Шартрский собор

Шартрский собор (Нотр-Дам-де-Шартр)

Готический Шартрский собор, или, как его называют по-французски, кафедральный собор Нотр-Дам-де-Шартр (время посещения ежедневно с 8.30 до 19.30; вход свободный), возведенный в период между 1194 и 1260 годами, был построен гораздо быстрее других соборов того времени, поэтому сохранил единый гармоничный замысел.

Стоявшая на этом месте старая романская церковь сгорела дотла в 1194 году, но самая важная ее святыня, Покров Девы Марии (Sancta  Сатisia — латинское название.), одежда, которая предположительно была на деве Марии в момент рождения Иисуса Христа, была чудесным образом обнаружена на пепелище через три дня после пожара целой и невредимой.

Это событие было истолковано как знак того, что дева Мария пожелала, чтобы на месте сгоревшей церкви был построен еще более величественный собор, по крайней мере, так утверждали предприимчивые средневековые сборщики пожертвований на строительство собора. Поразительные размеры и архитектурное богатство собора тесно связаны с хранимой в соборе реликвией. В этом месте, по пути на юг в обитель Сантьяго-де-Компостела в Испании, останавливались толпы паломников.

Церкви необходимо было предоставить им большую крипту, предназначенную для почитания реликвии, и к достаточно просторному нефу, обеспечивающему место для ночлега сотням прихожан, в соборе даже сделан наклонный пол, очевидно для того, чтобы его было легче мыть. Святая одежда Богоматери сохранилась до наших дней, хотя по прошествии лет, в течение которых она была выставлена в соборе, недавно она была аккуратно свернута и убрана в хранилище. Возможно, когда-нибудь ее вернут обратно в собор.

Очертания собора уникальны в том смысле, что они практически не изменились со времени его возведения, и по существу все витражи сохранились не только в первозданном, но и непревзойденном виде, с XIII века. Многие из окон расположенных в нефе, были дарованы собору ремесленными гильдиями и купцами, отличительные знаки которых и ныне можно рассмотреть в самой нижней части оконных стекол.

Некоторые из изображенных сцен связаны с ремеслом дарующих, как, например, окно плотников, где изображен Ноев ковчег. Великолепное большое окно XII века «Синяя Богородица», расположенное в первой нише за южным трансептом, отличается довольно древним изображением Богородицы, которое почиталось паломниками в течение многих столетий.

Возможно, кафедральный собор Нотр-Дам-де-Шартр — это наиболее хорошо сохранившийся собор средневековой Европы, но если бы вдруг группа паломников оказалась перед ним в наши дни, они бы были в смятении. Дело в том, что с тех давних времен скульптуры на внешней стороне порталов утратили свои яркие краски и позолоту, а стены лишились побелки, которая когда-то так хорошо отражала витражи.

И, что еще хуже, высокий алтарь был перемещен вниз, в саму церковь, ближе к простонародью, а лабиринт на полу нефа такого же диаметра, что и окно-роза над главным входом, — ныне закрывают сиденья (кроме пятниц между Пасхой и октябрем, когда предоставляется возможность пройтись по всей длине лабиринта в двести метров к его центру).

Каменная кладка в соборе поистине превосходна; особенно выделяется окаймляющая крытую галерею крестная перегородка, где изображены сцены из жизни Христа и Богоматери. Ее скульптор, Жан де Бос, проектировал также и северный шпиль собора в стиле пламенеющей готики. С внешней стороны многочисленные скульптуры охраняют, как стражи, каждый из порталов собора.

Центральный Королевский портал, относящийся к середине XII века, а также южная башня вместе с венчающим ее шпилем, сохранились от более ранней романской церкви, поэтому интересно сравнить достаточно неуклюжие, несколько стилизованные фигуры Королевского портала с более совершенными готическими скульптурами северного и южного порталов, которые были выполнены на полвека позже.

Что касается других достопримечательностей, то крипта и сокровища не слишком впечатляют, но если людей в соборе не очень много, можно взобраться на северную башню, чтобы с высоты птичьего полета увидеть скульптуры и общую архитектуру собора (время посещения понедельник-суббота с 9.00-12.30 и 14.00-16.30, воскресенье, 14.00-16.30; май-август до 17.30; стоимость 4 евро). Позади кафедрального собора есть сад, откуда хорошо видно сложное соотношение между различными факторами давления стен собора, сбалансированными арочными контрфорсами.

Интерьер собора

Витражи признаны одними из лучших сохранившихся экземпляров 13-го века. 172 изображения описывают сцены из Библии. Основную часть составляют те, что были созданы для нового собора после пожара. Небольшую часть представляют самые древние экземпляры, располагающиеся на западном фасаде.

Участь Реймского собора в военное время заставила снять витражи Шартра и хранить их в недоступном месте. Отличаясь своим ярко выраженным синим оттенком, они прославили Шартр как «голубой город». Главным параметром выбора цвета была стойкость, которой не могут похвастаться красный и зеленый цвет мозаики.

Удивить могут не только витражи. Пол собора устлан лабиринтом, олицетворяющим путь от земной жизни до загробной. Он может показаться жутковатым, и не зря. В средние века прохождение по лабиринту на коленях или голыми ногами было своеобразным наказанием за грехи. Роза в его центре служит символом воскрешения мертвых. По предположениям создание лабиринта навеяно историей лабиринта Дедала на Крите.

История

Шартр был один из главных городов в Галлии из карнуто , в кельтском племени. В галло-римский период он назывался Autricum , название происходит от реки Autura (Eure), а затем civitas Carnutum , «город Карнутов», от которого и получил свое название Шартр. Город был сожжен норманнами в 858 году и безуспешно осажден ими в 911 году.

В средние века это был самый важный город Бос . Он дал свое название графству, которое принадлежало графам Блуа и Шампани , а затем — дому Шатийон , член которого продал его короне в 1286 году.

В 1417 году, во время Столетней войны , Шартр попал в руки англичан, у которых он был возвращен в 1432 году. В 1528 году Франциск I возвел его в ранг герцогства .

В 1568 году , во время религиозных войн , Шартр безуспешно осаждали на гугенотов лидера, принца Конде . Наконец, 19 апреля 1591 года он был взят королевскими войсками Генриха IV . В воскресенье, 27 февраля 1594 года, Шартрский собор был местом коронации Генриха IV после того, как он обратился в католическую веру, единственный король Франции, чей Церемония коронации в Реймсе не проводилась .

В 1674 году Людовик XIV поднял Шартр от герцогства к герцогства пэра в пользу своего племянника, герцога Филиппа II из Орлеанского . Титул герцога Шартрского передавался по наследству в Орлеанском доме и давался старшему сыну герцога Орлеанского.

Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Шартр был захвачен немцами 2 октября 1870 года и в течение остальной части войны оставался важным операционным центром.

Во время Второй мировой войны город сильно пострадал от бомбардировок и во время битвы при Шартре в августе 1944 года, но его собор пощадил офицер американской армии, который бросил вызов приказу разрушить его. 16 августа 1944 года полковник Велборн Бартон Гриффит-младший поставил под сомнение необходимость разрушения собора и вызвался отправиться в тыл врага, чтобы выяснить, используют ли немцы его в качестве наблюдательного пункта. Вместе со своим водителем Гриффит направился к собору и, обыскав его до самой колокольни , подтвердил штаб-квартире, что там нет немцев. Приказ о разрушении собора был отозван.

В тот же день полковник Гриффит был убит в бою в городе Лев , в 3,5 км к северу от Шартра. За свои героические действия как в Шартре, так и в Леве полковник Гриффит получил посмертно несколько наград, награжденных президентом Соединенных Штатов и военными США, а также французским правительством.

После глубоких миссий разведки в области по 3 — й кавалерийской группы и подразделений 1139 Инженер боевой группы , и после тяжелых боев в городе и его окрестностях, Шартр был освобожден 18 августа 1944 года по US пятые пехотных и седьмой бронетанковых дивизий , принадлежащих в XX корпус третьей армии США под командованием генерала Джорджа С. Паттона .

Климат

Климатические данные для Шартра (средние значения за 1981–2010 гг.)
Месяц Янв Фев Мар Апр Может Июн Июл Авг Сен Октябрь Ноя Декабрь Год
Рекордно высокая ° C (° F) 16,1 (61,0) 18,5 (65,3) 23,7 (74,7) 28,2 (82,8) 31,4 (88,5) 36,3 (97,3) 40,1 (104,2) 39,6 (103,3) 33,7 (92,7) 29,4 (84,9) 20,9 (69,6) 17,0 (62,6) 40,1 (104,2)
Средняя высокая ° C (° F) 6,4 (43,5) 7,6 (45,7) 11,5 (52,7) 14,7 (58,5) 18,4 (65,1) 21,8 (71,2) 24,6 (76,3) 24,6 (76,3) 20,9 (69,6) 15,9 (60,6) 10,2 (50,4) 6,7 (44,1) 15,3 (59,5)
Средняя низкая ° C (° F) 1,2 (34,2) 1,0 (33,8) 3,2 (37,8) 4,8 (40,6) 8,3 (46,9) 11,2 (52,2) 13,2 (55,8) 13,1 (55,6) 10,4 (50,7) 7,8 (46,0) 4,1 (39,4) 1,8 (35,2) 6,7 (44,1)
Рекордно низкая ° C (° F) -18,4 (-1,1) -15,0 (5,0) -11,0 (12,2) -4,9 (23,2) -1,0 (30,2) 1,4 (34,5) 0,9 (33,6) 3,0 (37,4) 0,5 (32,9) -5,4 (22,3) -11,3 (11,7) -14,2 (6,4) -18,4 (-1,1)
Среднее количество осадков, мм (дюймы) 49,2 (1,94) 40,2 (1,58) 44,4 (1,75) 45,0 (1,77) 54,7 (2,15) 48,2 (1,90) 56,5 (2,22) 43,0 (1,69) 46,9 (1,85) 62,3 (2,45) 52,2 (2,06) 56,3 (2,22) 598,9 ( 23,58 )
Среднее количество дней с осадками 10,4 9.1 9,7 9.0 9.9 8.0 7,7 6.5 7,7 10.0 10,4 10,8 109,1
Средняя относительная влажность (%) 89 85 80 75 77 76 74 75 79 86 89 90 81,3
Среднее количество солнечных часов в месяц
65,7 83,7 135,8 176,1 202,9 222,6 224,5 219,6 177,8 119,2 71,9 58,2 1,758
Источник 1: Météo France.
Источник 2: Infoclimat.fr (влажность, 1961–1990).

Особенности архитектуры Собора

Собор в Шартре считается первым готическим Храмом в честь Пресвятой Богородицы. Для его строительства были приглашены лучшие из лучших архитекторы и мастера. А знаменитое витражное окно-розу «профинансировал» лично король Франции. Необыкновенной красоты круглое окно западного фасада, состоящее из десятков сегментов, расположено между величественными башнями. Северную башню построили в XII веке, и она является более древней. Ее «младшая сестра» абсолютно на нее не похожа: отличается по высоте и по архитектурному стилю. Если первая являет собой «пламенеющую готику» с характерным орнаментов «языков пламени», то вторая и ниже на 11 метров, и выполнена в чисто романском стиле. Кстати, ее считают самой красивой башней мира.

Три портала Собора украшены прекрасными скульптурными композициями, где особенно ценной является «Христос во славе». Стены украшают сцены из Ветхого Завета. Одной из них, самой яркой и выразительной по оценке специалистов по готическому стилю, является картина «Страшного Суда».

Внутреннее убранство Собора нисколько не уступает внешнему, и уж точно не разочаровывает посетителей. Величественные своды, алтари, арки, колонны, резные фигуры и изваяния – все это так гармонично переплетено между собой, хотя и прилагался труд различных мастеров.

Краткая история

Собор стоит в красивейшем месте, на берегу реки Эр. Название свое он заимел от местечка Шартр, что находится примерно в ста километрах от Парижа. Когда-то необычайно мощную энергетику горы облюбовали друиды, которые со всего света приходили сюда для совершения магических обрядов. Усиливал заинтересованность друидов и тот факт, что недалеко от горы Шартра были обнаружены подземные источники с целебной водой.

На месте их языческого копища вскоре была построена христианская базилика. Храм имел печальную историю: его несколько раз разрушали, он подвергался пожару. Нашелся умный человек (епископ Жильбер), который воззвал к Церкви перестроить и расширить Базилику.

В 876 году она была удостоена чести хранить в своих стенах Покров Пресвятой Богородицы. По легенде его пожертвовал храму Карл II Лысый. А он в свою очередь наследовал святыню от своего деда – Карла Великого. Именно в этом плате была Дева Мария при рождении Спасителя. В смутные времена Французской Революции святыню разделили на несколько отрезов, чтобы сохранить хотя бы какую-то ее часть. Горожане с риском для жизни хранили плат у себя дома и только в 1819 году возвратили в Храм.

С тех пор большая часть реликвии хранится в Шартре. Это полотно около 2,5 метров, которое хранится в специальной капелле. Остальные части находятся в Успенском Соборе в Москве и в Лютеранском соборе Святого Иоанна Крестителя в Риме.

Архитектурные особенности

Здание протянуто на северо-восток и напоминает формой латинский крест, где вертикальная часть намного длиннее горизонтальной. Изначально план постройки предполагал иную структуру. Строительство собора стало точкой отсчета некоторых архитектурных изменений. В его структуре впервые были использованы аркбутаны. Гигантские размеры и нововведенные элементы прославились в свою эпоху.

Две разные по размерам и архитектуре башни собора отличают его от других представителей готики. Основой северной послужил старый храм, южная возведена в форме пирамиды романского стиля. Девять входов – порталов в храм обрамлены статуями, всего их насчитывается 3500.

Изображены персонажи Ветхого и Нового Завета. Внешнее убранство признано не имеющим аналогов в Европе. Каждая часть собора производит впечатление. Так, южная сторона располагает астрономическими часами, которые по праву можно назвать чудом.

Интерьер легендарного строения

Согласно плану Шартрского собора, его неф не знает аналогов во всей Франции. Он тянется до красивой апсиды. А между арками и окнами нефа расположен трифорий. Галерея проходит вдоль хора и алтарной части, как бы опоясывая их, и соединяя воедино.

В католической церкви огромное множество цветных витражей. Площадь всех стеклянных поверхностей составляет примерно 2000 м в квадрате. Уникальная коллекция картин из стекла занимает примерно 150 окон. Некоторые из них датируются 12 веком.

Отдельные витражи данной коллекции являются настоящими произведениями искусства. «Богородица из красивого стекла», а также композиция «древо Евсеево» — это стеклянные панно, известные во всём мире.

Яркой особенностью витражных композиций собора считается их насыщенность, а еще чистота цветов и оттенков. Секрет веществ, используемых для росписи витражей, был утерян. Но на многих из них изображены сюжеты из Ветхого и Нового заветов, а также повествования о жизни пророков, простых крестьян, странствующих рыцарей, мастеров, и, конечно, королей. Все каменные скульптуры храма именуют «каменной библией».

На полу католической церкви воссоздан интересный лабиринт. Его символизм раскрывается, как путь верующего человека к духовности и Богу. В центре лабиринта изображён цветок, у которого 6 лепестков. Очертания данного цветка очень похоже на многие готические розы, украшающие собор.

Спорт

Шартр является домом для двух полупрофессиональных футбольных клубов ассоциации; ФК «Шартр» , играющий во французском шестом дивизионе, и « Шартр» , играющий в седьмом дивизионе.

В Шартре есть клуб настольного тенниса, который играет в Pro A (первый французский дивизион) и в Лиге чемпионов Европы . Клуб выиграл Кубок ETTU в сезоне 2010-2011 гг. И занял второе место в Первом дивизионе Франции.

В Шартре находится второй по значимости сквош- клуб во Франции.

Есть также гандбольный клуб, который играет во втором дивизионе Франции.

В ноябре 2012 года Шартр организовал чемпионат Европы по плаванию на короткой воде .

Каменная резная стена

Фасад Шартского Собора

Галерея королей.

В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица…Черная Мадонна.

Собор насчитывает более 10 тысяч скульптур. Сорок сюжетов на евангельские темы изображены на огромном деревянном алтаре. Еще одной из таинственных реликвий собора считается своеобразный лабиринт, или круг, диаметром в 13 метров, а протяженность его составляет 261 метр. Считается, что он изображен для кающихся грешников, которые должны были приползти на коленях по крестному пути самого Христа на Голгофу. И теперь, многие символически проходят это путь, читая покаянные молитвы по лабиринту.

Плат Девы Марии, принесенный в Шартрский собор в 876 году королем

Самой почитаемой реликвией собора считается Святой Покров Богоматери. Покров — шелковая ткань, бежевого цвета, 2 метра в длину и 46 см в ширину. Известно, что первоначальная длина покрова составляла 5,5 метров, но из-за революционной смуты и для сохранности святыни, было решено поделить Покров на части и отдать на сохранение людям, верным Христу. В 1927 году проделали экспертизу одной из возвращенной части Покрова, которая дала заключение о том, что ткань относится к древней эпохе, предположительное изготовление —  I век н. э.

Хор окружен каменной резной стеной, выполненной в XVI в. мастером Тескье в готическом стиле. На ней около 1000 скульптурных изображений. Скульпторы Сула, Маршан, Буден, Легро, Тюби, Мазьер, сменяя друг друга, оформляли стену с 1514 года до начала XVIII в.

Алтарная часть.

Северный портал собора.

Отметим, что Христос не выглядит, как строгий судья, а наоборот, смотрит на всех, как милосердный отец, желающий всем спасения.  Фасады зданий отделаны кружевными окнами,  где свинцовые переплеты украшают витражные стекла. Известно, что диаметр этих великолепных окон составляет 13 метров, они поистине считаются украшением Шартрского собора. по-другому их называют витражи-розы. На витражах изображены сцены из жизни Богоматери и Страшного суда, а также гербы Франции и Кастилии. Высота сводов Собора достигает до 37 метров, а боковых до 14, общая площадь цветных витражей составляет 2 тысячи квадратных метров. Считается, что витражное убранство имеет магическую силу, ведь снаружи они смотрятся практически бесцветными. Лишь только когда солнечные лучи пронизывают эти витражи, в тот момент, витражи светятся различными оттенками и древние краски передают особое звучание цвета. В пасмурную погоду в соборе доминирует голубоватое мерцание света, в солнечную, сиреневато-розовое, переходящее в сполохи красного. Эти удивительные проявления придают особую таинственность Шартрскому собору. Не удивительно, что витражи сравниваются с иллюстрированной книгой со сценами Ветхого и Нового Завета, пророками, святыми. Но особенное значение придавалось, это изображению Богоматери. Все витражи выполнены на пожертвования простого люда, а также богачей.

Фото и описание

Строительство собора Нотр-Дам в Шартре началось после события, которое все сочли чудесным знамением. В 1194 году в здание предыдущего собора ударила молния. Храм загорелся, но хранившаяся в нем реликвия – Святая плащаница Девы Марии – не была повреждена. В знак благодарности на месте сгоревшего почти полностью храма было решено строить новое здание.

История строительства собора в Шартре

Храмы на месте нынешнего собора стояли с незапамятных времен. Известно, что первым религиозным сооружением было языческое святилище, на месте которого был построен первый христианский храм. Известно также, что плащаница хранилась в одном из предыдущих храмов в IX веке. Тот храм тоже сгорел и был заново отстроен в начале XI столетия. Спустя 14 лет после его освящения в Шартре произошел крупный пожар, спаливший почти весь город, но не затронувший собор.

После пожара в конце XII века восстановление собора началось на пожертвования горожан, работы велись более шестидесяти лет, а его очередное освящение состоялось только в 1260 году в присутствии короля Людовика XI. Удивительно, но с XIII века облик шартрского кафедрального собора совсем не менялся – его не разрушали и больше не перестраивали. Поэтому сейчас это сооружение признано образцом готической архитектуры и охраняется ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия.

Архитектура храма

На момент постройки собор считался одним из самых высоких религиозных сооружений Франции: высота его нефа составляла 36 метров, а высота шпиля одной из башен превышала 110 метров. В храм можно попасть через один из девяти порталов, каждый из которых украшен скульптурами и рельефными сюжетными композициями на библейские и ветхозаветные темы. Южный фасад собора украшают астрономические часы, созданные в XVI веке.

Внутри храма достойна внимания резная стена начала XVI столетия, отделяющая хор и алтарь. На ней вырезаны сцены жития Богоматери и Иисуса Христа. Уникальная коллекция витражей Шартрского собора насчитывает 150 стеклянных картин, самые ранние из них были созданы в XII столетии.

Плащаница Девы Марии и сейчас хранится в соборе. Это часть рубашки, в которую была одета Мария в момент рождения Иисуса. Правда, со средневековых времен плащаница сильно уменьшилась в размерах. Дело в том, что в годы революции настоятель собора приказал разделить реликвию на несколько частей и укрыть их в разных местах.

Южная роза Собора Святого Этьена в Сансе, XVI в.

Южная роза Собора в Сансе изображает Страшный суд и житие святого Стефана. Эта большая стеклянная конструкция высотой шестнадцать метров, работа мастеров Варина, Веррата и Годона, датируется 1502 годом и выполнена в позднем французском стиле «пламенной готики».

Страшный суд и Жизнь Святого Стефана, Роза Собора в Сансе, XV в.

Витраж розы содержит типичные сцены из Страшного Суда. Наверху Христос окружен серафимами. Внизу — Небесный двор: Святая Мария, Иоанн и Петр с одной стороны; на другой — святой Стефан, Иоанн Креститель и три других святых.

Нижняя часть розы в первую очередь привлекает внимание посетителя: мы видим мертвых, выходящих из своих гробниц, а также красных, синих и зеленых демонов, поддерживающих кипящий котел, в котором жарятся грешники. Мертвые выходят из могил, как если бы они пробуждались от долгого сна, 1502

Мертвые выходят из могил, как если бы они пробуждались от долгого сна, 1502

Брошенное тело Этьена не тронуто зверьми

Под розой композиция из серии ланцетов (узких остроконечных окон), посвященных святому Стефану. Герб короля Карла VIII и королевы Бретани Анны возвышается над его правым и левым концом (Карл VIII предоставил деньги для работы над южной опорой в 1496 году). Сцены иллюстрируют две главы из деяний апостолов. Среди наиболее традиционных мы находим: Стефана выбирают вместе с шестью другими дьяконами; Евреи упрекают Стефана в его кощунственных словах; Стивен побит камнями, Саул — зритель (панель внизу); тело Этьена остается днем ​​и ночью, покинутым всеми, но сохраненным от диких зверей (панель внизу); тело мученика похоронено.

«Путешествие» Плата Богородицы

Примечательна история, как реликвия попала к Карлу Великому – королю франков, от которого началась династия Каролингов. С ним, вернее с его огромной державой искала союзничества императрица Византии Ирина. Чтобы снискать расположение «несметных ратей предводителя» императрица передала франкийскому королю священный плат. А в Византию плащаница вообще попала «благодаря» двум мошенникам, Галвию и Кандиду, которые решили совершить паломничество из Константинополя в Иерусалим.

Прибыв на Святую Землю, они заночевали у одной женщины. У нее они заметили странный ковчег, к которому хозяйка очень трепетно относилась. Воришки заинтересовались, что это за ларец такой и почему вокруг него столько горящих лампадок. Женщина рассказала, что в нем хранится покров Пресвятой Богородицы, который несколько веков назад получила ее прародительница от самой пречистой Девы Марии.

На следующий день злоумышленники ушли по делам, но по пути заказали местному кустарю сделать ковчег, подобный тому реликварию, что они видели у иерусалимки. Перед возвращением в Константинополь, разбойники попросились ночевать к той же хозяйке, а ночью совершили подлог и сбежали со святыней. Так она оказалась в Византии.

Во Франции плат сначала попал в древний монастырь Аржантей. Однако к его священнослужителям обратились жители Шартра, уставшие от постоянных и разрушительных набегов норманнов. Плащаницу вывесили в их городе и, о чудо, викинги обратились в бегство. Более того, вожак норманнов обратился в христианство.

Великая сила была заключена в скромной, но священной материи. Когда Собор охватило пламя городского пожара, случившегося в 1194 году, от здания, горевшего три дня, не осталось практически ничего. Зато ларец с реликвией совсем не пострадал. Его спасли три клирика, которые во время бушевавшего пожара не смогли вовремя выбраться из Храма и, схватив святыню, спустились в подвальные помещения.

Практическая информация

Адрес: 16 cloître Notre-Dame – 28000 Chartres.

Открыто: с 8:30 до 19:30 ежедневно. По вторникам, пятницам и воскресеньям в июле и августе, до 22 часов.

Доехать можно:

  • На поезде: от Paris-Montparnasse до Шартра идут 33 поезда с интервалом около часа.
  • Туристический автобус: набирает пассажиров на улице Georges Fessard.
  • Самолетом из Парижа: аэропорт Orly и Charles-de-Gaulle.
  • На автомобиле из Парижа: RN10 через Порт-де-Сен-Клу. Из провинции: RN10 от Тур и Суд-Уэст; RN23 из Бретани; RN154 из Руана, Эвре, Дрё или Орлеана. По автомагистрали: из Парижа A6 в направлении Бордо-Нант через Орлеан, затем A10 и A11 в направлении Нанта; из Нанта, Анже или Ле-Мана: по автостраде A11 съезд No 3, затем в направлении центра Шартра.

Расписание служб: пт 7:00 – служба в крипте, вт и пт – массовая служба в 9:00, с пн по сб в 11:45 – служба в склепе, 18:15 – массовая служба, 19:00 – вечерние чтения.

Наличие удобств для людей с ограниченными возможностями.

Имеется торговый стенд с религиозной и исторической литературой, DVD-дисками, изделиями из металлов.

Архитектура

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с маленьким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых круговых часовен. Три из их приметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют наименьшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высокими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого употреблялся этот строительный элемент, что придало ему совсем неслыханные ранее наружные очертания, позволило прирастить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего облика собора являются две его очень различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамудреной романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился сначала XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старенького романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит статуи ветхозаветных персонажей. Южный портал, сделанный меж 1224 и 1250 годами, употребляет сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Ужасному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более узнаваемый как Царский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, сделанном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены статуями XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла .

На южной стороне собора размещены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они демонстрировали не только лишь время, да и денек недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий символ Зодиака.

Более примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий для себя равных во всей Франции, устремляется к прекрасной апсиде, расположенной в восточной части собора. Меж аркадами и верхними рядами окон центрального нефа размещается трифорий, мощные колонны собора окружены 4-мя сильными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые разделены от остального места резной стенкой. Стенка появилась сначала XVI века и два следующих столетия равномерно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 . Шартрская коллекция средневековых витражей является полностью уникальной: более 150 окон, более античные из которых были сделаны в XII веке. Кроме огромных витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, более известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из прекрасного стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Пол собора украшен старым лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сего времени употребляется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта фактически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

Библия бедняков, Кентерберийский собор, Англия, XIII в.

Кентерберийский собор – первая крупная готическая постройка в Англии. Здесь находится знаменитый витраж, название которого стало нарицательным для средневековых сюжетных витражей. «Библия бедняков» («Poor man’s bible») означает, что люди, не умеющие читать, могут познакомиться с содержанием Библии изучая изображения на окне. Каждая сцена (каждый медальон) посвящён какой-то истории из Ветхого или Нового завета.

Витраж Библия бедняков, Кентерберийский собор

Окно состоит из трех столбцов с 7 уровнями, каждая сцена чередуется между круглым и квадратным обрамлением. Каждый уровень относится к какой-то конкретной теме. В центральной колонке показаны сцены из Нового Завета, в то время как сцены с обеих сторон иллюстрируют Ветхий Завет.

Странники увидели Вифлеемскую звезду

Пример сцены: верхняя центральная сцена показывает трех мудрецов в широких брюках, что указывает на то, что они с Востока, верхом на лошади и указывая на звезду над их головами. Этот рисунок изображает странников, увидевших Вифлеемскую звезду, которая предвещает рождение Иисуса Христа.

В XIX веке была проведена реставрация витража и утраченные сюжеты (нижнего уровня) были заменены другими. Изначально, в Соборе находилось несколько окон в одном стиле, в результате, их совместили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector