Крестовоздвиженский храм

Между оврагом и проезжим трактом

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке пришёл к нам из полного смут и волнений XVII века (впрочем, какие века на Руси были спокойными?). В середине XVII века у самой Москвы-реки между знаменитой Смоленской дорогой и оврагом, в который свозили навоз из находившихся неподалёку царских конюшен, начали строительство каменного храма. Этот овраг дал название образовавшимся впоследствии Вражским переулкам. После того как его вычистили, он стал именоваться Чистым Вражком.

Новое здание храма, возводимое на месте прежней, пришедшей к тому времени в негодность деревянной постройки, строилось восемнадцать лет и было завершено в 1658 году. Тогда же было совершено его освящёние в честь Воздвижения Креста Господня. Храм на Чистом Вражке неслучайно посвящён этому величайшему событию.

Людская память ещё хранила ужасы Смутного времени, к которым добавилась горечь, вызванная церковным расколом, поэтому с неиссякаемой надеждой обращались их взоры ко Кресту – символу любви и жертвенности Господней. Унаследовав его от Древней Византии, Москва приняла вместе с ним и почётный статус «Третьего Рима».

Приход и хор храма

Приход церкви многочислен, активно участвует в церковной жизни и мероприятиях, которые он проводит вне своих стен. Обширны контакты прихожан с детскими, патриотическими, военными и ветеранскими организациями. Многое делается прихожанами для содержания в порядке огромной территории храма. Здесь чистые дорожки в парках в летний период, нет сугробов в зимний, на всех подходах к храму.

Большой популярностью пользуется церковный хор. Мелодичное пение храмовых певчих вызывает, даже у случайных посетителей, чувство духовного очищения и легкости, то, что верующие называют благодатью Божьей.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения)

Праздник церковный Крестовоздвижения имеет христианский духовный смысл. Он является праздником двунадесятым непреходящим и отмечается ежегодно в один и тот же день 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Данный древнейший праздник в истории трактуется по-разному. Известны 3-и события, которые случились в разные периоды времени и объединены эпизодами, связанными с Крестом.

Первое из событий связано со столкновением Константина в 311 г. с соправителем Максенцием

Константин Великий

римский император

Император Константин на солнце заметил блестящий крест и надпись:

Заметили крест и в его войске. В ночное время Господь Иисус Христос во сне явился императору и велел изготовить знамя с крестом, которое увидел. Император так и устроил.

Победив Максенция, он отдал приказ тоже знамя поместить в руку собственной скульптуры, установленной в Риме на ключевой площади. Константин веру Христову объявил госрелигией и стал покровительствовать христианам.

Римские властители, язычники в 72 году впоследствии погрома города Иерусалима стремились изжить воспоминания о Святой Земле, где принес искупительную жертву и возродился Сын Божий Иисус Христос.

Христианские святыни (Гроб Господень и Голгофу) римский правитель Адриан повелел засыпать землей, а на данном пространстве устроить капище Венере богине языческой.

Через три века по Воле Божьей Гроб Господень и Голгофа вновь были обнаружены.

Случилось это при Константине, который послал в Святую Землю, в Иерусалим мать царицу Елену. Местоположение Святыни оказалось неизвестно, и, применив лишь свое царское воздействие, святая Елена нашла холм, наверху которого идолопоклонники оказывали почести своим богам.

Установка Константином на святом месте храма Воскресения стало триумфом христианской веры.

После утверждения христианской веры, Константин Великий (IV в.) велел капище уничтожить и предпринять раскопки. С данным эпизодом взаимосвязано возникновение праздника.

После находки святого Креста в честь его стали вставать храмы. В Иерусалиме на месте обретения Креста один из храмов устроила сама царица Елена. 13 сентября 335 г. в день завершения построения храма, произведено его освящение, а день 14 сентября стал праздником Крестовоздвижения.

Воскресная школа

Организованная при Воздвиженской церкви Воскресная школа, ежегодно набирает слушателей в 4 группы детского и подросткового возраста. Самым маленьким преподают Закон Божий, проводят занятия в творческих кружках. Детям постарше – Закон Божий, Церковнославянский язык, Церковное хоровое пение и репетиции будущих спектаклей.

Детям среднего возраста преподают Священное писание Ветхого и Нового Завета, Церковнославянский язык, хоровое пение и проведение спектаклей. Старшей группе добавлены занятия по Христианской нравственности.

В Воскресной школе дополнительно организованы разнообразные кружки, развивающие интерес к труду и творчеству, такие как вышивание, иконопись. Есть свои клубы – молодежный и военно-патриотический «Страж». Обучение проводится бесплатно.

Архитектура и убранство

Церковь принадлежит к редкому в XVIII веке типу «иже под колоколы». Круглый основной объём диаметром около 12 м (внутреннее пространство — крестообразное в плане) увенчан восьмигранным верхним ярусом. С севера, юга и востока к барабану примыкают три апсиды. Окна главного барабана типичны для московского барокко — над вытянутыми в высоту окнами первого света расположены небольшие, вытянутые в длину ложные окна второго света (на их месте, возможно, были настоящие окна, позднее заложенные).

В 1993—1995 гг. церковь получила новую трапезную, заменившую небольшую трапезную 1986 г. и новую колокольню. После их сооружения площадь храма увеличилась более чем вдвое, но он не только лишился своих пропорций, но и скрыл находящийся северо-западнее церкви господский дом усадьбы.

Одновременно была выполнена заново вся отделка интерьеров. Фасады и внутренний вид храма украсили мозаичные панно очень высокого качества, но не вписывающиеся в стилистику здания.

Со стороны Алтуфьевского пруда церковь обнесена современным решётчатым забором со стилизованными под барокко двумя башнеобразными объёмами по углам (в одном из них находится часовня, в другой — церковная лавка) и диссонирующими с ними эклектичными воротами в центре.

Строительные работы, произведённые в XVIII веке

Вновь построенный и освящённый в честь Воздвижения Креста Господня храм на Чистом Вражке хранил свой облик сравнительно недолго. В 1701 году любимец царя Петра I князь Василий Шереметев, возымев желание послужить Богу не только душой, но и капиталами, основательно перестроил его, а спустя семь лет к основному зданию был добавлен дополнительный придел, увенчанный главкой с крестом.

Но прежде чем расстаться с XVIII веком, храм успел ещё раз изменить свой вид. В период с 1761 по 1782 г. на средства добровольных жертвователей, а ими всегда славилась Москва, в нём были произведены значительные работы. В результате перестроили и увеличили алтарь, трапезную и возведённый в начале века придел. Надо отдать должное строителям. Возводя новые стены, они бережно сохранили кирпичную кладку XVII века – об этом свидетельствуют проведённые недавно исследования.

Современное состояние

Описание

Внутреннее убранство храма Церковь принадлежит к редкому в XVIII веке типу «иже под колоколы». Круглый основной объём диаметром около 12 м (внутреннее пространство — крестообразное в плане) увенчан восьмигранным верхним ярусом. С севера, юга и востока к барабану примыкают три апсиды. Окна главного барабана типичны для московского барокко — над вытянутыми в высоту окнами первого света расположены небольшие, вытянутые в длину ложные окна «второго света» (на их месте, возможно, были настоящие окна, позднее заложенные).

В 1993—1995 гг. церковь получила новую трапезную, заменившую небольшую трапезную 1986 г. и новую колокольню. После их сооружения площадь храма увеличилась более чем вдвое, но он не только лишился своих пропорций, но и скрыл находящийся северо-западнее церкви господский дом усадьбы.

Одновременно была выполнена заново вся отделка интерьеров. Фасады и внутренний вид храма украсили мозаичные панно очень высокого качества, но не вписывающиеся в стилистику здания.

Со стороны Алтуфьевского пруда церковь обнесена современным решётчатым забором со стилизованными под барокко двумя башнеобразными объёмами по углам (в одном из них находится часовня, в другой — церковная лавка) и диссонирующими с ними эклектичными воротами в центре.

Просветительская деятельность

При храме работает детская воскресная школа и занятия для взрослых, творческие кружки и секции, детский хор церковного пения, Центр Православной Культуры «Мое Отечество», Молодежный клуб «Алтуфьево», библиотека для прихожан, в течение года проводится цикл концертов.

Социальная деятельность

В храме действует группа «Милосердие». Настоятель храма и сотрудники посещают социальный приют для детей и подростков «Алтуфьево», каждое третье воскресенье месяца производится благотворительная выдача одежды нуждающимся, оказывается помощь пожилым одиноким прихожанам храма. Проводятся совместно с молодежным клубом «Алтуфьево» поездки в Дома престарелых Можайского района и Московский Хоспис № 2. Регулярно проходят благотворительные ярмарки.

История

В период времени, который принято называть смутным, первый Кремль был разрушен. И в 1635 г. царь Михаил Федорович распорядился построить вновь из камня Теремной дворец. При нем выстроили домовые церкви. Эти церкви строились не разом.

Наиболее возрастная церковь дворца — это церковь Екатерины Великомученицы. В 1626 г. она не устояла на пожаре, и в последующем году специалист из Англии Джон Талер построил Екатерининский храм, но уже каменный, «у царицы на сенях», который включили в структуру Теремного дворца.

В 1654 г. государь Алексей Михайлович в указанной церкви в честь матери своей Евдокии Стрешневой устроил приделы: один по именинам царицы — во имя святой Евдокии, который стал потом самостоятельным теремным храмом, другой в память дня ее рождения — святого Онуфрия.

Федор Алексеевич взошел на царство в 1676 г. Его озарили святые и великие мысли создать в Кремле символичный образ, подобный храму Гробу Господня и Воскресения Христова, который в Иерусалиме. Есть мнение о том, что юный царь вдохновился Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем, который находится под Москвой.

Комплекс Теремных церквей, куда входит и церковь Воздвижения Креста Господня

Государем были переделаны эти домовые храмы. В 1681 году святой Евдокии храм заново освятили в память Воскресения Словущего, и уже царь присутствовал на Преображение в нем на службе.

В Воскресенском храме в этом же 1681 году по весне освятили крохотную Распятскую церковь.

В 1681 году данную церковь выстроил Царь Федор Алексеевич выше северного предела в соборе Верхоспасском. Длина ее в пределах 7 м, а ширина в пределах 4 м. Пол изготовлен из плит мрамора (цвета чёрный и белый), обладает сомкнутым сводом.

В конце 17 века зодчий Осип Старцев устроил над домовыми церквями Теремного дворца единый верх.

Верхоспасский собор Московского Кремля. Купола теремных церквей, куда входит и Распятская церковь

Социальная работа, повседневная жизнь

Не остается без внимания храма забота «о сирых и убогих», как заповедано Спасителем.  В храме имеется группа «Милосердие», для людей из этой группы – правило: в день Светлого Христова Воскресения и в День Победы, посещать хоспис и поддерживать находящихся там больных. Привозятся подарки, сладости, фрукты.

Под особой опекой храма находится детский приют «Алтуфьево». Для детей организуются праздники, приобщение к труду и поиску утешения в молитве. По особым дням для нуждающихся, в храме бесплатно раздают одежду. Оказывается помощь одиноким прихожанам, производятся выезды в Дом престарелых в подмосковном Можайске. Устраиваются благотворительные ярмарки.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Святыни: Чтимая икона Казанской Божией Матери Чтимая икона прп. Макария Желтоводского Расписание: ежедн. (кр. понед.). Утреня и Литургия в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.

Храм построен в 1759—63 в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, на средства и в усадьбе И. В. Вельяминова, с колокольней над зап. пристройкой, без трапезной, на месте каменного храма 1687 (его предшественник известен с 1564). В конце XVIII в. перестроена (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест — XIX век. в стиле барокко. Над храмом — колокольня (ярус-звонница открытый). Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Перестроен в 1986 (деревянная зап. паперть-пристройка заменена на кирпичную с каменным сводом и четырьмя окнами на сев. и юг, пол покрыт мрамором, coopужено крыльцо и металлические фигурные навесы над каждым из трех входов). В 1989— 90 построено («Союзтрансэкспо») новое здание крестильни, стилизованное под барокко, с арочными окнами, полукруглым алтарным выступом, в 1992 расширена трапезная (освещена вместе с колокольней в 1995). Главный престол — Воздвижения Креста Господня, приделы — преподобного Макария Желтоводского и Унженского (левый); святителя Ионы, митрополита Московского (правый), приставной (осв. в 1980 для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить по 2 обедни) — святого мученика Трифона.

Святыни: особо чтимые иконы — список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сёл Алтуфьева, Бибирева и Медведкова). При храме — детская воскресная школа.

Приписаны часовни: у источника — преподобного Макария Желтоводского (около храма) и блаженной Ксении Петербургской на Лианозовском кладбище.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения)

Праздник церковный Крестовоздвижения имеет христианский духовный смысл. Он является праздником двунадесятым непреходящим и отмечается ежегодно в один и тот же день 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Данный древнейший праздник в истории трактуется по-разному. Известны 3-и события, которые случились в разные периоды времени и объединены эпизодами, связанными с Крестом.

Первое из событий связано со столкновением Константина в 311 г. с соправителем Максенцием


Константин Великий
римский император

Император Константин на солнце заметил блестящий крест и надпись:

Заметили крест и в его войске. В ночное время Господь Иисус Христос во сне явился императору и велел изготовить знамя с крестом, которое увидел. Император так и устроил.

Победив Максенция, он отдал приказ тоже знамя поместить в руку собственной скульптуры, установленной в Риме на ключевой площади. Константин веру Христову объявил госрелигией и стал покровительствовать христианам.

Римские властители, язычники в 72 году впоследствии погрома города Иерусалима стремились изжить воспоминания о Святой Земле, где принес искупительную жертву и возродился Сын Божий Иисус Христос.

Христианские святыни (Гроб Господень и Голгофу) римский правитель Адриан повелел засыпать землей, а на данном пространстве устроить капище Венере богине языческой.

Через три века по Воле Божьей Гроб Господень и Голгофа вновь были обнаружены.

Случилось это при Константине, который послал в Святую Землю, в Иерусалим мать царицу Елену. Местоположение Святыни оказалось неизвестно, и, применив лишь свое царское воздействие, святая Елена нашла холм, наверху которого идолопоклонники оказывали почести своим богам.

Установка Константином на святом месте храма Воскресения стало триумфом христианской веры.

После утверждения христианской веры, Константин Великий  (IV в.) велел капище уничтожить и предпринять раскопки. С данным эпизодом взаимосвязано возникновение праздника.

После находки святого Креста в честь его стали вставать храмы. В Иерусалиме на месте обретения Креста один из храмов устроила сама царица Елена. 13 сентября 335 г. в день завершения построения храма, произведено его освящение, а день 14 сентября стал праздником Крестовоздвижения.

Овраг, угрожавший храму

Кроме всех прочих забот прихожанам предстояло решить весьма важную задачу, о которой давно уже велись разговоры. Дело в том, что храм был выстроен рядом с оврагом. Со временем и без того отвесный склон стал осыпаться, и его край угрожающе приближался к фундаменту здания, создавая тем самым опасность обрушения. Требовалось срочно укрепить склон, а для этого были необходимы средства.

Как всегда, на помощь пришёл добровольный жертвователь. На этот раз им оказался купец Иван Степанович Виноградов. На собственные средства он соорудил опорную каменную стену, предотвратившую дальнейшее расширение оврага и исключившую всякую опасность, угрожавшую зданию. Это довольно внушительное сооружение сохранилось до наших дней.

Уже на исходе века храм претерпел последнюю дореволюционную перестройку. Его в очередной раз расширили, по-иному устроили северный и южный приделы. В таком виде он и вошёл в новое столетие. К этому времени при нём действовала богадельня, рассчитанная на шестнадцать человек.

История

Первая церковь в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, известна с 1564 года, в 1687 году упоминается уже каменный храм.

Новая церковь была сооружена на средства И. И. Вельяминова в 1760—1763 гг., так как существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…».

В конце XVIII в. церковь была перестроена (внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест датировались XIX веком.

Во время Отечественной войны 1812 года имение было разорено, церковь разграблена: «Ограблено неприятелем часть церковной утвари и ризницы, свечи, денег на 15 рублей…»

Храм оставался действующим (за исключением небольшого перерыва в 1941 году).

В 1960 году Алтуфьево вошло в черту Москвы, и здесь началось массовое жилое строительство. Храм дворянской усадьбы мог вместить лишь малую долю своих новых прихожан. Поскольку об открытии храмов в Москве до 1988 года не могло быть и речи, первоначально удалось добиться разрешения пристроить к храму деревянную паперть. В начале перестройки, в 1986 году, приход получил возможность вместо деревянной паперти пристроить к храму с запада относительно большой каменный объём. Это в известной степени решало проблему тесноты, но сильно искажало исторический облик редкого памятника архитектуры середины XVIII века.

В 1989—1990 годах построено новое здание крестильного храма.

В 1992—1995 годах по инициативе настоятеля храма архимандрита Ионы (Карпухина) и по благословению Патриарха Алексия II была осуществлена недопустимая с точки зрения охраны архитектурного наследия реконструкция храма, в результате которой нетронутой осталась лишь его подкупольная часть. В царское время подобные «инициативы» строго пресекала Императорская Археологическая комиссия.

По мнению искусствоведов, перестройка храма исказила его первоначальный облик и уменьшила историческую ценность здания.

Воскресная школа

Организованная при Воздвиженской церкви Воскресная школа, ежегодно набирает слушателей в 4 группы детского и подросткового возраста. Самым маленьким преподают Закон Божий, проводят занятия в творческих кружках. Детям постарше – Закон Божий, Церковнославянский язык, Церковное хоровое пение и репетиции будущих спектаклей.

Детям среднего возраста преподают Священное писание Ветхого и Нового Завета, Церковнославянский язык, хоровое пение и проведение спектаклей. Старшей группе добавлены занятия по Христианской нравственности.

В Воскресной школе дополнительно организованы разнообразные кружки, развивающие интерес к труду и творчеству, такие как вышивание, иконопись. Есть свои клубы – молодежный и военно-патриотический «Страж».  Обучение проводится бесплатно.

Престолы

В церкви Воздвижения Креста Господня имеется три престола: центральный, северный и южный.

Центральный престол освящен так же, как и сам храм: в честь Воздвижения Креста Господня.

Название престола имеет тесную связь с историей Руси. В середине XVII века над православной верой возникла угроза. Для Церкви наступили смутные времена. Крест, пришедший к нам из Византии, стал символом московского православия.

Северный престол освящен в память о Божией Матери.

Престол получил свое название в память о чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость», находящейся в Преображенском храме. О чудодейственной силе образа существует история, произошедшая в 1688 г. В Москве жила сестра патриарха Иоакима, болеющая страшным недугом. Во время утренней молитвы голос свыше посоветовал ей сходить к иконе «Всех скорбящих Радость». Она преклонилась пред чудодейственным образом и исцелилась.

Южный престол освящен в честь Собора Архангела Гавриила. Этот святой был направлен к Деве Марии, чтобы сообщить ей и всем христианам о непорочном зачатии.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, построенный в 1763 году, не дожил до настоящего времени в своем первоначальном виде. То, что осталось от того времени, в архитектурном плане, является поздним барокко. Объемно представлен четверик с округлыми углами и ризалитами, один ризалит выделен под алтарь, остальные для входов.

В этом проявилась оригинальность, не наблюдаемая у других храмов. Наружные стены украшены выступами, углублениями и обрамлениями окон своеобразно выгнутыми, ложными окнами. К концу 80-х количество прихожан стало расти, и к основному зданию пристроили трапезную, но эта мера не изменила ситуацию, вместить всех верующих церковь не могла.

В «лихие» 90-е была произведена масштабная реконструкция храма, по проекту архитектора Надеждина Николая Владимировича. Первоначально у церкви был круглый объем с диаметром 12 м и верхним ярусом в виде восьмигранника и колокольней.

После реконструкции, храм лишился старой колокольни, а на ее месте оборудован многогранник с застекленными окнами, после чего сооружение утратило историческую ценность. Площадь стала в два раза больше, но не получилось пропорциональности. Раньше храм считался подколокольным, теперь он перестал быть таковым, бывшая звонница была уничтожена.

Ригели, к которым были подвешены колокола, сняли. Произвели остекление проемов, а потолок бывшей звонницы был расписан, и рядом поставили новую трехъярусную колокольню.

Появились новые пределы, алтарь переоборудовали, он стал больше и вместительнее. Все пристройки сделаны под основное старое здание. Части декора покрасили в красный цвет. Такой прием, как элемент декора, создан специально – умышленное искажение.

Дополнительно выстроенные две часовни на территории храма, усилили архитектурный ансамбль.  Одна над родником – в честь преподобного Макария Желтоводского, другая в честь Святого Уара, в ней отпевают усопших, здесь же лавка церковная.

Святыни и престольные праздники

В храме Воздвижения 27 сентября проходит главный престольный праздник, 7 августа священнослужители и прихожане вспоминают имя святителя Макария Желтоводского, житие которого было наполнено чудесными явлениями. Крестовоздвиженский собор восхваляет митрополита Иону 13 апреля, а мученика Трифона — 14 февраля.

В церкви находятся знаменитые иконы и частицы мощей святых, к которым каждый прихожанин имеет право прикоснуться и попросить о желанном:

  • высоко почитаемый образ Казанской Богородицы;
  • чудотворная икона святителя Макария Желтоводского;
  • реликвии с ликами Матроны Московской, Тихона и Сергия Радонежского.

На заметку! В соборе Воздвижения в январе 2017 г. прошли богослужения в память священномученика Сергия, который являлся пресвитером этого храма и исповедовал христианскую веру до самой смерти. Церемонию проводил епископ Иоанн, получивший в дар икону алтуфьевских Новомучеников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector