Все о храме христа спасителя. фото и описание
Содержание:
- Советы
- Как написать записку с просьбой Матроне Московской
- Традиции
- Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя во имя Рождества Христова
- История Храма Христа Спасителя
- Святыни Храма Христа Спасителя
- История названия
- Панорама города с площадки
- Скульптуры
- История Храма Христа Спасителя в Москве
- Как доехать до храма Христа Спасителя
- Пушкинский (Андреевский) мост
- Архитектура и интерьеры
- Архитектура
Советы
Такси
Добраться до любого из перечисленных объектов можно на такси. Выгодно пользоваться такими приложениями как: «Uber», «Яндекс.Такси», «Gett», «Ситимобил». Чтобы вызвать машину, необходимо скачать любое из мобильных приложений, зарегистрироваться, указать маршрут и желаемую форму оплаты.
Каршеринг
Дешевле, чем такси обойдётся каршеринг. Для того чтобы воспользоваться услугами по краткосрочной аренде автомобиля, необходимо иметь действующие водительское удостоверение. В поездке осуществляется поминутная тарификация. Цены стартуют от 5 рублей. В Москве действуют следующие операторы: «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», «Belka car», «YouDrive», «Car4you» и другие. Ознакомиться с правилами пользования автомобилями и узнать цену можно на официальных сайтах компаний.
Ресурсы
Проложить маршрут в московском метрополитене и рассчитать время поездки в нём можно на .
Посмотреть, как ходит наземный городской транспорт в столице, и выбрать удобный маршрут из пункта А в пункт Б можно на . Также сервис позволяет сориентироваться по карте.
Из-за частых пробок на дорогах Москвы, время в пути может сильно увеличиться. Особенно это актуально для утренних и вечерних часов-пик. Усугубляют ситуацию предпраздничные дни, дачный сезон и неблагоприятные погодные условия (снегопады, ливни, гололедица). В таком случае может быть целесообразней воспользоваться услугами метрополитена или перенести поездку на часы, когда трафик более спокойный.
Как написать записку с просьбой Матроне Московской
Несмотря на то, что просить Божью угодницу благочестивую Матрону можно о чем угодно, считается, что особенно хорошо она помогает там же и с тем же, с чем при жизни помогала людям – в проблемах со здоровьем. Тяжелые, неизлечимые болезни, зависимости, а также неспособность зачать дитя, продолжение рода своего – то, с чем стоит обратиться к Матроне в первую очередь, если пишется письмо. Хотя, конечно, святая слышит просящих везде и повсюду и вряд ли откажет в помощи, если просьба будет касаться безработицы и сиротства.
Просящему человеку следует (но не обязательно, лишь рекомендуется) накормить бездомного, дать приют сироте, а также сделать пожертвование в храм. Даже если он сам не может приехать в Покровский женский монастырь, дабы узреть мощи Матроны, есть вариант – оставить электронное письмо на официальном сайте. Просить Матрону в письме следует так, чтобы эгоистичные желания (и тем более – порочные) не проскакивали в тексте. Следует молить Матрону попросить Господа Бога о том, что нужно просителю – именно такая форма обращения является правильной, ведь чудеса Матроны были сотворены не столько ею, сколько Божьей благодатью через нее.
Традиции
Патриарший мост является символом семейного единства. Особой популярностью он пользуется у влюбленных пар – сюда регулярно приезжают молодожены.
Ажурная часть моста – идеальный фон для свадебных фотографий. Именно на этом мосту впервые в Москве появилась традиция застегивать замок любви, а ключ выбрасывать на дно реки. На ограде можно рассмотреть огромное количество различных замков: маленьких и больших, обычных и изысканных, с именами и без.
Популярность моста во многом связана с тем, что с него открывают удивительные и запоминающиеся виды на Кремль и здание Государственной Думы. Неподалеку расположены такие достопримечательности, как доходный дом Перцова, церковь Христа Спасителя (на месте которого планировалось возвести Дворец Советов) и музей «Дом на набережной», в пешей доступности – Театр Эстрады.
Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя во имя Рождества Христова
1 оценило
Храм Христа Спасителя или Официальное название Храма Христа Спасителя — Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (во имя Рождества Христова).
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя в Москве — самый большой храм Русской Провославной церкви, одна из достопримечательностей центра Москвы. Официальное название Храма Христа Спасителя — Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (во имя Рождества Христова).
История Храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя был сооружен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года на берегу Москвы-реки.
Освящение и открытие Храма Христа Спасителя состоялося в 1883 году, однако 5 декабря 1931 года храм был полностью разрушен, как им многие другие соборы и церкви в России. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», а до этого на месте собора была яма — фундамент будущего Дворца Советов.
Воссоздание нового храма
В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 начато его строительство.
К 1999 новый храм Христа Спасителя был сооружен как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.
31 декабря 1999, в канун 2000-летия Рождества Христова, верхний Храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 была отслужена первая торжественная рождественская литургия.
В настоящее время Храм Христа Спасителя является главным сооружением Русской Православной церкви.
Святыни Храма Христа Спасителя
Святыни и мощи, находящиеся в Храме Христа Спасителя в Москве:
- Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
- Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)
- Ковчег с частицами святых мощей
- Риза Пресвятой Богородицы
- Глава святителя Иоанна Златоуста
- Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского
- Мощи Свт. Ионы митр. Московского
- Мощи Равноап. вел. кн. Владимира
- Мощи Прп. Марии Египетской и Блгв. кн. Михаила Тверского
- Мощи Свт. Петра Митрополита Московского
- Мощи Свт. Василия Великого
- Мощи Иоанна Крестителя
- Мощи Ап. Андрея Первозванного
- Гвоздь Креста Господня
- Мощи Преп. Михаила Малеина
- Мощи Св. вмч. Феодора Стратилата
- Мощи Влкм. Евфимии Всехвальной
- Глава свт. Григория Богослова
- Мощи Прп. Евфросинии Московской
- Россия
- Москва
История названия
Название станции происходит от улицы Кропоткинская и площади Кропоткинские ворота. Напомним, что П. А. Кропоткин был известным путешественником, географом и теоретиком анархизма. Сегодня Кропоткинская площадь, как и улица, переименованы и называются Пречистенские ворота и Пречистенская улица.
Станция не всегда называлась «Кропоткинской». До 8 октября 1957 года она носила название «Дворец Советов». Связано это с тем, что до 1931 года недалеко от стации располагался Храм Христа Спасителя, который снесли. На его месте планировали воздвигнуть Дворец Советов – грандиозное здание, в котором должны были проводиться съезды и празднества. Дворец Советов обязан был стать самой главной сталинской высоткой страны. Планировалось, что крыша здания будет находиться на высоте 420 метров (на то время самое высокое сооружение в мире), а сверху будет стоять огромная статуя В. И. Ленина. Строительные работы велись в 30-е и 50-е года, но, кроме колоссальных размеров фундамента, ничего не было построено. После того как от строительства все-таки отказались, котлован использовали для постройки открытого бассейна «Москва», а фундамент – для восстановления Храма Христа Спасителя.
5 декабря 2008 года скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в память о котором общественное движение «Возвращение» предложило переименовать станцию «Кропоткинская» в «Патриаршая».
Панорама города с площадки
Город с высоты птичьего полета – картина незабываемая. Мозаика Москвы, включающая в себя стили архитектуры многих столетий, неповторима и завораживающая.
С первой площадки можно рассмотреть невероятное множество деталей.
Стоя на смотровой площадке, можно ясно рассмотреть все детали происходящего на станции метро Кропоткинская. Ясно видно, как проходит процесс облагораживания данной территории. Старинные дома, стоящие рядом с советскими многоэтажками, выглядят очень светлыми на фоне темной плиточной отделки совдепа.
Арбатская архитектура ясно видна отсюда. Четкие и строгие линии домов-книжек врываются в небеса. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с такого ракурса выглядит очень занимательно.
Сверху кажется, что Кремлевская АЗС, которая стоит на Волхонке, находится совсем рядом (лишь рукой потянись). Эта станция заправки автомобилей имеет статус памятника, при этом является единственной на Бульварном кольце.
Можно в деталях рассмотреть башню, которая принадлежит Центральному корпусу Министерства обороны и находится на Малом Знаменском Переулке. Ее оригинальная архитектура и цвет сразу привлекают к себе взгляды.
На горизонте впивается в небо шпиль Останкинской телебашни. Рядом пытается ее догнать здание, которое принадлежит Многофункциональному комплексу «Оружейный».
Массивным и вычурным корпусом возвышается над городом здание, в котором уже многие годы расположен МИД. На фоне высоток современного столичного района Москва-Сити оно выглядит изысканным воспоминанием, вынырнувшим из памяти среди ультрасовременных дизайнерских решений.
Отсюда отлично виден памятник Фридриху Энгельсу, который находится на пересечении улиц Остоженка и Пречистенка.
Со второй террасы можно в деталях рассмотреть кремлевские башни, Большой Кремлевский дворец, Большой Каменный мост и прилегающую к нему часть Кремлевской набережной, а архитектура центральной части Москвы выглядит игрушечной.
Отсюда же можно рассмотреть «Дом на набережной». Созданный в советские годы жилой комплекс, принадлежащий ВЦИК и СНК СССР, построили на городской земле, выделив площадь в 3 г.
Практически под ногами (в сквере возле храма) находится памятник императору Александру ІІ Освободителю. Под таким ракурсом композиция выглядит еще величественнее.
Над рекой великолепно виден корпус когда-то всемирно известной фабрики кондитерских изделий «Красный Октябрь».
Взгляд выхватывает здание доходного дома №3 Н. Перцовой, выделяя его архитектуру в стиле модерн (как его видели архитекторы начала ХХ века).
Терраса позволяет рассмотреть всемирно известный памятник Петру І, фоном для которого стал Центральный дом художника.
Отсюда отлично видно линии мостов Крымского и Пушкинского. Ярко сверкает своими куполами Собор Рождества Пресвятой Богородицы, расположившийся на территории Зачатьевского монастыря.
Первое, что привлекает взгляд с последней террасы, – это шпиль высотного здания сталинской постройки, которое принадлежит гостинице «Украина».
Потом взору раскрывается вид на Москву-реку, на памятник Петру І в отдалении, на современные высотные здания комплекса Москва-Сити.
Спустившись, можно пройтись по храму. Но не забывайте, что внутри фотографировать нельзя ничего. После многие гуляют по округе, ведь здесь тоже огромное количество разных интересных уголков.
Скульптуры
Собор ориентирован по сторонам горизонта. Каждый фасад оформлен особенными скульптурами:
Западный фасад легко узнать по фигуре Иисуса Христа, благословляющего народ. Горельеф расположен в большой центральной арке. По бокам от центральной расположены 4 малых арки. В них скульптор поместил изображения Александра Невского, Николая Святителя, Святой Елизаветы, Николая Новгородского.
Внизу над средними воротами изображены 4 ангела. Их крылья раскрыты, в руках – полотнище, на котором написано: Господь с нами. Над малыми воротами изображены фигуры 4 ангелов. Это посвящение павшим воинам 1812 года.
В оконных арках расположены архангелы Иегудиил, Варахиил, Гавриил, Уриил. Иегудиил держит венок, остальные – цветы. По углам символическая композиция – венчание Соломона на царство и Давид, передающий Соломону чертежи. Это иносказательное изображение обещания Александра 1, исполненное преемником.
Восточный фасад смотрит на Кремль. Здесь изображены заступников России и тех, кто за нее молился. В центральной арке скульптура иконы Владимирской Божьей Матери. По бокам, в малых арках, образы Святой царицы Александры, Великомученицы Екатерины, Марии Магдалины, Анны Пророчицы.
В арке больших ворот скульптуры Святителя Пермского Стефана, Преподобный Сергий Радонежский, Митрополиты Московские Иона и Филипп. В оконных арках – Иосиф Волоколамский, Никон Радонежский, Михаил и Феодор Черниговские. По углам композиции Воскресение Христово и Рождество Христово.
Северный фасад смотрит на Пречистенку. Здесь расположены скульптурные группы просветителей, святых, в дни которых были сражения во время похода русских войск за границу. В центре изображен образ Иверской Божьей Матери. По краям – скульптуры Лавра, Григория, Хрисанфа, Сергия. Внизу 4 евангелиста и Апостолы Петр и Павел. По углам скульптура Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву, и Дионисий, благословляющий Минина и Пожарского.
Южный фасад смотрит на Москву-реку. Здесь изображены святые, в дни которых проходили сражения 1812 года. В центре изображен образ Смоленской Божьей Матери. По бокам – Иоанн Креститель, апостол Фома, Роман Рязанский, Иона Новгородский.
В нижней части – явление Архистратига Михаила Иисусу Навину. Над малыми вратами изображены Деворра, Варак, Моисей и Мириам. По углам изображены композиции: возвращение Давида после победы над Голиафом и Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями.
История Храма Христа Спасителя в Москве
Закладка первого Храма состоялась в 1817 году. Предшествовал этому событию Указ Императора Александра I о возведении Храма в «Благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном».
Лучшим проектом был признана работа архитектора Карла Витберга. Эталонами для нового храма служили собор святого Петра и Пантеон в Риме. По первоначальному замыслу храм должен был располагаться в Кремле, но царь отверг это предложение. Было решено, что храм будет стоять на Воробьевых горах.
Храм должен был иметь огромный округлый купол, а вся композиция — форму пятиглавого креста. Работы были приостановлены по двум причинам: во-первых, прекратилось финансирование, так как император скончался; во-вторых, гора, на которой восстанавливался храм начала оседать. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку.
Спустя несколько лет брат Александра Николай I решает осуществить проект постройки храма в честь освобождения России от наполеоновских захватчиков. Был разработан совершенно новый план строительства, которым занимался Константин Тон. 27 июля 1839 года началась кладка фундамента из камня. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, предполагающей сочетание величественного и одновременно традиционного.
Император повелел возвести храм в районе древнего Чертолья — на месте женского монастыря. Во время строительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, что сочли хорошим предзнаменованием. Был объявлен сбор пожертвований на строительство. Сорок четыре года, на протяжении всего строительства, продолжался сбор народных пожертвований.
Работа над горельефами продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года. Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено было отказаться от отделки в стиле классицизма и выполнить его в соответствии с характером фасадов — в византийском стиле. Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60-горельефов. Из них внизу — 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В. Логановеким, наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом.
Наконец, в мае 1883 года храм был освящен.
В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю. Сразу после освящения, храм Христа Спасителя превратился в один из главных центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря по старому стилю (7 января — по новому), было главным праздником в храме.
Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и общественно-политической жизни.
30 мая 1912 года возле храма был торжественно открыт Памятник Александру III. Памятник изображал императора, восседающего на троне со всеми царскими регалиями — со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой — пурпурной мантией монарха. На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881 — 1884».
После окончательного установления советской власти в начале ХХ века в городе принято решение о переименовании некоторых улиц и площадей. Соборную площадь переименовали в Красную В 1929 году был закрыт собор. Здание храма было передано для оборудования в нем Дома культуры. С него сняли купола, и на центральной башенке стал развеваться красный флаг. Вокруг него был разбит сквер, который стал носить имя В. И. Сталина. Работал Дом культуры недолго: по приказу властей храм был разрушен серией мощных взрывов в 1931году.
Мрамор из разрушенного храма использовали для отделки станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», каменные скамейки установили на станции метро «Новокузнецкая». Крошкой, в которую превратили плиты с именами героев, посыпали дорожки в городских парках. В 1958-м году на месте котлована с сохранившимся фундаментом появился бассейн «Москва».
После Перестройки, в 1989-м году, в сквере у бассейна появился деревянный крест и ящик для пожертвований. В 1994 году правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995 года. Проект был подготовлен архитектором Денисовым и инженером Фадеевым.
Сегодня храм занял свое законное историческое место.
Как доехать до храма Христа Спасителя
Ещё в советскую эпоху многие желали восстановления исторической справедливости и возрождения разрушенного храма. Собирались народные пожертвования на это благородное дело. Это происходило даже несмотря на резонные сомнения в осуществимости такого грандиозного проекта. Но всё осталось в прошлом.
Современные москвичи уже привыкли воспринимать как нечто само собой разумеющееся, что на своём законном месте стоит храм Христа Спасителя. Как проехать до него, им объяснять не надо. Вопрос этот обычно интересует тех, кто попал в Москву впервые. И на него существует несколько правильных вариантов ответа.
Значение имеет в первую очередь то, из какой точки Москвы вы хотите до него добраться. И, конечно же, время суток — в часы пик лучше всего избегать пересадок на Кольцевой линии метрополитена. Это отнимает много времени.
Пушкинский (Андреевский) мост
Железнодорожный мост МЖД, построенный в начале прошлого века, был почитаем москвичами и гостями столицы на всём протяжении XX века. Расположенный в тихом романтичном месте, вблизи от Нескучного сада, Андреевский мост был любимым местом для уединения влюблённых и неторопливых прогулок. Несмотря на наличие железнодорожной эстакады и периодически пролетающих вверху составов, пешеходная часть Андреевского моста никогда не пустовала. Необычный, запоминающийся экстерьер сооружения часто привлекал сюда кинематографистов, снимавших сцены из фильмов. К примеру, именно здесь, в опорах Андреевского моста, прятал заветный свёрток разведчик из культового советского телесериала «ТАСС уполномочен заявить…».
На рубеже нынешних веков Андреевский мост был отстроен заново. Его перенесли недалеко от прежнего места с использованием конструкций старого сооружения. Старинные части были сохранены ввиду исторической ценности моста как архитектурного памятника. Несмотря на то, что новый мост называется Пушкинским, его и по сей день горожане именуют Андреевским.
Со стороны Пушкинской набережной у входа на мост установлена мемориальная табличка, рассказывающая об истории Андреевского моста.
Архитектура и интерьеры
Любой видевший постройку человек скажет, что она самобытна. Это естественно: архитекторы не просто рисовали эскизы, а потом готовили чертежи. В своих проектах они воплощали идеи, которые виделись им в победе над Наполеоном. Победе, которую одержало не только русское оружие, но и весь народ.
Первоначальный храм
Создатель первоначального проекта, Витберг, был масоном. Но идеи братьев-каменщиков не исказили создаваемый им образ. Витберг считал, что храм должен быть триединым и состоять из трех связанных и дополняющих друг друга частей:
- Подземной, имеющей форму гроба. Эта часть посвящена Рождеству Христову. Здесь должны были совершаться постоянные заупокойные службы по погибшим героям.
- Наземной. Эта часть посвящена Преображению Господню и имела крестообразную форму. Здесь символично отражено смешение света и тьмы в душе человека. Предполагалось, что в этой части будет много статуй.
- Верхней, посвященной Рождеству Христову. Она должна была быть круглой.
Храм должен был стоять фасадом к Москве-реке. Проект Тона тоже предполагал подобное расположение. Но масштабы были совсем другие. В те времена самой высокой постройкой была колокольня Ивана Великого. Современники отмечали, что она вся целиком могла войти внутрь строящегося собора.
Тону удалось органично вписать храм в ансамбль Кремля и московских церквей. Это стало возможным из-за удачного места постройки. Здание находилось в отдалении от Кремля, в то же время гармонично с ним сочеталось.
Характерными чертами храма того периода являются:
- закомары, имеющие форму киля
- главки в форме луковок
- крытая галерея, идущая по всему периметру
Эти элементы были заимствованы у храмов, построенных русскими зодчими в 15-16 веках. В проекте Тон отошел от классики, отдал предпочтение народным традициям. Архитектору удалось удачно совместить элементы древнерусского зодчества и Византии. Автор тем самым показал преемственность форм и одновременно новые веяния моды.
Современный храм
Современное здание воздвигнуто на мощном стилобате. Сооружение этой части потребовалось для того, чтобы восстановить холм, на котором располагался первоначальный собор. Естественное возвышение было уничтожено после взрыва в 30-е годы.
Собственно, собор – комплекс из нескольких зданий, которые связаны архитектурным решением:
- Преображенской церкви
- шатровой часовни иконы Божьей Матери
- самого храма
Церковь Преображения Господня расположена в стилобатной части. Здесь же находятся служебные помещения, музей, трапезные, залы Советов и Соборов. Над стилобатом возведен кафедральный собор. Часовня – отдельно стоящее здание. Здание имеет 4 крыльца. Чтобы подняться на них, придется преодолеть 15 ступеней. Крылечки облицованы темно-красным гранитом. Для освещения на верхних площадках смонтированы светильники.
Внутреннее помещение отлично освещается дневным светом. Для этого предусмотрены 60 окон. Фасад украшен арками-кокошниками. Их поддерживают 36 колонн. Архитектурная подсветка здания заслуживает отдельного описания. Мощные фонари посылают на фасад лучи мягкого, приближенного к дневному, света. Купола освещают лампы, установленные на мачтах длиной 30 м каждая.
Архитектура
Лицевая сторона храма делитс четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних и ведет к трем выходным дверям храма: южной, северной и западной. Всего настенных столбов (колонн) 36. Они поддерживают карниз храма, на котором помещены 20 полуциркулярных заостренных арок (кокошников): по три арки на передних сторонах выступов и по две — на углах здания. Все здание увенчано пятью шлемовидными главами, из которых средн значительно крупнее других. Это придает всему зданию единство и красоту. Круглая стена средней главы лежит на 8-гранном основании. Прочие главы находятся на выходящих между выступами углах и имеют форму восьмиугольных башен. Стиль куполов соответствует общему характеру здания: они вверху сужаются, подобно главам всех русских церквей. Четыре колоссальных столба внутри храма поддерживают здание. От расположения этих столбов и выступов образуются две стены — внутренняя и наружная, а между ними коридор, идущий, по обычаю древних христианских церквей, вокруг всего храма. Верхнюю часть этого коридора составляют украшенные живописью хоры с двум устроенными в них придельными храмами: во им Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского. Главный алтарь посвящен Рождеству Христову, иконостас его выполнен в виде беломраморной часовни с бронзовым позолоченным навершием. Все здание освещается 60 окнами: из них 16 устроено в главном куполе, 36 — над хорами и 8 — в коридоре.
Скажем теперь несколько слов о куполах и крыше Храма. Колоссальный свод большого купола представляет своим устройством одно из замечательнейших явлений в области архитектуры. Купола изготовлены из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, на который ионным напылением нанесен тонкий слой золота. Для лучшей защиты от атмосферных влияний купола покрыты тончайшим слоем алмазной пыли (технические алмазы).
Внизу, с каждой из четырех сторон, сделано крыльцо с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. Эти крыльца, состоящие из 15 ступеней во всю длину выступов, с большими площадками, приводят нас к входным дверям. Всех наружных дверей в Храме 12, по три на каждой лицевой стороне четырех выступов. Они отлиты из бронзы, причем средняя больше крайних. В арках и нишах больших и в арках малых дверей помещены изображения Святых с надписями. Общее значение и смысл этих фигур часто тот же, что и настенных изображений.