История екатерининского собора в екатеринбурге

Содержание:

После революции

В конце 1917 года в Царское Село вошли большевики. Дальнейшую судьбу храма можно было легко предугадать. В 1918-м Царское Село было переименовано в Детское Село, это название сохранялось за ним до 1937 года, когда город был переименован в Пушкин к столетней траурной дате со дня гибели поэта. В 1934-м Детскосельский Горсовет зарегистрировал несколько наказов о закрытии Екатерининского собора. С этого момента участь собора была предрешена.

В 1938-м имущество собора было описано, а здание передано Пушкинскому райсовету «для культурных и оборонных целей». Затем было принято решение о том, что собор «не представляет собой культурной ценности», и он был закрыт с предложением использовать здание под кинотеатр.

Однако в 1939 году здание храма обнесли глухим забором, с него сняли кровлю, вынесли мебель и иконостасы, разбили топорами иконы и сожгли их в подвале, после чего 5 июня 1939 года Екатерининский собор взорвали.

Груда кирпичей от взорванного храма сохранялась на том же самом месте аж до 1950 года! Только к этому году частично они осели, частично были растащены, и на месте храма разбили городской сквер. В 1960 году 22 апреля на том месте, где когда-то молились прихожане, был установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину.

Благоустройство шаг за шагом

Обустройство собора продолжалось вплоть до 1917 года. А началось оно с благоустройства прилегающей ландшафтной зоны. В 1842 году стараниями садового мастера Федора Лямина возникла радиальная планировка, включающая 12 дорожек из специально доставленных для такого особого случая из Голландии 200 тополей. Они были расположены таким образом, что открывали максимальный доступ к храму со всех точек прилегающей территории. 

Первым серьезным испытанием для сооружения стал пожар 1862 года в Гостином дворе, деревянные постройки которого значительно пострадали от огня, а вместе с ними – и позолота глав памятника архитектуры. К 1865 году появившаяся ржавчина потребовала реставрационных работ, которые продолжались вплоть до 1869 года. В результате только четыре нижних ряда по-прежнему блистали позолотой, остальная часть была закрашена желтой краской. 

В 1876 году здесь же, на Соборной площади, по просьбе причта недалеко от главного входа была установлена деревянная колокольня. Автором постройки является русский архитектор А. Ф. Видов. Сюда поместили перелитый годом ранее колокол, занявший прежнее место только в 1889 году. 

В 60-х годах соборный комплекс пополнился размещенной в Гостином дворе часовней Александра Невского. При храме на Колпинской улице находилась и церковноприходская школа, где к началу прошлого столетия насчитывалось около 180 учеников. 

История возведения храма

Место для строительства храма было выбрано неслучайно: именно здесь, в Царском Селе, с конца девятнадцатого века стояли деревянные казармы Сводного пехотного полка и конвоя Его Величества. Царская охрана состояла из людей глубоко верующих, которые не раз обращались к государю с просьбой построить храм, куда они могли бы ходить, чтобы помолиться. Николай и его супруга, императрица Александра Федоровна, были ревнителями православия и с пониманием относились к таким просьбам.  Церкви Царского Села, в том числе и церковь Александра Невского, возведенная в Малиновой гостиной Александровского дворца, были открыты для всех прихожан и моментально наполнялись народом. Царская охрана продолжала настаивать: они заслуживают на свой собственный храм, построенный по велению государя.

Тогда Николай решил построить здесь целый архитектурный комплекс, стилизованный под старину. Его квинтессЭнцией должен был стать собор: царь лично выбрал поляну и отмерил ее шагами – на этом месте и возвели Феодоровский храм.

Строительство собора было приурочено к памятной дате – трехсотлетнему юбилею правящего дома Романовых. Назван собор был в честь Феодоровской иконы Божьей матери, которой царь Михаил Федорович – первый в монаршей истории Романов – был венчан на царство в 1613 году.

Первоначально проект был доверен архитектору Померанцеву. Зодчий замышлял построить грандиозный собор, взяв за основу проекты церквей архитектора Константина Тона. Но вскоре стало понятно, что его видение будущего храма совсем не совпадает с желанием императора. Поэтому Померанцева сменил Владимир Александрович ПокрОвский, который основывался на чертежах оригинального Благовещенского собора  в Москве, еще не измененного последующими пристройками. Покровский считал необходимым в своих работах ориентироваться на памятники старины – позиция, с большим энтузиазмом встреченная императором.

Возведение одноглавого собора завершилось в 1913 году. Внешне строгий и простой, храм изнутри поражал великолепием: за настенную роспись отвечал специальный комитет во главе с Ширинским-Шихматовым. Во время строительства возникла идея создать и нижнюю церковь –  пещерный храм, где впоследствии часто бывала царская семья. Николай активно следил за процессом возведения храма: ему предоставляли эскизы настенной росписи и ярких мозаик, отражавшие забытые некогда традиции старорусского зодчества. Царская семья лично финансировала строительство храма, выделив 150 000 рублей – по тем меркам, это была огромная сумма. Тогда Николай даже представить себе не мог, что быть прихожанином храма ему придется очень недолго…

Приход[править | править код]

Приписные храмыправить | править код

К приходу Софийского собора приписаны храмы:

в Пушкине:

  • Сергиевская церковь, бывшего лейб-гвардии 2-го стрелкового Царскосельского полка при Духовно-просветительском центре Царскосельского благочиния — действующая.
  • Иулиановская церковь, бывшего лейб-гвардии Кирасирского его величества полка — восстанавливается, регулярно служатся молебны.
  • Казанская церковь на Казанском кладбище — восстанавливается, действующая; кроме того, действует Никольская часовня, расположенная в колокольне
  • Пантелеймоновская церковь при Городской больнице № 38 имени Н. А. Семашко — действующая
  • Скорбященская церковь при бывшей общине Красного Креста — действующая
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы при бывшей Царскосельской гимназии — богослужения не проводятся
  • Часовня Благовещения Пресвятой Богородицы на Кузьминском кладбище — действующая.

Некоторое время к собору был приписан планировавшийся к строительству Храм Архистратига Михаила и святого великомученика Георгия Победоносца на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны. Планы были изменены, по данным на 2015 год предполагается восстановление деревянного храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

в Санкт-Петербурге:

Часовня святителя Тихона Московского на Южном кладбище — действующая.

в Тосненском районе:

Церковь Смоленской иконы Божией Матери на церковном подворье в деревне Мыза (Поги) — действующая

Социальная деятельность приходаправить | править код

На подворье собора в Погах устроен Социальный дом (дом престарелых). Проект ведётся совместно с социологическим факультетом Санкт-Петербургского государственного университета.

Архитектура и внутреннее убранство

Свято-Екатерининский храм в Краснодаре построен в русско-византийском стиле, имеет пять приземистых куполов – большой в центре и четыре меньших по углам. Барабаны опоясаны оконной аркадой. К юбилею собора в 2012 г. мастера г. Москвы и г. Ростова покрыли главный купол сусальным золотом и установили новый крест.

Внешние стены выложены с применением декоративно-рельефной кладки: над окнами арочные бровки, по периметру узорный карниз и орнаментные пояски, кое-где на стенах выступают кресты. Колокольня соединена с основным помещением и служит входом. Перед входом паперть – крыльцо, ступени которого к двери символично сужаются, напоминая всем входящим слова Евангелия: «Входите тесными вратами…»

Внутреннее убранство впечатляет. Стены расписывали именитые художники-иконописцы. Роспись придела св. Варвары (внизу) сохранилась с 1917 г. – это работа художника Ивана Сидоровича Ижакевича, принадлежавшего к товариществу художников религиозной живописи г. Киева.

К празднику 1000-летия Крещения Руси возобновили настенную роспись в Успенском приделе, а в Георгиевском обновили иконостас. К 100-летию собора произведена реставрация приделов Сергия Радонежского и Благовещенского, установлен новый иконостас в центральном Екатерининском.

Святыни храма

После возобновления в г. Краснодар Екатерининский собор пополняется святынями. Прежде всего это рака с мощами прославленного в 2017 г. новомученика Александра Флегинского, покровителя Кубани. Также здесь присутствуют частички мощей:

  • св. вмц. Екатерины;
  • вмц. Варвары;
  • святого Иакова.

Особо почитаемые иконы Божьей Матери «Казанская» и «Иверская». Первая украшена драгоценностями, которые оставили прихожане в знак благодарности за полученную помощь, просимую в молитвах к Богородице. Вернулся и дореволюционный образ «Всех святых», изъятый в богоборческое время.

В мае 2018 г. с греческого острова Эвбея сюда привезли икону Иоанна Русского. Островок этот известен в православном мире тем, что там находятся нетленные мощи упомянутого святого. А образ, прибывший в Краснодар, написан именно там. Теперь желающие могут помолиться перед ликом.

Современная жизнь

Сегодня это место, где ежедневно совершаются богослужения, происходит активная социальная деятельность: действует православная община сестер милосердия, семейный и молодежный центры, открыт благотворительный фонд и отдел по тюремному служению, паломнический комплекс, библиотека.

Под руководством Софии Анатольевны Мачигиной работает иконописная студия. Дети и взрослые обучаются в воскресной школе (богословских курсах). Особо многолюдно тут в праздничные дни. Для совершения богослужения сюда приезжает митрополит Исидор, священники других приходов, гости и паломники из прочих городов Краснодарского края.

Практическая информация

Вход в церковь платный.

Приобрести билеты можно в кассе возле входа в церковь, со стороны Садовой улицы.

Стоимость полного билета — 350 рублей.

Посетить Царское Село можно с одной из экскурсий

В Пушкине можно остановиться

В отеле: спа-центр с бассейном, хаммамом, сауной с солью, снежным фонтаном, паровыми банями и тренажерным залом; бесплатный Wi-Fi, круглосуточная стойка регистрации, 2 ресторана, лобби-бар, частная парковка и залы для проведения совещаний и конференций.

Номера оснащены системой климат-контроля, мини-баром, сейфом и собственной ванной комнатой.

В отеле: круглосуточная стойка регистрации, кафе, бесплатные Wi-Fi и парковка.

В числе удобств номеров: кондиционер, телевизор, рабочий стол и бесплатные туалетно-косметические принадлежности.

Чтимые святыни

?о закрытия в соборе были следующие особо чтимые святыни:

Ковчег, пожертвованный грузинским князем Ираклием в память его
двоюродной сестры, грузинской царевны Елены Фарнабазовны,
скончавшейся в Царском Селе 7 июля 1867 года. В него был помещён
большой перст святого великомученика Георгия, часть Древа Господня,
Ризы Пресвятой Богородицы и мощи разных святых;

  • Икона святого великомученика Пантелеймона, с нагрудной частицей
    его мощей, пожертвованный 20 августа 1871 года вдовой придворного
    лакея Агафьей Константиновой. На серебряной оправе частицы —
    греческие и грузинские надписи, а также сургучная печать патриарха
    Анфима. Образ помещался у левой колонны, перед ним с 1872 года, по
    четвергам, после литургии, читали акафист святому Пантелеймону; а
    27 июля обносили икону вокруг собора. Икона была изъята в марте
    1938 года, затем вывезена немцами в Прибалтику. После Великой
    Отечественной войны возвращен в Ленинград, и митрополит Григорий
    передал его в Гатчинский собор;
  • Крест с мощами, в память умершего сына Сергия, с малолетства
    страдавшего от падучей болезни, пожертвовала госпожа Волкова;
  • Крест с мощами святого Феодора Тирона и великомученицы
    Варвары;
  • Икона с частицей мощей святого Авраамия;
  • Икона Владимирской Божией Матери в сребро-позлащенной ризе,
    устроенная в память коронования Александра II и Марии
    Александровны. Драгоценные камни пожертвованы разными лицами;
  • Икона святителей московских, присланная Московским митрополитом
    Филаретом 6 октября 1867 года в сопровождении послания: «Божие
    благословение, мир и благоденствие. Не иное что, как любовь вашу к
    православной церкви и ея священноначалию вижу в том, что вы
    издалека благим оком воззрели на меня, и на мой день, милостив
    Божией мне дарованный, и мне послали не только слово привета, но и
    священный дар — икону праведного Филарета. С утешением
    благодарю вас, потому что с утешением вижу ваше духовное
    расположение. По долгу взаимности и по желанию некоторых из вас,
    препосылаю вам святую икону Святителей и Чудотворцев московских. Их
    благоприятныя молитвы благодатно да покрывают ваши души и ваш град.
    6 октября 1867 года. Филарет, митрополит московский
    »;
  • Потир сребро-позлащенный с финифтяными образами и разноцветными
    стразами. Он был пожертвован императрицей Екатериной II в 1783 году
    в Софийский собор, когда он был приходским. В Екатерининский собор
    потир был передан после Отечественной войны 1812 года;
  • Потир серебряный с выпуклым изображением иконы Тайной
    Вечери;
  • Ковчег серебряный в виде горы с гробницей Спасителя, окруженной
    ликами святых, бывших при погребении Господа. Вес серебра —
    7,371 килограммов;
  • Крест напрестольный, сребро-позлащенный, с финифтяными
    изображениями и разноцветными стразами, и, вместе с ним, Евангелие,
    украшенное таким же образом; крест и Евангелие — дар Екатерины
    II.

История

Екатерининский собор, являющийся центром духовной жизни Краснодара и его окрестностей. Он имеет интересную историю, полную испытаний и радостных моментов.

Свято-Екатерининский кафедральный собор в Краснодаре

Следствие печального события

Летом 1888 года жители Екатеринодара пребывали в радостном предвкушении знаменательного события — ожидаемого приезда императорской четы в сопровождении двух сыновей Николая и Георгия. 21 сентября горожане приветствовали на Екатерининской площади августейших супругов и наследника престола. Пробыв три дня в гостеприимном городе, император продолжил свою поездку по южным территориям государства. Но в конце октября поезд, в котором царственные особы возвращались в столицу, потерпел крушение. В результате чего погибло множество людей, но с Божией помощью все члены правящей семьи не получили серьёзных повреждений.

В честь чудесного спасения правителя во многих городах империи принимались решения о строительстве церквей, которые являлись благодарностью Господу за спасение правителей. Не стал исключением и Екатеринодар, в котором через год после печальных событий приняли решение возвести сакральную благодарственную постройку.

Строительство

После принятия в 1889 году решения о начале строительства храма началась работа по подготовке проекта и сбору денежных средств.

  • пожертвования частных лиц и учреждений;
  • ежегодные отчисления из городской казны;
  • помощь богатых местных меценатов.

К 1896 году подготовили проектную документацию и собрали достаточную для начала работы денежную сумму. Городским властям оставалось решить вопрос о месте строительства. Выбор пал на Екатерининскую площадь, на которой горожане встречали императорскую семью. В её центре размещалась небольшая Екатерининская церковь, возведенная в 1814 г. Старое здание нуждалась в реставрации, и специальная городская комиссия решила, что это место идеально подходит для нового храма, а деньги, собранные прихожанами на ремонт, перейдут в фонд его постройки.

Весной 1900 года состоялась закладка первого камня новой постройки. Это начинание благословил архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор.

Историческое фото Екатерининского собора в начале ХХ века

В империи наступили неспокойные времена. Перебои с поступлением средств и революционные события повлияли на сроки строительства. Наиболее важные события этого процесса происходили в следующие годы:

  • 1909 г. — окончание возведения стен и сводов;
  • 1911 г. — установка крестов;
  • 1912 г. — завершение наружной отделки;
  • 1912-весна 1914 гг. — внутренние работы.

В марте 1914 г. освятили главный престол в честь святой Екатерины Александрийской. Остальные престолы освятили в честь небесных покровителей правящего рода.

Время испытаний

События 1917 г. отразились и на жизни Свято-Екатерининского кафедрального собора. В 1922 г. собор перешел к обновленцам — части церковнослужителей поддержавших советскую власть. В этом же году под предлогом помощи жителям Поволжья, где годом раньше разразился голод, власти изъяли все церковные ценности.

В 1931 году запретили работу церковной звонницы, а большинство колоколов переплавили. В это же время разрабатывал план уничтожения храма ради получения материала для городского строительства. Здание спас его автор. Мальгерб убедил власти в непригодности красного кирпича со стен церкви для повторного использования и опасности подрыва постройки для окружающих её строений. Богослужения в спасенной церкви прекратились в 1934 г., когда обновленческие деятели заявили о распаде приходской общины.

10 лет святое место использовали в качестве склада. Изменения наметились в 1942 г., когда немецкое оккупационное правительство разрешило использовать складское помещение для молитвы. Через два года советские власти, освободившие город, передали церковь верующим людям и разрешили возобновить богослужения, но при условии переименования малых престолов. В советском государстве не было места для памяти о русских царях.

Возрождение

Серьёзные реставрационные работы начались в храме в связи с приближением 1000-я Крещения Руси. Это событие было отмечено колокольным звоном, впервые за многие годы зазвучавшим под сводами церковной звонницы. Звон создавал единственный из чудом сохранившихся соборных колоколов, который нашли в городе Ейске. К началу нового столетия в церкви провели следующие работы:

  • обновили росписи стен и сводов;
  • отремонтировали иконостасы малых приделов;
  • приобрели новые колокола для звонницы;
  • покрыли позолотой центральный купол.

Иконостас собора

История Екатерининского дворца в Пушкине

Строительство

Когда-то на месте Екатерининского дворца находилась усадьба зажиточного шведа. Но, в результате Северной войны эти места перешли во владение Российского государства. Через некоторое время Петр Великий, подарил эту усадьбу Марте Скавронской, которая впоследствии приняла православие и стала Екатериной Алексеевной. Затем она стала женой Петра I.

Большой Царскосельский дворец 1755-1761. Гравюра по рисунку М.Махаева

Чтобы усадьба соответствовала императорскому статусу, Екатерина I велела возвести дворец с 16 комнатами. В 1717 году к строительству приступил Иоганн Фридрих Браунштейн – немецкий архитектор, который также работал над возведением Кронштадта и Большого Меншиковского дворца. Но он не единственный, кто построил Екатерининский дворец в Царском Селе – дворец неоднократно перестраивался, пока не обрел нынешний внешний вид.

Читать еще: Цена билета и режим работы дворца в 2021 году

Перестройка

Когда Елизавета Петровна взошла на престол, она приказала сделать дворец просторнее и роскошнее, и поручила это русским архитекторам. За работу взялись Михаил Земцов, Андрей Квасов и Савва Чевакинский. Именно они расширили дворец до современных масштабов, достроили некоторые корпуса, изменили интерьеры церкви и Тронного зала. Именно в это время внешний и внутренний облик дворца приобрел привычный вид.

Но на этом перестройка не остановилась. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Бартоломею Франческо Растрелли вновь изменить дворец. Строительные работы длились 4 года, и появился дворец в стиле Русское барокко. На позолоту деталей интерьера и экстерьера ушло более 100 килограммов золота, а перед дворцом появился парк.

История Екатерининского дворца при Екатерине Великой

Елизавета Петровна перед смертью велела позолотить все статуи в парке. Екатерина Великая, став владелицей дворца, велела соблюсти волю покойной императрицы. Однако, уже после того, как несколько статуй были позолочены, она узнала стоимость такой работы, и тут же велела прекратить их.

Во время своего правления императрица переделывала стиль и особенности планировки Екатерининского дворца так, чтобы он стали более удобными для жизни и скромными, конечно, насколько это было под стать императрице. В этом ей помогал Чарльз Камерон, который создал Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Серебряный кабинет, Синий кабинет и Опочивальню.

Екатерининский дворец во время Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – самая скорбная страница в истории дворца. Хотя, на самом деле, еще до начала войны императорская резиденция требовала реставрации, поскольку он пострадал во время революции 1917 года и Гражданской войны. Она как раз только началась в 1940 году: расчищали фасады, чтобы узнать оригинальный цвет краски, укрепляли лепнину, делали замеры. Вместе с этим к реконструкции готовили Янтарную комнату, поскольку окаменевшая смола пересохла и потемнела в некоторых местах, как и связывающая камни мастика. Жизнь шла своим чередом, пока не объявили о войне.

Обстрелы города начались в 1941 году, в Пушкине начали возводить оборонительные сооружения, оборонительные окопы. Однако работница музея, Вера Владимировна Лемус, которая оставила дворец одна из последних, вспоминала, что ни один из объектов дворца не пострадал при первых обстрелах. В ночь с 16 на 17 сентября фашисты вошли в город, и дворец был обстрелян. В него попал снаряд, большая часть дворца была разрушена, некоторые – пострадали от огня.

В войну не удалось сохранить ни один зал, авиабомбы были в каждом помещении дворца, он неоднократно горел. К 1945 году это были руины. Эвакуация ценностей в Новосибирск началась в июле, как только стало известно о нападении, она продолжалась до сентября – предметы искусства вывозили под огнем, рискуя своей жизнью ради наследия. Многое спасти не удалось. Когда работники не могли вывезти ценности, они прятали их в подвал, надеясь осуществить план при первой возможности. Скульптуры закапывали в парке. К сожалению, все, что не успели эвакуировать до сентября – безвозвратно утеряно.

Многое вывезти было просто невозможно: обивку стен, резьбу, паркеты – то, что было частью дворца. К тому же, появлялись и мародеры – иконы были вырезаны, а паркетными досками топили печи.

Реконструкция началась сразу после войны – летом 1945. Продолжается она до сих пор – мастера кропотливо восстанавливают каждую деталь. Работы начались там, где сохранилось хоть что-то, это были залы, построенные Чарльзом Камероном. Все остальное было воссоздано.

Наставники

В истории храма сохранились имена всех настоятелей собора:

Годы служения Имена
1841-1865 Священник Феодор Тигодский
1865-1883 Старший иерей Андрей Ветвеницкий, законоучитель Императорской гимназии в Царском Селе
1883-1893 Священник Павел Ламанов
1893-1916 Старший иерей Афанасий Беляев, духовник Николая II
1916-1935 Старший иерей Николай Смирнов
1935-1938 Старший иерей Феодор Забелин

С 2009 года по настоящее время настоятелем собора служит старший иерей Никита Зверев.

Современные служители храма:

  • Протоиерей С. Ю. Калинин.
  • Иерей В. М. Мелконян.
  • Иерей Ф. Илиовски.
  • Протодиакон В. И. Крюков.
  • Диакон собора И. А. Арзейкин.

После революции код

Фигура Святой Екатерины, изъятая из Екатерининского собора. Дерево, XVIII век. Хранится в Музее истории и археологии Урала

В 1920 году церковные ценности были изъяты из храма, всего было изъято 165,6 кг серебра и множество изделий из уральских драгоценных камней. Поскольку собор был очень богатый, все богослужебные предметы были сделаны из золота или серебра; после изъятия стало не с чем проводить службы. В 1925 году власти передали собор обновленческой общине, которая сделала его кафедральным. В 1926 году председатель местного союза безбожников З. Зегельман ликвидировал приходскую библиотеку, как контрреволюционная. Всего в библиотеке было 1237 томов. В и 1929 годах были вскрыты мощи Симеона Верхотурского, причём после второго они были отобраны у церкви и переданы краеведческому музею, из которого были возвращены лишь в 1991 году.

19 января 1930 года из собора был проведён последний крестный ход на Городской пруд.

Фёдоровский Государев Собор

Выдающимся примером таких храмов является Федоровский Государев собор. Он был возведен для Сводного полка охраны и Конвоя царствующей семьи. Собор стоит в Федоровском городке – казармах рядом с Александровским дворцом.

У полка охраны долго не было своего храма, о чем регулярно сообщалось царю. Кроме того, в резиденции царя не было своего храма, что создавало некоторые неудобства и для самой венценосной семьи. В начале XX века монарх внял просьбам своих солдат.

Строительство собора началось в 1909 году под началом архитектора Покровскорго. За образец был взят Благовещенский собор в Москве. Это стилизованный под традиционные русские храмы собор с одним куполом вокруг которого расположены галереи. Внешний вид храма довольно прост и аскетичен, что придает церкви строгий и серьезный вид. Внутреннее же убранство сразу поражало своей роскошью: большим и богатым иконостасом, великолепной росписью стен и купола. Изначально здесь должно было быть два придела, однако затем добавили подземный храм (пещерная церковь), освященный в честь Серафима Саровского.

Собор имели право посещать только представители дома Романовых и охрана царя с семьями. На крупные празднества лицам, которым благоволил царь, высылались приглашения в собор (как знак особой чести). Пещерная церковь использовалась только для семьи императора.

Как добраться до Екатерининского кафедрального Собора на машине, общественном транспорте

Рядом с храмом расположены остановки:

Адрес Расстояние / м Время / мин. / пешком
Коммунаров (ул. Мира) 71 1
ул. Ленина 222 3
ГУ МЧс 245 4
ул. Орджоникидзе 259

От железнодорожного вокзала «Краснодар-1» и центрального автовокзала идут пешком по улице Мира. Дорога занимает 15 мин. От ж/д-2 и автовокзала-2 добираются на городском транспорте до остановки «Мира (Коммунаров)».

Маршрут:

  • трамвай №2;
  • автобус №2е;
  • троллейбус №31;
  • маршрутное такси № 15.

От южной автобусной станции до той же остановки:

до остановки «Городской сад»:

«маршрутка» №44.

до ост. «Мира (ул. Октябрьская)»:

  • автобус №1, 3, 26, 95;
  • троллейбус № 9,10;
  • маршрутное такси № 5,8.

У Екатерининского Собора (ул. Коммунаров) останавливается:

Транспорт трамвай троллейбус автобус маршрутка
№№ 2, 4 6, 8,12,31 2Е, 10 9,15,20, 37, 44, 45,58

Территория собора[править | править код]

Территория собора занимает практически всю Софийскую площадь, за некоторым исключением в северо-восточном углу, занятом газораспределительным пунктом.

Памятник Александру Невскому на прилегающей к храму территории

Памятник Александру Невскомуправить | править код

12 сентября 1990 года был освящён установленный к северу от собора памятник святому Александру Невскому работы скульптора В. Г. Козенюка. Памятник установлен к 750-летию Невской битвы 1240 года, по инициативе и при участии Колпинского художественно-проектного кооператива «Зодчий».

Памятник представляет собой часть проекта конной статуи, представленного скульптором на конкурс памятника великому князю в 1990 году и получившего вторую премию. Это бронзовый бюст на гранитном постаменте, над которым воздвигнута металлическая арка-сень. На кольце в арке литыми знаками написано «1240—1990»; на бюсте — «Александр Невский». Высота бюста — 0,8 м, высота постамента — 3,8 м.

Памятник лейб-гвардии Гусарскому его величества полкуправить | править код

В 2003 году с юга был установлен и 10 июня освящён памятный знак месторасположения лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Установлен в соответствии с программой Министерства обороны РФ «Санкт-Петербург — военно-научный и военно-промышленный центр страны» при поддержке администрации Санкт-Петербурга.

Проект памятного знака был разработан архитекторами архитектурной мастерской «ДАРСИ» совместно с военными архитекторами кафедры Военной архитектуры Военного инженерно-технического университета ВИТУ (Руководитель проекта, консультант командующего войсками Ленинградского военного округа В. Н. Филиппов. Архитекторы: доктора архитектуры М. А. Бунин и В. И. Мухин, кандидат архитектуры Е. Е. Лаврушин, архитекторы В. В. Смолин и В. Н. Головкин). Изготовлен «Балтийской строительной компанией» БСК.

Памятник князю Олегу Константиновичуправить | править код

29 сентября 2015 года был торжественно открыт и освящён памятник погибшему в 1914 году князю императорской крови Олегу Константиновичу, служившему в рядах лейб-гвардии Гусарского его величества полка. Установка памятника состоялась по инициативе Фонда Людвига Нобеля. Памятник был изготовлен под руководством члена Московского Союза художников Ярослава Бородин по модели, созданной в 1915 году скульптором, академиком В. В. Лишевым.

Церковный дом, церковно-приходская школаправить | править код

С по 2002 год длились судебные разбирательства, связанные с освобождением гаражно-строительным кооперативом территории собора. Для владельцев гаражей были устроены новые на другом месте.

В ноябре 2001 года на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга началось проектирование двухэтажного нежилого здания площадью около 1000 квадратных метров и его строительство на освободившейся территории, проведённое в 2003 году «Балтийской строительной компанией». Здание использовалось для церковных служб и православной гимназии. В настоящее время в доме проводятся занятия церковно-приходской школы святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В начале 2011 года Управление Росреестра по Санкт-Петербургу отказало приходу в государственной регистрации права собственности на здание из-за отсутствия документов, подтверждающих строительство дома и его ввод в эксплуатацию. В 2012 году арбитражный суд удовлетворил иск о передаче здания церковно-причтового дома в собственность прихода.

В марте 2017 года на фронтоне здания был устроен керамический барельеф с изображением святых Кирилла и Мефодия.

Могила протоиерея Алексия Махонинаправить | править код

В 1999 году к востоку от собора был погребён протоиерей Алексий Махонин (—), служивший в храме с 1996 года. Над могилой устроена гранитная плита. Территория огорожена невысокой оградой. Еженедельно, по субботам, на могиле служится лития.

Малый церковный домправить | править код

К юго-востоку от площади находится дом с приёмной настоятеля собора (адрес: улица Огородная, дом 1). Здание было построено в середине XX века и принадлежало картонажной фабрике. Оно было передано собору в 1991 году, претерпело капитальный ремонт. Открыто в январе 1995 года. Первоначально (до 1998 года) в цокольной части проходили занятия воскресной школы. В настоящий момент приёмная представляет собой одноэтажное здание с мансардой и подвальными помещениями.

Софийский павильонправить | править код

К западу от малого церковного дома (по Артиллерийской улице) в 2014 году было выстроено здание павильона. В главном зале здания проводятся благотворительные акции, концерты, лекции. Главный вход в павильон оформлен портиком с изображением большого герба Царского Села.

Архитектура, убранство и устройство собора

?ервоначально в храме был один престол — святой Екатерины;
в 1851-1852 годах были устроены правый придел во имя святого
Александра Невского (освящён 18 ноября 1851 года) и левый —
Константина и Елены (освящён 21 мая 1852 года).

Svetlana Takhtamysh @ Foursquare

Антиминсы главного алтаря и левого придела были освящены
епископом Гермогеном 30 июня 1848 года, антиминс правого придела
освящен 1 октября 1850 года митрополитом Никанором
(Клементьевским).

Собор одноэтажный, с подвалом. В подвале помещались: ризница,
свечная кладовая, дрова и склеп для временного помещения умерших. В
подвале же были погребены строитель храма, управляющий Царским
Селом генерал от артиллерии Я. В. Захаржевский, и
священномученник Иоанн Царскосельский.

Алтарь полукруглый. Длина собора — 38 метров, ширина —
30 метров. Собор был каменным, цоколь из путиловского камня; с трех
сторон — три крыльца из путиловской же плиты. Стены собора
снаружи были отштукатурены и выбелены. На всех сторонах — арки
с барельефами святых и лепными изображениями ангелов. Кровля была
окрашена медянкою, четырехскатная. Из фонарей четыре заделаны в
своем основании от сырости и для сохранения тепла; средний
фонарь — открытый. Пять глав собора были поставлены прямо на
шее фонарей. Кресты железные, вызолоченные через огонь,
восьмиконечные, укрепленные в железных яблоках. Окна помещены на
10,5 метров от пола; в алтарях по два окна, а в церкви — по
три на каждой стороне и одно — на хорах; в фонарях — по
четыре окна; в подвале — малые окна с железными решетками.
Кроме трех дверей в церковь были входы в алтарь и в подвал.

Над притвором были устроены хоры; притвор отделяелся от храма
стеклянными дверьми. Столбы, державшие купол, обставлены образными
киотами. Пол храма — из серой плиты. Своды алтаря были
скреплены железными связями, которые в 1846 году разорвались и
сняты по требованию епархиального начальства и городского
архитектора.

Konstantin Lipin @ Foursquare

На престол главного алтаря был устроен в 1863 году серебряный
«киворион» с зеркальными стеклами. На верхней, серебряной, доске
изображен святой антиминс, а по сторонам его — два чеканных
серебряных образа. Жертвенник был подобным престолу. Иконостас
резной, золоченый, в 5 ярусов. На образах Царских дверей были
сребропозлащенные ризы. Солея возвышена на 5 ступеней. В западном
углу собора — надгробная плита, обозначающая место погребения
Я. В. Захаржевского; рядом — образ святого апостола
Иакова, пожертвованный Захаржевскому дворцовыми крестьянами.

В 1883 году собор внутри был выкрашен масляною краскою из
английских белил с кобальтом, образа были поновлены, оконные рамы
исправлены, и переделаны 7 железных печей собора. Все это было
сделано благодаря активности церковного старосты, почетного
гражданина Парамона Парфентьева.

Alexandre @ Foursquare

В 1894 году была произведена архитектором С. А. Данини
реставрация. Возобновлена позолота куполов, сильно пострадавшая от
пожара 1862 года, уничтожившего старый деревянный Гостиный двор;
внутри собор был выкрашен и расписан темными цветами.

Из колоколов был самый большой «воскресный» (треснувший и
перелитый в 1875 году) в 4,7 тонны. На нем находился образ святой
Екатерины и надпись: «Вечер и заутра и полудне возвещу и услышат
глас мой»; на нижнем круговом поясе было написано: «Колокол сей
перелит в 1870 году для Царскосельского Екатерининского собора, с
добавлением в 161 пуду 20 ф. нового металла весом 124 п. 2 ср.
усердием прихожанина Парамона Парфентьева, при настоятеле,
протоиерее Андрее Ветвеницком и при церковном старосте Александре
Кривцове».

В храме находились иконы, написанные знаменитыми художниками,
пожертвованные в собор Николаем I, из при устройстве двух приделов.
Из них профессору Ф. А. Бруни принадлежали иконы святой
великомученицы Екатерины, царицы Александры и Тайной Вечери
(прибыли из Рима в
августе 1841 года); А. Е. Егорову — запрестольный
образ Воскресения Христова и Архангелов Гавриила и Михаила на
боковых дверях; К. П. Брюллову — евангелисты в
куполе, местные образа, образ Аарона и трех святителей.
Примечательны также были копии картин: «Распятие» Ван Дейка и
«Слава Богородицы» Поля Веронезе (поступили в 1850 году из

Гатчинской дворцовой церкви).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector