Храм христа спасителя в москве. описание, адрес, как добраться, режим работы памятника, история

Территория обители

После посещения святыни, уделите немного времени для того чтобы прогуляться по храмовому комплексу. Он состоит из собственного храма Христа Спасителя, Преображенской церкви, часовни, фонда и небольшого экскурсионного бюро.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя была построена в дань памяти Алексеевского монастыря. Он когда-то находился на этом месте. Внутреннее убранство выполнено в духе того периода, когда на здешних землях стоял монастырь. Это был 16 век. Церковь состоит из трех алтарей и имеет два небольших предела. Сюда люди приходят помолиться к образам Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь открыли и осветили 19 августа 1996 года. Главным достоянием является икона Спас Нерукотворный художника Сорокина которая уцелела в период разгрома комплекса. Также здесь хранятся древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая.

Часовня возведена в честь Державной иконы Божией Матери. Она отличается небольшими размерами и выполнена из дерева. Постройка находится несколько удаленно от основного здания. Главная святыня – икона Богородицы «Державная». Она была привезена на здешние места в 20 веке. В современной России образ является высоко почитаемым.

Если пройти несколько метров от иконы, то вы увидите еще одно красивое здание. Это дом знаменитого Перцова. Строение расположилось прямо на стыке Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Объект построили в 1905-1907 гг. Над проектом работал архитекторы Н.К Жуков, Б.Н. Шнауберт. Эскиз создавал популярный на тот период художник С.В. Малютин. Он известен во всем мире, как автор русской матрешки и зарисовок в народных сказках.

Здание отстроено в стилевом направлении – модерн. Однако балконы имеют выраженный древнерусский стиль. Встречаются также мотивы западной средневековой культуры. Декор фасада примечателен забавными мифическими изображениями. Сказочные существа, необычные животные и растения умело изображены на стенах. Окна и стены имеют много резного декора. Таким образом, перед глазами наблюдателя встает своеобразный домик-теремок, рассматривать который можно до бесконечности долго. Объект красного цвета гармонично вписывается в общую столичную картину, выступая эффектным украшением улицы. Туристы не могут пройти мимо интересного объекта, чтобы не сделать несколько фотографий.

Фонд Храма Христа Спасителя выступает в роли управленческого органа обители. Основная его деятельность направлена на привлечение благотворителей, сбор пожертвований, организацию реконструкций, выставок, мероприятий и экскурсии. Работа организации реализуется на основании Договора доверительного управления с 20о4 года. Внешне здание ничем не примечательно. Фонд специализируется на проведении разнообразных экскурсий.

Прихожане приходят для того чтобы познакомиться с интерьером храма, его историей, при желании организуется подъем на смотровые площадки. С высокой точки открывается головокружительный вид на внешние окрестности Москвы. Ни один турист не хочет упустить такой возможности. Поэтому, желающих подняться всегда бывает достаточно много. На сегодняшний день доступными являются такие экскурсионные маршруты, как«Горельефы Храма Христа Спасителя», «Росписи галереи Нижнего Храма (притчи)», «Выход на смотровую площадку». Возможно совмещение несколько экскурсий. Стоимость является приемлемой и начинается от 400 рублей. Прогулка проводится группами по 400 человек. Более детальную информацию всегда можно уточнить на официальном сайте монастыря.

Правила посещения храма

Как и в других храмах из уважения к религиозной традиции, необходимо соблюдать некоторые важные правила:

  • Одежда: мужчины не могут войти в шортах. Женщинам рекомендуется надевать на голову платок или палантин (на всякий случай возьмите их с собой в сумку). Плечи должны быть прикрыты, как у мужчин, так и у женщин. Не рекомендуется носить одежду с декольте и мини-юбки.
  • Мессы: посещение православного храма туристами и блуждание по нему во время религиозной службы является дурным тоном. Литургия очень тихая, медитативная, сосредоточенная и ритуальная, поэтому необходимо соблюдать тишину в храме. Также не следует забывать, что верующие всегда стоят вместе во время службы.
  • Фотографирование внутри не допускается.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 257 times, 1 visits today)

Особенности строения и внутреннего интерьера Храма Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя — один из самых грандиозных в истории не только отечественного, но и мирового искусства, примеров синтеза разных видов изобразительного искусства.

К равностороннему кресту примыкают угловые пилоны, благодаря которым храм по форме представляет собой наложенный на крест квадрат. Центральная башня окружена 4 небольшими выступами. На них установлены 14 колоколов общим весом более 64 тонн. Внизу можно увидеть 20 заостренных к верху арок — 3 на фасадах здания и 2 на углах в выступах.

Главным фасадом христианского храма всегда считался западный. Скульптуры наверху в медальонах изображали святых, благословляющих входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились изображения покровителей императоров. На арке средних ворот можно увидеть нарисованных ангелов с распростёртыми крыльями.

На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву, разместились изображения, имеющие прямое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада изображаются события и персонажи из Ветхого Завета.

Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём обращён к Кремлю. В центре восточного фасада, наверху в медальоне помещается образ Владимирской Божьей Матери.

На северном фасаде находились рельефы с изображением национальных святых — распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах.

Входные двери храма Христа Спасителя украшены скульптурами и богатым орнаментальным декором. Их обращенные наружу стороны выполнены из бронзы и украшены рельефами по эскизам Ф. П. Толстого.

Паперти крылец сделаны из финского мелкозернистого гранита темно-красного цвета, которым был облицован и наружный цоколь всего храма.

Итогом колоссальных трудов проектировщиков, живописцев и строителей явился великолепный и праздничный интерьер. После долгого перерыва создатели храма возродили золотые фоны.

Большой интерес представляет оформление подкупольного пространства. Центральная часть и площадь малых куполов отведены изображению Бога, ниже — земной жизни Христа, в пересечении находятся иконы Богоматери и святых.

Прямо по оси главного входа в восточной ветви креста находится уникальный иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни. Высота иконостаса храма составляет вместе с шатром 26,6 метра.

Росписи главного алтаря изображают священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.

Внутреннее помещение храма отделано семью видами мрамора: темно-зеленым с серебристым блеском, темно-красным, итальянским голубым, желтым, черным и красным. Пол храма, включая верхний и нижний обходы, был выложен из ценных пород камня — лабрадора, сиошенского мрамора и разных пород итальянского мрамора.

Украшением интерьера служат многочисленные бронзовые детали: оконные рамы, перила, водостоки, люстры, канделябры, двери и кресты. Серебряную утварь, ковры и мебель заказывали лучшим мастерам.

Храм Христа Спасителя сейчас является главным кафедральным собором Русской Православной церкви. Нижняя часть храма действует постоянно, а верхнее помещение используется во время торжественных богослужений.

Под гром полковых оркестров

Местом строительства своего храма Христа Спасителя архитектор Карл Витберг выбрал склон Воробьевых гор напротив Лужнецкой слободы. Требование разместить храм-памятник за пределами городской черты тогдашней Москвы содержалось в условиях конкурса, а Воробьевы горы были личным выбором Витберга. С одной стороны, это было символично: зодчий расположил свой храм двумя главными трактами — Смоленским, по которому Наполеон вошел в Москву, и Калужским, по которому он из нее отступал. С другой стороны, Витберг явно хорошо знал отношение императора к этим местам, которые самодержец называл «короною Москвы». Наконец, выбранное архитектором место позволяло возвести храм, видимый практически из любой точки Москвы, — точно так же, как сегодня видно стоящее чуть дальше главное здание МГУ.

Общий вид Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах согласно доработанному проекту 1825 года

После объявления победителя конкурса на проект храма-памятника Карл Витберг, хотя он и не имел никакого опыта руководства строительством, был назначен ответственным за возведение храма Христа Спасителя. Два года ушли на подготовку, окончательный выбор места, заготовку необходимого на первое время запаса стройматериалов и так далее. И, наконец, 12 (24) октября 1817 года, в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма. Она проходила в присутствии императора и членов его семьи, причем и сам Александр I, и остальные высокородные гости лично участвовали в закладке храма.

Все началось с торжественной литургии в Тихвинской церкви в центре Москвы, откуда крестный ход во главе с императором и его семьей двинулся к Воробьевым горам. Вдоль дороги были выстроены около 40 тысяч солдат и офицеров под командованием генерала от инфантерии, графа Петра Толстого, а за самой церемонией наблюдали около 400 тысяч москвичей и специально приехавших на торжество гостей города. Когда процессия подошла к месту закладки храма, Карл Витберг, как писал очевидец, сначала поднес императору вызолоченную медную крестообразную доску с закладной надписью, которую Александр Павлович опустил в специальное углубление на камне, а потом на двух серебряных подносах — мрамор, серебряный с позолотой молоток и такой же мастерок, а также раствор. Император положил в основу будущего храма первый камень, за ним то же самое проделали и члены его фамилии.

План Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в разрезе, проект Александра Витберга

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Возвращение храма на Волхонке

После празднования 1000-летия Крещения Руси идея инициативной группы, ратующей за воссоздание собора, нашла отклик у государственных структур. Созданный фонд приступил к сбору средств и пожертвований. Гранитный закладной камень появился на Волхонке в конце 1990 года, а строительные работы стартовали весной 1994 года. Реализацию проекта начали архитекторы М. Посохин и А. Денисов, а закончил работы Зураб Церетели.

Идеи Церетели за время строительства не раз подвергались критике. Изменения, внесенные им в проект храма, вызвали множество споров и нареканий, так как детали внешнего оформления не соответствовали оригиналу XIX в. В результате, новый собор воссоздан как «условная внешняя копия» разрушенного в 1931 г. храма.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Бассейн-рекордсмен на месте Храма Христа Спасителя

Никита Хрущёв, озабоченный внешним обликом столицы, не хотел, чтобы в её центре находился котлован, быстро превратившийся в болото. Поэтому в 1958 году он поручил построить на его месте бассейн. Автором проекта бассейна «Москва» был архитектор Дмитрий Чечулин, сумевший в кратчайшие сроки реализовать свой амбициозный проект.

Всего за два года вместо безобразной огромной ямы на Волхонке построили уникальный круглогодичный и круглый бассейн «Москва». В СССР в то время было два открытых бассейна такого плана, но они были небольшими. А размеры «Москвы» были поистине исполинскими. Посудите сами — диаметр бассейна равнялся 130 метрам, а вмещал он в себя 25 кубических метров воды. За первые десять лет работы в открытом бассейне «Москва» побывало около 24 миллионов граждан СССР и гостей Москвы. Побывали в нём даже и Эрнесто Че Гевара, и Модибо Кейта — президент Мали. Они, как и простые обыватели, остались в восторге. И было от чего.

Че Гевара во время визита у бассейна «Москва»

В центре самого большого бассейна в Москве (и во всём СССР, кстати) построили десятиметровую вышку. Ныряли с неё в специальном секторе для спортивного плавания, который был разделён на дорожки. На всей остальной территории «Москвы» дорожек не было, и пловцы могли перемещаться как им вздумается. По периметру бассейна были расположены душевые, гардероб, буфет и пункты проката плавательного оборудования. Там же располагались детские бассейны малой глубины и банный комплекс. Купить билет на единоразовый сеанс за полтора рубля или же абонемент мог любой житель и гость Москвы. Для этого не нужны были справки. Но ни одного случая заболевания у людей, плававших в бассейне, не зафиксировали.

Всё дело в том, что воду в бассейне «Москва» тщательно очищали и хлорировали. Каждые три часа местная санстанция брала пробы воды, а санэпидемстанция проверяла воду раз в три дня. Условия для плавания в «Москве» были невероятно комфортными. Летом температура воды поддерживалась на 18 градусах, а зимой её с помощью бойлеров нагревали до 22 градусов. В детских бассейнах температура воды была выше. Кстати, в бассейне «Москва» детей учили плавать специально обученные тренеры. Они же отбирали самых одарённых для участия в Олимпиадах. Также в самом большом бассейне Москвы проводили свои тренировки группы по водному поло и синхронному плаванию. Но, к сожалению, в 1991 году бассейн был закрыт.

Чуть ли не с момента открытия бассейна «Москва» жильцы соседних зданий стали жаловаться на неудобства. На фасадах домов появлялась ржавчина, а в Пушкинском музее и вовсе из-за повышенной влажности испортилось несколько экспонатов. А после распада СССР содержать бассейн стало невозможно из-за повышения тарифов на электричество и воду. В 1994 году прилегающие к бассейну постройки и сам резервуар разобрали. А всего спустя год на месте бассейна «Москва» появился фундамент для новой постройки.

Триединый храм

Задача, которую поставил перед собой молодой архитектор, была грандиозной. Как следует из его записок и воспоминаний, он попытался создать не более и не менее, чем новый храм царя Соломона, храм Премудрости, как он сам называл его. Скорее всего, именно эту грандиозную задумку и сумел увидеть в проекте Витберга император Александр I, для которого строительство храма-памятника тоже имело глубоко сакральное значение.

Формулируя основные идеи своего проекта, Карл Витберг писал, что он, во-первых, должен колоссальностью своей соответствовать величию России, во-вторых, иметь в «характере своем» достаточную самобытность, и, наконец, выражать «духовную идею живого храма — человека по телу, душе и духу». Эта идея троичности и стала главенствующей в проекте молодого архитектора, и именно она лучше всего отозвалась тому замыслу храма-памятника, который вынашивал сам русский император.

Колоссальности в проекте Витберга было более чем достаточно. Его храм Христа Спасителя был самым большим из всех представленных на конкурс: высота от подошвы склона до креста на вершине главного купола — 237 метров, от поверхности земли до креста — 170 метров, ширина главной лестницы на склоне горы — 106 метров, диаметр главного купола — свыше 50 метров. На площадке перед храмом должны были возвышаться две 106-метровые триумфальные колонны, материалом для которых, по замыслу архитектора, были захваченные у противника пушки: одну он собирался отлить из тех, что стали трофеями на территории России, вторую — из взятых во время Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов.

Рисунок лестницы, которая должна была вести к храму от Москвы-реки, и колоннады, окружавшей вход в нижний храм

Самобытность, которой добивался Витберг, проявлялась прежде всего в том, что ему удалось спроектировать храм, воспевающий идею божественного покровительства России на языке, понятном не только русскому человеку, но и любому европейцу. Его храм Христа Спасителя был достаточно классическим по формам и пропорциям, но в основе его лежала совсем не традиционная тройственность храма, такая же, как и человека, — в теле, душе и духе. Ее подчеркивала и структура строения: в вертикальном разрезе оно состояло из трех основных частей. Первой был подземный храм во имя Рождества Христова, к которому, как писал сам архитектор, «почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года, кои положили живот свой за Отечество». Причем это должны были быть списки не только погибших офицеров, но и солдат, — и если бы храм был достроен, он стал бы первым в России памятником всем без исключения героям Отечественной войны 1812 года. Вторая часть представляла собой крестообразный (в отличие от прямоугольного нижнего) храм во имя Преображения Господня, украшенный множеством статуй, а третья — круглый храм во имя Воскресения Христова.

Колокола

  


Конечно, лучше было бы возвратить в храм прежние колокола. Но из всех, находящихся в звоннице, сохранился один. И находится он в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных остались лишь неясные изображения и примерные описания в краеведческой литературе. Поэтому на создание колоколов объявили конкурс. В нем приняли участие литейные производства России и зарубежья.

Условия определили довольно строгие. Надо было в короткий срок представить комиссии изготовленные колокола. Масса должна быть от 8 кг до 3,5 т. Количество экземпляров – 10 и более

И что важно: работать предстояло со своим материалом и на свои средства. 13 предприятий представили свои варианты

Но в финал вышли только 2 компании: ЗИЛ и ЛИТЭКС.

К сожалению, комиссия не смогла сделать однозначный вывод. Поэтому конкурс продлили, и к работе привлекли историков и акустиков. Только во второй раз комиссия в расширенном составе смогла определить победителя. Им оказался ЗИЛ. Пробный колокол занял почетное место в музее. Для того, чтобы выполнить заказ, опытный образец протестировали и устранили погрешность в звучании.

За 10 месяцев на ЗИЛе изготовили:

  • Большой колокол (его масса около 30 т)
  • Праздничный
  • Полиелейный (массой чуть больше 9 т)

Будничный (массой 5 т)

Такой срок выполнения сложного заказа – рекорд. Подрядчики из Италии заявили, что для изготовления колоколов потребуется минимум 3 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector