Соборы в санкт-петербурге
Содержание:
- История
- Смольный собор (Храм Воскресения Христова)
- Спасо-Преображенский собор
- Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови).
- Смольный храм
- Образ Спаса Нерукотворного
- Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
- Храм Спаса на Крови, или Собор Воскресения Христова на Крови
- Андреевский собор
- Главный храм Петербурга
- Сампсониевский собор
- Армянская апостольская церковь святой Екатерины
- Храм святых апостолов Петра и Павла в усадьбе «Знаменка»
- Иконостас
- Морской Никольский
- Большая хоральная синагога
- Петропавловский собор и современность
- Исаакиевский собор.
- Казанский кафедральный собор.
- Владимирский храм
История
Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 год в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Франческо Растрелли. Образа написал художник Мина Колокольников.
Спасо-Преображенский собор. 1891 год.
Внутренний вид Спасо-Преображенского собора. Начало XX века.
12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».
8 (20) августа года возник пожар, и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.
В —1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа года митрополитом Серафимом (Глаголевским). Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).
Спасо-Преображенский собор был выбран в качестве архитектурного образца для сооружения Троицкого собора в городе Моршанске Тамбовской губернии, строительство которого началось в 1836 году и завершилось в 1857-м.
Для собора Ф. А. Верховцевым, в 1845 году, изготовлен оклад из серебра, для напрестольного Евангелия. В 1859 году им же выполнена серебряная одежда для престола, весом 10 пудов. В 1865 году, им же, изготовлена бронзовая гробница для плащаницы.
При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.
После революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. В 1920-х годах были изъяты также многие ценные иконы.
В 1922 году собор перешёл к обновленцам. С 1924 по 1926 год собор принадлежал обновленческой группе «Союз церковного возрождения», возглавляемой Антонином Грановским, который к тому времени отделился от Обновленческого синода). Однако, «крохотная община не могла содержать огромного здания. Собор был вскоре передан староцерковникам».
С 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывали помощь раненым.
В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.
Смольный собор (Храм Воскресения Христова)
Строительство Смольного собора началось по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны, но при ее жизни оно так и не было закончено. После смерти Растрелли его проект претерпевал существенные изменения, поэтому возведение всего монастырского комплекса продолжалось более 80 лет.
Сочетание белого и небесно-голубого в отделке фасада с позолотой куполов делают храм легким и устремленным ввысь. Внутреннее убранство не отличается особой роскошью, он скорее торжественно-сдержанный: в церковном зале расположены три иконостаса, кафедра украшена тончайшей резьбой.
В соборе сохранились иконы, написанные Венециановым – «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Воскресение Христово». Работы великого художника были спасены и спрятаны служителями храма.
В здании Смольного в 1917 году находился Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Впоследствии помещение было варварски разграблено, и долгое время использовалось как складское. И только в начале 20 века в Смольном соборе начались регулярные богослужения.
Если вас не страшит подъем по крутой лестнице, стоит посетить соборную звонницу! С нее открывается восхитительный вид на город, а установленная подзорная труба позволит внимательнее рассмотреть отдельные детали.
С конца прошлого века в Смольный комплекс функционирует как концертно-выставочный, где достаточно часто проходят концерты, выставляются работы художников и скульпторов, а также тематические лекции и вечера.
Станция метро: «Чернышевского», «Площадь восстания» (от метро 30-40 минут ходьбы).
От станции метро «Чернышевская» автобус № 46, 22, троллейбус № 15.
От станции метро «Площадь восстания» автобус 22, троллейбус 5, 7.Адрес: площадь Растрелли, дом 1. Телефон 8-812-900-70-15.
Экскурсионное посещение по Смольному комплексу только по предварительной записи.
Стоимость билетов на выставки и концерты уточнять в кассе.
Вход в храм свободный.
Билет на звонницу – 150 рублей.Время работы: ежедневно с 7.00 до 20.00.
Спасо-Преображенский собор
Собор в СПб был возведён по указанию императрицы Елизаветы на месте, где располагался штаб Преображенского полка. Этим царица отдавала почести его офицерам и солдатам, с помощью которых взошла на престол. Это одна из немногих питерских церквей, в которой не прекращались службы даже в 1920—1930-е годы, когда по всему СССР храмы массово закрывались и взрывались, а священников и прихожан расстреливали и ссылали. В наше время здесь можно регулярно послушать выступление вокалистов Академической капеллы. Основные церковные святыни — это:
- образ Спаса Нерукотворного;
- икона «Всех Скорбящих Радость».
До революции 1917 года в здании собора хранились трофеи, захваченные во время войны против Османской империи. Сегодня всё это находится в Эрмитаже. Этот храм также считался очень важным для болгарской диаспоры Питера, её представители отмечали здесь свои праздники.
Летом 1825 года в церкви произошёл сильный пожар, из-за которого здание пришлось почти полностью отстраивать заново. Обновлённый храм был освящён спустя 4 года. Архитектор Стасов, который завершил эту работу, получил в подарок от императора шикарный бриллиантовый перстень. В годы ВОВ в подвале было организовано бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывали медицинскую помощь раненым.
Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови).
Храм Спас-на-Крови является первой церковью на месте гибели императора государства Российского. Решение о возведении поминального собора было принято после покушения революционерами на жизнь царя Александра II 1 марта 1881 года. Властью императора Александра III в 1883 году в основание фундамента храма заложили первый камень. Строительство велось 24 года, и в 1907 году собор был освящен. Высота собора Воскресения Христова 81 метр – год смерти императора.
Мотивы Московских церквей, старорусского стиля, обилие внешних мозаичных панно, богатое внутреннее убранство из полудрагоценных камней – отличительные черты храмового комплекса Спаса-на-Крови. Шатровая сень с крестом из топаза возвышается над фрагментом булыжной мостовой, перенесенной в храм с места гибели царя-освободителя Александра II. Она опирается на яшмовые колонны. Собор Воскресения Христова расположен на берегу канала Грибоедова. С другой стороны его окружает пышный Михайловский сад. Особенно красив храм Спас-на-Крови в лучах прожекторов в вечернее время.
Девятиглавый собор Воскресения Христова позиционируется как памятник-музей.
Смольный храм
Церковь, в которой преобладают голубой и белый цвета, с пятью куполами, расположенная на площади Растрелли, стала таковой по указанию императрицы Елизаветы Второй. Изначально она была однокупольной, какой её и задумывал автор — архитектор Растрелли. Собственно, лишь один из пяти куполов относится к собору, тогда как все остальные принадлежат колокольне.
Построение здания с белыми и голубыми стенами было почти полностью завершено в 1757 году, но из-за начавшейся Семилетней войны работы так и не были закончены до конца. Это было связано с недостатком финансирования. Храм доделан по проекту архитектора Василия Стасова и освящён только в июле 1835 года.
Собор — важная часть уникального архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Екатерина Вторая в конце XVIII века устроила здесь первый в стране институт для благородных девиц, где их учили всему — от чтения по буквам до хороших манер.
В эпоху революции большевики разместили в здании собора свой штаб. В 1923-м церковь была закрыта новыми властями, она долгое время использовалась в качестве склада. Сегодня в соборе регулярно можно услышать классические композиции. У него в 1990—2015 гг. имелся статус концертного зала. В 2015-м принято историческое решение о передаче храма во владение РПЦ. Сегодня он находится под государственной охраной.
Образ Спаса Нерукотворного
Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом.
Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах.
Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу.
Происходило это так. После водосвятного молебна на Заячьем острове 16(27) мая 1703 года, в день Пресвятой Троицы, Государь самолично взял заступ и начал копать ров. Неожиданно — добрый знак — в небе появился орел, диковинная для севера птица.
В выкопанный ров опустили золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, некогда посетившего эти места. Взяв три куска дерна, Петр положил их на крышку ковчега со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Питербурх».
Загрохотали пушки.
Был чудотворный образ Спаса с Петром и во время исторической Полтавской битвы, когда Император чудом остался жив. Три пули достались на долю Царя: одна пробила ему шляпу, другая попала в седло, а третья… несла ему смерть: ударила прямо в грудь; но Бог хранил своего помазанника: пулю удержал крест, бывший на груди Петра.
Позже Нерукотворенный Спас был помещен в домике Петра Великого на Петроградской стороне, в столовой, обращенной в часовню Спасителя.
Нескончаемые паломники текли сюда рекой, с верою в чудотворность царского образа. Петербуржцы так и говорили: идти ко Спасителю.
Благодарный народ, православные всех званий, возрастов и состояний, приносил к любимому образу бесчисленные пожертвования — иконы, оклады, кресты.
Она же именньгм указом 1 июля 1842 года повелела: «В день празднества Нерукотворенного Образа, 16 августа, казенных никаких работ не производить».
Этот образ ежегодно, в день Преполовения Господня, обносили крестным ходом вокруг Петропавловской крепости.
В прошлом веке почитатель святыни оставил глубоко проникновенное ее описание: «Этот древний образ имеет чудный вид. С первого взгляда лик Спасителя кажется строгим, но когда всмотришься в него, в глазах видны необыкновенное смирение и кротость, глубина страданий и божественное величие.
Вид Спасителя вообще печальный и страждущий, но вместе с тем в лице Его сияет глубочайшее спокойствие… Щеки впалые, от сильной худобы заметны даже глазные впадины. На челе видны кровавые капли, еще как бы не запекшиеся: они как будто только что скатились из-под тернового венца.
Над бровями выступают страдальческие складки, так что как будто Страждущий не выдержал ужаснейшей боли; содрогнулся от нее, но все-таки удержал спокойствие духа до конца.
Вообще весь лик Спасителя покрыт неизъяснимым совершенством, так что взирая на Него, благоговеешь пред Спасителем, глубже чувствуешь свое ничтожество, яснее сознаешь свою греховность, и, умиляясь всею душой, невольно преклоняешь колена перед сим чудным образом Спаса.»
В своем письме Авгарь с глубокой верой просил Спасителя прийти в Едессу и даровать исцеление ему, ее правителю, в награду же обещал разделить с Ним царство. Правитель поручил Анании втайне от Иисуса написать Его Лик.
Живописец передал Христу письмо своего господина, однако написать образ Господа так и не сумел — ему не удавалось достичь сходства, несмотря на все старания. В утешение всевидящий Господь, зная о желании Авгаря, омыл Лицо Свое водой и утер Его чистым полотном (убрусом).
Когда же Он отнял убрус от Лица, то на полотне запечатлелся Его Божественный образ. Получив святыню, Авгарь поклонился ей и получил облегчение в болезни. После Вознесения Спасителя промыслом Божиим в Едессу пришел апостол Фаддей. Он крестил князя, и дом его, и весь город.
Выйдя из святой купели, Авгарь окончательно исцелился.
Спас Нерукотворный прикровенно напоминает каждой кающейся душе об одном из главных событий в Священной истории. Человек, созданный по образу и подобию Божию, после грехопадения осквернил в себе образ Божий.
Но милостив Творец! В спасительных таинствах Матери-Церкви очищается душа грешника, соединяясь с Господом. «Истинный образ Божий всегда нерукотворен, — размышляет духовный писатель XIX века.
— Отсюда следует, что цель всех наших усилий, занятий, наук, должна состоять только в том, чтобы представить Богу наши души как чистый убрус, способный принять Божественное изображение».
После закрытия часовни на Петроградской стороне в январе 1930 года, древний образ перенесли в Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице, а когда в 1936 году снесли и ее, — в Спасо-Преображенский собор.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра не расположена непосредственно на Невском проспекте, но знаменует собой окончание проспекта.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мужской православный монастырь, который был основан с 1710 года и посвящен святому князю Александру Ярославичу Невскому и которому в 1779 году был присвоен статус Лавры.
Сегодня монастырь представляет собой большой комплекс, в состав которого входят: Свято-Троицкий собор, Александро-Невская церковь и ещё несколько церквей, кладбища (ныне некрополи), постройки различного назначения, в том числе монастырские корпуса, а также сад, памятники и музеи.
Вход на территорию комплекса, в Свято-Троицкий собор и церкви — свободный (бесплатный). Оплата взимается за посещением отельных музеев, расположенных на территории лавры. Подробнее о Свято-Троицкой Александро-Невской лавре…
Адрес Александро-Невской лавры: набережная реки Монастырки, 1.
Координаты Александро-Невской лавры: 59°55′11″ с.ш. 30°23′19″ в.д. (59.919722, 30.388611).
Ближайшие станции метро: «Площадь Александра Невского 2» и «Площадь Александра Невского 1».
Храм Спаса на Крови, или Собор Воскресения Христова на Крови
Храм Спас на Крови был построен в том месте Санкт-Петербурга, где император Александр II, которого особенно почитали в народе за отмену крепостного права и мудрое правление, получил смертельное ранение.
Сразу после смерти Александра II, его преемник велел установить на том роковом месте часовню в память о трагическом событии. Паломники со всей страны приходили сюда помолиться за убиенного императора. Спустя некоторое время возвели храм на народные пожертвования.
Собор Воскресения Христова на Крови
В современном виде храм был открыт в 1907 году. При создании внутреннего убранства использовались ювелирная эмаль, самоцветы, полудрагоценные камни, цветные изразцы. Здесь же можно увидеть богатейшую коллекцию русской мозаичной живописи, выполненную мастерами конца 19 – начала 20 веков.
В храме бережно хранят свидетельства трагического события – фрагмент решетки Екатерининского канала и булыжной мостовой, где пал смертельно раненый император.
Посетить храм можно самостоятельно, но лучше это сделать в составе экскурсии, в ходе которой вы сможете узнать о событиях того времени, историю строительства, обратите внимание на произведения искусства, размещенные здесь.
Внешнее убранство храма Спаса на Крови напоминает Василия Блаженного в Москве, не уступая ему к красоте оформления куполов и фасада. На колокольне установлен крест, который, символизируя предназначение храма, завершается императорской короной: именно в этом месте произошло нападение на Александра II. На колокольне, под навесом, размещено мозаичное распятие с образом Спасителя. Под карнизом – гербы городов России, скорбящих о мученической смерти императора.
Станция метро: «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова)Адрес: набережная канала Грибоедова, дом 2 Б. Телефон 8-812-315-16-36
Стоимость билетов: взрослый- 250 рублей, детский (от 7 до 18 лет), студенческий – 50 рублей, дети до 7 лет – бесплатно. Ночные экскурсии — 400 рублей.Время работы: чт- вт. с 10.30. до 18.00. В летнее время проходят ночные экскурсии. Выходной день – среда.
Андреевский собор
Старинная церковь размещается на Васильевском острове. Она возведена по просьбе жителей этого района Санкт-Петербурга. В 1729-м там заложен деревянный храм по проекту Трезини, который через три года уже освящён. Летом 1761 года здание уничтожено пожаром после удара молнии, и новый собор из камня заложили в 1764-м. Обряд его освящения проведен в 1781-м.
В царскую эпоху это было место регулярного проведения торжественных и радостных служб. На них присутствовали не только члены императорского семейства, но и знаменитости тех лет. Храм считался своим для прихожан, награждённых орденом Андрея Первозванного. Со временем там даже был установлен барельеф с изображением этой награды. Среди достопримечательностей храма особенно выделяются серебряное облачение внутри алтаря и резной иконостас высотой в 17 метров, состоящий из трёх ярусов.
После революции храм стал одним из основных мест проведения служб обновленческой церкви. Летом 1938 года собор был закрыт советской властью. Он охранялся государством как архитектурный памятник, и потому там сохранился иконостас и другие ценности. Осенью 1992 году церковь была возвращена во владение епархии и опять стала важным храмом на карте Питера.
https://youtube.com/watch?v=nYM60sOhquM
Главный храм Петербурга
Безусловно, главным храмом Петербурга является Казанский кафедральный собор, имеющий статус памятника воинской славы. Его закладка началась в 1801, и лишь в 1811 он был наконец-то возведен и освящен.
Строительство святого места осуществлялось по проекту архитектора А. Воронихина, с целью хранения православной святыни – иконы Божией Матери Казанской, перенесенной из церквушки-предшественницы.
Павел I, по чьему распоряжению началось возведение храма, сильно желал, чтобы собор Санкт-Петербурга был похож на храм Святого Петра в Италии. Действительно, внешний вид Казанского собора немного схожий с этим ватиканским храмом, однако, в то же время, он достаточно самобытен.
Здание имеет крестово-купольную форму. Полукруглая колоннада, крылья которой составляют практически 43 метра, насчитывает 96 мраморных колонн.
Над колоннами расположился купол высотой в 70 метров.
Снаружи фасад украшают превосходные бронзовые статуи. Внутри расположились колонны из розового гранита с позолоченными капителями и базами.
Сампсониевский собор
Упоминая соборы и храмы Санкт-Петербурга, стоит вспомнить Сампсониевский собор. Это первый храм военной славы, построенный в Санкт-Петербурге в честь победы под Полтавой. В нем есть нерелигиозные росписи, увековечившие Петра и его победу.
Также собор знаменит сохранившимся с XVIII века уникальным резным иконостасом и коллекцией редчайших икон. Имя архитектора церкви, а также мастера, изготовившего иконостас, не сохранилось в истории. По одной из версий, автором резного иконостаса может являться сам Растрелли. Каждая икона обрамлена в раму из особого узора, который не повторяется нигде более. Еще в соборе сохранилось паникадило, состоящее из трех ярусов.
Храм работает как музей, но в нем периодически проводятся службы.
Армянская апостольская церковь святой Екатерины
Церковь святой Екатерины (армянское: Սանկտ Պետերբուրգի Սուրբ Կատարինե եկեղեցի) — храм армянской апостольской церкви, который является памятником архитектуры.
Церковь была построена в 1771-1779 годах по проекту зодчего Юрия Матвеевича Фельтена.
Стиль церкви выполнен в традициях раннего русского классицизма.
Главный фасад церкви обращен к Невскому проспекту (на юг) и отмечен строгим колонным портиком, во фронтоне которого находится скульптурный рельеф с сюжетом из истории Армении: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».
Также фасад церкви выделяется архитектурной отделкой окон, пилястрами с изящными капителями и возвышающейся купольной башней с крестом.
Интерьер церкви выглядит просторно и парадно, чему способствуют арочные своды и массивные колонны с белыми архитектурными капителями. Парадности убранству святыни придаёт и то, что колонны, стены и пол украшены цветным искусственным мрамором.
Интерьер церкви украшен живописью на библейские мотивы, лепными декоративными карнизами с дентикулами, картинами и массивными «бальными» люстрами. Подробнее об армянской церкви святой Екатерины…
Вход в армянскую апостольскую церковь святой Екатерины свободный (бесплатный).
Адрес церкви: Невский проспект, 40-42.
Координаты церкви: 59°56′07″ с.ш. 30°19′56″ в.д. (59.935278, 30.332222).
Ближайшие станции метро: «Гостиный двор» и «Невский проспект».
Храм святых апостолов Петра и Павла в усадьбе «Знаменка»
Петергоф, Санкт-Петербургское ш., д. 115, корп. 10, лит. А
Храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке считается одним из старейших действующих храмов Петергофа. Устроителями храма были владельцы мызы Васильевская (будущей усадьбы «Знаменка») – князья Ржевские. В сентябре 1718 года князь Иоанн Иоаннович Ржевский подал государю Петру I челобитную об освящении построенной уже деревянной церкви:«В Питербурхе, при море, в новопостроенной моей мызе Васильевской построил я церковь во имя великих апостолов Петра и Павла, и она, моя церковь, к освящению готова».
В 1761 году граф Алексей Григорьевич Разумовский обратился к императрице Елизавете с просьбой разрешить постройку новой каменной церкви рядом с прежней деревянной. Храм освятил митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) уже в 1771 году в присутствии императрицы Екатерины II и брата зачинателя каменной перестройки храма – Кирилла Григорьевича Разумовского.
Со времен императрицы Елизаветы церковь была семейным храмом царской семьи. Именно здесь долгое время хранилась икона «Знамение», которой Петр I благословил свою дочь.
В 1877 году храм частично перестроен архитектором Гаральдом Юлиусом Боссе.
В 1930 году церковь Петра и Павла была закрыта и долгие годы использовалась в качестве продуктового склада Плодоовощного института. Только в 1993 году полуразрушенный храм вернули верующим.
С 2001 года храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке – действующий.
Иконостас
Главное украшение собора – резной золоченый иконостас и надпрестольная сень, дар храму Петра I и Екатерины I. Деревянный позолоченный иконостас высотой 20 метров исполнен в Москве в Оружейной палате Кремля в 1722 году по чертежам Доменико Трезини, выполнялся под руководством архитектора Ивана Зарудного из липы и лиственницы. 43 иконы, размещенные в киотах, написаны в Петербурге артелью московских живописцев под руководством художников Меркурьева и Артемьева.
– свидетельство того, как в петровские времена в церковное искусство начала вторгаться светскость. Иконостас – своеобразный памятник в честь победы в Великой северной войне и напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон. Поднятые щиты и скрещенные мечи, скульптуры и резные арки, помещенные на иконостасе, напоминают о ратных подвигах России в войне.
В центре – царские врата со скульптурными фигурами апостолов: благого вестника Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. Врата увенчаны скрещенными ключами от рая, которыми распоряжается святой Петр.
В то же время – это изображение герба столицы. В центре – икона Воскресения Христова, а по бокам – изображения Давида и Соломона, на верху – ангелы вокруг Господа Саваофа. На иконостасе нет горизонтальных иконных рядов, его украшают скульптуры.
Сквозь ажурные царские врата видна золоченая сень, поднятая над престолом четырьмя резными винтообразными колоннами. По обе стороны царских врат – две большие иконы: Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющая сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде московских царей.
На иконостасе – иконы Александра Невского, князя Владимира, Ольги и Бориса с Глебом. Много места отведено иконам на ветхозаветные сюжеты.
Морской Никольский
Памятник в стиле барокко, заложенный летом 1753 года. Здание считается уникальным, поскольку все остальные храмы, выдержанные в этом стиле в Питере, были в своё время уничтожены коммунистами. Он состоит из двух церквей:
- во имя Богоявления (верхняя);
- во имя Николая Чудовторца (нижняя).
Эта церковь изначально была задумана как основная святыня российского ВМФ. В честь победы России над флотилией шведов и турок Екатерина Вторая пожертвовала собору 10 икон. Возле здания находится памятник в память моряков, погибших на корабле «Цусима». Неподалёку установлены мемориальные доски в честь более современных событий — катастроф на подводных лодках «Комсомолец» (апрель 1989-го) и «Курск» (август 2000 года). Собор работал даже в советское время, а с 1941-го является кафедральным.
Вокруг здания разбили прекрасный парк. Сам храм состоит из двух этажей, а верхушка его украшена пятью куполами. Неподалеку установлена колокольня, увенчанная высоким шпилем. В отделке здания успешно сочетаются золотая и синяя (морская) расцветка. Почти с самого момента освящения и по сей день здесь проводят службы, посвящённые русскому флоту — как победные, так и поминальные.
Большая хоральная синагога
Большая Хоральная синагога была построена в Санкт-Петербурге только в конце 19 века. Это монументальное здание стало не только местом, где верующие могут обратиться с молитвами к Богу, но и культурно-просветительским центром. Как и многие религиозные центры, синагога переживала трудные моменты в совей истории, но силами еврейской общины удалось сохранить этом уникальное место.
Большая хоральная синагога
При посещении синагоги следует придерживаться установленным правилам в одежде: мужчины и женщины обязательно покрывают голову платком или шляпой, не допускаются открытые наряды у женщин, в синагогу женщины не ходят в брюках.
Проект здания был разработан при участии ведущих архитекторов конца 19 века – Бахмана Л. И. и Шапошникова И. И. Синагога является первым по величине в России центром еврейской культуры. Внутреннее убранство синагоги соответствует всем канонам: залы предназначены для проведения обрядов и богослужений
Обращает на себя внимание прекрасная акустика, которая позволяет расслышать каждое слово, даже произнесенное шепотом
В синагогу не разрешается брать с собой слишком маленьких детей, чтобы они не мешали молящимся.
При синагоге работает библиотека «Сифрия», где все желающие могут познакомиться с художественной и научной литературой еврейских авторов, получить достаточно обширную информацию о традициях и культуре народа, познакомиться с историческими документами. Фонды библиотеки будут интересны каждому: от философских и религиозных основ иудаизма до кулинарных рецептов традиционной еврейской кухни.
Станция метро: «Садовая», «Сенная площадь».
От метро «Нарвская» маршрутное такси № 1, № 169 (до Института Лесгафта).
От метро «Невский проспект» автобусы № 3, 27 (до Театральной площади), автобус № 22 (до Института Лесгафта)Адрес: Лермонтовский проспект, дом 2. Телефон 8-812-713-81-86.
Вход свободный. Действующий храм.Время работы: пн-пт, вс: с 10.00 до 18.00. Выходной – суббота, дни религиозных праздников. Библиотека «Сифрия» — пн-чт: с 12.30 до 20.30 (обед с 14.30 до 15.30), вс. с 12.30 до 20.00. (обед с 14.30 до 15.30). Выходные: пятница, суббота, дни религиозных праздников.
Петропавловский собор и современность
В советское время в Петропавловском соборе никого не хоронили. Новая могила появилась в июле 1998 года в приделе святой Екатерины справа от входа в собор. Там торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II и близких семье людей, расстрелянных в 1918 году в Екатеринбурге. У Православной церкви, несмотря на проводимые экспертизы, сомнение в подлинности останков, поэтому захоронили не в соборе, а в боковом приделе.
В 2006 году исполнили последнюю волю матери Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, умершей в 1928 году в Дании. При жизни Мария Федоровна просила перенести по возможности ее прах и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено. Могилу легко узнать по новому мрамору и золотым украшениям.
Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить некоронованных членов императорской семьи. Выстроенная рядом с собором по желанию последнего русского царя, усыпальница и собор воспринимаются зрительно как единое целое. Внутри здание украшено мрамором и золоченой бронзой, был здесь и алтарь с иконостасом и образом Воскресения Христова.
В советское время усыпальница пострадала от наводнения, надгробия разбили, а бронзовые украшения переплавили. Позднее там устроили книгохранилище и склад бумажной фабрики. В 1992 году захоронения в усыпальнице возобновились и начались реставрационные работы. Современными петербургскими мастерами воссоздан витраж усыпальницы «Воскресение Христово».
Здесь погребли внука Александра II Владимира Кирилловича. Туда же перенесли прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в эмиграции. В 2010 году рядом с Владимиром Кирилловичем нашла последнее успокоение его вдова Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде.
Царский некрополь притягивает туристов как из России, та и из-за рубежа. С 1990 года в храме регулярно проходят панихиды, посвященные памяти русских императоров. С 2000 года здесь проводятся ежедневные и праздничные церковные службы.
Исаакиевский собор.
Санкт-Петербург – это город Петра Великого. 30 мая по юлианскому календарю – день рождения царя Петра I. Эту дату почитают и как день памяти византийского монаха Святого Исаакия Далматского. Собор преподобного Исаакия Далматского (в сокращенном варианте Исаакиевский собор) – один из крупнейших купольных храмов Европы.
Современный Исаакиевский собор – творение выдающегося архитектора Огюста Монферрана по его новому проекту, утвержденному 25 апреля 1825 года. Строительство Исаакиевского собора велось сорок лет с 26 июня 1819 года по 30 мая 1859 год, а его внутренняя отделка длилась до 1917 года. Исаакиевский собор до 1917 года – главный кафедральный собор Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор получил статус историко-художественного музея с 1937 года. Мощный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» имеет внушительные размеры: общая площадь внутри четыре тысячи квадратных метров, вес конструкции 300 тысяч тонн, высота 101,5 метр, вместимость более 12 тысяч человек. Громаду здания Исаакиевского собора со всех сторон окружают четыре портика (по 8 и 16 колонн) с фронтонами из горельефов, ряда бронзовых скульптур и разных позолоченных надписей. Горельеф западного фронтона называется «Святой Исаакий и Император Феодосий» и имеет надпись по фризу «Царю Царствующих». Исаакиевский собор – уникальный шедевр мировой архитектуры.
Роскошный интерьер Исаакиевского собора – это музей мрамора и цветного камня. Главный купол внутри украшает роспись «Богоматерь во славе» (работа П.В. Басина и К.П. Брюллова). В храме 12 апреля 1931 года был запущен маятник Фуко – модель демонстрации суточного вращения Земли вокруг своей оси. Он был убран в запасник в 1986 году так как посчитали, что науке нет места в церкви. Под куполом теперь парит серебряный голубь на тросе – символ «Святого духа». С колоннады купола Исаакиевского собора на высоте 43 метра для желающих проводится обзор панорамы Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор расположен по адресу: Исаакиевская площадь, дом 4.
Казанский кафедральный собор.
Монументальный Казанский собор – главный кафедральный собор Санкт-Петербурга с 1991 года.
Казанский собор – главный кафедральный собор Санкт-Петербурга.
Строительство Казанского собора началось по указу императора Павла I (1801-1811). Казанский кафедральный собор был освящен в честь русской иконы Казанской Божьей Матери в 1811 году. Главный вход находится по адресу: Казанская площадь, дом 2 (западный фасад). Но особенно величественен Казанский собор парадным фасадом, выходящим на главную улицу города — Невский проспект. Полусферу из 96 мраморных колонн высотой в 13 метров венчает 70 метровый купол. Северный фасад Казанского собора расположен по адресу: Невский проспект, 25.
Казанский собор – памятник воинской славы России. В Казанском соборе в 1813 году погребен русский полководец Михаил Илларионович Кутузов.
Владимирский храм
Знаменитый архитектурный памятник, относящийся к барочному стилю. Изначально проект храма был разработан Трезини, но строительство слишком затянулось, и к его возведению приложили свою руку:
- Мельников;
- Гольмом;
- Кварнеги;
- Руска.
У церкви имеется пять куполов, рядом с ней возведена высокая колокольня. Собор заложен летом 1761 года, а полностью построение было завершено только в 1769-м. Основная святыня храма — Владимирская икона Божьей матери, написанная в XVIII веке и давшая название собору. Также тут имеется ценная икона Серафима Саровского с кусочком ризы великого русского святого. Здесь же есть другие важные иконы и их списки.
https://youtube.com/watch?v=moeJ3KFqHEc