Стоимость билетов

Как добраться до Пушкина

Железнодорожный вокзал Пушкина

Пушкин расположен в 20-25 километрах от центра Санкт-Петербурга. Добраться на него можно следующими способами:

  • электричкой — от Витебского вокзала (метро Пушкинская, Звенигородская) до станции Царское село;
  • автобусом от станций метро Московская, Купчино, Звездная;
  • автомобилем.

Добраться до Екатерининского дворца от железнодорожной станции Царское село можно на автобусах 370, 376, 378, 545 до остановки Садовая улица/Екатерининский дворец (надо проехать 4 остановки).

В хорошую погоду можно прогуляться пешком и посмотреть Пушкин, до дворца 2,5 км, идти примерно полчаса.

Зал ожидания в железнодорожном вокзале

Современное здание вокзала в Пушкине было построено в 1950 году, третье в истории станции. В зале ожидания, с двумя рядами колонн, установлен бронзовый бюст А.С.Пушкину.

Заветный день Лицея

19 октября – знаковая дата для русскоязычного мира. 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского Лицея, самым знаменитым выпускником которого стал Александр Пушкин. Этому событию посвятили Пушкинский вебинар, который прошел 15 октября на портале «Образование на русском». Мероприятие организовали в партнерстве с Институтом Пушкина и Всероссийским музеем А.С. Пушкина.

Открыла онлайн-встречу научный руководитель Пушкинских проектов Института Пушкина Эльмира Афанасьева, отметив что «дата 19 октября прочно соотносится и с культом лицейской дружбы, и с благодарностью учеников своим наставникам, и с осознанием ответственности каждого лицеиста за судьбу отечества».

Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая в обращении к участникам онлайн-встречи рассказала, что ежегодно в октябре институт объединяет друзей и партнеров, в этом году празднование Лицейской годовщины проходит в дистанционном формате. «Но это будет настоящий праздник — в этот раз состоится прямое подключение из Царского Села и нас ждет интереснейшее погружение в Пушкинскую эпоху благодаря директору Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергею Михайловичу Некрасову», — подчеркнула Маргарита Николаевна.

На протяжении полутора часов Сергей Некрасов, – директор Всероссийского музея А.С. Пушкина,  – рассказывал об истории Лицея, о роли первых лиц государства в становлении элитарного учебного заведения и о том, как в Царском Селе создавались условия для раскрытия потенциала каждого воспитанника. Лектор соотнес 6-летний курс обучения с атмосферой диалогов античных философов со своими учениками, цитировал и комментировал мемуары учеников первого выпуска. Наиболее образной и яркой характеристикой лицейской жизни стала цитата из воспоминания графа Модеста Корфа: «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе, при беспрестанном трении умов, при совершенном отсечении от нас всякого внешнего рассеяния».

Сергей Михайлович проводил знаковые параллели между историей Императорского Лицея и судьбой Пушкина. 12 августа 1810 года император Александр I подписал указ о создании Лицея «для образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной». И в этот же день ровно через год – 12 августа 1811 года – юный Пушкин сдавал экзамен, который принимал министр народного просвещения А.К. Разумовский. И еще одна знаковая параллель, отмеченная лектором. Уже после окончания Лицея, в счастливый период своей жизни, Пушкин привезет красавицу-жену Наталью Пушкину в Царское Село. Произойдет это в канун дня рождения поэта – 25 мая 1831 г. Новый период жизни счастливого Пушкина начинается вблизи Императорского Лицея – там, где прошла его юность.

Участников вебинара заинтриговал рассказ о карикатурах на учителей, которые создавали лицеисты. Комментарий лектора к рисункам помог живо представить весьма молодой педагогический состав, которому выпала роль воспитывать умы первых 30 юношей Пушкинского выпуска.
Вебинар «»Когда возник Лицей…» Из истории Императорского Царскосельского Лицея» прошел на одном дыхании. К нему подключились слушатели из Белоруссии, Индии, Узбекистана, Украины, Кипра, Китая, Литвы, Молдавии, Хорватии, Японии и, конечно, России.

Онлайн-проект «А. С. Пушкин и феномен русской классики» реализуется каждый четверг на портале «Образование на русском».
1 октября состоялся вебинар «Моя родословная» А. С. Пушкина: опыт комментария» д.филол.н., руководителя Пушкинских проектов Института Пушкина Эльмиры Афанасьевой.
8 октября прошёл вебинар «Пушкин и Серебряный век», который провела филол.н., профессор Института Пушкина Татьяна Савченко.
Следующий вебинар цикла «А.С. Пушкин и феномен русской классики» состоится 22 октября в 16.00. Он будет посвящен теме «Биография Пушкина как научная проблема». Лектор – д.филол.н. Эльмира Афанасьева. 29 октября слушателей Пушкинских вебинаров вновь ждет встреча с директором Всероссийского музея А.С. Пушкина С.М. Некрасовым.
Видеозаписи Пушкинских вебинаров размещаются на портале «Образование на русском».

Прогуляемся по залам дворца

Зайдя внутрь Екатерининского дворца, сразу не осознаешь все величие: возможно потому, что очень много посетителей было во время нашего визита во дворец, возможно потому, что тебя сразу быстро-быстро снаряжают наушником и бахилами, и за минуту сформированная новая группа туристов уже направляется в экскурсионное путешествие по Большому Екатерининскому дворцу. Ощущение конвейерного подхода все-таки немного подпортило первое впечатление, но уже через пару минут мы об этом забыли. Сейчас объясню почему.

После формирования группы нас повели по залам, параллельно рассказывая историю Большого Екатерининского дворца. И началось знакомство с дворцом с парадной лестницы, по которой все поднимались к залам дворца. Из-за плотных бордовых штор и практически полностью отсутствовавшего освещения помещение парадной лестницы обладает какой-то камерностью.

Оформление стен парадной лестницы во дворце

Парадная лестница

Видимо для пущего эффекта, первый зал Екатерининского дворца, в который нас привели и который не оставил равнодушным ни одного посетителя, был Большой зал дворца. Его еще называют Светлой галереей, и, действительно, света в этом зале предостаточно, а обилие позолоты и роскоши, просто не перестает удивлять.

Большой зал Екатерининского дворца — самое большое помещение в нем, площадью более 800 квадратных метров, использовался в свое время для проведения балов и всяких торжеств и приемов. Огромные семиметровые потолки, благодаря которым чувствуешь себя очень маленьким человечком, а также большие двухъярусные окна, наполняющее светом Большой зал, создают такое ощущение, как будто помещение не имеет конца.

Большой зал Екатерининского дворца

Большой зал еще называют светлой галереей

Большой зал

Золотая Анфилада более 300 метров в длину

А сейчас пройдемся по остальным залам Екатерининского дворца. Из Большого зала мы направляемся в Кавалерскую столовую с прекрасно сервированным столом. В глаза сразу бросается многоярусная изразцовая печь — такие будут встречаться практически во всех залах дворца. Далее располагается Белая Парадная столовая. Начиная с этой комнаты мы уже приближаемся к покоям императрицы. Здесь проводились «вечерние кушания» в очень узком кругу приближенных.

Затем одна за другой идут Малиновая и Зеленая Столбовые. Столбовыми комнаты названы потому, что на стенах представлены очень красивые вставки из стекла, с соответствующим оттенком, в виде столбов.

Кавалерская столовая в Екатерининском дворце

Кавалерская столовая в Екатерининском дворце

Кавалерская столовая в Екатерининском дворце

Красиво украшенный стол в Белой Парадной столовой

Белая Парадная столовая

Очень интересная ваза

Роспись на потолке Белой Парадной столовой

Не желаете ли партию в шахматы

Расписанные вазы в Малиновой столбовой

Секретер в Зеленой столбовой

Статуэтки слуг в Зеленой столбовой

Императрица встречает гостей

Пропустив Янтарную комнату, на которой мы остановимся дальше по-подробнее, направляемся в Картинный зал, который в свое время служил парадной столовой. Стены зала украшены картинами западно-европейских мастеров. Как это все-таки по-царски использовать картины, которые имеют свою художественную ценность, исключительно с декоративной целью, ведь, как мы узнали от экскурсовода, архитектор при размещении картин прежде всего учитывал их размеры.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы. Здесь располагаются различные золоченые кресла, а также старинное деревянное бюро. Дальше следует Китайская гостиная Александра I, которая мне показалась одной из самых красивых во всем дворце. Стены этого зала украшены обивкой из шелка с росписью акварельными красками в китайской манере.

Картинный зал в Екатерининском дворце

Роспись на потолке Картинного зала

Бюро в Малой Белой столовой

Китайская гостиная Александра I

Картина с изображением Александра I

Прекрасно расписанная ваза в одном из залов дворца

Еще одна ваза, которых во дворце сотни

Еще несколько залов осталось нам посетить в Большом Екатерининском дворце, и Зеленая столовая один из них. С этой столовой начинаются личные покои императрицы с нежно-зелеными стенами, которые покрыты очень интересным лепным орнаментом на различные античные мотивы.

Завершаем нашу прогулку по залам Большого Екатерининского дворца в помещении Официантской. Она выполнена в строгом стиле и украшена ломберными столиками и стульями из красного дерева, а на стенах картины с горными пейзажами и руинами.

Зеленая столовая в Екатерининском дворце

Фигуры юношей и девушек в античных одеяниях

Камин в Зеленой столовой

Официантская, хотя с виду так не назовешь

Переезд в Петербург

1 ноября 2011 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей с изображением Царскосельского лицея в память его 200-летия. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169 граммов

6 сентября 1843 года[] учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, дом 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.

Здание Александровского лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В —1905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья.

К 100-ю Александровского(Царскосельского) лицея. Возложение венка на памятник лицеисту А. С. Пушкину в Царском Селе. Янв.1912 г.

С 1843 по 1917 г. здесь жили лица высочайшего двора. Среди них — первый попечитель Лицея принц Петр Георгиевич Ольденбургский; фрейлина графиня Екатерина Фёдоровна Тизенгаузен, внучка М. И. Кутузова; фрейлина Александра Васильевна Жуковская, дочь знаменитого поэта В. А. Жуковского; фрейлина М. Э. Мещерская, великий князь Николай Николаевич (старший), сын Николая I, женатый на принцессе Александре Петровне Ольденбургской.

Пушкинский музей

Памятник А. С. Пушкину в Лицейском саду.

Несмотря на то что учебное заведение теперь находилось в Петербурге, традиции Царскосельского лицея и особенно память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные лицейские дни, такие как 19 октября — день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. 19 октября 1889 года перед главным входом был установлен бронзовый бюст Александра I работы П. П. Забелло, а в саду — гипсовый памятник А. С. Пушкину, в 1899 году заменённый двухметровым бронзовым бюстом работы И. Н. Шредера (бюст работы Шредера в настоящее время выставлен перед Пушкинским Домом).
В 1900 году в Царском Селе был открыт бронзовый памятник А. С. Пушкину-лицеисту в Лицейском саду.

Снаружи и изнутри

Классический архитектурный стиль флигеля будущего Царскосельского Лицея был продиктован необходимостью вписать сооружение в дворцовый ансамбль Екатерининских палат. Четырёхэтажное «великокняжеское» помещение по проекту Неелова сообщалось с Церковным корпусом двухъярусным верхним переходом, опирающимся на три арки.

Перепланировкой помещений под будущий Лицей в начале XIX в. занимался известный архитектор В.П. Стасов, создатель Спасо-Преображенского собора и Московских Триумфальных ворот.

Восстановлением здания после ВОВ было поручено архитектору Александру Александровичу Кедринскому.

Интерьер и экспозиции

Четырёхэтажное здание Мемориального Музея-Лицея в г. Пушкине является действующим музеем. Основные экспозиции восстановлены по историческим документам и находятся на трёх верхних этажах.

Второй этаж

На территории второго этажа представлена экспозиция, рассказывающая об истории становления Лицея и музея. В выставке представлена информация о жизненном пути и успехах наиболее талантливых выпускников знаменитого учебного заведения.

Третий этаж

На третьем этаже находились все учебные залы Лицея. Здесь можно увидеть классы для занятий естественными и гуманитарными науками, физическую лабораторию и рекреационные комнаты. В переходе к Церковному корпусу располагается библиотека с оригинальными изданиями времён ученичества Пушкина. Гордость третьего этажа — Большой зал. Обширное помещение с высокими окнами и торжественной обстановкой служило вместилищем наиболее торжественных мероприятий. Среди экспонатов находятся оригинальные табели пушкинских времён, маски для фехтования и работы лицеистов.

Четвёртый этаж

На последнем этаже находятся комнаты учеников и гувернёров. Традиции Лицея поддерживали идеи равенства между лицеистами, соответственно каждому из них выделялась небольшая комната с самым простым набором мебели. Низкие перегородки между «кельями» сотоварищей по учёбе позволяли свободно делиться своими мыслями, не выходя из комнат.

Лицей в Царском Селе

Здание

Лицей на рисунке XIX века

Царскосельский лицей, современная фотография

Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильёй Нееловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырёх этажей. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.

Лицейские директора и педагоги

Первым директором Лицея стал В. Ф. Малиновский (1811—1814). После его смерти директором был назначен Ф. М. Гауеншилд, бывший в лицее профессором немецкого языка и словесности (1814—1816). Следующим директором назначили Е. А. Энгельгардта (1816—1823). Затем директором был Ф. Г. Гольтгоер (1824—1840). При следующем директоре Д. Б. Броневском (1840—1853) лицей был переведён из Царского Села в Санкт-Петербург.

Среди первых профессоров и преподавателей Лицея были:

  • А. П. Куницын, 1782—1840 (нравственные и политические науки);
  • Н. Ф. Кошанский, 1781—1831 (эстетика, российская и латинская словесность);
  • Я. И. Карцов, 1785—1836 (физические и математические науки);
  • Л.-В. Теппер де Фергюсон, 1768 — после 1824 (музыка и хоровое пение)
  • А. И. Галич, 1783—1848 (русская словесность);
  • Ф. Б. Эльснер, 1771—1832 (военные науки);
  • Д. И. де Будри, 1756—1821 (французская словесность);
  • С. Г. Чириков, 1776—1853 (изящные искусства).

Первые воспитанники

И. Е. Репин. «Лицейский экзамен». 1911

Комната № 14, где жил Пушкин

В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали:

  • Бакунин, Александр Павлович (1797—1862)
  • Броглио, Сильверий Францевич (1799—1829)
  • Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798—1841)
  • Горчаков, Александр Михайлович (1798—1883)
  • Гревениц, Павел Фёдорович (1798—1847)
  • Гурьев, Константин Васильевич (1800—1833), исключён из Лицея в 1813 году
  • Данзас, Константин Карлович (1801—1870)
  • Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831)
  • Есаков, Семён Семёнович (1798—1831)
  • Илличевский, Алексей Демьянович (1798—1837)
  • Комовский, Сергей Дмитриевич (1798—1880)
  • Корнилов, Александр Алексеевич (1801—1856)
  • Корсаков, Николай Александрович (1800—1820)
  • Корф, Модест Андреевич (1800—1876)
  • Костенский, Константин Дмитриевич (1797—1830)
  • Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846)
  • Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799—1857)
  • Малиновский, Иван Васильевич (1796—1873)
  • Мартынов, Аркадий Иванович (1801—1850)
  • Маслов, Дмитрий Николаевич (1799—1856)
  • Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872)
  • Мясоедов, Павел Николаевич (1799—1868)
  • Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)
  • Пущин, Иван Иванович (1798—1859)
  • Ржевский, Николай Григорьевич (1800—1817)
  • Саврасов, Пётр Фёдорович (1799—1830)
  • Стевен, Фёдор Христианович (1797—1851)
  • Тырков, Александр Дмитриевич (1799—1843)
  • Юдин, Павел Михайлович (1798—1852)
  • Яковлев, Михаил Лукьянович (1798—1868)

Из этих 30 человек 18 были православными, остальные — лютеранами или католиками. Другие известные выпускники:

  • Ахшарумов, Владимир Дмитриевич (1824—1911) — русский поэт.
  • Замятнин, Дмитрий Николаевич (1805—1881) — министр юстиции России (1862—1867)
  • Кайданов, Николай Иванович (ум. 1894) — начальник архива департамента таможенных сборов, известный архивист.
  • Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович (1826—1889) — писатель

Распорядок дня

Не стоит думать, что жизнь в лицее протекала в праздности и свободе. Дети вставали ровно в 6 часов и шли на утреннюю молитву, которую творили вслух по очереди. С 7 до 9 занимались в классе, после чего шли на чаепитие и далее, вне зависимости от погоды, на прогулку. С 10 до 12 часов снова шли занятия, затем вторая прогулка, после которой, в 13.00, был обед. С 14.00 до 15.00 воспитанники упражнялись в чистописании или рисовали, а далее снова шли на 2 часа в класс. После чаепития в 17.00, как это заведено в Англии, вновь шли гулять, после чего повторяли пройденный за день материал или посещали вспомогательные занятия для повышения успеваемости. В 19.30 звонили к ужину, последующее вечернее время было посвящено игре в мяч и прочим подвижным играм. День лицеиста завершался вечерней молитвой и отходом ко сну в 22.00.

При таких, казалось бы, жестких правилах, учащиеся не чувствовали себя скованными по рукам и ногам. Благожелательная атмосфера и уважительное отношение наставников делали жизнь в Царском Селе насыщенной, интересной и разнообразной.

История Екатерининского дворца в Пушкине

Строительство

Когда-то на месте Екатерининского дворца находилась усадьба зажиточного шведа. Но, в результате Северной войны эти места перешли во владение Российского государства. Через некоторое время Петр Великий, подарил эту усадьбу Марте Скавронской, которая впоследствии приняла православие и стала Екатериной Алексеевной. Затем она стала женой Петра I.

Большой Царскосельский дворец 1755-1761. Гравюра по рисунку М.Махаева

Чтобы усадьба соответствовала императорскому статусу, Екатерина I велела возвести дворец с 16 комнатами. В 1717 году к строительству приступил Иоганн Фридрих Браунштейн – немецкий архитектор, который также работал над возведением Кронштадта и Большого Меншиковского дворца. Но он не единственный, кто построил Екатерининский дворец в Царском Селе – дворец неоднократно перестраивался, пока не обрел нынешний внешний вид.

Читать еще: Цена билета и режим работы дворца в 2021 году

Перестройка

Когда Елизавета Петровна взошла на престол, она приказала сделать дворец просторнее и роскошнее, и поручила это русским архитекторам. За работу взялись Михаил Земцов, Андрей Квасов и Савва Чевакинский. Именно они расширили дворец до современных масштабов, достроили некоторые корпуса, изменили интерьеры церкви и Тронного зала. Именно в это время внешний и внутренний облик дворца приобрел привычный вид.

Но на этом перестройка не остановилась. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Бартоломею Франческо Растрелли вновь изменить дворец. Строительные работы длились 4 года, и появился дворец в стиле Русское барокко. На позолоту деталей интерьера и экстерьера ушло более 100 килограммов золота, а перед дворцом появился парк.

История Екатерининского дворца при Екатерине Великой

Елизавета Петровна перед смертью велела позолотить все статуи в парке. Екатерина Великая, став владелицей дворца, велела соблюсти волю покойной императрицы. Однако, уже после того, как несколько статуй были позолочены, она узнала стоимость такой работы, и тут же велела прекратить их.

Во время своего правления императрица переделывала стиль и особенности планировки Екатерининского дворца так, чтобы он стали более удобными для жизни и скромными, конечно, насколько это было под стать императрице. В этом ей помогал Чарльз Камерон, который создал Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Серебряный кабинет, Синий кабинет и Опочивальню.

Екатерининский дворец во время Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – самая скорбная страница в истории дворца. Хотя, на самом деле, еще до начала войны императорская резиденция требовала реставрации, поскольку он пострадал во время революции 1917 года и Гражданской войны. Она как раз только началась в 1940 году: расчищали фасады, чтобы узнать оригинальный цвет краски, укрепляли лепнину, делали замеры. Вместе с этим к реконструкции готовили Янтарную комнату, поскольку окаменевшая смола пересохла и потемнела в некоторых местах, как и связывающая камни мастика. Жизнь шла своим чередом, пока не объявили о войне.

Обстрелы города начались в 1941 году, в Пушкине начали возводить оборонительные сооружения, оборонительные окопы. Однако работница музея, Вера Владимировна Лемус, которая оставила дворец одна из последних, вспоминала, что ни один из объектов дворца не пострадал при первых обстрелах. В ночь с 16 на 17 сентября фашисты вошли в город, и дворец был обстрелян. В него попал снаряд, большая часть дворца была разрушена, некоторые – пострадали от огня.

В войну не удалось сохранить ни один зал, авиабомбы были в каждом помещении дворца, он неоднократно горел. К 1945 году это были руины. Эвакуация ценностей в Новосибирск началась в июле, как только стало известно о нападении, она продолжалась до сентября – предметы искусства вывозили под огнем, рискуя своей жизнью ради наследия. Многое спасти не удалось. Когда работники не могли вывезти ценности, они прятали их в подвал, надеясь осуществить план при первой возможности. Скульптуры закапывали в парке. К сожалению, все, что не успели эвакуировать до сентября – безвозвратно утеряно.

Многое вывезти было просто невозможно: обивку стен, резьбу, паркеты – то, что было частью дворца. К тому же, появлялись и мародеры – иконы были вырезаны, а паркетными досками топили печи.

Реконструкция началась сразу после войны – летом 1945. Продолжается она до сих пор – мастера кропотливо восстанавливают каждую деталь. Работы начались там, где сохранилось хоть что-то, это были залы, построенные Чарльзом Камероном. Все остальное было воссоздано.

Мемориальный музей-лицей

Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты I выпуска.

На основе архивных материалов были восстановлены Большой зал, Газетная комната, Библиотека, учебные классы, некоторые спальни воспитанников, а также квартира гувернера и учителя рисования С.Г. Чирикова.

В Большом зале воспитанники проводили часы досуга, занимались танцами, фехтованием, ставили спектакли. По торжественным случаям в зал вносили, покрытый красным сукном с золотой бахромой, стол, на который помещали — «Грамоту, жалованную Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I». Сегодня грамота также занимает своё место в центре стола. Документ с вензелем самодержца скреплён государственной печатью, заключённой в ковчег золоченой бронзы. Содержит Устав и Манифест о создании Лицея.

У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А.С. Пушкин.

Спальни размещались на четвертом этаже лицея. По обе стороны находилось пятьдесят комнат воспитанников и две дежурных гувернеров.

Над каждой комнате, как и прежде, табличка с её номером, именем и фамилией воспитанника (Пушкин занимал комнату № 14). Восемь комнат воссозданы и открыты для осмотра.

Спальни отделялись одна от другой и от коридора перегородками, не доходящими до потолка.

В комнате размещались железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул и стол для умывания.

В учебном классе стоит кафедра преподавателя, учебная доска, на стене висит «Генеральная карта Российской империи с разделением на новоучреждённые губернии и уезды» 1785 года.

Полуциркульные парты расположены амфитеатром. Лицейские занимали места в зависимости от успехов по тому или иному предмету. Первые — занимали лучшие ученики. Последние — кто не имел знаний по предмету. На уроках русской словесности Пушкин сидел впереди; вероятно, в числе последних, — на математике.

В галерее, соединяющей Лицейский флигель с Екатерининским дворцом, размещалась библиотека.

Сегодня здесь в шести шкафах из красного дерева находится более 700 книг с экслибрисами и печатью Лицея. На постаментах размещены бюсты античных философов: первый — Сократа, в центре — Софокла, далее — Гомера.

Рядом с библиотекой располагалась небольшая Газетная комната. Справа на стене находится карта европейской части России. В центре комнаты на круглом столе номера газеты «Северная почта» с реляциями — сообщениями о военных действиях с июля по октябрь 1812 года.

Проходная и Длинная комнаты предназначались для внеклассных занятий. Свои стихи, эпиграммы и рисунки лицеисты помещали в рукописные журналы. В Длинной комнате находятся учебные фехтовальные принадлежности пушкинского времени — рапиры и маски.

В бывшем Физическом кабинете, который был одним из лучших в своё время, представлены инструменты и механизмы конца 18 — начала 18 веков. В витрине находится коллекция минералов, состоящая из сорока предметов включая морские раковины и окаменелости. В центре комнаты на столе находятся характеристики воспитанников и табель успеваемости 1816 года. Система оценок была такова: единица означала «превосходно», двойка — «очень хорошо», тройка — «хорошо», четвёрка — «посредственно», ноль — «худо».

В классе рисования представлены копии рисунков лицеистов первого выпуска: «Голова библейского старца» Ивана Малиновского, «Птичка» Константина Данзаса, «Цветок» Павла Мясоедова, «Лев» Александра Бакунина и «Голова воина» Сергея Ломоносова.

В классе пения на старинном фортепьяно, украшенном изысканной резьбой с изображением лиры помещена «Прощальная песнь воспитанников Императорского Лицея в Царском Селе». Слова Антона Дельвига. Музыка Вильгельма Теппера, который с 1816 года исполнял должность учителя пения в лицее.

В квартире учителя рисования и гувернёра Сергея Гавриловича Чирикова на мольберте представлен единственный сохранившийся портрет Пушкина-лицеиста. Предположительно, автором портрета является С.Г. Чириков.

На 2-м этаже лицейского здания открыта постоянная экспозиция «Живем мы памятью Лицея», представляющая 200-летнюю историю этого замечательного учебного заведения и рассказывающая о судьбах выдающихся выпускников Лицея разных лет.

Руководители и педагоги

Первым директором элитного лицея стал Василий Федорович Малиновский, просветитель, публицист и дипломат. Именно он старался установить дружественные отношения между учениками и наставниками. Воспитанники Царского села любили проводить досуг в семье директора, подолгу беседуя на любые волнующие лицеистов темы.

Период директорства Малиновского стал тяжелым как для страны, так и для него самого. Сначала грянула война с Наполеоном, вслед за этим умерла жена Василия Федоровича, оставив ему на попечение малолетних детей. 4 апреля 1814 года после непродолжительной болезни Василий Малиновский скончался, не дожив до 50 лет. В последующие два года пост директора лицея занимал учитель немецкого языка и словесности, профессор Федор Матвеевич Гауеншильд, затем – Егор Антонович Энгельгардт.

В числе преподавателей Царскосельского лицея было много блистательных педагогов:

  • Александр Иванович Галич;
  • Александр Петрович Куницын;
  • Николай Федорович Кошанский;
  • Яков Иванович Карцев;
  • Сергей Гаврилович Чириков;
  • Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон;
  • Федор Богданович фон Эльснер;
  • Давид Иванович де Будри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector