История храма иконы божией матери «отрада и утешение» на ходынском поле
Содержание:
- Строительство наружных стен храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на юго-западе столицы начнется в сентябре, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
- Текущая деятельность
- Наступление времён безбожия
- На краю гибели
- Где остановиться
- Вековые девушки графини
- История
- Церковь при Боткинской больнице
- Общая информация
- Церковь на Ходынском поле
- Наиболее знаменитые священнослужители храма
- История и современное состояние
- Внутреннее убранство храма
- Наступление времён безбожия
- Как добраться на машине, общественном транспорте
- На краю гибели
- Трагедия Ходынского поля
- Как добраться
- История изменений в ЕГРЮЛ за 2014–2016 года
- Трагедия Ходынского поля
Строительство наружных стен храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на юго-западе столицы начнется в сентябре, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
Церковь возводится на пересечении ул. Каховка и Азовская в районе Зюзино.
«Монолитные работы на начальном этапе практически завершены. Ведется гидроизоляция фундаментов, устройство внутренних перегородок двухуровневого подземного пространства. Здесь разместятся технологические помещения и нижний, крестильный храм», – сказал С. Лёвкин.
Куратор программы строительства православных храмов в Москве, депутат Госдумы РФ Владимир Ресин отметил, что перед строителями поставлена задача до конца года поднять стены храма «под купол».
«Установка купола, креста, кровли – все это будет делаться в следующем году. На первых порах храм имел спонсора, готового дать старт строительству. Но теперь поддержка иссякла. Сейчас все работы ведутся за счет добровольных пожертвований прихожан», – пояснил В. Ресин.
Автором проекта храмового комплекса стал архитектор Сергей Козлов, известный по строительству храма Торжества Православия в Алтуфьево, храмового комплекса на Ходынке и многих других.
В основу архитектурного образа будущего комплекса положена стилистика псковского зодчества XVII века. Храм будет однокупольным, с шатровой звонницей. Под одной крышей разместятся верхний и нижний пределы, приходские службы и воскресная школа, как это было сделано на Ходынке.
Завершить строительство храма в Зюзино планируется в 2019 году.
«Юго-запад столицы стал одним из лидеров по числу строящихся храмов – для реализации программы подобрано 24 участка. Пять церквей введено, четыре активно строятся, по остальным адресам идут согласования», – добавил В. Ресин.
Напомним, программа строительства православных храмов («Программа-200») развернута во всех округах столицы, кроме Центрального. Ее цель – обеспечить жителей города церквями недалеко от дома.
Программа реализуется полностью на пожертвования. Для сбора средств создан благотворительный Фонд поддержки строительства храмов города Москвы, сопредседателями которого являются мэр столицы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Программу курирует советник мэра, советник по строительству Патриарха Московского и всея Руси, депутат Госдумы Федерального собрания РФ Владимир Ресин – он является председателем рабочей группы фонда.
От Стройкомплекса программу курирует руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
Текущая деятельность
Сегодня Казачьим храмом фактически руководит четыре человека:
- Иоанн Кудрявцев (настоятель);
- протоиереи: Владимир Купарев, Дмитрий Шумов, Сергий Рождественский.
Почетным настоятелем храма во имя иконы Божьей Матери «Отрада и утешение» является митрополит Кирилл. Под его ведомством также находится церковь Боткинской больницы, освященная в честь «Космы и Дамиана».
Несмотря на небольшой приход, церковь регулярно проводит богослужения, а также участвует во многих социальных проектах.
Икона Богородицы «Отрада и утешение»
Воскресная школа
При Казачьем храме открыта и успешно функционирует воскресная школа для всех желающих. Здесь читают катехизис, изучают Священное Писание, преподают основы богословия. Также церковь предлагает своим прихожанам различные секции, в том числе спортивные. Талантливые дети могут брать уроки вокала или учиться играть на музыкальных инструментах, а взрослые – посещать курсы иностранных языков.
Для тех, кому не с кем оставить ребенка на время посещения церкви, предоставляется свободный доступ к детской игровой комнате. Пока родители учатся или присутствуют на богослужении, за детьми приглядывает квалифицированная нянечка.
Очень часто ученики воскресной школы вместе со священниками устраивают пикники или уличные спортивные игры.
Благотворительность
Казачий храм очень активно участвует в социальной жизни Москвы, стараясь помочь как можно большему количеству нуждающихся. Регулярно приход проводит благотворительные мероприятия, направленные на улучшение качества жизни малоимущих слоев населения. Так, перед началом учебного года проходит акция «Собери ребенка в школу», чтобы обеспечить многодетным семьям и матерям-одиночкам необходимый школьный набор.
Также за счет благотворительных пожертвований проводятся ремонтные работы самой церкви, открываются православные лавки, приобретается богослужебная утварь. Благодаря безвозмездным взносам от прихожан реставрируются приписные храмы, в частности, церковь при Боткинской больнице. За эти же средства ей были дарованы три новые иконы и восстановлены киоты.
Церковь регулярно проводит богослужения
Адрес и как добраться
Найти церковь во имя богородичного лика «Отрада и утешение» на Ходынке довольно легко. Находится она по адресу: г. Москва, ул. Поликарпова-16, вблизи больницы имени С. П. Боткина. Добраться туда можно с помощью метро, выйдя на любой из трех станций: «Динамо», «ЦСКА» или «Беговая», а затем прогулявшись пешком около четверти часа. Также очень удобен вариант такси, водитель которого доставит вас непосредственно к самой святыне.
Казачий храм является очень значимой исторической памяткой для современной России, поскольку напоминает нам о событиях 1905 г. Несмотря на сравнительно молодой возраст, он несет невероятную культурную ценность для нашей страны.
Наступление времён безбожия
Сооружённый на Ходынском поле храм «Отрада и утешение» по своему прямому назначению использовался лишь в течение 12 лет. Уже в 1922 году на волне первой кампании по изъятию церковных ценностей в нём были конфискованы все серебряные изделия, а через непродолжительное время последовало и окончательное его закрытие.
Сразу после этого по распоряжению новых властей были снесены все пять куполов храма, разрушена звонница, а также частично уничтожена кирпичная ограда, окружавшая храмовый комплекс и выполненная в том же византийском стиле, как и основное здание. Впоследствии образовавшиеся проёмы были закрыты грубыми бетонными плитами.
Все последующие годы здание бывшего храма «Отрада и утешение» на Ходынском поле использовалось в хозяйственных нуждах. Вначале там помещался армейский клуб, затем — общежитие рабочих завода «Знамя труда», на смену которому пришёл склад скобяных изделий, и, наконец, в течение многих лет там был строительный цех одного из столичных предприятий.
На краю гибели
Реальная угроза уничтожения нависла над зданием в 1980 году, когда решением городских властей бывший храм на Ходынском поле определили под снос в связи с реконструкцией находившейся рядом с ним Боткинской больницы. На его месте предполагалось соорудить площадку для разворота машин, подъезжавших к больничному моргу.
Здание храма спасло от разрушения лишь ходатайство главного врача больницы И. П. Кузина, обратившегося к властям столицы с предложением сохранить его и, вернув церкви, создать в нём первую в Советском Союзе больничную церковь.
Надо отдать должное, в стране, охваченной коммунистическим мракобесием и объявившей атеизм частью государственной идеологии, для подобного шага требовалось немалое мужество. Однако именно этому человеку москвичи обязаны тем, что от варварского уничтожения уцелел храм «Отрада и утешение» на Ходынском поле, являющийся замечательным образцом церковного зодчества начала XX века.
Где остановиться
Прихожане, приезжие из других городов, могут выбрать несколько вариантов, чтобы остановиться по близости.
Отель Берлин
В 5 мин. ходьбы от храма по адресу ул. Малая Юшуньская, д. 1, корп. 2 находится отель «Берлин».
Для размещения предлагают 6 категорий номеров для 1-местного или 2-местного размещения. Завтрак включен в стоимость номера (шведский стол).
Категория | Стоимость (руб.) | Вместимость (кол-во чел.) | Описание |
Стандарт | 2350 | 1 | Площадь номера 17 м². В номере 1-местная кровать, гардероб, рабочий стол, ванная комната. |
Стандарт TWIN | 2600 | 2 | Площадь номера 17 м². В номере 2 2-х местные кровати, гардероб, рабочий стол, ванная комната. |
Стандарт DOUBLE | 2600 | 2 | Площадь номера 17 м². В номере 1 2-х местная кровать, гардероб, рабочий стол, ванная комната. |
Джуниор Сьют 2 категории | 3350 | 2 | Площадь номера 34 м². В номере 1 2-х местная кровать, гардероб, рабочий стол, мягкая мебель, ванная комната. |
Джуниор Сьют 1 категории | 4350 | 2 | Площадь номера 37 м². В номере 1 2-х местная кровать, гардероб, рабочий стол, ванная комната. |
Люкс | 5350 | 2 | Площадь номера 57 м². В номере 1 2-х местная кровать, гардероб, рабочий стол, ванная комната. |
Гостиничный комплекс «Севастополь»
В 7 мин ходьбы от храма по адресу ул. Большая Юшуньская, д. 1 «А» находится гостиничный комплекс «Севастополь».
Для размещения предлагают 6 категорий номеров для 1-местного или 2-местного размещения. Завтрак оплачивают отдельно.
Категория | Стоимость (руб.) | Вместимость (кол-во чел.) | Описание |
Стандарт | 1250 | 1 | Площадь номера 19 м². В номере 2-местная кровать, гардероб, рабочий стол, чайная зона, ванная комната. |
Стандарт | 1350 | 2 | Площадь номера 21 м². В номере 2 1-местные кровати или 1 2-х местная, гардероб, рабочий стол, ванная комната. |
Стандарт 2-х комнатный | 2250 | 4 | Площадь номера 37 м². В номере 2 1-местные кровати, гардероб, рабочий стол, ванная комната. |
Студия | 2000 | 4 | Площадь номера 33 м². В номере 2 1-местные кровати или 1 2-х местная, гардероб, рабочий стол, мягкая мебель, ванная комната. |
Люкс двухкомнатный | 2150 | 4 | Площадь номера 33 м². В номере 2 1-местные кровати, раскладной диван, 2 кресла, гардероб, рабочий стол, ванная комната. |
Апартаменты | 4500 | 3 | Площадь номера 36 м². В номере 1 2-х местная кровать, журнальный столик, кресло, оборудованная кухня, гардероб, рабочий стол, ванная комната. |
Апартаменты «Азовская»
В 3 мин. ходьбы от храма есть апартаменты по адресу ул. Азовская, д.21. Апартаменты находятся на 7 этаже и вмещают до 6 чел. Внутри есть оборудованная кухня с духовкой и микроволновой печью. На кухне есть стол со стульями и набор посуды. В 2-х комнатах большая кровать и 2 раскладных дивана.
Стоимость проживания за 1 ночь с 2-х чел. составляет от 3000 руб.
Квартира на Каховке
В 5 мин. ходьбы от храма есть квартира под сдачу по адресу ул. Чонгарский бульв., д. 26А, корп.1. В квартире площадью 35 м² есть спальня с 2-х местной кроватью, диван, телевизор. На кухне есть стол со стульями, холодильник, микроволновая печь и плита. В ванной душевая кабина, санузел, раковина, полотенца и набор гигиенических одноразовых принадлежностей, а также стиральная машина.
Стоимость проживания за 1 ночь с 2-х чел. составляет от 4000 руб.
Храм «Отрада и Утешение» на ул. Каховка подходит к завершающей стадии строительства, но поскольку у храма отсутствуют спонсоры, все этапы строительства проходят через сборы и пожертвования прихожан. На территории действует отапливаемый временный храм, где сейчас проходят все службы и действует Воскресная школа.
Вековые девушки графини
Мария Владимировна Орлова-Давыдова была правнучкой графа Владимира Орлова – младшего из пяти братьев, прославившихся в царствование Екатерины II. В роду Орловых Мария была не первая, кто отказался от роскошной жизни в пользу дел милосердия и монашеских обетов. Ее двоюродная бабушка Анна Алексеевна Орлова-Чесменская тоже не вышла замуж, а отцовское состояние жертвовала монастырям. В конце жизни Анна Алексеевна поселилась недалеко от Юрьева монастыря в Новгороде и тайно приняла монашеский постриг с именем Агния.
На нравственный склад Марии Владимировны – будущей игуменьи Магдалины – сильно повлияла ее мать Ольга Ивановна Орлова-Давыдова. Религиозность последней поразила писателя и философа-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова. Он владел имением в Турово Серпуховского уезда на реке Лопасне недалеко от усадьбы Орловых-Давыдовых и трижды бывал у семьи графа в гостях. В письме приятелю Аксаков писал: «Мне хочется тебе порассказать о моем знакомстве с Орловыми-Давыдовыми и передать тебе мои впечатления. Они были вызваны… разными учреждениями его жены и дочерей, так сказать, православным демократизмом». Аксаков стал свидетелем доверительных отношений аристократов со своими крестьянами. Он подчеркивал, что благотворительные заведения графини «не были снисхождением знатной барыни, исполненной приторного сострадания к бедному простолюдину». Графиня хорошо понимала русскую деревню и создала для нее особый тип сестер милосердия.
Графиня Ольга Ивановна знала, что у крестьян, особенно среди раскольников, существовал чин женщин, которых называли «вековушками» или «вековыми девушками». Они не выходили замуж, посвящали жизнь молитве и богоугодным делам, но жили в миру. Графиня привлекала таких благочестивых крестьянок из своих деревень и назначала каждой определенное послушание: ходить к больным, обучать детей, помогать старикам. Такое деятельное понимание христианства Ольга Ивановна, возможно, унаследовала от своей матери – немки и набожной протестантки. В имении Отрада была создана больница, а потом и община «Добрых Девушек».
Мария Владимировна продолжила дело матери. Вблизи села Щеглятьево в пустыни Добрыниха, которая досталась ей после отца, она основала женскую общину по образу общины «Добрых Девушек». Это не был монастырь в полном смысле слова, а скорее обитель милосердия. В 1893 году при благотворительных учреждениях был построен домовой храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Для общины привезли с Афона список ватопедской иконы. В 1904 году был возведен огромный по сельским меркам Успенский собор. В его архитектуре прослеживаются отсылки к владимиро-суздальскому зодчеству XII века. У общины появились нарядные святые ворота со звонницей, но они, к сожалению, не сохранились.
После революции 1917 года общине милосердия «Отрада и Утешение» удалось просуществовать еще десять лет под видом хозяйственной артели. В 1927 году артель в Добрынихе закрыли, но Успенский храм еще несколько лет продолжал действовать как приходской. В 1931 году престарелая игуменья Магдалина – графиня Мария Орлова-Давыдова – скончалась в соседней с Добрынихой деревне Степыгино. После закрытия Успенского храма верующие перенесли чтимую афонскую икону в ближайшую действующую церковь в село Михайловское. Там икона «Отрада и Утешение» находится и сегодня.
История
Первые деревянные постройки на этом месте появились в XVI веке. Тогда же была построена и первая церковь, предшественница нынешнего храма. Церковь была документирована 1547 годом и освящена в честь святого архиепископа Василия Великого.
Название «на Грязех» храм получил из-за своего месторасположения у реки Рачки, которая склонна к большим разливам. Часто в церковном дворе образовывалась большая лужа и была непролазная грязь. Сам поток шел из Поганых, которые сейчас называют Чистыми прудами. В 1759 году Рачку заключили в трубу, проблема грязи решилась, но название храма так и осталось с ним на века.
Недалеко от церкви в конце XVI века возвели знаменитые Покровские ворота. В 1619 году был построен придел с алтарем и престолом для богослужений во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Еще через 6 лет возвели второй придел Святой Троицы. Когда был построен первый каменный храм, точно неизвестно. Существуют лишь документальные свидетельства того, что в 1701 году здесь происходило строительство новой церкви.
Храм Живоначальной Троицы на Грязех в 2008 году., NVO
Неустойчивый грунт приводит к разрушению в 1741 году колокольни и двух трапезных. В 1745 году было решено построить новый храм, но без Васильевского придела. По некоторым известным данным, автором того здания был Иван Федорович Мичурин, известный архитектор, автор «Плана императорского столичного города Москвы». В течение нескольких последующих лет освятили приделы Святой Троицы и Введения Пресвятой Богородицы.
Разрушения Отечественной войны 1812 года не коснулись храма Живоначальной Троицы на Грязех. Не осталось никаких документальных свидетельств и об утрате церковного имущества. Но в результате полной перестройки Москвы после пожара и военных разрушений, в 1819 году все же началась постройка нового здания церкви. Она была освящена и открылась для прихожан в 1826 году. Нынешний храм построен и освящен в 1861 году. Во время его строительства были использованы фрагменты стен старого здания. В западной части раньше располагалась многоярусная высокая колокольня, которая не сохранилась до наших дней.
Капитальному ремонту здание подверглось в 1899 году. Стены церкви были заново расписаны, восстановили полностью мраморный иконостас и всю позолоту, совершили закупку необходимой утвари. В 1930 году церковь была закрыта большевиками, ее начали использовать в качестве зернохранилища.
С середины 1950-х годов церковь начинают использовать в качестве Дома культуры. Для этих целей проводится масштабная перепланировка внутренних стен храма. К северному приделу церкви достраивают третий этаж. Концертный зал расположили в центральном приделе, а на месте алтаря возвели сцену. Зыбкая почва этого места опять дала о себе знать, когда в 1979 году потолок здания покрылся трещинами. Капитальный ремонт производили до 1981 года. После этого, вплоть до 1990-х годов в здании размещался досуговый центр московского областного комитета профсоюзов.
SergeyStepykin
В 1992 году церковь вернули в лоно Православной церкви. Троицкий придел храма был освящен 14 июня 1992 года, тогда же провели и первую Литургию. Службы проводились только в этой части церкви, актовый зал из центрального придела закончили демонтировать в 2001 году. Центральный придел освятили в январе 2002 года. Полы находились в аварийном состоянии, поэтому понадобился очередной ремонт здания. Во время ремонтных работ была построена современная система отопления. В день Входа Господнего во Иерусалим, который отмечается 4 апреля, в 2004 году было проведено первое богослужение в обновленном храме Живоначальной Троицы на Грязех.
Церковь при Боткинской больнице
Храм иконы Богоматери «Отрада и утешение» на Ходынском поле расположен рядом с Боткинской больницей. Благодаря такому месторасположению пациенты и родственники могут посетить святое место, чтобы получить утешение в болезни, помолиться и испросить у Бога исцеления. Эта святая церковь расположена недалеко от станции метро Беговая. Добраться до нее можно не только на метро, но и на рейсовых автобусах.
В стенах обители совершаются церковные таинства крещения, причастия, исповеди, венчания, соборования и священства. При необходимости, если человек не может самостоятельно прийти в церковь, священник может приехать к нему домой или в больницу для совершения таинства.
При Боткинской больнице также расположен еще один храм, освященный в 1911 году в честь святых Асийских бессребреников Космы и Дамиана. Изначально его использовали для проведения таинства отпевания. Сегодня эта небольшая церковь приписана к храму иконы Богородицы «Отрада и утешение». Здесь священнослужители проводят службы, читают молитвы о болящих и акафист Богородице «Всецарице». Церковь можно посетить в любое время, чтобы поставить свечку, вознести хвалу и благодарность Богу.
Общая информация
После этой вести фигуры Богородицы и Иисуса Христа застыла уже в другом положении. Этот образ пользуется великими почестями во всем христианском мире. Он является поистине чудодейственным. Образ защищает верующих от различных несчастий, природных катаклизмов, врагов и болезней. День почитания иконы – 21 января.
Храм Отрада и утешение в Москве на улице Каховка посвящен чудотворному образу Богородицы. Святой образ Богоматери для этой обители был написан и освящен непосредственно на оригинале в Ватопедском монастыре. Он является точной копией Ватопедской Богоматери. Написанный на Афоне свиток был торжественно внесен в храм 7 ноября 2016 г. С этих пор прийти и поклониться святому образу и испросить у него защиты может каждый верующий человек.
Церковь нуждается в финансовых средствах от благодетелей, которые помогут завершить строительные работы и облагородить это святое место.
При храме действует воскресная школа, которая начала свою работу в 2014 году по благословению настоятеля этой обители Александра Мелина. Проходить здесь обучение могут дети в возрасте от 3 до 16 лет. На занятиях ученики воскресной школы изучают:
- Закон Божий,
- хоровое церковное пение,
- историю православной России,
- рукоделие.
В святой обители на Каховке работает социальная служба, а также проводятся различные общественные мероприятия, такие как велопробеги, праздничные концерты, фестивали, празднования масленицы, Рождества Христова и Пасхи, открытые уроки и просмотры фильмов на богословскую тематику.
Полезная информация:
Церковь на Ходынском поле
В Москве расположена еще одна православная церковь, построенная в честь чудотворного образа Божией Матери «Отрада и утешение». Ее история насчитывает более одного столетия. Церковь была возведена в начале XX века на участке земли, отведенном на территории Ходынского поля рядом с казармами. Освящена она была в присутствии княгини Елизаветы Федоровны Романовой.
Позже при участии благоверной княгини в стенах обители был создан орден милосердия, который помогал всем страждущим и неимущим людям преодолеть тяжелый жизненный период и обрести веру в Господа. Однако при советской власти церковь два раза была на грани сноса. Но по милости Бога она уцелела и сегодня принимает в своих стенах многочисленных верующих людей, которые желают вознести молитву к Господу.
Наиболее знаменитые священнослужители храма
В историю русского православия навсегда вошла трагическая и до сих пор несколько спорная фигура иеромонаха Иеракса (И.М. Бочарова). После того как этот последователь старца Зосимы в 44 года лишился своей церкви, прихожане храма не только вспоминали его с теплотой, но и ходатайствовали перед Патриархом Тихоном о его награждении золотым нагрудным крестом.
Иеромонах Иеракс не принял декларации митрополита (позже — патриарха) Сергия Страгородского и в 30-х годах перешел на подпольное положение. В 1943 году был арестован и отправлен в ГУЛАГ, где, впрочем, ему были созданы особые условия, как и знаменитому епископу Ковровскому, владыке Афанасию. Оба вышли из ГУЛАГа живыми и впоследствии жили в домах для бывших политзаключенных.
На заметку! О. Иеракс-Бочаров был осужден за подпольную антисоветскую деятельность и за «профашистские настроения», в 1943 году, когда отношение Сталина и его окружения к церкви начало меняться в лучшую сторону. Но именно в том году бывший митрополит Сергий, «декларацию» которого иеромонах в 1927 году подверг резкой обструкции, становится русским Патриархом. Так что неясно, по чьей инициативе состоялся арест.
История и современное состояние
Победа над революцией 1905 г. – это именно та причина, по которой было решено воздвигнуть Казачий храм во имя богородичной иконы «Отрада и утешение». Он строился три года и был освящен в 1909 г. Изначально церковь задумывалась как духовный центр памяти всех тех, кто отдал свою жизнь за мирный народ, поэтому заложена она была при казармах первой Гренадерской бригады, а также четвертого Донского Казачьего полка. Строительные работы спонсировались государством при участии старообрядческой общины.
Здание воздвигалось по проекту известного архитектора Владимира Дмитриевича Адамовича. Зодчий взял за основу ранневизантийский стиль, в котором были построены древние афонские святыни, датируемые IX-XII столетиями. Таким образом, храм получился компактным, но довольно вместительным – одновременно здесь могло находиться почти пять сотен человек.
Храм «Отрада и утешение» на Ходынском поле
После революции 1917 года Казачий храм на Ходынке был первым, который национализировала большевистская власть. Из-за контрреволюционной позиции святыню и вовсе предлагали снести, однако, к счастью, уникальное здание осталось нетронутым.
Вплоть до 1990 г. в церкви иконы Богородицы «Отрада и утешение» не велось никаких реставрационных работ. Восстановление началось только после передачи православной постройки под управление Московского патриархата. Ремонт осуществлялся за счет средств РПЦ, приходских пожертвований, а также спонсорской помощи епископа Красногорского Иринарха.
На текущий момент реставрация Казачьего храма завершена. До первоначального вида восстановлены практически все элементы здания, кроме колоколов и куполов. Последние пришлось отливать с нуля, ориентируясь лишь на фотографии начала ХХ столетия. Так, сегодня церковь на Ходынском поле продолжает выполнять функции православного центра памяти, а также принимать паломников и туристов со всех уголков страны.
Внутреннее убранство храма
На возведение церкви во имя богородичного образа «Отрада и утешение» были брошены самые лучшие мастера царской России. К сожалению, после печальных событий 1917 г. многие шедевры пострадали, однако современным реставраторам все же удалось вернуть им былую красоту.
Помимо древневизантийской кладки храмовых стен, внутреннее убранство Казачьего храма украшают:
- святые лики кисти Виктора Михайловича Васнецова;
- иконы авторства Василия Павловича Гурьянова;
- плащаница для церковного иконостаса, вышитая по эскизам Васнецова;
- афонская копия чудотворного образа «Отрада и утешение», датируемая Х столетием;
- искусно декорированный мартиролог с именами погибших от рук революционеров за годы восстания.
Внутреннее убранство храма
Наступление времён безбожия
Сооружённый на Ходынском поле храм «Отрада и утешение» по своему прямому назначению использовался лишь в течение 12 лет. Уже в 1922 году на волне первой кампании по изъятию церковных ценностей в нём были конфискованы все серебряные изделия, а через непродолжительное время последовало и окончательное его закрытие.
Сразу после этого по распоряжению новых властей были снесены все пять куполов храма, разрушена звонница, а также частично уничтожена кирпичная ограда, окружавшая храмовый комплекс и выполненная в том же византийском стиле, как и основное здание. Впоследствии образовавшиеся проёмы были закрыты грубыми бетонными плитами.
Все последующие годы здание бывшего храма «Отрада и утешение» на Ходынском поле использовалось в хозяйственных нуждах. Вначале там помещался армейский клуб, затем — общежитие рабочих завода «Знамя труда», на смену которому пришёл склад скобяных изделий, и, наконец, в течение многих лет там был строительный цех одного из столичных предприятий.
Как добраться на машине, общественном транспорте
Храм «Отрада и Утешение» на Каховке находится в районе Зюзино и добраться из центра Москвы на автомобиле или общественном транспорте можно за 30-50 мин. в зависимости от загруженности дорог.
- На общественном транспорте. Выбирают Серпуховско-Тимирязевскую линию и следуют до станции метро «Севастопольская». Здесь переходят ул. Каховка и следуют до здания храма.
- На общественном транспорте. Садятся на трамвай №3 на ост. «Яузские ворота» или на любой другой по этому маршруту и следуют до ост. «Метро Каховская». Здесь делают пересадку на ост. «Чонгарский бульвар» и проезжают 1 остановку на любом автобусе до ост. «Метро Каховская (Западный выход)». От остановки возвращаются назад на 200 м до здания храма.
На краю гибели
Реальная угроза уничтожения нависла над зданием в 1980 году, когда решением городских властей бывший храм на Ходынском поле определили под снос в связи с реконструкцией находившейся рядом с ним Боткинской больницы. На его месте предполагалось соорудить площадку для разворота машин, подъезжавших к больничному моргу.
Здание храма спасло от разрушения лишь ходатайство главного врача больницы И. П. Кузина, обратившегося к властям столицы с предложением сохранить его и, вернув церкви, создать в нём первую в Советском Союзе больничную церковь.
Надо отдать должное, в стране, охваченной коммунистическим мракобесием и объявившей атеизм частью государственной идеологии, для подобного шага требовалось немалое мужество. Однако именно этому человеку москвичи обязаны тем, что от варварского уничтожения уцелел храм «Отрада и утешение» на Ходынском поле, являющийся замечательным образцом церковного зодчества начала XX века.
Трагедия Ходынского поля
Следует отметить, что выбор места для будущего храма был весьма смелым, поскольку среди москвичей Ходынское поле пользовалось дурной славой. Ещё свежа была память о трагедии, разыгравшейся 30 мая 1896 года, в день проведения на нём народных гуляний в честь коронации государя Николая II.
За несколько дней до торжеств было объявлено, что во время праздника намечена раздача сувениров и бесплатных угощений. Это соответствовало действительности, поскольку правительством Москвы было заготовлено для этого случая 400 тыс. кульков, в каждом из которых находилась эмалированная кружка с императорским вензелем и некоторое количество сладостей и орехов. Народная молва прибавила к этому и якобы приготовленные монеты.
Ещё с вечера 29 мая на поле стала собираться толпа охотников за дармовщинкой, и к утру она достигла невероятных размеров. Когда же открылись специально построенные для раздачи сувениров ларьки, народ ринулся к ним с таким неистовством, что в образовавшейся давке 1379 человек погибли, а ещё 900 получили тяжёлые увечья.
Как добраться
Самый удобный маршрут к церкви пролегает от станции московского метрополитена «Динамо»: от выхода из метро следует двигаться в направлении Театральной аллеи, пересечь по диагонали парк, дойти до площади Космонавта Комарова. Расстояние — 1,3 км. Пешая прогулка займет примерно 15 мин.
Путь, проделанный на автомобиле из любого района города, пролегает в конце следования через Ленинградский проспект, улицу Серегина, разворот к подъездной площадке храма.
Станция метро | Расстояние | Автобус, троллейбус | Время в пути |
Динамо | 1,3 км | Пешая прогулка | 15 мин. |
Аэропорт | 1,8 км | Автобус 105, троллейбусы – 12, 65, 70 Остановка – «улица Серегина» | 5 остановок – 8 –10 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 16 – 18 мин. |
Белорусская | 3,8 км | От станции пройти 20 м до остановки «Тверская застава» Автобусы – 456, 904, 905
Остановка – «улица Серегина» |
8 остановок – 13 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 21 мин. |
Беговая | 4 км | Автобус т86 Остановка – «улица Серегина»» | 8 остановок – 15 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 23 мин. |
Возможны другие маршрутные варианты. Они стартуют от относительно близко расположенных станций метрополитена и предполагают пересадку на наземный транспорт.
История изменений в ЕГРЮЛ за 2014–2016 года
2016
- 14.11.2016
- ГРН 2167700662941
- Код СПВЗ
13300
- Код НО
7700
Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве
Внесение сведений о регистрации в ПФ РФ
2014
- 11.03.2014
- ГРН 2147799032918
- Код СПВЗ
13400
- Код НО
7700
Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве
Внесение сведений о регистрации в ФСС РФ
- 24.02.2014
- ГРН 2147799025515
- Код СПВЗ
13200
- Код НО
7700
Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве
Внесение сведений об учете в налоговом органе
- 24.02.2014
- ГРН 1147799003131
- Код СПВЗ
11201
- Код НО
7700
Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве
(Р11001) Создание НКО (по документам из Минюста)
Документы:
- Р11001 заявление о создании ЮЛ
- Распоряжение министерства юстиции РФ от 18.02.2014
- Указ от 28.11.2012
- Выписка из журнала № 109 от 26.06.2012
- Указ от 12.12.2013
- Устав ЮЛ от 30.12.2013
Трагедия Ходынского поля
Следует отметить, что выбор места для будущего храма был весьма смелым, поскольку среди москвичей Ходынское поле пользовалось дурной славой. Ещё свежа была память о трагедии, разыгравшейся 30 мая 1896 года, в день проведения на нём народных гуляний в честь коронации государя Николая II.
За несколько дней до торжеств было объявлено, что во время праздника намечена раздача сувениров и бесплатных угощений. Это соответствовало действительности, поскольку правительством Москвы было заготовлено для этого случая 400 тыс. кульков, в каждом из которых находилась эмалированная кружка с императорским вензелем и некоторое количество сладостей и орехов. Народная молва прибавила к этому и якобы приготовленные монеты.
Ещё с вечера 29 мая на поле стала собираться толпа охотников за дармовщинкой, и к утру она достигла невероятных размеров. Когда же открылись специально построенные для раздачи сувениров ларьки, народ ринулся к ним с таким неистовством, что в образовавшейся давке 1379 человек погибли, а ещё 900 получили тяжёлые увечья.