10 фактов о спасском соборе

Из истории Новогирева

    В петровском пассаже Торлецкий открывает контору, где можно было купить участок на свод леса и строительство дома в рассрочку. Желающих обзавестись землей предостаточно. С этого времени Гиреево стало Новогиреевым. А вот место, где стоит храм и располагается усадьба Торлецких, называют Старым Гиреевым или просто — «Гиреево».

   Следует сказать, что Новогиреево был первый распланированный и благоустроенный посёлок под Москвой. Торлецкий довольно много бывал заграницей и решил построить посёлок по примеру тех, что видел в Германии.

   Его территория была архитектурно распланирована, налажено уличное освещение, построена водонапорная башня с электрическими часами, насосная и электрическая станции. Рядом с водокачкой по 6-му проспекту находилось пожарное депо. При пожаре оттуда выезжала линейка с бочками воды и пожарной командой. В начале XX века была специально сооружена платформа «Новогиреево» Московско-Нижегородской железной дороги в 20 минутах езды поезда от Москвы. Станция находилась у 5-го проспекта (Гиреевский проспект).

    Одной из главных достопримечательностей поселка стала конная железная дорога, проложенная от платформы к центру поселка, — уникальное явление для дачных поселений того времени. От железнодорожной станции можно было проехать на конке по Гиреевскому (5 проспекту), Баронскому (Союзному проспекту).

Новая жизнь храма

   В середине XVIII века имение было продано и после этого часто меняло владельцев. В это время храм Спаса Нерукотворного Образа в Перове приходит в запустение и превращается в простую часовню. Однако постоянно меняющиеся владельцы села все же стараются поддерживать в должном состоянии само церковное здание. В 40-е годы XIX века тесовую крышу заменяют на железную

А вот внутреннему убранству внимание не оказывается. В «Клировых ведомостях» того времени можно прочитать: «Утварью церковь недостаточна

Книги все ветхи и многих нет, на престоле одежда ветха, иконостас также ветх…». Новая жизнь храма началась в 1872 году, когда имение приобрел купец первой гильдии Торлецкий.

      В конце XIX – начале XX века на востоке Москвы начинается промышленное строительство. Многие заводы и фабрики возводятся при активном участии иностранного капитала и специалистов. Для большинства из них серьезной проблемой становилось отсутствие цивилизованных условий проживания поблизости от места работы.

    Тогдашнему хозяину Гиреева, человеку энергичному и деятельному, Ивану Александровичу Торлецкому приходит идея построить на принадлежащих ему землях жилой посёлок с современными бытовыми условиями. Он довольно активно приступает к воплощению своих планов.

История и судьба монастыря в ХХ веке

Считается, что основателем монастыря является князь Даниил, сын прославленного Александра Невского. В 1330 году обитель перенесли на Боровицкий холм, поближе к Кремлю. Так решил уже преемник князя Даниила, Иван Калита. В свою очередь, Иоанн III переместил монастырь на Крутицкий холм, после чего обитель и получила своё название Новоспасской.

Новоспасский мужской монастырь в Москве

Все монастырские постройки изначально были деревянными. В 1491 году царствующий тогда Иоанн III начал возведение каменного собора в честь Преображения Господня. Также с этого момента монастырь становится родовой усыпальницей Романовых. Когда на престол сел Михаил Романов, несколько поколений его предков уже покоились на территории Новоспасского монастыря

В связи с этим, обители на протяжении всех веков царствования династии уделялось особое внимание, а 17 век историки считают временем расцвета монастыря.
с 1640 по 1642 г. обитель обнесли каменной стеной

К тому времени деревянный частокол сильно обветшал и не выполнял свою функцию защитного сооружения в должной мере. Закончилось и возведение Преображенского собора. Во времена Отечественной войны с французскими захватчиками обитель сильно пострадала и была сожжена почти дотла. На её восстановление ушло больше тридцати лет.
Вплоть до революции Новоспасский монастырь посещали представители царской семьи. Так, в 1913 году сюда приезжал император Николай II. Визит был связан с трёхсотлетием правления династии Романовых. По этому случаю во дворе монастыря возвели красивую часовню.
С приходом большевиков обитель закрыли одной из первых в Москве. На территории Новоспасского монастыря организовали трудовой лагерь для врагов народа и уголовников. Также здесь действовала женская тюрьма. За стенами некогда святого места начали проводить пытки и расстрелы. Сегодня там, где осуждённых лишали жизни, обустроен Итальянский дворик в память о трагических событиях революционной эпохи.
Некоторые помещения стали использовать в качестве овощехранилища. Келейные корпуса переделывали под квартиры. Сотрудники НКВД хранили конфискованную мебель и архивную документацию. Перед войной планировалось полностью снести монастырское кладбище и обветшавшие постройки. Но вторжение германских войск не дало этим планам воплотиться в жизнь.

При Хрущёве здания начали реставрировать. Но финансирование оказалось настолько скудным, что работы растянулись на два десятка лет. После распада Советского Союза, монастырь вернули Русской православной церкви. От меценатов стали поступать многочисленные пожертвования. Территорию обители облагородили, храмы отстроили. Богослужения ведутся регулярно и верующие имеют возможность помолиться у чудотворных икон, а туристы осмотреть архитектурные достопримечательности.

Описание архитектуры

Основной достопримечательностью всего монастырского ансамбля является, конечно же, Преображенский собор, построенный при царе Михаиле Федоровиче. По размерам он уступает разве что Успенскому кафедральному собору. Росписью стен занимался мастер из Костромы, Гурий Никитин, приглашенный специально для этого в столицу. Многие из росписей сохранились до нашего времени.

Интересно! Во времена наполеоновских сражений французы пытались переоборудовать здание собора под конюшни. Лошадей хотели завести в галерею Преображенского собора по чугунной лестнице, но животные отказались подниматься.

Рядом стоит Знаменская церковь, которая также стала усыпальницей для представителей русской знати. С XVIII по XIX век во дворе монастыря сформировался некрополь, включающий в себя многочисленные захоронения аристократов того времени. Есть утверждения, что именно в Новоспасском монастыре окончила свой земной путь княжна Тараканова.

Знаменская церковь в Новоспасском монастыре Москвы

На территории обители расположились настоятельские палаты, монашеские кельи, трапезная, Покровская церковь, колокольня (78 м) и музей.

Памятная серебряная монета

1 июня 2017 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 25 рублей «Новоспасский монастырь, г. Москва» (масса драгоценного металла в чистоте — 155,5 г, проба сплава — 925, каталожный № 5115—0132) серии «Памятники архитектуры России». На монете расположены изображения: внизу — ансамбля Новоспасского монастыря в г. Москве, вверху — гравюры с панорамой монастыря.

Список настоятелей и наместников

  • Иоанн I (1330—1346)
  • Петр (1346—1353)
  • Иоанн II (1353—1374)
  • Михаил (1375—1377)
  • Симеон (1382—1382)
  • Сергий I (Азаков) (1389—1389)
  • Игнатий (1389—1404)
  • Феодосий (1404—1404)
  • Матфей (1404—1404)
  • Иларион (1406—1406)
  • Савва (1410—1410)
  • Трифон (1453—1462)
  • Вассиан (Рыло) (1466—1468)
  • Герман (1474—1474)
  • Елисей (1483—1488)
  • Афанасий I (1496—1515)
  • Савва (1526—1530)
  • Феодосий (1539—1542)
  • Нифонт I (1543—1554)
  • Никифор (1554—1558)
  • Галактион (1558—1565)
  • Афанасий II (1564—1564)
  • Антоний I (1565—1568)
  • Вассиан II (1569—1575)
  • Иов (1575—1581)
  • Иоаким (1581—1589)
  • Сергий II (1589—1589)
  • Сильвестр (1589—1598)
  • Закхей (1598—1599)
  • Сергий III (1599—1606)
  • Евфимий I (1610—1613)
  • Иосиф I (1613—1619)
  • Нифонт II (1623—1623)
  • Лаврентий I (1627—1629)
  • Митрофан (1629—1629)
  • Тихон I (1630—1631)
  • Иосиф II (1631—1637)
  • Лаврентий II (1638—1638)
  • Иона (1639—1645)
  • Никон (Минич или Минов) (1646—1649)
  • Никон II (1649—1654)
  • Питирим (1654—1655)
  • Сергий IV (1656—1656)
  • Иосиф III (1658—1663)
  • Прохор (1663—1664)
  • Иосиф IV (1664—1674)
  • Нифонт III (1674—1697)
  • Макарий I (1674—1681)
  • Гавриил I (1681—1684)
  • Игнатий (1684—1692)
  • Тихон II (1692—1695)
  • Трифиллий (1695—1697)
  • Исаия (1697 — 23 июля 1699)
  • Иларион I (1699—1701)
  • Иларион (Властелинский) (1701—1702)
  • Иоасаф II (1702—1710)
  • Досифей (1710—1711)
  • Моисей (1711—1714)
  • Арсений (1715—1716)
  • Сергий V (1716—1720)
  • Иерофей (1721—1728)
  • Евфимий II (1728—1730)
  • Феофил (1730—1732)
  • Иларион II (1733—1735)
  • Никодим (Скребницкий) (февраль 1736—1738)
  • Антоний (Илляшевич) (1739—1748)
  • Гавриил (Кременецкий) (5 апреля 1748—1749)
  • Мисаил (Чирский) (1749—1764)
  • Кирилл I (1758—1758)
  • Симон (1764—1769)
  • Иоанн III (1770—1778)
  • Иоасаф III (1779—1785)
  • Павел (Пономарёв) (14 января 1786—1794)
  • Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794—1795)
  • Амвросий (Яковлев-Орлин) (1795—1796)
  • Анастасий (Братановский-Романенко) (1796—1797)
  • Иакинф (Карпинский) (1797—1798)
  • Александр (1798—1799)
  • Варлаам (1799—1811)
  • Сергий (Крылов-Платонов) (14 июня 1811—1812)
  • Амвросий (Орнатский) (1812—1816)
  • Филарет (Дроздов) (март 1816—1819)
  • Кирилл (Богословский-Платонов) (1819—1824)
  • Поликарп (1824—1834)
  • Аполлос (Алексеевский) (19 февраля 1837 — март 1851)
  • Агапит I (1851—1852)
  • Агапит II (Введенский) (1852—1877)
  • Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
  • Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
  • Нестор (Метаниев) (1889—1894)
  • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
  • Климент (Стояновский) (1898—1906)
  • Борис (Шипулин) (1906—1909)
  • Макарий (Гневушев) (1909—1914)
  • Евфимий (Елиев) (1914—1918)
  • Кирилл (Соколов) (конец 1917—1920)
  • Палладий (Добронравов) (1919—1922)
  • Павлин (Крошечкин) (1920—1921)
  • Евгений (Кобранов) (1922—1922)
  • Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011)
  • Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
  • Иоанн (Руденко) (14 июля 2018 — 26 февраля 2019)
  • Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019 года)

Новый хозяин был тесно связан с Петром I

   В начале XVII века Успенская церковь была сожжена и владение окончательно запустело. В 1624 году владельцами земель становятся князья Татевы. Татевы — угасший княжеский род, происходивший от Рюрика и князей Стародобских. Владельцы пустошей Тетеревники и Перово князья Федор и Иван Борисовичи известны тем, что подписали грамоту избрания Михаила Романова на царство в 1613 году. А первый «именитый» хозяин появился спустя 100 лет. В 1680 году князь Иван Алексеевич Воротынский отдал это владение князю Петру Алексеевичу Голицыну.

    Голицын был тесно связан с Петром I, которого знал с детства. Но он, занятый на государственной службе в «Великом посольстве» Петра, мало бывал здесь, хотя именно при нём появилась церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Кстати, в источниках встречается разная датировка строительства: 1690—1705, 1705, 1705—1708.

   Известно, что после получения разрешения строить церковь стали не сразу. Наиболее вероятной является версия, что к строительству приступили только после второй женитьбы князя (1699). Работы прерывали на время пребывания Голицына послом в Вене (1700—1701) и завершили после его возвращения. Назначение священника в построенный храм состоялось только в 1708 году. Этот год считается наиболее достоверным временем окончания строительства. Сын Петра Алексеевича Голицына Николай в 1730-1731 годах выстроил придел Николая Чудотворца для того, чтобы существенно увеличить вместимость церкви.

К истокам

Название местности Перово пошло от характера основной деятельности местного населения — производства пера и пуха. В границы Перово входили большие лесные угодья, где проводились царские охоты на птицу, а после щипали перо. Об этом напоминает герб Перово: на зелёном щите перекрещены золотой охотничий рожок и серебряное перо.

Большую роль в удобстве и развитии охоты и ремесла сыграло и то, что по его территории проходила важная дорога – на город Владимир. Поэтому прямо здесь же на обочинах Владимирской дороги шла бойкая торговля пуховыми постельными принадлежностями.

Понятие слова «лес» в русском языке тесно переплетается со словом «леший». Первоначально «леший» означало «поросший лесом», а затем стало обозначать мифическое лесное существо, приносящее зло. Видимо, из-за обилия лесов по некоторым поверьям Перово считается родовым гнездом леших. Якобы здесь рождались эти духи и расселялись по всей центральной России. Подтверждение этому можно найти, например, в книге Владимира Даля «Пословицы и поговорки»: «Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской кости» (то есть к месту, где захоронения родителей, на родину).

Первые сведения об этой местности относятся к XVI веку, когда тут стояло село Тетеревники с церковью Успения Богородицы. Судя по названию, когда-то здесь жили великокняжеские тетеревники, охотники, обслуживающие птичью охоту на тетеревов. В описании 1573 года упоминаются пустоши Тетеревники, Бортное, Перово и Пирогово. Писцовая книга 1576 года фиксирует это владение за Михаилом и Романом Шокуровыми.

История собора

За время существования собора он был свидетелем многих исторических событий и хранит немало тайн.

Первое деревянное здание

Существует предание, согласно которому появление Спасского собора связано с именем московского митрополита Алексия. В предании говорится об эпизоде, сыгравшем немаловажную роль в основании обители. Легенда гласит, что в 1357 году на пути из Константинополя корабль, на котором находился митрополит, попал в сильный шторм. Святитель Алексий неустанно молился, но шторм не утихал. Тогда он дал обет построить в Москве храм, посвященный Нерукотворному образу Спасителя, если останется жив. Шторм тут же прекратился. Было это Божьим проведением или стечением обстоятельств, но день возвращения митрополита совпал с празднованием церковного праздника Спаса Нерукотворного.

Никто точно не знает, когда построен собор, и какой он был. Предполагают, что в 1357 году было возведено первое здание собора. Изначально это была деревянная церковь, которая позже погибла во время пожара.

Место для строительства монастыря было выбрано неслучайно. Он основан на пересечении двух оживленных путей. Одна дорога, начинающаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), шла на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, через Таганскую площадь, вела на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.

В память о бухте, в которой митрополит укрылся от бури, застигшей его при возвращении из Константинополя, один приток Яузы был назван Золотым Рожком, и позже одну из улиц Рогожской слободы переименовали в Золоторожский вал.

Возведение и основание каменного собора

После пожара на месте сгоревшего храма был выстроен каменный. Считается, что построен он в 1360—1380 гг. Между 1390 и 1427 годами собор был вновь перестроен. Белый камень («яузский известняк»), из которого он построен, добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Новый белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представлял он собой небольшой однокупольный четырехстолпный храм.

Историческая судьба

Храм несколько раз горел. Во время нашествия Наполеона в 1812 году был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего город: сгорел иконостас, обвалился купол. Но прочные каменные стены собора все же уцелели.

Реставрация и модернизация церкви

До 1850 года под руководством архитектора Герасимова продолжалась реставрация и модернизация церкви: был восстановлен купол, покрыта железом кровля, снова расписаны стены, установлен новый иконостас, достроена паперть и два боковых придела.

После Октябрьской революции монастырь упразднили. На его территории находился лагерь для заключенных. В 1922—1928 гг. в монастыре была колония для беспризорников. В 1928 году обитель была передана заводу «Серп и Молот», в зданиях монастыря, в том числе и в храмах, жили рабочие.

Несмотря на то, что собор неоднократно реставрировался, к XX веку он находился в плачевном состоянии. В 1934 году Спасскому храму грозил полный снос вместе с другими зданиями монастыря.

Ученым удалось провести основательное исследование, по результатам которого была доказана большая историческая и культурная значимость собора. В 1959—1960 годах он вновь был отреставрирован. Здание обновили, и был восстановлен его первоначальный облик. В 1989 году в Спасском соборе прошло первое богослужение. Сейчас собор действует как приходской храм.

Современное положение

Сегодня «Ансамбль Андроникова монастыря» — объект культурного наследия федерального значения.

Архитектурный ансамбль впечатляет своим величием, он напоминает старинный замок. Знаменит монастырь и тем, что здесь жил и творил Андрей Рублев, поэтому его называют колыбелью иконописи России.

В честь иконописца в 1985 году на территории монастыря, в парке возле Святых ворот был возведен памятник.

В 1990-х годах на территории храма были начаты раскопки, в результате которых обнаружены остатки первоначального пола из плинфы, древний престол и захоронения. Вполне возможно, что в этих могилах покоятся основатель монастыря Андроник Московский и его ученик Савва Московский.

В 2003 году в северо-западном секторе раскопок обнаружено еще одно захоронение. Выяснилось, что это останки двух мужчин, приблизительно 50-ти и 70-ти лет. Скорее всего, погребение является перезахоронением монахов. Судя по месту нахождения останков — на северо-запад от алтаря, предположительно, что это могилы святых иконописцев Андрея Рублева и Даниила. Но доказать это пока не удалось.

31 марта 2010 года монастырь Спасо-Андроников посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в нем малое повечерие.

Прихожане обратились к митрополиту

    Поселок рос, число жителей в нём увеличивалось с каждым годом. К 1911 году в Новом Гирееве половина участков из 600 была уже заселена. Постепенно заселялись 1000 участков в смежном Старом Гирееве. Только число православных (не считая немцев-протестантов), достигало порядка 3000 человек.

    Вполне понятно, что единственный в поселке небольшой храм не мог полностью отвечать духовным потребностям многочисленных жителей. Ведь богослужения в нем совершались только в период от дня Святой Пасхи и до праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому жители Новогиреева подали прошение Московскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому), в котором просили его архипастырского благословения на сбор пожертвований для строительства нового храма в поселке.

    «Мы вынуждены, — писали жители, — особенно в зимнее время, посещать Кусковскую домовую графа Шереметева церковь, всегда переполненную жителями, или выезжать в Москву, что… лишает детей возможности часто бывать на богослужениях…». Их поддержал и местный благочинный, который объяснил Владыке почему в зимнее время нельзя совершать положенные церковные службы. Причина более чем проста — в храме не было отопления и зимних рам.

Легенды Перова

   Позже финансовые дела у Николая Петровича шли не слишком удачно. В 1732 году он заложил всё село Перово с деревней Тетеревники одному из самых таинственных и загадочных людей петровской эпохи – Якову Вилимовичу Брюсу. В Глинках бытовал рассказ о том, как к «Брюсу в ночные часы прилетал огненный дракон». Ещё была история, что будто бы «в жаркий июльский день он к удовольствию гостей обратил пруд в парке в каток и предложил кататься на коньках». Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом. Владел весьма крупной для своего времени библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов почти исключительно научно-технического и справочного содержания. Он нигде не учился и всего добился самообразованием.

  Так же существует предание о тайном венчании императрицы Елизаветы с Алексеем Григорьевичем Разумовским в церкви иконы «Знамение» в 1741 году. Несмотря на то, что сей факт ничем не подтверждён, легенда жива до сих пор! Сторонники легенды ссылаются на собственноручно вышитые Елизаветой «воздухи», действительно долгое время сохранявшиеся в перовской церкви. Также в пользу этой легенды может свидетельствовать факт покупки Елизаветой села в 1743 г. и строительства в нём дворца, преподнесённого в дар Алексею Разумовскому.

ПЕТРОВСКИЙ КОЛОКОЛ

У Петровского колокола интересная судьба , в 1812 во время нашествия Наполеона, обитель подверглась разграблению и осквернению от поганых европейских цивилизаторов.

Перед бегством из Москвы французы пытались взорвать спасо-Преображенский Собор, но у подонков, как всегда что-то пошло не так, взрывной механизм, Божьим попущением не сработал.

Единственно, как смогли  нагадить европейские просветители, подожгли монастырь, предварительно разграбив захоронения. Во время пожара вспыхнули деревянные перекрытия на звоннице колокольни над церковью Саввы Освященного, заложенной патриархом Филаретом.

История Новоспасского монастыря в Москве

И колокол подаренный Петром упал, деревянные брусья прогорели и он сорвался с первого яруса, проломил свод , но при этом не пострадал. Когда колокольня вспыхнула полностью, то сверху упал колокол меньшей величины и разбил колокол Петра l.

К 400-сот летию дома Романовых для Спаса на Новом отлили подобный колокол, весом всего на сто пудов меньше. Средства на отливку гиганта собрали прихожане, изготовили на Тутаевском колоколо литейном заводе в Ярославской области и он получил название Романовский.

Сейчас он находится под колокольней и ждет своего часа , чтоб занять свое достойное место на колокольне которую построил русский архитектор Иван Гребцов в царствование императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины II, колокольня всего на метр ниже колокольни Ивана Великого.

Новоспасский монастырь княжна Тараканова

Княжна Тараканова

Императрица Елизавета благоволила монастырю и часто посещала его и здесь нашли упокоение останки княжны Таракановой, которая была дочерью Елизаветы Петровны с графом Алексеем Разумовским.

Она была пострижена в монахини под именем Досифеи по воле императрицы Екатерины II, не хотевшей брать на себя душегубство невинной княжны.

Старица Досифея провела в Иоанно-Предтеченском монастыре 25 лет, умерла она 1810 году. На ее отпевании прибыла вся Московская знать во главе с генерал-губернатором.

Храм Романа сладкопевца в Москве

Погребение ее состоялось именно на территории Новоспасского монастыря в усыпальнице Романовых по прямому повелению Императора, этот прямо указывает на ее происхождение.

Спустя столетие 1907 году над захоронением была сооружена часовня. в конце XX века прах инокини Досифеи был перезахоронен в храме Преподобного Романа Сладкопевца.

Генерал-губернатор, Великий Князь Сергей Александрович Романов, сын Царя Освободителя

Последним захоронением усыпальницы Романовых стал прах великого князя Сергея Александровича сына императора освободителя Александра II и дяди императора Николая II. Он был Московским генерал-губернатором погиб от взрыва бомбы брошенной террористом Каляевым.

Вначале его останки были захоронены в Чудовом монастыре, после революции Чудов монастырь был уничтожен, наконец через 90 лет после гибели его останки обрели покой в усыпальнице Романовых.

Усыпальница Романовых В Новоспасском монастыре

О том, что произошло после взрыва молча, но красноречиво рассказывают личные вещи Сергея Александровича хранящиеся в музее Новоспасского монастыря. В музее хранятся сапоги Великого князя, обивка кареты.

Его гроб был вскрыт большевиками, жадными до чужих денег, искавшими сокровища. На могиле Сергея Александровича всегда лежат живые цветы и горит лампада. Особенно много людей приходит 17 февраля , именно в этот день в 1905 году он был убит.

В память о Великом князе на территории монастыря установлен поклонный крест. Точная копия памятника , созданного по проекту художника Виктора Васнецова в 1908 году.

Елизавета Федоровна вдова великого князя простила Каляева, она ходатайствовала о его помиловании , но он отказался подписывать прошение и был повешен.

Душегуб Каляев

 Пришедшие к власти большевики , сразу кинулись осквернять и грабить могилы и крушить кресты.ьПервым был уничтожен поклонный крест-памятник Васнецова , в его разрушении участвовал Ульянов — Ленин, лично подписавший указ о сносе крестов на могилах Романовых.

Николай ll в Новоспасском монастыре

Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Федоровича совершали торжественные царские выходы в обитель к могилам предков.

Что является для нас примером отношения к своим усопшим прародителям, каждый день памяти усопших они приезжали в монастырь и совершали панихиду.

В год 300 — летия дома Романовых монастырь посетил император Николай II, 26 мая 1913 года государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, Москва

Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево

Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного выполнено по эскизам Поленова: иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Иконостас сделан двухъярусным, как было принято в древности на Руси и долго сохранялось на Русском Севере. Здесь можно увидеть и традиционные иконы, собранные членами Абрамцевского кружка, и авторские работы: «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова, «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой и др. Васнецов также расписал клиросы изображениями цветов и бабочек, а также выложил мозаичный пол, который первоначально был залит цементом и резко выделялся на фоне белоснежных стен храма.

Внутреннее убранство церкви

Орнамент на полу

Роспись окна в храме

Светильник

Лампада

Престольная икона и иконостас

Роспись окна и печь работы М.А.Врубеля

Херувим, роспись окна

Икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом», 1890-е годы

Клирос

Царские врата

В 1882 году церковь была освящена во имя Спаса Нерукотворного. В 1892 году была поставлена печь работы М.А.Врубеля.

Деталь печи работы Врубеля

В 1891 году, после смерти Андрея, сына С.И.Мамонтова, по проекту Васнецова ризница была перестроена в часовню. У стен церкви погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918).

Крест на могиле сына Андрея, высеченный Е.Г.Мамонтовой

Кресты на могилах

Усыпальница Мамонтовых

Могила С.И и Е.Г.Мамонтовых

Усыпальница Мамонтовых

Купола храма Спаса Нерукотворного

Храм прячется за деревьями

Сайт «Дорогами Срединного пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

История жизни храма

  В 1866 году придел Николая Чудотворца был снесён, и на его месте возведён новый, имитирующий стиль барокко. Тогда же к храму была пристроена колокольня. Но в 1906 году Никольский придел вновь был разобран вместе с колокольней. Оставили лишь первоначальную барочную постройку 1708 года.

     В конце 30-х в храме размещались мыловаренный и химический цеха. В 1956—1959 годах пришедшую в упадок церковь пытались реставрировать. Более того, в 1958 году Знаменский храм обрёл статус памятника архитектуры республиканского значения. В процессе реставрации позднейшие пристройки к церкви были разобраны, да и сами работы не были закончены. Здание оставалось полуразрушенным, с голыми стенами, выбитыми окнами и отбитой штукатуркой.

   Здание служило складским помещением в основном для уборочного инвентаря. В 1990 году вновь начинаются работы: установлены строительные леса и проведена внешняя окраска стен.

  В 2000 году храм был возвращён Русской православной церкви, и на Пасху освящён малым чином. С этого времени  здесь вновь проводятся богослужения.

Легенды Перова

Позже финансовые дела у Николая Петровича шли не слишком удачно. В 1732 году он заложил всё село Перово с деревней Тетеревники одному из самых таинственных и загадочных людей петровской эпохи – Якову Вилимовичу Брюсу. В Глинках бытовал рассказ о том, как к «Брюсу в ночные часы прилетал огненный дракон». Ещё была история, что будто бы «в жаркий июльский день он к удовольствию гостей обратил пруд в парке в каток и предложил кататься на коньках». Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом. Владел весьма крупной для своего времени библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов почти исключительно научно-технического и справочного содержания. Он нигде не учился и всего добился самообразованием.

Так же существует предание о тайном венчании императрицы Елизаветы с Алексеем Григорьевичем Разумовским в церкви иконы «Знамение» в 1741 году. Несмотря на то, что сей факт ничем не подтверждён, легенда жива до сих пор! Сторонники легенды ссылаются на собственноручно вышитые Елизаветой «воздухи», действительно долгое время сохранявшиеся в перовской церкви. Также в пользу этой легенды может свидетельствовать факт покупки Елизаветой села в 1743 г. и строительства в нём дворца, преподнесённого в дар Алексею Разумовскому.

Наше время

Храм в Перово Спаса Нерукотворного Образа расположен рядом с городской больницей. Такое соседство наложило отпечаток и на приходскую деятельность, и даже на внутреннее убранство храма. Здесь находится первая в Москве икона 12 Целителей, куда приходят люди помолиться о своем здоровье и здоровье своих близких.

С недавнего времени в храме находится ковчег с мощами русских святых. Северное и южное крылья храма – тематические. Южное крыло посвящено русским святым. Именно здесь находятся самые ценные иконы. Например, икона Святителя Николая Мирликийского Чудотворца была сохранена одной прихожанкой. Эта икона хранилась у нее дома в течение 50 лет с момента разграбления храма до момента его восстановления. В северном крыле храма находится деревянное резное распятье. В нем – маленький старинный нательный крестик с частицей древа креста Господня. Крестик этот очень маленький, но очень древний. Датирован он позапрошлым веком.

Богослужения в храме совершаются ежедневно. Служится Утреня и Литургия. Начало богослужений в 8.30. По воскресеньям и праздникам ранние Литургии совершаются в 6.30, поздние – в 9.00 накануне Всенощного Бдения.

Святыни храма Спаса Нерукотворного

   Постепенно в храм стали возвращаться святыни. На четвертый день после первой службы одна из прихожанок принесла образ Святителя. Долгие годы икона хранилась в семье женщины. С недавнего времени в икону святителя Николая поместили частицу его святых и многоцелебных мощей.

   Живущие поблизости прямые потомки князя Ивана Алексеевича Голицына подарили храму старинный образ Божией Матери «Тихвинской».

   Кроме уже упомянутых святынь, в храме есть частица Животворящего Креста Господня и камень с Голгофы, помещенные в Распятие, икона святого врача священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его святых мощей, икона преподобного Серафима Саровского, также с частицей святых мощей, и образ преподобного Нила Столобенского с частицей мощей этого святого. Все это пожертвованы храму семьями прихожан.

   Особым почитанием среди прихожан пользуется икона «Дванадесяти (двенадцати) целителей и бессребреников: Космы, Дамиана, Кира, Иоанна, Пантелеимона, Ермолая, Сампсона, Диомида, Фотия, Аникиты, Фалалея, Трифона». Пациенты приходят молиться сюда об исцелении.

История[править | править код]

Первое упоминание о церкви относится к 1680 году, когда владелец села князь Пётр Голицын получил разрешение на строительство каменного храма. В разных источника встречается разная датировка строительства: 1690—1705, 1705, 1705—1708. Известно, что после получения разрешения строительство церкви было начато не сразу. Наиболее вероятной является версия, что к строительству приступили только после второй женитьбы князя (1699). Работы были прерваны на время пребывания Голицына послом в Вене (1700—1701) и были закончены после его возвращения.

Назначение священника в новопостроенный храм состоялось только в 1708 году — этот год считается наиболее достоверным временем окончания строительства.

В 1731 году к храму был пристроен придел Николая Чудотворца.

Согласно семейным преданиям рода Разумовских, осенью 1742 года в этой церкви произошло тайное венчание графа Алексея Разумовского с российской императрицей Елизаветой Петровной.

В 1866 году он был снесён, и на его месте возведён новый, имитирующий стиль барокко. Тогда же к храму была пристроена колокольня. В 1906 году Никольский придел вновь был разобран, на его месте построен массивный трёхпридельный храм.

В 1930-х годах здание церкви подверглось «реставрации»: храм, построенный в 1906 году, и колокольню снесли, оставив лишь первоначальную барочную постройку 1708 года.

В 1956—1959 годах пришедшую в упадок церковь вновь реставрировали, однако работы не были закончены: здание осталось полуразрушенным, с голыми стенами, выбитыми окнами и отбитой штукатуркой. Здание служило складским помещением, в основном, для уборочного инвентаря. В 1990 году на здании вновь начались работы: были установлены строительные леса и проведена окраска стен.

В 2000 году храм был возвращён Русской православной церкви. С этого времени в церкви, приписанной к Иоанновскому храму в Ивановском, вновь проводятся богослужения.

К истокам

Название местности Перово пошло от характера основной деятельности местного населения — производства пера и пуха. В границы Перово входили большие лесные угодья, где проводились царские охоты на птицу, а после щипали перо. Об этом напоминает герб Перово: на зелёном щите перекрещены золотой охотничий рожок и серебряное перо.

Большую роль в удобстве и развитии охоты и ремесла сыграло и то, что по его территории проходила важная дорога – на город Владимир. Поэтому прямо здесь же на обочинах Владимирской дороги шла бойкая торговля пуховыми постельными принадлежностями.

Понятие слова «лес» в русском языке тесно переплетается со словом «леший». Первоначально «леший» означало «поросший лесом», а затем стало обозначать мифическое лесное существо, приносящее зло. Видимо, из-за обилия лесов по некоторым поверьям Перово считается родовым гнездом леших. Якобы здесь рождались эти духи и расселялись по всей центральной России. Подтверждение этому можно найти, например, в книге Владимира Даля «Пословицы и поговорки»: «Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской кости» (то есть к месту, где захоронения родителей, на родину).

Первые сведения об этой местности относятся к XVI веку, когда тут стояло село Тетеревники с церковью Успения Богородицы. Судя по названию, когда-то здесь жили великокняжеские тетеревники, охотники, обслуживающие птичью охоту на тетеревов. В описании 1573 года упоминаются пустоши Тетеревники, Бортное, Перово и Пирогово. Писцовая книга 1576 года фиксирует это владение за Михаилом и Романом Шокуровыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector