Поездка в новоиерусалимский монастырь в истре. часть 1

Состояние

Сегодня в Белогорье создан природный заповедник, а в Дивногорье — музей- заповедник.

Дивногорье находится на правом берегу реки Дон в 80 км к югу от Воронежа, неподалёку от одноимённого хутора и посёлка. Площадь музея-заповедника более 11 км². С геологической точки зрения заповедник представляет собой выходы меловых отложений на поверхность земли. Максимальная высота плато над уровнем моря достигает 181 метра, относительная — 103 метра. Из-за довольно значительного перепада высоты между плато и поймой рек Дон и Тихая Сосна (впадает здесь в Дон на высоте 78 м), микроклимат существенно отличается от окружающей его пойменной низины. Приподнятая сухая поверхность плато быстро нагревается. Поднимающиеся вверх потоки горячего воздуха отгоняют формирующиеся грозовые тучи в сторону низкиx пойменных земель. Здесь осадков в 1,5-2 раза меньше окрестностей, очень засушливое лето. Дивногорье является центром православного паломничества. На территории музея- заповедника и непосредственно вблизи него располагаются Дивногорский Успенский монастырь (XVII век), пещерные меловые церкви XIX века: Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери, Церковь Иоанна Предтечи и Дивногорская-3. Рядом — Маяцкое городище IX-X веков (остатки средневековой хазарской крепости и некрополь) и Маяцкий гончарный комплекс IX—X веков, археологический парк.

Заповедник “Белогорье” образован в 1999 году на основе прежней природной зоны “Лес на Ворскле”. Он сохраняет уникальную природу юга Среднерусской возвышенности: более 370 видов растений, более 230 видов животных, включая птиц, рыб, земноводных и пресмыкающихся. Здесь же — вековая дубрава, целинная ковыльно- разнотравная степь, курганы и сниженные альпы.

Рядом располагается возрожденный Воскресенский Белогорский мужской монастырь. Сегодня здесь очищен и обустроен старинный пещерный храм Александра Невского, рядом с которым — келья Марии Шерстюковой. Над землей открыт храм Спиридона Тримифунтского, сделанный из вологодского дерева в 2014 году. В 2015 г в пещерах на глубине 45 м был освящена церковь во имя Святого Духа. Службы в ней проходят один раз в году – в день Преподобных Антония и Феодосия.

Икона «Мария обрете благодать у Бога» особо почитается в монастыре, является редчайшим среди ликов Богоматери. Известно, что икона появилась в пещерном храме Белогорья в XIX в. (а по преданию ее привезла из Киево-Печерской лавры Мария Шерстюкова) и прославилась не только исцелениями. Она единственная сохраняла свежесть красок во влажном микроклимате пещер — там, где другие деревянные образа тускнели и портились. В 1918 г. подлинник и копии с чудотворного образа были утрачены, старожилы забыли даже, как он выглядит. Лишь в 2014 г. после упорных поисков был найден и привезен в монастырь старинный список иконы «Мария обрете благодать у Бога» — его поместили в церковь Спиридона Тримифунтского. Само обретение образа почитается в монастыре как чудо.

Информация для посетителей

Чтобы посмотреть на уникальный комплекс древнего монастыря и поучаствовать в литургии, в обитель стекается масса паломников. Ворота отворены для всех православных христиан с 9:00 до 18:00.

Внутренний двор монастыря

Праздники и чтимые даты

В обители расположено несколько храмов, поэтому и престольные праздники отмечаются несколько раз в году:

  1. Воскресение Христово. Дата каждый год разная. Пасха рассчитывается так: первое воскресенье после первого полнолуния, случившегося после весеннего равноденствия.
  2. Рождество Христово – 7 января.
  3. Вход Господень во Иерусалим – воскресный день за неделю до Пасхи.
  4. Равноап. Константина и Елены – 3 июня.

В престольные праздники проводятся особенно торжественные богослужения.

В обитель приезжает большое число паломников и священников из разных церквей. Планируя поездку на праздник, следует заранее позаботиться о номере в гостинице или экскурсии, если планируется принять в ней участие.
Совет автора

Богослужение в монастыре

Люди могут заказать необходимые требы и приступить к Таинствам без внесения определенной платы. Прихожане делают добровольные пожертвования по личному усмотрению и финансовому положению.

В обители регулярно служится Божественная литургия

Расположение и как добраться

Адрес обители: Московская обл., г. Истра, ул. Советская, 2. Чтобы быстро попасть к монастырю, удобно воспользоваться метро. От станции «Тушино» до обители едет автобус №372. Необходимо выйти на ост. «Почта», автобусом доехать до ост. «Монастырь». Обитель несложно найти на карте, а ее купола далеко видны на местности.

Новоиерусалимский монастырь – это рукотворное подобие Святой земли в России. Обитель начала создаваться в XVII в., когда государство крепло и росло после тяжелых Смутных времен. Монастырь претерпел множество потрясений, но он и сейчас освящает собой православную Русь. Архитектурное решение этого комплекса настолько уникально, что его сложно описать словами, лучше его увидеть воочию.

История основания обители

Если смотреть на Ново-Иерусалимский монастырь в Истре с большой высоты, в глазах предстанет прекрасно укрепленная каменная крепость, возвышающаяся на небольшом холме. В центре этого церковного комплекса стоит Воскресенский собор, красующийся золотыми куполами.

Территория обители напоминает по форме шестиугольник со стенами, которые имеют ширину 3 метра. Высота ограждения Ново-Иерусалимского монастыря составляет 9 метров, а протяженность — 1000 метров.


Ново-Иерусалимский монастырь, Истра

Ново-Иерусалимский монастырь считается независимым от любых епархий.

Патриарх Никон основал этот церковный комплекс в 1656 г. Преподобный желал воссоздать обитель, похожую на таковую в святых местах Израиля.

Территория, на которой предполагалось возвести Ново-Иерусалимский монастырь, принадлежала вотчинникам (частным хозяевам), и патриарх Никон договорился с царем Алексеем о приобретении особого права на земли. Местность, на которой совершались постройки церквей и часовен, расширялась за счет владений местных бояр и князей. К примеру, деревню Редькино, вошедшую в состав обители, купили у дьяка по имени Лукьян.

  • Перед постройкой окрестности подвергались специфическим видоизменениям: лес, который располагался вдоль берега Истры, вырубили, а небольшой холм увеличили в размерах и укрепили.
  • Первый здешний монастырь воздвигли на возвышенности, названной Сион. С восточной стороны от этого сооружения на другом холме построили Елеонскую часовню. Каждая здание носило название, взятое из Священного Евангелия. Реку Истру окрестили Иорданом, на её берегу соорудили православный скит для патриарха. Это место, где располагались две небольшие церкви, посвященные Петру и Павлу, часто называли «отходной пустыней».
  • Вскоре на территории обители соорудили женский собор, носивший наименование Вифании, города, описанного в тексте Нового Завета. Многие церковные постройки повторяют внешние очертания священной архитектуры Иерусалимского «Гроба Господня».
  • В процессе строительства участвовали квалифицированные мастера, а также множество подсобных рабочих из крестьянской среды. Однако последние жаловались, что, находясь в дальних краях, лишены возможности трудиться на собственной земле. Труд не облегчало даже предоставление финансовых льгот.
  • При Никоне монастырь расширился за счет традиционных для Руси деревянных построек. В 1656 г. на территории воздвигли Воскресенский собор, внутри которого находились трапезная и служебные помещения. Через два года церковь освятили, гостем этого великого торжества был царь Алексей, впервые назвавший этот комплекс Новым Иерусалимом, окинув его взором с Елеонского холма. В честь этого на возвышенности поставили символический крест.

На заметку! Ново-Иерусалимский монастырь — не первая попытка создать копию Храма Гроба Господня на территории Руси. Влияние палестинского прообраза наблюдается в архитектуре «Покрова на Рву» и на неосуществленном проекте «Святая Святых», задуманном Борисом Годуновым.

ОБРАЗ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ

Новоиерусалимский монастырь — попытка воссоздать комплекс святых мест Палестины («первообраза») на российской почве, под Москвой.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона — инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.

Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.

Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.

Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П. И. Заборский, Я. Г. Бухвостов, В. В. Растрелли, М. Ф. Казаков, К. И. Бланк.

Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви — она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.

При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.

Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.

Патриарх Никон — человек своенравный и фанатичный — был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала — в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича — в Кирилло-Белозерский.

Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

В XIX — начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.

При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.

В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.

Палаты Нового Иерусалима

По пути к реке – скит патриарха Никона. Здесь жил опальный патриарх, уединенно молился, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая им ноги.

Два нижних этажа четырехэтажного здания – служебно-хозяйственные помещения. На третьем этаже – приемная комната патриарха и церковь Богоявления Господня. На плоской крыше скита – восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими, Больничными, Кузнечными, Караульными, объединенными в целостную постройку, которую украшают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркулярной формы.

От храма Константина и Елены 33 ступени, изготовленные по числу земных лет жизни Христа, ведут вниз к Святому источнику. В годы богоборчества вода в нем мгновенно исчезла, будто в наказание за издевательство над верой и храмами. Источник возродился сам после того, как службы в заброшенном монастыре возобновились.

Заказать экскурсию можно по тел. +7 (498) 314-68-38 или +7 (910) 461-18-57.

 Предварительное бронирование экскурсии можно сделать через онлайн-заказ на нашем официальном сайте, чтобы мы могли обработать вашу заявку и оперативно перезвонить вам. За день до заявленной даты экскурсии необходимо подтвердить заказ.

 Форма оплаты:  по наличному и безналичному расчёту.

 Реквизиты для пожертвований:

 Религиозная организация Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви

 Среднерусский банк г. Москва

 143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская д.2

 тел/факс:   +7 (495) 994-6170

 ИНН 5017029127

 КПП 501701001

  р/с 40703810040440100225 в Сбербанке России ОАО г.Москва

 БИК 044525225

  к/c 30101810400000000225

 Руководитель:  наместник  архимандрит Феофилакт (Безукладников Г.А.)

 ОКПО 11782098

 ОКВЭД 91.31

 ОГРН 1025070000042

 Электронный адрес: newj-palomnik@mail.ru

 Наш адрес:

143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская д.2, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, паломническая служба.

Проезд: см. на странице «Контакты «.

Правила поведения на территории монастыря

 Уважаемые паломники, туристы и гости Ново-Иерусалимского монастыря!

     Вы посещаете действующий монастырь — это место особенного, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом Божий. Поэтому вести себя нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни.

  •     Подходя к монастырю, православные люди троекратно совершают крестное знамение с поясным поклоном. Для крестного знамения складывают пальцы правой руки: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагают вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибают к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына  и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают Его две природы — Божественную и человеческую. Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
  •      Входя в храм, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном.
  •     Зайдя в храм, можно подать записки, приложиться к иконам, поставить свечи. Свеча — это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Божией Матерью, святыми угодниками Божиими и символ жертвы Богу и святой обители.
  •     Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться.
  •    К Святому Причащению подходят после покаяния на исповеди. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.
  •     Подходить к Святому Причащению нужно смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую).  Со страхом Божиим причаститься  Святых Тайн, не крестясь, поцеловать Чашу, чтобы случайно не толкнуть Её, и молча отойти к столику с запивкой.
  •      По окончании Литургии необходимо подойти и приложиться к Кресту.  Выходя из храма и монастыря совершить три поясных поклона с крестным знамением.
  •      Не рекомендуется посещать обитель в пляжной одежде, коротких юбках.
  •      Женщины должны быть с покрытой головой.
  •      Мужчинам следует снять головной убор при входе в храм.
  •      На территории монастыря просим не нарушать общественный порядок и с уважением относиться к братии и сотрудникам монастыря.

  Запрещается:

     — использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприёмники, магнитофоны;

     — плевать, сорить на территории монастыря;

     — входить на территорию с животными;

     — ездить на велосипедах, роликовых коньках;

     — заходить на территорию монастыря с холодным и огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами;

     — оставлять детей без присмотра;

     — заходить в зоны проведения строительных и ремонтно-реставрационных работ;

     — экстремистская деятельность.

Спасибо за понимание!

Новый Иерусалим

Это название в Истре применимо к двум туристическим объектам – монастырю и музею. НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ виден издалека, он сияет после реставрации. Звонница, разрушенная в Великую Отечественную, украсилась пятнадцатью колоколами, голос которых слышен далеко в округе. Монастырские стены поражают внушительностью. Их протяженность около километра, толщина доходит до трех метров, высота – девять метров, настоящая крепость.

В огромном, феерически красивом Воскресенском соборе –Голгофа с благоуханным кипарисовым крестом, потрясающе прекрасный огромный купол собора, уникальный керамический иконостас.

Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Здесь же – подземная церковь Константина и Елены, заглубленная на шесть метров. Внутри церкви бьет святой источник, в котором можно набрать воды.

При создании монастыря все его окрестности были переименованы на библейский манер. Сам монастырь стоит на холме Сион, к востоку от него – холм Елеон с часовней, на севере – холм Фавор. Река тут уже не Истра, она называется Иорданом.

Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в 1656 году основал патриарх Никон. Цель постройки — создать образ иерусалимских святых мест на подмосковной земле, чтобы главная из христианских святынь — храм Гроба Господня стал чуть ближе к верующим, живущим в России.

Для постройки вырубили лес на берегу реки Истры, затем укрепили холм, на котором должна была расположиться обитель. Сам холм получил имя Сион

На освящении Воскресенского собора присутствовал лично царь Алексей Михайлович, он и дал молодому монастырю его имя — Новый Иерусалим. К XVII веку в монастыре сформировалась богатейшая библиотека и даже работала собственная типография, которую Никон перевел сюда из Иверского монастыря.

На рубеже XIX и ХХ веков монастырь становится одним из главных паломнических центров в России: перед Первой Мировой войной его посещало примерно 35 000 паломников в год. Монастырь закрыли в 1919 году, спустя год в его стенах появился музейно-выставочный комплекс. Во время Великой Отечественной войны фашисты взорвали Воскресенский собор, на восстановление построек ушли годы.

В углу священнослужитель отпускает грехи. Справа лестница на Голгофу

В 1959 году музей вновь начал принимать посетителей, а с 1994 года Новому Иерусалиму вернули статус монастыря.

Как было сказано выше — одна из главных архитектурных жемчужин монастыря — это, конечно же, Воскресенский собор. Никон при жизни его достроить не успел, но все равно внешний вид храма действительно напоминает храм Гроба Господня. Как и в иерусалимском храме, к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены — с той лишь разницей, что на Святой земле она находится в скале.

Гроб Господень

Голгофа

Смотровая площадка

.Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.

Среди просторов можно и не заметить огромное трехэтажное сооружение футуристического вида, мягко вписанное в пространство, почти скрытое в валах. Высокотехнологичный проект архитектора Валерия Лукомского выдержан в духе “зеленой архитектуры”. Стилистика была выбрана не случайно: при разработке проекта предполагалось, что доминирующая роль ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – памятника архитектуры XVII–XIX веков – останется неизменной.

И монастырь и музей расположены в городе Истра Московской области.

Во 2 половине XVII века в монастыре была построена музыкально-поэтическая школа

Во 2 половине XVII века в монастыре устроили музыкально-поэтическую школу, развивающую традиции польско-украинского песнопения. Руководителями хора выступали настоятели монастыря, архимандриты Никанор и Герман.

Их библиотеки состояли из пособий по стихосложению, нотных и исторических рукописей. На каменных плитах собора высечены три стихотворения Никанора и Германа.

Надпись при входе в иерусалимский монастырь стертые буквы восстанавливаются

Церковный собор определил статус Нового Иерусалима, как рядового подмосковного монастыря. Монастырская вотчина разделена и возвращена Иверскому и Крестовому монастырям.

К концу 1658 года Воскресенский монастырь не имел больше средств на продолжение строительства. После высылки Никона, монастырь пытались лишить вотчин, однако братия смогла доказать, что приобретались они законно и были утверждены в 1668 году Соборными грамотами.

Строительство монастыря было возобновлено во время правления Федора Алексеевича, ученика Никона. Царь приписал новому Иерусалиму 20 монастырей и пожаловал ему новые земли.

Царь Федор Алексеевич часто жаловал деньги на реставрацию монастыря. Фото: cdn.monetnik.ru

В 1681 году Никону, который тяжело болел, было разрешено вернуться в Иерусалимский Воскресенский монастырь, но по дороге он скончался. Его похоронили в приделе усекновения главы Иоанна Предтечи, Воскресенского собора.

Список архитектурных сооружений

  • Воскресенский собор (1658—1685)
  • Остатки колокольни (разрушена в 1941 г.)
  • Церковь Константина и Елены (подземная церковь)
  • Святые ворота с надвратной церковью (1694—1697)
  • Трапезная с церковью Рождества Христова (конец
    XVII в.)
  • Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.)
  • Солодовые и кузнечные палаты (1690—1694)
  • Настоятельские покои
  • Братский корпус
  • Караульные палаты
  • Палаты «монастырских детёнышей»
  • Больничные палаты (конец XVII в.)
  • Квасной погреб

Крепостные стены и башни (1690—1694)

  • Гефсиманская башня
  • Сионская башня
  • Давидов дом
  • Надвратная Елизаветинская башня
  • Иноплеменничья башня
  • Башня Варуха
  • Ефремова башня
  • Дамасская башня

Экскурсии

В храме постоянно проводятся экскурсии по трем направлениям:

  1. Осмотр собора Воскресения и церкви Константина и святой Елены. За группу менее 10 посетителей взимается плата 2500 руб. с целой группы. В группе из более 10 посетителей взрослые оплачивают 250 руб. с посетителя, дети (до 16 лет) — 100 руб. с посетителя.
  2. Осмотр с посещением собора Воскресения и Солодовых палат. Группа менее 10 посетителей оплачивает 3000 руб. В группе с более 10 посетителями взрослые платят 300 руб. с посетителя, дети — 120 руб. с посетителя.
  3. Осмотр для детей с посещением собора Воскресения Господня. Экскурсия с менее 10 посетителями обойдется в 2500 руб. за группу. В группе из более 10 посетителей взрослые платят 250 руб. с посетителя, дети — 100 руб. с посетителя.

Есть экскурсии, которые проводятся в определенное время (обычно в 13.00) для индивидуальных посетителей. Оплата для взрослых — 300 руб., для детей — 120 руб. с посетителя. Обычные индивидуальные посещения менее 10 человек обойдутся от 1500 руб. до 3000 руб. с целой группы. После реставрационных работ была открыта новая трапезная, в которой можно пообедать за 480-600 руб. на одного человека.

Любой человек опирается в жизни на те принципы, которые заложены в Святом Писании. Постулаты веры, духовного развития заложены в человеке с самого рождения и лишь только поддерживаются и развиваются на протяжении всей его жизни.

Новоиерусалимский монастырь в Московсковской области как и остальные святыни на Руси является оплотом и обителью укрепления и распространения святости и благочестия на нашей земле.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector