Мамаев курган, волгоград. фото, история, описание, режим работы, как добраться

Случайный попутчик

Удача приходит к тому, кто ее ищет. К Михаилу Васильеву, увлекшемуся тайнами сражения под Сталинградом, она пришла со временем в лице случайного попутчика, ехавшего с ним в поезде, следовавшем на Урал.

Попутчик этот оказался ветераном Сталинградской битвы, во время которой он был офицером разведки. Звали его Александр Агафонник. О том, что случилось с ним в годы войны, ветеран рассказывал неохотно.

Однако постепенно попутчики нашли общий язык, бывший разведчик, что называется, выговорился. От него-то Михаил и почерпнул многие захватывающие сведения по интересовавшему его вопросу.

Во время выполнения разведзадания Александр Владимирович был взят в плен недалеко от Дона. Однако немцы не отправили его в лагерь для военнопленных, поскольку он как личность заинтересовал командира зондеркоманды СС «4 А», и тот оставил его при себе. Этот немецкий офицер прекрасно владел русским языком.

— Ты мне интересен, — сказал он тогда Агафоннику. — Поэтому пока ты поживешь со мной, мы с тобой будем просто общаться, беседовать. Можешь относиться при этом ко мне как к врагу, но воспринимай меня сообразно моему интеллекту и относись как равный к равному.

Когда стало ясно, что группировка гитлеровцев, окруженная под Сталинградом, обречена на гибель, гитлеровский офицер отпустил Агафонника. Похоже, он проникся уважением к русскому офицеру и не желал ему смерти.

Явившись к своим и доложив о деятельности зондеркоманды СС «4 А», Александр был арестован контрразведкой и направлен в лагеря. Длительный срок заключения он отбывал на Колыме, реабилитирован был лишь в 1983 году.

Родина-мать зовет!

А мы поднимаемся выше к главной скульптуре Мамаева кургана — «Родина-мать зовет!». Ее высота 85 метров, а вес 8000 тонн, такой вес может удержать только 16-ти метровый фундамент, на котором стоит скульптура. Автором скульптуры, как и всего мемориала является скульптор Евгений Викторович Вучетич. Скульптура «Родина-мать зовет!» является центральной частью триптиха. Первая скульптура расположена в Магнитогорске и называется «Тыл-фронту», где рабочий передает выкованный меч солдату. На Мамаевом кургане этот меч был поднят и третья скульптура располагается в Берлине это памятник воину-освободителю, где меч опущен.

Спустившись по ступеням с левой стороны памятника, мы оказываемся возле Храма Всех Святых. Его строительство завершилось в 2005 году. Возле него расположена братская могила, над которой установлен памятник женщины-солдата с венком.

Еще дальше, за спиной «Родины-матери» расположен второй вход на Мамаев курган. Если пройти совсем немного и повернуть направо, мы попадем на мемориальное кладбище.

На черном мраморе увековечены фамилии 6480 фамилий бойцов захороненных и перезахороненных на Мамаевом кургане. А вообще на Мамаевом кургане находится множество братских и индивидуальных могил, в которых захоронено более чем 35000 человек.

Посещение Мамаева кургана позволяет узнать то, что узнать невозможно не побывав здесь. Это скорбная гордость за наших дедов и прадедов, которые отвоевали нашу Родину. Это чувство может и не появится при просмотре фотографий, но оно непременно накроет вас, когда вы окажетесь здесь, у этих могил, под сенью тополей и берез. Пройдетесь вдоль стен-руин и возложите цветы к вечному огню. Читая фамилии и складывая в уме годы жизни невольно вздрагиваешь. Совсем еще молодые ребята, чьи-то сыны и мужья отдали свои жизни. Так давайте ценить то что они нам подарили. И непременно посетите это сакральное место.

Запомнить подвиг Сталинграда

Об увековечении памяти героических защитников Сталинграда задумались почти ровно за 15 лет до выхода январского постановления Совмина СССР. 26 января 1943 года, когда еще даже не капитулировала окруженная 6-я армия фельдмаршала Фридриха фон Паулюса, Сталинградский обком партии выпустил постановление о реорганизации Музея обороны Царицына в Музей обороны Царицына-Сталинграда. А 9 февраля начальник политотдела знаменитой 62-й армии, штаб которой как раз и располагался на Мамаевом кургане, разослал во все армейские подразделения и соединения распоряжение о сборе материалов и документов о боях за город для музея «Оборона Сталинграда».

Но музей так и остался бы просто музеем, если бы не инициатива знаменитого скульптора Евгения Вучетича, который обратился к советскому руководству с предложением установить в Сталинграде памятник его героическим защитникам и выдвинул идею сделать это в виде сложного архитектурного ансамбля. Подобных памятников в СССР до той поры не было, и неизвестно, как оценили бы затею Вучетича, если бы он не прославился к тому времени монументом «Солдату-освободителю» в Берлине. Идею маститого скульптора поддержали, хотя для порядка и пришлось объявить конкурс проектов сталинградского мемориала — впрочем, с вполне предсказуемым результатом. Победителем конкурса стал проект Евгения Вучетича, и вскоре на свет появилось то самое постановление Совета Министров СССР №100 о сооружении в Сталинграде памятника-монумента в ознаменование победы над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве.

Так выглядел первоначальный проект памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», утвержденный в 1958 году

Звездный час Евгения Вучетича

Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.

Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»

На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.

Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».

Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане

История возведения мемориального комплекса

Ровно 200 дней в городе, носящем имя великого вождя советского народа, проходили кровопролитные бои. Высота 102,0 имела важнейшее стратегическое, с точки зрения военных, значение. С возвышенности можно было вести обстрел центральной части Сталинграда, поэтому в течение 135 дней курган несколько раз занимали то солдаты вермахта, то части Советской армии. Весь курган постоянно находился под обстрелом, выжить на нем было практически невозможно. На каждый квадратный метр в день здесь падало более 1200 осколков от снарядов и около 600 пуль.

Скульптура «Стоять насмерть»

Спрятаться было негде: на кургане, как и в Сталинграде, вся земля была покрыта тысячами трупов. Почти 35 000 советских солдат были захоронены в братской могиле на кургане. Естественно, что сразу после ожесточенных боев, советское командование приняло решение увековечить здесь память о великой битве, о великом переломе во Второй Мировой войне.

Предложений о том, как должен выглядеть мемориальный комплекс, было много: кто-то решил оставить Сталинград в том же виде, в каком он пребывал после его освобождения. Такое конкурсное предложение вызвало у вождя негодование и, даже, по словам его приближенных, ярость.

«Разрушенный и опустошенный город, в котором еще слышны крики раненых и умирающих, носящий мое имя, не может быть памятником в честь победы Советского народа в Сталинградской битве», — сказал И.В. Сталин. Генералиссимус принял решение, назначить главным архитектором мемориального комплекса на Мамаевом кургане Евгения Вучетича. Стоит отметить, что грандиозное строительство комплекса началось на высоте 102,0 и прилегающей к ней территории только в 1959 году.

Символические руины

Центром всей мемориальной композиции стала огромнейшая скульптура, получившая название «Родина-мать зовет!». Ее вес составляет почти 8 000 тонн, к слову, в эту цифру не входит вес постамента, на котором стоит величественный памятник женщине с мечом в руке, символизирующий Родину, призывающую своих солдат-сыновей стать на ее защиту. Ее высота без меча 52 метра. Меч скульптуры, в отличие от самого памятника, выполнен не из железобетона, а из специальной фторированной стали, которая не подвержена коррозии. Длина меча 33 метра, а весит он 14 000 килограмм. Внутри него свободно можно поместить легковой автомобиль.

В свое время памятник считался самым высоким во всем мире. Как-то скульптору Вучетичу задали резонный вопрос: «Почему у статуи открыт рот, ведь это делает ее жестокой? Не лучше ли бы было сделать Родину-мать с закрытым ртом?». Евгений Викторович ответил: «Иначе проект было выполнить нельзя, ведь она кричит — За Родину!», — и, сделав небольшую паузу, добавил, — «мать вашу…». К постаменту «Родина-мать зовет!» ведут 200 ступеней, как нетрудно догадаться, их количество символизирует количество дней и ночей, в течение которых за Сталинград велись бои. Бои не на жизнь, а на смерть. Бои не за город, носящий имя Сталина, а за свободу всего человечества.

Бассейн на площади Героев

Площадь героев на Мамаевом кургане

Следующая архитектурно-скульптурная композиция это Площадь героев. Зеркальная гладь воды символизируют Волгу, с одной стороны бассейна шесть скульптур, демонстрирующих мужество защитников Сталинграда, с другой стороны стена с выбитыми на ней словами Василия Гроссмана — писателя и военного корреспондента с первого и до последнего дня уличных боев за Сталинград находившегося в городе: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» И хоть на улице стояла тридцатиградусная жара, но прочтя эти слова холодная рябь пробежала по моей спине.

Дом коммунальщиков

Выстроенный в 1937 году Дом коммунальщиков стал образцом советской архитектуры раннего периода. Здание располагалось вблизи Привокзальной площади, что во много определило его судьбу.

Немецкие бомбы и снаряды разрушили Дом коммунальщиков до основания, к 1943 году выстояли лишь несколько отдельных участков стен.

Руины здания оставались нетронутыми до 60-х годов, затем их снесли, а место расчистили для будущего строительства. Однако новый дом здесь так и не появился.

Сегодня на месте бывшего Дома коммунальщиков расположено лишь несколько небольших торговых точек, чуть дальше находятся пятиэтажные жилые здания.

История

Чтобы по-настоящему понять, почему место, на котором располагается этот мемориал, является не просто стратегически важным, а культовым и знаковым, необходимо углубиться в историческую справку. На территории современного Волгограда еще во время Золотой Орды на «высоте 102» располагались сторожевые дозоры. Отсюда караул татаро-монгольского ига мог наблюдать за порядком. Ведь именно с этой точки открывается обзорный вид на всю территорию города.

Кадр из фильма «Золотая Орда» (2018)

Более того, легенды гласят, что на этом кургане был похоронен сам военачальник Мамай — культовый полководец, а также одним из главных управленцев Золотой Орды. По слухам, в этой точке располагается так называемое место силы, ввиду наличия стыка тектонических плит. Для татаро-монголов это имело особое значение, отсюда и произошли легенды. А одной из самых распространенных и удивительных стало поверье о том, что на Мамаевом кургане закопано золото и другие невероятные богатства Орды. Однако более современные исследования и последующие раскопки не нашли доказательств и подтверждений для этой легенды.

По преданиям, на кургане похоронен известный хан Мамай (картина)

Конечно, не только этот факт стал основополагающим для фашистских захватчиков. Как уже было описано выше, с высоты кургана открывался великолепный обзор на всю территорию Сталинграда. Это стало бы несомненным преимуществом для армии стран Оси с точки зрения ведения боя

Двести дней и ночей город отважно оборонялся от захватчика. Более трех миллионов человек с обеих сторон составили общие потери в этой битве

«Ни шагу назад!» — под таким девизом и солдаты, и гражданские люди ценой собственных жизней защищали родную землю. Сложно описать героический подвиг и самоотверженность жителей Сталинграда. Все, кто остался свидетелями событий тех лет, аллегорически утверждали, что обороняющиеся были уже мертвы, потому что живые так сражаться просто не способны.

Завод «Красный октябрь»

Небольшое металлургическое предприятие, существовавшее в Царицыне с 1897 года, с приходом советской власти превратилось в промышленного гиганта, поставляющего высококачественную сталь для автомобильного, сельскохозяйственного, а позже — и военного машиностроения.

В 1942 году завод «Красный октябрь» был практически полностью разрушен немецкой авиацией и артиллерией, а руины цехов стали местом героических рукопашных схваток советских солдат с войсками Вермахта — стрельба здесь была затруднена рикошетами и малой видимостью.

После Сталинградской битвы завод восстанавливали ударными темпами — всего через пять месяцев он выдал первую плавку стали.

После войны «Красный октябрь» продолжил свою работу. Сегодня ему принадлежит около трети рынка нержавеющей стали в РФ.

Мемориальный комплекс

Самым известным памятником, одним из всемирно известных символов России, является огромная скульптура «Родина-Мать зовет!» Ее высота составляет 85 метров. Это полый внутри монумент, отлитый за один раз без швов. Внутри его стягивают стальные канаты. Фигура Родины, расположенная на самой высокой точке – композиционный центр и домината всего огромного комплекса, к ней притягиваются все взгляды, ее запоминают и фотографируют.

Тополиная аллея спроектирована так, чтобы от неё открывался вид на «Родину-Мать». Аллея возвышается над окружением, потому что проведена по искусственной насыпи. Вокруг аллеи расположен парк, который также является мемориальным. Он был разбит еще до начала работ на самом кургане – в 1965 году. Здесь находился знаменитый Сад Вдов, где сажали деревья женщины, потерявшие мужей во время войны. Здесь высаживали мемориальные деревья известные политические и общественные деятели.

Но такой парк в условиях волгоградского климата требовал большого ухода, средств на него выделялось немного, а в годы перестройки их перестали выделять совсем. К сожалению, от мемориальных деревьев и табличек тех времен практически ничего не осталось. Постаревшие и не получавшие должного ухода деревья в последние годы были вырублены.

На данный момент парк значительно реконструирован. Появились благоустроенная парковка, выставка военной техники, велодорожки, кафе и туалеты. Главным парковым объектом стал огромный поющий фонтан в обрамлении шести арок с подсветкой. Здесь разбиты новые аллеи и высажено более трех тысяч новых деревьев и кустарников. Специально были выбраны породы устойчивые к южному климату. Главная аллея нового парка называется Аллея России.

Аллея упирается в расположенную у подножия Мамаева кургана «Площадь стоявших насмерть». Здесь находится круглый бассейн, а над ним возвышается скала со скульптурой «Стоять насмерть!» Изображенный воин является собирательным образом, но при этом внешне похож на маршала В. Чуйкова, который командовал 62-й армией, а после стал военным консультантом этого мемориала. Бассейн символизирует Волгу, которая стала главной естественной границей, по которой шла защита города.

К следующей площадке ведет лестница в 200 ступеней, по числу дней Сталинградской битвы, по бокам которой расположены «Стены-руины» — горельефы, рассказывающий об осаде Сталинграда и имеющие вид разрушенных бомбежками руин. На «Площади Героев» вокруг следующего бассейна установлено шесть скульптурных композиций, символизирующих разные этапы сражения. «Выстояв, мы победим», «Моряк», «Санитарка», «Знаменосец», «Командир» и «Крах фашизма». Все композиции основаны на одинаковом принципе — каждая состоит из двух фигур. Санитарка выносит на себе раненого бойца, знаменосец подхватывает знамя из рук убитого товарища, два воина, старый и молодой, уничтожают свастику и т. д.

Под самим курганом расположен вход в «Зал воинской славы». Это круговое здание диаметром более сорока метров. Спроектировано оно уникально – в центре расположен вечный огонь в виде руки, которая держит факел, а в проеме на месте купола видна фигура Родины. Стены украшены изображениями красных замен в траурных лентах – они выполнены из красной смальты. На них написаны 7200 имен погибших в Сталинградской битве воинов. Здесь всегда играет траурная музыка Шумана. Первоначально это здание строилось для панорамы Сталинградской битвы, но в итоге панорама разместилась в отдельном здании. Там тоже есть свой «Зал Славы», выполненный по этому же образцу, только без Вечного огня и проема в небо.

В «Зале Славы» всегда находится почетный караул, который несут солдаты специальной роты почетного караула. Он сменяется каждый час.

Выйдя из зала, зритель попадает на «Площадь скорби». Центральная скульптура – «Скорбящая мать», склонившаяся над убитым сыном. Высота скульптуры – одиннадцать метров. Именно под ней находится самая известная «Могила неизвестного солдата» с чеканной надписью: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Рядом с ней – надгробие маршала Виктора Чуйкова. Недалеко расположен почти пересохший и заброшенный «Родник жизни» – когда-то он был единственным источником воды для защитников «высоты 102». Планируется его благоустройство.

На сам курган ведет круговая дорожка, вдоль которой установлены плиты с именами героев, павших во время защиты города. Всего таких плит тридцать семь. Они ведут на площадку, на которой расположена статуя «Родина-Мать зовет!»

Здесь же находится основанное в 1995 году воинское кладбище. В 2006 году на нем появилась Владимирская часовня.

Как добраться до Мамаева-Кургана

Мамаев курган находится в Центральном районе Волгограда. Город имеет налаженное регулярное воздушное и железнодорожное сообщение со всеми крупными городами России.  Удобное месторасположение позволяет туристу добраться до архитектурного памятника из любой точки города. В Волгограде присутствует широко развитая сеть наземного транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутки. Внутригородское сообщение осуществляется вплоть до полуночи, поэтому есть прекрасная возможность насладиться величием монумента даже ночью.

Точный адрес: пр. имени В.И. Ленина, Волгоград, Волгоградская обл., Россия, 400005.

Как добраться от аэропорта Гумрак:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом 7к ехать до поликлиники №28 около 30 минут.

    Пешком:перейти дорогу за одну минуту до остановки Роддом №1.

    Автобус:маршрутом 7к проехать около получаса до остановки Мамаев курган.

  • Вариант 2

    Автомобиль:весь путь составляет 20 километров. Вначале необходимо выехать на шоссе Авиаторов, затем повернуть на улицу Качинцев, далее по проспекту Маршала Жукова и далее по проспекту Ленина.

Как добраться от ж/д вокзала Волгоград 1:

  • Вариант 1

    Пешком:10 минут до станции скоростного трамвая Комсомольская.

    Трамвай:проехать 5 остановок до станции Мамаев курган за 11 минут.

    Пешком:перейти дорогу, чтобы добраться за 1 минуту до первых ступенек монумента.

  • Вариант 2

    Пешком:маршрут составляет 4,5 километра. Путь пролегает через улицы Центрального района: Коммунистическую, Пражскую и проспект им. Ленина. Маршрут живописный и интересный, однако лучше воспользоваться им в теплое время года.

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

Основные композиции:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
  • Аллея пирамидальных тополей
  • Площадь Стоявших насмерть
  • Стены-руины
  • Площадь Героев
  • Монументальный рельеф
  • Зал Воинской славы
  • Площадь Скорби
  • Главный монумент «Родина-мать зовёт!»
  • Воинское мемориальное кладбище
  • Мемориальный парк у подножия Мамаева кургана

Танковая башня на постаменте, за Храмом «Всех Святых» — часть общего ансамбля линии обороны Сталинграда, состоящего из таких же башен в нескольких районах города.

Также на территории кургана до наших дней сохранились:

  • Немецкий дзот
  • Родник жизни
  • Половина шасси танка времён ВОВ

При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы» посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. Над озвучиванием «Мамаева кургана» работали: архитектор Вучетич Евгений Викторович, диктор Левитан Юрий Борисович, звукорежиссёр Гераськин Александр Иванович и режиссёр Магатаев Виктор Кадиевич.

Монумент «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане

От площади Скорби начинается подъём на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовёт!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.

«Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч длиной 30 метров (с рукояткой) и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.

На Мамаевом кургане ежедневно несёт службу почётный караул роты Почётного караула 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады Южного военного округа.

В память о подвиге

До 1959 года могучий холм оставался искалеченным. Но мысль о создании комплекса в Сталинграде уже зрела – она возникла еще в период войны. Стартовал конкурс на лучший проект. Чего только не предлагали, например, сохранить опустошенный Сталинград, который стал бы масштабным памятником под открытым небом. Все же остановились на возведении мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Автора определил Сталин – он посчитал лучшим Евгения Вучетича.

Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Автор фото Alexxx Malev

Строили комплекс с размахом – 18 лет. Фигуру «Родина-мать» возводили 8 лет

Когда проводили земляные работы перед монтажом памятника, действовали особо осторожно. В земле осталось много снарядов и мин

Рядом находились саперы. Но постарались на славу – это наибольший комплекс в мире, связанный со Второй мировой войной (26 га). Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане был торжественно открыт в 1967 году.

Теперь каждый турист может прочувствовать подвиг прошлого поколения. В единый ансамбль входят:

  • Фигура «Память поколений»;
  • Аллея с деревьями, посаженными в честь героев;
  • Площадь «Стоявших насмерть»;
  • Стены в виде руин со звуковым сопровождением;
  • Площадь Героев;
  • Грот с неугасающим огнем и списками погибших;
  • Площадь с монументом скорбящей матери и «озером слез»;
  • «Родина-мать».

Миссия комплекса – показать, что защитники Сталинграда погибли ради жизни грядущих поколений, сумели победить зло. Скульптор Вучетич считает, что именно в этом заключался смысл самопожертвования и подвига. Идея охватывает все детали памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. «Мы старались передать несокрушимый дух советской армии», – такую речь произнес Вучетич во время торжественного открытия. Масштаб дал возможность прочувствовать размах массового героизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector