий. Питерский храм появился в неспокойные времена. С 1914 года Россия участвовала в Первой мировой войне и тратила огромные средства на содержание и вооружение армии. Многие россияне обнищали. Буддистам в Санкт-Петербурге было тяжело видеть нарастающий в стране хаос. В 1916 году они покинули город, и храм опустел.

Во время Гражданской войны дацан разграбили мародеры. Пропали библиотека буддийской литературы и собранный Доржиевым архив. С 1919 по 1921 год в культовом здании находилась казарма для красноармейцев.

В 1924 году буддийские молебны в храме разрешили, но верующих было мало. Буддийской усадьбой владела Тибетско-монгольская миссия, которой тогда покровительствовал Наркомат иностранных дел СССР.

Вход в Буддийский храм

Спокойное время длилось недолго. В начале 1930-х годов в стране развернулась кампания по борьбе с религией – «опиумом для народа». Репрессии коснулись не только христиан, но и мусульман, и буддистов.

В 1937 году, когда начался Большой террор, НКВД стал разрабатывать дело о японских разведчиках и диверсантах. Под подозрение спецслужб попали немногочисленные буддийские монахи и жившие при храме русские ученые-востоковеды. Их стали считать изменниками родины, агентами японской разведки и арестовали.

Большинство из тех, кто имел отношение к дацану, в скором времени были расстреляны. Безвинно погиб ученый, литератор и основатель бурятской письменности Базар Барадиевий Барадийн. Создатель дацана и его первый лама – Агван Доржиев в возрасте 85 лет скончался в Улан-Удэ после жестокого допроса в тюремной больнице. Оставшихся буддистов выслали в Сибирь, и они оказались в ужасных условиях лагерей для политзаключенных.

Перед войной буддийское здание отдали физкультурникам, а предметы культа отправили в Музей религии и атеизма. В военные годы в бывшем храме оборудовали мощную радиостанцию, которая использовалась для глушения радиосигналов.

Ситуация поменялась в лучшую сторону в 1960 году, когда по просьбе Юрия Николаевича Рериха храм приспособили под лаборатории, принадлежавшие Зоологическому институту Академии наук. Спустя 30 лет здание вернули буддистам.

Структура монастырского комплекса

На территории Иволгинского дацана располагается 10 храмов-дуганов и 3 ступы-субургана: «Балдан Брайбун», «Найман Отоши» и Священный субурган с мощами Будды и Хамбо-ламы Е.-Д. Шарапова. Всем религиозным постройкам буддизма характерно многоцветие. Храмы монастыря Верхней Иволги не исключение – пёстрые и яркие. 

Главный соборный храм комплекса Цогчен-дуган построен в 1976 году. У главного входа – скульптуры львов с устрашающим оскалом. Внутренний интерьер чрезвычайно богат украшениями изображений на шёлковых тканях, в алтарной части возвышается скульптура Будды Шакьямуни – духовного учителя. 

Чойра-дуган, первый из храмов дацана, сейчас считается храмом философского факультета. После него возводился восьмистенный глинобитный (в отличие от большинства деревянных зданий) двухэтажный Деважин-Сумэ, или Рай Будды Амитабхи. 

Одно из наиболее значимых сооружений монастырского комплекса – храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова, в котором хранится священное нетленное тело величайшего буддистского просветителя. 

Дуган Зелёной Тары посвящён прародительнице всех Будд женской бонхисаттве Ногоон Дара Эхын сумэ. Гунрик-дуган и Майдарин-сумэ – храмы будды Вайрочаны и Майтреи, а Маанин-дуган с расположенным перед ним вольером с косулями – бонхисаттвы Арьяа-Баалы. 

Тантрический храм Жуд-дуган соседствует с квадратным Сахюусан-сумэ, посвящённым гневным божествам дхармапалам, защищающим буддистское учение. 

По периметру монастырского комплекса встречаются хурдэ – молитвенные барабаны. В каждый из них помещены свитки с мантрами – молитвами, в самом большом – 100000 мантр, в маленьких – от 6500 молитв.

Символизм Дацана

Когда буддийский питерский собор только возводился, он сразу же стал ассоциироваться с «аметистовым храмом». Такое этичное сравнение возникло неспроста. Причиной тому стал оттенок графитовых стен, выполненных в красных и фиолетовых тонах. Действительно, Дацан в СПБ уподобляют драгоценным камням. Буддизм превозносит значение натуральных камней, считая их бесценными вещами, исполняющими желания, воплощающими нерушимость и чистоту ума, природу Будды в каждом живущем на земле существе.

Издревле Дацан ассоциируется с прочностью и непоколебимостью. Такие строения возводятся с глубокой верой и усердием многих людей. Дацан Гунзэчойнэй в Питере смог устоять во время революций, войн, репрессий, эгоистических страстей. Этот монастырь — единственный буддистский храм на Севере и Западе Российской Федерации, прославляющий учения Будды.

Биография

Будущий настоятель дацана родился 16 июля 1961 года. Его родное село – Нижний Бургалтай Джидинского района в Бурятии.

В 80-е годы прошлого века, будучи юношей, Буда Бальжиевич жил в Санкт-Петербурге (на то время – в Ленинграде), где окончил Индустриально-педагогический техникум. В 1991 году он стал послушником дацана Гунзэчоийнэй, а в 1993 году принял монашество.

Его духовную карьеру можно назвать довольно стремительной: еще четыре года спустя сам Пандито Хамбо Лама назначил его на пост ширээтэ родного монастыря в Санкт-Петербурге.

Однако в это время начались тяжелые для монастыря времена. Его здание и территорию нелегально захватили представители одной из городских сект, а чиновники и правоохранительные органы не предпринимали ничего в пользу законных хозяев.

Смутное время продолжалось долгих пять лет. Настоятеля иногда преследовали, вследствие чего ему приходилось скрываться. Одновременно с этим он готовил документы для судебных слушаний, но заседания постоянно откладывались, поэтому движение дела происходило очень медленно.

При этом монахи и прихожане в монастырь не допускались, за несколько лет образовалась задолженность за жилищно-коммунальное хозяйство. И хотя представители всех религиозных направлений в России поддерживали позицию буддистской сангхи, журналисты почти не реагировали на эти события.

Наконец в середине 2002 года суд вынес положительное решение в пользу буддистов, а к концу года дацан вновь распахнул свои ворота для посетителей, там заново начали проводиться службы. Стараниями ширээтэ монастырь вновь взял курс на возрождение и расширение географии буддийской мысли в Российской Федерации, восстановил былую мощь и славу. Более того, с тех пор Гунзэчоийнэй стал главным храмом буддизма в европейской части России, воплотившим духовную силу и символизм традиционной буддийской архитектуры.

Одновременно с тяжелым периодом монастыря в 2000 году ширээтэ успешно окончил обучение в Буддийском университете Даши Чойнхорлин, который находится в знаменитом Иволгинском дацане в Бурятской республике. Пять лет спустя он стал доктором философии буддизма, а еще через год удостоился аналогичной степени по мировому стандарту Оксфордской системы образования.

Благодаря настоятелю внешний фасад и внутренние покои монастыря стали реставрировать. 23 августа 2015 года был отмечен первый по-настоящему значимый юбилей – 100-летие дацана. Также Гунзэчоийнэй стал сотрудничать с важными культурными учреждениями Петербурга, в числе которых:

  • Эрмитаж;
  • Музей истории религии;
  • Музей Николая Рериха;
  • организации, непосредственно связанные с наукой.

Сегодня в самом дацане проводятся многочисленные экскурсионные программы, лектории. Настоятель сам ведет лекции для посетителей об основах буддизма. Кроме того, он написал и выпустил книгу «Лекции по философии и практике буддизма».

Здесь же, в монастыре, все желающие могут прийти к местным ламам на лечение с помощью традиционной медицины Тибета. Главнейший среди эмчи-лам, конечно же, сам Буда Бальжиевич.

В конце 2016 года он стал членом Общественной палаты Санкт-Петербурга. Надо сказать, он вообще довольно публичный человек и открыт к диалогу с прессой и общественностью. Его часто приглашают на радио, берут интервью известные печатные и интернет-издания.

Особенности архитектуры

На архитектурный стиль этих культовых заведений влияло то, что возводили их русские зодчие мастера, учитывавшие суровый климат и географические особенности местности. Первые постройки имели план в виде креста, где в северной глухой части без окон был алтарь. Здание было пятиглавым.

С южной стороны располагался вестибюль, который не давал холодному воздуху проникнуть в главный зал, в то время как в монгольские и тибетские храмы верующие заходили прямо с улицы.

Если в Тибете храмы были каменными, и их стены возводились без использования раствора, за счёт чего имели наклон вовнутрь, то в Бурятии большинство храмов были деревянными. Первым каменным дацаном стал Агинский.

Позже строители привнесли больше восточных элементов в здания храмов. Они стали ближе к квадрату по форме, многоярусными, с галереями и колоннами, с загнутой вверх крышей, как в китайских пагодах.

Кстати сказать, японские храмы тоже в большинстве своём деревянные, но строятся для вентиляции на сваях из-за сырости и угрозы наводнений.

Богатое внутреннее убранство бурятских храмов соответствовало тибетскому стилю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector