Исаакиевский собор, санкт-петербург

Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора

Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься. 

В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.

Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола. 

Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.

Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.

Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.

все фото без обработки, просто снимал в движениивот в такую дверь нужно протиснутьсяРаньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время

Что посмотреть рядом

  • Михайловский сад находится на расстоянии 200 м от Исаакиевского собора, по отзывам туристов, после интересной экскурсии очень приятно прогуляться по красивому, ухоженному парку с тенистыми аллеями и водоемами, а путешествие по Петербургу будет более приятным после отдыха на свежем воздухе.

Русский этнографический музей познакомит посетителей с историей, бытом, культурой 157 народов, проживающих или проживавших на территории России. Расстояние от собора – 300 м.

Музей янтаря расположен в 400 м от собора. Музей новый, открылся в 2018 году. Коллекция музея состоит из янтарных изделий. Здесь можно увидеть скрипку из янтаря, причем рабочую, шкатулки, посуду. Вызывают интерес выполненные из янтаря портреты и иконы. И это далеко не полный перечень экспонатов.

Исаакиевский собор – визитная карточка Санкт-Петербурга, его гордость. Сегодня сложно представить панораму города без парящего над Петербургом купола собора. Миллионы туристов ежегодно приезжают в город на Неве, в том числе и для того, чтобы побывать в этом величественном сооружении.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.

В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

Интерьер

В Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. Его украшают 170 живописных произведений (большая часть выполнена маслом по штукатурке, другие – на холстах и меди).  

Проект размещения сюжетов в Исаакиевском соборе Огюст Монферран подготовил в соответствии с пожеланиями Святейшего Синода и лично императора Николая I. Они касаются важнейших событий библейской истории.

В западной части собора расположены росписи на темы Ветхого Завета, а в центральной и восточной частях храма — росписи на евангельские сюжеты. В двадцати нишах пилонов расположены праздничные иконы, написанные художниками Т. Неффом, К. Штейбеном и Ч. Муссини.

Важную роль в оформлении играют позолоченные орнаменты сводов собора. Наиболее часто встречаются мотивы меандра, плетёнки, пальметты, листьев и цветов лотоса; широко использованы спирали, жемчужники, ионики, волны; повсюду гирлянды листьев и завитков аканта, цветов и фруктов, причудливо вьющихся виноградных лоз. В интерьере соединены мотивы итальянского Ренессанса, барокко и ампира – особое очарование Исаакиевского собора.

Архитектор поручил Ивану Петровичу Витали изготовление моделей скульптур для сводов, а штукатурные и лепные работы – «лепного дела мастеру» Ивану Дылеву. Он был талантливым крепостным, которому Витали помог выкупиться и сделал своим постоянным помощником. Они не только выполнили орнаменты в соборе, но позже в точности повторили некоторые из них в оформлении Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца.

Пропорции скульптур святых и ангелов сознательно искажены с учётом восприятия снизу, с расстояния в 28 метров.

Руководил живописными работами в Исаакиевском соборе крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Козьмич Шебуев.

«Портрет заслуженного ректора Академии Художеств Василия Кузьмича Шебуева».
Холст, масло. 1852 г., Государственный Русский Музей. Источник

Живописное убранство создавали преимущественно выпускники Императорской Академии художеств, а также иностранные мастера: Василий Козьмич Шебуев, Фёдор Антонович Бруни, Карл Павлович Брюллов, Фёдор Павлович Брюлло, Пётр Васильевич Басин, Евгений Александрович Плюшар, Тимофей Андреевич Нефф, Франц Николаевич Рисc, Николай Михайлович Алексеев, Иоганн Конрад Дорнер, Козрое Дузи, Фёдор Семёнович Завьялов, Николай Аполлонович Майков, Алексей Тарасович Марков, Константин Антонович  Молдавский,  Чезаре Муссини, Пётр Михайлович Шамшин, Карл Карлович Штейбен, Семён Афанасьевич Живаго, А. Никитин,  В. Сазонов. 

В работе художников устанавливалась строгая последовательность. Сначала просматривались и принимались эскизы, потом картоны в натуральную величину и затем – окончательно – росписи на стенах. Работу оценивали многие инстанции: Совет Академии художеств, Комиссия по строительству собора, Синод и лично император Николай I. Если художник собирался внести в картину какое-то изменение, он должен был сначала уведомить об этом Комиссию, Комиссия – Синод. Следовал обмен бумагами, после чего предложение принималось или отклонялось.

Отметим, что сначала Огюст Монферран предполагал, что храм будет декорирован фресками и картинами на религиозные сюжеты. Однако в промозглом климате Петербурга живопись приходила в негодность ещё до освящения собора, и всё решили перевести в мозаику.

Первые три Исаакиевских Собора — что с ними стало

Первые три храма берут свое начало с 1710 года. Стоит напомнить, что Петроград начали отстраивать в 1703 году по велению императора Петра Великого. Город стал новой столицей и важнейшим культурным, экономическим и военным центром России. С каждым годом росло население как мирное, так и гражданское.

Первая Исаакиевская церковь, располагалась на Адмиралтейском лугу

В те годы почти не существовало понятие атеизма в современном понимании этого слова. В церковь ходили все и требовалось много храмов, чтобы полностью покрыть потребности населения. Не стали исключением в этом вопросе и работники вервей, что размещались вблизи Адмиралтейства.

Чтобы рабочие не тратили много времени, добираясь до ближайшей церкви, Петр Первый повелел воздвигнуть небольшой храм прям около Адмиралтейской площади. Для постройки выписали голландского архитектора Германа ван Болеса.

Построенная церковь не отличалась изысками и новаторскими решениями. Она была простой, однокупольной и с крестом, размещенным над алтарем.

1 февраля 1712
в этот день в первом Исаакиевском соборе венчались Петр Великий и Екатерина Алексеевна

После проведения ритуала молодожены отбыли сразу в будущий Зимний дворец.

Первый Исаакиевский собор не простоял долго. Вскоре церковь разобрали на запчасти. Причина банальна — в нее не влезали все желающие. Да и сделана она оказалась не очень качественно и быстро ветшала. Сказывался используемый материал и «великолепная» погода новой столицы.

Второй Исаакиевский собор

Вторая церковь строилась более основательно, чем первая. В ее постройке участвовало несколько именитых мастеров, а первый зодчий по традиции тех времен так и не увидел окончания своей работы. В отличии от первого собора, второй выполнялся из камня с большим применением металлов и в меньшей – дерева.

Впервые в России применили способ строительства церкви в виде креста с схождением в центральной части.

По центру находился купол и алтарь, над ним – крест.

Сохранившееся изображение второй Исаакиевской церкви

1763
в этот год второй Исаакиевский собор снесли

В целом церковь простояло недолго, и уже в 1763 году пошла под снос. Интересным фактом можно считать, что колокольню приходилось отстраивать два раза. По причине отсутствия тогда громоотводов высокие постройки с металлическими навершиями оказались идеальной мишенью для молний.

Третий Исаакиевский собор, но не последний

Непростая судьба выдалась и у третьей итерации Исаакиевского храма. Молва прозвала церковь дитем трех царствований и не особо жаловала постройку. Начатый при Екатерине Второй храм имел роскошный проектный план с пятью куполами и отделкой мрамором.

Антоние Ринальди, итальянский архитектор, начавший строительство третьего Исаакиевского собора

Занимался строительством именитый мастер Антонио Ринальди. Он же возглавлял процесс до самой кончины Екатерины II. После смерти царицы архитектор покинул Россию, а строительство передали Винченцо Бренне. Архитектора назначил Павел I и основным направлением продолжающегося строительства стала экономия.

В новом варианте пришлось уменьшить размер куполов и слегка обрезать высоту сооружения. Из-за нехватки средств вместо мрамора на поздних этапах начали использовать простой кирпич. Остатки же уже заготовленного материала отправили на постройку Михайловского замка, личного дворца царя.

Третий Исаакиевский храм

Павел I просидел на троне не долго и в результате дворцового переворота оказался низвергнут и убит. На престол взошёл царь Александор I. Он не стал особо заморачиваться с Исаакиевским храмом.

Урезали и так уже исковерканный проект, разрушили часть возведенных при Павле I элементов и наконец в 30 мая 1802 года закончили строительство. Храм получился неказистый с мраморным основанием, кирпичной кладкой на верхних ярусах и с непропорциональной формой.

Среди народа про церковь ходила эпиграмма: Сей храм трёх царствований изображение: Гранит, кирпич и разрушение.

Вскоре снова начали ходить слухи о строительстве нового храма, и он тоже оказался невиданным долгостроем.

Обустройство собора

Строительством и отделкой интерьеров Исаакия занимались выдающиеся и лучшие архитекторы, художники и скульпторы, мастера каменных дел, зодчие и строители, собранные со всех уголков Российской империи. Работы велись круглыми сутками при любых погодных условиях. Исходные достижения продемонстрировали высочайшее мастерство русских умельцев. Не зря Монферран восторгался смелостью, стойкостью и искусностью русских людей.

Ради создания роскошной обители добра и света не поскупилась Русь матушка. С этой целью использовались ценнейшие материалы —14 разнообразных оттенков мрамора, в том числе рускеальский и тивдийский, огромное число цветных камней различных пород: гранит, яшма, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит, соломенская брекчия, шунгитовый аспидный сланец и другие. На декор потребовалось четыреста килограммов золота, тысячи тонн серебра и бронзы. На его возведение, в целом, ушло 23 миллиона золотых царских рублей.

Наружное убранство

Здание справедливо называют «музеем цветного камня». Для его декорирования задействовано 43 вида горных пород и минералов. Среди них:

  • гранит
  • мрамор
  • яшма
  • порфир
  • малахит
  • ляпис-лазурит

Фундамент и цоколь состоит из гранитных плит, которые вырезали в каменоломнях на территории Финляндии. Из таких же плит выложены ступени лестницы и платформы для колонн. По периметру здания обустроены портики. В них установлено 48 массивных столбов.

Верхнюю часть каждого портика украшает горельефное изображение:

  • «Воскресение Христа» (север)
  • «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» (восток)
  • «Поклонение волхвов» (юг)
  • «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия» (запад)

Сюжеты взяты из библейской истории и жизнеописания святого Исаакия Далматского. Автор эскизов – К.П. Витали.

Колоннадное пространство разделено на 3 части. Боковые своды имеют прямоугольную форму потолка, а центральный – круглую. Они декорированы розетками из меди, скульптурными изображениями ангелочков и цветов. В пространстве портиков установлены изваяния 12 апостолов. На полу рисунок из чередующихся в шахматном порядке плит серого и красного гранита, а также белого мрамора.

Вдоль фронтонов вырезаны надписи:

  • «Господи, силою твоею возвеселится царь» – на севере
  • «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся вовеки» – на востоке
  • «Храм Мой храм молитвы наречется» – на юге
  • «Царю царствующих» – на западе

В пространстве портиков установлены изваяния 12 апостолов.

Как перестраивался Исаакий

В 1809 году российский царь Александр I продолжил строительство храма. Вначале выбрали дешевый вариант и хотели просто перестроить собор. Но проведенный конкурс не дал никаких результатов. Все представленные проекты оказались неподходящими. Через 4 года объявили новый конкурс, и опять он закончился ничем.

Государь не отступал от задуманного и поручил подготовку проекта Августину Бетанкуру. Благодаря новому зодчему, дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Опытный архитектор представил ко двору недавно переехавшего в Россию Огюста Монферрана.

Рисунки молодого зодчего понравились царю, и талантливый иностранец получил должность «императорского архитектора». Ему поручили реконструировать Исаакий, но поставили условие полностью сохранить алтарную часть храма.

Вид на купол Исаакиевского собора

В 1818 году зодчий предложил вниманию царя вариант реконструкции, где были сохранены не только алтарь, но и подкупольные пилоны уже стоящей церкви. Интересно, что при проектировании российского храма архитектор взял в качестве образцов классические здания Пантеона и Дома инвалидов в Париже.

К строительству приступили летом 1819 года, а освящение нового собора прошло в конце весны 1858 года. За 40 лет Исаакий побил все мыслимые рекорды. Он стал самым дорогостоящим и самым долгостроящимся храмом в Европе. На строительство истратили 23 миллиона рублей.

Чтобы справиться с болотистым грунтом, в основание постройки было вбито 10 762 сваи. Строительство фундамента продлилось 5 лет, а установка гранитных колонн — 2 года. На позолоту купола диаметром почти 26 м использовали более 100 кг золота. В три раза больше драгоценного металла ушло для позолоты деталей интерьера.

Вид смотровую площадку на куполе Исаакиевского собора

В возведении собора участвовало около 400 тысяч строителей, и все они были специалистами в разных областях. Считается, что от 60 до 120 человек скончались на стройке. Однако, в наши дни установить точное количество пострадавших и погибших уже не представляется возможным.

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге кратко

В соборе крестили членов императорской семьи, храм являлся центром городских празднеств. Тем не менее, с него долго не снимали строительные леса. Официальная версия гласила, что храм требует периодического ремонта. Но по городу ходили слухи, что, если леса убрать, то дому Романовых придет конец.

В 1920 году из Исаакиевского собора была вывезена масса драгоценных металлов, камней, икон. В 1928 году храм был передан Главнауке, с него сняли колокола, в юго-западную колокольню добавили шахту лифта. В 1931 году в нем открыли музей, установили и запустили маятник Фуко в Исаакиевском соборе, как триумф науки над религией.

Фасад храма практически не пострадал во время бомбежек блокадного Ленинграда, но его интерьеру был нанесен немалый ущерб. Собор не отапливался зимой и промерз настолько, что внутренние колонны покрылись инеем. Весной по стенам потекла вода, испортившая множество картин и гравюр.

Интерьеры собора

Ротонда Исаакиевского собора

Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.

Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.

Интерьер Исаакиевского собора

В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.

Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.

Под куполом: Богоматерь в окружении святыхИконостасПотолок

История собора

Впервые упоминание о храме начинается в 1706 году. По приказу Петра изначально была построена деревянная церковь. Она была необходима, чтобы ее посещали работники, которые трудились на верфи. Расположили ее на лугу, напротив Адмиралтейства. По историческим данным здесь венчались сам Петр Великий и Екатерина I.

Собор из дерева был мал по своим размерам, через одиннадцать лет император приказывает возвести каменную церковь. Ее расположили чуть дальше от берега, на месте же старой деревянной теперь находится памятник Медный всадник.

Шпиль новой церкви по высоте был такой же, как шпиль на здании Адмиралтейства, а с виду она напоминала Петропавловский собор. В 1735 году возник сильный пожар, в купол попала молния. У церкви сильно размыло грунт, это произошло из-за того, что она находилась недалеко от реки Невы. От Адмиралтейства по каналу сливались отходы, которые так же способствовали ухудшению состояния фундамента церкви.

Только в 1768 году, уже по приказу Екатерины II, было начато строительство еще одного собора в честь преподобного Исаакия Далматского, но уже гораздо дальше от берега Невы. При жизни императрицы были возведены фундамент и стены, которые полностью были обложены мрамором.

После ее смерти, на царский престол взошел Павел I. Новый правитель решил завершить строительство. Пришлось видоизменить проект из-за нехватки денег, поэтому было принято решение возводить верхнюю часть собора из кирпича, но выглядело это со стороны очень криво и нелепо.

При правлении императора Александра I кирпичную кладку разобрали, и строительство завершили на скорую руку. Но действующий царь все же хотел видеть лаконично законченный собор, поэтому объявил конкурс на переделку храма, причем он хотел оставить нижнюю мраморную часть, возведенную при Екатерине Великой.

Только в 1818 году проект перестройки собора был утвержден Александром, и началось строительство нового храма, но комиссия, которая вместе с архитектором проверяла расчеты, постановила, что старый фундамент может не выдержать вес купола и четырех башен, предложенных проектом, поэтому стройку приостановили. Еще семь лет ушло у архитектора Монферрана на устранения ошибок в проекте.

Сначала принялись укреплять фундамент, чтобы он выдержал вес стен и новых колонн, его сделали целиковым и соединили со старым. Гранитные колонны отливали под Выборгом в мастерской, потом переправляли по воде, по специальной технологии их поднимали, устанавливали, закрепляли. Под первой установленной колонной заложена медаль Александра I.

Толщина стен в некоторых местах Исаакиевского собора доходит до пяти метров. Одним из сложных этапов являлось изготовление купола, так как по своим габаритам он был огромен. По проекту он должен был бы быть выполнен из кирпича, но зодчий решил сделать его максимально легким, поэтому было решено выполнить его из металла.

Наружный диаметр купола составляет почти двадцать шесть метров. Далее нужно было нанести позолоту, на тот момент в России одним из основных являлся метод огневого золочения. Золото закладывали в ртуть и прокаливали до полного растворения ртути, при этом выделялись очень вредные для организма человека пары. Процесс золочения длился четыре года, при этом погибло до ста двадцати мастеров.

Позже на купол были установлены двадцать четыре ангела с различными символами.

Украшения иконостаса

Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.

Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.

Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.

Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.

Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.

Главный иконостас Исаакиевского собора

Главный иконостас Исаакиевского собора представляет собой грандиозное сооружение в стиле позднего классицизма второй трети XIX века. 

Главный иконостас Исаакиевского собора. Источник

Высота иконостаса в центральной части – 25 метров, длина – 45 метров. 

Одним из основных акцентов убранства главного алтаря Исаакиевского собора считается образ Иисуса Христа, выполненный в технике витража. Его создал Макс Эмануэль Айнмиллер по рисунку художника Генриха Марии фон Гесса в Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене в 1843 году. Площадь витража составляет 28,5 кв. м., поэтому он считается одним из наиболее крупных фигуративных витражей Европы и самым крупным в России. 

В год проводилось не более 20 служб с зажжением всех семи люстр. Электричество в провели в Исаакиевский собор только в первые годы XX века.

Французский путешественник Пьер Жюль Теофиль Готье подробно описал главный иконостас в свечном освещении:

«Эта стена из образов, разделённых малахитовыми колоннами, досками драгоценных мраморов, богато украшенными карнизами, производит в таинственном полусвете, в котором погружена эта часть собора, чудный и величественный эффект. Иногда какой-нибудь луч заставляет блестеть фон червонного золота; металлическая доска освещается, вырисовывая, как живую, фигуру святого, которая отделяется от неё; полоса света скользит по выемкам малахита, блёстка прилепляется к золочёному капителю, гирлянда освещается и получает выпуклый вид. <…> Блеск свеч бросает неожиданное освещение на какую-нибудь деталь, остававшуюся тёмной, и всё достоинство которой выступает теперь наружу. Смотря по часам дня, завеса алтаря темнеет и освещается тёплыми тенями, или ослепительным светом».

Панорама внутреннего убранства собора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector