История строительства петро-павловского собора и интересные факты

Как добраться

Петропавловский собор расположен на территории одноимённой крепости, лежащей на Заячьем острове в историческом центре Северной столицы.

Ближайшей к нему станцией метро является «Горьковская», которая находится в 15 минутах ходьбы от Петропавловской крепости. В пользу этого маршрута говорит то, что он пролегает через Александровский парк.

Маршрут от станции «Спортивная» проходит по набережной Макарова, через Биржевой мост, от которого поворачивают направо в сторону крепости.

От станции «Адмиралтейская» идут в сторону Дворцовой площади и Дворцовой набережной. Затем пересекают одноимённый мост, проходят мимо стрелки Васильевского острова к Биржевому мосту.

Совет: туристам, впервые приехавшим в Северную Пальмиру, следует воспользоваться последним маршрутом, во время которого можно увидеть основные городские достопримечательности.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге — удивительное место, где тесно переплетается духовная и мирская жизнь. Побывать в нём следует верующим православным людям и туристам, интересующимся историей России и рода Романовых.

Петропавловский собор Санкт-Петербурга

История Петропавловского собора

Строительство первой деревянной церкви началось в 1703 году в день святых апостолов Петра и Павла, а уже 1-го апреля следующего года состоялось её освящение.

В 1712 году начали строить каменный Петропавловский собор под руководством итальянского архитектора Доменико Трезини. Строительство нового храма велось так, что старый деревянный храм оказался внутри нового. Через 8 лет были завершены наружные работы. Созданием иконостаса занимались архитектор Зарудный и художники Т.Иванов и И.Телега, на что у них ушло 4 года. В Голландии были куплены куранты для колокольни. А полностью собор был достроен уже после смерти Петра в 1733 году.

28 июня 1733 года храм был торжественно освящен накануне праздника св. апостолов Петра и Павла.

В 1756 году храм сильно пострадал от пожара, который произошёл в результате попадания молнии. Сгорел шпиль, который бы деревянным, сильно пострадали куранты. В 1757-1758 годах шла реконструкция храма, шпиль был заменён на металлический, который выполнил архитектор Д. Журавский. Куранты были восстановлены только спустя 20 лет.

До освящения нынешнего Исаакиевского собора в 1858 году, Петропавловский являлся кафедральным.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт для богослужений, а в 1924 году в нем организовали музей. Большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков, которые хранились в церкви, было отдано в другие музеи города.

Куртины, равелины, кронверк, бастионы Петропавловской крепости

Крепость повторяла форму острова. По ее углам располагаются пятиугольные укрепления — бастионы. Сначала они были дерево-земляными, а затем возводятся каменные сооружения. Высота стен доходила до 12 метров, а ширина — 20 метров (5–6 метров кирпичной стены снаружи и изнутри, между ними — толчёный кирпич). На каждом бастионе было установлено по 50–60 орудий.

2720

146794

Бартизан (сторожевая башня) Трубецкого бастиона

Свои названия бастионы получили по именам помощников Петра Первого, каждый из которых следил и помогал в строительстве своего бастиона. Это Меньшиков бастион, Головкин бастион, Зотов бастион, Трубецкой бастион, Нарышкин бастион и Государев. В заложении Государева бастиона участвовал Пётр I, а курировали строительство князь Меншиков и царевич Алексей.

146824

Головкин бастион

2690

Въезд на Зотов бастион

146795

Нарышкин бастион (с 1728 по 1731 г. назывался бастион императрицы Екатерины Алексеевны)

Между бастионами построены стены (куртины). Петровская, Невская, Васильевская, Никольская и Кронверкская куртины имеют ворота с одноименными именами.

146822

Никольские ворота

Главный въезд был через торжественные Петровские ворота, Екатерининская куртина — глухая.

34252

Петровские ворота

В стенах располагались казематы, где хранилось оружие, располагались солдаты. Для вылазки за пределы крепостных стен были устроены подземные ходы (сортии) и в стенах — тайные ходы (паттерны).

С Нарышкиного бастиона в 12 часов стреляет пушка. Её выстрел — один из символов Петербурга.

116599

Нарышкин бастион

Для защиты с моря с двух сторон построены дополнительные укрепления в форме треугольников — равелины : Иоанновский равелин (в честь старшего брата Петра I) и Алексеевский равелин (в честь отца Петра Первого).

398

Алексеевский равелин

Для защиты с суши строится земляной вал в форме короны — кронверк (крон — корона, верк — крепость). На эшафоте кронверка были казнены руководители декабристов — П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин. Здесь установлен барельеф с их профилями. На другой стороне обелиска высечены строки стихов А. С. Пушкина:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

146708

Памятник на месте казни декабристов

146710

Композиция из сломанной шпаги и офицерских эполет с цепью поверх них напротив памятника на месте казни декабристов

Два моста — Иоанновский и Кронверкский — соединяют Заячий остров с Петроградским.

116629

Фонари на Иоанновском мосту

395

Кронверкский мост

Позже построены Монетный двор, где чеканили монеты и Ботный домик, где раньше хранился ботик (лодка) Петра Первого.

116595

Монетный двор

146817

Ботный дом

Достопримечательности легендарного собора

Если еще несколько лет тому назад собор был самым высоким сооружением Северной Пальмиры (при своих 122,5 м «роста»), то сейчас уступает первенство местным великану-небоскребу и жилому комплексу-богатырю.

В свое время Петропавловский собор мог похвастаться уникальной коллекцией трофейных знамен и ключей от захваченных городов и крепостей, которая на протяжении двух веков хранилась в его стенах. Сегодня в соборе представлены лишь копии, а сами реликвии переданы в Эрмитаж.

Особенностью местной колокольни являются 103 колокола, 31 из которых сохранился еще с 1757 года.

Усыпальница царственных особ: слухам не до сна

Об усыпальнице рода Романовых в Петропавловском соборе слухи, догадки и домыслы гуляют давно. Говорят о якобы пустых могилах, а одно из преданий гласит, что Николай ІІ вообще как-то обронил, дабы его могилу не думали искать.

Первой в соборе была погребена малолетняя дочь Петра и Екатерины. В 1785 году туда внесли гроб Петра І, что определило весь последующий порядок захоронения царствующих особ. В соборе нашли свое упокоение все русские императоры.

Относительно праха Николая ІІ и его семьи, то споры не утихают до сих пор. И если Государственная комиссия вынесла заключение о неоспоримой принадлежности останков императорской семье, то Русская православная церковь не смирилась с подобным заключением.

В каждом посещаемом ими городе туристы неизменно находят любимый памятник-«талисман», исполняющий желания. В Питере таковым считается надгробие Павла І, которое овеяно чем-то сверхъестественным и даже экзотическим. По слухам, могила дарит настоящие чудеса уверовавшим в них. Жаждешь избавиться от надоевшей болезни иль от боли зубной? Прикоснись щекой к саркофагу и все как рукой снимет. Нерадивым студентам подобное прикосновение приносит удачу на экзаменах, а тем, кто посолиднее, – разрешение судебных споров, служебный рост и везение в бизнесе. Этот же ритуал обещает налаживание личных дел и устранение семейных неурядиц.

Происшествия с фигуркой ангела

Первый ангел, который был изготовлен в виде флюгера, сгорел во время сильнейшей грозы в середине XVIII века. После этого происшествия шпиль Петропавловской крепости, фото которого производит неизгладимое впечатление на туристов, оборудовали молниеотводом, смонтированным гениальным физиком Леонардом Эйлером. Поступало множество вариантов новой скульптуры от известных архитекторов, однако Екатерина II отвергала их, ссылаясь на то, что «они не так красивы». Было решено воссоздать ту же самую фигуру, которую установили изначально: ангела, держащего двумя руками крест.

Так случилось, что природная стихия опять оказалась сильней: из-за ветра небесное существо лишилось крыльев. Знаменитый зодчий Ринальди разработал интересный проект, изменив немного силуэт, и новая фигурка парила в воздухе более 40 лет.

Когда на Санкт-Петербург обрушился очередной ураган, ангел вновь пострадал. Для того чтобы его починить, необходимо было возвести леса вокруг колокольни. Денег на это не хватало, да и никто не отваживался предложить свои услуги. Шло время, и лишь один смельчак, молодой крестьянин, занимавшийся кровельными работами, решил попробовать свои силы. Он взбирался на шпиль Петропавловской крепости по веревочной лестнице и в течение полутора месяцев чинил ангела на огромной высоте. За такой подвиг, который никто не смог повторить, юношу щедро наградили деньгами и выдали ему медаль «За усердие».

Архитектурные особенности

Собор не похож на типичные для допетровской России православные храмы. Здание размерами 61 м на 27,5 м вытянуто с запада на восток. Его купол венчает узкий шпиль высотой 122,5 м. На протяжении трехсот лет главный храм крепости был самым высокой постройкой в городе и подчеркивал роль царей в управлении великой страной.

Вид на Петропавловский собор с Соборной площади Петропавловской крепости

Фасад собора оформлен в строгом европейском стиле. На нем нет избытка золота и ярких красок, типичных для старых русских церквей. Декор очень скромен. Храм украшают лишь плоские колонны-пилястры и головы херувимов на окнах. Несмотря на строгость, церковь выглядит легкой и устремленной вверх.

В восточной части здания можно увидеть фреску художника Титова, на которой изображены апостолы Петр и Павел, стоящие перед Иисусом Христом. На западе, со стороны колокольни, фасад в два яруса оформлен пилястрами. Третий ярус завершает выразительная восьмискатная крыша, а над ней стоит восьмигранный барабан.

На самом верху красуется золотая корона, и на высоту 40 м поднимается узкий шпиль. Здание колокольни – заметный ориентир в городе, его видно из разных районов Санкт-Петербурга.

Храм святых апостолов Петра и Павла в усадьбе «Знаменка»

Петергоф, Санкт-Петербургское ш., д. 115, корп. 10, лит. А

Храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке считается одним из старейших действующих храмов Петергофа. Устроителями храма были владельцы мызы Васильевская (будущей усадьбы «Знаменка») – князья Ржевские. В сентябре 1718 года князь Иоанн Иоаннович Ржевский подал государю Петру I челобитную об освящении построенной уже деревянной церкви:«В Питербурхе, при море, в новопостроенной моей мызе Васильевской построил я церковь во имя великих апостолов Петра и Павла, и она, моя церковь, к освящению готова».
В 1761 году граф Алексей Григорьевич Разумовский обратился к императрице Елизавете с просьбой разрешить постройку новой каменной церкви рядом с прежней деревянной.  Храм освятил митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) уже в 1771 году в присутствии императрицы Екатерины II и брата зачинателя каменной перестройки храма – Кирилла Григорьевича Разумовского.
Со времен императрицы Елизаветы церковь была семейным храмом царской семьи. Именно здесь долгое время хранилась икона «Знамение», которой Петр I благословил свою дочь.
В 1877 году храм частично перестроен архитектором Гаральдом Юлиусом Боссе.
В 1930 году церковь Петра и Павла была закрыта и долгие годы использовалась в качестве продуктового склада Плодоовощного института. Только в 1993 году полуразрушенный храм вернули верующим.

С 2001 года храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке – действующий.

Литература

  • Боголюбов А. Н. Математики. Механики. Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1983. — 639 с.
  • Краеведческие записки. — СПб., 1994. — Вып. 2 : Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. — 365, с.
  • Логунова М. О., Скоробогая О. В. Час иконостаса // Русский меценат. СПб. Апрель 2013. С. 22-26. — 0,3 п.л.
  • Логунова М. О. Тема ключей в иконостасе Петропавловского собора / М. О. Логунова // Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга: исследования и материалы. Вып. 22 / Гос. музей истории С.-Петербурга. — СПб., 2012. — С. 157—167. — 0,5 п.л.
  • Логунова М. О. Печальные ритуалы императорской России / М. О. Логунова // Печальные ритуалы императорской России. М.-СПб. : Центрполиграф, 2011. 6 п.л.
  • Логунова М. О. Петропавловская крепость / М. О. Логунова // Петропавловская крепость. СПб.: Альфа-колор, 2003. 2 п.л.
  • Санкт-Петербург: памятники истории и культуры / Сост. И. М. Титов. — СПб., 2003. — С. 8—9.
  • DeAgostini Православные храмы. Путешествие по святым местам — Выпуск № 11, 2012 — Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Санкт-Петербург
  • Gerasimova J. The Iconostasis of Peter the Great in the Peter and Paul Cathedral in St. Petersburg (1722—1729).— Amsterdam, 2004

Возникновение Петропавловского собора

В мае 1703 года Петр Великий для защиты земель, отвоеванных у шведов в Северной войне, заложил на Заячьем острове крепость – первую обжитую территорию Санкт-Петербурга. Опасаясь нападения врагов, крепость строили поспешно: царь лично руководил работами.

В Петропавловской крепости, ставшей символом утверждения России на берегах Балтики, размещался Сенат, казначейство, казармы, склады и аптека. Главное сооружение в крепости – церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, заложенная по велению Петра.

Строительство деревянной церкви началось 29 июня 1703 года в день памяти апостолов. 1 апреля 1704 года церковь освятили и провели праздничную службу. 30 мая 1712 года заложили каменный Петропавловский собор, для строительства которого царь пригласил итальянского архитектора Доменико Трезини. Деревянный храм оставили внутри новой постройки.

Трезини, согласившийся поработать на берегах Невы только год, начав работу, проникся дерзким замыслом императора и построил необычный для русского зодчества собор. Строительство продолжалось 20 лет (1712- 1732).

Крепость и собор возводили русские солдаты, пленные шведы и согнанные со всех концов России крестьяне. Они ни на минуту не прекращали работу, тысячами умирая от эпидемий, голода и холода. Силуэт возведенного собора получился похожим на готовый к отплытию корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

Выставки и экспозиции Петропавловской крепости

В настоящее время Петропавловская крепость — символ Питера, одна из главных достопримечательностей с богатой историей и интересными экспозициями. Она обязательна к посещению, как гостями, так и жителями города.

Музей науки и техники

Музей расположен в помещениях Нарышкиного бастиона. Знакомит посетителей с богатой коллекцией приборов и технических устройств из различных областей науки. С их помощью можно понять особенности отдельных физических явлений.

Обратите внимание! Вся экспозиция, насчитывающая около 600 экспонатов, разделена на 3 секции — «электромагнетизм», «механика» и «оптика». В музее немало информации о выдающихся ученых Санкт-Петербурга, которые внесли вклад в развитие промышленности города и научно-технического прогресса

В музее немало информации о выдающихся ученых Санкт-Петербурга, которые внесли вклад в развитие промышленности города и научно-технического прогресса.

Что посмотреть в Музее науки и техники:

  • коллекции часовых механизмов;
  • пишущие, счетные и швейные машины самых известных марок;
  • измерительные приборы — от вольтметров и фазометров до радиоприемников;
  • выпущенные в Ленинграде телевизоры;
  • бинокли, микроскопы, кинокамеры, кинопроекторы, подзорные трубы.

Посещение музея будет интересно независимо от увлечений и возраста. Вход платный, но учащиеся и пенсионеры могут приобрести билеты по льготной цене.

Экспозиция об истории тюрьмы Трубецкого бастиона

Тюрьма Трубецкого бастиона предназначалась для политических заключенных. Отличалась строгим режимом: арестантов содержали в одиночных камерах в полной изоляции от других людей, для охраны была создана единственная в стране Наблюдательная команда.

Однако в начале XX века заключенных стало слишком много и в одиночные камеры сажали лишь особо «отличившихся». В 1918 году тюрьму Петропавловской крепости закрыли.

Экспозиция рассказывает ее историю, о судьбах известных арестантов. В первозданном виде сохранились стены, коридоры и камеры тюрьмы, различные документы. С помощью макетов удалось воссоздать процедуру обыска заключенных, ввода в камеру и некоторые другие эпизоды их жизни.

Музей космонавтики и ракетной техники

Музей находится в Иоанновском равелине. Повествует об истории развития космонавтики и ракетостроения в стране, вкладе, который внесли в это ленинградские ученые.

Здесь представлены макеты первых искусственных спутников Земли, космического корабля «Восток», международной космической станции (МКС). Особый интерес вызывают спускаемые аппараты спутника «Комета» и космического корабля «Союз-16». В качестве макетов в масштабе 1:1 представлены зоны гигиены и приема пищи в российском модуле МКС.

Посещение музея платное, проводятся групповые экскурсии.

Экспозиции Петропавловского собора

В интерьерах Петропавловского собора можно ознакомиться с Царскими комнатами и колокольней.

В Царских комнатах представлено около 30 экспонатов, размещенных в двух помещениях. Это портреты российских императоров и императриц, реликвии собора, предметы для церемоний захоронения членов семьи Романовых. Уникальные, сохранившиеся в подлинном виде экспонаты — погребальные венки XIX века и створка от катафалка Александра I.

Экспозиция колокольни рассказывает историю ее строительства и реставраций. Там можно увидеть тематические макеты, чертежи сооружения, коллекцию колоколов. Экскурсоводы увлекательно рассказывают о традициях церковных звонов. Приятный бонус к посещению колокольни — роскошная панорама города с высоты 43 метра.

Перед посещением Петропавловской крепости важно уточнить графики работы экспозиций. Их периодически закрывают по техническим причинам или из-за ремонтных работ

История

Идея построить город на берегах Невы появилась у  императора Петра I не сразу, вначале речь шла лишь о военных укреплениях на Заячьем острове, призванных защитить границы государства от шведов. Так в 1703 году была заложена Петропавловская крепость — первая серьезная постройка на этой территории. Дата ее основания — 27 мая, с тех пор отмечается как День города в Санкт-Петербурге. Ведь именно отсюда и берет свои истоки Северная столица.

На гравюре 18 века изображено строительство Санкт-Петербурга

План масштабного сооружения с 6-тью бастионами, соединенными между собой земляными валами, был разработан самим Петром вместе с инженером Жозефом Ламбером де Гереном. В проектировании многих зданий также принимал активное участие архитектор Доменико Трезини. С той эпохи и до наших дней сохранились характерные очертания постройки с укреплениями-«коронами» — так называемыми кронверками. Первоначально они были преимущественно земляными, а с 1730-х годов стали обкладываться камнем.

План крепости был разработан при участии императора Петра 1 (картина 18 века)

Практически сразу после начала строительства на Петроградскую сторону с острова был проложен наплавной Иоанновский мост (сейчас на его месте стоит каменный). Активно шло возведение башен, а в 1732 году Петропавловская крепость обзавелась и собственным собором. Впоследствии он стал последним приютом для нескольких российских правителей — в нем находятся могилы царей от Петра I до Александра III.

Иоанновский мост, соединяющий Петроградскую сторону и Заячий остров, изначально был наплавным

Несмотря на свое военное предназначение, крепость на самом деле никогда не воевала — с самого начала она стала выполнять функции тюрьмы. Первым знаменитым узником стал царевич Алексей — один из сыновей Петра I, заключенный в темницу за связи с австрийскими властями и попытку с их помощью добиться престола. Позже, во времена Екатерины II, среди заключенных была княжна Тараканова, также претендовавшая на престол и выдающая себя за дочь царицы Елизаветы Петровны. Наконец, в 19-м веке здесь же отбывали заключение известные декабристы и первые революционеры — специально для них была построена тюрьма Трубецкого бастиона.

С самого начала крепость начала выполнять роль тюрьмы. На рисунке декабриста Василия Ивашева изображена его камера в Трубецком бастионе Петропавлоской крепости

В 1917 году военные части на Заячьем острове поддержали революционеров, и в крепости-тюрьме оказалось Временное правительство. Последними же знаменитыми узниками стали внуки Николая I: Дмитрий, Павел и Николай, а также сын предыдущего императора Павел. Все они были расстреляны вблизи Головкина бастиона, и в этом месте при археологических раскопках обнаружили многочисленные останки жертв революции.

В духе нового времени

Строительство Петропавловской колокольни продолжалось 8 лет. Всё это время богослужения проводились в деревянной церкви. Неповторимость сооружения проявлялась не только в огромной высоте, но и в особом символизме, утверждающем царское могущество на Балтике, а, так же, в его форме с чертами, присущими европейским светским зданиям.

Выполненная в 3 яруса, она, как бы устремляется ввысь, врезаясь в небеса высоченным двадцати пяти метровым шпилем, сверкающим позолотой. А на вершине огромная фигура Ангела Хранителя высотой более 3-х метров, размахнула огромные, в 3, 8 метра шириной, крылья.

Путешествуя по Европе, царь был потрясён часами с курантами, увиденными им на стенах голландского костёла. Новаторский дух не позволил ему остаться безучастным. Не торгуясь, он заказал 3 экземпляра подобных механизмов. В 1720 году в уже Петербурге куранты стали отбивать время. Удивительные часы с боем были доставлены Россию и водружены на колокольню, на которой ещё предстояло позолотить каркас шпиля 25 метровой высоты. Часы были очень важны для Петра. Он предавал им символическое значение, вывода страны из унизительного запустения к европейскому уровню.

История строительства

Достоверно известна точная дата начала строительства крепости – 16 мая 1703 года. Она предназначалась для обороны отвоеванных у шведов исконно русских приневских и прибалтийских территорий. Место для сооружения царь Петр I выбирал лично и очень тщательно рассматривал все варианты, отдавая приоритет военно-стратегическому расположению. Выбор пал на Заячий остров, как его называли жившие здесь когда-то племена финнов. Находясь в устье Невы, он окружен с трех сторон водой, с него просматривались все рукава реки.

Вместе с талантливым военным инженером Ж. Ламбертом царем был составлен план. Руководил строительством архитектор Д.Трезини. На работу согнали множество народа: крестьян, каторжных, ремесленников, солдат. Условия труда были нечеловечески тяжелыми. Люди жили в сырых землянках, скудно питались, болели и умирали тысячами. Несмотря на это, крепость возвели рекордно быстро: в октябре она была готова. Ее внешний вид напоминал вытянутый шестигранник, который повторял контуры острова и занимал его целиком.

Сооружение состояло из шести бастионов, расположенных по углам, соединенных между собой стенами. Первоначально оно было деревянно-земляным, но уже с 1704 г. стены начали заменять кирпичными. Оборонительные укрепления были оснащены 150 орудиями для ведения перекрестного огня. За строительство отвечал сам царь и пять его сподвижников, что отразилось на названиях бастионов: Государев, Меньшиков, Нарышкин, Трубецкой, Головкин, Зотов.

Бастионы соединялись очень широкими стенами – куртинами (ширина 20 м, высота 12 м). Они состояли из двух стенок, между которыми было пустое пространство, частично засыпанное камнями, песком, землей, а частично использовавшееся как склады для хранения боеприпасов, оружия.

XVIII век

1708 г. – чтобы обезопасить крепость со стороны материка, возвели кронверк (земляное сооружение, окруженное рвом).

1712 г. – вместо деревянной церкви, построенной в 1704 г. начали возведение храма в камне.

1718 г. – построили комендантский дом с каретником (конюшней).

1723 г. – привезли первое парусно-гребное судно (бот).

1733 г. – для прикрытия бастионов и куртин построены Иоановский и Алексеевский равелин, имеющие вид мощных оград треугольной формы с казематами.

1766 г. – по указу Екатерины II для бота возвели специальный павильон, названный «Ботный дом» и облицевали гранитом 700 м кирпичной стены с южной стороны.

Советский период

Органы Советской власти признавали историческую и художественную ценность Петропавловской крепости и сделали все возможное для сохранения ее цельности. В 1919 г. была создана специальная комиссия, которая выдала охранную грамоту на объект. При катастрофической нехватке дров, собор отапливали, чтобы он не разрушился от сырости. С 1920 г. начались первые экскурсии, проведение которых с 1922 г. поставили на регулярную основу.

В 1923 г. Трубецкой бастион передали в ведение Музея Революции. Находящаяся в нем тюрьма была связана с именами многих знаменитых революционеров и пролетарских писателей. Двумя годами позже провели громадную работу по благоустройству острова: поставили ограждения и решетки, проложили дорожки, разбили цветники, высадили деревья и кусты, отремонтировали здания.

Большого труда стоило сохранить музейный городок в годы блокады

Золоченый шпиль собора закрыли, чтобы он не привлекал внимание авиации, поврежденную при артобстреле крышу и окна регулярно ремонтировали. В 30-х годах XX века в крепости работала Газодинамическая лаборатория

Церковь Петра и Павла в Дибунах

пос. Песочный, Ключевая ул., д. 1

Церковь была заложена губернским секретарем П. И. Никольским в 1914 году. Построена под руководством архитектора Андрея Петровича Аплаксина в неорусском стиле. 

В 1932 году церковь, как и многие другие, закрыли. Сначала в ней разместился склад «Ленфильма», на котором хранились узкие кинопленки, потом находился участок по производству красок объединения «Пигмент». В 1980-е годы здание стало использоваться для резки газопроводных труб. За это время церковь утратила колокольню и купол. 

Храм вернули православной церкви только в 1990-е годы. Пока он находится на реставрации, поэтому постоянные богослужения не возобновлены. Сейчас проводится крестный ход от храма Серафима Саровского в пос. Песочный, а также, ежегодно в день святых апостолов Петра и Павла, – божественная литургия.

Как добраться

Ближайшая станция метро — ст. «Горьковская», от станции нужно идти пешком через Александровский парк. Среднее время в пути — около 5-7 минут. Также можно добраться на такси или на личном транспорте. Многие туристы и горожане предпочитают добираться до собора в ходе пеших прогулок, так как вокруг острова есть много достопримечательностей. Петропавловская крепость находится в самом центре Петербурга и можно всегда построить большое множество маршрутов, в ходе которых охватываются и другие исторические и культурные места как города, так и Петропавловской крепости.

Ангел с крестом на шпиле Петропавловского собора

Сама крепость привлекает своими постройками, фортификационными сооружениями, что является и по сей день одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Да и сейчас свою службу несет Петропавловская крепость – расписание предусматривает обязательный полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона Петропавловки. Помимо этого, на Заячьем острове, где и находятся крепость и собор, есть городской пляж, привлекающий в летнее время любителей купаться, а у стен крепости для любителей гастрономии есть один из ярких ресторанов города — ресторан «Корюшка».

Петропавловский собор является одним из главных украшений Санкт-Петербурга и одной из важнейших его достопримечательностей. Самое высокое здание города с памятной и запоминающейся фигурой ангела на шпиле является наиболее ярким объектом и многократно отражено и в литературе, и в кино, и в фотографии, и в живописи. Горожане, равно, как и посещающие Петербург туристы называют этот собор одним из важнейших объектов города и местом, где обязательно надо побывать.

*Цены указаны по состоянию на август 2018 года.

Петропавловский собор и современность

В советское время в Петропавловском соборе никого не хоронили. Новая могила появилась в июле 1998 года в приделе святой Екатерины справа от входа в собор. Там торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II и близких семье людей, расстрелянных в 1918 году в Екатеринбурге. У Православной церкви, несмотря на проводимые экспертизы, сомнение в подлинности останков, поэтому захоронили не в соборе, а в боковом приделе.

В 2006 году исполнили последнюю волю матери Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, умершей в 1928 году в Дании. При жизни Мария Федоровна просила перенести по возможности ее прах и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено. Могилу легко узнать по новому мрамору и золотым украшениям.

Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить некоронованных членов императорской семьи. Выстроенная рядом с собором по желанию последнего русского царя, усыпальница и собор воспринимаются зрительно как единое целое. Внутри здание украшено мрамором и золоченой бронзой, был здесь и алтарь с иконостасом и образом Воскресения Христова.

В советское время усыпальница пострадала от наводнения, надгробия разбили, а бронзовые украшения переплавили. Позднее там устроили книгохранилище и склад бумажной фабрики. В 1992 году захоронения в усыпальнице возобновились и начались реставрационные работы. Современными петербургскими мастерами воссоздан витраж усыпальницы «Воскресение Христово».

Здесь погребли внука Александра II Владимира Кирилловича. Туда же перенесли прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в эмиграции. В 2010 году рядом с Владимиром Кирилловичем нашла последнее успокоение его вдова Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде.

Царский некрополь притягивает туристов как из России, та и из-за рубежа. С 1990 года в храме регулярно проходят панихиды, посвященные памяти русских императоров. С 2000 года здесь проводятся ежедневные и праздничные церковные службы.

Что посмотреть

В наше время Петропавловская крепость представляет собой огромный комплекс исторических памятников и музеев. На ее территорию можно пройти бесплатно — полюбоваться выставленными у стен пушками, фасадами старинных зданий, величественным собором. Вход в храм также свободный, но только как в действующую церковь. Для того чтобы увидеть могилы российских царей, многочисленные выставки и экспозиции, нужно купить билет.

Вид на Петропавловскую крепость с высоты птичьего полёта

Как правило, экскурсия начинается с Петровских ворот — общепринятого входа на территорию крепости. Они похожи на триумфальную арку, выполненную в стиле барокко, и украшены гербом России. Интересно, что свое название ворота получили вовсе не в честь императора. Они так названы из-за того, что в давние времена у входа стояла деревянная статуя апостола Петра.

Экскурсия в крепость начинается с Петровских ворот

Еще одни примечательные ворота — Невские. Они выходят непосредственно к реке, поэтому в дореволюционную эпоху заслужили народное название «Ворота смерти», ведь именно отсюда отправлялись узники казематов на каторгу или на казнь. О других трагичных страницах истории Санкт-Петербурга рассказывает таблица самых сильных наводнений в городе. Под аркой этих ворот можно узнать, до какого уровня поднималась вода во время катастрофических разливов Невы с 1752 по 1975 год.

Колокольня Петропавловского собора

Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

Колокольня Петропавловского собора

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.

В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

Верхние ярусы Колокольни

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.

Нижние ярусы Петропавловской колокольни

Над барабаном размещается золотая корона с утонченной золотой башней, от которой начинается сорокаметровый шпиль. А вот уже на нем находится более чем шестиметровое сооружение креста с ангелом, или ангела с крестом — как кто воспринимает эту 250-килограммовую композицию. Колокольня оснащена 103-мя колоколами. Из первоначальных сохранился тридцать один колокол.

Ангел с крестом на колокольне

По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх. Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!

На первом ярусе (высота — 16 метров) интересно ознакомиться с музейной экспозицией по истории колокольни и собора. На втором ярусе (высота 24 метра) – увидеть уникальный музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом – карильон. Музыкальный диапазон этого старинного инструмента – 4 октавы. Летом, находясь на территории Петропавловской крепости, можно попасть на концерт или фестиваль карильонной музыки, а это удивительнейшее событие. Третий ярус (высота 42 метра) оснащен смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривается весь город. Правда, туда лучше подниматься в первой половине дня.

Карильон Петропавловского собора

Колокольня Петропавловского собора – это и символ Петербурга, и его главный ориентир, и самая узнаваемая «визитная карточка» города. И не только города – ведь изображение собора присутствует на 50-рублевых купюрах, с которыми мы ежедневно соприкасаемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector