Греческая церковь: виды церкви, история образования, греческое православие

История

Проникновение Христианства в эту страну произошло в I веке вместе с прибытием апостола Павла на территорию Эллады. Первым городом, который он посетил, стали Филиппы. Там он проповедовал для местных жителей. В первый же день произошло крещение одной из местных жительниц, богатой женщины Лидии. С ее подачи крестился и ее близкий круг. Она была одной из первых христианок в Европе, что и в настоящий момент с гордостью вспоминают местные поселенцы. Так произошло основание христианской общины в этом городе, а затем в Фессалониках, Верии, Ахайе, Афинах и в Коринфе. Во всех этих городах в христианство было обращено немало поселенцев.

Павел постоянно на протяжении всей своей жизни довольно тесно общался с представителями всех этих общин, служа для них пастырем. В Новом Завете сохранилось несколько обращений апостола к этим старинным греческим общинам первых христиан.

Над созданием греческой церкви в тот же временной период трудился и апостол Лука. Именно он создал «Евангелие для эллинов». Свой вклад в дело развития греческой церкви внес и апостол Андрей Первозванный.

Всего за полвека все крупные греческие города обзавелись своими христианскими общинами. Первые представители христианства страны были неразрывно связаны с римским епископом, поскольку Греция была частью Римской Империи. На протяжении многих веков, вплоть до 9-го века, православие было основой Римской Церкви, а всяческие предпосылки для раскола тщательно устранялись.

Администрация

Канцелярия архиепископа

Канцелярия архиепископа отвечает требованиям, связанным с общими обязанностями архиепископа. В задачи входят: планирование пастырских посещений архиепископа, официальных и неофициальных встреч с духовенством и мирянами, публичных и официальных выступлений, аудиенций, конференций и поездок. Кроме того, Канцелярия обрабатывает все формы обращения к архиепископу.

Канцелярия канцлера

Канцелярия канцлера заботится о благополучии духовенства, их текущих назначениях и перераспределениях, их непрерывном образовании и льготах, предоставляемых им Церковью. Недавний канцлер архиепископа епископ Фазиан Андоний подал заявление об отставке в мае 2019 года.

Офис администрации

Административный офис несет ответственность за административные, финансовые и развивающие функции епархии. Этот офис управляет человеческими ресурсами и операциями штаб-квартиры архиепископа в Нью-Йорке. Кроме того, офис действует в качестве координатора и связующего звена для Конгресса духовенства и мирян, Архиепископского совета и различных архиепархиальных учреждений.

Архиепископский Совет

Архиепископский совет является совещательным и совещательным органом архиепископа. Он интерпретирует и выполняет решение Конгресса духовенства и мирян и Регламент архиепископии, управляет светскими и финансовыми делами архиепископии и обладает временной законодательной властью между Конгрессами духовенства и мирян.

Современное положение Иерусалимской Церкви

Первая Мировая война положила конец существованию Османской империи. В 1920 году временное право управления Святой Землей получила Англия. Решением Генеральной Ассамблеи ООН 1948 года на карте мира появилось новое еврейское государство Израиль.

Это спровоцировало усиление конфликта между евреями-сионистами и арабским населением страны из-за территории Палестины. Межнациональный конфликт также имеет религиозное основание (противостояние иудаизма и мусульманства). По сей день не затухает арабо-израильский конфликт. Территория Иерусалимского Патриархата оказалась разделенным на две части: в Израиле и Иордании.

Канонической территорией Иерусалимской Церкви сегодня признается Израиль, Иордания (Десятиградие), Сирия, Аравия. Юрисдикция Патриарха также распространяется на Автономную Синайскую архиепископию.

По данным 2018 года Церковь насчитывает 156 тысяч прихожан. Действуют 25 монастырей. В церковной жизни используется юлианский календарь. Богослужения проводятся на греческом и арабском языках.

Сразу после Крещения Руси (988) русские христиане стремились посетить Святую Землю. О паломничестве в места, связанные с земной жизни Христа, упоминается в «Хождении» во Святую Землю игумена Даниила в 1104-1107 года. Оставила воспоминания о своем посещении Палестины в 1167 году русская княгиня преподобная Ефросинья Полоцкая.

На территории Святой Земли в 19 веке была организована Русская духовная миссия, которая способствовала строительству многочисленных культовых сооружений, учебных и больничных заведений. Однако после революции 1917 года отношения между Русской Православной Церковью и Иерусалимским Патриархатом были прерваны. Только через 50 лет возродились Русская Духовная Миссия и Горненский женский монастырь, возобновились контакты между Церквями.

На сегодняшний день Русская Православная Церковь поддерживает Евхаристическое общение с Иерусалимским Патриархатом.

В начале 2019 года Константинопольский Патриархат даровал автокефалию Православной Церкви Украины и включил ее в свой диптих. Официально ПЦУ получила признание от Александрийской, Кипрской и Элладской Православной Церкви. Иерусалимский Патриарх выступил с предложениями ведения переговоров для сохранения мира среди Православных Церквей.

Древние греки исповедовали языческий политеистический культ

Языческая политеистическая религия была в Древней Греции, начиная с микенского периода. Она не имела единой организации и учения, а состояла из общинных культов различных божеств.

Это божества не были всемогущими, но покровительствовали одной или нескольким стихиям, сферам человеческой деятельности или географическим областям. Так, например, Артемида была не только богиней охоты, но и почиталась как покровительница девственниц или рожениц.

При этом для древнегреческой религии был характерен тотемизм, так, например, Зевсу посвящался бык. Греческие боги подчинялись судьбе и боролись друг с другом, в целом древнегреческая мифология была очень развита.

Изображения древнегреческих богов.

Гестия, богиня домашнего очага. Фото: upload.wikimedia.orgГермес, бог торговли, вестник богов. Фото: upload.wikimedia.orgБогиня плодородия, любви и красоты. Фото: upload.wikimedia.orgАрес, бог войны. Фото: upload.wikimedia.orgДеметра, Богиня плодородия и земледелия. Фото: upload.wikimedia.orgГефест, Бог огня и кузнечного ремесла. Фото: mythology.sgu.ruГера, Верховная богиня, богиня брака и семьи. Фото: upload.wikimedia.org

Афина, богиня стратегии и мудрости. Фото: upload.wikimedia.orgЗевс, бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Глава греческого пантеона. Фото: upload.wikimedia.orgАртемида, Богиня охоты, покровительница всего живого. Фото: upload.wikimedia.orgАполлон Белведерский. Бог искусств и предсказаний. Фото: upload.wikimedia.org

Греки верили в существование загробного мира. Местом поклонения богам служили алтари, на которых стояли идолы. Им жертвовались еда, напитки и вещи. Распространены были жертвоприношения животных, включая жестокие гекатомбы.

Большие алтари и статуи находились в кумирнях, при некоторых из них были оракулы. Существовали и священные камни (пережиток фетишизма).

950
в этом году в Харране закрыли языческий храм

Греки любили религиозные церемонии. К крупнейшим фестивалям относились Панафинеи и Олимпийские игры. Древнегреческая религия не имела строгой догматики, но некоторые тексты были окружены ореолом почитания: «Теогония» Гесиода, произведения Гомера и Пиндара.

Важными добродетелями считались умеренность, справедливость, мужество, благоразумие. Специфическим термином греческой этики был хюбрис — преступная гордыня, противление божественной воле. Со временем греческая религия широко распространилась и повлияла на этрусков и древних римлян.

Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном. В 653 году все языческие храмы, в том числе и древнегреческие, на территории Римской империи были закрыты. Фото: upload.wikimedia.org

Древняя Греция в свое время вошла в состав Римской империи, поэтому, когда в 653 году в ней был принят закон, запрещающий жертвоприношения языческим богам на территории Римского государства, все древнегреческие языческие храмы были закрыты.

В 356 году римские власти установили смертную казнь за участие в жертвоприношении и поклонении языческим богам. В 950 году в Харране был закрыт последний в мире греческий языческий храм.

В 988 году были крещены последние лаконийцы-язычники. В наше время древнегреческая религия представлена только в виде неоязычества.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

Мариологические:

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

«Неведомые языки»

Этим обрядом пятидесятники воспроизводят эпизод, приведённый в первой главе книги «Деяния святых апостолов», автором которой принято считать евангелиста Луку. В ней описывается, как в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа на Его учеников, собравшихся в Сионской горнице в Иерусалиме, снизошёл Святой Дух в виде огненных языков, после чего они обрели дар, проповедуя Слово Божье, говорить на неизвестных им ранее языках.

Члены секты полагают, что в процессе совершаемого ими обряда они получают дар, сходный с тем, который был ниспослан апостолам при схождении на них Святого Духа. Доказательством, по их мнению, является, упомянутые выше глоссолалии, которые сектанты выдают за непроизвольную речь на неведомых никому языках.

Есть ли различия между греческим и русским православием

Православие греческое и русское – две ветви одной и той же религии. В догматах и канонах между ними разницы нет, чего нельзя сказать о церковной жизни, обрядах, порядке богослужения. Рассмотрим подробнее, чем отличается греческая православная церковь от русской:

  1. В Греции церковь, в отличие от России, наделена государственным статусом. Она ведет тесное сотрудничество с общественными структурами. До сих пор не утрачены традиции греческих церковных судов.
  2. Требования к греческим священнослужителям более строгие, чем к русским. Так, греческое православие исключает рукоположение человека, вступившего в добрачные отношения, заключившего второй брак или разведенного.
  3. С 13.00 до 17.00 в Греции длится сиеста. В это время не принято приходить в церковь. Прихожан ждут на вечерню с 17.00 или 18.00. В России двери церкви открыты всегда.
  4. В греческих церквях, в отличие от русских, не ставят свечи перед иконами. Свечи находятся рядом с вытяжками в притворах.
  5. Есть различия в церковной иерархии. Если в русской православной церкви митрополит выше архиепископа, то в греческой – наоборот.
  6. Особенности религии в Греции предусматривают, что причащаться необходимо каждое воскресенье, а исповедоваться – несколько раз в году. Прихожане русской православной церкви приходят к причастию реже.
  7. Обряд богослужения в греческом храме намного демократичнее и проще, чем в русском.
  8. Длительность литургии в греческой православной церкви зачастую не превышает 1,5 часа. В русской же, напротив, богослужение может длиться и более 3 часов.
  9. Первая часть литургии (проксомидия) в греческом храме проводится на одной просфоре (богослужебном хлебе), а в русском – на 5.
  10. В отличие от России, в Греции в церковных хорах нет женщин.

Также у греческих священников несколько другая одежда: у ризы не предусмотрено шейное возвышение, а камилавка имеет ободок сверху. Кроме того, священнослужители русской православной церкви всегда – даже вне храма – носят кресты поверх одеяния. Греческие священники надевают кресты только перед архиерейскими службами.

Русские православные храмы в Греции

Русскоязычная православная община на территории Греции имеет свои официальные приходы и храмы. Среди наиболее известных:

  • Троицкая церковь (Афины);
  • Церковь преподобного Серафима Саровского (Пирей);
  • Церковь Святой равноапостольной Ольги (Пирей);
  • Церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины (Ханья);
  • Церковь Святителя Николая Чудотворца и Святого великомученика Димитрия Солунского.

Православная русская церковь в Греции старается поддерживать традиции, которые существуют в русском православном мире.

Антропоморфизм

Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, — это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.

Вера, утверждённая законом

В религиозном и культурном отношении современная Греция по праву считается наследницей Византии. Из 11 млн её жителей, 9,4 млн человек принадлежат к Элладской Православной Церкви, во главе которой стоит архиепископ Афинский. Кроме того, значительное количество граждан (по некоторым данным, около 800 тыс. человек) являются последователями так называемых старостильных православных церквей, использующих в своём богослужении Юлианский календарь.

Основная религия Греции ─ православие ─ опирается не только на многовековые традиции, но и на целый ряд законодательных актов, принятых в последние десятилетия. Например, брак не признаётся законным без обряда венчания. Большинство церковных праздников имеют статус общегосударственных, а профессиональные принято отмечать во дни памяти святых, являющихся небесными покровителями данного рода занятий. Ввиду того авторитета, который имеет в Греции православная церковь, крещение считается обязательным, а именины являются более веским поводом для торжества, чем день рождения. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию указывается в особой графе паспорта.

Жертвоприношения

Всем богам приносились жертвоприношения. Греки считали, что, подобно людям, высшие существа нуждаются в пище. Кроме того, они верили, что еда необходима и теням умерших. Поэтому древние греки старались их кормить. К примеру, героиня трагедии Эсхила Электра поливает землю вином, чтобы его получил ее отец. Жертвы богам являлись дарами, которые подносились с целью исполнения просьб молящегося. Популярными дарами были фрукты, овощи, различные хлебцы и лепешки, посвященные отдельным богам. Существовали и кровавые жертвоприношения. Они сводились главным образом к убийству животных. Однако очень редко люди также приносились в жертву. Вот какая религия в Греции была на раннем этапе ее развития.

Архиепископские учреждения

Информация о различных учреждениях в Соединенных Штатах, которые являются частью Греческой Православной Архиепископии Америки.

Архиепископский собор Святой Троицы

Архиепископский собор Святой Троицы

Архиепископский Собор Святой Троицы обеспечивает регулярное божественное поклонение, консультирование, христианское образование, человеческие услуги и культурные программы для людей в районе Нью — Йорка.

Греческий колледж и Школа богословия Святого Креста

Греческий колледж и Греческая православная богословская школа Святого Креста вместе составляют греческое православное христианское высшее учебное заведение, обеспечивающее бакалавриат и последипломное образование. Расположенный в кампусе площадью 52 акра (21 га) в Бруклине, Массачусетс , Греческий колледж и Святой Крест стремятся обучать лидеров, священников, мирян, мужчин и женщин.

Академия Святого Василия

Академия Святого Василия — это дом греческой православной архиепископии для нуждающихся детей вдали от дома. Являясь благотворительным центром Церкви, цель Академии состоит в том, чтобы создать любящую христианскую среду, в которой постоянно проживающие в ней дети воспитываются во взрослой жизни. Хотя дети попадают в Академию по разным причинам, общей чертой всех проживающих в ней детей является неспособность родителей или опекунов в достаточной степени заботиться о них.

Дом Святого Михаила

Saint Michael’s Home — это сертифицированное Департаментом социальных служб штата Нью-Йорк учреждение по уходу за взрослыми греческой православной архиепископии Америки. Программы и услуги отеля St. Michael’s Home специально разработаны для пожилых людей, которым требуется помощь, проживающая в греческой православной среде.

Национальный храм Святого Фотия

Национальная святыня Святого Фотия — единственная греческая православная национальная святыня в стране. Это прежде всего религиозное учреждение, расположенное в старейшем городе Америки, Сент-Огастине, штат Флорида . У Храма двоякая цель. Во-первых, он чтит память первой колонии греков в Новом Свете и последующих поколений греческих иммигрантов ( протопори ). Во-вторых, он служит для сохранения, приумножения и продвижения этнических и культурных традиций греческого наследия и учений Греческой православной церкви в Америке. Ежегодно святыню посещают более 100 000 человек.

Греческий культурный центр

Греческий культурный центр Греческой православной архиепископии Америки был основан в 1986 году с целью культивирования богатого православного наследия и эллинских обычаев, культуры и традиций в греко-американской общине.

Национальное Сестричество Пресвитеров (NSP)

Национальное Сестричество Пресвитеров, официально учрежденное в 1982 году, состоит из всех Пресвитеров (то есть жен женатых священников) Греческой Православной Архиепископии Америки. Цель Сестринства — способствовать развитию духа христианской любви среди пресвитеров, давая им возможность познакомиться друг с другом. Это достигается с помощью ретритов, встреч, общественных собраний и информационных бюллетеней, которые помогают Presvyteres развить уникальную связь. Национальный совет сестричества собирается ежегодно, тогда как все члены созываются каждые два года на Конгресс духовенства и мирян.

Филоптохос из Меррика, Нью-Йорк

Богослужебные традиции

В Греции особо празднично и торжественно, как парады, проходят крестные ходы. Особенно на Пасху — главный христианский праздник. Процессия прихожан с зажженными свечами, с песнопениями … направляется по улицам к главной площади, на которой устраивают сожжение чучела Иуды и небо освещают многочисленные разноцветные фейерверки, а ночь наполняется многоголосием радостных поздравлений.

Православные праздники в Греции отмечают по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским. Теперь все календарные церковные праздники греки отмечают в унисон с католиками, у которых тоже принят григорианский стиль календаря. Исключение составляют те праздники, которые не привязаны к календарю и исчисляются специально — Пасха, Троица, День Святого Духа — они совпадают с праздниками установленными Русской Православной Церковью, которая так и осталась верна юлианскому стилю летоисчисления.

Служба в греческом храме проходит менее торжественно, но благодаря особой атмосфере, создаваемой в том числе и проникновенным распевом, ощущение благоговейной сопричастности не покидает до окончания богослужения.

В греческих храмах можно услышать знаменитый византийский распев — стиль церковного пения дошедший до нас от христиан первых веков. Это монофония (т.е одноголосие), построенная по совершенно другим законам гармонии, чем известная нам музыка. Поют, в основном, мужские голоса.

Когда совершается Малый Вход священнослужитель останавливается в центре солеи с Евангелием, и все прихожане подходят по очереди чтобы приложиться. Чтение Евангелия в храмах Греции происходит лицом к пастве. После литургии священник сам раздает всем прихожанам освященный хлеб.

У греков таинство исповеди не является обязательным перед причастием. Исповедуются греки тогда, когда почувствуют в этом необходимость. Частота исповеди у прихожан колеблется около 3 раз в год. Очередей на исповедь поэтому в храмах не видно. Исповедовать имеет право не каждый священник, а только иеромонахи, получившие благословение.

Особенности богослужебных облачений

Одеяние епископа

Наперсный крест не часто можно увидеть на священнике в Греции. Крест надевают только для службы с архиереем, или те священники, которые его ношение заслужили, как награду. У греческих священников богослужебная одежда фелонь (риза) не имеет шейного возвышения и сшита из тонкой ткани. Головной убор греческих священнослужителей — камилавка (кαμιλαύκα в переводе с греческого «верблюд») представляет из себя цилиндр с небольшими скругленными полями вверху и является обязательным элементом одежды священника. Камилавка бывает только черного цвета. Другой же головной убор — скуфия (σκούφια — по-гречески «шапка») — круглая мягкая черная шапочка теперь в Греции почти не используется, уступив место камилавке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector