Как в москве появился храм христа спасителя?

История первого храма

Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала подъем патриотических настроений в русской армии. Один из генералов, участвовавших в войне, предложил построить храм, который стал бы памятником всем погибшим на полях сражений с наполеоновской армией. Идея генерала Петра Кикина о возрождении традиции возведения обетного храма была принята с воодушевлением, ведь подобная практика существовала на Руси еще в домонгольский период. Церкви и соборы в честь одержанной победы над захватчиками уже были построены и в Киеве, и в Москве.

25 декабря 1812 года император Александр I высочайше повелел своим манифестом возвести храм во имя Христа Спасителя, потому что именно провидение Божие, по мнению народа, спасло русскую землю от французов. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие десятки художников и архитекторов из России и зарубежья. В их числе были весьма известные к тому времени Андрей Воронихин и Василий Стасов. В результате победу одержал художник Карл Витберг, которому на момент планирования строительства не исполнилось и тридцати лет. Величие и грандиозность его замысла сравнивали с Соломоновым храмом.

Для строительства выбрали Воробьевы горы, называемые императором Александром I «короной Москвы». 12 октября 1817 года исполнилось пять лет со дня освобождения столицы от французов. В этот символичный день первый храм на Воробьевых горах был торжественно заложен в присутствии членов императорской семьи и иностранных монарших особ.

Земляные работы, улучшение водоотводного канала, доставка на Воробьевы горы каменных материалов – все эти этапы реализации проекта требовали значительных денежных вложений и людских ресурсов. Для строительства привлекли около 20 тысяч крепостных и потратили более 16 миллионов рублей, но за семь лет не был закончен даже нулевой цикл. Кроме того, выяснилось, что почва на выбранном месте не имеет должной надежности. Проект остановили, а причастных к ущербу, нанесенному казне, оштрафовали на миллион рублей. Архитектор Витберг уехал в ссылку в Вятку.

Территория обители

После посещения святыни, уделите немного времени для того чтобы прогуляться по храмовому комплексу. Он состоит из собственного храма Христа Спасителя, Преображенской церкви, часовни, фонда и небольшого экскурсионного бюро.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя была построена в дань памяти Алексеевского монастыря. Он когда-то находился на этом месте. Внутреннее убранство выполнено в духе того периода, когда на здешних землях стоял монастырь. Это был 16 век. Церковь состоит из трех алтарей и имеет два небольших предела. Сюда люди приходят помолиться к образам Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь открыли и осветили 19 августа 1996 года. Главным достоянием является икона Спас Нерукотворный художника Сорокина которая уцелела в период разгрома комплекса. Также здесь хранятся древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая.

Часовня возведена в честь Державной иконы Божией Матери. Она отличается небольшими размерами и выполнена из дерева. Постройка находится несколько удаленно от основного здания. Главная святыня – икона Богородицы «Державная». Она была привезена на здешние места в 20 веке. В современной России образ является высоко почитаемым.

Если пройти несколько метров от иконы, то вы увидите еще одно красивое здание. Это дом знаменитого Перцова. Строение расположилось прямо на стыке Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Объект построили в 1905-1907 гг. Над проектом работал архитекторы Н.К Жуков, Б.Н. Шнауберт. Эскиз создавал популярный на тот период художник С.В. Малютин. Он известен во всем мире, как автор русской матрешки и зарисовок в народных сказках.

Здание отстроено в стилевом направлении – модерн. Однако балконы имеют выраженный древнерусский стиль. Встречаются также мотивы западной средневековой культуры. Декор фасада примечателен забавными мифическими изображениями. Сказочные существа, необычные животные и растения умело изображены на стенах. Окна и стены имеют много резного декора. Таким образом, перед глазами наблюдателя встает своеобразный домик-теремок, рассматривать который можно до бесконечности долго. Объект красного цвета гармонично вписывается в общую столичную картину, выступая эффектным украшением улицы. Туристы не могут пройти мимо интересного объекта, чтобы не сделать несколько фотографий.

Фонд Храма Христа Спасителя выступает в роли управленческого органа обители. Основная его деятельность направлена на привлечение благотворителей, сбор пожертвований, организацию реконструкций, выставок, мероприятий и экскурсии. Работа организации реализуется на основании Договора доверительного управления с 20о4 года. Внешне здание ничем не примечательно. Фонд специализируется на проведении разнообразных экскурсий.

Прихожане приходят для того чтобы познакомиться с интерьером храма, его историей, при желании организуется подъем на смотровые площадки. С высокой точки открывается головокружительный вид на внешние окрестности Москвы. Ни один турист не хочет упустить такой возможности. Поэтому, желающих подняться всегда бывает достаточно много. На сегодняшний день доступными являются такие экскурсионные маршруты, как«Горельефы Храма Христа Спасителя», «Росписи галереи Нижнего Храма (притчи)», «Выход на смотровую площадку». Возможно совмещение несколько экскурсий. Стоимость является приемлемой и начинается от 400 рублей. Прогулка проводится группами по 400 человек. Более детальную информацию всегда можно уточнить на официальном сайте монастыря.

Смотровая площадка


Видовая площадка расположена на высоте 40 м. Это отличный способ рассмотреть Москву с неожиданной точки. Вход сюда платный, и подниматься придется пешком. (Иногда туристам удается подняться на служебном лифте. Как повезет.) Зато потраченные усилия окажутся с лихвой вознаграждены изумительной панорамой.

На площадках лестницы расположены автоматы. В них продаются монеты с изображением собора. Покупка сувениров скрасит скучный подъем. Площадка опоясывает здание по периметру. Территория закрыта от осадков и яркого солнца. Передвигаясь по площадке, можно рассматривать столицу с разных ракурсов. Везде стоят камеры наблюдения, перила достаточно высоки, имеются дополнительные ограждения. Поэтому рассматривать город совершенно не страшно.

На видовой площадке разрешается проводить фото и видео съемку. В некоторых местах для удобства наблюдений установлены бинокуляры. Для того, чтобы воспользоваться ими, придется заплатить. Время, проведенное на смотровой площадке, ограничено. Оно составляет полчаса.

Важно помнить: поскольку проход на площадку идет через храм, придется соблюдать определенный дресс-код

Популярное за 7 дней

5 фраз апостола Иоанна Богослова, открывающие глаза слепым, уши неслышащим, исцеляющие больных
21.05.21 09:00

Митр. Антоний (Паканич): Псалом, который следует читать в болезнях и страданиях
18.05.21 14:46

18 мая — день памяти великомученицы Ирины Македонской
18.05.21 07:28

Митр. Антоний (Паканич): Если мысленно желаешь страшной смерти ближнему, ты уже убил его в своем сердце
22.05.21 16:47

Почему Бог забирает лучших и молодых внезапно?
17.05.21 13:30

22 мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
22.05.21 08:05

Цветы Яна Брейгеля
18.05.21 15:06

Должен ли православный быть вежливым с окружающими или это лицемерие?
17.05.21 12:35

Что такое филиокве?
19.05.21 11:22

Патриарх Сербский Порфирий обратился к православным Украины
21.05.21 09:38

Правила посещения храма

Как и в других храмах из уважения к религиозной традиции, необходимо соблюдать некоторые важные правила:

  • Одежда: мужчины не могут войти в шортах. Женщинам рекомендуется надевать на голову платок или палантин (на всякий случай возьмите их с собой в сумку). Плечи должны быть прикрыты, как у мужчин, так и у женщин. Не рекомендуется носить одежду с декольте и мини-юбки.
  • Мессы: посещение православного храма туристами и блуждание по нему во время религиозной службы является дурным тоном. Литургия очень тихая, медитативная, сосредоточенная и ритуальная, поэтому необходимо соблюдать тишину в храме. Также не следует забывать, что верующие всегда стоят вместе во время службы.
  • Фотографирование внутри не допускается.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 257 times, 1 visits today)

Популярное за 7 дней

5 фраз апостола Иоанна Богослова, открывающие глаза слепым, уши неслышащим, исцеляющие больных
21.05.21 09:00

Митр. Антоний (Паканич): Псалом, который следует читать в болезнях и страданиях
18.05.21 14:46

18 мая — день памяти великомученицы Ирины Македонской
18.05.21 07:28

Почему Бог забирает лучших и молодых внезапно?
17.05.21 13:30

22 мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
22.05.21 08:05

Цветы Яна Брейгеля
18.05.21 15:06

Митр. Антоний (Паканич): Если мысленно желаешь страшной смерти ближнему, ты уже убил его в своем сердце
22.05.21 16:47

Должен ли православный быть вежливым с окружающими или это лицемерие?
17.05.21 12:35

Что такое филиокве?
19.05.21 11:22

Патриарх Сербский Порфирий обратился к православным Украины
21.05.21 09:38

История Храма Христа Спасителя в Москве

Закладка первого Храма состоялась в 1817 году. Предшествовал этому событию Указ Императора Александра I о возведении Храма в «Благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном».

Лучшим проектом был признана работа архитектора Карла Витберга. Эталонами для нового храма служили собор святого Петра и Пантеон в Риме. По первоначальному замыслу храм должен был располагаться в Кремле, но царь отверг это предложение. Было решено, что храм будет стоять на Воробьевых горах.

Храм должен был иметь огромный округлый купол, а вся композиция — форму пятиглавого креста. Работы были приостановлены по двум причинам: во-первых, прекратилось финансирование, так как император скончался; во-вторых, гора, на которой восстанавливался храм начала оседать. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку.

Спустя несколько лет брат Александра Николай I решает осуществить проект постройки храма в честь освобождения России от наполеоновских захватчиков. Был разработан совершенно новый план строительства, которым занимался Константин Тон. 27 июля 1839 года началась кладка фундамента из камня. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, предполагающей сочетание величественного и одновременно традиционного.

Император повелел возвести храм в районе древнего Чертолья — на месте женского монастыря. Во время строительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, что сочли хорошим предзнаменованием. Был объявлен сбор пожертвований на строительство. Сорок четыре года, на протяжении всего строительства, продолжался сбор народных пожертвований.

Работа над горельефами продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года. Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено было отказаться от отделки в стиле классицизма и выполнить его в соответствии с характером фасадов — в византийском стиле. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60-горельефов. Из них внизу — 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В. Логановеким, наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом.

Наконец, в мае 1883 года храм был освящен.

В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. Сразу после освящения, храм Христа Спасителя превратился в один из главных центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря по старому стилю (7 января — по новому), было главным праздником в храме.

Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и общественно-политической жизни.

30 мая 1912 года возле храма был торжественно открыт Памятник Александру III. Памятник изображал императора, восседающего на троне со всеми царскими регалиями — со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой — пурпурной мантией монарха. На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881 — 1884».

После окончательного установления советской власти в начале ХХ века в городе принято решение о переименовании некоторых улиц и площадей. Соборную площадь переименовали в Красную В 1929 году был закрыт собор. Здание храма было передано для оборудования в нем Дома культуры. С него сняли купола, и на центральной башенке стал развеваться красный флаг. Вокруг него был разбит сквер, который стал носить имя В. И. Сталина. Работал Дом культуры недолго: по приказу властей храм был разрушен серией мощных взрывов в 1931году.

Мрамор из разрушенного храма использовали для отделки станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», каменные скамейки установили на станции метро «Новокузнецкая». Крошкой, в которую превратили плиты с именами героев, посыпали дорожки в городских парках. В 1958-м году на месте котлована с сохранившимся фундаментом появился бассейн «Москва».

После Перестройки, в 1989-м году, в сквере у бассейна появился деревянный крест и ящик для пожертвований. В 1994 году правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995 года. Проект был подготовлен архитектором Денисовым и инженером Фадеевым.

Сегодня храм занял свое законное историческое место.

Скульптуры

Собор ориентирован по сторонам горизонта. Каждый фасад оформлен особенными скульптурами:

Западный фасад легко узнать по фигуре Иисуса Христа, благословляющего народ. Горельеф расположен в большой центральной арке. По бокам от центральной расположены 4 малых арки. В них скульптор поместил изображения Александра Невского, Николая Святителя, Святой Елизаветы, Николая Новгородского.

Внизу над средними воротами изображены 4 ангела. Их крылья раскрыты, в руках – полотнище, на котором написано: Господь с нами. Над малыми воротами изображены фигуры 4 ангелов. Это посвящение павшим воинам 1812 года.

В оконных арках расположены архангелы Иегудиил, Варахиил, Гавриил, Уриил. Иегудиил держит венок, остальные – цветы. По углам символическая композиция – венчание Соломона на царство и Давид, передающий Соломону чертежи. Это иносказательное изображение обещания Александра 1, исполненное преемником.

Восточный фасад смотрит на Кремль. Здесь изображены заступников России и тех, кто за нее молился. В центральной арке скульптура иконы Владимирской Божьей Матери. По бокам, в малых арках, образы Святой царицы Александры, Великомученицы Екатерины, Марии Магдалины, Анны Пророчицы.

В арке больших ворот скульптуры Святителя Пермского Стефана, Преподобный Сергий Радонежский, Митрополиты Московские Иона и Филипп. В оконных арках – Иосиф Волоколамский, Никон Радонежский, Михаил и Феодор Черниговские. По углам композиции Воскресение Христово и Рождество Христово.

Северный фасад смотрит на Пречистенку. Здесь расположены скульптурные группы просветителей, святых, в дни которых были сражения во время похода русских войск за границу. В центре изображен образ Иверской Божьей Матери. По краям – скульптуры Лавра, Григория, Хрисанфа, Сергия. Внизу 4 евангелиста и Апостолы Петр и Павел. По углам скульптура Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву, и Дионисий, благословляющий Минина и Пожарского.

Южный фасад смотрит на Москву-реку. Здесь изображены святые, в дни которых проходили сражения 1812 года. В центре изображен образ Смоленской Божьей Матери. По бокам – Иоанн Креститель, апостол Фома, Роман Рязанский, Иона Новгородский.

В нижней части – явление Архистратига Михаила Иисусу Навину. Над малыми вратами изображены Деворра, Варак, Моисей и Мириам. По углам изображены композиции: возвращение Давида после победы над Голиафом и Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями.

Частица Ризы Божией Матери

Частицу Ризы Божией Матери привез на Русь Дионисий Суздальский в XIV веке из Константинополя. Вместе с другими святынями она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей.

После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В 2008 году, по просьбе покойного Патриарха Алексия II, была передана Русской Православной Церкви вместе с другими святынями, которые также хранились в кремлевских музеях.

Частица Ризы Пресвятой Богородицы некоторое время находилась в Храме Христа Спасителя и была доступна для поклонения. Но, поскольку верующие не проявляли к ней большого интереса, было принято решение на время убрать святыню в алтарь и выносить ее в некоторые богородичные праздники, например, в Праздник Ризоположения во Влахернах, на Покров Пресвятой Богородицы, в Субботу акафиста Великим постом и в другие праздники.

Современное состояние

Возрождённый Храм — духовное средоточие деятельности Русской Православной Церкви, он стал центром многих общественных и культурных событий, просветительской деятельности. В храме торжественно отмечаются всенародные праздники и юбилеи. В двунадесятые и великие праздники церковного календаря здесь совершает богослужения настоятель Храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Зале Церковных Соборов проходят заседания Архиерейских Соборов и других церковных форумов.

Между торжествами Храм и Преображенская церковь живут обычной приходской жизнью, люди приходят сюда за таинствами крещения и венчания, исповедаться, проводить в последний путь родных и близких…

Архитектурный комплекс Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является туристической достопримечательностью столицы, памятником истории и культуры, он напоминает потомкам, о ратных подвигах героев Отечественной войны 1812 года.

Посетителей восхищают архитектурные достоинства памятника, высокохудожественные росписи его интерьеров это краткий курс богословия в образах и красках, а уникальный алтарь в виде беломраморной шатровой часовни не имеет аналогов в истории русской церковной архитектуры. Со смотровых площадок на все стороны света открывается захватывающая дух панорама столицы.

Храм Христа Спасителя — сложнейшее современное сооружение, требующее неустанного труда сотен людей. Фонд Храма Христа Спасителя силами своих подразделений обеспечивает жизнедеятельность Храма — главного собора Москвы и всей России.

Проекты

Два года спустя уточнили требования к проекту: было решено провести открытый конкурс на проектирование и строительство кафедрального собора в течение 10-12 лет. В первом международном конкурсе приняли участие проекты А. Витберга, Д. Кварнеги, А. Стасова, а во втором — Ф. Шестакова, А. Татищева, А. Кутепова, а также многих других известных в то время архитекторов. По результатам первого конкурса был выбран проект Карла Виберга (А.Л. Витберга), но процесс возведения затянулся, а денежные средства частично ушли на сторону, к недобросовестным подрядчикам, за что лично поплатился сам автор проекта. По второму этапу конкурса Николай Первый самолично утвердил архитектором К. Тона.

Начало строительства первого Храма

Боевые действия перетекли в Европу, взяли Париж, Москва немного отстроилась, инвалидам, вдовам и сиротам назначено денежное содержание. Пора приступить к сооружению памятника в честь великой победы над европейскими душегубами.

ХVIII век принес немало побед русскому оружию и много памятников стоит по странам европы в честь наших побед, но это были все светские памятники, колонны, колоннады стелы и обелиски. 

А в войне 1812 года победил народ, “цивилизаторов”  давили всем мiром. Войну выиграл Русский Православный Народ и таким памятником мог стать только Православный Храм. Государь Император Александр I, понимал это.

Храм Христа Спасителя в Москве история

Император Александр I

В 1814 году, еще в Париже Александр I, объявил международный конкурс проектов, выиграл самый грандиозный  проект зодчего Карла Магнуса Витберга или, как стали его звать у нас на русский манер  Александра Витберга.

 В 1817 году, в год пятилетия с начала войны, приступили к сооружению памятника в честь Великой Победы над европейскими просветителями.

Первоначально храм планировали построить в Лужнецкой завади , на Воробьевых гора, там где сегодня находится смотровая площадка, самое высокое место Столицы.

Зал Церковных Соборов

12 октября 1817 года состоялась закладка, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от банд европейских гопников. В 1821 году начались земляные работы. Были выделены огромные средства, камень для строительства планировалось подвозить на баржах. Но баржи с глубокой осадкой не могли подойти к берегу, пришлось углублять фарватер. 

По первоначальному плану высота храма должна была быть порядка двухсот сорока метров, то есть  в два с половиной  раза выше сегодняшнего. Грунт оказались не подходящими, для такого масштабного проекта, слишком много плавунов.

В 1827 году от строительства пришлось отказаться, в добавок ко всему были выявлены огромные хищения на сумму более миллиона рублей, было возбуждено уголовное дело в результате которого ваятель Витберг  надолго сел, с конфискацией наворованного имущества. Строительство прекратилось.

Храм Христа

Константин Тон

Повторная закладка Храма

Идея создания Храма памятника не покидала умы Романовых. Следующий Император Николай I, вернулся к этой идее, сам выбрал другой проект, зодчего Константина Тона.

Император сам выбрал место где Храм будет построен, на берегу Москвы-реки, рядом со стенами Кремля, на Волхонке были выкуплены все земли, но был некоторая проблема. На этом месте размещался женский Алексеевский монастырь.

Когда осенью 1832 года монастырь был переведен в Красное село, сегодня станция метро Красносельская,  была отслужена последняя литургия, монахини вышли, стали грузится в коляски, последней на соборное крыльцо вышла игуменья и сказала, я никуда не поеду и приказала приковать себя цепями к огромному дубу, во дворе обители.

Москва Храм Христа Спасителя

Император Николай I

Ее, конечно, впоследствии отковали и насильно увезли и по преданию уезжая она сказала, что по слову моему никакой Храм здесь стоять не будет и долго не простоит.

Строительство началось и длилось сорок четыре года, при Государях Императорах Николае I, Александре II и  только 26 мая на Вознесение Господне 1883 года при Государе Императоре Александре III храм был освящен и открыт.

Собор Христа Спасителя в Москве

Новейшая история Храма Христа Спасителя

 В 1931 году сатанисты — коммунисты Храм взорвали, хотели построить трехсотметровый дом советов увенчанной сто метровой статуей упыря ульянова -ленина, но не зашло. Ломать не строить, ничего у кранозадых не вышло. То, как крушили Храм построенный всем мiром пропущу.

После войны, ничего умнее Хрущев не придумал, как построить на месте Храма открытый, плавательный бассейн, других мест в Москве не нашлось. Я в него ходил в юности.

Храм на Кропоткинской

И наконец в 1995 году начали возводить по старым проекта Храм Христа Спасителя и 31 декабря 1999 года были распахнуты Царские Врата возрожденного Храма Христа Спасителя.

Разрушение храма

После Русской революции 1917 года, которая включала в себя религиозные гонения, закрытие и снос храмов, в период прихода Сталина к власти, было приказано снести храм Христа Спасителя с помощью взрывчатки. Это событие произошло в 1931 году и остались наглядные свидетельства этого взрыва:

На этом же месте Сталиным был спроектирован во славу СССР  Дворец Советов, роскошное мега-здание, должно было стать самым высоким зданием в мире высотой 415 метров. Статуя Ленина высотой 100 метров должна была быть установлена на вершине этой сталинской высотки.

Позже, между 40-ми и 50-ми годами, в Москве были построены “Семь сестер”, семь больших небоскребов, которые были частью сталинской архитектуры.

После разрушения собора в 1931 году потребовалось почти полтора года, чтобы разобрать остатки после взрыва. Только в 1937 году начались работы по строительству Дворца Советов, прерванные немецким вторжением в 1941 году во время Второй мировой войны.

Колоссальное здание так и не увидело свет, в основном из-за нехватки средств. Часть мрамора собора впоследствии была использована для ближайших станций Московского метрополитена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector