Спас на крови санкт петербург

Последствия убийства царя

Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь ей будет заменена на пожизненную каторгу в Шлиссельбургской крепости.

Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены. Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи. Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев.

Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:

К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.

Гибель царя-освободителя

Покушение на Александра II 1 апреля 1881 года.

Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.

Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.

Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.

Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.

Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».

Картина Константина Маковского «Александр II на смертном одре» 1881 г. (Государственная Третьяковская галерея)

Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.

Архитектура

Когда вы приближаетесь к Собору Спаса на Крови, то сразу
замечаете, как он оригинально смотрится на фоне окружающих зданий – весь такой
многоцветный и радостный, с нарядными куполами. 
Церковь построена из коричневого кирпича, который отлично оттеняет
мозаику.

Обойдите храм вокруг и полюбуйтесь его пристройками – все
они похожи на сказочные теремки. Это и есть тот самый русский, или, как говорят
придирчивые историки, «псевдорусский» стиль, который так полюбился Александру III, и который удалось
воплотить в жизнь архитектору Парланду.

Сам архитектор Альфред Александрович Парланд – весьма
интересная личность. Его предки родом из Шотландии. Но родился он в Петербурге
и окончил Академию Художеств, где и преподавал несколько лет. Затем ему удалось
получить царскую стипендию для обучения за рубежом. За такие стипендии между
художниками шла настоящая борьба, и Парланд уже здесь продемонстрировал хорошую
хватку.

Пожив за границей пять лет, он вернулся уже академиком. И
когда он решил принять участие в конкурсе проектов на сроительство памятного собора на месте гибели
Александра II, именно к
нему обратился со своими идеями архимандрит Игнатий.  Альфред Парланд, долго не думая, принял
предложение монаха, зная, что тот имеет большое влияние на царскую семью.
Результат нам известен.

Нельзя сказать, что Парланд добился утверждения своего
проекта исключительно интригами – он действительно был большим талантом, и,
кроме того, большим поклонником псевдорусского стиля. Он хотел, чтобы в
Петербурге было больше памятников, подобных московским храмам, поскольку
считал, что из-за Петра I
русская архитектура лишилась чего-то народного, самобытного. Поэтому он возвел
храм в народно-декоративных традициях, но, конечно, не забывая и об
академических пропорциях, чтобы здание красиво смотрелось.

Сам собор Спаса на Крови – это своего рода каменный шатер,
который опирается на четыре главные боковые башни. Центральная – пятая башня
шатра – самая высокая и утонченная. На главных и боковых башнях собора сделаны
купола.

Боковые купола позолоченные, а главные покрыты ювелирной
эмалью – очень сложной по технике, так в те времена только кольца и серги
украшали. Это тоже была идея Парланда. Всего эмаль занимает около 1 квадратного
километра – такого никто в русском зодчестве не делал! Эти «эмалированные
луковицы» и делают Спас на Крови похожим на собор Василия Блаженного.

Колокольня собора тоже завершается куполом – совсем как храм
Ивана Великого в Московском Кремле. Она как раз построена над местом
смертельного ранения императора. С обеих сторон к колокольне ведут крыльца,
словно в старинный терем. Всего в соборе 9 куполов или, как раньше говорили,
глав.

Мозаика на внешних стенах собора – это настоящие религиозные
картины по наброскам художника-сказочника Васнецова. Поэтому они сделаны ярко и
красочно. Все мозаичные картины связаны по смыслу с евангельскими событиями –
«Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста и «Сошествие в ад».

Парланд вначале хотел, чтобы Васнецов делал эскизы всех
мозаик, но художник был очень занят. Поэтому архитектор сделал многие наброски
сам, а другие поручил не менее известным живописцам. Под главным куполом
мозаикой выложены слова покаянной молитвы одного из Отцов Церкви Василия
Великого.

С севера и юга храм украшен своеобразными каменными
кокошниками. Окна обрамлены фигурными наличниками. А облицован он благородными
материалами – гранитом, мрамором, декоративным немецким кирпичом. Кроме того
фасад храма украшен очень мелким орнаментом с пестрыми узорами, подобно тому,
как строились церкви в Москве и Ярославле в 17 веке. Все это перемежается с
ажурными арками и резными колоннами, которые смотрятся просто великолепно.

Из-за своей планировки и отделки собор похож на каменный цветок или
живописную шкатулку. Он очень яркий, благодаря разноцветным материалам,
которыми он украшен – мозаика, эмаль, изразцы, разноцветная черепица… Ведь
Парланд специально изучал старинную русскую архитектуру, отбирая из нее самые
удивительные и нарядные решения, самые декоративные и в то же время самобытные
черты. Результат превзошел все ожидания!

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

В церкви допускается любительская фото- и видеосъемка (без использования штатива, дополнительного освещения, а также иных вспомогательных устройств).

История прихода храма

Дореволюционная открытка, ок. 1917 года.

Храм в 1917 году. Фото: О. С. Уайтман.

С 1909 года клириком, а затем (с года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Пётр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооружённого на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступило распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ года протоиерей Петр Лепорский написал заявление, в котором возражал против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако года коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено года.

С июля 1922 года до года храм принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

года президиум ВЦИК постановил закрыть храм.

Интересные факты

С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.

Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

История

История собора уникальна – это единственная православная постройка, сооруженная на месте гибели императора России. Через несколько дней после убийства Александра II, на месте его гибели решили построить небольшую часовню.

Уже к апрелю того же года – ее возвели. Из губерний и деревень стали приходить пожертвования для памятника императору-освободителю. Спустя два года в 1883 году правительство объявило о строительстве собора на месте старой часовни. Приемник императора объявляет конкурс и заявляет о необходимости воплотить в новом соборе черты древнерусских построек в старом русском стиле.

Глава страны в то время выбрал проект Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни Игнатия. Они предложили возродить русские традиции зодчества и православия

Архитектор работал со сложными элементами и конструкциями, сочетая их с законами симметрии и золотого сечения, акцентируя внимание на отдельных деталях. В результате получился собирательный образ храма России

Храм строили в течение 24 лет, а завершили строительство в 1907 году. Чтобы уберечь храм от подтоплений водой канала, в его постройке отказались от свай. Под всем зданием залит бетонный фундамент. Для его освещения использовали 1689 лампочек.

Долгое время собор содержало государство и в нем проходило малое число служб – лишь в память об императоре-освободителе. С приходом Советской власти финансирование прекращается, а в 1938 году его и вовсе собирались разобрать. Помешала в этом война с фашистской Германией. На время боевых действий в храме организовали морг, а после войны его использовали как склад – помещали декорации Малого театра оперы. Вновь для посетителей он открылся в 1997 году.

Что посмотреть внутри

  • Главная святыня храма – участок дороги, на которой погиб Александр Второй. Это булыжная мостовая с решёткой и тротуарной плиткой с Екатерининского канала. Место никуда не переносили, а просто вокруг него и начали строительство. Над святыней установлен, украшенный объёмными узорами шатёр из яшмы с крестом.
  • Внутри расположено 7065 квадратных метров мозаики, что делает её одной из крупнейших коллекций в Европе. Она создавалась по эскизам более 30 выдающихся художников. Работы выполняла мастерская В.А. Фролова. Собор также называют «музеем мозаики».
  • Одни из ярких сюжетов на стенах: «Спаситель и «Богоматерь с младенцем» В.М. Васнецова. Интересно, что они написаны не по церковным канонам, но считаются шедеврами изобразительного искусства.
  • В оформлении храма было использовано более 20 материалов. В залах вы увидите: разноцветный мрамор, уральские самоцветы, порфир, яшму и т.д.
  • Так как собор воздвигнут в честь царя-мученика, Александра Второго, то под сводами вы найдёте икону его покровителя – святого Александра Невского. А также изображения покровителей всех членов императорской семьи.

Описание

Композиция собора выполнена в виде небольшого четверика с пятиглавием, в качестве центральной главы представлен высокий (81 метр) шатёр. У храма Спаса на Крови 9 глав, которые все вместе создают весьма живописную группу, но крайне асимметричную. Главы частично покрыты позолотой, а частично эмалью.

Стоит подробно рассмотреть главный шатер архитектурной композиции — в его основании расположены 8 вытянутых окон, которые украшены наличниками. Украшения выполнены в виде кокошников, что отсылает к традиционному русскому стилю церквей. Кверху весь шатер немного сужается и венчается фонарем с луковичным куполом и крестом.

Боковые главы собора имеют луковичную форму, а центральный представлен в виде восьмигранного шатра

Купол центрального шатра покрыт эмалью разных цветов и украшен декоративными обвивающими полосками и рисунками. Цвета для оформления купола использовались яркие — белые, жёлтые и зелёные, а расположенные вокруг луковичные купола создают полностью симметричный образ всего архитектурного сооружения.

Окружающие главы стоят на небольших барабанах, которые были использованы в качестве основы. Купол колокольни, что располагается с западной части, делает ее схожей с колокольней Ивана Великого Московского Кремля.

В колокольне также 8 проемов в виде арок, которые разделены проемами.

Внешний вид

По своему внешнему виду и архитектурным особенностям храм Спаса весьма схож с традиционными русскими церквями Москвы и Ярославля. На самом деле архитектурный стиль церкви является образцом позднего этапа развития знаменитого «русского стиля» и выступает как собирательный образ традиционного русского православного храма XVI–XVII веков.

Здание имеет 5 углов, а с восточной стороны к нему примыкают сразу 3 алтарные апсиды с маленькими куполами. В западной части церкви располагается колокольня в два яруса в виде массивного купола, который ее венчает. Характерной особенностью здания являются луковичные купола, которые покрыты медными листами с позолотой и специальной ювелирной эмалью.

На заметку! Высота здания — 81 метр и эта цифра выбрана неслучайно — дата смерти императора Александра II — 1881 год, таким образом, параметры церкви символичны.

Даты жизни императора прослеживаются и в других параметрах: цоколь собора покрыт сердобольским гранитом с 20-тью памятными досками из красного гранита, на которых прописаны деяния императора 1855-1881 годов золочеными буквами. Часть отделки под цоколем выполнено в коричнево-красном кирпиче, а украшения сделаны в виде орнамента из керамических мраморных изразцов в виде поясков и крестиков.

Мозаичные орнаменты на внешних стенах собора Спас-на-крови

Мозаика используется для оформления фасада, где из нее по трем сторонам колокольни выложены гербы городов, губерний и уездов России. На входе сделаны два крыльца, которые примыкают к колокольне, а между ними изображено мозаичное распятие Христа. При входной двери также сверху изображен двуглавый орел — символ Российской империи.

Интересно! В качестве декорирующих материалов использован: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм Спаса не уступает внешнему убранству, но являет собой настоящий музей русского мозаичного искусства площадью около 7065 кв. метров — это крупнейшая мозаичная коллекция в Европе. Всю использованную в убранстве мозаику делали в мастерской В. Фролова на основе эскизов 30 художников в течение 10 лет. Самые знаменитые из них — это Журавлёв, Бруни, Беляев и Харламов.

Немало труда вложил и художник Васнецов — его мозаики «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» украшают центральные места.

Мозаикой отделаны свод, стены, столбы и даже алтарь в церкви, а в общей коллекции использовано множество самоцветов. Главной особенностью узоров является их непрерывность, и высокий уровень художественности орнамента. Главный иконостас изготовлен из разноцветного мрамора в мастерской Италии, а в качестве декора использовались кресты из горного хрусталя.

Мозаика внутри храма Спас-на-крови

Все иконы в церкви также оформлены мозаикой и украшены серебром. Отдельно под стеклянным куполом стоит макет первого здания храма. Четыре темные колонны из яшмы, которую добывают на Алтае, являются основанием крыши собора и отделяют воссозданное место убийства императора — часть решетки Екатерининского канала и камни из мостовой.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Тематические экскурсии

Кроме обычного посещения, в музее-памятнике можно также зарезервировать тематическую экскурсию:

Экскурсия Продолжительность Короткое описание
Наружное убранство и архитектура храма Спаса на крови 45 мин Главный акцент экскурсии – на уникальности этого архитектурного комплекса, в котором смешивается сочетание разных строительных техник.
Мозаика Спаса на крови 45 мин Внутреннее убранство храма – это образцы уникальных разных мозаических техник и стилей. Они творились на протяжении десятилетий лучшими русскими зодчими XIX века.
Евангельские сюжеты храма 45 мин Акцент этой экскурсии – непосредственно на сюжетном содержании мозаик. На стенах храма изображено 277 святых персонажей и 68 сюжетных линий из Библии.

История создания Храма Спаса на крови

01.03.1881 года на Александра II совершили покушение народовольцы. Ранение, полученное монархом, было смертельно. 2 марта на чрезвычайном собрании Гордумы поступило предложение поставить на месте покушения часовню, но Александр III решил, что его отец достоин того, чтобы его память увековечили строительством храма. Часовню все-таки поставили на время, пока строился собор.

Предыстория

XIX столетие, особенно его вторая половина, было не самое простое время для Российской империи. В стране было множество проблем. Страна была ослаблена Крымской войной и ухудшением экономического положения. Чтобы изменить ситуацию Александр II провел ряд реформ. Самая известная – отмена крепостного права. Свободу получили более 20 миллионов крестьян. Народ называл Александра II «царь-освободитель».

Остальные реформы должны были ускорить развитие страны, но из-за ряда ошибок видимого улучшения не наступило. В это время активизировались революционеры всех мастей, в том числе и радикально настроенные.

«Народная воля» — революционная организация, которая применяла террор для достижения своих целей. Члены организации вынесли смертельный приговор царю и другим руководителям государства. Народовольцы считали, что убийство российского руководства активизирует народ, который свергнет царизм и Россия станет свободной республикой.

Народовольцами было совершено несколько покушений на царя. Александр не пострадал, но эти теракты привели к гибели случайных людей, оказавшихся на месте покушения.

Очередной теракт 01.03.1881 года был тщательно подготовлен. Народоволец Русаков бросил в карету Александра бомбу. Были смертельно ранены несколько человек из свиты императора. Царь не пострадал, но покинуть место покушения отказался. Охранник с помощью прохожих задержал одного из нападавших и доложил, что преступник задержан. В этот момент другой террорист бросил под ноги Александру еще одну бомбу. Клубы дыма рассеялись, окровавленный император неподвижно лежал на мостовой. Царь был жив, но в этот же день в 16.35 Александр II умер.

Сын и преемник Александр III распорядился построить храм на месте, где пролилась кровь отца.

Убийство царя не привело к народным бунтам и свержению самодержавия, как рассчитывали народовольцы. Жестокий теракт вызвал обратную реакцию. Цареубийство потрясло Россию. На место убийства нескончаемым потоком шли люди, которые молились за Александра и других погибших. Православные считали, что царь принял смерть за грехи всего народа и усматривали в происшедшем схожесть с евангельскими событиями. Идея увековечить царя-мученика была поддержана всеми слоями населения.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

В церкви допускается любительская фото- и видеосъемка (без использования штатива, дополнительного освещения, а также иных вспомогательных устройств).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector