Где находятся мощи сергия радонежского в москве?

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Требования к волонтерам:
– православное вероисповедание;
– трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе.
При себе иметь:
– паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку.
Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе по своему убранству мог соперничать с соборами Московского Кремля.

Интерьер храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе расписан в 1876 году московским изографом А. С. Рогожкиным. Самые поздние же росписи относятся к началу 20 века. В 1900 году над интерьером церкви трудился архитектор И.Т. Барютин.

Сергиевский предел (южный) храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе. До революции храм по богатству внутреннего убранства и иконостасу мог соперничать с соборами Московского Кремля

Современники говорили о том, что по богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII в., храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля. Этот факт объясняется двумя причинами.

Во-первых, приход храма составляли в основном купцы, делавшие богатые пожертвования на него. В-вторых, церковь считалась центром старообрядчества, хотя и не считалась старообрядческой. Власти стремились приблизить старообрядцев к Православной Церкви.

Сергиева церковь по богатству внутреннего убранство соперничала с соборами Московского Кремля.

Сочетание этих двух факторов привело к тому, что Сергиев храм хорошо украшался. Это же относилось и к другим храмам, расположенным близко к местам размещения больших старообрядческих общин.

По этой же причине при храме в 1889 году освящено здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений. Помещение вмещало до 1 000 человек, и в нём пел один из лучших в Москве хор слепых.

Портрет кисти В.А. Серова, 1891, из коллекции И. А. Морозова. Будущий живописец Константин Коровин крещён в 1861 году в Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе

В 1861 году в Сергиевой церкви крестили будущего живописца Константина Коровина. Его дед — валдайский ямщик переселился в своё время жить в Москву на Рогожку. Дом Коровин и слободской храм часто посещал их дальний родственник, сын калужского купца И. М. Прянишников, также известный русский художник.

История постройки

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках был основан еще в 1591 году. Тогда он был деревянный и приходским для многочисленного населения слободы, которое в основном были или ремесленниками или служилыми людьми.


Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва

В дальнейшем история храма развивалась в таким образом:

  • после пожара 1677 года началось строительство новой каменной церкви, которая была возведена к 1678 году;
  • участие в строительстве и благоукрашении храма принимали активно князья Ухтомские, здесь была их семейная усыпальница и до сих пор сохранились могильные плиты с именами представителей этого княжеского рода;
  • в начале XVIII века было построено два придела — Никольский и в честь пророка Иоанна Предтечи, а в середине этого же столетия под руководством архитектора Д. В. Ухтомского церковь Сергия Радонежского в Крапивниках была значительно перестроена и обрела тот вид, который имеет сейчас, именно в это время возвели колокольню.

В XVIII веке в истории храма началась черная полоса. В 1771 году Москву постигла эпидемия чумы. В Крапивниках население практически вымерло, осталось только шесть дворов, причт храма полностью погиб от болезни. После этого церковь приписали к Знаменскому храму.

Интересный факт! Новое бедствие постигло храм Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве в 1812 году, когда он был основательно разорен французами и на долгие годы его приписали к одному из московских храмов, т. е. он опять не имел своего самостоятельно причта.

В 1820-х годах встал вопрос о том, чтобы его разобрать, но этому решительно воспротивился митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Благодаря святителю Филарету храм сохранился. Но самостоятельного прихода в нем не открывали. Монахи Пантелеимонова Русского монастыря на Афоне просили отдать им Сергиевский храм под подворья, но тот же святитель Филарет был против такой идеи, так как считал, что не место монахам-безмолвникам жить посреди шумного города. В 1870 году на храм претендовали сербы, также желавшие открыть здесь подворье своей поместной церкви.


Историческое фото церкви в начале ХХ века

Однако российское правительство не смогло отказать патриарху Константинопольскому Иоакиму III, который пользовался большим уважением среди православных народов, как искренний поборник веры. Поэтому храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в 1883 году был передан под подворье Константинопольского патриархата и на территории его были построены новые здания для размещения персонала.

Период разрушений

С таким статусом храм вошел в XX век. В его судьбе произошли решительные перемены с приходом к власти безбожного правительства:

  • колокольню в 1920 году почти разрушили, разобрав два яруса;
  • сам храм был закрыт в 1938 году;
  • в 1960 — 70-х годах здесь размещались цеха завода по производству лезвий для коньков и креплений для лыж, а в оставшемся ярусе колокольни разместили трансформаторную будку.

Восстановление

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках вернули верующим в 1991 году, тогда же сам патриарх Алексий II освятил главный престол храма в честь прп. Сергия Радонежского и с этого времени возобновилось в нем регулярные богослужения.


Богослужение в храме Сергия Радонежского

После того как храм был открыт в его истории произошло еще несколько знаковых событий.

  1. Восстановлена колокольня в 2001 году.
  2. Пристроено два придела в честь Всех Святых Русских и прп. Серафима Саровского (в 2010 и 2013 годах).
  3. Серафимовский придел церкви Сергия Радонежского в Крапивниках города Москвы расписан иконописцами.

В настоящее время храм является Патриаршим подворьем, т. е. непосредственно подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси.

Интересный факт! Сейчас несколько плит с погребений князей Ухтомских находятся рядом с Серафимовским приделом, всего их там четыре, датируются они XVII веком.

О чтении акафиста у раки

Каждый новый день в Троицком храме начинается с общего братского молебна с акафистом преп. Сергию – в 5 (или в 5:30) утра.

Ежедневно с 08:30 до 20:30 совершаются молебны с акафистом у раки преподобного Сергия, игумена Радонежского. Начало молебнов в 08:30; 10:30; 12:30; 14:30; 16:30; 18:30.

В Троицком соборе можно подать только записки на молебен Радонежскому чудотворцу (за пожертвование). Другие требы можно заказать в Трапезном храме или Успенском соборе лавры.

Будучи в храме, можно самостоятельно вознести молитву великому угоднику Божьему. Святитель Иоанн Златоуст дает такой духовный совет: перед началом молитвы необходимо встать перед святым образом и закрыть глаза

Человек устроен суетно, поэтому лучше подождать, когда в душе наступит покой, чтобы со вниманием и благоговением обратиться к святому. Для создания особого духовного настроя вначале можно приложиться к святым мощам Радонежского чудотворца, а затем совершить молитву

Это может быть и каноническая молитва, и молитва своими словами. О последней святитель Феофан Затворник писал следующее:

История постройки

Идейным вдохновителем воздвижения Божьего дома в этих местах был отец Владимир, который долгое время служил настоятелем собора в районе Переделкино. На территории массива Солнцево исторически никогда не было церковного сооружения. Потребность в храме местные жители ощутили еще со времен 90-х годов.


Храм преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве, Москва

  • Мысль преподобного Владимира нашла отклик в сердцах многих людей, заинтересованных в воздвижении большого Божьего дома. Преподобный познакомился с ведущими предпринимателями округа и добился расположения в вопросе строительства и финансирования. Благодетели ясно понимали, что воздвижение храма не принесет большой выгоды, поэтому перебороли мысли о корысти и сделали необходимые вложения.
  • Многие верующие думали о воздвижении собственной церкви, но постоянно откладывали начало работ на будущее. Православный народ предпринял решительные меры только после того, как эту местность едва не скупило баптистское сообщество, которое желало распространить свои убеждения по округе. С баптистами удалось договориться, им отдали клуб строителей. Православные же, наконец, решили начать воздвижение собственного храма в Солнцево.
  • Закладной крест долгожданного храма установили в середине осени 2007 г., ритуал возглавлял архиепископ Алексий. С этого момента стали проводится еженедельные воскресные молебны. После того как тяжело заболел основатель-отец Владимир, местные бабушки поддержали его и стали самостоятельно проводить молитвенные акафисты во славу нового храма.
  • Вскоре о собраниях на месте воздвижения без священника узнал владыка Александр, который благословил на здешние службы протоиерея Иоанна (Чуракова). Батюшка приобрел в Сергиевой Лавре аналойную икону святого Сергия. Этот лик стал основным для акафистов в течение первых лет воздвижения.

Интересно! Название для церкви выбирал преподобный Владимир, для которого святой Сергий стал главным духовником всей его жизни.

Воздвижение

Основные строительные работы начались спустя полтора года после заложения креста. Была огорожена территория, появилась специальная техника, вырыли котлован, сформировали бетонный фундамент, нижний ярус и основание первого этажа. После проводился чин закладки церкви, на ритуале присутствовал владыка Алексий и настоятели других храмов.


Интерьер нижнего храма церкви преподобного Сергия Радонежского

В основание Божьего дома опустили памятные письма и камни с символичными напоминаниями.

  • Вскоре приобрели запрестольный образ, священные иконы, книги, подсвечники. Это позволило обустроить пространство и сделать его пригодным для служений.
  • В 2010 г. на купол церкви установили православные кресты, ритуал освящения проводил епископ Кирилл. Присутствовало большое количество верующих людей, но стояли они за территорией стройплощадки.
  • Началась отделка верхнего храма, в нижнем установили жертвенник, иконостас и святой престол. Рабочие отштукатурили стены, монтировали сейф, куда положили священные сосуды, в подклете залили бетонный пол. Община продолжала совершать богослужения несмотря на то, что застройщики запрещали находится людям в еще не готовом здании.
  • В том же 2010 г. на колокольню при помощи крана установили колокола. Чин освящения этой части храма прошел в конце осени. С этого момента началась полноценная церковная жизнь Сергиевской церкви, народ услышал язык колокола. На следующее утро прошла Божественная литургия. Отец Владимир приехал из больницы и вышел к людям только под конец молебна. Владыка Арсений прислал сюда настоятелем батюшку Алексия.

На заметку! Общая площадь здания составляет 1800 м2, финансированием воздвижения занимались православные прихожане и некоторые благотворительные предприятия.

Храм преподобного Сергия создавался в византийском стиле, довольно популярном в церковной архитектуре. Первый дополнительный придел освящен во славу князя А. Невского, второй — в честь Ксении Петербуржской, на первом же ярусе находится и крестильня.

Интересные факты

  • 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем».  В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
  • 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
  • 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
  • Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.

В чем помогает молитва к прп. Сергию

Сергий Радонежский с житием в 24 клеймах и «Сказанием о Мамаевом побоище»

По молитвам к преподобному Сергию было явлено множество чудес. Верующие обращаются к любимому старцу в различных нуждах и скорбях. И по их вере многое дается им. Чаще всего к святому возносят молитвенные прошения:

  • о помощи в учении и постижении различных наук;
  • об исцелении от гордости и приобретении смирения;
  • об уврачевании разнообразных недугов;
  • о покровительстве детям и вдовам;
  • о вспоможении в честных судебных разбирательствах, избавлении от ошибок и несправедливости судебной системы;
  • как покровителя русского воинства просят о заступничестве в деле защиты государства и духовном содействии в укреплении боевого духа;
  • как одного из покровителей Москвы о процветании и избавлении от всевозможных неурядиц.

XVII век

Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году. Церковь названа деревянной, и записано, что «по окладу дани 18 алтын 2 деньги платил поп Иван». Та же запись повторяется и в 1628 году.

В 1631–1632 годах в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора — в том числе двор попа Агафоника, дворы стольника Семена Яковлева сына Вельяминова, князя Феодора княж Васильева сына Долгорукова, князя Василья княж Григорьева сына Козловского, его сына стольника князя Алексия, Микиты княж Левонтьева сына Шаховского, стольника Микифора Иванова сына Плещеева, стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского и других.

В издании «Московский Некрополь» (1907–1908), составленном В. И. Саитовым и Б. Л. Модзалевским, указывается, что в XVI–XVIII веках в церкви Сергия на Трубе погребались князья Ухтомские. До сего дня на северной стене придела преподобного Серафима можно видеть четыре каменных плиты, на самой левой из которых можно разобрать часть надписи:»…княгиня Ухтомская«. Возможно, это и есть плита, упомянутая в «Московском Некрополе»: «Ухтомская княгиня… Федоровна преставилась 29 декабря 1688 года, жена стольника князя Ивана Юрьевича Ухтомского».

Надпись на другой плите сохранилась полностью: «Лета от сотворения мира 7219, от Рождества Христова 1711, октября в 1-й день, на память Покрова Пресвятыя Богородицы, преставися раба Божия княгиня Евдокия Михайловна, капитана лейб-гвардии Семеновскаго полку князя Феодора жена Ивановича Дашкова».

Далее расположена плита, похожая по материалу и стилю надписи на предыдущую. На ней утрачены дата преставления и имя усопшей 83-летней вдовы Михаила Челищева. Рядом с ней — плита с надписью: «…преставия раб Божий стольник Михаил Борисович Челищев и погребен бысть против сей таблицы».

Какой вид имела церковь в первой половине XVII века, мы можем приблизительно представить по плану Мериана, относящемуся к 1638 году. На нем изображена шатровая деревянная церковь.

В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает Строельная книга 1657 года. В ней же написано:

В 1677 году церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.

При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела — неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся вкладной колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector