Оптина пустынь

Оптина пустынь Монастырь и история

Фото: Оптина пустынь Монастырь

Касательно того когда появились первые поселения существуют разные версии. Точнее, трудно точно сказать, когда именно тут появились первые подвижники, ведь согласно преданию под завершение 14 века сюда пришел разбойник по имени Опт, который раскаялся и постригся в монахи, став Макарием. При этом письменные свидетельства об общине относятся к 15 веку и также есть версия об основании общины князем Владимиром Храбрым.

Под завершение 17 века начинается строительство первой каменной церкви, а спустя небольшое количество времени Петр Первый сначала облагает пустынь тяжелым налогом и далее община упраздняется для того чтобы стать частью Белевского монастыря. Тем не менее, Екатерина Первая практически сразу восстановила статус пустыни. Потребовалось около ста лет для того чтобы из небольшого поселения территория превратилась в процветающий духовный центр, которым стала в двадцатых годах 19 века.

Хотя практически всегда на территории было относительно малое количество монашествующих (часто буквально от двух до десяти человек) был настоятель Оптиной пустыни – старец, обладающий святыми дарами и наставляющий других. По сути, именно с развития института старчества и настоятельства в пустыни и возможно вести отсчет современной истории этой обители.

Первым старцем считается , который родился в 1768 году, а самым крайним на данный период – , который почил в 1938 году. Всего на данный период старцев 14, но сама традиция старчества не угасла, существуют также так называемые оптинские новомученики, но эти старцы до сих пор не канонизированы (процесс весьма длительный и требующий соблюдения множества формальностей) хотя и имеется множество зафиксированных свидетельств чудотворения. Вообще отличительной особенностью всех оптинских старцев и является какое-либо чудодейственное умение (так называемые дары святого духа) кто-то обладал прозорливостью, другие умели исцелять.

Конечно, все эти чудеса имеют большое воздействие на верующих и являются внешним проявлением подвижнического подвига, но не всегда следует акцентировать внимание именно на этой стороне. Ведь ценность также заключается и в самой строгой вере и сохранению чистоты помыслов

На протяжении веков монахи Оптиной пустыни молятся за всю страну и весь род людской, поэтому приезжающие туда паломники сразу ощущают присутствие благодати, об этом говорили и многие известные люди.

Амвросий — третий оптинский старец

Преподобный Амвросий Оптинский.

Самым известным по счёту был третий оптинский старец – Амвросий. Его канонизировали в 1988 году, первым из всех оптинских старцев. Преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Горенков, свободно читал и говорил на 5 иностранных языках и обладал феноменальной памятью. С детства был одарённым, подающим надежды мальчиком.
В 12 лет поступил в семинарию. В последнем классе тяжело заболел и дал обет Богу – если выздоровею, постригусь в монахи. Для своего служения выбрал Оптину пустынь. Врач-лютеранин, который долгие годы лечил старца, говорил, что состояние его здоровья таково, что жить по медицинским показателям ему осталось не более часа. В последствии этот врач принял православие. Преподобный Амвросий мог поговорить с каждым на его языке: помочь и малограмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику и ответить на вопросы Фёдора Достоевского.Достоевский приезжал в скит после трагических событий своей жизни — после смерти сына Алёши в 1877 году. Он не мог найти ответ на вопрос — как и почему такой маленький, ангелоподобный ребёнок был взят из этой жизни. Его привезли в Оптину пустынь к старцу Амвросию, он побеседовал с ним и вышел совершенно другим, обновлённым человеком. Федор Михайлович прожил в скиту совсем недолго, но этого хватило, чтобы впечатления от поездки вошли в «Братья Карамазовы». Прототипом старца Засима стал именно старец Амвросий.В комнате для приёма почётных посетителей Лев Толстой побывал 6 раз. Первый — в 1877 году. Разговор был таким тяжёлым, что старец оказался в полном изнеможении и сказал: «Крайне горд». Толстой то переодевался мужиком, чтобы его не узнали, то приезжал официально – и всегда дверь для него была открыта. Есть данные, что перед смертью Лев Николаевич тоже приезжал в Оптину пустынь, но зайти в скит так и не решился.

Оптина пустынь./ Фото: elitsy.ru

Оптина пустынь, разоренная большевиками. Страшно об этом думать, но на могилах старцев была танцплощадка, а в самом монастыре — санаторий. Заново пустынь возродилась в 1988 году. Глядя на руины монастыря, в его восстановление не верил даже мэр Козельска, хотя он и принимал активное участие в реконструкции обители. Но скит строился быстро, словно какая-то невидимая сила помогала монахам.

Информация для паломников и туристов

Как добраться

Электричкой или автобусом можно доехать от столицы до Калуги, далее рейсовым автобусом до Козельска, Калужской обл. Каждый день до этого маленького городка от станции Теплый Стан ходят маршрутки.На дорогу придётся потратить около 4-5 часов. Приехав в Козельск, можно поехать на такси или маршрутке, но есть и другой путь. В Оптину Пустынь следует идти пешком (путь составляет около 3 км) по лесной дороге, через речку Жиздру. Многочисленные храмы постепенно открываются взору, и суета современного мира остается позади.

Из многих церквей России в Оптину Пустынь устраиваются паломнические поездки, которые являются настоящим праздником для верующих. Еженедельно такие выезда организуют многие туристические фирмы.

Где остановиться

На территории обители есть гостиница для паломников с восьмиместными номерами и двухъярусными кроватями, цена за проживание здесь невысока. Удобства и чайник находятся на этаже. Стоимость проживания в сутки — 300 рублей. Бронирование мест возможно только для групп. Для паломников есть домики, в которых возможно одноместное, двух-, трех-, и четырехместное размещение. Стоимость одного места 1000, 800 и 600 рублей соответственно. Питаться можно в монастырской паломнической трапезной.

Есть несколько небольших новых гостиниц в Козельске. Забронировать места в них можно напрямую или через сайты бронирования гостиниц. Ценовая категория отелей от 1500 до 3000 рублей в сутки за номер.

Это важно: официальную информацию о престольных и великих праздниках, богослужениях, совершаемых требах и др., следует узнавать на сайте. Посетить Оптину Пустынь стоит всем: и верующим, и атеистам

Удивительная атмосфера этого места, его трагическая история, традиции не оставят равнодушными никого. Посетить службу, поклониться могилам великих старцев, набрать воду из трех источников на территории обители и просто посидеть в окружении тишины – ради этих прекрасных минут стоит сюда приехать. Найти любую информацию об Оптиной пустыни можно и в интернете, но ведь Википедия не сможет передать тот дух чистоты и особый аромат святости, который исходит от этих мест… Не зря в народных устах стали созвучны слова Оптина и оптима — ведь второе переводится с латинского в том числе и как «лучший, лучшее, лучшая». Так что лучше один раз увидеть…

Посетить Оптину Пустынь стоит всем: и верующим, и атеистам. Удивительная атмосфера этого места, его трагическая история, традиции не оставят равнодушными никого. Посетить службу, поклониться могилам великих старцев, набрать воду из трех источников на территории обители и просто посидеть в окружении тишины – ради этих прекрасных минут стоит сюда приехать. Найти любую информацию об Оптиной пустыни можно и в интернете, но ведь Википедия не сможет передать тот дух чистоты и особый аромат святости, который исходит от этих мест… Не зря в народных устах стали созвучны слова Оптина и оптима — ведь второе переводится с латинского в том числе и как «лучший, лучшее, лучшая». Так что лучше один раз увидеть…

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

Путеводитель по монастырю.

Подъезжая к монастырю личный и общественный транспорт оставляем на бесплатной охраняемой автостоянке.

Выходим с автостоянки и идем к монастырю.

Еще с древних времен свято соблюдается заповедь и повеление Божие о том, что­бы человек приходил в дом Божий в благоприличном виде, в одежде, не вызывающей соблазна. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф, 18,7) — строго предупреждает нас Господь. Поэтому должно знать, что всякий человек, входящий в монастырь и прикасающийся к святыне в одежде неприличной и не прикрывающей должным образом наготы его тела, за соблазн окружающих навлекает на себя Божие осуждение.

Запрещается вход на территорию монастыря женщинам без платка, в брюках, в короткой юбке, в юбке с большим разрезом, в прозрачном платье, в платье без рукавов, с глубоким декольте; а также мужчинам в шортах, майке. Кто забыл соответствующую одежду, должен попросить на вахте во временное пользование. На вахте можно позвонить в монастырь по местному телефону.

Идем к монастырю. Маршрутное такси из Козельска останавливается здесь.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Святые врата обители.

Справа от святых врат монастыря находится паломническая трапезная (2 –х этажное здание белого цвета).

Вдоль монастырской стены проходит дорога в скит.

Паломническая трапезная.

При входе в монастырь располагаются информационные стенды, где Вы можете найти нужную информацию.

Экскурсионная служба располагается при входе в монастырь в Святых вратах на центральной вахте.

Виды монастыря.

При входе в монастырь располагается иконная и церковная лавка.

Иконная лавка внутри.

Церковная лавка.

Церковная лавка внутри.

Первым при входе в монастырь располагается Казанский храм.

В подвальном помещении храма находится монастырская книжная лавка.

Книжная лавка внутри.

Казанский храм. Внутренний вид.

В храме находятся мощи Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия.

Напротив Казанского находится Преображенский храм. Ежедневно в 14.00 в храме совершается водосвятный молебен. Здесь можно набрать святой воды.

Преображенский храм внутри.

Введенский собор – главный храм обители.

Здесь находятся мощи святых Амвросия и Нектария Оптинских.

Ежедневно в соборе совершается полунощница (начало в 5.30) и ранняя литургия (начало часов в 6.30).

Рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского.

Ежедневно в 10.00 и 13.00 у мощей преп. Амвросия совершается молебен с акафистом.

Владимирский храм.

Здесь находятся мощи святых Оптинских старцев Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова), Иллариона, Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова).

Ежедневно с 6.00 до 12.00 в храме совершается таинство исповеди. Ежедневно в 15.00 служится молебен с акафистом Оптинским старцам.

Владимирский храм внутри.

Мощи преп. Льва и Макария Оптинских.

Рядом с Владимирским храмом располагается Воскресенская часовня, в которой находятся могилы убиенных на пасху 1993 г. иеромонаха Василия, инока Ферапонта и Трофима.

Каждую субботу в 13.00 в часовне совершается лития.

Любой православный священник может отслужить в часовне панихиду или литию по убиенным братиям, в часовне для этого имеется все необходимое.

Рядом с часовней находится братский некрополь.

Вход на братскую территорию паломникам запрещен, поэтому если вы хотите встретиться с кем- либо из братии монастыря, можете обратиться к дежурному на средней вахте, которая находится перед Введенским собором.

Ежедневно в обители совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало хода из Введенского храма после окончания ужина.

Крестный ход совершается против часовой стрелки снаружи, вокруг монастырской ограды.

По воскресным и праздничным дням (когда накануне совершалось всенощное бдение) после окончания поздней литургии совершается чин «О Панагии».

Молитва Оптинских старцев на начало дня

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Современное состояние монастыря

Введенский собор

Сразу после передачи обители церкви, началось ее восстановление. Возглавил работы старец Илий. Речь шла не только о возвращении храмам их первоначального вида, но и о духовном возрождении обители, о возвращении Оптиной ее значения как важнейшего центра православия.

Сегодня на территории располагается 8 действующих церквей в прекрасном состоянии. Восстановлены, помимо храмов, и другие постройки:

  • Введенский собор является главным храмом монастыря. Рака со святыми мощами преподобного Амвросия расположена в северном пределе, рака со святыми мощами о. Нектария — в трапезной;
  • Владимирский храм был построен заново на месте не сохранившегося больничного храма. Этот храм-усыпальница семи великих старцев обители: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия;
  • Восстановлен и скит, где жили оптинские старцы. Но доступ в него закрыт для всех, кроме иноков, служащих богослужения день и ночь;
  • Лазаретная башня соседствует с больничным корпусом. Здесь на сегодняшний день открыта гостиница для паломников.

А как же старцы? Есть ли они сегодня в обители?

Это интересно: старец Илия, проживший в обители 20 лет, сегодня является духовником святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовником Троице-Сергиевой лавры и Оптиной Пустыни. Учитывая почтенный возраст старца – ему 85 лет – и обремененность делами духовника, он практически неуловим и недоступен для простых людей.

Но слава обители по-прежнему велика. Сюда стремятся паломники, верующие, желающие стать трудниками монастыря, в поисках покоя и смысла жизни. С 14 июля 2020 года наместником монастыря является епископ Можайский Леонид.

Вместо завершения

Мы сидим на полевом стане, смотрим на золотую стерню, пьём крепкий монастырский квас. Уборка зерновых закончилась, картошки – пока не началась. По случаю этой паузы наёмных рабочих на стане нет и, по сравнению с людным монастырём, здесь тихо.

Братия показывает нам передвижной, переделанный из вагончика, храм и уговаривает остаться на вечернюю службу. Остаться хочется, а заодно – заснять красивейший местный закат. Но нам ещё ехать до Москвы.

Стан спрятан на опушке, но между громадных лесных деревьев вдруг находим несколько молодых груш – братия посадила. Тоненькие деревья увешаны плодами (и здесь начинается то же самое). И я сижу – и перебираю в голове всё увиденное и услышанное за день.

Из выращенных в прошлом году четырёхсот тонн картошки сами съели только двести. То есть, при желании монастырь мог бы выйти на местный сельскохозяйственный рынок как заметный производитель.

А ещё он обеспечивает рабочими местами: летом – комбайнёров, зимой – подсобных рабочих. Для области, где, несмотря на расположение и климат, обработанные поля чередуются с зарослями трёхметрового борщевика и молодых берёз, да то и дело попадаются заброшенные фермы – дело очевидно нелишнее.

Хотя, понятно, что всё это – кормить, строить, обеспечивать работой – совсем не главное дело монастыря.

Фото: Иван Джабир

Исторические вехи пустыни

Точное время создания Оптиной неизвестно. Исследователи предполагают, что ее основал князь Владимир Храбрый. В житиях упоминается и о разбойнике Опта, покаявшемся в своих грехах. Поэтому место и получило такое название. Историки объясняют название монастыря тем, что в древние времена там могли служить и женщины, и мужчины, а такие обители носили название Оптиных. (см. главные традиции праздника Наурыз мейрамы)

Первыми руководителями монастыря были отшельники, решившие ради служения Богу покинуть мирскую жизнь и уединиться в глухом лесу для постоянной молитвы. На сегодняшний день это древнейший монастырь в России.

Первые доподлинные упоминания приходятся на XVII век, когда во главе стоял игумен Сергий. Тогда на месте современного комплекса была одна деревянная церковь. Царь Михаил Федорович подарил пустыне мельницу и землю для выращивания овощей и зерна для монахов. Во время правления Петра I монастырь претерпел серьезные перемены – обитель обеднела, у нее отобрали мельницу, право проезда через реку и рыбную ловлю.

Вскоре Синод упразднил церковь из-за малого числа монахов, но уже через несколько лет монахи добились восстановления статуса монастыря. Настоящее восстановление и создание крупной обители началось в конце XVIII столетия, когда обитель получила благословение московского митрополита Платона. В Калужскую область направили лучших строителей и мастеров. В это место стали съезжаться отчаянные люди, ищущие свой путь к Богу.

Так обитель постепенно разрасталась и привлекала все больше паломников. Вскоре разрешили содержать Оптину 30 монахам вместо семи ранее разрешенных. Этого добился отец Авраамий, проживший в обители вплоть до Первой мировой войны.

Он приказал построить скит, где и по сей день круглосуточно молятся монахи. Ученики Паисия Величковского развивали Оптину в то время и проповедовали идею главенства старчества в процессе возрождения человеческих душ. С 1829 года это место стало обителью старчества.

В писаниях Пустынь упоминается многократно, она помогала бедным и сиротам, принимала паломников и в трудные времена открывала на своей территории школы и больницы. Служба в монастыре длилась восемь часов и была под силу не всем верующим.

История Оптиной пустыни

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь – именно так официально сейчас называется эта обитель – один из древнейших в России. Кто решил его основать – доподлинно неизвестно. В источниках упоминается только, что Романовы пожертвовали уже существующему монастырю земли, а при Петре I некоторые малочисленные пустыни, в том числе пустынь близ Козельска, были упразднены. Всего в тот период по всей Руси закрылось около 500 монастырей. Оптинских монахов перевели в Преображенский монастырь городка Белева, но через пару лет пустынь вновь открыли, однако средств для существования у братии почти не было.

Настоящее возрождение обители началось в конце XVIII столетия, когда на Оптину пустынь обратил внимание митрополит Московский и Калужский Платон, а через три десятилетия местный Калужский епископ (который впоследствии станет митрополитом Киевским Филаретом) повелел обустроить в ней скит. Оптина стала одним из духовных центров России

Святые врата Оптиной пустыни

В начале XX века Оптина пустынь была большим процветающим монастырем. Богослужения совершались в 6 храмах обители и двух храмах Иоанна-Предтеченского скита. В библиотеке хранилось около 60 тысяч книг и рукописей.

После революции в 1918 году монастырь был закрыт. Сразу начались аресты руководителей монастыря и обыски в братских кельях. Сначала из трудоспособных монахов организовали артель «Оптина пустынь», но в 1923 году закрыли и ее. Около 300 иноков были изгнаны, некоторых их них арестовали и отправили в лагеря. Земли и скотный двор, стадо коров, ранее принадлежавшие монастырю, отошли к «Семхозу». На некоторое время на территории обители открыли в музей, но уже в 1927 году его деятельность прекратилась. Имущество обители был разобрано местными жителями, часть вещей распродали на аукционе, устроенном прямо на папертях собора. В это же время было разорено кладбище: чугунные памятники и ограды отправили на переплавку, мраморные и гранитные надгробия сложили грудами, могильные холмы сравняли с землей. Редкие книги из собрания отправили в Москву в библиотеку имени Ленина, остальные за бесценок разобрали местные жители для хозяйственных нужд.

Здания обители много раз меняли хозяев: в них располагались коммунальные квартиры, лесопилка, дом отдыха, концлагерь для поляков, воинская часть. После войны строения, в том числе и монастырскую стену, начали разбирать на кирпичи.

Последний оптинский монах из живших в обители до революции скончался в 1981 году, не дожив всего 6 лет до момента, когда Оптину пустынь вернули церкви. С 1987 года начинается восстановление обители.

Монастырь в духовной жизни России

Оценить огромную значимость в жизни России можно на примере влияния посещения обители на мировоззрение и творчество трех великих писателей – Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского:

  • Н.В. Гоголь трижды посещал монастырь. Время первого визита совпало с глубоким духовным кризисом, усугубленным болезнью. Писателя, уже написавшего свои лучшие произведения, мучают сомнения в правильности выбранного поприща. Гоголь чувствовал в себе призвание монаха, мечтал жить в Оптиной Пустыне, молиться за грехи людей. Гениальный дар писателя противоречил его религиозным убеждениям. В этом заключалась его трагедия. Но старцы, многие из которых были людьми очень образованными, и, конечно, читали его произведения, сделали все возможное, чтобы литературный мир не потерял писателя. Долгие беседы с о. Макарием, о. Порфирием и монахами монастыря благотворно повлияли на Николая Васильевича. Отец Порфирий впоследствии вёл продолжительную переписку с писателем, был его другом и наставником;
  • Лев Толстой посещал обитель несколько раз. Однажды он со спутниками пришел сюда пешком. Взаимоотношения великого писателя с церковью были сложными. Даже неоднократные беседы со старцем Амвросием не вернули его в лоно православия. Но вот странность: не соглашаясь со старцами в религиозных вопросах, писатель считал посещение обители очень важным событием своей жизни;
  • В 1878 году здесь проживал некоторое время великий Фёдор Михайлович Достоевский. У писателя от эпилепсии умер младший, горячо любимый отцом, сын Алёша. В монастыре писатель познакомился и пообщался с о. Амвросием, ставший прототипом старца Зосимы в последнем романе писателя «Братья Карамазовы».

Нектарий Оптинский

Николай Тихонов родился в Ельце в 1853 году. Семья была бедной, отец работал на мельнице, рано умер. Скоро ушла из жизни и мать. Мальчик остался сиротой. В одиннадцать лет он поступил на службу в купечестве лавку, спустя шесть лет получил должность младшего приказчика.

В возрасте двадцати лет Николай отправился пешком в Оптину пустынь. Здесь его принял старец Амвросий. Они долго беседовали, но о чем, Нектарий позже никому так не рассказал. В марте 1887 года он был пострижен в мантию. Спустя семь лет посвящен в иеродиаконы.

За два года до начала Первой мировой войны братья избрали Нектария старцем. После прихода советской власти монастырь закрыли. Преподобного Нектария арестовали. В тюрьме он провел три года. Известно, что после возвращения он жил в селе Ульяново Калужской области. Скончался в 1928 году.

Как целуются рыбы

Река Жиздра, на берегу которой стоит монастырь, отличается коварным нравом. Летом – омуты, весной – высокие разливы. Когда-то паромная переправа была возле самых нижних ворот монастыря, и река регулярно подтапливала монастырские огороды. В наше время, чтобы защитить эти территории, пришлось строить дамбу. Так была отвоёвана земля под подсобное хозяйство, да слегка изменились очертания прудов, которые, если верить старым литографиям, были у монастыря и в начале XX столетия.

На берегу пруда стена камышей, узенький мосток, на котором мы едва умещаемся втроём, дальше блестит вода.

– А теперь я вам вот что покажу, – говорит провожающий нас инок. – Держите кусок хлеба и опустите руку в воду.

Дальше началось такое, что и не знаю – было бы лучше, если б предупредили, или нет.

К поверхности моментально поднялись десятки маленьких рыбок и начали ощутимо прихватывать губами намокающий кусок и мои пальцы. Когда в эту толпу малявок вклинилась из глубины тёмная спина длиной в полторы ладони, я опасливо выпустила хлеб и вцепилась руками в доски мостка.

– Да не бойтесь, у них же зубов нет!

С трёх зарыбленных небольших прудов монастырь получает за лето две с половиной тонны карпа, карася и толстолобика. Теоретически при нынешней технологии можно довести до трёх тонн. Если технологию сменить, возможно было бы выращивать больше, но рыба будет жирная и не такая вкусная.

Ответственный за прудовое хозяйство с энтузиазмом показывает систему фонтанных аэраторов. Со стороны кажется, что фонтан на пруду – причуда сумасшедшего ландшафтного дизайнера, а это просто технология: выбрасываясь вверх, вода насыщается кислородом. Зимой тот же аэратор способен пробить лед в полынье

Это важно – на зиму пруды до конца не спускают – в них остаётся часть молодняка

секреты монастырского хозяйства

Потом мы долго рассматриваем разные разности – то прежний аэратор, который, наоборот, закачивал воздух на глубину, но уж больно много жрал электричества, то какую-то хитрую современную машину, которая позволяет чистить пруды, не спуская воду.

Но вообще-то нужды монастыря – это тонн тридцать, так что рыбу докупают со стороны.

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector