Казанский собор (санкт-петербург)

История

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Строительство Казанского собора

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX—начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).

18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

С 1930-х годов

Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.

Собор во второй половине XX века

В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится Кафедральным. Своей резиденцией его избрал митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Почти весь период войны — в 1941-1944 годах вплоть до момента восшествия на патриарший престол, митрополит Алексий служил и проживал в Николо-Богоявленском соборе. По его инициативе уже с 23 июня начался сбор пожертвований от верующих в фонд обороны.  Община Никольского собора в первые месяцы Войны внесла 355 тысяч рублей, а к началу 1942 – еще 60 тысяч. С наступлением блокады богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16до 18 часов. Из прихожан были назначены ответственные дежурные ПВО для охраны храма. Сначала по сигналу тревоги молящиеся уходили в бомбоубежища, но затем привыкли и службы зачастую не прерывались. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную Литургию один без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой Угодника, моля Его, чтобы Он сохранил Храм и город от разрушения.

Церкви Ленинграда постоянно подвергались фашистским обстрелам, поэтому важное значение приобрела маскировка храмов. В августе 1941 года началась маскировка куполов с помощью чехлов, сетей и окраски в защитный цвет

Но окраска применялась редко, чтобы не повредить позолоту. Работы были завершены к сентябрю 1942 года.

В годы войны отношение к церкви изменилось, поскольку храмы стали главными мобилизационными центрами в борьбе с врагом. В 1942 году впервые за долгое время было разрешено провести ночной крестный ход на Пасху, в 1943 – разрешены выборы Патриарха, открытие духовных заведений, храмов, выпуск ежемесячного церковного журнала. 11 октября 1943 года несколько священнослужителей получили правительственные награды — медаль «За оборону Ленинграда», среди них митрополит Алексий и еще 5 клириков Никольского собора.

Общая сумма взносов Никольского собора за годы Великой Отечественной Войны составила 4 703 598 рублей. Эта сумма равнялась 30 % всех взносов Ленинградской епархии, и ни один храм Русской Церкви за исключением Елоховского собора в Москве не внес больше.

В послевоенные годы главной задачей было восстановить храм. Собор был серьезно поврежден обстрелами и бомбардировками. Повреждения были устранены в короткий срок. Окончательно храм был восстановлен к 1953 году.  В 1940-1950-хх годах число прихожан храма неуклонно росло.

С осени 1958 года начались так называемые «хрущевские гонения». Происходило массовое закрытие храмов и монастырей. В результате повышения налогов, во многих храмах Ленинграда пришлось распустить платные хоры. Была проведена чистка епархиального духовенства и изгнаны самые бескомпромиссные священники, в том числе несколько из Николо-Богоявленского собора. В 1962 году был введен жесткий контроль за совершением треб: крещений, венчаний и отпеваний. Все они заносились в специальную книгу, с указанием фамилий и паспортных данных, адресов участников.            

Проповеди священников тщательно проверялись. За малейшее нарушение правил духовенству грозило лишение регистрации и изгнание из храма. О жизни собора в этот период подробно говорит доклад настоятеля протоиерея Александра Медведского Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г. С. Жаринову от 19 ноября 1963 года. В докладе говорится, что богослужения совершаются без излишней помпезности, хотя и в соответствии с установленными традициями. Сокращено количество акафистов, а литургии по воскресным дням совершаются не соборно, а одним священником по недостатку духовенства. 

Проповедь также сокращена, и даже не всегда по воскресным дням имеет место быть, потому что проповеди должны представляться для проверки, что требует затрат времени. Подавляющее число прихожан составляли престарелые женщины в возрасте от 45 лет, мужчин же не более 10%, а молодежи нет и 1 %.

Только с уходом Н. С. Хрущева в октябре 1964 года ситуация стала исправляться, но и в 1970-1980 годы деятельность собора не выходила за рамки богослужебной жизни. Церковная жизнь в Ленинграде активизировалась только в преддверии празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. В Никольском соборе ежедневно крестилось по нескольку десятков человек, а число прихожан значительно вросло. Духовенство получило возможность осуществлять духовно-просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность.

История создания Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге

По преданию Петр Первый, побывавший в Астрахани, восхищался красотой Успенского собора и пожелал видеть такой же храм в столице. Но при жизни Петра построен такой храм не был.

В 18 веке на месте Никольской площади находился плац Морского полкового двора. Для лейб-гвардии морского экипажа в 1743 году в центре площади была построена деревянная церковь. Однако из-за влажного климата церковь стала быстро ветшать. Тогда по ходатайству князя М. Голицына перед императрицей Елизаветой было решено построить каменную церковь по образцу Астраханской. Она должна была стать главным храмом Российского флота.

Проект был выполнен архитектором С.И. Чевакинским. Началось строительство в июле 1753 года. Чуть позже к западу от храма возводится колокольня. Ее построили в 1758 году, раньше церкви. Архитектор предвидел продление канала, и в 1780-ые годы колокольня оказалась стоящей на берегу. Чевакинский был учеником Ф.Растрелли и нереализованный план учителя отразился на архитектуре колокольни, пусть и в меньшем масштабе. (Растрелли мечтал построить пятиярусную колокольню высотой 140 метров). Николо-Богоявленский собор освящали два раза. В 1760 году освятили нижнюю церковь во имя Святителя Николая, а позже — верхнюю церковь во имя Богоявления Христова.

По распоряжению Екатерины II храму были подарены 10 образов в честь побед русского флота в битвах со шведами и турками. С тех пор подарки храму делали многие известные люди: композитор Пётр Ильич Чайковский, поэтесса Анна Ахматова и другие.

Стало традицией любое событие в русском флоте отмечать богослужением в храме.

Позже около церкви разбивается сад, проект которого выполнен также С.И. Чевакинским. А позже он был объединен со сквером, построенным купцом Тупиковым. Так рядом с храмом появился публичный сквер, в котором в 1908 году был установлен памятник офицерам и матросам, погибшим при Цусиме 15 мая 1905 года на броненосце «Император Александр III».

При храме в 1870 году было организовано благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней.

Храм стал местом поминовения моряков, погибших в годы русско-японской войны 1904–1905 годов. В их память здесь установлены мемориальные доски.

После революции, как и все храмы, Николо-Богоявленский храм пострадал, но не был закрыт. Во время блокады здесь утром и вечером ежедневно проводились службы. С 1941 год по 1999 год он являлся кафедральным собором. Здесь жил Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Алексий II.

В 1989 году в Николо-Богоявленском храме была установлена памятная доска в честь погибшего экипажа подводной лодки «Комсомолец». В 2000 году в храме установлены памятные доски с именами погибших моряков на подводной лодке «Курск». Здесь также можно видеть и памятные доски членам экипажей других погибших лодок.

В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня.

История

Храм возводился в честь лейб-гвардии Измайловского полка. Он был сформирован 22 сентября 1730 указом императрицы Анны Иоанновны. У воинского формирования императора не было собственного храма, поэтому солдатам приходилось посещать другие приходы. В начале осени 1732 года в Петербург привезли переносную церковь, ее собрали и освятили. Это была “сезонная церковь” на берегу Фонтанки, с приходом холодов ее снова разбирали.

Через 10 лет на ее месте был в построен деревянный храм, но он был маленький для большого количества прихожан. В 1752 году полк подал прошение императрице Елизавете Петровне о необходимости возведения новой церкви. Она строилась на протяжении двух лет, однако во время наводнения 1824 года она была повреждена и не подлежала реставрации.

Решение о возведении каменного храма на месте разрушенного деревянного, принял Николай I. По его приказу, помещение храма должно было вмещать до трех тысяч человек. В строительстве принимали участие Николай I, архитектор В. П. Стасов и инженер П. П. Базен. Процесс продвигался медленно, так как каждое решение согласовывалось с императором.

Первый камень Свято-Троицкого монастыря был заложен 13 мая 1828 года, в праздник Пятидесятницы. Собор возводился дорогих семь лет и уступал по своим размерам только уже строящемуся тогда в Петербурге Исаакиевскому собору. Освятили собор 25 мая 1835 года в преддверии праздника Святой Троицы.

Несмотря на то, что храм являлся полковым, здесь с каждым годом прибавлялось количество гражданских прихожан. Здесь обвенчался Ф. Достоевский с А. Сниткиной, а также в его стенах отпевали величайшего композитора А. Г. Рубинштейна.

Советское время

Судьба Свято-Троицкого Измайловского собора резко изменилась с приходом советской власти. Собор был превращен в обычную приходскую церковь, а сам полк, которой он принадлежал, расформирован.

Спустя месяц отца Михаила заставили подписать указ о передаче церковных ценностей. Прихожане всеми силами собирали деньги и большую часть имущества и святыню удалось выкупить. Всего из храма большевиками было вывезено около 2 килограмм золота и 300 килограмм серебра. В 1932 году большевики решили вовсе уничтожить собор, стерев его с лица земли. На его месте планировали построить клуб для трудящихся. Благодаря многочисленным просьбам прихожан, ВЦИК временно оставил собор действующим. В 1939 году здание храма было передано театру им. Ленсовета под мастерскую.

Возрождение собора началось только в 1990-2000 годы, до этого периодически появлялись сообщения о хищениях, актах вандализма и незначительных разрушениях с течением времени.

Пожар

В 2006 году пожар, который начался на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, уничтожил самый большой в мире купол с деревянной основой. Пожарные, которые прибыли на место трагедии не смогли справиться с языками пламени. Огонь поднимался на высоту более 100 метров, уничтожив не только купол, но и чердачные перекрытия. Причины пожара не были установлены. Божественная литургия в храме началась следующим утром, но уже не под куполом храма, а под открытым небом.

Современное состояние

Интерьер Смольного собора

От Казанского кафедрального собора города в Смольный собор передали, в качестве подарка, старинный престол для богослужений. Отреставрирован запрестольный образ Божией Матери. В южном приделе собора совершаются службы каждое воскресенье.

Как памятник архитектурного искусства, храм известен далеко за пределами Родины и имеет мировое значение. Смольный собор — это отделение музея-памятника государственного уровня «Исаакиевский собор». В этом месте проходят прекрасные концертные программы, выставляются талантливые художники, отдельно стоит упомянуть о научных и историко-художественных музейных выставках.

Описание

С высоты птичьего полёта монастырь напоминает греческий крест. В центре находится храм, а с четырёх сторон его окружают церкви. Постройка выдержана в стиле елизаветинского барокко. Храм имеет очень праздничный вид. В отделке использованы элементы лепнины, которые и придают храму особое великолепие. Здание выкрашено в небесный голубой цвет, а купола — светло-серого цвета.

Купольная часть по православной традиции пятиглавая. Так пожелала сделать в своё время Елизавета. Особенность заключается в том, что только центральный купол относится к самому храму. Остальные купола — это колокольни.

Главный купол по форме напоминает шлем. Колокольни увенчаны меньшими куполами луковичной формы.

Находясь в окружении учебных корпусов смольного института, храм в своей нижней части, а именно с фасада, больше схож с дворцом, чем с храмом. Здесь во всём присутствует роскошь и изящество. При этом здание собора выглядит очень величественно.

Церковный зал оформлен просто, но от этого не теряет своей торжественности. В отделке присутствует мрамор. Алтари отделены от остального помещения гранённой хрустальной балюстрадой. В зале есть три иконостаса. Отвечал за ведение работ в храме архитектор В. Стасов.

Деятельность прихода

Богослужение в Смольном соборе, Санкт-Петербург

Так, в любимый всеми молодыми людьми День студенчества, 25 января — в День св. мч. Татианы, студенты, которые проявили особое усердие в нравственно-образовательной деятельности, награждаются знаком св. мч. Татианы.

В воскресные дни в полдень все желающие могут прийти на духовную беседу. Также работает детская воскресная школа на территории храма.

На заметку! Для посещения прихожанами собор открыт с 7 часов утра и до 8 часов вечера.

Божественные службы проводятся каждый день в следующем порядке:

  • с 7:00 начинается литургия. В этом время служба проходит только в субботу, воскресенье и праздники;
  • с 9:30 — Божественная литургия в будни. После этого читаются псалмы;
  • в 14:00 начинается молебен;
  • в 16:00 батюшка служит панихиду по усопшим;
  • в 17:00 начинается вечерняя служба;

В соборе совершают таинство Крещения. Молодожёны могут укрепить свои семейные узы венчанием. В период Великого поста расписание служб может меняться, поэтому лучше заранее разузнать его.

Армянская апостольская церковь святой Екатерины

Церковь святой Екатерины (армянское: Սանկտ Պետերբուրգի Սուրբ Կատարինե եկեղեցի) — храм армянской апостольской церкви, который является памятником архитектуры.

Церковь была построена в 1771-1779 годах по проекту зодчего Юрия Матвеевича Фельтена.

Стиль церкви выполнен в традициях раннего русского классицизма.

Главный фасад церкви обращен к Невскому проспекту (на юг) и отмечен строгим колонным портиком, во фронтоне которого находится скульптурный рельеф с сюжетом из истории Армении: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».

Также фасад церкви выделяется архитектурной отделкой окон, пилястрами с изящными капителями и возвышающейся купольной башней с крестом.

Интерьер церкви выглядит просторно и парадно, чему способствуют арочные своды и массивные колонны с белыми архитектурными капителями. Парадности убранству святыни придаёт и то, что колонны, стены и пол украшены цветным искусственным мрамором.

Интерьер церкви украшен живописью на библейские мотивы, лепными декоративными карнизами с дентикулами, картинами и массивными «бальными» люстрами. Подробнее об армянской церкви святой Екатерины…

Вход в армянскую апостольскую церковь святой Екатерины свободный (бесплатный).

Адрес церкви: Невский проспект, 40-42.

Координаты церкви: 59°56′07″ с.ш. 30°19′56″ в.д. (59.935278, 30.332222).

Ближайшие станции метро: «Гостиный двор» и «Невский проспект».

Казанский собор

Этот православный храм является памятником российской воинской доблести. Именно здесь захоронен легендарный Михаил Кутузов, тут хранятся трофейные знамёна разгромленной французской армии. Основная святыня в церкви — Казанская икона Божьей Матери, которая находится в Санкт-Петербурге с 1710 года. Верующие считают, что пока эта реликвия остаётся в пределах города, сюда не сможет войти иноземный враг.

Во время Отечественной войны там молились российские солдаты и офицеры и сам Михаил Илларионович. Перед собором есть площадь, на которой в 1837-м были установлены памятники Кутузову и другому полководцу, Барклаю де Толли. В апреле 1932 года главная церковь города была закрыта, и название собора Санкт-Петербурга сменилось на Музей истории атеизма и религии. Богослужения были возобновлены на праздник Троицы в 1991 году.

Здание церкви было заложено в августе 1801-го в центре Питера, на Невском проспекте, а его возведение завершилось почти перед самым началом Отечественной войны. Создатель собора, архитектор Воронихин применил при возведении ряд нестандартных решений и новшеств, благодаря чему храм внешне словно бы раскрывает свои объятья для прихожан и посетителей. В составе полукруглой колоннады есть 96 колонн из мрамора.

История Князь-Владимирского собора

Историю храма принято отсчитывать с момента закладки в 1708 г. деревянной церкви св. Николы на Мокруше. Мокрушей назывался низинный, периодически затопляемый район первых городских кварталов Петербурга, расположенных к западу от Петропавловской крепости. В 1717 г. церковь св. Николы сменил мазанковый храм, имевший три престола, главный из которых был освящен в честь Успения Богородицы, а боковые приделы — получили имена Никольский и Предтеченский. В 1719—1724 гг. в соборе молился Петр Великий. В 1740 г. по указу Анны Иоановны на замену деревянному Успенскому собору начали закладку нового, каменного храма. Однако, дворцовые перевороты и другие исторические события помешали строительству. Только в 1765 г. во времена Екатерины Великой вновь вернулись к незавершенному проекту.

По новому замыслу, храм должен был стать пятиглавым, в подражание Успенскому собору Московского Кремля. Первоначальный вариант был одноглавым, таким же как в соседний собор Петропавловской крепости. Выбор пал на проект итальянского архитектора Антонио Ринальди, который взялся достраивать храм и завершил черновое строительство к 1772 г.

Monoklon

Сройка снова прервалась на несколько лет, и заканчивал возведение церкви и ее отделку архитектор И. Е. Старов. 1 октября 1789 г. собор был освящен под новым именем — вместо Успенского, он получил имя Князь-Владимирского. Причиной такого изменения стали важные исторические победы на южных рубежах Российской империи. Именно в это время в составе Российской империи появляется Таврическая губерния на месте Крымского ханства, а в Петербурге архитектор И. Е. Старов строит Таврический дворец.

Успешные военные действия в Причерноморье и в Крыму оживили историческую память о князе Владимире, принявшем христианство и породнившемся с Византийским монаршим домом. Исторические параллели с деяниями князя Владимира создали символическую ауру преемственности отечественной истории. В эти же годы императрицей был учрежден орден Святого равноапостольного князя Владимира четырех степеней.

Екатерина Борисова

Петропавловский собор и современность

В советское время в Петропавловском соборе никого не хоронили. Новая могила появилась в июле 1998 года в приделе святой Екатерины справа от входа в собор. Там торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II и близких семье людей, расстрелянных в 1918 году в Екатеринбурге. У Православной церкви, несмотря на проводимые экспертизы, сомнение в подлинности останков, поэтому захоронили не в соборе, а в боковом приделе.

В 2006 году исполнили последнюю волю матери Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, умершей в 1928 году в Дании. При жизни Мария Федоровна просила перенести по возможности ее прах и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено. Могилу легко узнать по новому мрамору и золотым украшениям.

Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить некоронованных членов императорской семьи. Выстроенная рядом с собором по желанию последнего русского царя, усыпальница и собор воспринимаются зрительно как единое целое. Внутри здание украшено мрамором и золоченой бронзой, был здесь и алтарь с иконостасом и образом Воскресения Христова.

В советское время усыпальница пострадала от наводнения, надгробия разбили, а бронзовые украшения переплавили. Позднее там устроили книгохранилище и склад бумажной фабрики. В 1992 году захоронения в усыпальнице возобновились и начались реставрационные работы. Современными петербургскими мастерами воссоздан витраж усыпальницы «Воскресение Христово».

Здесь погребли внука Александра II Владимира Кирилловича. Туда же перенесли прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в эмиграции. В 2010 году рядом с Владимиром Кирилловичем нашла последнее успокоение его вдова Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде.

Царский некрополь притягивает туристов как из России, та и из-за рубежа. С 1990 года в храме регулярно проходят панихиды, посвященные памяти русских императоров. С 2000 года здесь проводятся ежедневные и праздничные церковные службы.

Внутреннее убранство

Убранством интерьеров руководил уже В. Стасов. Он выиграл архитектурный конкурс. Он предложил сделать интерьер без излишеств в стиле ампир, но украсить его лепниной. Сейчас собор украшают ангелы, пышные барельефные композиции и масса изумительных деталей, каждая из которых имеет свой смысл.

Интерьер отличается своей простотой и величием. Растрелли планировал создание множества барочных убранств, статуй, украшений, но они либо не были выполнены, либо не сохранились. Стасов решил выдвинуть на переднюю план планировку Растрелли, и не затмить ее своими убранствами. За основу интерьера была взята церковь Александра Невского, над убранством которой работал Дж. Кваренги.

Были использованы такие материалы как мрамор, хрусталь. Зал церкви имеет большой размах как по площади, так и по высоте. Кафедра украшена резьбой.

В убранстве собора можно разглядеть элементы воздуха и воды, они представлены в виде ангелов, облаков и рокайль. В интерьере присутствуют элементы земли и воздуха, землю представляют различные цветы.

Барокко характеризуется выражением в символах силы или огня, в виде львов и воюющих ангелов. Но во всем соборе они отсутствуют по задумке Растрелли.

Казанский собор

Казанский собор (собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга.

Собор является кафедральным.

Казанский собор был построен по задумке императора Павла I, на месте, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы, в которой хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Закладка храма произошла 27 августа (8 сентября по новому стилю) 1801 год в присутствии императора Александра I — сына Павла I. Возведение собора велось по 1811 год по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина как кафедрального собора города для хранения иконы Божией Матери Казанской.

Сегодня Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником российской истории, архитектуры и изобразительного искусства.

Центр собора венчает большой и стройный купол с крестом. Главным фасадом с колоннадой, двумя радом стоящими памятниками и раскинувшимся одноименным сквером с фонтаном, собор выходит на Невский проспект.

Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн на три нефа (коридора).

Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков.

Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной. Подробнее о Казанском соборе…

Адрес Казанского собора: Невский проспект, 25х / Казанская площадь, 2.

Координаты Казанского собора: 59°56′03″ с.ш. 30°19′28″ в.д. (59.934167, 30.324444).

Ближайшие станции метро: «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Посетить Казанский собор можно как самостоятельно, так и с одной из экскурсий

Главный храм Петербурга

Безусловно, главным храмом Петербурга является Казанский кафедральный собор, имеющий статус памятника воинской славы. Его закладка началась в 1801, и лишь в 1811 он был наконец-то возведен и освящен.

Строительство святого места осуществлялось по проекту архитектора А. Воронихина, с целью хранения православной святыни – иконы Божией Матери Казанской, перенесенной из церквушки-предшественницы.

Павел I, по чьему распоряжению началось возведение храма, сильно желал, чтобы собор Санкт-Петербурга был похож на храм Святого Петра в Италии. Действительно, внешний вид Казанского собора немного схожий с этим ватиканским храмом, однако, в то же время, он достаточно самобытен.

Здание имеет крестово-купольную форму. Полукруглая колоннада, крылья которой составляют практически 43 метра, насчитывает 96 мраморных колонн.

Над колоннами расположился купол высотой в 70 метров.

Снаружи фасад украшают превосходные бронзовые статуи. Внутри расположились колонны из розового гранита с позолоченными капителями и базами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector