Летний дворец петра i

А что внутри?

Сени, спальни, кабинет и столовая – вот и все комнаты в домике Петра I. Стены были обтянуты парусным холстом. На дверях – металлический орнамент.

В доме отсутствует печь и дымоход, поскольку использовался он, как у нынешних людей дача, т.е. только летом.

Как видите, место очень скромное для царя и по площади и по количеству комнат. Отсутствуют какие-либо предметы роскоши. Сейчас в домике Петра 1 находится подлинная мебель и как видно на фото, современным людям она может показаться неудобной и «недостойной» царя.

Царь лично выстругал себе широкое кресло из грушевого дерева. Столвая также очень простая, с оловянной посудой и «грубоватой» мебелью. Из света – только подсвечник с двуглавым орлом.

Второй этаж дворца

Летний дворец Петра I имел и второй этаж, на который вела массивная дубовая лестница. Здесь находилось шесть комнат, в которых разместилась царица со своими фрейлинами и детьми. Интерьер второго этажа значительно отличался от первого, так как здесь находилось огромное количество зеркал и картин. Рядом со спальней Екатерины I находился прекрасно оформленный тронный зал, в котором царица решала свои дела. Зеленый кабинет удивлял посетителей своей великолепной позолоченной отделкой, многочисленными фигурками из слоновой кости и дерева, а также удивительно красивыми китайскими фресками. Для вечеринок и танцев было отведено специальное помещение.

Внутренне устройство дворца

Дворец был рассчитан на пребывание гостей исключительно в теплое время года, поэтому в него заезжали в мае и оставались вплоть до октября. Всего во дворце располагалось 14 комнат, 2 поварни, 2 коридора. Служебные коридоры предназначались для обслуги. С этим коридором сообщались: а) Гардеробная; б) Денщицкая (1-й этаж); Фрейлинская (2-ой этаж); в) поварни, туалеты, топочные отверстия печей; г) служебная винтовая лестница, скрытая за дубовой резной конструкцией, напоминающей шкаф. Наружная дверь из коридора выходила на фасадную невскую галерею.Летний дворец был расположен таким образом, что его стены омывались с трех сторон водой: с севера – Нева, с востока – Фонтанка, а с юга, перед входом, располагался гаванец. Углом восточного и северного фасадов дворец «врезался» в поток вод Невы, создавая впечатление движущегося корабля. Подходившие ко дворцу лодки и ялики швартовались у фасадов дворца словно у бортов корабля, чему служат доказательством причальные кольца, расположенные на южном и восточном фасадах здания.Благодаря местоположению дворца, в нем была устроена проточно-промывочная канализация. Она соединяла 6 туалетов с помощью деревянных коробов, заменяющих современные трубы.Нижняя поварня была обустроена очагом, разделочными столами, кладовыми, а главное – мойкой с проточной водой. Об этом, в условиях того времени, можно было только мечтать. Вода подавалась от фонтанной системы летнего сада. Ее закачивали насосы в чугунный бак, расположенный на чердаке.Надо отметить, что в петровские времена дуб массово использовался для нужд флота и не разрешалось его брать для строительства домов. Однако интерьер дома изобиловал изделиями из дуба, за исключением двух комнат – зеленого кабинета и личного кабинета Петра І, который был отделан ореховым деревом. Смежные с кабинетом комнаты – столовая и спальня царя. На филенке двери, ведущей в спальню, изображены голгофы (предположительно работы самого Петра І). В кабинете находится уникальный ветровой прибор – это три диска, заключенные в резную рамку: верхний был часами со стрелками (часовой, минутной и секундной), нижние диски «ветровые указы», были соединены с флюгером на крыше и показывал направление и силу ветра.Прекрасно сохранена отделкам Зеленого кабинета второго этажа. Он стал образцом интерьера в духе французской моды: стены украшены декоративными росписями, зеркала, десюдепорты.Фасад дворца выполнен в виде триумфа и позволяет считать его первым памятником побед России в Северной войне.

Парковые скульптуры

Кроме великолепных фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры

Скульптуры всегда являлись непременным атрибутом украшения Летнего сада

Первыми парковыми скульптурными украшениями были барельефы из терракоты, выполненные по заказу самого Петра, воплощающие мифологические сюжеты, связанные с морем. На одних монументальных панелях были изображены амуры, катающиеся на морских животных. На других — богиня мудрости Минерва держала военные трофеи. Но не все они были достаточно хорошего качества.

Затем для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве (С.Рагузинского и Ю.Кологривова),   обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний.

Постепенно сад украсился скульптурными изображениями богов и богинь

Много скульптур, украсивших парк, было приобретено именно этими людьми, в том числе и знаменитая Венера Таврическая, найденная во время итальянских раскопок. 

Центральная аллея, идущая от Невы вглубь сада, с уложенной на ней белой и черной мраморной плиткой, была украшена двенадцатью парными мраморными колоннами. На этой аллее впервые в России  и была установлена обнаженная женская скульптура Венеры Таврической. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен охранник с ружьем. Сегодня эту Венеру можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа.

Сегодня красота женского обнаженного изваяния уже никого не пугает

Многие из античных скульптур впоследствии были замечательными портретными бюстами (Марк Аврелий, Нерон, Ю.Цезарь, А.Македонский и т.д.). Большинство скульптур были авторскими работами. Среди изваяний были также изображения персонажей античных мифов и аллегорические фигуры. Группа скульптур изображает время суток, другая – время года и т.д.

Композиция «Амур и Психея» была приобретена в Риме в 1719 году

Второй Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом с 60-ю скульптурными композициями на темы басен Эзопа. Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом.

Фонтаны и скульптуры Летнего сада создают гармоничное единение

Некоторые из мраморных скульптур, установленных в Летнем саду, говорят, были привезены лично Петром Первым. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний, а к концу 18 века их было уже около двухсот. 

Но до нашего времени сохранилось не более 90 прекрасных произведений венецианских мастеров, да и те в весьма потрепанном состоянии. Все сохранившиеся произведения искусства, простоявшие практически 300 лет под открытым небом,  отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с них копии украшают теперь аллеи Летнего сада.

Аллеи Летнего сада украшают копии скульптурных произведений искусства

В 1839 году, в честь установившихся хороших отношений между так долго враждовавшими странами, шведский король Карл Четырнадцатый подарил Николаю Первому порфировую вазу темно-красного цвета, которая стала символичным украшением Летнего сада Петра Первого. Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.

Порфировую вазу можно увидеть со стороны Карпиева пруда

В середине 19 века в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник – памятник И.Крылову (автор П.Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.

Памятник И.Крылову  — настоящее произведение искусства

Немного истории

Санкт-Петербург изобилует огромным количеством памятных и исторических мест, с которыми связаны судьбоносные события в жизни государства Российского. Одно из таких живописных мест — дворец Петра I в Летнем саду, выстроенный в 1710-х годах.

Для государя-реформатора, человека настолько неприхотливого в быту, что он прекрасно чувствовал себя о и в простой солдатской казарме, и в обычной рыбацкой хижине, одновременно со строительством столицы началось возведение и нового императорского дворца, место для которого он выбрал лично.

Внимание государя обратило на себя имение бывшего шведского офицера Эриха Конау, расположенное в живописном уголке между водными артериями новой столицы — Мойкой (в то время — Мьей) и Фонтанкой (в то время — Безымянным Ериком) и довольно хорошо обжитое

В 1703 году мастером по обустройству усадьбы Петр I назначил строителя, служившего в бомбардирской роте государя в 1702 году — Ивана Матвеевича Угрюмова (более известного, как Иван Матвеев), который и выстроил для императора деревянный дворец, самим Петром называемый «летним домом», а также подготовил место для регулярного парка, распланировал аллеи и вырыл небольшую гавань. В то время царские хоромы представляли собой небольшой домик по голландскому типу, богато украшенный живописью, орнаментами и позолоченными оконными рамами.

Спустя всего несколько лет в городе началось каменное строительство, коснувшееся и царской резиденции. По указу Петра I известный архитектор Доменико Трезини создал проект нового дворца, воплотив в камне замыслы государя о добротном небольшом и практичном доме, где критерий удобства являлся основополагающим фактором.

Санкт-Петербург обустраивался, осваивалась заболоченная местность, соединялись каналами небольшие речушки, образовывая островки. Один из таких каналов — Лебяжий — соединил Неву и Мойку, в результате чего бывшая шведская усадьба оказалась с трех сторон окружена водой. И в северной части острова началось возведение нового дворца, у стен которого плескалась вода и чье сходство с мчащимся по волнам кораблем оказалось созвучно замыслам государя о выходе к Балтийскому морю и созданию мощного российского флота.

Каменный особняк в стиле «барокко», строительство которого продолжалось более трех лет (с 1710 по 1713 год), после окончания всех наружных и внутренних работ мало походил на императорские хоромы. Изначально дворец задумывался как летняя резиденция, поэтому стены не утепляли, сделав их достаточно тонкими, а в окна вставили одинарные рамы.

Интересные факты:

Летний дворец Петра I — одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, он был построен в 1714 году и сохранился в своем первозданном виде до наших дней. Двухэтажный дворец предназначался только для летнего проживания, поэтому имел тонкие стены и одинарные оконные рамы. Император впервые поселился в незаконченном дворце уже в 1712 году и в летнее время прожил там все оставшиеся годы. Именно Летний дворец дал название Летнему саду.

Фасад дворца декорирован барельефами из событий Северной войны работы А. Шлютера, где сам Петр I изображен в образе Персея, а четырехскатная крыша украшена угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Саму крышу венчал флюгер, указывающий направление и силу ветра. Общий вид барочного дворца внешне скромен, здание имеет ровные пропорции и обилие окон со всех сторон здания. Интересно, что здание строго ориентировано на запад и восток, это было воплощением идеи императора, что Россия одинаково нацелена на обе эти стороны света.

Летний дворец довольно мал — он состоит всего из 14 комнат (по 7 на этаже). Неброскость внешних форм компенсировалась богатством внутреннего убранства. Интерьеры были расписаны русскими художниками А. Захаровым, И. Заварзиным и Ф. Матвеевым. Из самых заметных украшений внутри дворца находятся дубовое панно в нижнем вестибюле, уникальные голландские изразцы, камины с лепными барельефам, живописные плафоны. В отделке широко использовались темы прославления русской воинской славы, этому посвящены многие скульптурные и художественные элементы декора.

На первом этаже располагались комнаты Петра I, на второй — его жены и детей. Также дворец включал комнаты для приемов («ассамблейные»), кабинет, тронный зал и даже личный карцер царя. Одну из комнат дворца занимала механическая токарная мастерская, где император любил не только работать лично, но и принимать доклады вельмож.

В Петровское время возле дворца располагалась небольшая гавань — Гаванец, которую позже засыпали после наводнения. Она позволяла подплывать ко входу во дворец прямо на лодке. Также окружающая дворец вода использовалась и для устройства канализации.

После смерти Петра I дворец долгое время использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных, здесь заседал Верховный Тайный совет, но сами царствующие особы больше во дворце не жили. Именно этому дворец обязан своей сохранностью — Елизавета построила себе новую летнюю резиденцию, а петровский дворец никто не стал перестраивать.

В 1925 году дворец перешел в ведение Русского музея, а с 1934 года стал полноценной музейной экспозицией, посвященной Петру I.

Летний дворец Петра I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 1Б.

Летний дворец Петра I на карте:

Как добраться:
Дворец находится на острове Летний сад возле Прачечного моста.

Ближайшая станция метро — «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Суворовская площадь», «Летний сад».

Фонтаны и пруды

Как уже упоминалось, вся территория создаваемого Петром сада была четко организована и разделена на определенные части. Парадная часть Летнего сада делилась на четыре основные площадки: Дворцовую (Дамскую), Шкиперную, Добродетелей и Круговорот суток. На первой площадке обычно гуляла и отдыхала императрица с придворными дамами. На второй – сам император с заезжими гостями.

Петр Первый с придворными на Шкиперной территории Летнего сада

Все четыре садовые зоны сада были обустроены фонтанами — первыми в России подобными гидротехническими сооружениями. Вода в них качалась паровой французской машиной из Фонтанки, которая именно из-за фонтанов Летнего сада и стала так называться, ведь до этого она была просто Безымянным Ериком

Первые парковые фонтаны не были так вычурны и декоративны как последующие, украсившие Петергоф и другие загородные парковые ансамбли, но они очень оживляли парковый пейзаж.

Фонтан «Пирамиду» можно увидеть на главной аллее четвертой площадки

Многие восстановленные фонтаны хранят память о царствующих особах в своих названиях. Например, один из первых фонтанов главной аллеи со стороны Дворцовой набережной «Царицын» увековечил память о Екатерине Первой, которая в этом месте любила встречать гостей. 

Фонтан «Пирамида», установленный на четвертой площадке по повелению той же Екатерины повторяет одноименный Петергофский.

Фонтан «Царицын» на века сохранил память о Екатерине Второй

Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов. Многие из них располагались на территории Лабиринтового сооружения Второго Летнего сада. Оформлялись они цветным мрамором, декоративным камнем и деревом.

Кроме многочисленных фонтанов, парковая территория была оснащена и прудами. При создании Второго Летнего сада планировалось создать цепочку каскадных прудов. Были организованы несколько водоемов – Форелиев, Цветочный, Мельничный и Карпиев. Созданные пруды не только способствовали осушению и облагораживанию садовой территории, но в них, к тому же, разводили разнообразную рыбу, о чем красноречиво говорят их названия.

Из всех прудов только Карпиев пруд сохранился со времен Петра Первого

Из всех созданных при Петре Первом прудов на сегодняшний день сохранился только Карпиев, который находится недалеко от входа со стороны Мойки, там же где установлена порфировая ваза. Пруд неоднократно реставрировался и сегодня поддерживается в хорошем состоянии. Его давно облюбовали белые лебеди, которые уже привыкли быть объектом фотосъемок.

После крупномасштабной реконструкции сада, проходившей в конце первого десятилетия 21 века, был возвращен к жизни и Менажерийный (в переводе с фран. – зверинец) пруд. Этот пруд также возник при Петре Первом и по его проекту по ходу главной аллеи. В нем разводили всевозможных птиц от морских уток до индейских гусей, для которых были обустроены специальные домики. Этот пруд был сильно поврежден наводнением и засыпан. Только благодаря реставраторам мы можем любоваться еще одним восстановленным ландшафтным детищем Петра.

Менажерийный пруд возвращен к жизни трудом реставраторов

Экскурсия по Летнему дворцу

Сегодня этот дворец по праву входит в раздел «Лучшие достопримечательности Питера». Посетить его стремятся тысячи туристов. Что же можно увидеть во дворце?

Главным украшением вестибюля является большое панно — барельеф Минервы, вырезанный из дерева

Нельзя не обратить внимание на дверь, наличники на которой изготовлены из черного мрамора. Она ведет в комнату, которая когда-то являлась приемной короля

Следующее помещение предназначено для денщиков, оно не представляет особого интереса. Далее находится Ассамблейная (Вторая приемная), главным украшением которой служит плафон «Триумф России». А между окнами установлено Адмиралтейское кресло, ранее принадлежавшее Петру I. За второй приемной расположена узкая комната, некогда служившая гардеробной царя.

Продолжая осматривать Летний дворец, перейдем в следующую комнату – кабинет императора, где сохранились еще некоторые личные вещи царя. Так, интерес представляет подарок английского короля Георга I — корабельные часы с компасом. В углу установлен дубовый шкаф, на который нанесена красивая резьба. По центру стоит огромный стол и рабочее кресло. Из кабинета ведет дверь в царскую спальню

Здесь привлекает внимание плафон, на котором изображен бог сна Морфей, держащий в руках маковые головки. Глядя на него, определить предназначение комнаты не составляет особого труда

В спальне находится красивый камин, в котором, по преданию, прятался придворный королевский шут Балакирев.

На втором этаже наиболее интересным будет Зеленый кабинет, который сохранил в первозданном виде всю свою отделку, о ней уже рассказывалось. В углу установлен камин, на котором установлены скульптуры амуров. Перейдя в танцевальную комнату, вы попадете в мир зеркал. Особого внимания заслуживает большое зеркало в ореховой раме с уникальной резьбой. В детской комнате можно увидеть плафон, на котором изображен аист, держащий в клюве змею, что символизировало славное царствование наследника и гибель врагов. Напоследок нужно зайти в тронный зал Екатерины, где еще стоит ее трон.

Во дворце до сих пор сохранилась уютная домашняя атмосфера, которая притягивает многочисленных туристов. Сюда едут не только для того, чтобы увидеть эту достопримечательность Санкт-Петербурга и познакомиться с историей. Многие хотят понять, как именно жил император и что его окружало.

Уникальные возможности Летнего Дворца

«Летний Дворец» в Петергофе — удивительное место, которое привлекает не только с целью наслаждения культурой и историей, но еще и тем, что на его территории предоставляется большое количество услуг.

Обратите внимание! Стоимость аренды зависит от того, на каком помещении остановлен выбор, и от того, какие услуги будут оказаны посетителям. Банкеты организовывают на разное количество человек, меню составляется по желанию посетителей и это тоже влияет на окончательную цену мероприятия

  • Банкет в «Главном зале» — одновременно можно разместить до 600 человек. Стоимость организации мероприятия в данном случае будет зависеть от количества блюд. Минимальная сумма, которую придется заплатить за одного человека, составляет 3600 рублей*.
  • Летний павильон не очень большой, в нем помещается до 60 человек. Стоимость банкета составляет от 30 тысяч руб.* за всех. Стоимость за место от 3600 руб.*
  • Малый зал вмещает до 50 человек. Стоимость такого банкета составит от 2400 руб. до 4500 руб.* с человека.

На территории, предоставляются услуги Кейтеринга. Среди них:

  • Организация банкета от 2500 руб.*
  • Барбекю – от 2100 руб.* с человека.
  • Организация фуршета 2500 руб.* с одного гостя.

Внимание! Свадьба – мероприятие, которое организуется всегда с размахом. На территории Петергофа проводится в главном зале, стоимость свадьбы на 110 человек от 110 тысяч руб.*  Организация свадьбы может быть и в Летнем павильоне (до 60 человек), и в малом зале (до 50 человек)

Главный зал в Петергофе

Интерьер Летнего дворца

На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. Больших залов здесь нет. Вестибюль отделан резными дубовыми панелями, расчлененными пилястрами ионического ордера. Барельефное изображение Минервы исполнено скульптором Н.Пино.

В первом этаже находились покои царя, во втором — его жены Екатерины и детей. Здесь в приёмной он принимал письменные и устные просьбы и жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер для провинившихся. Из приёмной можно было попасть в большую комнату — ассамблею. На первом этаже также расположены спальня и поварня со столовой, комната для дежурного ямщика и гардеробная. Здесь же находится токарня и станок, на котором Петр любил работать.

Спальня Петра I

Нижняя поварня

Столовая

Токарные станки Петра I

На втором этаже здания, кроме поварни, гардеробной и комнаты для фрейлин, расположены тронная, спальня и детская, а также комната для танцев. Особенно привлекателен Зелёный кабинет, украшенный живописными вставками, лепкой и позолотой.

Тронная

Спальня Екатерины I

Детская

Зелёный кабинет

Кабинет императора и поварни украшены уникальными голландскими изразцами, камины — лепными барельефами. Живописно расписаны плафоны кабинета (мастер Г. Гзель).

Кабинет Петра I

Интерьеры здания в форме аллегории прославляют победу русского оружия в Северной войне.

В оформлении комнат участвовали русские художники А.Захаров, И.Заварзин и Ф.Матвеев. Гостиные сохранили ту же атмосферу, что царила и в прежние времена. Многие комнаты облицованы изразцами и резным деревом, выполненными еще в давние времена.

Здесь также мы видим полотна с изображениями морских судов и сражений, редкие портреты, а также пейзажи. Среди раритетов музея — привезенный из Дрездена ветровой прибор. Флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца, установленный на крыше, приводит в движение механизм этого прибора.

Дом Петра I до сих пор сохранил уютную семейную атмосферу.

Наши дни

До нашего времени Летний дворец Петра І сохранился практически без изменений. Если сравнить сегодняшнюю планировку дворца и окрестностей с историческими планами первой половины 18 века, то отличий вы не найдете.Летний дворец является одним из первых каменных строений Петербурга. Он вобрал в себя всю индивидуальность и своеобразие личности Петра Алексеевича – последнего царя и первого императора Всероссийского.В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников.Музеем дворец стал в 1903 году. Именно в этом году была организована выставочная экспозиция посвященная 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга, и посвящена она была Петру І.После 1917 года и по сей день дворец является историческим и архитектурным памятником Посвященным Петру І.

Символ новой политики России

Победа под Полтавой в 1709 году означала перелом в Северной войне в пользу русской армии. В Санкт-Петербурге началось поспешное строительство многочисленных каменных зданий. В этот период был проложен Лебяжий канал, который соединял Мойку с Невой. В результате этого между реками образовался небольшой островок. Именно на этом кусочке земли Петр I и решил построить каменный дворец. По заказу царя был создан проект, символизирующий новое политическое направление России. Архитектор Летнего дворца Трезини предложил расположить здание будущей царской резиденции таким образом, чтобы одинаковое количество окон выходило как на запад, так и на восток. Петр I одобрил эту идею, и 18 августа 1710 года началось строительство дворца, которое завершилось в апреле 1712 года.

Передний склон холма

Тут находится много зданий, и до многих можно добраться по Длинной галерее. Это коридор длиной более 700 метров, ведущий с востока на запад. По легенде его построил император Цяньлун для своей матери, чтобы она могла наслаждаться садом в любую погоду.

Вдоль коридора расположены четыре беседки по количеству времен года. В центре находятся Ворота Расплывающихся облаков, также очень красивое место в галерее.

Подобные галереи являются неотъемлемой частью китайской архитектуры еще со времен династии Тан. В больших комплексах зданий они использовались для соединения помещений друг с другом.

По этому коридору каждое утро после завтрака проходила императрица Циси. Может быть, благодаря этим пешим прогулкам она прожила так долго?

Многие части галереи удачно расположены, и отсюда открываются великолепные виды на холм Долголетия и озеро Куньмин.

Самое приметное здание Летнего дворца – это Башня Буддистских благовоний. Первоначально она планировалась не как религиозное сооружение, а как императорская башня с девятью этажами.

Число 9 не случайно – это число императора в Китае. К примеру, в Запретном городе вы заметите его очень много раз, если приглядитесь. На воротах 9 рядов заклепок по 9 шкук в каждом. Храм Неба в Пекине – это самый яркий пример. Девятка там встречается так часто, что начинаешь сомневаться в том, чему он посвящен, Небу или числу девять?

В процессе строительства было решено сделать из него буддистское сооружение. Многие называют его пагодой, но это не так. Пагода является общественным сооружением, а к этой башне доступ был ограничен.

Высота башни 41 метр. Считается, что образец для ее дизайна — Башня Желтого Журавля в городе Ухань. И, действительно, сходство несомненно.

Внутри стоит бронзовая статуя Будды высотой 5 метров и весом 5 тонн. Считается, что эту статую отлили по приказу императора Ваньли династии Мин. Конечно, больше он прославился как обитатель единственной вскрытой гробницы императоров Мин, которая сейчас открыта для туристов и называется “Подземный дворец”.

Вход в башню оплачивается отдельно и стоит 10 юаней. На переднем склоне есть много других интересных мест, но подробно мы о них говорить не будем.

История создания Летнего дворца

С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Петр I выбрал для своей летней резиденции.

Сначала Петр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот деревянный дом Петр и назвал своим «летним дворцом», а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время.

После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710–1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта — архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей. Петр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.

В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом — Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать.

В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.

В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.

В 60-х года XX века удалось восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца в ходе научной реставрации музея, проведенной под руководством архитектора А.Э. Гессена.

После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нем проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные. Сами цари тут бывали редко.

Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что еще при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зелёный кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I. Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.

Зелёный кабинет

Столовая

Спальня Екатерины I

Наружное убранство Летнего дворца Петра I в Санкт-Петербурге

Здание построено в стиле барокко. Мы видим четкие пропорции и многочисленные окна, а также барельефы и лепной фриз под кровлей. Строение было рассчитано не для торжественных приемов, а как жилище для царя и его семьи. Здание имеет строгий облик. Крыша высокая, четырехскатная, водостоки выполнены в виде крылатых драконов. Фасады украшены фризом из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи. Изображения барельефов рассказывают о военных успехах России. В образе Персея мы узнаем Петра I. Барельеф над главным входом со стороны сада представляет нам в окружении знамен и трофеев богиню мудрости, покровительницу наук и ремесел Минерву. Из-за постоянной подсыпки грунта цоколь здания почти не виден, а здание кажется невысоким.

Барельеф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector