Спасо-преображенский собор
Содержание:
- Персоналии духовенства, связанные с собором
- Повседневная жизнь собора
- Архитектура и убранство
- Возведение храма
- Внутреннее убранство Преображенского собора в Санкт-Петербурге
- История храма в советский период
- Образ Спаса Нерукотворного
- История собора
- Другие церкви и храмы Переславля-Залесского
- Посещение Спасо-Преображенского собора
Персоналии духовенства, связанные с собором
6(18) августа 1833 г., в день Преображения Господня, в соборе был посвящён в епископы черногорский владыка и поэт Пётр II Петрович Негош.
С 1881 года, состоя на службе в Преображенском полку, старостой собора был гвардии штабс-капитан (впоследствии полковник) Леонид Михайлович Чичагов — впоследствии митрополит Серафим. Будучи уже митрополитом Ленинградским (назначен 23 февраля 1928 года) совершил в соборе свою первую в Ленинграде службу 18 марта (в третью Неделю Великого поста), а также последнюю — 24 октября 1933 года.
В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров.
22 апреля 1979 года, за Пасхальной службой, в соборе скончался митрополит Серафим (Никитин), бывший Крутицкий и Коломенский.
С июля 1981 до 1985 года клириком собора был священник Евгений Ждан (c 2002 года — митрополит Нижегородский и Арзамасский).
Настоятели собора
Настоятели собора за всю историю |
|
Даты |
Настоятель |
28 января 1752 — 13 марта 1758 протопоп |
Лука Иванов |
13 марта 1758—1781 протопоп |
Андрей Михайлов |
1781 — … |
протопоп Симеон Матфиев |
1793—1798 |
протоиерей Лукиан Феодотович Протопопов |
18 июня 1799—1806 |
священник Иоанн Рябинин |
1806 — март 1807 в |
протоиерей Александр Александро |
31 марта 1808 — 1 января 1816 |
протоиерей Алексий Алексиевич Торопогрицкий |
29 июня 1816 — 6 сентября 1829 протоиерей |
Антипа Гаврилович Гаврилов |
11 января 1830 — 23 апреля 1867 протоиерей |
Василий Иаковлевич Сицилинский |
12 мая 1867— 15 октября 1882 |
протоиерей Михаил Михайлович Спасский (1800—1884) |
1882 — 29 марта 1901 |
протоиерей Пётр Алексиевич Зиновьевский |
4 апреля 1901 — 17 февраля 1908 |
протоиерей Владимир Феодорович Краснопольский (1841- …) |
19 февраля 1908 — 30 июля 1918 |
протоиерей Сергий Алексеевич Голубев (1860—1918) |
1918 — … |
протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850- после 1917) |
1921 — июль 1923 |
протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров |
июль 1923 — сентябрь 1924 «епископ» Евгений (Белков) |
По чётным числам |
25 сентября 1924 — 25 ноября 1924 |
«архимандрит» Илия (Илия Густавович Тролле) |
1924 — 12 января 1925 |
«священник» Михаил Васильевский |
январь 1925 — апрель 1925 |
«священник» А. Строганов |
1932 — 2 августа 1933 |
протоиерей Ксенофонт Павлович Виноградов (…—1933) |
26 августа 1933—1935 |
протоиерей Иоанн Васильевич Морев |
1935 — 13 марта 1936 |
протоиерей Николай Иоаннович Измайлов (… — около 1942) |
март 1936 — 1 апреля 1937 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
1 апреля 1937 — 14 октября 1937 |
протоиерей Александр Феодорович Архангельский |
октябрь 1937—1940 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
1940 — 19 декабря 1941 |
протопресвитер Алексий Григорьевич Абакумов (1869—1941) |
декабрь 1941 — январь 1944 |
протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) |
12 января 1944 — 21 ноября 1945 |
протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971) |
10 декабря 1945 — 4 марта 1973 |
протоиерей Сергий Владимирович Румянцев (1903—1977) |
21 февраля 1973 — 25 мая 1977 |
протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981) |
25 мая 1977 — 2 марта 1986 |
протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) |
2 марта 1986 — 1 июля 1987 |
протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. 1932) |
23 июня 1987 — 11 августа 2014 |
протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) |
11 августа 2014 год — настоящее время |
протоиерей Николай Брындин |
Повседневная жизнь собора
В настоящее время в соборе проходят ежедневные богослужения согласно расписанию. При комплексе функционирует Епархиальный обучающий центр для детей в возрасте от 7 до 18 лет на бесплатной основе.
Образовательные курсы проводятся в группах:
- мастер-классов по вязанию и изобразительному искусству;
- мастер-классов по росписи писанок;
- добровольческой школы для помощи нуждающимся;
- журналистского направления и фотографии;
- изучения духовной жизни родного края;
- хорового пения и ансамбля народных творчеств;
- организации благотворительных концертов;
- изучения культуры праздников;
- истории православия;
- семейной спортивной подготовки;
- театрального и литературного кружков.
Крещение детей и взрослых проходит по субботам и воскресеньям в 11:00. Таинство венчания совершается по средам, пятницам и воскресеньям (исключая запрещающие обряд дни) между утренними и вечерними богослужениями.
Архитектура и убранство
Всех Скорбящих Радосте в Соборе Преображения Господня всей гвардии Площадь собора составляет 1180 м², высота — 41,5 метра. Фасады главного объёма оформлены двенадцатиметровыми четырёхколонными портиками ионического ордера. Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом, по углам — четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.
Высокие полуциркульные окна закомпонованы в ниши с балюстрадами и оформлены орнаментальными архивольтами. Стены собора также декорированы лепными панно с воинскими атрибутами.
В 1832—1833 годах по проекту архитектора Стасова в память о победе в русско-турецкой войне 1828—1829 годов вокруг собора сооружена ограда, основа которой — стволы трофейных турецких пушек, взятых со стен турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Силистрии, а также взятые в сражении под Кулевчи. На стволах сохранились вычеканенные гербы Османской империи, а на некоторых из них — данные им имена: «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть». По повелению императора Николая I в дар собору были выделены 18- и 24-фунтовые трофейные орудия.
Ограда состоит из 102 бронзовых орудийных стволов, установленных на 34 гранитных основания, по три на каждом. Стволы орудий установлены дульным срезом вниз, в знак того, что они уже никогда не будут участвовать в военных действиях. Все средние стволы украшены двуглавыми орлами с коронами. Все группы орудий соединяются массивными декоративными цепями. Створки главных ворот собора украшены щитами с бронзовыми изображениями медалей за русско-турецкую войну. Также вокруг собора стояли двенадцать орудий и два единорога (длинноствольных орудия), составлявших собственность Преображенского полка.
В 1886 году в ограде выстроена часовня (архитектор И. Б. Слупский). В 1916 году архитектором С. О. Овсянниковым планировалась постройка усыпальницы для захоронения офицеров, павших в Первой мировой войне, но она так и не была осуществлена.
Вскоре после революции золочёные двуглавые орлы на ограде, а также медальоны и крест на центральных воротах соборной ограды были демонтированы и уничтожены. В 2004 году все эти элементы были воссозданы и возвращены на свои места.
В храме есть три придела: главный, освящённый во имя Преображения Господня, северный (левый) — во имя священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный (правый) — во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
Главный купол собора расписан под цвет облачного неба, в центре которого изображена большая звезда. В подкупольном пространстве находится большое пятикупольное паникадило на 120 свечей. Четырёхъярусный иконостас главного придела изготовлен по рисункам Стасова, образа написаны художниками Г. И. Угрюмовым, А. И. Ивановым, В. К. Шебуевым, А. Е. Егоровым и др. Роспись интерьеров по эскизу Шебуева выполнили художники Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Бессонов, оформление кафедры выполнено резчиком Василием Захаровым
Возведение храма
Собор был возведен для полкового двора гренадеров Преображенского полка. В начале XVIII века сюда часто заезжала дочь Петра Великого, Цесаревна Елизавета Петровна. Она была крестной матерью у многих детей солдат и офицеров этого полка. Цесаревна пользовалась любовью и уважением у гвардейцев и именно к ним обратилась она за помощью, когда решила взойти на Российский престол, который в то время занимали члены «Брауншвейгской фамилии». Вместе с Цесаревной преображенцы отправились в Зимний дворец, и наутро Елизавета Петровна была провозглашена Императрицей Российской.
При строительстве церкви вам могут понадобиться услуги Компании «Карандаев» — камнерезной мастерской специализирующейся на проектировании и создании интерьеров храмов и предметов культа .
В дальнейшем императрица Елизавета никогда не забывала о той помощи, которую получила от военных, и в знак благодарности повелела возвести Церковь Преображения Господня.
Строительство каменного храма было начато в 1743 году. Для руководства работами были приглашены лучшие петербургские архитекторы того времени — Доминико Трезини, Франческо Растрелли, Михаил Земцов. Елизавета Петровна лично присутствовала при начале возведения и сама заложила в фундамент храма первый камень. В дальнейшем императрица тщательно следила за тем, как проводятся работы по строительству храма и порой вносила предложения по его обустройству. Освящение этого собора проходило также в присутствии императрицы. Храм стал выполнять функции полкового собора. По повелению императора Павла I в ноябре 1796 года этот собор был назначен Храмом всей гвардии.
Пятикупольный храм был выстроен в традициях старинного зодчества и отличался от большинства подобных построек — ведь в то время предпочтение отдавалось соборам с одним куполом, созданным в европейских традициях.
Возможно, Вам будет интересна статья о храме Матроны Московской на улице Софьи Ковалевской.
Внутреннее убранство Преображенского собора в Санкт-Петербурге
До 1918 года в храме хранились военные трофеи, полковые знамена, мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была на Александре II 1 марта 1881 г., в день его смертельного ранения, со следами его крови. Все эти реликвии были перенесены в Артиллерийский музей, а затем, в 1950 году — в Эрмитаж. При восстановлении храма В.П. Стасов несколько видоизменил интерьер. По его рисунку были выполнены иконостас и алтарная сень. Иконостас центрального придела — четырёхъярусный, украшенный по белому фону золоченной резьбой. Над образами иконостаса работали такие известные мастера как А. Угрюмов, В. Шебуев и А. Иванов. Свод расписан цветом неба. В центре его изображена звезда. Храм украшают главные его святыни — Нерукотворный Образ Спасителя и икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте».
Образ Спасителя, был любимой иконой Петра Первого. Он был с ним при закладке Петербурга и во время Полтавской битвы. Написана икона известным живописцем Симоном Ушаковым для царя Алексея Михайловича и перешла к Петру I от матери. Хранилась она в домике Петра Первого, затем была перенесена в Троицкую церковь, а в 1938 году — в храм Преображения Господня.
«Икона Всех Скорбящих Радосте», сопровождавшая русскую армию во время военных походов, была выполнена в 1711 году по указу сестры Петра Великого, царевны Натальи Алексеевны. С 1932 года икона находится в храме Преображения Господня.
В храме три престола — главный, во имя Преображения Господня, северный, во имя священномученика Климента Папы Римского и Петра Архиепископа Александрийского и южный, во имя преподобного Сергий Радонежского Чудотворца.
Внутри храма находится памятная доска со списком погибших офицеров полка с 1702 по 1917 год.
Храм Преображения Господня славится своим хором, в котором поют солисты Академической капеллы. Храм никогда не прекращал свою работу и был действующим всё советское время.
История храма в советский период
В результате революции 1917 года к власти пришли большевики, проводившие агрессивно атеистическую политику. По всей стране закрывались церкви, а православная вера претерпевала бесчисленные нападки. Невзирая на это Свято-Преображенский собор продолжал оставаться действующим храмом. В нем по-прежнему регулярно проводились богослужения и церковные таинства.
Работал храм и в страшные годы Великой Отечественной войны. Во времена блокады Ленинграда в его подвале было организовано бомбоубежище, одновременно вмещавшее порядка пятисот человек. Там же раненым оказывалась врачебная помощь. После войны храм отреставрировали. Несмотря на все притеснения со стороны действовавшей власти Преображенский собор продолжал оставаться местом, где регулярно проводятся богослужения, собирающие большое количество прихожан.
Образ Спаса Нерукотворного
Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом.
Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах.
Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу.
Происходило это так. После водосвятного молебна на Заячьем острове 16(27) мая 1703 года, в день Пресвятой Троицы, Государь самолично взял заступ и начал копать ров. Неожиданно — добрый знак — в небе появился орел, диковинная для севера птица.
В выкопанный ров опустили золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, некогда посетившего эти места. Взяв три куска дерна, Петр положил их на крышку ковчега со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Питербурх».
Загрохотали пушки.
Был чудотворный образ Спаса с Петром и во время исторической Полтавской битвы, когда Император чудом остался жив. Три пули достались на долю Царя: одна пробила ему шляпу, другая попала в седло, а третья… несла ему смерть: ударила прямо в грудь; но Бог хранил своего помазанника: пулю удержал крест, бывший на груди Петра.
Позже Нерукотворенный Спас был помещен в домике Петра Великого на Петроградской стороне, в столовой, обращенной в часовню Спасителя.
Нескончаемые паломники текли сюда рекой, с верою в чудотворность царского образа. Петербуржцы так и говорили: идти ко Спасителю.
Благодарный народ, православные всех званий, возрастов и состояний, приносил к любимому образу бесчисленные пожертвования — иконы, оклады, кресты.
Она же именньгм указом 1 июля 1842 года повелела: «В день празднества Нерукотворенного Образа, 16 августа, казенных никаких работ не производить».
Этот образ ежегодно, в день Преполовения Господня, обносили крестным ходом вокруг Петропавловской крепости.
В прошлом веке почитатель святыни оставил глубоко проникновенное ее описание: «Этот древний образ имеет чудный вид. С первого взгляда лик Спасителя кажется строгим, но когда всмотришься в него, в глазах видны необыкновенное смирение и кротость, глубина страданий и божественное величие.
Вид Спасителя вообще печальный и страждущий, но вместе с тем в лице Его сияет глубочайшее спокойствие… Щеки впалые, от сильной худобы заметны даже глазные впадины. На челе видны кровавые капли, еще как бы не запекшиеся: они как будто только что скатились из-под тернового венца.
Над бровями выступают страдальческие складки, так что как будто Страждущий не выдержал ужаснейшей боли; содрогнулся от нее, но все-таки удержал спокойствие духа до конца.
Вообще весь лик Спасителя покрыт неизъяснимым совершенством, так что взирая на Него, благоговеешь пред Спасителем, глубже чувствуешь свое ничтожество, яснее сознаешь свою греховность, и, умиляясь всею душой, невольно преклоняешь колена перед сим чудным образом Спаса.»
В своем письме Авгарь с глубокой верой просил Спасителя прийти в Едессу и даровать исцеление ему, ее правителю, в награду же обещал разделить с Ним царство. Правитель поручил Анании втайне от Иисуса написать Его Лик.
Живописец передал Христу письмо своего господина, однако написать образ Господа так и не сумел — ему не удавалось достичь сходства, несмотря на все старания. В утешение всевидящий Господь, зная о желании Авгаря, омыл Лицо Свое водой и утер Его чистым полотном (убрусом).
Когда же Он отнял убрус от Лица, то на полотне запечатлелся Его Божественный образ. Получив святыню, Авгарь поклонился ей и получил облегчение в болезни. После Вознесения Спасителя промыслом Божиим в Едессу пришел апостол Фаддей. Он крестил князя, и дом его, и весь город.
Выйдя из святой купели, Авгарь окончательно исцелился.
Спас Нерукотворный прикровенно напоминает каждой кающейся душе об одном из главных событий в Священной истории. Человек, созданный по образу и подобию Божию, после грехопадения осквернил в себе образ Божий.
Но милостив Творец! В спасительных таинствах Матери-Церкви очищается душа грешника, соединяясь с Господом. «Истинный образ Божий всегда нерукотворен, — размышляет духовный писатель XIX века.
— Отсюда следует, что цель всех наших усилий, занятий, наук, должна состоять только в том, чтобы представить Богу наши души как чистый убрус, способный принять Божественное изображение».
После закрытия часовни на Петроградской стороне в январе 1930 года, древний образ перенесли в Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице, а когда в 1936 году снесли и ее, — в Спасо-Преображенский собор.
История собора
Храмовое сооружение имеет богатую историю. Старинная постройка на сегодняшний день ушла под землю на 90 см. Толщина стен составляет более метра.
Возведение и основание
Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, основал собор в 12 веке. Стены сооружения выложены из хорошо обтесанных блоков белого камня по полубутовой технике. Каменные блоки укладывались почти без связующих материалов и подгонялись друг к другу с большой точностью. Затем щели между булыжниками засыпали обломками камня, щебня и кирпича. Получалась стена, которая заливалась раствором извести. Подобная техника укладки испол ьзовалась, в основном, в Риме.
Ленточный фундамент храма сделан из булыжника и извести. Основание уходит на глубину, примерно, на 1,2 метра и доходит до плотного слоя глины.
Историческая судьба
Смерть Владимира Мономаха приостановила строительство святыни. Андрей Боголюбский, сын Долгорукого, завершил работы по возведению через 5 лет, в 1157 году.
В этом храме был крещен Александр Невский. Собор стал местом захоронения для русских князей. В его стенах обрели свой покой сын Александра Невского – Дмитрий Александрович и внук Александра Невского — Иван Дмитриевич.
Молельню разоряли много раз. Происходило это во времена татаро-монгольских набегов. Много ценностей было украдено. Собор восстанавливали после каждого набега.
В храме проводились собрания Русской православной церкви с 1310 года. Сергий Радонежский здесь был принят в сан священника. Сам Иван Грозный несколько раз приезжал на богомолье.
При советской власти храм работал, но с перебоями, и в конце концов был закрыт. Пока собор пустовал произошло разрушение здания и крыша протекла.
Большевики вывезли:
- святые реликвии;
- церковную утварь;
- дорогие дары, принадлежащие святой земле.
Реставрировали здание в 2000-х годах.
Основные преобразования:
- выполнено восстановление и укрепление стен;
- крест позолочен;
- заменена кровля.
История фресок
Храм пострадал не только от вредного воздействия влаги и времени. Наибольший урон ему нанесли реставраторы.
«Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» — это фрески, которые нашел в 1862 году Н.А. Артлебен, знаменитый зодчий (архитектор) и краевед. В 1893-94 гг. проводили реставрацию, и святыни были аккуратно сняты с тонким слоем стен. Их уложили в ящики — реставрацию хотели проводить в Москве, так как не имели возможности провести ее на месте. Деньги на перевозку выделены не были.
На собрании Археологов в 1895 году было принято решение о том, что фрески не заслуживают дальнейшего хранения. Их беспорядочно сложили в холодном подвале. Хорошо сохранился только один небольшой кусок. На него можно полюбоваться в Московском Историческом музее. Фрагмент носит такое название – поясное изображение апостола Симона.
Все фрески, которые когда-то давно являлись украшением святыни, в 19 веке (в процессе реставрационных работ) были счищены. Посчитали, что они не представляют никакой ценности. И теперь в соборе просто пустые стены.
Современное положение
Сейчас храм является памятником старины и принадлежит Никольскому монастырю. Службы в нем проводятся редко, всего 3 раза в год. Собор носит статус музея-заповедника и является главным экспонатом.
В течение года туристы тысячами посещают Переславль Залесский. Многие паломники приезжают сюда для того, чтобы попасть внутрь храма и насладиться духом давно ушедших времен. На сегодняшний день музей принял более 70 000 человек.
Другие церкви и храмы Переславля-Залесского
В Залесском можно увидеть множество церквей и храмов. Если вы решили ехать в этот город, то обязательно посетите и другие храмы.
Покровская церковь
Посещение возможно ежедневно с 8-00 до 12-00. Церковь интересна как внешним, так и внутренним интерьером. Выполнена в стиле барокко
Обязательно обратите внимание на евангелие 1701 года и напрестольный крест, на котором есть надпись 1758 года
Знаменская церковь
Построена в память о княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского. Посещать церковь можно по выходным дням с 8-00 до 14-00.
Святыня интересна тем, что была полностью разрушена советской властью. Через какое-то время на этой земле был открыт магазин винных напитков. Позднее молельня была заново отстроена. Стройка длилась около 10 лет и началась в 1999 году.
Церковь Сорока мучеников Севастийских
Открыта для посетителей по субботам и воскресеньям с 7-30 до 23-00. Церковь следует посетить из-за красивых росписей, расположенных в главном и теплом пределах храма. Главный был полностью расписан в 2016 году. Теплый предел расписали в 2013 году.
Никольский монастырь
Был создан в середине 14 века. Принимает посетителей ежедневно с 8-00 до 20-00.
Что интересного хранится в монастыре:
- икона папы Римского с частицей мощей;
- крест Корсунский;
- рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых.
Посещение Спасо-Преображенского собора
Верующие и туристы могут побывать в этом храме каждый день.
Открыт он с 8.00, а по средам, пятницам и воскресеньям здесь служат раннюю литургию – с 7.00
Закрываются двери храма в 20.00.
Обратите внимание, что начинается литургия здесь в 10.00 каждый день (в воскресенье, пятницу и среду здесь служат два таких богослужения – раннее и позднее).
Начало вечерни – в 18.00.
Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено
Это правило действует для всех посетителей. Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено
Это правило действует для всех посетителей
Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено. Это правило действует для всех посетителей
Как и в любом другом православном соборе, не забывайте о соответствующем внешнем виде:
- для женщин обязательными являются головные уборы (платки, косынки), а также платья или юбки, которые прикрывают колени;
- мужчинам нельзя входить в церковь в шортах, спортивной одежде, с голым торсом.
- не стоит пользоваться резкими парфюмами или слишком душиться;
- женщинам лучше отказаться от губной помады или стереть ее до того, как они будут прикладываться к образам.
Решив посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его ограду, для которой использовали более ста трофейных орудий. Это своеобразный памятник героям русско-турецкой войны
Внутри собора находится доска, на которую нанесены фамилии офицеров Преображенского полка, погибших в период с 1702 до 1917 года. Сам храм считался «собором всей гвардии».
Посетителям стоит обратить внимание и на прекрасную внутреннюю роспись, которая украшает как стены, так и купола. К ней приложили руку многие известные художники
Важно! Постарайтесь посетить храм во время богослужения – так вы сможете насладиться пением хора, которое поражает своим великолепием. Верующим непременно стоит поклониться главным святыням этого собора:иконе Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (кстати, именно она сопровождала русские войска во время всех военных кампаний; написана была в начале XVIII века), а также Нерукотворный Образ Спаса (это любимая икона Петра Великого, которая досталась ему от матери; ее он брал с собой и на закладку Санкт-Петербурга, и на поле Полтавской битвы), который был написан Симоном Ушаковым
Верующим непременно стоит поклониться главным святыням этого собора:иконе Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (кстати, именно она сопровождала русские войска во время всех военных кампаний; написана была в начале XVIII века), а также Нерукотворный Образ Спаса (это любимая икона Петра Великого, которая досталась ему от матери; ее он брал с собой и на закладку Санкт-Петербурга, и на поле Полтавской битвы), который был написан Симоном Ушаковым.