Свято-данилов мужской монастырь в москве

Содержание:

Служба св. Даниилу

Первая служба святому Даниилу была составлена архимандритом Константином (настоятелем монастыря) в 1761 году. Однако через сорок лет было составлено житие князя и новая служба митрополитом Платоном (Левшин). Теперь каждое воскресенье перед святыми мощами Даниила читали акафист. А в дни памяти из кремлевских соборов направлялся крестный ход в замосквореченский монастырь Свято-Данилов. Со временем в храме обители был освящен придел в честь святого Даниила Московского. Его гробницу перенесли к левому клиросу и сделали к ней на пожертвование Федора Голицына серебряный оклад. В 1812 году он был украден наполеоновскими войсками. Поэтом в 1817 году мощи святого Даниила Московского были уложены в новую серебряную раку. Рядом, на стене, была помещена икона князя, написанная в полный рост на прежней деревянной крышке его гробницы.

Данилов монастырь в Москве: период советской власти

Несмотря на то что в 1918 году монастырь фактически был закрыт, монашеская жизнь продолжалась вплоть до 1930 года. В 20-х годах в стенах святого монастыря пребывали многие епископы, назначенные Патриархом Московским Тихоном, но не допущенные к епархиальному управлению в силу препятствия светских властей.

В 1929 году было принято официальное постановление о закрытии монастыря, а в его стенах был обустроен приемник-распределитель НКВД. Вскоре была безжалостно разобрана колокольня, но, к счастью, колокола удалось спасти от переплавки (благодаря стараниям Чарльза Крейна, американского дипломата и промышленника). До 2007 года они находились в стенах Гарвардского университета, после чего вновь были возвращены на родину. При закрытии святой обители часть монастырских рукописей, хранившихся в библиотеке, были переданы в московские архивы (в настоящее время они находятся в РГАДА).

С 1930 года в стенах монастыря располагался изолятор для детей политических преступников и репрессированных. Властями СССР было приказано всех детей, оставшихся без родителей вследствие репрессий, свозить в детский приемник. Условия, в которых жили сироты, были нечеловеческими: из-за отсутствия надлежащего питания и ухода многие болели и умирали, их хоронили здесь же — на бывшем монастырском кладбище.

После 1930 года мощи святого Даниила Московского были перенесены за стены монастыря, в храм Воскресения Словущего. Вместе с закрытием этого храма в 1929 году исчезает последняя информация о дальнейшем перемещении святых мощей, и до сих пор остается неизвестным их местонахождение.

Где остановиться

Если вы хотите посетить службы, потрудиться в монастыре, ну или просто задержаться в этом замечательном месте на несколько дней, то можете воспользоваться услугами гостиницы «Даниловская», которая расположена в непосредственной близости от православной обители.

Вполне себе современное здание отеля. Но очень необычно, что и на улице, и внутри везде встречаются иконы, картины с библейскими и евангельскими сюжетами.

Номера достаточно простые,

и внутри есть все необходимые удобства: кровать, тумбочки, стол, холодильник, телевизор.

Но самое главное достоинство гостиницы «Даниловская» — это восхитительный вид из окна на Свято-Данилов монастырь

и Воскресенскую церковь, стоящую отдельно. Этот храм более известен под названием Храм Воскресения Словущего в Даниловской Слободе.

Как же это чудесно просыпаться утром под чудесные переливы колокольного звона! Правда, некоторые жители отеля именно это событие считали главным недостатком. Все люди разные, поэтому сами выбирайте, нравится ли вам будильник в виде перезвонов колоколов или нет. 

Во дворе гостинице разбит красивый парк. Есть даже пруд с фонтаном и скульптурами.

На территории располагается красивая беседка, в которой с удовольствием фотографируются молодожены.

А какая красивая подсветка здесь вечером! Мне кажется, что можно бесконечно смотреть на красоту Свято-Даниловского монастыря

и окружающей территории.

Примечания

  1. 12 Мудрова, 2010.
  2. 123 Даниловский монастырь в Москве. Православие.ru. Проверено 6 июля 2018.
  3. 1234 Воронов, 2009.
  4. Первый на Москве, 2000, с. 37.
  5. 12 Малягин, 2008, с. 8.
  6. 12 Петрова, 2012, с. 16—17.
  7. 12 Владимирова, 2012, с. 22.
  8. Петрова, 2012, с. 21—23.
  9. Первый на Москве, 2000, с. 178—179.
  10. Первый на Москве, 2000, с. 55—56.
  11. Первый на Москве, 2000, с. 179.
  12. 123 Даниловский звон. Часть 1. Православие.ru. Проверено 6 июля 2018.
  13. Первый на Москве, 2000, с. 60.
  14. Первый на Москве, 2000, с. 180—182.
  15. Владимирова, 2012, с. 23—24.
  16. 12 Первый на Москве, 2000, с. 186—187.
  17. Даниловский звон. Часть 2. Православие.ru. Проверено 6 июля 2018.
  18. Тетушкин, 2020, с. 189.
  19. Первый на Москве, 2000, с. 76—77.
  20. 12 Первый на Москве, 2000, с. 189.
  21. Уже несвятые святые. Явочная деканонизация в РПЦ МП по приказу Патриарха Кирилла. Гипотезы и факты (20 февраля 2013). Проверено 6 июля 2020.
  22. Левитин-Краснов, 1996, с. 314—315.
  23. Первый на Москве, 2000, с. 95.
  24. 12 Кривошеева, 2011, с. 61—66.
  25. 12 Первый на Москве, 2000, с. 190.
  26. Петрова, 2012, с. 60.
  27. В Свято-Даниловом монастыре впервые за 80 лет зазвонили возвращенные из США колокола. Interfax (17 марта 2009). Проверено 6 июля 2020.
  28. Трагедия XX века. Церковный вестник (11 мая 2007). Проверено 9 июля 2020.
  29. Первый на Москве, 2000, с. 117—118.
  30. 12 Данилов монастырь. Энциклопедия «Всемирная история». Проверено 6 июля 2020.
  31. Первый на Москве, 2000, с. 120.
  32. Малягин, 2008, с. 12.
  33. https://www.rv.ru/content.php3?id=1174
  34. Журнал Московской Патриархии, 1983, с. 2.
  35. 123 Звонарёв, 1988, с. 263—273.
  36. Звонарёв, 1988, с. 278—279.
  37. Первый на Москве, 2000, с. 126—128.
  38. Первый на Москве, 2000, с. 191.
  39. Первый на Москве, 2000, с. 215.
  40. 12 Звонарёв, 1988, с. 278—279.
  41. 123 Первый на Москве, 2000, с. 158—164.
  42. Малягин, 2008, с. 15—16.
  43. Малягин, 2008, с. 42.
  44. Мудрова, 2010.
  45. 123456 Звонарёв, 1988, с. 263—279.
  46. Первый на Москве, 2000, с. 186.
  47. 12 Мудрова, 2010.
  48. 12 Первый на Москве, 2000, с. 209.
  49. Первый на Москве, 2000, с. 278—280.
  50. Первый на Москве, 2000, с. 278.
  51. Первый на Москве, 2000, с. 280.
  52. Петрова, 2012, с. 25.
  53. Открытие могилы архиепископа Никифора (Феотокиса) в Даниловом монастыре совпало по времени с пребыванием десницы св. Спиридона Тримифунтского. Седмица.ru (24 апреля 2007). Проверено 9 июля 2018.
  54. 12 Строев, 2013, с. 198.

Описание комплекса

Комплекс конструкций, которые можно увидеть на сегодняшний день, сформировался еще четыре столетия тому. В конце прошлого столетия соорудили вспомогательные помещения, нужные для работы ОВЦС.

По возвращении в родное место первым наместником стал архимандрит Евлогий. Потихоньку все стали возрождать и восстанавливать. Финансы для этого предоставляли местные церковные приходы и епархии Патриархата. При этом даже назначили специальную комиссию, которая отвечала за реставрационные работы, ее возглавил известный архитектор Маковецкий.

Богослужения снова стали проводить в начале 80-х годов прошлого столетия. А весной 2007 г. сюда вернули ансамбль колоколов из звонницы. Этому помог предприниматель Вексельберг, который покрыл все проектные затраты.

Монастырский Хор

Мужской праздничный концертный хор образовался в 1994 году. В праздничные и воскресные дни хор принимает участие в торжественных богослужениях, но занимается не только церковной деятельностью: коллектив участвует и в просветительских концертах, часто гастролирует по России и за пределами нашей страны.

В составе коллектива профессиональные музыканты, все имеют дипломы высших музыкальных учреждений. Репертуар включает сложные церковные песнопения в честь христианских праздников. Кроме того, коллектив исполняет вальсы и романсы, русские народные и патриотические песни, гимны. Выпускает диски, регулярно делая записи как старых и хорошо известных, так и новых произведений.

История

Мудрый властелин заботился не только о своем княжестве, но и о её столице. В начале тринадцатого века на правобережье Москвы-реки он возвел мужской монастырь. Одновременно с ним в ближайшее время появился храм из дерева. В этих краях ничего подобного раньше не существовало.

Он был воздвигнут в честь преподобного Даниила Столпника.

Скончался правитель Даниил в сорок два года. До этого он успел здесь совершить принятие схимы. По личному завещанию захоронение произвели в тамошней обители.

История существования лавры насчитывает семь веков. В четырнадцатом столетии монастырская братия перешла в Кремль, где в Спасском храме выстроили новый монастырь. А предыдущая обитель монахов 250 лет стояла опустевшая. Здесь функционировал только маленький храм для прихожан и кладбище.

Это интересно: если верить преданиям, на месте захоронения князя начали прослеживаться невероятные вещи. Здесь исцелялись безнадежные больные, и, когда к власти пришел Иван Грозный, святыню потихоньку начали возрождать. Тут построили новый храм из камня, и опять поселились иноки.

С появлением новой каменной конструкции берет начало восстановительный этап прежнего заведения.

В семнадцатом столетии Православной Церковью князь Даниил был причислен к лику святых. Так же обитель обрела его святые мощи.

Новая постройка отлично защищала южную часть столицы. И когда в конце шестнадцатого столетия на нее нападал правитель Крыма Каза-Гирей, то она отыграла ведущую роль в городской защите.

Интересный факт: в каждом монастыре существует кладбище, и Даниловская обитель не является исключением. Здесь можно увидеть могилы таких известных личностей: Перова, Рубинштейна, Гоголя, Языкова и других.

В начале 17 века случился пожар, устроенный Лжедмитрием II, а через сто лет объекту довелось перетерпеть надругательство и разграбление от наполеоновских солдат. И в первом, и во втором случае сооружение вскоре отстроили заново.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о мужском монастыре Давидова пустынь.

Расписание служб и беседы со священником

Их проводят в течение недели в храме Св. отцов. С понедельника по пятницу с 6.00. В субботу с 6.45, а в воскресенье с 6.30.
Так же совершаются молебны, акафасты, панихиды. Только в данном храме проводят исповедь во время совершении литургии преждеосвященных даров.

Каждый день в приемной, расположенной в братском корпусе, есть возможность получить информацию и побеседовать со священником. Часы приема:

  • будни начинается с 9.00 до 17.00;
  • в воскресенье и по большим праздникам проводят две Литургии – с 12.00 до 17.00.

Официальную информацию, как проехать, график приема и подробное расписание богослужений на текущую неделю и другую информацию можно найти на сайте Данилова монастыря.

Имейте в виду: здесь не совершают обрядов крещения, венчания и отпевания.

В наши дни эту знаменитую московскую достопримечательность посещает большое количество людей до позднего часа. Она радует глаз ухоженностью и качественной реставрацией построек. Здесь всюду царит идеальный порядок. Здешние места являются духовным и административным центром православной Москвы.

Это уникальный образец превосходной русской культуры, куда едут, чтобы поклониться мощам и совершить молитвы. Гулять тут – одно удовольствие. Атмосфера этого места пропитана гостеприимством и радушием.

Подробнее о московском Даниловском монастыре смотрите следующее интересное видео:

Князь Даниил Московский

Святой князь был младшим сыном Александра Невского. Родился он в 1261 году во Владимире. В одиннадцатилетнем возрасте — по разделу между братьями — Даниил получает Москву. В 1282 году он строит церковь на берегу Москвы-реки в честь святого Даниила Столпника, который является его небесным покровителем. Здесь же начинается закладка мужского Свято-Данилова монастыря. Молодой князь, помня слова отца своего о том, что бог в правде, а не в силе, стремится к миру и миролюбию. Основной его целью было укрепление и усиление Москвы как самостоятельного государства. Уже при его старшем сыне, Иване Калите, Москва получает ярлык на великое княжение и теперь до этого неприметный город становится столицей городов русских вплоть до времени правления Петра Первого.

По примеру своего отца, Александра Невского, перед своей кончиной святой князь Даниил принимает схиму и иноческий чин. Скончался он 4 марта 1303 года по старому стилю. Согласно его воле, похоронили князя на простом братском погосте Свято-Данилова монастыря – «не в церкви, а в ограде».

Почитаемые святые и святыни

Житие святого Спиридона Тримифунтского

Многочисленные святыни с большим почётом и уважением хранятся в стенах Данилова монастыря. В 2007 году там появилась ещё одна уникальная реликвия: в застеклённом киоте Покровского храма Даниловского монастыря вверху находится икона Спиридона Тримифунтского, а ниже — его башмачок.

С первого взгляда туфелька выглядит как новая, но если хорошенько приглядеться, то можно заметить на ней потёртости.

Жил Спиридон более полуторы тысячи лет назад, но, несмотря на это, известно много фактов из его жизни. Семья его была далеко не бедной, и после смерти родителей Спиридон получил в наследство много денег и земли. Со временем он стал епископом кипрского города Тримифунты.

Земляки не боялись обращаться к богатому, но доброму Спиридону, часто брали у него деньги в долг. «Когда сможешь, тогда и отдашь», — так всегда говорил Спиридон. Но вот случилось горе в его семье: умерла жена, которую он очень любил. Раздав всё бедным и оставив себе лишь посох и одежду, Спиридон начал жизнь скитальца.

Чудеса кипрского святого

Много чудес совершил он в тех местах, где бывал. Говорят, что однажды к нему мать принесла тело недавно утонувшей дочери. Видя горе и слёзы женщины, Спиридон смог оживить девушку. От нахлынувших чувств и такого потрясения мать тут же скончалась. Пришлось Спиридону воскресить и её.

Это только одна из тысячи историй помощи святого людям. Об этом свидетельствуют и рассказы прихожан Покровского храма и в наше время. Так, две женщины задолжали большую сумму. Возвращаясь домой после молитвы святому Спиридону, они неожиданно нашли на земле конверт с большой суммой денег.

При жизни святой совершил множество чудес, но невероятным является и то, что чудеса продолжаются и после земной жизни. Его тело, хранящееся на острове Корфу, до сих пор нетленно и, мало того, поддерживает постоянную нормальную для человека температуру!

По существующей легенде он до сих пор «ходит» по земле и помогает нуждающимся. Этот удивительный факт подтверждают его башмачки, которые чудесным образом изнашиваются до такой степени, что их приходится менять. А изношенную обувь дарят во все церкви и монастыри всего мира! Вот такие чудеса!

Спиридон Тримифунтский помогает в вопросах финансов

Спиридон Тримифунтский помогает, в основном, в денежных делах, во всём, что связано с деньгами. Поэтому здесь часто можно встретить и различных знаменитостей, окружённых людьми в чёрном (охраной), и крутых бизнесменов, даже здесь не расстающихся с мобильными телефонами (хоть здесь это и запрещено). Да даже просто по правилам приличия телефоны в храме рекомендуется отключать.

Но, тем не менее, все стоят у застеклённого ящичка со святым бархатным башмачком и тихонько молятся каждый о своём. Может быть, он и поможет богатому человеку открыть ещё один долларовый счёт со многими нулями. Но если кому-то действительно нужна помощь, то обратившись к Спиридону Тримифунтскому, он её обязательно получит.

А ещё святой Спиридон помогает людям, находящимся в дальней дороге и путешественникам. Так что, теперь и мы будем обращаться и к нему!

Монастырский некрополь и его судьба

Кладбище с 19 века использовалось для погребения известных российских личностей. И предполагают, что это место является первым монастырским некрополем в Москве. Данное предположение полностью подтверждают археологические исследования. При проведении раскопок в конце 19 столетия обнаружили надгробия, имеющие надписи на немецком языке и латыни.

В восемнадцатом веке на кладбище лавры похоронили усопших монахов и настоятелей. Кроме этого, данное место использовали для захоронения дворян, аристократов и т.п. Здесь были похоронены Гоголь, Хомяков, русский публицист Самарин, художник Перов, князь В. Черкасский, Кошелев, музыкант Рубинштейн и другие.

В 30-е годы данный некрополь уничтожили, а останки некоторых известных деятелей перезахоронили на Новодевичьем столичном кладбище. После возврата во владения церкви на месте некрополя отстроили новое здание, которое стало патриаршей резиденцией.

Даниловский монастырь в Москве. Святыни

Самой главной святыней монастыря считаются чудотворные мощи князя Даниила, его основателя. Именно благодаря им началось восстановление обители во времена правления Ивана Грозного. После перевода монахов в Спасский монастырь в Даниловском остались лишь небольшая церковь и кладбище. Однако на могиле князя Даниила начали происходить разного рода чудеса и исцеления больных. Скорее всего, именно это и послужило толчком к восстановлению обители. К лику святых князь был причислен в XVII в. Тогда же были обретены его мощи. После 1930 года они хранились в церкви Воскресения Словущего, расположенной неподалеку от Даниловского монастыря. Затем они бесследно исчезли. В 1986 г. митрополит Вашингтонский передал обители первую частицу мощей. На сегодняшний день здесь хранится несколько частей, помещенных в иконы, раку и ковчег.

Икона Матроны Московской – еще одна святыня, которой располагает Даниловский монастырь в Москве. Матрона при жизни была глубоко верующим человеком. Родилась она совершенно слепой. На ее теле имелась костная выпуклость в виде креста. Уже с семилетнего возраста у нее открылся дар исцеления больных. Умерла она второго мая 1952 г. Долгое время ее могилка на Даниловском кладбище находилась в запустении. Позднее здесь начали происходить чудесные исцеления. Обретены мощи святой были в 1998 г. Ныне они хранятся в Покровском женском монастыре.

Даниловский монастырь в Москве является обладателем и других святынь. Самыми интересными можно назвать:

  • Ковчег с мощами Николая Чудотворца.
  • Ковчег с мощами Александра Невского.
  • Башмачок Спиридона Тримифунтского.
  • Икону Сергея Радонежского.
  • Икону Серафима Саровского.

Немного истории

13 век! Как это было…

Разрешив миром, без военных действий, спор между двумя своими братьями, благодарный московский князь в 1282 году заложил храм в честь Даниила Столпника, которого почитал как своего небесного и всемогущего покровителя.

По древней легенде, князь Даниил позже принял постриг в монахи и завещал похоронить себя, обязательно, в основанном им самим монастыре. Что и было, конечно же, сделано.

А в 1652 году его мощи были обретены нетленными. С достойными почестями, при огромном стечении народа, по указу царя Алексея Михайловича, они были перемещены в храм Семи Вселенских Соборов, находящийся здесь же.

В наши дни недалеко от монастыря, почти у выхода из метро Тульская в небольшом сквере установлен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. Его координаты: 55.7129, 37.62305.

Но вернемся к монастырской истории.

Забвение и возрождение обители

В 1330 году сын Даниила перевёл насельников монастыря в Кремль, на княжеский двор. Современные учёные предполагают, что сделал он это потому, что всерьёз задумывался о том, чтобы Москву сделать столицей государства. На целых 300 лет небольшая деревянная церковь и маленькое село при ней остались без должного внимания и ухода. Всё постепенно ветшало и приходило в упадок.

Только в 1650 году заброшенный храм был возрождён по решению царя Ивана Грозного. Времена были неспокойные, и монастырь всё время находился в центре разрушительных военных событий. А в 1812 году, перед вступлением в Москву войск Наполеона, был, можно сказать, эвакуирован. Его святые реликвии и казну просто вывезли из города.

Когда ситуация стала более-менее спокойной, всё вернулось на круги своя. Монастырь зажил обычной жизнью. Постепенно он принимал вид существующий и поныне.

Известно, что с начала 19 века в нём размещался приют для пожилых священнослужителей и престарелых женщин, их вдов.

Страницы истории. Это тоже было

В 1918 году монастырь прекратил своё существование, но только формально. На самом же деле, жизнь там продолжалась. Но это не продлилось долго, и в 1929 году начались глобальные изменения. Новая власть приказала колокольню Даниловского монастыря разобрать, а колокола отправить на переплавку.

По документам всё так и было сделано. Но в жизни этого не случилось. Американский дипломат Чарльз Крейн чудом сумел их увезти в Гарвардский университет, где они и находились до 2007 года. Первым был возвращён на родину колокол под названием «Будничный».

Даже покойникам было неспокойно в то время. Монастырское кладбище, существовавшее там, было разорено, а после и совсем уничтожено. Особо знаменитых людей: Гоголя, Языкова и некоторых других перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

В 1930 году на святой земле монастыря находился изолятор для детей, так называемых, врагов народа. В основном это были дети людей, расстрелянных на Бутовском полигоне НКВД. «Русской Голгофой» назвал этот страшный полигон Алексий-2 — Патриарх Московский и Всея Руси. Более 20000 человек были расстреляны там.

А их детей собирали в детприёмник на территории Свято-Троицкого Данилова монастыря. Естественно, ни о каких нормальных условиях не могло быть и речи. Дети там болели и умирали. У одной из монастырских стен обнаружено место с многочисленными детскими останками.

В память о всех, похороненных на землях Свято-Даниловского монастыря за всю его историю, здесь установлена поминальная часовня.

С 1983 года монастырский комплекс на Тульской стал возрождаться. Сейчас он носит гордое название «ставропигиальный», то есть, Настоятелем Даниловского монастыря является только сам правящий епископ Москвы (Патриарх всея Руси). Кроме того, на его территории размещается Отдел внешних церковных связей и здание, где проводятся заседания Священного Синода.

В 2007 году под одной из галерей храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов случайно был обнаружен склеп из белого камня. Предполагают, что там был когда-то захоронен архиепископ Никифор Феотокис — греческий просветитель. Недалеко от этого места сейчас установлен памятный крест из белого мрамора.

В подклете больничного корпуса, в настоящий момент, размещается храм Серафима Саровского, В здании резиденции Патриарха — церковь во имя Всех святых, о земле Российской просивших.

Иконостасы Свято-Даниловского монастыря

В связи с возрождением Свято-Даниловского монастыря, люди со всей страны стали жертвовать древние иконы и передавать в дар уникальные православные святыни.

Например:

  1. Древняя особо чтимая Владимирская икона с клеймами акафиста на полях считается вкладом самого Ивана Грозного. Была написана во второй половине XVI века для первого, возведенного из камня храма обители.
  2. Древнейший образ Богоматери «Троеручница» принадлежит стилю конца XVII столетия, имеет драгоценный серебряный оклад с камнями и жемчугом.
  3. Еще одной известной почитаемой святыней и одновременно церковным историческим памятником является чудотворная икона святого преподобного Кассиана Римлянина.
  4. Древнейшая образ Троицы Живоначальной второй половины XVI века, хранится в красивом резном киоте.
  5. Казанская икона с клеймами середины XVIII столетия.
  6. Тонко выписанный образ святого Александра Невского 1900 года поступил в дар из частной коллекции богоугодного поэта Е.М. Ряпова.
  7. Из Греции со Святой Горы привезена икона XIX века святого великомученика целителя Пантелеймона.

Большой интерес представляет древнейший иконостас церкви Святых отцов. Верхний ряд полностью состоит из 67 образов святых ликов одного письма костромских мастеров XVII века. Главный храмовый образ представлен сложной составной композицией: средник с изображением Спасителя и клейма цикла Вселенских Соборов вокруг.

На каждом запечатлен созывающий его император на фоне храма, где он проходил. Иконостас в пределе Даниила Столпника состоит из 4 ярусов, а высокохудожественное исполнение Царских врат XVII столетия представляет собой уникальный объект древнерусского искусства из музейного запасника московского Кремля.

Оформление иконостаса Троицкого храма определено архитектурой собора в стиле классицизм, а Покровский предел написан современными мастерами в 1984 году по лучшим образцам древнерусского искусства новгородской и московской школы 15 века. Реставраторам удалось сохранить и воссоздать древнейшие традиции русской и византийской иконописи.

Официальный сайт Даниловского монастыря

https://msdm.ru/

Адрес

Москва, ул. Даниловский Вал, 22 +7

Среди настоятелей, возглавлявших даниловскую братию в XIX столетии, несомненно выделяется фигура архимандрита Амфилохия Казанского-Сергиевского — это очень образованный человек, который на равных общался с выдающимися представителями гуманитарной российской науки того времени. Охоту к древностям, уважение и любовь к археологии будущему отцу Амфилохию привил его добрый знакомый — граф Уваров, министр народного просвещения при Николае I и один из основоположников отечественной археологии.

События наполеоновского нашествия не обошли стороной Даниловский монастырь, но тем не менее он пострадал не очень сильно — здания остались целыми, ризница и казна были вывезены в Вологду.

В 20-е годы XX века Даниловский монастырь играл огромную роль в церковной жизни Москвы. Настоятелем монастыря был епископ Фёдор Поздеевский — ярчайшая личность, в прошлом — ректор Московской духовной академии, изгнанный из академии либерально настроенной профессурой и студенчеством в мае 1917 года. Вступив в конфликт с профессурой он был вынужден оставить академию и поселился здесь с благословения патриарха Тихона, который назначил его даниловским настоятелем.

Здания и сооружения

Действующий мужской монастырь в Москве был основан в XIII веке, сохранившиеся до сегодняшних дней здания возводились гораздо позже – в XVI, тем не менее комплекс считается старейшим. В его стенах расположены сооружения религиозного значения, жилые и административные здания – больничный корпус, гостиница, помещение для братии, резиденция Священного Синода и другие.

Храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов

Это самая старинная каменная постройка из ныне существующих на территории. Церковь строили с 1555 по 1560 годы, весной 1561 года она была освящена митрополитом Макарием в присутствии Иоанна Грозного и его приближенных. Во второй половине 70-х годов XVII века рядом соорудили Покровскую церковь-трапезную. В 1730 году трапезную разобрали и возвели на сводах новую, в стиле “московское барокко”.

В 1752 году с западной стороны была построена церковь Даниила Столпника, в 1806 добавлены приделы, посвященные святым Борису и Глебу, а также князю Даниилу. В 1970-1980 годы строение было отреставрировано и освящено вновь в 1988. Сооружение представляет собой сложную конструкцию, которая неоднократно перестраивалась. Сложилась уникальная для архитектуры Москвы композиция, при котором два верхних храма поставлены на одном нижнем.

Троицкий собор

Самое значительное сооружение в стиле русского классицизма. По одним источникам проект принадлежит архитектору Бове, другие считают, что автором был зодчий Тюрин. В 1930 году собор закрыли и полностью перестроили интерьер. Многие уникальные детали были безвозвратно утрачены.

В XX в. после передачи обители в РПЦ храм снова перепланировали и возвратили первоначальный облик – фасады строения украсили тосканскими портиками, ротонду увенчали куполообразной крышей. Собор сооружали на высоком подклете, в котором сейчас расположилась церковь Иоанна Предтечи. В настоящее время Троицкий собор самый крупный действующий храм.

Надвратная церковь

К 1732 году относится возведение Надвратной церкви-колокольни Симеона Столпника. Установлена над Святыми воротами. Строение в стиле барокко имеет несколько ярусов, богато украшено балясинами. Архитектура сохранилась в первоначальном виде. Звонница над храмом была разобрана, колокола хотели перелить на хозяйственные нужды страны, но их выкупил и вывез в США дипломат Черльз Крейн, подарив Гарвардскому университету. 45-метровую колокольню восстановили в 1984 году, установив 16 новых колоколов. В 2007 году их обменяли на оригинальные, которые сохранились в Гарварде.

Современные часовни

Надкладезная часовня построена в 1988 году. Проект выполнен архитектором Ю.Г. Алоновым, представляют собой четыре сквозные арки. Венчает строение главка с крестом.

Спроектировал Поминальную часовню, напоминающую свечу, также Алонов. Построена вблизи башни Нагорной, место выбрано не случайно – отсюда начинался старый некрополь, основанный в XIX столетии.

За часовней вдоль монастырской стены можно увидеть сохранившиеся надгробья и каменную плиту с изображением креста, так как в 1930 году большую часть кладбища сравняли с землей. Как объясняли власти, это было сделано в целях расширения территории для расположившейся в обители детской колонии.

Святыни Данилова монастыря

В Даниловском монастыре сегодня находятся многие святыни: это и раки и ковчеги с мощами, и иконы с частицами мощей, и чтимые иконы. Значительная их часть была передана обители после возрождения, в середине 80-х годов.

  • Главной святыней обители являются мощи святого Даниила, ее основателя. Здесь находятся рака и ковчег, а также икона с частицами мощей.
  • Также здесь хранится башмачок и ковчег с частицами мощей Спиридона Тримифунтского – в Москве первая святыня оказалась в 2007 году, когда ее передали Данилову монастырю с греческого острова Корфу, где покоится святой. Сделано это было в связи с тем, что здесь же находится его десница.
  • Рака с мощами Георгия (Лаврова) – в 20-х годах был старцем Данилова монастыря, сослан в Казахстан, по пути из ссылки умер.
  • В храмах обители хранятся и ковчеги с частицами мощей святителя Николая и Александра Невского.
  • Из икон, хранимых в обители, стоит назвать иконы Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Пантелеимона, Матроны Московской, – все они с частицами мощей. Здесь же сохраняется частица мантии и четки Серафима Саровского.

Как добраться

Компания “Семейный чемодан” организует паломнические поездки.

Поехать из Йошкар-Олы

Поехать из Чебоксар

Поехать из Казани

Обитель построили на правом побережье реки Москва. Это примерно 4,5 км от московского Кремля. Монастырский комплекс построен на Даниловском Валу. Удобно перемещаться на метро. Остановка для выхода – станция «Тульская». Также вблизи обители ходят трамваи под номерами 35, 38, 3. Можно воспользоваться маршруткой № 3.

Коротко об истории

Первые исторические записи можно увидеть только в 1560 году. Благодаря царю Иоанну IV Грозному, монастырская жизнь начала возрождаться. Спустя год, на месте кладбища возвели красивый монастырский храм. Когда войска крымского хана Казы-Гирея стали максимально близко подходить к границам города, появился военный лагерь. Именно здесь располагались столичные вооруженные силы.

На следующем этапе наступили Смутные времена. Царь Василий Шуйский организовал возле монастыря поле битвы. В роли руководителей военных от рядов выступали Иван Болотников и Филипп Пашков.

Свято – Данилов монастырь всегда отличался не многолюдностью. К 18 столетию на территории проживало около 30 иноков. Количество монахов не превышало 17. По историческим данным во владении обители находилось 178 десятин, каменный двор и несколько домов.

Монахи занимались благотворительностью. Они оказывали помощь больным и немощным. В 1805 году здесь начала свою деятельность богадельня. В ней проживали престарелые женщины. Через 50 лет здесь появился приют. Проживали священники преклонного возраста.

В 1918 году пришла официальная власть и монастырь закрыли. Однако монашеская жизнь продолжала существовать. Здесь жили епископы, архиереи, спасавшиеся от арестов. В 1929 год – это время переломных изменений. Издали постановление о ликвидации монастыря. Все иноки были выгнаны на улицу, а колокольню разгромили. Колокола не успели переплавить. Этому посодействовал американский бизнесмен Чарльз Ричард Крейн. Ценны элемент длительное время хранился в Гарвардском университете. Он вернулся на Родину только в 2007 году.

В 1930-х начался процесс, направленный на ликвидацию монастырского кладбища. Прах известных личностей был перенесен на Новодевичий некрополь. К ним относятся писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М Языков, историк Д.А. Валуев и другие. Останки художника В.Г. Петрова захоронили на территории Донской обители. Остальные погребения ждала безжалостная участь.

На освобожденной территории организовали приемник-распределитель. Здесь жили дети репрессированных, которых называли «враги народа». Условия характеризовались низким уровнем. По этой причине дети часто страдали от различных заболеваний. Те, кто не смог справиться с недугом, был похоронен прямо под монастырскими стенами. С 1988 года сегодня на месте монастырского кладбища монтирована часовня для поминальных служб.

Территория вернулась монастырю только в 1983 году. На ее месте создали резиденцию Московского Патриарха. Средства на восстановление были созданы благодаря усилиям московских приходов. Восстановительные мероприятия растянулись на несколько лет.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни мужской монастырь действующий, и им управляет наместник, имеющий сан архимандрита. Церковные службы здесь совершают по будним дням в 7.00 и 17.00, а по субботам и воскресеньям — в 8.45 и 17.00. Братский молебен начинается в 6.00.

Поминальная часовня на бывшем монастырском кладбище

Туристы могут попасть на территорию монастыря в любой день с 6.00 до 21.00. Посетителей просят не фотографировать насельников, монахов и интерьеры храмов. В обители открыта лавка, в которой торгуют монастырским медом, иконами, церковными книгами и брошюрами, репродукциями картин и кожаными изделиями.

При монастырском колокольном центре работают курсы, где можно освоить звонарское мастерство. Кроме изучения устава церковных служб и звонов, слушатели знакомятся с историей и технологией изготовления колоколов, и азами музыкальной грамоты. Помимо теоретических и практических занятий слушатели совершают экскурсии на самые известные колокольни российской столицы и городов, входящих в Золотое кольца России.

Монастырь имеет двухгодичные регентско-певческие курсы, воскресную школу для детей и курсы по катехизису для взрослых. Здесь работают собственное издательское производство и монастырские мастерские. Подворья монастыря открыты в Москве, Московской и Рязанской областях.

Патриаршая и синодальная резиденция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector