Храм иконы божией матери «неопалимая купина» на мичуринском проспекте

Неопалимая купина в природе

«Неопалимую купину» (в современном понятии) называют также диктамнусом и ясенцем. Научное название Dictamnus произошло в результате слияния греческих слов — thamnos — «куст» и названия одной из критских гор — Dicte. Ясенцем этот цветок прозвали за схожесть его листвы с листьями ясеня, а вот «неопалимой купиной» стали называть из-за необычных свойств. Плоды его содержат в большом количестве эфирные масла, выделяющиеся в период созревания семян.

Растение ясенец (неопалимая купина)Ясенец

Есть сведения о том, что если в жаркий солнечный безветренный день к ясенцу поднести зажжённую спичку, то над ним вспыхнет пламя, само же растение будет оставаться среди огня невредимым. Отсюда и пошло народное название этих растений — «неопали́мая купина». Однако предположение, что это растение соответствует несгорающему «терновому кусту» из Ветхого Завета (Исх. 3:2), не оправдано, так как ясенец не имеет колючек и потому, по природе своей, не соответствует должным образом Библейскому повествованию.

Председатель Финансово-хозяйственного управления митрополит Рязанский и Михайловский Марк согласовал эскизный проект храма на Мичуринском проспекте, 15

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

Празднование 17 (4) сентября

По традиции Древней Руси считается, что эта икона защищает жилье от пожаров и является покровительницей всех пожарных.

Неопали́мая Купина́ — это горящий, но не сгорающий терновый куст, в
котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда
Моисей подошел к купине, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнем, но
не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста и призвал
вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.

Неопалимая Купина явилась одним из ветхозаветных прообразов,
указавших на Богоматерь. Этот горящий, но не сгорающий куст знаменовал
собою непорочное зачатие Христа от Духа Святого. Став Материю, Пресвятая
Мария осталась Девою. Можно встретить и другое толкование прообразу
Неопалимой Купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла
чистою, не познавшею беззакония.

В церковных песнопениях мы не раз встречаем этот Заветный символ:
«Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила ecu». В стихире на
Благовещение поется: «Радуйся, Купино Неопалимая». Благочестивое
христианское усердие воплотило эту идею в художественном образе.

Икона

В центре образа располагается изображение Богоматери с младенцем,
которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов,
связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила,
Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т.п. (Лестница в руках Пречистой Девы
означает, что через Богородицу на землю сошел Сын Божий, возводящий на
Небо всех верующих в Него.)

Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя
четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет
объявшего ее пламени). По углам красного четырехугольника изображаются
человек, лев, телец и орел, символизирующие четырех евангелистов. Вокруг
него в свою очередь располагаются изображения четырех ветхозаветных
сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо
Иесеево.

История

По преданию первая икона «Неопалимой Купины» была привезена на Русь с
Синая палестинскими старцами в 1390 году. Почитание «Неопалимой Купины»
в Москве связано со следующим преданием:

Стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин особенно
любил икону Богоматери «Неопалимая Купина», которая стояла в сенях при
царской Грановитой палате. Каждый раз при входе и выходе из дворца он
усердно молился пред образом. Однажды царь разгневался на своего верного
конюха и собирался отдать его под суд. Между тем Колошин был совершенно
невиновен. Надеясь на помощь Царицы Небесной, конюх с еще большим
усердием начал молиться пред иконой. И очень скоро его просьба была
услышана: Феодору Алексеевичу во сне явилась Сама Богоматерь и объявила,
что конюх пред царем чист и не повинен в возводимых на него грехах.
Тогда государь велел провести тщательное расследование дела Колошина и,
не найдя его вины, освободил своего верного слугу от суда и возвратил
ему прежнее расположение. В благодарность своей Избавительнице Колошин
выпросил у царя икону «Неопалимой Купины» и в 1680 году построил во имя
этого образа храм.

Предание повествует и о других случаях. Так, протоиерей Новодевичьего
монастыря Введенский рассказал одному из священников Неопалимовской
церкви, которая располагалась недалеко от монастыря, следующее: «В 1812
году, когда Москва была занята французскими войсками, остался я один в
монастыре. И однажды был напуган неожиданным приходом польского солдата.
Солдат протянул мне серебряную ризу с иконы «Неопалимой Купины» и очень
просил возвратить драгоценность в ту церковь, где она была похищена.
Военный прибавил, что с того времени, как он снял ризу, его мучит
сильная тоска». По выходе французов из Москвы протоиерей возвратил
украденную драгоценность в Неопалимовскую церковь.

Тропарь иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»

Иже в Купине, огнем горящей и несгораемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве Приймшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую, / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, / яко Многомилостив.

Неопалимая Купина. Народные традиции праздника

На Руси в праздник Неопалимой Купины по деревенским церквам служили молебны — общие и заказные. Крестьяне верили, что этими молебнами ограждаются не только их хаты и гумна от огня-пожара, но и сами они вместе со всей «скотинкой-животинкой» — от огня-молнии. Помогает, по народному поверью, икона Богородицы Неопалимая Купина и во время самого пожара: если с верою поднимать ее к пылающему зданию, то она отводит огонь от соседних построек.

Во многих местностях в этот день совершались крестные ходы вокруг деревень. «Огню не верь», — говорит седая народная мудрость, — «от него только одна матушка Купина Неопалимая спасает!», «Огню Бог волю дал!», «Не топора бойся, а огня!», «Солома да дерево с огнем не дружатся!», «Не с огнем соваться к пожару!», «Огонь — не вода, пожитки не всплывают!». 

ЯНВАРЬ 2020 г.

ДАТА БОГОСЛУЖЕНИЕ ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЕ

3
пт

УТРЕНЯ,
ЛИТУРГИЯ

8.00

МЦ. ИУЛИАНИИ И
С НЕЮ 500 МУЖЕЙ И 130-ТИ ЖЕН,
В НИКОМИДИИ
ПОСТРАДАВШИХ.
СВТ. ПЕТРА,
МИТР. КИЕВСКОГО, МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ
РУСИ, ЧУДОТВОРЦА

4
сб

УТРЕНЯ,
ЛИТУРГИЯ

ВСЕНОЩН.
БДЕНИЕ

8.00

16.00

СУББОТА
ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ. ВМЦ. АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ

5
вс

МОЛЕБЕН

ЛИТУРГИЯ

8.00

9.00

НЕДЕЛЯ
29-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПРЕД РОЖДЕСТВОМ
ХРИСТОВЫМ,
СВЯТЫХ
ОТЕЦ.

МУЧЕНИКОВ,
ИЖЕ В КРИТЕ.

СВТ. ФЕОКТИСТА,
АРХИЕП. НОВГОРОДСКОГО. ПРП. НИФОНТА,
ЕП. КИПРСКОГО. ПРП. ПАВЛА,

ЕП.
НЕОКЕСАРИЙСКОГО.

6
пн

ЦАРСКИЕ
ЧАСЫ.

ЛИТУРГИЯ
ВАС. ВЕЛИКОГО

ВСЕНОЩН.
БДЕНИЕ

7.30

8.00

16.00

НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

(РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
СОЧЕЛЬНИК).

ПРМЦ. ЕВГЕНИИИ.
МЧЧ. ПРОТА, ИАКИНФА И КЛАВДИИ.

7
вт

ЛИТУРГИЯ

ВЕЛИКАЯ
ВЕЧЕРНЯ

23.30

16.00

РОЖДЕСТВО
ХРИСТОВО

11
сб

УТРЕНЯ,
ЛИТУРГИЯ

ВСЕНОЩН.
БДЕНИЕ

8.00

16.00

СУББОТА
ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ.

МУЧЕНИКОВ
14 000 МЛАДЕНЦЕВ, ОТ ИРОДА В ВИФЛЕЕМЕ
ИЗБИЕННЫХ. ПРП. МАРКЕЛЛА, ИГУМЕНА
ОБИТЕЛИ «НЕУСЫПАЮЩИХ». ПРП. ВАСИЛИСКА
СИБИРСКОГО

12
вс

МОЛЕБЕН

ЛИТУРГИЯ

8.00

9.00

НЕДЕЛЯ
30-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ,
ПО РОЖДЕСТВЕ
ХРИСТОВОМ

ПРАВВ.
ИОСИФА ОБРУЧНИКА, ДАВИДА ЦАРЯ
И
ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ.СВТ. МАКАРИЯ,
МИТР.
МОСКОВСКОГО

14
вт

УТРЕНЯ,
ЛИТУРГИЯ ВАС. ВЕЛИКОГО

8.00

ОБРЕЗАНИЕ
ГОСПОДНЕ.

СВТ.
ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО,

АРХИЕП.
КЕССАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ.

17
пт

ЦАРСКИЕ
ЧАСЫ.

ЛИТУРГИИ
НЕ
ПОЛОЖЕНО

8.00

СОБОР
70-ТИ АПОСТОЛОВ. 
ПРП.
ФЕОКТИ́
СТА, ИГУМЕНА КУКУМА СИКЕЛИЙСКОГО. СВТ.
ЕВСТА́
ФИЯ
I,
АРХИЕПИСКОПА СЕРБСКОГО.

18
сб

ЛИТУРГИЯ

ВЕЛИКОЕ
ВОДООСВЯЩЕНИЕ

ВСЕНОЩНОЕ
БДЕНИЕ

8.00

16.00

НАВЕЧЕРИЕ
БОГОЯВЛЕНИЯ
(КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК).

СЩМЧ.
ФЕОПЕМПТА, ЕПИСКОПА НИКОМИДИЙСКОГО

И
МЧ. ФЕОНЫ (В КРЕЩЕНИИ СИНЕСИЯ) ВОЛХВА. ПРП.
СИНКЛИТИКИИ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ. ПРП.
СИМЕОНА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО.

19
вс

ЛИТУРГИЯ

ВАС.
ВЕЛИКОГО

ВЕЛИКОЕ
ВОДООСВЯЩЕНИЕ

8.30

БОГОЯВЛЕНИЕ.

КРЕЩЕНИЕ
ГОСПОДНЕ

22
ср

УТРЕНЯ,
ЛИТУРГИЯ

8.00

СВТ.
ФИЛИППА, МИТР. МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ
РОССИИ ЧУДОТВОРЦА.

ПРП.
ИОНЫ. ПРОР. САМЕЯ. СВТ. ПЕТРА, ЕП. СЕВАСТИИ
АРМЯНСКОЙ

24
пт

УТРЕНЯ,
ЛИТУРГИЯ

8.00

ПРП.
ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО, ОБЩИХ ЖИТИЙ
НАЧАЛЬНИКА,
ПРП.
МИХАИЛА КЛОПСКОГО НОВГОРОДСКОГО.

25
сб

УТРЕНЯ,
ЛИТУРГИЯ

ВСЕНОЩН.
БДЕНИЕ

8.00

16.00

СУББОТА
ПО БОГОЯВЛЕНИИ.

МЦ.
ТАТИАНЫ И С НЕЮ В РИМЕ ПОСТРАДАВШИХ.

СВТ.
САВВЫ, АРХИЕП. СЕРБСКОГО. ПРП. МАРТИНИАНА
БЕЛОЕЗЕРСКОГО.

26
вс

МОЛЕБЕН

ЛИТУРГИЯ

8.00

9.00

НЕДЕЛЯ
32-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПО БОГОЯВЛЕНИИ

МЧЧ.
ЕРМИЛА, ДИАКОНА И СТРАТОНИКА. ПРП.
ИРИНАРХА, ЗАТВОРНИКА РОСТОВСКОГО. 

ПРП.
ЕЛЕАЗАРА АНЗЕРСКОГО (СЕВРЮКОВА).

29
ср

УТРЕНЯ,
ЛИТУРГИЯ.

8.00

ПОКЛОНЕНИЕ
ЧЕСТНЫ́М ВЕРИГАМ АП. ПЕТРА.

ПРАВ. МАКСИМА
ТОТЕМСКОГО, ПРЕСВИТЕРА.

31
пт

УТРЕНЯ,
ЛИТУРГИЯ

8.00

СВТТ. АФАНАСИЯ
ВЕЛИКОГО И КИРИЛЛА, АРХИЕПИСКОПОВ
АЛЕКСАНДРИЙСКИХ
; ПРПП.
СХИМОНАХА КИРИЛЛА И СХИМОНАХИНИ
МАРИИ, РОДИТЕЛЕЙ ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
.

История строительства

Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном

Она начинается с 2010 г., когда появился проект строительства небольших церквей в районах мегаполиса, или не имевших их никогда, либо безвозвратно утративших храмы за годы гонений. Программа, известная как «200 храмов», эмоции вызывала разные: от радости верующих – хотя бы о том, что больше не придется проделывать путь в несколько часов до ближайшей церкви – до откровенной агрессии против «опиума для народа», «захвата территории».

Немного статистики 

К тому времени Отрадное – относительно молодой московский район, находящийся в городской черте лишь с 1960-х – представлял собой:

  • 22 улицы
  • две станции метро
  • население – больше 170000 жителей

На весь немалый район приходился… только один храм да две часовни. Вот почему в «Программе-200» появилась строка о новой церкви в Отрадном. Рады ей оказались не все.

Вавилон или церковь? 

Кажется, не проявили энтузиазма местные власти: участок, выделенный вновь образованному приходу, возле станции метро, решили передать под другую стройку – торговый центр под символичным названием «Золотой Вавилон». А общине выделили заброшенный парк. Впрочем, зеленый массив кое-кем активно посещался: здесь постоянно находили использованные шприцы наркоманов, пустую тару из-под алкоголя. Жители парка побаивались.

Здесь-то, на месте, оскверненном страстями, началась стройка. У нее сразу нашлись противники, опасавшиеся за судьбу «места отдыха», захламленного парка. В октябре 2014 г., когда службы шли во временном деревянном храме блгв. князя Владимира, у стен его начался митинг. Первый настоятель, о. Димитрий Бондаренко, рассказывает:

Священник рассказывает, что некоторые прохожие, послушав ораторов, заходили на службу, ставили свечи, молились. А потом недоуменно спрашивали, что, собственно, ужасного происходит: люди молятся, никому не мешают. Так постепенно протесты сошли на нет. Ныне большая часть прихожан – жители этого района.

Отец Димитрий рассказывает:

Строительство капитального 36-метрового храма по проекту архитектора А. Оболенского продолжалось с 2015 по 2018 гг.

21

Октября
20018 года

Митрополит Солнечногорский Сергий возглавил великое освящение этого дома Божия.

Святыни

Главная из них – образ Неопалимой Купины. Эта икона подарена приходу 17 сентября 2006 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Ныне эта святыня пребывает на правой стороне церкви, в отдельном киоте.

Икона Божией Матери «Знамение»

Кроме того, здесь находится еще одна новая святыня, образ Богородицы «Знамение». Она найдена рыбаками за 6 км от города 7 декабря 2015 г., и передана церкви. Считается, что это список XVII—XVIII в. Сейчас его отреставрировали, украсили ризой, поместили в специально сделанный киот.

Как добраться паломнику, адрес 

Храм находится на улице, которая с 2012 г. носит его имя – Соборный проезд, д. 1. (ранее – улица Афанасьева). Из Петербурга до Соснового Бора можно добраться на маршрутном автобусе, который отходит от станции метро «Парнас» примерно каждые 15 минут. Время поездки составляет чуть менее 2 часов.

Молитва иконе Неопалимая купина

Тропарь, глас 4Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той жеВ купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая КупинаО, Пресвятая и Преблагословенная Мати cладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное Имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь.

Душеполезное слово на праздник явления иконы Неопалимая Купина

Среди умножения стихийных природных бедствий, когда с глубокой скорбью узнаем о широкомасштабных лесных пожарах, о горящих домах в городах и поселках, все больше чувствуем нужду в молитвенном предстательстве Заступницы рода христианского. Но, как известно и из Св. Писания и из святоотеческих поучений, различные невзгоды и бедствия во многом случаются с нами по нашим прегрешениям, являя в себе призывы к покаянию и обращению от грехов. Подобные примеры находим у свт. Иоанна Златоустаго:

Братие, тяготу греховную отрясше от себе, воспрянем яко от сна тяжка, от беззаконий наших и соблазн, в них же погрязше, не можем возникнути, ни воззрети на высоту небесную. Но в беззакониях наших живуще, хощем вся дни своя скончати, в лености греховней пребывающе, и ласкосердием омрачивше сердца своя, не помышляюще казни Божия, яже по вся дни находят на ны за грехи наша. Овогда зноем, иногда же множеством дождя, иногда мразы студеными, овогда гладом и сланою, овогда мором, и многими болезньми, овогда ратьми частыми, и безчисленными напастьми, иногда пожаром, таковыми бо искушении Бог наказуя ны обращает к Себе, и казни на ны посылает временныя, хотя ны избавити вечныя муки.

Тако глаголет Господь, призовете Мя, и Аз не послушаю вас. Взыщут Мене злии, но не обрящут, не восхотеша бо ходити путем Моим, но уклонишася в след лукавых бесов, и сотвориша волю их, еже есть, блуд и прелюбодеяние, зависть, лжа, татьбы, клеветы, братоненавидение, осуждение, гневодержание, злопомнение, грабление насильное, и прочия злые детели. Того бо ради затворяется небо: овогда же зле отверзается, град в дождя место пущая, а овогда сланою плоды узнобляя, овогда же землю сушею томя, наших деля злоб.

Но аще сих предреченных всех злоб отвержемся, то яко чадом Своим, подаст нам вся прошения  наша, их же требуем.

(«Златоуст», сл. 88-е).

История

Так называемая «Программа-200» в Москве, предполагающая появление храмов там, где они или утрачены, либо их вовсе не было, пока крайне далека от завершения. Лишь 25 новых церквей достроены окончательно, еще в 84 временных идут службы. Среди последних – Владимирская (посвящена Крестителю Руси) на Мичуринском проспекте, где постройка капитального здания лишь начата.

Непростая история Очаково

Разумеется, так было не всегда. Очаково ранее было небольшим подмосковным селом, принадлежавшим соратнику князя Димитрия Донского, Д.Боброк-Волынскому, позже здесь были боярские вотчины разных владельцев. Разумеется, православные не могли прожить без богослужения, так что церкви здесь были всегда. Установлено, что местные церкви посвящались:

  • Похвале Пресвятой Богородицы (деревянная, скорее всего, сожжена французами в 1812 г.)
  • свт. Димитрию Ростовскому;
  • наконец, была также церковь Святой Троицы.

Как Дмитриевский, так и Троицкий храмы закрыты с 1930-х. 

Интересный фактС 1990-х здание совершенно разоренного Дмитриевского удалось вернуть. До 2015 г. он был единственным на все 126-тысячное население столичного района. 

От временного к постоянному

Вот основные вехи истории очень молодой пока общины будущей церкви Неопалимой Купины

  • 22 марта 2014 г., когда определилось место будущего здания, отслужен первый молебен с пением акафиста Пречистой Богородице;
  • лишь через год удалось выстроить временный деревянный храм; егоосвятил епископ Выборгский и Приозерский Игнатий;
  • до 2019 г. шла разработка проекта, его согласование с властями;
  • к марту 2021 г. началась заливка фундамента.

Каким он будет?

Проект храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Согласно уже утвержденному проекту, на Мичуринском появится белокаменная церковь с шатровой колокольней, как строили зодчиеXVII в.

Как сейчас живет приход?

Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Несмотря на сложности строительства, при церкви сложилась дружная, довольно большая община. Между тем, церковь св. Владимира не всегда может вместить желающих. 

По словам часто бывающей здесь москвички Ирины, это:

 Но людей это не останавливает.

Сейчас на приходе:

  • работает детская воскресная школа с профессиональным педагогом;
  • прихожане, все желающие собираются вместе на просветительские лекции, которые проходят на втором этаже небольшого здания, где устроен специальный зал;
  • действуют курсы церковно-славянского языка;
  • выходит небольшая газета «Приходской листок»; на ее страницах – духовные советы священников, проповеди на праздничные, воскресные дни, рассказы православных писателей;
  • верующие помогают бездомным; для этого в трапезной сами готовят еду для раздачи – каждый четверг.

На приходе собирают вещи для малоимущих, инвалидов; страница церкви из социальной сети сообщает:

А еще среди прихожан нашлись художники-профессионалы. Так удалось открыть собственную мастерскую иконописи. Рукописные образы, создаваемые здесь, украшают уже многие церкви столицы, а также других городов страны.

Знающие этот приход говорят о храме много хорошего, отмечая внимательность, душевность священников, теплую атмосферу.

Прихожанин Алексей говорит:

Святыни

Ныне главная святыня – образ Пречистой Неопалимая Купина. Иконописцы-прихожане трудятся над созданием рукописных икон для временной церкви, на что собираются пожертвования.

Расписание работы и богослужений

По воскресным дням, праздникам службы проходят с 9 и 16 ч. По другим дням недели богослужений нет, кроме вторника, когда служба также начинается с 8 ч. Молебны служатся по воскресеньям, до литургии, с 8 ч.

Адрес: Мичуринский проспект, 15.

Престольный праздник

Он приходится на 17 сентября. Обычно совершается архиерейская служба, а накануне – бдение. Так было и в 2020 г., когда епископ Павлово-Посадский Фома не только совершил литургию, но вместе с духовенством побывал на стройке, помолившись о Божией помощи для этого непростого дела.

Некоторые опасаются, что после появления большого здания может быть вдруг потеряна теплота, «домашность» этого прихода. Вот как говорит об этом один из пользователей интернета, часто здесь бывающий:Никакого лишнего изыска. Все с теплотой, добром.Жаль, что снова рядом будут воздвигать что-то монументальное. Но, поживем увидим, может новый храм будет неплох А пока он строится, идет другая, может даже более важная работа: созидание душ людей.

Наталья Сазонова

Явление иконы Богородицы Неопалимая Купина. Богослужение

Тропарь, глас 1.

Иже во огне показавый Моисеови, еже во плоти на землю приход Твой, и иже законного священства Аарону прообразивый образом жезла Благодателю Тя Рождьшую. Ея же молитвами Христе Боже наш, умири живот наш яко Человеколюбец.

Кондак, глас 8.

Предочистимся и мы божественно в Дусе, и на гору Синайскую верою взыдем, да видим тамо купину огненосную, Девыя провозвещающу рожество. И видевше поклонимся вси со страхом вопиюще, радуися Невесто Неневестная.

Помимо специальной службы, составленной в честь явления иконы, образ «Неопалимой Купины», символизирующий непорочное зачатие Богородицы, находим и среди других церковных песнопений, посвященных Богоматери. Так, например, поем в воскресном догматике 2-го гласа:

Прейде сень законная, благодати пришедши. Якоже бо купина не сгораше, распалающися, тако и Девая родила есть, и Девою пребысть. Вместо столпа огненнаго, праведное восия солнце. Вместо Моисея Христос, во спасение душам нашим.

Явила есть купина, неопальна пребывши, приемши пламень, Обрадованная Препетая, Твоего таинства преславное. По рожестве бо пребудеши Чистая присно Дева (канон Благовещению, песнь 4-я).

Одна из паремий на Благовещение рассказывает о том же чудесном видении св. пр. Моисею горящей, но несгораемой купины.

Библиотека Русской верыКанон Пресвятой Богородице «Неопалимая Купина» →

Читать онлайн

Престольный праздник церкви

Это 17 сентября, праздник образа Пречистой Девы «Неопалимая Купина». Его название восходит к Ветхозаветному рассказу о горящем неземным огнем терновом кусте, из пламени которого Сам Господь обратился к прор. Моисею (Исх.3:5), посылая его вывести Свой народ из Египта. 

Неопаленный куст считается своего рода символом Пречистой Девы, сохранившей девство по Воплощении и Рождении Спасителя, Той, Чья любовь объемлет, преобразует мир. Недаром нимб вокруг фигуры Богородицы именно на этой Ее иконе – особый, это окружающая  Богоматерь звезда с восемью лучами. Таков же нимб Спасителя на иконе Преображения. 

Н.В. Дмитриева в книге о Богородичных образах пишет:

Не такой ли переворот, подобный изменению души прор. Моисея, нужен многим нашим современникам, потерявшим, но ищущим Бога?

История

Как город, Сосновый Бор существует с 1973 г. До этого на его месте были две деревни, Устье и Старые Калищи. Безусловно, существовали в этих местах церкви, например, Благовещенская в Калишах, известная с конца XVIII в., при которой даже было две приходские школы.

Новая жизнь этих мест началась с конца 1950-х: сначала со строительства крупного предприятия, комбината «Радон», затем (1962) – филиала Института атомной энергии им. Курчатова. Наконец, с 1973 г. появилась Ленинградская атомная электростанция, тогда же Сосновый Бор, до того бывший рабочим поселком, стал городом атомщиков.

До 1990-х не было даже речи о какой-либо религиозной жизни здесь, близ объекта стратегического для страны назначения. Так что первая община верующих зарегистрирована только в 1990 г. Тогда это было всего 26 человек, причем преобладала интеллигенция.Однако уже к началу 2000-хколичество постоянно посещающих службы достигло 300 человек. Если первоначально богослужения проходили в молитвенном доме, то с 1997 г., по получении разрешения властей, началось строительство храма. Оно шло крайне сложно из-за недостатка средств. 

С 1998 г. стройка остановилась из-за миллионных долгов. Настоятель обратился тогда к жителям города через газету:

И, хотя кружки для пожертвований установили во многих местах Соснового Бора, людям, задавленным финансовыми проблемами 1990-х, собрать средства так и не удалось. До 2001 г. возведение церкви пришлось приостановить. Только с 2001 г., благодаря крупным пожертвованиям благотворителей (одним из них была Ленинградская АЭС), удалось возобновить работы, на которые, однако, ушло еще 5 лет.

1

Января
2006 года

Начались регулярные богослужения, но великое освящение этой церкви произошло спустя еще более 8 лет, 31 августа 2014 г.

К этому времени (с 2011 г.) храм уже имел статус городского собора.

Сейчас на приходе:

  • работает библиотека, создание которой началось еще с 1991 г. силами самих верующих;
  • открыты две воскресные школы, для детей и взрослых прихожан;
  • действует клуб молодежи «Ковчег»;
  • работает социальная служба.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector