Преображенский рязанский мужской монастырь

Преображенский Рязанский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь – православный мужской монастырь в Рязанской области, основанный в конце XIII-го – начале XIV-го века. Монастырь был закрыт советской властью в 1920 году, возвращен Церкви в 1996 г.

История

История монастыря связана с историей города, который был заложен епископом Муромским и Рязанским Арсением. Древние летописи говорят о монастыре как о Преображенском, «что внутри города». Во время монголо-татарского нашествия Переславль-Рязанский принял беженцев из разоренной Старой Рязани, а в 1288 сюда перенес свою кафедру святитель Василий Рязанский.

Существует предание, что монастырь был основан в это же время — в конце XIII-го или в начале XIV-го века. Скорее всего обитель была основана при Великом князе Олеге Ивановиче. Об устройстве обители заботился Великий князь Рязанский Иван Васильевич, который в 1467 году своей грамотой пожаловал ей земли.

В 1501 году по новой грамоте князя Федора Васильевича монастырю было подарено село Гавриловское.

В 1522 году в Переславле-Рязанском началась традиция, по которой утренний благовест в городе начинался с колокольни Спасского собора монастыря. Особый статус обители подчеркивался тем, что его настоятели издревле носили статус архимандритов, а не игуменов. При царе Иване Грозном спасские архимандриты стали неизменно присутствовать на Московских Соборах. В 1653 году монастырю была выдана патриаршая грамота, поддержанная царским указом, по которым настоятели стали иметь право носить во время богослужений белую шапку. Позже им было предоставлено право также употреблять ковёр, как это принято во время архиерейской службы.

В 1742 году вышел указ Святейшего Синода награждать архимандритов наперсным крестом для повседневного ношения, что должно было их отличать от игуменов. Таким образом Спасские настоятели получили ещё одно отличие от настоятелей других монастырей.

В 1757 году епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII века архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.

В 1920 году монастырь был закрыт.

В 1996 году по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла начала возрождаться монастырская жизнь. Государство стало передавать в пользование новообразованной общины здания монастыря.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

Собор Спаса Преображения

Церковь Богоявления Господня

Церковь Иоанна Богослова в Гостинице Знати

Часовня Пантелеимона Целителя в башне ограды

Святыни

Икона Спас Нерукотворный (мироточивая)

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» (мироточивая)

Икона Божией Матери “Нечаянная Радость”

Частица мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского

Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей рясы

Частица мощей святителя Луки Крымского

Частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского

Частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской

Частица мощей святой преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой

Частица мощей святой преподобной Манефы Гомельской

Собор Спаса Преображения

Церковь Богоявления Господня

Церковь Иоанна Богослова в Гостинице Знати

Как добраться

Адрес: Россия, г. Рязань, Кремль, д. 1

Спасо-Преображенский монастырь находится на территории Рязанского кремля, в самом центре города, недалеко от вокзала.

На автомобиле из Москвы нужно выезжать по федеральной дороге М-5 «Урал», расстояние до Рязани — 180 км.

С Казанского вокзала в Рязань ходят электрички, а от метро «Выхино» — автобусы. В самой Рязани доехать до монастыря можно общественным транспортом — на троллейбусе № 1 или маршрутном такси №41 — до остановки «Соборная площадь». Далее пешком до Рязанского кремля.

Паломнику

Спасо-Преображенский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Телефон: +7 (4912) 28-08-04, 27-41-06

14 октября 2020 года. Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых.

14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились.

Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи, видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил; «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот, И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с XII века. В честь Покрова Богородицы в 1165 году Великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен один из самых красивых и неповторимых православных храмов — Покрова на Нерли.

Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства.

Расписание богослужений в Казанском соборе с 17.05 по 23.05

Дата

Время богослужения

17 мая

Понедельник

Преподобномученицы

Пелагии, девы Тарсийской

УТРО

6:30   Исповедь

6:40   Часы

Божественная

литургия               

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00  Вечернее

богослужение

18 мая

Вторник

Мученицы Ирины

УТРО

6:30   Исповедь

6:40   Часы

Божественная

литургия

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00  Вечернее

 богослужение

19 мая

Среда

Праведного Иова

Многострадального

УТРО

6:30   Исповедь

6:40   Часы

Божественная

литургия                

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00  Вечернее

богослужение

20 мая

Четверг

Воспоминание явления

на небе Креста Господня

в Иерусалиме

Преподобного Нила

Сорского

УТРО

6:30   Исповедь

6:40   Часы

Божественная

литургия              

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00  Всенощное

бдение

21 мая

Пятница

Апостола и евангелиста

Иоанна Богослова

УТРО

6:30   Исповедь

6:40   Часы Божественная

литургия                

ВЕЧЕР

17:00  Всенощное

бдение с чтением

акафиста

святителю

Николаю

Чудотворцу

22 мая

Суббота

Перенесение мощей

святителя

и чудотворца Николая

из Мир Ликийских в Бар

УТРО

6:40   Часы

Божественная

литургия

Молебен

ВЕЧЕР

17:00  Воскресное

Всенощное

бдение

23 мая

Воскресенье

Неделя 4-я по Пасхе

о расслабленном

Апостола Симона Зилота

УТРО

6:15 Ранняя

Божественная

литургия

9:00 Поздняя

Божественная

литургия

Водосвятный

молебен

ВЕЧЕР

17:00 

Полиелейное

богослужение

История Спасо-Преображенского монастыря с XII по XVII века

Точная дата основания обители не известна. Но предполагают, что это произошло в конце XII века. Монастырские стены стали частью хорошо спланированной оборонительной линии вокруг Ярославля, защищая его западные рубежи. Это была едва ли самая укрепленная часть города, поскольку ярославский кремль никогда не был окружен собственными каменными стенами.

Новый монастырь рос и развивался стремительно. В самом начале XIII века в нем открыли духовное училище, где готовили православных священнослужителей – Григорьевский притвор. Он был первым учебным религиозным заведением в Северо-Западной Руси. Спустя время, его перевели ближе к митрополиту — в Ростов.

Слева направо: Церковь Ярославских Чудотворцев, звонница

Почти сразу же в обители стали собирать библиотеку и занимались перепиской книг

В честь важного события — создания Ярославского княжества, в монастыре во времена царствования Василия III возвели из камня Спасо-Преображенский собор

Обитель пользовалась благоволением не только ярославских, но и московских князей. Здесь любил бывать Иоанн Грозный. Каждый раз, приезжая в Ярославль, царь оставлял обители жалованные грамоты. Монастырские владения ширились, и богатства росли. Обитель превратилась в крупного феодала и владела 6 селами и 239 деревнями. Ей принадлежали места для ловли рыбы и доходные соляные варницы. Кроме того, монастырь был освобожден от денежных и хозяйственных повинностей, принятых в Ярославле, имел судебный иммунитет, а на его территории издавна хоронили представителей правящей элиты Ярославских земель.

Слева направо: Звонница, церковь Ярославских Чудотворцев, Спасо-Преображенский собор

Такие привилегии он получил от государя за то, что здесь супруга Иоанна Грозного вылечилась от тяжелой болезни. Постоянную поддержку оказывал монастырю и Федор — сын Иоанна IV.

Когда пришли непростые для России Смутные времена, Ярославль был разорен польско-литовскими войсками. Только Спасо-Преображенской обители, выдержавшей месячную осаду, удалось не покориться. И отрядам неприятеля пришлось уйти ни с чем. Примечательно, что именно от стен этой обители направилось на Москву второе земское ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, которое и спасло Россию от вторжения. А весной 1613 года в монастыре гостил Михаил Романов, который подписал здесь грамоту, где обозначил свое согласие на престол. Позже первый государь из династии Романовых также отправлял в монастырь богатые дары.

После Смутных времен монастырь значительно укрепили. Периметр его мощных трехметровых стен превышал 800 м, а их высота достигала десяти с половиной. Для обороны на каменных стенах и башнях разместили пищали, карабины и бочки с порохом. В Ярославле, вдоль дороги, ведущей к Угличу, выросло несколько принадлежащих монастырю слобод. Экономическое и политическое влияние обители в те времена не уступало Ярославскому посаду.

Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы

6 / 19 января. Крещение Господне (Богоявление)

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день мы вспоминаем евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

12 июля 2020 года. Память первоверховных Апостолов Петра и Павла

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Спасо-Преображенский монастырь XVIII в.

В 1747 году в монастыре была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария (одна из первых в стране). Через 30 лет в ней обучалось 300 воспитанников. В пределах монастыря она находилась до 1875 года. В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был упразднен. Ярославль становится не только центром вновь образованной Ярославской губернии, но и центром Епархии, переведенной сюда из Ростова. Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. В конце XVIII века известный русский библиофил А. И. Мусин-Пушкин приобрел у последнего настоятеля монастыря Иоиля (Быковского) его личную библиотеку. В этой библиотеке он нашёл бесценный памятник русской литературы XII века — «Слово о полку Игореве»

5 / 18 апреля 2021 года. Неделя 5-я Великого Поста. Преподобной Марии Египетской

Пре­по­доб­ная Ма­рия, про­зван­ная Еги­пет­ской, жи­ла в се­ре­дине V и в на­ча­ле VI сто­ле­тия. Ее мо­ло­дость не пред­ве­ща­ла ни­че­го хо­ро­ше­го. Ма­рии ис­пол­ни­лось лишь две­на­дцать лет, ко­гда она ушла из сво­е­го до­ма в го­ро­де Алек­сан­дрии. Бу­дучи сво­бод­ной от ро­ди­тель­ско­го над­зо­ра, мо­ло­дой и неопыт­ной, Ма­рия увлек­лась по­роч­ной жиз­нью. Неко­му бы­ло оста­но­вить ее на пу­ти к по­ги­бе­ли, а со­блаз­ни­те­лей и со­блаз­нов бы­ло нема­ло. Так 17 лет Ма­рия жи­ла в гре­хах, по­ка ми­ло­сти­вый Гос­подь не об­ра­тил ее к по­ка­я­нию.

Слу­чи­лось это так. По сте­че­нию об­сто­я­тельств Ма­рия при­со­еди­ни­лась к груп­пе па­лом­ни­ков, на­прав­ляв­ших­ся в Свя­тую Зем­лю. Плы­вя с па­лом­ни­ка­ми на ко­раб­ле, Ма­рия не пе­ре­ста­ва­ла со­блаз­нять лю­дей и гре­шить. По­пав в Иеру­са­лим, она при­со­еди­ни­лась к па­лом­ни­кам, на­прав­ляв­шим­ся в храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.

Лю­ди ши­ро­кой тол­пой вхо­ди­ли в храм, а Ма­рия у вхо­да бы­ла оста­нов­ле­на неви­ди­мой ру­кой и ни­ка­ки­ми уси­ли­я­ми не мог­ла вой­ти в него. Тут по­ня­ла она, что Гос­подь не до­пус­ка­ет ее вой­ти в свя­тое ме­сто за ее нечи­сто­ту.

Охва­чен­ная ужа­сом и чув­ством глу­бо­ко­го по­ка­я­ния, она ста­ла мо­лить Бо­га про­стить гре­хи, обе­щая в корне ис­пра­вить свою жизнь. Уви­дев у вхо­да в храм ико­ну Бо­жи­ей ма­те­ри, Ма­рия ста­ла про­сить Бо­го­ма­терь за­сту­пить­ся за нее пе­ред Бо­гом. По­сле это­го она сра­зу по­чув­ство­ва­ла в ду­ше про­свет­ле­ние и бес­пре­пят­ствен­но во­шла в храм. Про­лив обиль­ные сле­зы у гро­ба Гос­под­ня, она вы­шла из хра­ма со­вер­шен­но дру­гим че­ло­ве­ком.

Ма­рия ис­пол­ни­ла свое обе­ща­ние из­ме­нить свою жизнь. Из Иеру­са­ли­ма она уда­ли­лась в су­ро­вую и без­люд­ную Иор­дан­скую пу­сты­ню и там по­чти пол­сто­ле­тия про­ве­ла в пол­ном уеди­не­нии, в по­сте и мо­лит­ве. Так су­ро­вы­ми по­дви­га­ми Ма­рия Еги­пет­ская со­вер­шен­но ис­ко­ре­ни­ла в се­бе все гре­хов­ные по­же­ла­ния и со­де­ла­ла серд­це свое чи­стым хра­мом Ду­ха Свя­то­го.

Ста­рец Зо­си­ма, жив­ший в Иор­дан­ском мо­на­сты­ре св. Иоан­на Пред­те­чи, про­мыс­лом Бо­жи­им удо­сто­ил­ся встре­тить­ся в пу­стыне с пре­по­доб­ной Ма­ри­ей, ко­гда та уже бы­ла глу­бо­кой ста­ри­цей. Он был по­ра­жен ее свя­то­стью и да­ром про­зор­ли­во­сти. Од­на­жды он уви­дел ее во вре­мя мо­лит­вы как бы воз­вы­сив­шей­ся над зем­лей, а дру­гой раз – иду­щей через ре­ку Иор­дан, как по су­ше.

Рас­ста­ва­ясь с Зо­си­мой, пре­по­доб­ная Ма­рия по­про­си­ла его через год опять прий­ти в пу­сты­ню, чтобы при­ча­стить ее. Ста­рец в на­зна­чен­ное вре­мя вер­нул­ся и при­ча­стил пре­по­доб­ную Ма­рию Свя­тых Та­ин. По­том при­дя в пу­сты­ню еще через год в на­деж­де ви­деть свя­тую, он уже не за­стал ее в жи­вых. Ста­рец по­хо­ро­нил остан­ки св. Ма­рии там в пу­стыне, в чем ему по­мог лев, ко­то­рый сво­и­ми ког­тя­ми вы­рыл яму для по­гре­бе­ния те­ла пра­вед­ни­цы. Это бы­ло при­бли­зи­тель­но в 521 го­ду.

Так из ве­ли­кой греш­ни­цы пре­по­доб­ная Ма­рия ста­ла, с Бо­жи­ей по­мо­щью, ве­ли­чай­шей свя­той и оста­ви­ла та­кой яр­кий при­мер по­ка­я­ния.

Молитва

Есть много текстов со словами молитвы, но все они действуют при соблюдении определенных правил.

Просить здоровья следует только перед святым образом с зажженной свечой. Лучше всего в этом случае читать акафист.

Во время чтения молитвы нужно мысленно представлять свою беду, каяться, просить помощи

Важно постараться переложить со своих плеч груз горя на святой образ, избавиться от тяжести безвыходности, полностью уверовать в силу лика

Самым коротким текстом молитвы является следующий текст:

Пресвятая Богородица, Тебе и Твоему чудотворному лику с молитвой припадаю. Принеси рабу твоему здоровья, избави от недугов в скорейшем исполнении. Прости раба твоего от всех грехов тяжких, помоги встать на путь раскаянья и даруй помощи в тяжелом мне деле. Аминь!

Можно читать молитву своими словами. Часто священники говорят, что такая молитва от чистого сердца обладает большей силой, чем заученные слова без должного к ним отношения.

О времени совершения чина Погребения Божией Матери

В этом году по благословению митрополита Рязанского и Михайловского Марка в храмах Рязанской епархии время совершения чина Погребения Божией Матери изменится по сравнению с прошлыми годами. Чин состоится за вечерним богослужением 26 августа, будучи приведенным в соответствие с древней традицией его совершения. Что это за традиция и почему она является более правильной, рассказывает митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Дорогие братья и сестры!

Приближается праздник Успения Пресвятой Богородицы. В нашей Церкви есть благочестивый обычай совершать чин Погребения Божией Матери, но при совершении этого чина отсутствует однообразие. Кто-то совершает Погребение в сам день праздника, кто-то на второй, а кто-то и на третий день.

Праздник Успения часто называют Богородичной Пасхой, и поэтому в Иерусалиме, подобно погребению Спасителя, чин Погребения Божией Матери совершается накануне, утром 27 августа.

Как Погребение Спасителя предшествует Пасхе, так и Погребение Божией Матери предшествует празднику Успения, и это является логически правильным. Собственно, в Русскую Церковь этот чин пришёл из Иерусалима, только стоит он у нас не на своём месте.

Рязанская семинария приглашает для обучение в новом учебном году

 
РЯЗАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
объявляет приём на обучение на 2021/2022 учебный год:
 
 

 — на очное отделение по образовательной программе бакалавриата, направленной на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций Русской Православной Церкви. Принимаются лица мужского пола православного вероисповедания в возрасте до 35 лет, имеющие среднее общее или профессиональное образование, холостые или женатые первым браком и не имеющие канонических препятствий к принятию священного сана. Срок обучения — 5 лет.

— на регентское очное отделение по программе подготовки служителей Русской Православной Церкви, специальность «Регент церковного хора, преподаватель». Принимаются лица православного вероисповедания мужского и женского пола в возрасте до 35 лет. Поступающие должны иметь среднее общее или профессиональное образование, музыкальные способности, музыкальное образование либо опыт пения в церковном хоре.

— на регентское отделение по специальности «Уставщик-псаломщик». Обучение в вечернее время. Принимаются лица православного вероисповедания мужского и женского пола без возрастных ограничений. Поступающие должны иметь среднее общее или профессиональное образование.

Документы принимаются до 15 августа.

Подробно узнать о правилах приема можно на сайте семинарии http://rpds.info/ в разделе: Абитуриенту

Адрес семинарии:390000 Рязань, Кремль, д.1

Телефон: (4912) 28-08-04

6 мая 2021 года. Архиерейское богослужение

6 мая 2021 года, в четверг Светлой седмицы, в Спасском монастыре Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил вечернее богослужение

По его окончании архипастырь обратил внимание верующих на особый характер молитв, присущих светлому Пасхальному времени – в эти дни обращения людей к Богу исключают ноты покаяния, но они полны восхваления Господа за Его неизреченные дары, за спасение, которое Он даровал человечеству, взяв на Себя грехи мира и восстав из мёртвых

Ликование, радость… А как же без привычных прошений, просьб, как же покаяние, которое было главной темой для каждого верующего в дни Великого поста? Хотя молитва, творимая в дни Пасхальной радости, и оказывается чем-то непривычной для человека, как пояснил владыка, но именно она является наивысшей формой обращения к Богу, потому что это – молитва благодарения, подобно тому как Евхаристия, эта служба благодарения, является главной среди всех других богослужений и последований, существующих в Православной Церкви.

«Бог знает о всех наших нуждах, видит все наши мысли и желания, слышит просьбы. И Господь в силе исполнить все то, что Он считает важным и полезным для нас. А потому будем наслаждаться и насыщаться этой небесной радостью», – сказал владыка и в заключение еще раз призвал верующих произносить и сердцем, и устами слова пасхальных песнопений, за все благодаря Бога и славословя Его.

9 мая 2021 года. Неделя 2-я по Пасхе

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

6 мая 2021 года. Архиерейское богослужение

6 мая 2021 года, в четверг Светлой седмицы, в Спасском монастыре Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил вечернее богослужение

По его окончании архипастырь обратил внимание верующих на особый характер молитв, присущих светлому Пасхальному времени – в эти дни обращения людей к Богу исключают ноты покаяния, но они полны восхваления Господа за Его неизреченные дары, за спасение, которое Он даровал человечеству, взяв на Себя грехи мира и восстав из мёртвых

Ликование, радость… А как же без привычных прошений, просьб, как же покаяние, которое было главной темой для каждого верующего в дни Великого поста? Хотя молитва, творимая в дни Пасхальной радости, и оказывается чем-то непривычной для человека, как пояснил владыка, но именно она является наивысшей формой обращения к Богу, потому что это – молитва благодарения, подобно тому как Евхаристия, эта служба благодарения, является главной среди всех других богослужений и последований, существующих в Православной Церкви.

«Бог знает о всех наших нуждах, видит все наши мысли и желания, слышит просьбы. И Господь в силе исполнить все то, что Он считает важным и полезным для нас. А потому будем наслаждаться и насыщаться этой небесной радостью», – сказал владыка и в заключение еще раз призвал верующих произносить и сердцем, и устами слова пасхальных песнопений, за все благодаря Бога и славословя Его.

Поздравление митрополита Марка со светлым Христовым Воскресением. Пасха Христова 2020 год

Христос Воскресе!

Одно из главных проявлений человеческой души – это стремление к свободе. К свободе в самых разных ее проявлениях. На протяжении истории люди боролись за свободу народов и за свободу нравов, за свободу от рабства физического и от рабства духовного, за свободу слова, за права тех или иных групп граждан, в том числе женщин, и т. д. Свобода воспевалась поэтами и художниками. О свободе рассуждали и спорили философы и политики. Во имя идеалов свободы люди жертвовали не только своей жизнью, но и жизнью десятков тысяч своих собратьев.

При этом свобода, или точнее «свободы» современного человека и не снились людям XVI и даже XIX веков. Казалось бы, мы, жители третьего тысячелетия, наслаждаемся максимальной свободой. Однако почему-то не становимся от этого более счастливыми. Почему же? Потому что так же, если не еще сильнее, чем люди Средневековья, мы боимся смерти. И нынешняя ситуация с пагубным вирусом – яркое тому подтверждение. В ситуации, когда страх за свое здоровье, страх за свою жизнь превозмогает все другие мысли и чувства, становится очевидным, что любые свободы обесцениваются. Даже свободы, закрепленные законами страны. Перед угрозой болезней и страданий вдруг оказывается, что все эти свободы, которых столько веков добивалось и продолжает добиваться человечество, относительны и очень хрупки. И перед страшным ликом смерти во многом ничтожны…

Нам же с вами, дорогие братья и сестры, Церковь говорит о том, что подлинная свобода – это свобода во Христе! Та свобода, что принес нам Господь, пролив на Кресте Свою Кровь.

Праздник Пасхи, к которому мы подошли, — это праздник истинной Свободы; Свободы от греха и смерти! Хотя эта свобода и не явлена еще в своей полноте здесь на земле.

Свобода – это наше достояние! Достояние всех верующих во Христа! Не будем же отказываться от того освобождения, которое даровал нам Спаситель! Будем пользоваться плодами этой свободы! Будем радоваться освобождению всего человечества от греха и смерти! Если мы со Христом — мы поистине свободны!

Воистину воскресе Христос!

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк

Пасха Христова 2020 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector