Рождество-богородичный санаксарский мужской монастырь
Содержание:
- Паломнику
- Режим работы и расписание богослужений
- Архитектура
- Интересные факты и легенды
- Краткая информация
- Где крестился, там и пригодился
- Три столпа Санаксара
- Настоятели и наместники
- История становления монастыря
- Санаксарский монастырь
- Современное состояние мужской святыни в Темниково
- На родину, в Санаксар
- «Капитан» по послушанию
Паломнику
Памятка для паломников:
- Гостиницы монастыря имеют ограниченные возможности к принятию паломников. Пожалуйста, о свободных местах для ночёвки узнавайте у гостинника до своего приезда.
- Паломники могут проживать в монастырской гостинице 3-е суток.
- Для поселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.
- Паломники обязаны строго посещать все монастырские службы и выполнять требования монастырского устава и распорядка.
- Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной — бесплатно.
- По прочим вопросам обращаться к Гостинику по тел: 8 — 917 — 990 — 14 — 66
Для желающих потрудиться в монастыре
во славу Божию существуют следующие требования:
- Принимаются только мужчины возрастом не моложе 18 лет.
- При себе необходимо иметь общегражданский паспорт с регистрацией по месту постоянного проживания,так же желательно наличие страхового полиса.
- Необходимо неукоснительное соблюдение устава, распорядка и прочих правил поведения в монастыре.
- Добросовестное выполнение порученной работы.
- Бережное отношение к имуществу монастыря.
- Употребление спиртных напитков, наркотиков запрещено.
При поступлении в обитель желательно иметь рекомендации от своего приходского священника, духовника или монастыря.
Режим работы и расписание богослужений
Литургия в обители совершается ежедневно в 8:00. По воскресеньям служится еще в 6:00 ранняя литургия, которая проходит во Владимирской церкви. Начало вечерней службы — в 18:00, всенощная накануне воскресных дней и праздников бывает в 17:00.
Особо празднуются дни памяти святых, чьи мощи покоятся в монастыре:
- Феодора Санаксарского — 4 марта (кончина) и 4 мая (обретение мощей);
- святого праведного воина Феодора — 5 августа (прославление) и 15 октября (кончина);
- преподобноисповедника Александра — 27 августа (кончина) и 18 сентября (обретение мощей).
Особо торжественно 21 сентября отмечается престольный праздник монастыря — Рождество Пресвятой Богородицы.
Архитектура
Процесс строительства каменных зданий, входящих в архитектурный ансамбль монастыря, занял относительно короткий отрезок времени, поэтому для всего церковного комплекса присуще стилистическое единообразие (прослеживается полное отсутствие эклектики), что отличает его от большинства монастырей, возведение которых продолжалось на протяжении нескольких столетий.
Строительство проходило под непосредственным руководством отца Феодора, а затем старца Филарета. В целом монастырский ансамбль сложился за период с 1765 по 1820-е гг. К концу XVIII в. Санаксар имел уже приблизительно тот вид, который видят сейчас посещающие его паломники.
Санаксарский монастырь в Мордовии – это замкнутое пространство, которое по форме представляет собой трапецию. Ограды в общепринятом понимании здесь нет. Церковная территория по периметру ограждена корпусами келий, соединенных между собой невысокой стеной с 3 угловыми башнями.
Перед главным входом находится построенное в стиле барокко трехъярусное здание пятиглавого собора Рождества Пресвятой Богородицы, являющееся духовным и архитектурным центром всего комплекса. Он располагается перед центральными воротами и огражден со всех сторон другими монастырскими сооружениями, которые выстроились по периметру монастырского двора.
Собор строился по плану, разработанному иеродиаконом Филаретом (Былининым). Храм украшал великолепный резной иконостас. На фасадах здания – разноцветная роспись. Внутреннее украшение стен, также принадлежащее кисти старца Филарета, выполнено в стиле рококо.
Остальные здания расположились по периметру церковного двора вокруг собора Рождества Пресвятой Богородицы:
- Прямо напротив храма с противоположной стороны двора находится колокольня (1776 г. постройки), очертания которой имеют сходство с силуэтами питерских колоколен и башен Александро-Невской Лавры.
- Одноглавая больничная церковь, воздвигнутая в честь иконы Владимирской Богоматери, и больничные кельи расположены в юго-восточном углу двора.
Далее видны:
- настоятельские и казначейские кельи;
- здание трапезной;
- братский корпус;
- корпуса для иеромонахов и монахов.
Строительство жилых помещений заняло менее 15 лет (с 1777 по 1790 г.). За это время были возведены здание трапезной (1777 г.), братские (1779 г.) и больничные кельи, двухэтажный каменный корпус для иеромонахов (1781 г.) и корпус для монахов (1782 г.).
В 1785–1787 гг. за пределами основной территории (так как сама площадь монастырского двора невелика) была построена двухэтажная гостиница для паломников, которую расположили примерно в 100 м от западной монастырской стены. Она также сохранилась до нашего времени.
В 250 м от Святых ворот находится церковное кладбище и каменный храм Воскресения Христова (1805 г.), выделяющийся «столичностью» архитектуры. Он расположен у самой дороги и первым открывается взглядам паломников. С него и начинается первое знакомство с Санаксарской обителью. Чертежи кладбищенской церкви был выполнены лично иеромонахом Филаретом.
Не так давно на кладбище появилось еще одно сооружение, имеющее вид беседки. Данная постройка представляет собой часовню, построенную над местом погребения старца Иеронима, который при жизни был братским духовником.
Кроме этого, у паломников вызывает огромный интерес целебный источник с необыкновенно вкусной водой.
Интересные факты и легенды
Санаксарский монастырь в Мордовии существует более 360 лет. За это время происходило множество чудес, свидетельствующих о святости обители.
Одно из первых чудес, которое донесла человеческая память до наших дней, относится к периоду строительства пятиглавого храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Рассказывают, что сразу после того как были вырыты рвы, предназначенные для закладки фундамента будущей церкви, прямо во время молебна прилетел пчелиный рой и опустился на место, определенное для будущего алтаря. Это удивительное событие было знаком свыше, предвещающим монастырю обильную благодать.
О большой святости старца Феодора и адмирала Ушакова говорит тот факт, что при вскрытии в 1949 г. их могил, останки оказались нетленными (даже мундир Федора Федоровича Ушакова находился в отличной сохранности). Святые мощи, пребывающие в обители, славятся чудесами исцеления. Некоторые паломники рассказывают о том, что сюда их направляла сама Царица Небесная.
В 1991 г. произошло чудо, свидетелями которого стали первые насельники монастыря. Рассказывают, что когда они впервые после открытия обители входили в арочные ворота монастыря, то навстречу им вышел седой старец, который затем направился к монастырской стене, расположенной со стороны города Темникова и, подойдя к ней, растворился в воздухе на глазах у изумленных насельников.
Внимательно изучив оставшиеся изображения иеромонаха Феодора, свидетели события утверждают, что именно он был тем загадочным старцем, который встречал их за воротами вновь открытого Санаксарского монастыря.
Несколько лет назад зафиксировано еще одно чудо. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы обновилась чудодейственная икона Феодоровской Божьей Матери, которая теперь находится в алтаре собора.
Краткая информация
Основана обитель была в 17 веке, в эпоху царствования Алексея Михайловича. По приглашению служилого дворянина и писца Луки Евсюкова на его земли у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар приехал из оскудевшего Старо-Кадомского Троицкого монастыря старец Феодосий, известный своей высокой духовной жизнью. Старец «пленившись красотой места», решил остаться здесь навсегда – вместе с несколькими своими учениками. Это было в 1659 году. Была воздвигнута часовня и иноки начали понемногу устраиваться на новом месте. Через десять лет местные жители отправили святейшему патриарху Иоасафу 2 прошение о возведении «церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской» и о заведении на этом месте монашеской жизни. Патриарх ответил положительно, и на этом месте возникла Санаксарская Сретенская пустынь, иначе монастырь.
После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания они были, не известно. Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью — нет определенных сведений. Известно только, что в управление всех означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток. Какими правилами руководствовалась Санаксарская пустынь во внутренней своей жизни, тоже сведений о том никаких нет.
преп.Феодор Санаксарский
В 1753 году Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни. Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар. Его усилиями в монастыре возводится новый каменный храм. Происки врагов против преподобного отца в 1774 году возымели успех, и его сослали в Соловецкий монастырь.
Но начало было положено и монастырь стал расцветать.
В этот период расцвета монастыря неподалеку от него и селится великий флотовождь России адмирал Ушаков. Очень большую часть времени он проводил в монастыре, а на время Великого Поста и вовсе переселялся в обитель. До самой своей кончины в 1817 году он был ревностным богомольцем и благотворителем монастыря.
А через сто лет из-за оскудения нрава братии монастырь постигла участь закрытия как и многих монашеских обителей на Руси. Дело в том, что последний предреволюционный игумен, преподобноисповедник Александр (Орудов) захотел восстановить в монастыре былую строгость монашеского жития, но часть братии пошла на сговор с большевиками и учинив бунт изгнали настоятеля. В 20-е годы монастырь закрыли, братию репрессировали, святыни поругали…
св.праведный Феодор Ушаков
В 1991 году монашеская жизнь вновь вернулась в стены обители. На данный момент монастырь приобрел вид когда-то утраченной красоты и благолепия. Обитель находится у излучины реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, вниз по течению реки. Места здесь живописные, природа красива. С северной и западной стороны к монастырю подступают боры и рощи, а с южной и восточной, за рекой, пойменные луга и бесчисленное количество больших и малых озер. Недалеко от монастыря находится источник преподобного Феодора. Богат монастырь и мощами. Здесь хранятся мощи преподобного Феодора (Ушакова), праведного воина Феодора (Ушакова) и преподобного Александра исповедника.
Монастырь отличается строгостью Устава и братолюбием.
Информация для паломников: как добраться и телефоны монастыря.
(3862)
Где крестился, там и пригодился
Отец Иннокентий, Вы застали то время, когда в Санаксаре подвизались старцы высокой духовной жизни. Какими они Вам запомнились? Что Вы вынесли для себя из общения с ними?
Схиигумен Иероним (Верендякин) был как бы сама любовь, воплощение любви: благостный, смиренный, кроткий, богомудрый, рассудительный. Схиархимандрит Питирим (Перегудов) был монахом Почаевской лавры, приехал в Санаксар из Почаева. Когда в 1993 году наш монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II, он долго разговаривал со старцем Питиримом, который к тому времени уже имел за плечами 43 (!) года монашеской жизни. Это исключительный опыт, целый пласт человеческой жизни. Конечно, нам всем хотелось прикоснуться к такому опыту.
С кем из старцев Вы больше общались?
Отец Иероним был духовником монастыря, поэтому чаще я общался с ним. Келья духовника должна быть открыта всегда, так у нас и было. Мы с братией приходили к отцу Иерониму, чтобы поделиться своими неустройством, печалью, огорчением или немощью. Проблемы казались великими, просто до небес. Подождешь, бывало, в очереди на исповедь к батюшке, и как-то острота внутреннего конфликта или проблемы уходят, а на их место приходит успокоение. Заходишь к нему – и все, тишина и спокойствие на душе. Случалось и так, что во время ожидания исповеди приходил ответ на возникший вопрос – он образовывался внутри тебя, понуждая по-новому посмотреть на окружающий мир и обстоятельства. Думаю, это было не без участия батюшки, его молитв о нас.
Расскажите немного о своем пути к Богу. Чей пример вдохновлял Вас в монашеской жизни и как Вы поняли, что монашество – Ваше призвание?
О Боге я узнал от мамы и бабушки. По материнской линии все верующие были, отец к вере позже пришел. Крестили меня в маленьком городке Тихвине недалеко от Санкт-Петербурга, на крылечке монастырского храма Тихвинской иконы Божией Матери. Правда, тогда Тихвинская обитель была закрыта, действовал только храм. Ну, а поскольку крестили меня в монастыре, то в монастырь я впоследствии и угодил (улыбается).
Какое-то время наша семья жила на Украине, потом мы переехали в Сибирь, где в начале 90-х годов я стал ходить в храм, на пятом курсе университета.
В 1991 году в Ярославле были обретены мощи святителя Иннокентия Иркутского и перевезены в Знаменский кафедральный собор города Иркутска, где почти через год я встретил батюшку, который впоследствии стал моим духовником, – отца Геннадия, будущего иеромонаха Григория. С ним связаны значительные изменения в моей жизни.
Отец Геннадий благословил меня принять диаконский сан, а через несколько месяцев, в праздник новомучеников и исповедников Церкви Русской, я стал священником. Получил послушание от правящего архиерея владыки Вадима начать служение в только открытом Петропавловском храме города Шеле- хов, где и прослужил четыре года. По благословению владыки тогда же поступил в семинарию в Троице-Сергиевой лавре.
Время учебы в Лавре, наверное, было особенным?
Это был период первого соприкосновения с монашеской жизнью – самое благоговейное время, возвышенное и глубокое, в моей памяти. В Лавре тогда царила особая атмосфера. К лаврским насельникам отцу Кириллу и отцу Науму многие обращались с вопросами о внутренней духовной жизни. Общение с такими духоносными светильниками веры оставляет неизгладимое впечатление и окрыляет надолго. Встреча с людьми, имеющими огромный опыт в духовной жизни, – великое дело. Особенно для приходского священника, кем я в то время являлся. Именно в Лавре у меня появилось сильное желание стать монахом. И я надеялся, что Господь все устроит.
Три столпа Санаксара
Каждая монашеская обитель славна, прежде всего, подвижниками. В Санаксаре мощами пребывают трое удивительных святых: два Феодора (Ушаковы: праведный воин и его дядя-монах, преподобный), а также преподобноисповедник Александр, история жизни которого не менее поразительна, чем первых двух. Какие еще святые особо почитаются в Мордовии и, в частности, в Санаксаре? Кто считается небесным покровителем монастыря? Возможно, в обители есть некие традиции почитания определенных святых?
Покровительница наша – Пресвятая Богородица, в честь Рождества Которой именуется наш монастырь. Каждый из санаксарских святых имел особое отношение к Божией Матери. О первоначальнике игумене Феодосии осталось мало сведений, к тому же он ездил с духовной миссией на Восток. Возобновителя монашеской жизни преподобного Феодора мы почитаем как основателя и небесного покровителя монастыря (после Богородицы). Воин Феодор Ушаков, племянник преподобного, стал единственным в мире прославленным Церковью адмиралом и флотоводцем. И он теперь покровитель всех моряков.
Последним игуменом обители (1915 год) был преподобноисповедник Александр, современник революции 1917 года. Он претерпел предательство от вольнодумных, сочувствовавших новой власти братий, которые в свое время избрали его игуменом, и был изгнан из монастыря за то, что эту самую власть не поддерживал. Он отправился в Казань и был назначен наместником Седмиезерной пустыни. Когда начались гонения на верующих, преподобный Александр был заключен в концлагерь, впоследствии выслан на три года с ограничением поселения в больших городах. Жил он преподобно. У него было много духовных чад.
Как мощи преподобноисповедника Александра оказались в Санаксаре?
В сентябре 2001 года нас подвигли на это представители Синодальной комиссии по канонизации святых. Нашей воли вообще не было. Мы молились об упокоении последнего нашего настоятеля, собирали архивные материалы о нем, и тут нам говорят: «Надо обретать». Мы обрели, подали нужные документы в Комиссию, и преподобный был прославлен.
Вы как-то обмолвились, что святой Александр духовно Вам близок. А чем именно?
Когда я приходил к вере, я встречал людей как раз такого склада, как преподобноисповедник Александр: они жили среди гонений, кто-то из них сидел в тюрьме за веру. У этих людей и их учеников мы учились вере. Отец Александр был того же духа – из тех подвижников, имевших в себе и строгую жизнь, и любовь к людям. Он наш современник в некотором смысле: преставился преподобный Александр 27 августа 1961 года, а 60-е годы – это не так далеко от наших дней.
Все наши санаксарские святые для нас родные. Не потому, что мы каждый день прикладываемся к их мощам и молимся им, – сама жизнь понуждает нас обращаться к святым, и они всегда, так или иначе, помогают нам. Наши святые – частица нашей жизни, частица нас самих – тех, кого Господь привел в обитель, чтобы мы служили здесь Богу и людям. А святые отцы, в свою очередь, служат нашему спасению, заботятся, молятся о нас, откликаются на наши просьбы, воздыхания о наших немощах и несовершенствах. Поэтому не любить их невозможно.
Настоятели и наместники
- настоятели
- Феодосий (1660-е — 1681)
- Зосима
- Трифон
- Дорофей
- Петр (1730-е)
- Филагрий
- Иоасаф (до 1752), строитель. Привлечен к следствию по делу о «квакерской ереси».
- Порфирий (24 февраля 1752 — 17 марта 1753)
- Феодор (Ушаков) (1764—1774)
- Иоиль (Тишков) (8 августа 1774—1778)
- Венедикт (Селиванов) (1778 — 27 декабря 1788)
- Вениамин (Андреев) (14 февраля 1789 — 13 февраля 1803)
- Филарет (Былинин) (28 февраля 1803—1817)
- Нафанаил (4 апреля 1817 — 12 сентября 1832)
- Димитрий (12 сентября 1832 — 5 сентября 1848)
- Иоасаф (27 сентября 1848 — 23 сентября 1857)
- Ксенофонт (Флорианов) (23 сентября 1857 — 7 сентября 1863)
- Иларий (Иванов) (1863 — июнь 1879)
- Тихон (Цыпляковский) (15 сентября 1879 — декабрь 1884)
- Амвросий (Ворогушев) (1885—1893)
- Феодосий (Мясников) (1893 — декабрь 1895)
- Августин (Кривоногов) (1895—1915)
- Александр (Уродов) (1915—1918)
- наместники
- Варнава (Сафонов) (1 апреля 1991 — 14 ноября 2010)
- Иннокентий (Руденко) (с 24 декабря 2010)
История становления монастыря
Место для строительства обители было выделено одним из добросердечных местных жителей по имени Лука Евсюков. Он пригласил строителей и настоятелей Старо-Кадомского монастыря, с помощью которых была возведена великолепная часовня. Также они заготовили лес для дальнейшего сооружения храма. И только в 1669 году было получено благословение на возведение церкви и самого монастыря. Дано оно было Патриархом Иоасафом II. Уже в 1676 году было окончено строительство первого храма, возведенного в честь сретения иконы Божией Матери Владимирской.
Игумен Феодосий находился на территории монастыря на протяжении многих лет и прожил здесь до 1681 года. А затем он был отправлен на пребывание в другую обитель. После отъезда игумена, причем его вынудили это сделать, монастырь пришел в упадок, навести порядок было некому. В таком состоянии он пребывал до 1759 года. В этот период братии не хватало, строительство полностью прекратилось, кельи требовали ремонта.
Один из лучших этапов жизни монастыря связан с именем Феодора Ушакова. Его молитвы были направлены на то, чтобы обитель развивалась, а братия могла спокойно нести свое призвание.
7 марта 1765 года специальным указом храм получил право называться монастырем. Преподобный Феодор был настоятелем до 1774 года. Затем этот пост занял его приемник — Илья Фомич Тишков. Продолжалось строительство. Уже к 1776 году были возведены колокольня и трапезная. Такое масштабное строительство говорило о том, что обитель получила второе рождение и теперь ее ожидало хорошее будущее.
В 1805-1806 годах, благодаря содействию профессионального и опытного архитектора, был возведен еще один храм в честь Воскресения Христова. Церковь получилась невероятно красивой и светлой. Здесь чувствуется особая атмосфера. Настоятель Филарет оставался на территории обители до конца своих дней. Он делал все возможное, возводил новые храмы, сделал монастырь комфортным для братии.
Санаксарский монастырь
Описание Санаксарского монастыря
Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирская.
Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.
Период роста и расцвета обители связан с именем преподобного старца Феодора Ушакова — великого подвижника второй половины XVIII века. Молитвами и трудами преподобного Феодора монастырь уже при его жизни приобрёл общероссийскую известность. Славился он строгостью уставного богослужения, особым аскетическим духом, воздержанием и добродетелями обитающих в нём пустынножителей.
7 марта 1765 года Высочайшим указом велено было Санаксару именоваться монастырем.
Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.
Трагические события XX века не обошли стороной и Санаксар: монастырь был закрыт, монахи разогнаны, благолепие храмов осквернено и изуродовано.
В 1991 году Санаксарская обитель была возвращена Русской Православной Церкви, и 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава совершил первую Божественную Литургию.
К 2000-му году в монастыре было уже более 90 человек братии. Ежедневного в соборном храме по монастырскому уставу совершается богослужение — основа жизни обители. Восстанавливаются жилые корпуса, реставрируются храмы.
Свои последние годы в обители провёл известный старец схиигумен Иероним (Верендякин).
Паломнические поездки к Санаксарскому монастырю
- Поездка из Красноярска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Тюмени в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Екатеринбурга в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Нижнего Новгорода в Санаксарский монастырь
- Поездка из Киева в Санаксарский монастырь
- Поездка из Ижевска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Энгельса в Санаксарский монастырь
- Поездка из Красноярска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Минска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Таганрога в Санаксарский монастырь
- Поездка из Волгограда в Санаксарский монастырь
- Поездка из Самары в Санаксарский монастырь
- Поездка из Нижней Озеряна (Харьковская обл.) в Санаксарский монастырь
- Поездка из Зеленограда в Санаксарский монастырь
- Поездка из Киева в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Воронежа в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Клина в Санаксарский монастырь
- Поездка из Житомира в Санаксарский монастырь
- Поездка из Энгельса в Санаксарский монастырь
- Поездка из Одессы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Воронежа в Санаксарский монастырь
- Поездка из Саратова в Санаксарский монастырь
- Поездка из Солнечногорска в Санаксарский монастырь
- Поездка из Винницы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Москвы в Санаксарский монастырь
- Поездка из Екатеринбурга в Санаксарский монастырь
Современное состояние мужской святыни в Темниково
7 марта 1991 года полуразрушенные стены некогда прекрасной мужской обители были возвращены православной Церкви. Первая Литургия после закрытия монастыря состоялась в том же году во время празднования Троицы. Через несколько лет были возрождены и освящены храмы.
Современный монастырский комплекс привлекает паломников своими святыми и прекрасными природными местами.
Под часовней, как и много лет назад, находится могила Федора Ушакова, мощи которого оставались нетленными при открытии могилы.
Интересно! Местное население утверждает, что текущий в лесу ручеек, названный Ушаковским, обладает чудодейственной силой. Родниковую воду не только пьют, ее собирают в купели, и каждый желающий может принять святую силу, окунувшись в этой воде.
С 2014 года настоятелем темниковской святыни является священноархимандрит, епископ Краснослободский и Темниковский Климент.
На родину, в Санаксар
В итоге Вы оказались в Мордовии. Как это произошло?
Года через два после начала учебы в семинарии я поехал в паломничество в Дивеево. Оттуда почти полдня на перекладных добирался до Санаксарского монастыря – интересно было посмотреть, что это за обитель.
Тогда я впервые встретился со старцем Иеронимом. И первое, что я от него услышал, еще даже не успев задать свой вопрос, – это ответ на волнующее меня недоумение: «Благословляю тебя поступать в монастырь». До встречи с батюшкой я хотел узнать, есть ли воля Господня на мое стремление к монашеству. И хотя его благословение было как бы вопреки складывавшимся обстоятельствам, в итоге, почти через три года, посещая Санаксар уже в седьмой раз, я окончательно переступил порог ставшей для меня родной обители. Так сотворил Господь по сердцу моему.
Удивительно и трепетно для меня было и то, что тогдашний наместник монастыря архимандрит Варнава (ныне епископ Павлодарский и Экибастузский) в постриге дал мне имя в честь святителя Иннокентия Иркутского. Дело в том, что в Иркутске я какое-то время нес послушание у раки с его мощами, и в диаконский сан меня рукополагали в день памяти святителя, 9 декабря (теперь это мой день ангела). И когда при пострижении было произнесено имя «Иннокентий», я сначала даже не понял – так неожиданно это было.
Каким был монастырь в те годы?
В обители особого изобилия не было, все просто и скромно. Внешним обликом монастырь отличался от прошлых времен разве только тем, что на заднем дворе стояла автомобильная техника. А так братия ездили на телеге, запряженной лошадьми, у стен монастыря паслось небольшое стадо коров и гусей. О том, что мы живем все-таки в XX столетии, напоминали лишь приезжавшие паломники да электрическое освещение в кельях.
За неимением средств обитель восстанавливали постепенно, по мере возможности, и только самое необходимое. Но главным приоритетом всегда был храм: если налажено богослужение, то все остальное приложится. Душа русского человека так устроена: все самое лучшее всегда отдавалось Богу.
В возрождении Санаксара деятельное участие принимал правящий архиерей епископ Варсонофий (ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). Он рассказывал, что, бывало, и по два раза в день приезжал из Саранска за 180 километров, чтобы помочь братии подготовить монастырь к зиме.
По сравнению с Сибирью, Мордовия какой Вам показалась?
Это удивительный и красивый край: много лесов, полей, рек, озер. «Большая природа», как говорил о Мордовии последний игумен нашего монастыря преподобноисповедник Александр Санаксарский. Погода здесь переменчивая. Монастырь расположен на открытом пространстве, поэтому у нас нередко бывает ветрено.
Первые послушания в Санаксаре Вы какие несли?
На клиросе и в швейной мастерской. Спустя время меня благословили восстанавливать монастырское подворье в Саранске.
«Капитан» по послушанию
Оглядываясь назад, могли Вы тогда предполагать, что однажды станете «капитаном корабля», небесным покровителем которого, среди прочих святых, является знаменитый флотоводец, адмирал Феодор Ушаков?
Никогда не думал об этом. Воспринял назначение на должность наместника как то, чего никак не хотел по-человечески, но чему покорился ради послушания. Случилось это через двенадцать лет после моего прихода в обитель. Обо всем в мире есть промысел Божий. Думается, когда мы не ищем чего-то, а оно нам дается, это и есть голос Божий, зовущий нас на тот крест, который мы, быть может, и не искали, но он необходим для нашего спасения и, возможно, спасения других людей. Христос был первым послушником, Он жил в послушании. Вот и мы должны быть послушны.
Вы знаете, первые подготовительные испытания мне пришлось проходить у своего духовника отца Геннадия. В Иркутске при Знаменском соборе у нас было братство святителя Иннокентия Иркутского. К слову, несколько человек из этого братства потом оказались в Санаксаре. Отец Геннадий был строг к нам и требователен. Но мы знали, что он любил нас, и эта любовь согревала. Поэтому еще до принятия монашества мы старались усвоить замечательное правило христианской жизни, которое должно стать состоянием души, – быть в послушании.
Что оказалось самым сложным в игуменстве для Вас?
На игумена смотрят как на образец для братии, но я осознаю, что не могу являться таким образцом во всей полноте. Это путь, наверное, целой жизни. Да и есть с кем сравнивать себя. Опыт (и житейский, и духовный) приходит со временем.
Сложно бывает решать какие-то внутренние вопросы братии. Чтобы найти ниточку в общении, необходимо доверие. Приходится много трудиться на этом поприще. Братия доверяют себя Богу через послушание, через людей, которые поставлены в управление монастырем, – через игумена, духовника, старшего по послушанию. Веря Богу, братия доверяют себя тем, кто над ними поставлен, а старшие осознают ответственность, с которой они должны заботиться об этих людях. Это в идеале. Учиться же этому приходится также всю жизнь. А вообще, начальников стараются избегать (улыбается).
Есть такая поговорка: «Подальше от царей – голова целей».
Сколько братии сейчас в обители? Как распределяются послушания между ними? Меняются ли послушания со временем или каждый выполняет однажды закрепленное за ним дело?
57 человек, из них 11 послушников. Четверо братий служат на подворье в Саранске, один – на подворье на Сахалине. Еще один иеромонах на послушании в Северодвинске. Трудников у нас сейчас 30 человек.
На послушания насельники назначаются сначала в зависимости от необходимости, а потом – по способностям. Во время испытательного срока становится видно, к чему человек стремится, как он проходит послушание: благодушно или с унынием. Раскрывается отчасти душа человека. Становится ясно, может ли человек отказать себе в чем-то ради ближнего, или нет. Поэтому трудники живут все вместе.
Но главное послушание в монастыре – это богослужение.
Если человек просит поставить его на другое послушание, как поступаете?
Смотря по какой причине. Если из-за здоровья тяжело, можем перевести. Но бывает – и по неосновательным причинам или по своему желанию. Тогда нет.
В чем, на ваш взгляд, особенность монашеской жизни в Мордовии? Какие трудности и радости переживает монах на этой земле? Идет ли молодежь в монашество?
Специфика монашеской жизни в Санаксарской пустыни с самого начала отличалась тем, что возобновитель монашества в Санаксаре преподобный Феодор был строгого нрава, и прежде всего к самому себе. Это налагает определенный отпечаток на весь уклад жизни монастыря. Будучи способны или не способны к строгому монашескому житию, мы, так или иначе, тянемся к тем заветам, которые оставил старец Феодор своим ученикам. Да и природа в наших краях требует от монаха собранности, не дает расслабиться, особенно зимой.
Молодые люди в монастырь приходят сейчас редко. Мы их принимаем, как и всех, с испытанием. Никто не окажется не испытан, поскольку тот, кто хочет посвятить свою жизнь Богу, должен быть испытан многократно. Обратного пути не предусматриваем.
Во время богослужения в вашей обители отдельные возгласы или молитвы произносятся по-мордовски?
На пасхальной службе некоторые священники из мордвы читают Евангелие на мордовском языке.