Иоанно-предтеченский мужской монастырь в астрахани

После 1917 года

С приходом советской власти епархию упразднили, управление ее из Кремля изгнали, митрополита Казанского осудили и выслали в Усть-Сысольск. В 1929 г. монастырь закрыли на долгие 60 с лишним лет. В его помещениях размещались советские административные органы и комитет по охране памятников.

В 1927 г. религиозная община монастыря в количестве сотни человек, придерживавшихся староцерковного направления, перешла к обновленцам и слилась с общиной Николо-Вешняковской церкви. В 1992 г. обитель вернули в состав Казанской епархии; обязанности настоятеля исполнял принявший постриг монах Троицко-Сергиевой лавры Давид. В тот период, что он был игуменом, в монастыре восстановили раку святителя Германа.

В начале 2000-х годов при рытье подземных тоннелей для метрополитена вырыли большой котлован между Введенским храмом и Никольским собором, из-за чего памятники архитектуры пострадали, покрылись трещинами. Косметический ремонт фасадов, к сожалению, лишь частично улучшил положение дел. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь считается вторым в своей епархии после Раифского. Несмотря на скудную жизнь монахов, он заслужил известность благими делами и, в частности, организацией обедов для малоимущих и временных рабочих мест для бездомных.

История монастыря

Обитель была основана в середине XVI века казанским святителем Германом. Первоначально это было лишь одно из подворий Свияжского Успенского монастыря, настоятелем которого был всё тот же Герман. А в 1594 году Иоанно-Предтеченский монастырь стал функционировать как самостоятельная обитель.

Из построек начального периода истории монастыря не уцелела ни одна: все они были деревянными, и пожар 1649 года полностью уничтожил монастырь.

Через три года обитель возродилась уже в камне. Средства на постройку выделил богатый московский купец Гавриил Антипин. В короткие сроки здесь вырос целый храмовый комплекс, куда входили Иоанно-Предтеченский собор, Введенская церковь и колокольня. К главному храму примыкала трапезная и галерея.

Вид на монастырь со стороны улица Баумана, moon-mouse

К сожалению, Иоанно-Предтеченский собор не уцелел, а ведь он по праву считался главным украшением не только монастыря, но и всей Казани. Это был трёхшатровой собор — практически уникальное явление для русской архитектуры (очень похожа на него «Дивная церковь» в Угличе). Собор был богато декорирован кирпичными узорами.

Из построек середины XVII века время пощадило Введенскую церковь и звонницу.

Церковь также украшена наличниками из фигурного кирпича, так что кажется кружевной. Такой декор характерен для русской архитектуры XVII века, существует даже термин «узорочный стиль».

Братский корпус и монастырская церковь, Денис Петьовка

В первой половине XIX века монастырь опустошил пожар, начался ремонт и перестройка. Верующие собрали довольно внушительную сумму — 53 тысячи рублей. Ещё пять тысяч дал император Александр I. В 1887 — 1894 году на месте старого Иоанно-Предтеченского собора возвели новый, абсолютно такой же по формам, но больший по размеру. Теперь новый храм мог вместить возросшее число верующих.

После революции монастырь какое-то время ещё действовал, в 1927 году перешёл к так называемым «обновленцам», а в 1929 трехшатровый Иоанно-Предтеченский собор разрушили.

В 1930-е для ремонта стен Казанского Кремля было решено использовать монастырскую ограду, часовню и остатки Предтеченского собора. В 1936 закрыли и Введенскую церковь, которая всё ещё была действующей. Здесь разместили мастерскую для работы беспризорников.

В 1992 году Иоанно-Предтеченскую обитель вернули церкви. Через два года в отремонтированном Введенском храме начали проходить службы; при монастыре начала работу библиотека и воскресная школа.

Видео: История монастыря с настоятелем Архимандритом Нектарием (показаны интерьеры и внешний облик монастыря)

История Иоанно-Предтеченского монастыря

Женская обитель была заложена в конце XV столетия. Историки предполагают, что ее основание связано с рождением будущего царя Иоанна Грозного, которого нарекли во имя Предтечи Крестителя Господня. Приближенность к правящему роду давала скиту существенные преимущества. Так, он никогда не имел нужды в деньгах, возводил много новых богатых храмов.

Иоанно-Предтеченский монастырь имеет богатую историю

За всю свою историю Предтеченский монастырь неоднократно оказывался на грани полного разрушения. Первый раз это произошло спустя два столетия после основания, когда он подвергся нападению польских интервентов. Позже женский скит дважды страдал от огня.

Видео «История Иоанно-Предтеченского монастыря»

Из этого видео вы узнаете историю Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

XIX век

Знаменитый московский пожар 1812 года стал трагическим для Иоанно-Предтеченской лавры. Тогда сгорели все постройки, за исключением одного храма. Успевшие вовремя сбежать монахини переправили часть церковных реликвий в Вологду, однако это не спасло скит от последующего упразднения. Единственной уцелевшей церкви присвоили статус приходской, а о монастыре забыли почти на пятьдесят лет.

Реконструкция началась только в 1860 году. Автором проекта выступил архитектор Михаил Быковский. Именно он решил придать главному храму схожесть с флорентийской базиликой. Восстановленный к концу XIX столетия скит, стал единственным общежительным монастырем города. Его настоятельницей назначили игуменью Рафаилу, а обитель начала стремительно заселяться и процветать.

Советское время

К 1917 году лавра насчитывала больше 300 сестер. Во время Первой мировой войны они шили форму солдатам, а после революции – обмундирование красноармейцам. Так продолжалось чуть больше года, пока скит не упразднили. На его месте устроили «Ивановский исправительный дом на Солянке», а кельи заселили арестантами концлагеря. Строения, находившиеся на территории, почти все перешли к МВД, а насельниц арестовали или отправили в ссылку.

До 1927 года главная церковь существовала, как приходская, однако потом и она перешла во введение советской власти, став государственным архивом, а по совместительству – лагерным красным уголком.

Возобновление обители

Иоанновская лавра начала возрождаться с 1990 года. После частичной передачи зданий Русской Православной Церкви по сей день продолжается реставрация разрушенных сооружений и внутренней отделки храмов.

В 2002 году назначается первая игуменья, а монастырь приобретает статус ставропигиальный. С 2014 года настоятельницей становится Людмила Волошина.

Современное состояние

До сих пор значительная часть построек находится во ведении Университета МВД города Москвы. Из-за отсутствия должного ремонта исторические сооружения рушатся, что грозит полным их уничтожением.

Та часть, что перешла Русской Православной Церкви, продолжает активно восстанавливаться, а сама лавра вновь переживает период процветания. На ее территории работает иконописная мастерская и несколько швейных фабрик. Также при обители открыты просветительские курсы для монахинь.

История обители

Во времена Великой Смуты женский монастырь разорили и к его возрождению приступили лишь в середине XVII столетия, когда на территории был возведен новый храм вместо прежнего с приделом во имя Николая Чудотворца. Случилось это в 1657 году.

Сначала сюда отправляли попавших в опалу, но затем и тех, кто обвинялся в уголовных, а также политических преступлениях. Средства на содержание выделялись влиятельными покровителями и из государственной казны.

После пожара, охватившего Ивановский монастырь в 1748 году, он пришел в запустение и был возрожден только в 1761 году по указу императрицы Елизаветы Петровны как приют для московских вдов и сирот «заслуженных людей».

Новый ансамбль Ивановского монастыря

Следующий пожар случился уже в 1812 году, после чего обитель была упразднена. И вновь, как и прежде, Иоанно-Предтеченский монастырь возрождают. Средства на новое строительство, которое продолжалось с 1860 по 1879 году, предоставила Е.А. Макарова-Зубачева. Архитектором был назначен Михаил Дормидонтович Быковский.

Новый монастырский ансамбль, который возвели в стиле итальянского ренессанса с включением романских элементов, представлял собой центральный собор, своим видом напоминавший находившийся в Италии флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре, и каменную ограду с вспомогательными корпусами.

В 1877 году, во время бушевавшей русско-турецкой войны, в стенах Ивановского монастыря разместили военный госпиталь, впоследствии преобразованный в монастырскую больницу.

Построенный еще в древности храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи демонтировали в 1859 году, а его место на бывшем подклете занял вновь построенный четырехстолпый храм.

Установленная в 1753 году каменная ограда обители в девятнадцатом столетии была обновлена вместе с имевшимися келейными корпусами и дополнена несколькими готическими башнями, которые разместили в обе стороны от Святых ворот. Сами трехъярусные колокольни были соединены с главным храмом оригинальными арочными галереями, ограничивающими парадный двор обители.

Упразднение монастыря

В 1919 году обитель была переделана под трудовую коммуну. А через несколько лет она была упразднена (монахини проживали в ней все это время). В 1922 году, как известно, в Петрограде был произведен захват епархиального управления. Сделали это сторонники обновленчества. Именно тогда община обители была присоединена к Петроградской автокефалии, после ссылки Симанского Алексия (архиепископа) ей руководил Ярушевич Николай. Однако 12 мая 1923 года он был арестован, а затем сослан. После этого при активном участии властей все монастырское имущество было отдано в полноправное пользование двадцатке. Так называлась обновленческая община. 19 мая 1923 года губисполком постановил, что Иоанновский монастырь на Карповке необходимо упразднить. Однако удалось это сделать только в конце осени, так как обновленческое руководство было категорически против.

Архитектура монастыря

Жемчужина женской обители – главный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он украшен огромным граненым куполом, а само здание завораживает строгостью своих линий. Быковский смог гармонично соединить ренессанс, русский классицизм, античность и древнерусское зодчество. На западной стороне можно увидеть парные колокольни, а вход оформляют две идентичные башни с зубчатым декором.

Восточней собора расположена больница, монашеские кельи, а также церковь во имя Елисаветы чудотворицы. На западе также есть жилые корпуса, которые ближе к северной части заканчиваются трапезной.

Возле монастырской ограды возведена Часовня Св. Иоанна. Одноэтажное здание постройки XIX века, было окончательно реконструировано к 1992 году.

Внешняя облицовка

С момента заложения обители ее внешний вид неоднократно изменялся. Сегодня каменные стены сооружений покрыты штукатуркой и окрашены, однако даже спустя несколько веков нам дается возможность представить, как выглядел монастырь.

По сей день активно ведется реставрация храмовой живописи. К работам привлекаются лучшие мастера Санкт-Петербургской художественной академии. Сама территория скита ограждена каменной стеной старинной постройки.

Интерьер

Внутренний двор Иоанновской лавры имеет необычное строение. Все здания, включая главный собор и кельи, соединены по периметру аркадами. Одноэтажные галереи делят внутреннее пространство монастыря на небольшие уютные дворики.

Вблизи с Часовней Св. Крестителя Иоанна Предтечи расположена трапезная для посетителей. Там прихожане могут перекусить свежей выпечкой или отведать постный обед.

Вековые тайны обители

Московский Ивановский монастырь был не только местом молитв или монашеского подвига, но и местом ссылки женщин из дворянских семей. Традицию отсылать в затвор неугодных начал Иван Грозный, сослав в монастырские подвалы двух жен своего сына. Для многих неугодных жен монастырь стал местом насильственного пострига, их родственники жертвовали сестрам большие суммы на содержание знатных узниц и самой обители.

Мрачную славу добавляло Сыскное ведомство, отправляя сюда в заточение женщин, замешанных в политических интригах или уголовных делах. Монастырские стены становились последним пристанищем для раскольниц, которых после пыток и унижений под видом умалишенных отправляли в каменные кельи Ивановского монастыря под надзор монахинь.

В помощь паломникам

Для приезжих паломников и туристов ориентиром для поездки в Иоанно-Предтеченскую обитель служит адрес: Астрахань, улица Магнитогорская, дом 9.

Доехав до остановки «Цирк» или «Большие Исады», невозможно не увидеть сияющие на солнце золотые купола.

Все желающие могут побывать на богослужениях в Иоанно-Предтеченской обители, расписание их можно узнать на сайте.

Ежедневно в 7.30 начинается утренняя, после нее исповедь, начало вечерни — 17.00.

По праздничным и выходным дня в 6.30 во Введенской церкви начинается Литургия.

В понедельник в 17.30 звучит акафист Иоанну Крестителю, а в пятницу — акафист святому образу Богородицы «Иверская».

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, г. Астрахань

История монастыря

В начале XV века на правом берегу реки-Москвы, в Замоскворечье появился мужской Иоанно-Предтеческий монастырь. Первое письменное свидетельство о нем относится к 1415 году. В 1530-е году у Василия III и Елены Глинской родился сын — будущий царь Иоанн IV Грозный. В честь появления на свет долгожданного наследника монастырь перенесли в район, называемый Кулишками, и сделали женским.

Православная обитель пользовалась особым покровительством царской семьи. Представители правящей династии совершали сюда праздничные выходы и принимали участие в крестных ходах. Кроме того, обитель получала богатые дары и расстраивалась на деньги именитых княжеских родов — Лобановых, Хованских, Волконских, Голицыных и Мещерских.

Многие женщины из знатных семей принимали в монастыре монашеский постриг. Известно также, что в Иоанно-Предтеченскую обитель отправляли государственных преступниц или раскольниц. Так, в 1768 году в монастырском храме находилась осужденная за жестокость помещица Дарья Салтыкова или «Салтычиха».

В 1812 году, когда войска Наполеона вошли в Москву, город был объят пламенем. Обитель оказалась в эпицентре страшного пожара, поэтому почти все монастырские постройки сгорели. Целым остался только каменный соборный храм. Средств для восстановления монастыря не доставало, поэтому на некоторое время его пришлось упразднить, а монахини были вынуждены расселиться по другим московским монастырям.

Общий вид на монастырь и собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Спустя несколько лет удалось отстроить соборный храм и часть келий. Церковь стала приходской, а в кельях сделали квартиры для служащих Синодальной типографии. Только в 1860-1880-е годы обитель реконструировали полностью. По проекту, подготовленному известным русским архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским, монастырь возвели практически заново.

Примечательно, что все строительные работы были сделаны не на казенные деньги, а на частные пожертвования. Капитал в размере 600 тысяч рублей поступил от полковницы Елизаветы Макаровой-Зубачевой, которая скончалась в 1858 году. Благодаря ей, москвичи получили уникальный архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях нео-ренессанса.

С конца XIX до начало XX века монастырь процветал. В годы русско-турецкой войны на его территории находится единственный в городе лазарет для раненых. В обители хранилась чудотворная икона Иоанна Предтечи, и существовала иконописная мастерская.

Освящение территории, начало строительства

Монастырь возведен в неовизантийском стиле, а проект был составлен зодчим Н.Н. Никоновым.

Изначально это здание должно было служить подворьем Иоанно-Богословской общины, основанной в деревне Сура. 8 мая 1900 года произошло историческое событие. Было произведено освящение территории для подворья. А 16 сентября 1900 года началась его закладка, которую осуществил Борис Плотников (епископ Ямбургский). Так был основан будущий Иоанновский монастырь на Карповке. Но это было только начало…

Лишь спустя 12 месяцев община стала считаться полноценным монастырем. А что касается подворья, то оно получило статус обители.

Современное состояние монастырской жизни

Настоятель Петр понимал, что время антирелигиозной пропаганды сделало свое время, и силами братии стали всеми способами нести евангелие в мир. Священнослужители не ждали, когда жители начнут посещать богослужения. Они решили начать обращение к ним через телевидение, начав серию православных циклов программы «Фома». Во время передач любой человек может в прямом эфире получить ответ на заданный вопрос от самого игумена Петра.

Отец Антоний выходит к населению с миссионерскими беседами, а иеромонахом ведутся регулярные курсы «Евангельские чтения» двери для которых открыты в высших учебных заведениях и организациях города. Силами братии ведется благотворительная деятельность в интернатах, домах престарелых и малюток. Каждый желающий может посетить монастырскую библиотеку, книги в которую приносили сами горожане.

  • К 2008 году были заменены рамы в оконных проемах монастырских храмов. Церковь Введения Пресвятой Богородицы, после ремонта и покраски, впервые приняла молодых для Таинства Венчания.
  • Детвора и подростки в 2009 годы собрались на открытие центра «Боголепъ».
  • В середине лета 2010 лета в монастыре состоялось уникальное событие — пострижение в схиму схимонаха Митрофана, на то время первого и единственного схимника епархии Астрахани.
  • К 2011 году в кельях проживали четырнадцать насельников.

Интересно! Об истории Иоанна-Предтеченского монастыря в Астрахани можно прочитать в вышедшей в 2012 году книге Л. Бухтояровой «Длина дорогой в три столетия».

В воскресной школе обучается более двухсот детей, многие их стали участниками хоровой студии, а хор мальчиков «Воскресенье» известен далеко за пределами Астрахани.


Хор Иоанно-Предтеченского монастыря

Лауреат хорового пения хор братьев «Скимен» известен по всей России.

Ныне на богослужениях все чаще приходят молодые люди, целые семьи с детьми, прихожане принимают активное участие в жизни монастыря, оказывая бескорыстную поддержку. Только в 2013 году из келий переселили обычных людей, выделив им другое жилье, монахи смогли свободно вздохнуть, ибо жизнь мирян часто не соответствовала нормам православия.

К празднованию Воскресения Иисуса Христа в 2016 году на храмовых постройках устанавливается подсветка из 182 светильников.

К концу 2018 число насельников в мужской обители составило 12 человек, при этом не учтены послушники.

Единственный, действующий в 2019 году в Астрахани, мужской монастырь Иоанна Предтечи стал центром духовного возрождения края, куда на праздники собирает множество прихожан, откуда совершаются крестные ходы, как обереги края.

Открытый в 2005 году Николо-Комаровский скит стал частью хозчасти монастыря. Здесь занимаются:

  • разведением птицы;
  • выращиванием скота;
  • разведением элитного винограда;
  • уходом за большим садом и огородом и многими другими делами.

Скит, расположенный под Астраханью, славится по всему миру рецептурой церковного кагора.

Вся хозяйственная деятельность позволяет монастырской деятельности быть на самоокупаемости.

Деятельность прихода

Церковные службы в Предтеченском монастыре проходят каждый день. Расписание богослужений неизменно:

  • 7:30, будни (8:30, в воскресенье или праздничные дни) – литургия;
  • 17:00, ежедневно – вечерние и всенощные;
  • 17:00, понедельник – чтение акафиста Св. Иоанну;
  • 16:00, четверг – молебен любому святому по пожеланию;
  • также каждое воскресенье в 7:30 можно исповедаться перед литургией.

Кроме обязательных богослужений в обители проводят требы:

  • заздравные и заупокойные службы;
  • сорокоуст;
  • подача записки на сестринское правило;
  • венчание;
  • крещение.

Добраться до Иоанновской лавры просто, так как она расположена в самом центре Москвы – станция метро «Китай-город», выход к Солянке.

Ознакомившись с историей Иоанно-Предтеченского скита, мы видим, что его судьба очень похожа на другие разрушенные Московские святыни – Чудов мужской монастырь и Вознесенская Девичья обитель.

Обитель в годы советской власти

После революции размеренная жизнь монастырей Москвы круто переменилась. В 1919 году в Иоанно-Предтеченской обители организовали один из двенадцати городских концентрационных лагерей, куда свозили преступников и всех, кто подозревался в нелояльности властям.

Вид монастыря с улицы Забелина

Позже в монастыре создали лагерь особого назначения. С 1923 года он превратился в лагерь принудительных работ, а еще через 4 года — в отделение государственного института, в котором изучали преступность и преступников. В начале 1930-х годов монастырский лагерь стал частью фабрично-трудовой колонии.

После закрытия монастыря монахинь и послушниц выселили из города, и они стали жить на подмосковном хуторе Чернецово. В 1929 году все монастырское хозяйство национализировали, с монахинь стали взимать большой налог, и им пришлось распродать все имущество.

В течение двух лет инокини перебивались за счет случайных заработков и милостыни. В 1931 году в стране началась активная антирелигиозная кампания. Было принято решение изолировать монахинь как членов антисоветской группировки. Женщин осудили, поместили в Бутырскую тюрьму, а потом отправили в ссылку в Казахстан.

В начале 1990-х годов, когда монастырские храмы стали передавать верующим, они находились в аварийном состоянии. Потом церковные постройки отреставрировали и освятили, а в 2002 году на территории был возобновлен женский монастырь. Масштабными восстановительными работами в обители руководила архитектор-реставратор Ольга Андреевна Данилина.

Вид монастыря со стороны Хохловского переулка

История становления обители

Иоанно-Предтеченская обитель сегодня практически полностью восстановлена и внешний ее вид архитекторы и реставраторы постарались максимально приблизить к тому, какой она была в древности.


Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, Москва

За время существования женского монастыря на Солянке — улице, что огибает Ивановскую гору, многие беды и напасти обрушивались и на служителей, и на святые стены, но и через такие поистине страшные годы монастырь прошел, выстоял, ведь неслучайно он носит имя Иоанна Предтечи — первого пророка, предсказавшего рождение Спасителя и крестившего Иисуса Христа.

Строительство

Предтеченский женский монастырь — одно из древнейших архитектурных сооружений Москвы, с ним очень тесно связана история этого города, хотя достоверных источников относительно того, в какое время была возведена обитель, до сих пор не найдено. Историки при установлении даты появления монастыря опираются на летопись 1415 года, где впервые упоминается обитель.

Интересно! Первоначально Иоанно-Предтеченская обитель была мужской и лишь в 30-х годах XVI века, после перенесения ее в другое место произошло посвящение ее посвящение в женскую.

Монастырь был часто посещаем царями, особенно в праздник Иоанна Предтечи и на Пасху Господню. Стоит заметить, что в это время, благодаря помощи царей и власть имущих, монастырская территория разрасталась, но волею судьбы, также часто обитель разрушалась.

При Петре I в архитектуре монастыря, равно как и в его жизненном укладе произошли значительные изменения. Именно в то время все деревянные монашьи кельи были заменены на каменные, также изменения коснулись и самих монахинь — отныне основной их состав являли представители купеческой и духовной среды Москвы.


Архитектура Иоанно-Предтеченского монастыря

Характерно, что благодаря материальной поддержке перечисленных выше чинов, монастырь удалось восстановить даже после того, как сегодняшняя столица нашей страны была сожжена.

Советский период

Один из самых тяжелых периодов существования монастыря — советские годы, когда священнослужители подвергались гонениям и жестоким преследованиям со стороны государства. Советская власть приняла решение разместить в зданиях монастыря концентрационные лагеря, поэтому Иоанно-Предтеченский монастырь был одним из первых закрыт в Москве.

Все имущество служителей и вся церковная утварь были конфискованы, кроме того, был закрыт даже лазарет, находившийся на монастырской территории. Служители монастыря и монахини в большинстве своем подверглись аресту за антисоветскую агитацию и были сосланы в Казахстан. К началу 80-х годов, таким образом, вся территория обители была занята муниципалитетом.

Довольно большая часть территории была отдана МВД, вместе с баней и бассейном. Кроме того, здесь находились государственный архив, типография и тир.


Роспись собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи

В годы, когда произошел развал СССР, территория Иоанно-Предтеченской женской обители, наконец, стала возвращаться к своему первоначальному назначению. По мере восстановления основных строений архитектурного монастырского комплекса жизнь в обители вернулась в свое русло, и сюда вновь вернулись как служители, так и прихожане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector