Православная церковь иконы божией матери знамение в перово
Содержание:
- Святыни и мощи
- Из истории
- Патриарх Кирилл основал храм в честь адмирала Федора Ушакова
- Одним из архитекторов считают Никодима Тессина-младшего
- История
- К истокам
- Август 2019
- Легенды Перова
- Интересные факты
- Первый в новейшей истории Москвы храм в честь святого равноапостольного великого князя Владимира возводится на востоке города, сообщил куратор программы строительства православных церквей в столице, депутат Госдумы РФ Владимир Ресин.
- Престольные праздники
- История строительства
- Знаменская церковь в Перове
- Главный фаворит
- Внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Святыни и мощи
В церкви находится надгробная плита княжеской семьи. В нём похоронены дети Иван Алексеевич и Фёдор Алексеевич Голицыны, а также сестра Татьяна и брат Николай. Первые богослужения в Спасе Нерукотворного Образа в Перово совершил иерей Тимофей Авакумов.
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово вернулся в церковное лоно в 1991 г., после чего его посетили потомки князей Голицыных и принесли в дар памяти своих предков старинную Тихвинскую икону Божьей Матери. И по сей день она находится в алтаре.
Наименование святыни | Описание |
Икона святого Николая Мирликийского | Подарена местными жителями в конце XIX в. Считается одним из самых почитаемых образов. |
Ковчег с мощами двадцати русских святых | Он недавно доверен епархией храму. |
Икона Николая Чудотворца | Содержит частицу его мощей, и является одной из важных святынь. Благодаря спасённой иконе, образ святого обладает для храма особой значимостью и почитается молитвенными служениями. |
Святой образ Серафима Саровского | Первая икона храма. В приходе святой почитается воскресными службами и литургией, а в иконе находятся частицы его мощей. |
Большое деревянное распятье | Стоит в северной стороне храма. В его центре вставлен старый крест, который, согласно приданию, содержит часть от дерева креста, на котором был распят Христос. |
Образ Двенадцати Бессребренников и Целителей | Расположен в южной стороне храма. Святые помогают во врачебных делах. Их история появления связана с больницей рядом с которой находится храм. Икону подарили церкви пациенты, которым помогали священнослужители. |
Икона Нила Столобенского | Содержит частицы мощей святого. Преподанный Нил почитается русским православием как защитник, целитель и помощник во всех делах. |
Из истории
Первый храм во имя святого князя Владимира Равноапостольного построен в Москве еще в XV веке. Великий князь Василий I поручил соорудить в Кулижках (они же «Кулички», теперь это район Солянки) летний дворец и деревянную домовую церковь в честь святого князя Владимира Равноапостольного. Новый княжеский двор окружали прекрасные фруктовые сады, благодаря которым храм и получил название «в Садах».
В 1514 году Василий III повелел построить в Москве 11 каменных церквей. Работы были поручены работавшему в России итальянскому архитектору Алевизу Новому Фрязину. Один из каменных храмов — во имя святого Владимира был возведен на месте старой деревянной церкви в Кулижках (освящен в 1516 году).
Примерно в это же время был построен Ивановский монастырь. Точная дата его основания неизвестна. Согласно одному из преданий, появление здесь обители связано с рождением сына Василия III — Иоанна, будущего первого русского царя Ивана Грозного.
Храм Владимира Равноапостольного находится недалеко от Кремля в Старосадском переулке на Ивановской горке. Это место Москвы в то время считалось элитным — здесь, в Трехсвятительском переулке, московский митрополит построил себе загородный дом, да и многие бояре в конце XVII века стали селиться на этой привилегированной земле.
За свою четырёхвековую историю храм много раз перестраивался. Так, он восстанавливался после пожаров в 1737 и в 1812 годах. Кроме того, в XIX веке осуществлялась перестройка и верхней его части. Надо отметить, что благодаря кропотливой работе строителей, обновленные детали были выполнены в том же стиле, что и созданные зодчим Фрязиным в XVI веке.
Большой урон строению был причинен в 30-е годы XX века, когда были разобраны все пять глав храма и почти полностью уничтожено его внутреннее убранство.
В настоящее время это действующий храм, главный придел которого посвящен крестителю Руси, святому князю Владимиру, а северный придел — его сыновьям святым Борису и Глебу. В южном приделе, освященном в честь святых мучеников Кирика и Иулитты, сейчас находится ризница.
Патриарх Кирилл основал храм в честь адмирала Федора Ушакова
Верх храма снова перестраивали в XIX веке. Вероятно, строители стремились к некоторой стилизации, сохранению привычного вида храма (хотя бы отчасти), поэтому многие детали внешней отделки не похожи на современные им.
В 1937г. церковь начали разбирать, но, к счастью, работы не окончили. Церковь, лишенная глав и колокольни, была передана в ведение Государственной публичной Исторической библиотеки, в ней хранились резервные фонды. В 1980г. пожар уничтожил и книги, и сохранившиеся остатки росписей на стенах. К 1990г. закончилась реставрация внешней части храма, и его передали церковной общине, которая и довела до конца реставрацию внутреннего убранства. Сейчас на небольшой площадке перед Ивановским монастырем, где встречаются четыре переулка, возвышается свежевыбеленная церковь с золотыми крестами на темных куполах, одна из самых праздничных и нарядных церквей в центре Москвы.
Входит в проекты: древние храмы, Алевиз Фрязин Новый
Одним из архитекторов считают Никодима Тессина-младшего
Имена архитекторов «голицынских» построек считаются утраченными. Однако можно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих, которые, в отличие от мастеров московского барокко, не отталкивались от украинско-белорусской барочной традиции. От петровского барокко голицынское отличалось тем, что оно ориентированно не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы.
Последние, в свою очередь, следовали итальянским прототипам. И поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России. Кроме того, он не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко. Восьмилепестковая в плане церковь, выступы которой ориентированы по сторонам света, обильно украшена тончайшей белокаменной резьбой, изображающей цветы, листья, плоды и херувимов. По одной из версий исследователей, создателем этого шедевра был ученик швейцарского архитектора Бернини – Никодим Тессин-младший.
Церковь в Перове необычна и поэтому столь дорога жителям района. Вот, например, как трогательно пишет о храме участник проекта «Я узнаю Москву» на тот момент шестиклассник из ГБОУ СОШ №1852 Илья Забазлаев: «Для участия в конкурсе <�…> я решил выбрать Храм иконы Божией Матери «Знамение». Наш район не может сравниться с центром города по количеству старинных зданий, но мне захотелось показать, что и у нас есть чем гордиться. <�…> Сейчас Храм полностью восстановлен, в нём снова идут службы. Наша семья, как и многие жители района, приходят сюда святить куличи на Пасху или в другие дни. Все посетители Перовского парка могут видеть это красивое белоснежное здание, которое пережило все невзгоды и сегодня является не только украшением нашего района, но и города».
Трудно не согласиться с Ильей. Гордиться есть чем. Богата и интересна история храма: красивые легенды и разные истории связаны с жизнью царских особ, известными именами, мученической кончиной священников, которые в тридцатых годах служили тут…
История
История возведения храма началась в 2007 году. Старая церковь не вмещала желающих посетить службу, и несколько верующих активистов обратились к светским властям с просьбой выделить место под строительство нового храма. Семь лет они добивались разрешения на строительство. Собрали 6000 подписей на обращении, и ходили по кабинетам чиновников, но безрезультатно. Только после начала столичной программы «200 храмов», в 2014 году, выделили землю под будущий храм. Участок определили в заброшенном парке, и на этом месте сразу возвели небольшую деревянную церковь, посвятив её святому праведному воину Феодору.
Эта церковь вмещает несколько десятков человек, и носит статус временной. Рядом возводится Владимирский храм, но и после завершения строительства деревянная церковь останется, перейдя в статус малого храма.
Церковь невелика, однокупольная, однопрестольная. В архитектуре воспроизводится греческий стиль церковного зодчества. Ставили храм из готового сруба, начав установку 16 марта, а 18 апреля её уже освятили.
Храм, как культурный центр
Сейчас храм стал своеобразным центром культуры. Начиналось всё с благотворительного концерта на строительной площадке, устроенного по благословению епископа Пантелеймона. Неожиданно оказалось, что желающих принять участие больше, чем планировали, и нет времени предоставить всем возможность выступить. Поэтому концерт повторили, а затем мероприятие вошло в традицию.
Концерты классической музыки проходят силами прихожан, они абсолютно бесплатны, но в них уже принимают участие музыканты — профессионалы, даже из Большого театра.
При обсуждении будущего строительства активисты пообещали местным жителям привести в порядок и облагородить парк, на территории которого выделили землю. Прихожане своими силами устраивают клумбы, высаживают деревья, поддерживают порядок. И если раньше в этот парк было страшно входить, то сейчас он стал намного чище, уменьшилось количество бездомных и асоциальных личностей, ранее облюбовавших заросли кустов.
В честь небесного покровителя
Храм освящён в честь святого праведного воина, известного флотоводца, адмирала Ушакова.
Отдавая дань земному пути святого, при церкви работает судомодельный кружок. В соседней школе сохранились классы трудового обучения. Договорились с педагогом из Федерации судомодельного спорта, и дважды в неделю мальчики получают навыки моделирования. Летом 2020 года в акватории паркового пруда прошли соревнования моделей судов, и храм учредил для победителя специальный кубок в честь святого Феодора Ушакова.
К истокам
Название местности Перово пошло от характера основной деятельности местного населения — производства пера и пуха. В границы Перово входили большие лесные угодья, где проводились царские охоты на птицу, а после щипали перо. Об этом напоминает герб Перово: на зелёном щите перекрещены золотой охотничий рожок и серебряное перо.
Большую роль в удобстве и развитии охоты и ремесла сыграло и то, что по его территории проходила важная дорога – на город Владимир. Поэтому прямо здесь же на обочинах Владимирской дороги шла бойкая торговля пуховыми постельными принадлежностями.
Понятие слова «лес» в русском языке тесно переплетается со словом «леший». Первоначально «леший» означало «поросший лесом», а затем стало обозначать мифическое лесное существо, приносящее зло. Видимо, из-за обилия лесов по некоторым поверьям Перово считается родовым гнездом леших. Якобы здесь рождались эти духи и расселялись по всей центральной России. Подтверждение этому можно найти, например, в книге Владимира Даля «Пословицы и поговорки»: «Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской кости» (то есть к месту, где захоронения родителей, на родину).
Первые сведения об этой местности относятся к XVI веку, когда тут стояло село Тетеревники с церковью Успения Богородицы. Судя по названию, когда-то здесь жили великокняжеские тетеревники, охотники, обслуживающие птичью охоту на тетеревов. В описании 1573 года упоминаются пустоши Тетеревники, Бортное, Перово и Пирогово. Писцовая книга 1576 года фиксирует это владение за Михаилом и Романом Шокуровыми.
Август 2019
Среда, 21 августа
16:00
Вечернее богослужение. Исповедь
Четверг, 22 августа
09:00
Литургия. Апостола Матфия
18:00
Акафист Богородице, иконы Неупиваемая Чаша
Пятница, 23 августа
16:00
Вечернее богослужение. Исповедь
Суббота, 24 августа
09:00
Литургия. Сщмч. Евпла Катанского
16:00
Всенощное бдение. Исповедь
Воскресенье, 25 августа
06:40
Литургия. Мчч. Фотия и Аникиты
09:00
Литургия. Мчч. Фотия и Аникиты
Вторник, 27 августа
16:00
Всенощное бдение. Исповедь
Среда, 28 августа
06:40
Литургия. УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
09:00
Литургия. УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
Четверг, 29 августа
18:00
Акафист Богородице, иконы Неупиваемая Чаша
Пятница, 30 августа
16:00
Вечернее богослужение. Исповедь
Суббота, 31 августа
09:00
Литургия. Мчч. Флора и Лавра
Легенды Перова
Позже финансовые дела у Николая Петровича шли не слишком удачно. В 1732 году он заложил всё село Перово с деревней Тетеревники одному из самых таинственных и загадочных людей петровской эпохи – Якову Вилимовичу Брюсу. В Глинках бытовал рассказ о том, как к «Брюсу в ночные часы прилетал огненный дракон». Ещё была история, что будто бы «в жаркий июльский день он к удовольствию гостей обратил пруд в парке в каток и предложил кататься на коньках». Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом. Владел весьма крупной для своего времени библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов почти исключительно научно-технического и справочного содержания. Он нигде не учился и всего добился самообразованием.
Так же существует предание о тайном венчании императрицы Елизаветы с Алексеем Григорьевичем Разумовским в церкви иконы «Знамение» в 1741 году. Несмотря на то, что сей факт ничем не подтверждён, легенда жива до сих пор! Сторонники легенды ссылаются на собственноручно вышитые Елизаветой «воздухи», действительно долгое время сохранявшиеся в перовской церкви. Также в пользу этой легенды может свидетельствовать факт покупки Елизаветой села в 1743 г. и строительства в нём дворца, преподнесённого в дар Алексею Разумовскому.
Интересные факты
- С начала открытия храм наполняли иконами местные жители и щедро приносили в дары священные образы.
- В военное время в храме была открыта снайперская школа для тренировок красноармейцев и большинство икон стали мишенями.
- Крест с храма был сорван танком.
- Храм привлекателен для молодёжи. Каждое воскресение на причастие приходит более 150 детей.
- Одна из прихожан сохранила Икону Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Девушка, увидев выброшенные большевиками иконы, на свой страх и риск взяла самую большую и отнесла домой. Ей оказалась Икона Святителя Николая. Прихожанка хранила её 50 лет и после возобновления деятельности храма вернула обратно.
- Для прихожан один раз в месяц проводит сеансы киноклуб по показу церковных и христианских фильмов.
Первый в новейшей истории Москвы храм в честь святого равноапостольного великого князя Владимира возводится на востоке города, сообщил куратор программы строительства православных церквей в столице, депутат Госдумы РФ Владимир Ресин.
«Сейчас в густонаселенном районе Новогиреево действует лишь одна небольшая церковь при 15-й городской больнице. В праздничные дни малый деревянный храм забит до отказа, и все равно принять всех верующих не в состоянии. Поэтому было принято решение построить церковь большей вместимости», – сказал В. Ресин.
По его словам, работы идут хорошими темпами.
«Стены западной части практически готовы, ведется кирпичная кладка звонницы. До конца года нужно завершить кладку центральной части и закрыть контур здания. Во втором квартале 2019 года планируется смонтировать купол и установить крест. Завершить строительство намечено к концу следующего года», – отметил куратор программы.
Церковь строится на краю Перовского сквера, который также благоустраивается.
«Это уже обычная практика: там, где строятся храмы, преображаются и окружающие территории, благоустраиваются и создаются новые скверы, детские площадки и рекреационные зоны», – пояснил В. Ресин.
Настоятель прихода добавил, что еще во времена Дмитрия Донского неподалеку от этого места стояла церковь. В начале XVII века ее разобрали и оставили небольшую памятную часовню, полуразрушенные остатки которой помнят старожилы района.
Три года назад на месте начинающегося строительства был установлен Поклонный крест, проведена праздничная литургия, с этого момента приход неуклонно растет.
«Решение о начале строительства мы приняли в год 1000-летия кончины святого князя Владимира – крестителя Руси. Приход выступил с инициативой построить храм в его честь и получил благословение патриарха Кирилла. Можно сказать, это первый храм в честь князя Владимира, строящийся в Москве в современной истории столицы», – подчеркнул куратор программы.
Напомним, программа строительства православных храмов («Программа-200») развернута во всех округах столицы, кроме Центрального. Ее цель – обеспечить жителей города церквями недалеко от дома.
Программа реализуется на пожертвования. Для сбора средств создан благотворительный Фонд поддержки строительства храмов города Москвы, сопредседателями которого являются мэр столицы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Программу курирует советник мэра, советник по строительству Патриарха Московского и всея Руси, депутат Госдумы Федерального собрания РФ Владимир Ресин – он является председателем рабочей группы фонда.
От Стройкомплекса программу курирует руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
Престольные праздники
Помимо общепризнанных православных праздников особое значение в храме выделяется следующим торжествам:
- День празднования Тихвинской иконы Божьей Матери во время которого этот священный образ торжественно выносится через царские врата, для молитв и поклонения.
- Святой праздник почитания дня великомученицы Ирины отмечается в храме постоянно. Во время почтения её памяти проводятся торжественные литургии и совершается крестный ход. Это знаковый день почитается не только как православный праздник, но ещё имеет особое значение для самого храма. Именно в этот день 18-ого мая в 1991 году совершилось первое богослужение после долгого запустения.
- 21 мая на всенощное бдение возносятся молитвы образу Святителю Николаю в связи со спасённой иконой Чудотворца.
- Одна из самых ранних икон храма — это образ Серафима Саровского. В приходе его память празднуется церковью особенной службой с акафистом.
История строительства
Землю для возведения будущего храма князя Владимира московские власти определили после многочисленных обращений граждан в течение 7 лет. За это время петицию подписали более 6 тысяч человек.
Временная церковь
Весной 2014 г. в заброшенном парке на территории будущего строительства в течение месяца возвели небольшую временную церковь. Ее собрали из готового деревянного сруба. В середине апреля церковь освятили в честь праведного воина Федора Ушакова. Сразу же в ней начались богослужения, крещения детей, венчание молодых пар и другие церковные обряды. Церковь стала местом для сбора народных пожертвований на строительство будущего храма.
Вехи строительства основного храма
В конце 2020 г. появился поклонный крест в честь строительства нового храма, стали поступать пожертвования. Строить храм начали только весной 2020 г. В апреле епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон освятил закладной камня.
Сегодня ведется отделка фасада, после решения вопросов финансового обеспечения будут смонтированы необходимые коммуникации.
Будущее временной деревянной церкви
После обряда освящения основного храма временная деревянная церковь Федора Ушакова останется частью Патриаршего Подворья храма Великого князя Владимира. В ней продолжится совершение церковных обрядов, не требующих присутствия большого количества людей.
Знаменская церковь в Перове
памятник архитектуры
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перове
— православная церковь, построенная в конце XVII — начале XVIII века в стиле «голицынского барокко». Находится в Москве по адресу улица Лазо, дом 5, принадлежит к Рождественскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви, приписана к Храму Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском.
История
Первое упоминание о церкви относится к 1680 году, когда владелец села князь Пётр Голицын получил разрешение на строительство каменного храма. В разных источника встречается разная датировка строительства: 1690—1705, 1705, 1705—1708.
Известно, что после получения разрешения строительство церкви было начато не сразу. Наиболее вероятной является версия, что к строительству приступили только после второй женитьбы князя (1699).
Работы были прерваны на время пребывания Голицына послом в Вене (1700—1701) и были закончены после его возвращения.
Назначение священника в новопостроенный храм состоялось только в 1708 году — этот год считается наиболее достоверным временем окончания строительства.
В 1930-х годах здание церкви подверглось «реставрации»: храм, построенный в 1906 году, и колокольню снесли, оставив лишь первоначальную барочную постройку 1708 года.
В 1956—1959 годах пришедшую в упадок церковь вновь реставрировали, однако работы не были закончены: здание осталось полуразрушенным, с голыми стенами, выбитыми окнами и отбитой штукатуркой. Здание служило складским помещением, в основном, для уборочного инвентаря. В 1990 году на здании вновь начались работы: были установлены строительные леса и проведена внешняя окраска стен.
В 2000 году храм был возвращён Русской православной церкви. С этого времени в церкви, приписанной к Ивановскому храму, вновь проводятся богослужения.
Архитектурные особенности
Храм типа «восьмерик на четверике» условно относится к стилю «голицынского барокко». Архитектор, выполнивший проект здания, неизвестен.
По организации объёмов Знаменская церковь напоминает собор Высоко-Петровского монастыря, считающийся её прообразом: на восьмилепестковом основании, перекрытом полукупольными сводами, стоит восьмерик, завершённый гранёным куполом.
Углы лепестков в первом ярусе и грани восьмерика во втором ярусе украшают колонны коринфского ордера, поставленные на выступающие из стены консоли. Каждый из объёмов завершён антаблементом с тонко профилированным карнизом, гладким фризом и профилированным архитравом.
Над колоннами антаблемент раскрепован, то есть вынесен вперёд. Вход в церковь также обрамлён колоннами.
В отличие от собора Высоко-Петровского монастыря, который полностью выстроен из кирпича, в оформление Знаменской церкви внесены каменные детали: из белого камня вытесаны карнизы, капители и консоли колонн, фронтоны над лепестками.
Венчающие лепестки сложные фронтоны, состоящие из маленьких фронтончиков, установленных на сужающиеся к основанию пилястры, являются одним из главных декоративных элементов храма. Обрамлённые узорами, изображающими цветы и плоды, по сложности они напоминают фронтоны Знаменской церкви в Дубровицах и, возможно, выполнены тем же мастером.
Внутреннее убранство церкви более скромное, главным его элементом был резной иконостас (не сохранился, современный иконостас по стилю отчасти соответствует первоначальному).
Священнослужители
В 1927—1937 годах в храме служил священник Василий Коклин (расстрелян на Бутовском полигоне 5 апреля 1938 года, канонизирован в лике священномученика Архиерейским собором Русской православной церкви в 2000 году).
С апреля по август 1937 года в храме служил протоиерей Николай Скворцов (расстрелян на Бутовском полигоне 27 сентября 1937 года, канонизирован в лике священномученика Архиерейским собором Русской православной церкви в 2000 году).
С 2000 года, после того как церковь была приписана к храму Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, службы проводятся его священнослужителями.
Примечания
- ↑ Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — Москва, 1980. — С. 83.
- ↑ Молева Н. М. Древняя быль новых кварталов. — М.: Рабочий, 1982. — С. 99—123.
- ↑ 12Седов В. Церковь Знамения Богородицы в районе Перово // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2013. — № 26. — С. 17—19.
Главный фаворит
По по дошедшим до нас сведениям, Елизавета ещё в юности отличалась свободой нравов в личной жизни. При ней процветал фаворитизм. Известно, что её фаворитами были А.Б. Бутурлин, гофмейстер С.К. Нарышкин, гвардейский сержант Шубин. Но главным являлся Алексей Григорьевич Разумовский. Он родился в 1709 году в Черниговской губернии и был сыном простого днепровского казака Григория Розума. В детстве был обучен грамоте, бежал от самодура отца в соседнее село, где жил у дьячка и пел на церковном клиросе.
В 1731 году его, молодого красивого певчего с прекрасным голосом, отобрали певчим в Придворный хор. Так он попал в Петербург. Довольно скоро под именем Алексея Григорьева он оказался в списке двора цесаревны Елизаветы Петровны. Однако цесаревна недолго наслаждалась его прекрасным голосом, поскольку Разумовский потерял его. Тогда цесаревна сделала из молодого человека бандуриста. Вероятно он сумел отличиться в этой области, так как Елизавета доверила ему администрацию одного из своих поместий, а потом и всего хозяйства.
О Разумовском говорили: «Это действительно красавец, брюнет с окладистой черной бородой, черты которого, уже сложившиеся, имеют всю привлекательность, какую только может иметь деликатное лицо. Рост его также бросается в глаза. Он высок, широкоплеч, с нервными членами. Хотя в его манере держаться остается нечто неуклюжее, результат воспитания и происхождения, однако заботы царевны, направленные на то, чтобы вышколить его, могут исправить этот недостаток». Алексей Григорьевич не принимал активного участия в государственном перевороте 1741 года. Политика была не его делом. Он охранял дом царевны, и во время коронации держал шлейф царской мантии.
Фавор Разумовского был долгим — до самой смерти Елизаветы. Простой казак был удостоен звания фельдмаршала, ни разу не командуя даже полком. По свидетельству современников, Алексей Разумовский обладал большой трезвостью ума и многое воспринимал с иронией. Украинское происхождение тайного супруга императрицы повлияло на быт императорского двора: в штате значилась «малороссиянка-воспевальница», увеличилось число певчих, появились бандуристы, в меню были вписаны малороссийские блюда, например, борщ.
Несмотря на своё возвышение, граф Алексей Григорьевич до конца своих дней сохранял добрый, скромный и бесхитростный нрав.
Внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово можно отнести к типу «нарышкинского барокко», но в отличии от присущей этому стилю пышности, он лишён броских элементов декора. Аскетизм внешнего оформления связан не только с религиозной сдержанностью, но и с тем, что перед началом строительства храма в 1712 г.
Фасад одной из аспид с фреской
Санкт-Петербург стал новой столицей Российской Империи, и именно там началось активное строительство каменных зданий. А в остальных городах строительство было приостановлено в целях экономии материала, но церковь, всё же, построили.
Внешне храм состоит из 2-х круглых аспид между которыми возвышается центральная башня, увенчанная позолоченным куполом с трёхметровым крестом. На главной стороне фасада изображён Нерукотворный Спас с иконой Двенадцати Святых Бессребренников, являющейся значимой церковной святыней.