Покровский монастырь суздаль

Краткая история

Князь поклялся, что если останется в живых, то построит в Суздале иноческую обитель. Андрей Константинович сдержал обещание: в 1364 году в низине правого берега реки Каменки был заложен Покровский женский монастырь. Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. Нынешний ансамбль сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения опальных жён русских царей.

Схема Покровский монастырь

Одной из его первых узниц стала жена Василия III Соломония Сабурова. Великий князь женился на Соломонии в 1505 году, выбрав её на смотринах из 500 невест, представленных ко двору с этой целью. В мире и согласии супруги прожили 20 лет, но Сабурова так и не родила наследника престола. Обвинив жену в бесплодии, Василий III решил развенчаться (то есть развестись) и заключить новый брак с литовской красавицей Еленой Глинской. В 1525 году по велению Василия III Соломонию насильно постригли в монахи под именем старицы Софии и сослали в Суздальский Покровский монастырь.

Соломония сопротивлялась, плакала и кричала, а когда ей поднесли монашеский куколь, то она начала топтать его ногами. Один из бояр даже ударил княгиню плетью, воскликнув: «Да как ты смеешь противиться воле государя!». Сабурова ответила, что не желает пострижения, и что Бог всё видит и отомстит её гонителю. Все вселенские патриархи осудили расторжение брака великого князя.

Покровский монастырь с высоты птичьего полёта

Прогневавшись, Василий III лишил митрополита Варлаама духовного сана, что случилось впервые в русской истории. А патриарх Иерусалимский Марк предсказал князю, что если тот женится во второй раз, то «будет иметь злое чадо», которое поразит мир своей жестокостью. Предсказание сбылось: от брака Василия III и Елены Глинской родился Иван Грозный. Прошло несколько месяцев, и вдруг по Руси поползли слухи, что Соломония во время пострижения была уже беременная и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. По легенде, мальчик тайно воспитывался в лесных скитах, и, возмужав, стал знаменитым разбойником Кудеяром. Соломония, опасаясь убийц, которых могла подослать вторая жена Василия, объявила, что новорождённый скончался, и инсценировала похороны. Спустя 400 лет, в 1934 году при реконструкции Покровского монастыря было обнаружено надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, одетая в расшитую жемчугом рубашку.

Вид на постройки Покровского монастыря

Сегодня эта находка хранится в исторической экспозиции суздальского музея. По мнению некоторых исследователей, распашонка является косвенным свидетельством того, что ребёнок у Сабуровой всё-таки был. Но о настоящей судьбе старшего брата Ивана Грозного, законного престолонаследника, ничего неизвестно. Сабурова, в иночестве сестра София, через 17 лет после принятия пострига умерла и была похоронена в подклете Покровского собора. Сам Иван Грозный якобы возложил на гроб Софии пелену, сшитую его супругой Анастасией. Уже при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, Софию почитали как святую. И по сей день в Покровский монастырь съезжаются паломники, чтобы поклониться мощам Софии Суздальской, прося святую об исцелении и даровании детей. Последовав примеру Василия III, князья и бояре также ссылали своих жён в Покровскую обитель. В усыпальнице Покровского собора обрели вечный покой супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина, первая жена князя Владимира Андреевича Старицкого и другие знатные женщины.

Возвращение монастыря

С наступлением советского периода в истории страны изменилась и судьба многих монастырей, например, Спасо евфимиев мужской монастырь. Не избежал этого и Ризоположенский монастырь. Комплекс перестал функционировать в своем обычном статусе и уже использовался для совершенно иных целей. Так, например, в здании главного собора комплекса была оборудована электростанция. Ее конструкции оказали негативное воздействие на сам храм, особенно на его внутреннее убранство. Не повезло и Святым воротам монастыря, которые по праву считаются одним из самых ярких архитектурных творений города. Их, по сути, превратили в помещения для разведения кроликов, а затем стали использовать в качестве места хранения топлива. Сретенская трапезная церковь превратилась в кинотеатр. Правда необходимо отметить, что на тот момент, от нее оставались лишь кирпичные стены. Но, пожалуй, серьезнее всего пострадала Преподобенская колокольня. Все ее 12 колоколов были отправлены на переплавку. Уже позже, когда началась реставрация монастыря, здание обзавелось новыми колоколами.

На рубеже 20 и 21 века произошло знаковое для монастыря событие. В 1999 году Русская Православная Церковь получила комплекс в свое ведение. После чего женский Ризоположенский монастырь возобновил в нём работу.

Гостиница «Покровская»

Российских и зарубежных туристов восхищает древний Суздаль. Покровский монастырь входит в программу практически всех экскурсионных программ. Многие путешественники удивляются, что у входа в монастырь они видят аккуратные деревянные домики.

Все дело в том, что в лихие перестроечные времена в монастыре располагалась гостиница «Покровская», представлявшая собой стилизованные избы. В них очень любили останавливаться иностранные туристы. В 2008 году гостиница прекратила свою работу, а ее владельцы подарили домики монастырю. Теперь здесь находится приют для девочек, а также монашеские кельи.

Монастырь сегодня

Сюда стекаются не только туристы, завороженные изысканной простотой русских «белокаменных» храмов, но и паломники, стремящиеся приобщиться к древним святыням.

Огромное культурное и историческое значение имеет архитектурный ансамбль Покровского монастыря, которым Суздаль может по праву гордиться. Среди основных элементов этого комплекса можно назвать следующие:

  1. Покровский собор как центр ансамбля — очень изящное строение с довольно сложной архитектурой, однако внутри весьма простое и лаконичное: белые, никак не расписанные стены и черный пол из керамической плитки. Украшают собор только прекрасные старинные иконы и церковное художественное шитье, кроме того, под зданием располагается усыпальница, где нашли покой знаменитые инокини Покровской обители.
  2. Шатровая колокольня, удивительным образом сочетающая в себе основательность и стремление ввысь, она связана Покровским собором крытой галереей, украшенной арками и каменным орнаментом.
  3. Благовещенская надвратная церковь и Святые ворота, которые одновременно служили и храмом, и крепостным укреплением монастыря;
  4. Маленькая Зачатьевская церковь, примыкающая к зданию Трапезной палаты — эти здания обладают характерными чертами польской архитектуры, хотя и были построены по приказу Ивана Грозного в память о его умершей дочери Анне. Эти строения отличает одна очень интересная деталь — ромбовидный рисунок из красного кирпича, опоясывающий здание по всему периметру.
  5. Уникальные образцы гражданской архитектуры в виде приказной избы (или судного дома) и монастырской поварни.
  6. Каменная ограда с простыми, но очень изящными шатровыми башнями и многое другое.

https://youtube.com/watch?v=N2gK1elaLdE

Замечательная история и архитектура Покровского монастыря делают его очень интересным памятником русской старины для туристов всех возрастов и национальностей, а добрая слава обители привлекает паломников со всех концов нашей страны и из-за рубежа. Найти монастырь в Суздале совсем не трудно — адрес говорит сам за себя: ул. Покровская, 76. Для тех, кто хочет спланировать туристическую или паломническую поездку заранее, есть телефон 8(49231)2-06-09. Покровская обитель готова принять и обогреть всех своих гостей и паломников.

Церковь на Ивановой горе

Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе в Суздале была построена в 1744 году на месте деревянной, перенесенной с западной стороны посада по приказу митрополита Суздальского Илариона. Храм стоит на краю Ильинского луга, там, где прежде находилась архиерейская слобода.

Ильинская церковь на Ивановой горе в Суздале

Бесстолпная одноглавая Ильинская церковь является примером посадского храма первой половины XVIII века. Ее основной объем представляет собой восьмерик на четверике и увенчан луковичной главкой.

В XVIII веке рядом с Ильинской церковью располагался небольшой зимний храм во имя Иоанна Богослова. В первые годы Советской власти церковь Иоанна Богослова, а также трапезная и колокольня Ильинской церкви были разрушены.

Проект восстановления храма был разработан в 1970-х годах, но реализовать его удалось только в начале XXI века: колокольня и трапезная были полностью восстановлены в 2010 году.

Входоиерусалимская и Скорбященская церкви

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим расположена между Торговыми рядами и оборонительными укреплениями суздальского кремля.

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим в Суздале

Эта типичная для Суздаля летняя церковь была построена на месте снесенной из-за ветхости деревянной Пятницкой церкви. Основной объем в форме четверика окаймлен по всему периметру карнизами с киливедными арочками, опирающимися на небольшие консоли. Три перспективных портала (южный, западный и северный) служат входом в храм, с восточной стороны примыкает глубокая полукруглая апсида. Стены церкви гладкие, а окна украшены резными наличниками с необычным рисунком. Сразу после постройки церковь была пятиглавой, но в XVIII веке четыре главы были снесены и восстановлены только в 1990-х годах.

На Торговой площади в Суздале располагается Скорбященская церковь. Первоначально жителями улиц Воротищи и Старой на этом месте была построена деревянная церковь с трапезной, освященная в честь Воздвижения креста. Приход был небольшим, церковные служители получали жалование от государя, то есть «ругу». В описи города церковь названа «ружной».

Скорбященская церковь

В 1750 году была разобрана деревянная Воздвиженская церковь, и средствами прихожан построена каменная с престолом в честь Пресвятая Богородицы, именуемой «Всех скорбящих радость»; в 1787 году в ней устроен придел во имя святых девяти мучеников, «иже в кизице», Колокольня и ограда. 31 декабря 2009 года храм был передан в пользование Владимирской епархии РПЦ, после чего он был приписан к Богородице-Рождественскому монастырю Владимира.

Скорбященская церковь представляет собой необычное сочетанием «зимнего» типа храма и пристроенной с запада восьмигранной колокольней с характерным для Суздаля вогнутым шатром. Небольшое одноэтажное прямоугольное здание с глубокой апсидой декорировано резными наличниками и необычным для Суздаля карнизом из зеленых и красных балясин. Колокольня с суздальским шатром — «дудкой», имеет некоторое сходство с колокольней Никольской церкви. Для декорации ее фасадов использованы неглубокие четырех- и восьмиугольные ниши, зубчатые карнизы и майоликовые балясины.

Краткая история

В 2007 году Ризоположенская обитель отметила 800-летний юбилей. Согласно «Историческому описанию о граде Суздале», составленному соборным ключарем Ананием Фёдором, монастырь был основан в 1207 году и освящён в честь православного праздника Ризоположения. Обитель известна духовными подвигами монахини Евфросинии. В миру Евфросиния носила имя Феодулии Черниговской.

Схема Ризоположенский монастырь

Она была старшей дочерью благоверного черниговского князя Михаила Всеволодовича, зверски замученного в 1246 году жрецами хана Батыя из-за несоблюдения татарских языческих обычаев. С детских лет Феодулия мечтала о монашеской жизни и служении Христу, но в 1233 году её посватали за новгородского князя Феодора Ярославича, брата Александра Невского. Когда гости собрались на свадебный пир, жених неожиданно умер (летописи не указывают причину смерти). Феодулия постриглась в монахи в Ризоположенском монастыре, получив новое имя Евфросинии, а родители восприняли это как божью волю и покорились. В 1238 году орда хана Батыя опустошила Суздаль, но монашеская обитель уцелела благодаря молитвам преподобной Евфросинии. Предание гласит, что враги не смогли разглядеть с холма монастырь, потому что Бог заслонил обитель облаком. После смерти игуменьи Евфросиния управляла монастырём, сохраняя в нём строгий порядок.

Ризоположенский монастырь с высоты птичьего полёта

В 1250 году Евфросиния отошла в вечную жизнь, а в 1699 году совершилось прославление мощей преподобной. Мощи почивали в соборе Ризоположенского монастыря, позднее были переданы в музей, а потом — в церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. В 1764 году, когда Екатерина II издала указ о закрытии части монашеских обителей, к Ризоположенскому был приписан Троицкий монастырь вместе с его земельными владениями. К настоящему времени от ансамбля Троицкого монастыря сохранились лишь скромные восточные ворота, представляющие собой куб с одним пролётом. В 1920-х годах Ризоположенскую обитель закрыли, а 12 колоколов из неё звонницы переплавили. В 1999 году в монастыре возобновилась иноческая жизнь. В 2007 году по случаю юбилея обители один из паломников пожертвовал монастырю частицу мощей святой Евфросинии. Многие люди приезжают в монастырь, чтобы попросить Евфросинию о здравии душевном и телесном, о пополнении в семье. В настоящее время на территории монастыря, в бывшем братском корпусе открыта гостиница «Ризоположенская».

Старообрядческий храм Козмы и Дамиана

Старообрядческая церковь во имя святых мучеников и бессребреников Козмы и Дамиана расположена в бывшем селе Коровники недалеко от Суздаля на левом берегу Каменки.

Церковь святых Козмы и Дамиана в Коровниках

Летняя Козмодемьянская церковь XVIII века образует архитектурный ансамбль с зимней Крестовоздвиженской церковью конца XVII века. Построена из кирпича в стиле провинциального барокко и по архитектурной композиции представляет собой восьмерик на четверике. На высокий восьмерик поставлен изящный узорчатый барабан с кокошниками, увенчанный небольшой луковичной главкой. Стены лаконично украшены оконными наличниками, небольшим порталом и угловыми пилястрами.

Летняя Козмодемьянская церковь и зимняя Крестовоздвиженская церковь в Коровниках

В 1970-е годы Козмодемьянская церковь с колокольней, наполовину разрушенная, была восстановлена силами Суздальского реставрационного участка. Обе церкви использовались под склады. В апреле 1996 года Козьмодемьянская церковь получила статус памятника архитектуры.

14 декабря 2015 года митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Корнилий (Титов) освятил престол суздальского храма во имя святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана.

Хочется отметить, что туристический сервис Суздаля находится на удовлетворительном уровне. В городе есть немало достойных кафе, ресторанов, гостиниц, мест для отдыха. Обилие памятников деревянного и каменного зодчества делает Суздаль заповедником русской культуры. Вернуться из Суздаля в Москву проблематично, потому что прямого автобуса нет, а проходящие маршрутки нужно «ловить» за городом.

Фотографии автора

Архитектура

Главный памятник комплекса — трехглаввый Покровский собор. Он строился в 1510—1518 гг. на месте деревянного храма. Собор обращен алтарем к реке Каменка, его стены красиво украшены высокими окнами, колоннами и узорчатыми сводами. Внутри собор украшен искусными иконами, а также сохранившимися произведениями художественного шитья.

Галина Еремина

Другим важным древним памятником в ансамбле считаются Святые ворота с надвратной церковью, которые были созданы в 1515 году. Изначально ворота выполняли сразу несколько функций: оборонительную и религиозную. Они представляют собой и башню в крепости, и церковь. Башня украшена утонченными узорами, напоминающими резьбу по дереву. Церковь внешне сочетается с Покровским собором и представляет единый ансамбль, благодаря композиции, аркам и вырезным окнам.

Таинственные монахини

Одной из первых знатных узниц монастыря стала жена Василия III Соломония Сабурова — великая княгиня. В 1525 году Василий III обвинил свою супругу, с которой прожил двадцать лет, в бесплодии. Он насильно постриг ее в монахини и отправил в Покровский монастырь. В те времена развод был делом неслыханным, и чтобы получить у духовных властей разрешение на другой брак, Василий III выделял огромные средства на развитие монастыря.

Однако вскоре выяснилось, что обвинения Василия III в бесплодии были напрасны. Прошло несколько месяцев после пострига, и у Соломонии родился сын, но, опасаясь козней новой жены бывшего супруга Елены Глинской (будущей матери царя Ивана Грозного), она была вынуждена сообщить о гибели царевича.

Существует версия, что Соломония отправила младенца крымскому хану, который в дальнейшем сыграл свою роль в истории, прославившись как разбойник Кудеяр. После пострига Соломония получила имя София, после смерти была канонизирована церковью как Преподобная София Суздальская. Позднее ее стали считать покровительницей Суздаля.

Шатровая колокольня Покровского монастыря

Шатровая колокольня Покровского монастыря

В ансамбле Покровского монастыря, близ собора находится ещё один архитектурный объект, заслуживающий не меньшего внимания, чем сам Покровский собор. Это пристроенная к собору, по средствам изысканно отделанной, крытой галереи шатровая колокольня 16-17 веков.

В нижнем ярусе колокольни находится восьмигранная церковь, возведённая в 1515 году, и изначально увенчанная одним куполом. Спустя полтора столетия, в конце 17-го века, она была надстроена этажом с крупными арочными проёмами и возвышающимся остроконечным шатром.

Шатёр, в свою очередь, был украшен тремя ярусами окон-слухов. Внутри колокольни висело шесть колоколов: три крупных колокола и три миниатюрных – «зазвонных».

Немного истории

Свою историю Покровский монастырь ведет со второй половины XIV века. Именно тогда, в 1364 году, его основал князь Андрей Суздальско-Нижегородский. Тогда еще деревянные монастырские постройки были возведены на правом, более низком берегу речки Каменки, на северном краю Суздаля.

Добрую славу, в том числе и о строгих правилах монашеской жизни, женский Свято-Покровский монастырь заслужил с момента основания — во многом благодаря одному из своих первых наставников и пестователей — Ефимию Суздальскому, единомышленнику и последователю Сергия Радонежского.

Каменное воплощение Покровский женский монастырь в Суздале получил в XVI веке, когда подвижничество двух замечательных женщин — преподобной Елены (позже она заняла место первой игуменьи в Новодевичьем монастыре) и преподобной Софьи — привлекли к нему внимание знатных боярских, княжеских и даже царских фамилий. Преподобная Софья, в миру звавшаяся Соломонией Сабуровой, была отправлена в монастырь из-за бездетности женой московского князя Василия III

Расставшись с бывшей супругой ради новой женитьбы на Елене Глинской, великий князь тем не менее потратил немало средств на развитие обители, в которой жила преподобная Софья. Благодаря этому в начале XVI века были построены основные каменные здания монастыря.

На этом каменное строительство в Покровском монастыре не закончилось. В середине XVI века, уже при Иване Грозном, было построено еще несколько новых зданий, причем царской грамотой Покровская обитель была освобождена от пошлины за доставку камня, предназначенного на ее постройку.

И все же Покровский монастырь в Суздале славился не столько прочными и красивыми храмами, сколько святостью и подвижничеством своих инокинь, а также исторической значимостью этого архитектурного памятника и старинной ризницы.

Советский период стал для монастыря нелегким испытанием. В 1923 году обитель была закрыта, и ее территория в разное время была занята Базой особого назначения (БОН), которая представляла собой военную биологическую лабораторию, потом детским домом, военной частью и пр. И только в 50-60-х годах XX века Покровский монастырь был отреставрирован, а в начале 90-х снова стал монашеской обителью.

Петропавловская и Никольская церкви

У южного, главного входа в Покровский монастырь располагается летняя церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Рядом находится зимняя церковь во имя святителя Николы.

Петропавловский храм в Суздале

Как и монастырь, храмы расположены на низкой луговой стороне реки Каменка, а центр города расположен на другом, существенно более высоком берегу. На этом высоком берегу, непосредственно напротив, расположен небольшой Александровский монастырь (с восточной стороны). C северной стороны, в некотором отдалении, за Покровским монастырем, но в пределах прямой видимости, высятся стены большого Спасо-Евфимиева монастыря.

Никольский храм

Петропавловский храм построен в 1694 году. В 1712 году он дополнен зимней Никольской церковью. Один из приделов Никольской церкви освящен в честь святителя Алексия. По своим размерам церковь могла бы быть собором. Обширный объем храма перекрыт сомкнутым сводом, на котором стоят пять барабанов с главами. Основной объем храма окружен с запада одноэтажной папертью, а с севера приделом такой же высоты. С северно-западной стороны к паперти примыкала колокольня, которая не сохранилась. Однако эта колокольня предопределила некоторую асимметрию строения. Храм имеет четырехскатную кровлю. Верхний ярус стен составляет пояс из кокошников — по шесть на каждой стороне. Декоративное убранство храма строгое и относительно скромное. Стены храма расчленены на три части вертикальными лопатками. Между лопатками расположены окна с нарядными наличниками. С запада на паперть ведет перспективный портал. Барабаны кровли опираются на кокошники.

Икона «Богоматерь Знамение» с неизвестной святой на обороте иконы

Двусторонняя икона «Богоматерь Знамение» и «Неизвестная святая». Около 1205—1207. Лицевая сторона, оборотная сторона

Двусторонняя икона была подарена князем в новгородский женский Покровский Зверин монастырь, по-видимому, как моление о здоровье матери. На ее лицевой стороне, на золотом фоне, помещено изображение прославленной в Новгороде «Богоматери Знамение», а на обороте — мученицы, имя которой, к сожалению, точно не устанавливается. На полях иконы сохранились одиннадцать небольших фигур, среди которых преобладают женские, а в числе мужских опознаются Николай Чудотворец и целители Кир и Иоанн.

Так как изображение на лицевой стороне сохранилось хуже, то о качестве исполнения живописи удобнее судить не по фигуре Богоматери, но по образу святой мученицы на оборотной стороне.

Мастер иконы явно предпочитал манеру письма, близкую монументальной живописи. Он моделировал складки одежд крупными, размашисто нанесенными пробелами, выявлял рисунок черт лица каллиграфически выполненными линиями черного цвета. Заметная роль в художественном строе его произведения отводится «узорочью» — орнаментальным разделкам одежд.

История

Монастырь основан в XIV веке и продолжал достраиваться вплоть до XIX века. С момента основания, монастырь — мужской. Своё название он получил в честь первого игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского, призванного в Суздаль основателем монастыря, князем Борисом Константиновичем.

Его деревянные стены стали защитой от врагов. В XVI—XVII вв. собор реконструировали: сделали белокаменным — в таком виде он и сохранился до наших дней. Правда, новые стены уже не знали боевых сражений: набеги на город прекратились. Соответственно, нынешние стены ансамбля монастыря стоят уже около IV–V веков, помнят многих и многое.

KaterinaK

Возведение новых масштабных построек в XVI—XVII вв. оказалось возможным только при помощи больших пожертвований состоятельных жителей страны. Свой материальный вклад в обновление монастыря внесли даже Иван Грозный и его отец, великий князь Василий III.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Сейчас с трудом верится, что он постепенно вырастал из маленькой церквушки. Особенно интересно то, что по сей день стены собора хранят фрески XVI века с фасадов здания и росписи XVII века от знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина.

В 1642 г. с восточной стороны собора в фамильном некрополе был похоронен князь Дмитрий Пожарский, наиболее известный как герой борьбы с польско-литовскими войсками. Его род делал вклад в развитие местных территорий.

KaterinaK

Романовы тоже не обделили вниманием это место. В 1837 году монастырь посещал цесаревич Александр Николаевич, а 16 мая 1913 года в честь празднования 300-летия дома Романовых сюда заезжали Николай II и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия

Затем случилась революция 1917 года. Эти времена оказались самыми сложными для религиозных сооружений. Спасо-Ефимовскому собору повезло: его не снесли, а адаптировали под современные нужды. Так началась новая история монастыря.

KaterinaK

После революции здесь размещались в разное время и воинские части, и тюрьма для политзаключенных (она была возведена еще при Екатерине II), и даже концлагерь. Во время Великой Отечественной войны здесь был оборудован лагерь для военнопленных. После победы в 1945 году в стенах храма основали колонию для девочек. Историю об этих заключениях рассказывают сейчас на экскурсиях в тюремном корпусе.

В 1967 году монастырь, наконец, вновь признали культурным памятником, и начали реставрировать. Последняя глобальная реставрация ансамбля пришлась на 2001—2008 гг. Сейчас он часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

KaterinaK

В 1991 г. белокаменный Спасо-Евфимиев монастырь включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. В наши дни любой желающий может добраться до Суздаля и прикоснуться к богатой и противоречивой русской истории.

Архитектурный ансамбль

Здания Спасо-Евфимиева монастыря состоят из белого камня, ни одно из них не похоже на другое, у каждого своя история, своя специфика, выстроенная за века:

  1. Фамильный некрополь князей Пожарских. Его несколько раз разбирали, а в конце XX века вовсе снесли и оставили только памятную плиту. В 2008 году была построена точная копия, основанная на архивных документах. На месте некрополя когда-то был захоронен Дмитрий Пожарский.
  2. Спасо-Преображенский собор. Настоящая жемчужина монастыря. Веками он рос из маленькой деревянной церквушки до живописного собора. Здесь находятся росписи мастеров конца XVII века — одна из главных экспозиций монастыря.
  3. Никольская больничная церковь. Находится с востока от Спасо-Преображенского собора. Представляет собой скромный стационар для монастырской братии. Здесь питались и молились монахи, которым нездоровилось. Сейчас в здании размещен музей «Золотая кладовая».
  4. Монастырская звонница. Уникальное здание со сложной структурой построения. Разнообразно украшенная галерея звонов из трех пролетов, приближенная к псковской архитектуре. На башне, соединяющей столп и аркаду, размещен пустой круг, вероятно, предназначенный для часов (хотя некоторые исследователи интерпретируют его символическим образом).
  5. Благовещенская надвратная церковь. Когда-то монастырь имел менее широкие границы. Вероятно, в эти времена данное здание исполняло роль въездной башни. Самая красивая часть церкви — южная. Паперть украшают 5 живописных окон с висящими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками.
  6. Успенская трапезная церковь. Это хозяйственное здание, однако туристов привлечь ему есть чем. Церковь интересна не только своей архитектурой, но и структурой: несколько хозяйственных этажей показывают, как был устроен быт людей давних времён.
  7. Братский келейный корпус. Здесь жили монахи. Здание поделено на несколько секций, в каждой по две комнаты-кельи. Фасады украшены аскетично-скромным образом: только оконными наличниками с кокошниками и пилястрой на южной стороне.

KaterinaK

Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие стены разной высоты, которые венчают башни монастыря (насчитывается 12 башен). Именно они указывают на то, что мужской монастырь был вынужден существовать в боевой готовности.

Более подробно о каждом объекте можно узнать на экскурсиях в Суздале или на официальном сайте монастыря.

KaterinaK

Самый старинный женский монастырь Суздаля — Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь — самая старинная обитель на Суздальской земле. Обитель была создана в 1207 году. На самом деле этому монастырю принадлежат и многие другие рекорды, это то, что храмы стоят на самой высокой точке древнего города.

Ризоположенский монастырь — самая старинная обитель на Суздальской земле. Обитель была создана в 1207 году

Здесь также находится самая большая колокольня, которая имеет высоту 72 метра, именно благодаря этому монастырь виден отовсюду. Высокое здание было построено в стиле классицизма, в 1819 году, после окончания войны с войсками наполеона.

История обители очень сильно переплетается с жизнью преподобной Евфросинии Суздальской. Это довольно известная святая, которая прославилась как монахиня-подвижница и целительница. По преданиям, именно благодаря молитвам Ефросинии, монастырь не тронули армии хана Батыя.

История Ризоположенской обители очень сильно переплетается с жизнью преподобной Евфросинии Суздальской. Это довольно известная святая, которая прославилась как монахиня-подвижница и целительница

В самом начале все постройки были сделаны из дерева, но позднее первым каменным храмом на территории обители — стал Ризоположенский собор. В 1923 году монастырь закрыли. С него сняли все колокола и отправили на переплавку. Даже несмотря на это, этот храм  остается памятником архитектуры. Чуть позднее здесь расположили электростанцию.

Только в 1969 году закончились реставрационные работы храма, ему вернули первоначальную форму. С 1999 года территорию монастыря возвратили церкви и передали женской монашеской общине.

Каждый монастырь города Суздаля по-своему красив и неповторим. Их  строили великие люди, именно так они оставили свой отпечаток в истории государства Российского.

Архитектура Покровского монастыря в Судале

Главное здание монастырского комплекса, естественно — Покровский собор. Он был построен в начале 16 века там же, где ранее находился деревянный храм. Имена мастеров, трудившихся над его строительством, неизвестны. Собор довольно скромно украшен, его ровные белые стены выглядят немного строго и сдержанно. И лишь небольшие детали в оформлении, такие как, например, резные карнизы или мелкие узоры, немного смягчают эту строгость. Внутри собор выглядит так же скромно: на полу чёрное плиточное покрытие, а на стенах отсутствуют узоры и росписи. Интерьер Покровского собора украшают лишь несколько икон и творения рук служительниц монастыря. Скромное и сдержанное оформление объясняется тем, что собор служил местом погребения знатных женщин, которых насильно обращали в монахини и высылали в Покровский монастырь.

За всё время своего существования Покровский собор много раз ремонтировался и менялся. В 1962 году под руководством И. А. Столетова были проведены масштабные реставрационные работы во всем комплексе. Тогда и Покровский собор обрел свой первоначальный вид.

Недалеко от храма находится колокольня монастыря. Красивое высокое строение является необычным образцом древнерусской архитектуры. Одна из частей здания — небольшая церковь Происхождения честных древ креста, возведенная в начале 16 века. Заметно позже, уже в конце 17 века к колокольне добавилась верхняя часть,

дополнительный арочный ярус, а также высокий шатёр. Внешне колокольня своей высотой и красивыми белыми стенами соответствует зданию Покровского собора, с которым её соединяют галереи, оформленные в схожем стиле.

При входе на территорию Покровского монастыря стоят Святые ворота, над которыми расположена Благовещенская церковь. Архитектурное сооружение было построено в 1515 году в качестве крепостной башни. Необходимо отметить, что это довольно необычный элемент архитектуры, который встречается очень редко. По своему оформлению церковь также похожа на основной храм монастыря. И также как собор Святые ворота не один раз перестраивались, но вернули свой первоначальный вид после проведенной в 1958 году реставрации.

Среди остальных зданий монастыря следует назвать Трапезную палату с примыкающей к ней небольшой Зачатьевской церковью и пристроенной в 16 веке небольшой звонницей.

Как и многие монастыри и церкви, Покровский монастырь в советское время претерпевал большие изменения. В 20-е годы прошлого века он был закрыт и подвергся разорению. В 30-е годы на его территории военные разрабатывали биологическое оружие. В середине 20 века здания бывшего монастыря были реставрированы, и в некоторых из них было создано определенное подобие музея. А в 80-е годы в бывшей обители и вовсе действовал гостиничный комплекс с пунктами питания и концертным залом. Но в начале 90-х здесь снова открылся женский Покровский монастырь, который действует и по сей день.

Братский (келейный) корпус

Справа от Благовещенской церкви расположен Г-образный Братский корпус, где в прошлом размещались кельи монахов. Он был построен между 1628 и 1660 годами. К концу XVII века в монастыре проживало 118 человек братии. Второй этаж был перестроен в XIX веке. В южной части сохранились два сводчатых этажа и балконы-гульбища. Почти 100-метровый Братский корпус оживляют деревянные галереи-крыльца, которые вели в сени и кельи с двух сторон от них и небольшие арочные окна с наличниками. В наши дни помещения отданы под экспозиции «История суздальский монастырей», музей реставрации «Побеждая время» и «Сплетение судеб».

Братский (келейный) корпус, южная часть

Братский (келейный) корпус

Вериги

Музейная экспозиция

Колокола

Музейная экспозиция

Ангел, Лев, Телец, Орел — символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, XVIII век. Часть алтарной надпрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда

Рабочее место иконописца, реконструкция

Мастерская книгописца, реконструкция

Келья монахини, реконструкция

Проездная башня

Наиболее впечатляет своей красотой Проездная башня. Высота башни 22 метра, шатер на самом верху четырехугольной башни увенчан башенкой и дополнительно украшен флюгером. Место под башенными арками сейчас занимают билетные кассы. Нижняя часть стен оформлена киотами для икон, Христа Спасителя и преподобного Евфимия. Выше на башне находятся бойницы, самой богато украшенной частью здания является ее верхняя часть, здесь в изобилии использованы декоративные обрамления, карнизы.

Сквер у входа к башне украшает скульптура, выполненная архитектором Захаровым в 1995 году. Это памятник князю Пожарскому, усыпальница с его мощами, как дань памяти великому историческому деятелю, расположена на территории монастыря.

Справа от Проездной башни на территории монастыря находится зеленая зона. Это огород и фруктовый сад, естественная атрибутика монастырей, вид монастырского послушания, впрочем, весьма полезный. Здесь и сейчас выращиваются лекарственные растения и есть фруктовые посадки, а рядом с ними обустроена детская площадка.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь стоит в живописнейшем месте земли суздальской! Его воздвигли на крутом левом берегу прекрасной реки Каменки. Место там защищённое и потому, в минувшие столетия, считалось особо выгодным при строительстве оборонительных сооружений, а именно таковым он и считался изначально, возведённый в северной части города, практически за окраиной старинного Суздаля.

Основан Спасо-Евфимив монастырь был в 1352 году князем Суздальским и Нижегородским Константином Васильевичем. В те далёкие времена монастырь величался в народе мужской обителью Святого Спаса. Читать далее…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector