Храм пророка илии на новгородском подворье на ильинке в москве
Содержание:
- История создания Ильинской церкви
- Святыни
- Исцеление ханши Тайдулы
- Архитектура
- Как добраться на машине
- История
- Храм никогда не закрывался и стал прибежищем верующих во время гонений
- Храм никогда не закрывался и стал прибежищем верующих во время гонений
- Описание
- Историки по сей день решают, так ли это было…
- История
- Строительство храма мещанином Хлебниковым
- В храм можно добраться общественным транспортом, богослужения проводятся ежедневно
- Илья Пророк — уникальная фигура в христианстве: он не умер и родился заново
- Здание красиво покрашено снаружи, но особенно оно потрясает интерьером
- Братья Скрипины
- Современное состояние
История создания Ильинской церкви
До 1647 года на данной территории Земляного посада, недалеко от Волжских берегов, находилось два приходских храма, построенных из дерева – холодный Ильинский и теплый Покровский. Здания были уже достаточно ветхими, и два брата купеческих кровей – Скрипины — решили соорудить вместо них единый храм, который должен был увековечить память о самом первом городском храме – Ильинском, срубленном на территории сформированного при Ярославе Мудром Ярославского кремля.
Естественно, материализуется идея данной постройки братьями на свои средства, которых им было не занимать. Купеческая семья, занимающаяся торговлей, в том числе песцами, соболями и жемчугами, разбогатела, еще проживая в Великом Новгороде. Переехав в Ярославль, Скрипины становятся крупными поставщиками мехов и драгоценностей для царского и других богатейших дворов Москвы. Только скупка пушнины приносила им сумасшедшую прибыль. Однако богатство не мешало членам купеческого семейства быть религиозными и добропорядочными гражданами. Именно это и сподвигло их на сооружение самого высокого и прекрасного посадского храма.
Имена строителей и мастеровых, воздвигших эту великолепную церковь, историей не сохранились. Но они увековечены, как и другие безымянные рядовые созидатели Ярославля, среди наиболее важных скульптурных персонажей – в бронзовом образе Гражданина – на постаменте Памятника «1000 лет Ярославлю» в Парке «Стрелка».
Образ Гражданина — строителя Ярославля
Новая каменная холодная (т.е. неотапливаемая) Церковь Ильи Пророка строилась на земле самих Скрипиных в непосредственной близости к их купеческим палатам и хозяйственным строениям подворья. На проходившие рядом торговые улицы Пробойную (ныне Советскую) и Соколовскую вновь построенный храм выходил западным фасадом и северным. Многие члены купеческой династии Скрипиных были затем захоронены на территории северного храмового придела – в семейной усыпальнице.
Торговые ряды
Для строящейся церкви из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы. Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским.
В самый страшный ярославский пожар 1658 года храм сильно обгорел снаружи, но его внутренних помещений огонь не затронул. Внутри собор был расписан значительно позже его сооружения, при вдове одного из создателей в начале 80-х годов 17 века. Для росписи храма была организована бригада из 15 ярославских художников. А руководить работой этой организованной артели были приглашены знаменитые мастера из Костромы – Г.Никитин и С.Савин.
Внутреннее убранство и роспись Храма Ильи Пророка
Роспись внутренних храмовых стен была осуществлена в рекордные сроки – за 3 месяца. Стены фасадов тоже были расписаны растительным орнаментом, ныне утраченным. Зеленые черепичные покрытия храмовых глав ослепительно сверкали под солнцем. В 18 веке та черепица была заменена традиционным для ярославских храмов чешуйчатым покрытием.
Церковь Ильи Пророка в 19 веке
Случилось так, что братья Скрипины не оставили наследников, но они оставили завещание, по которому их торговая фирма, земли и дома, и, конечно же, Ильинский храм – перешли городу. Таким образом, Церковь Ильи Пророка к концу 17 века стала приходской.
Святыни
Кроме иконы «Нечаянная радость», в храме содержится довольно много святынь, к ним можно обратиться с молитвой:
- к иконе Божьей Матери Владимирской.
- К иконе Божьей Матери Феодоровской.
- К иконе Казанской Божьей Матери.
- К иконе Спаса Нерукотворного.
- К иконе и частичке мощей Сергия Радонежского.
- К иконе Серафима Саровского и частица его мощей.
- К иконе «Огненное восхождение пророка Илии».
- К ковчегу с мощами святых.
Совет! К каждой иконе обращаются с определенной молитвенной просьбой. Поделиться своей проблемой и уточнить, у какой иконы просить помощи в этом деле, можно у священнослужителя.
Исцеление ханши Тайдулы
В храме находится очень редкая икона – «Исцеление ханши Тайдулы митрополитом Алексием, всея Руси Чудотворцем». К ней притекают верующие и молятся об исцелении глазных болезней. Много бытует версий историков, легенд и преданий о поездке Алексия в Орду. Мать хана Джанибека царица Тайдула три года страдала слепотой и другими болезнями.
Он, слышав об Алексии, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия чтоб он помолился о даровании прозрения его матери. «Если, — писал хан,— по его молитвам исцелеет, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле». Такое послание хана поставило Святителя в затруднение. Он, естественно, сознавал свою немощь для такого необычайного дела, и вместе с тем, страшился угроз хана.
По усиленным просьбам Великого Князя Святитель решился отправиться в Орду. Собираясь в путь, прежде всего со всем клиром отслужил молебен в соборной церкви Успения Божией Матери. Когда он молился, свеча у гроба Святителя Петра сама собою засветилась в виду всех. Это явление служило ему предзнаменованием, что Господь устроит его путь во спасение. Слепив небольшую свечу из воска от свечи, чудесно засветившейся, Св. Алексий отправился в путь с полным упованием на милость Божию. Прежде чем он достиг места, в котором жил хан, Тайдула видела во сне Святителя Алексия в архиерейском облачении вместе с священниками.
Архитектура
Эна
Церковь возведена по классическим византийским образцам, в плане имеет крест. Внутри расположены столбы, соединенные арками. Столбы делят храм на нефы, над пересечениями которых располагаются купола. Здесь купола выстроены в форме луковок. Всего их пять — самый высокий в центре и четыре поменьше по бокам. Зеленый цвет луковок говорит о том, что храм посвящен Святой Троице. Галереи окружают храм с трех сторон, вход с западной стороны — центральный.
Колокольня, примыкающая к храму, выстроена в шатровом стиле, который был запрещен уже после строительства церкви. В плане она представляет собой восьмерик. На втором ярусе расположены специальные небольшие окошки для лучшего резонанса звона. Композиция храма асимметрична, поэтому стоит лишь взглянуть с другого ракурса и вы увидите другую архитектуру. Особенно стоит отметить легкий, ажурный, но вместе с тем, величественный, Ризоположенческий придел, построенный в форме восьмерика, поставленного на четырехугольное основание.
Посмотрим на церковь снаружи с помощью Google-панорам
Как добраться на машине
Из центра Москвы от Красной площади до собора поездка на автомобиле займет около 35 мин. Двигаться необходимо в восточном направлении, проезжать по улице Охотный ряд, затем по Театральному проезду свернуть направо и ехать по улицам Новая и Старая площадь, Китайгородскому проезду.
Маршрут далее ведет по живописным набережным — Москворецкой, Подгорской, Берниковской, Николоямской, Андроньевской.
Затем дорога переходит на набережные:
- Золоторожскую.
- Красноказарменную.
- Головинскую.
- Госпитальную.
- Семеновскую.
- Преображенскую.
Движение автомобиля продолжается по 2-ому Электрозаводскому переулку, дальше по Суворовской улице, Ковылинскому переулку и наконец улица Преображенский Вал выводит на Большую Черкизовскую, на которой и располагается собор.
История
Основание храма
История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, царевичу Золотой Орды Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в XIV веке в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка.
Ильинская церковь была расположена в живописном месте на берегу речки Сосенки. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки почти 9 км. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течёт в коллекторе вдоль восточного берега пруда.
Вместе с братом Сергеем Илья Озаков входил в число приближённых слуг святителя Алексия, митрополита Московского, правившего с 1354 по 1378 годы. Митрополиту Алексию пришлось по душе живописное место, и он купил в 1378 году у Ильи «сельцо Черкизово на своё серебрецо», как сказано в его духовной грамоте, то есть на келейные деньги, и по завещанию оставил московской митрополии, во владение Чудову митрополичьему монастырю в Кремле. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Тёмный (1425—1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Впоследствии он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.
Каменная церковь
В —1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Небольшой одноглавый храм выдержан в старорусском стиле.
Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.
Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Николая Лескова («Маленькая ошибка») и Фёдора Достоевского («Бесы»).
Советский период
В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.
Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня
30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Савва (Тутунов), ныне епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы управления делами Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.
Храм выступает учредителем сетевого издания «Информационно-просветительский портал „Приходы“» (prichod.ru). Главный редактор — Евгения Жуковская.
Храм никогда не закрывался и стал прибежищем верующих во время гонений
Триста лет церковь действует. Это отличает её от множества других христианских церквей, закрытых по инициативе власти большевиков.
Конечно, атеисты пытались надавить на приход и отнять здание. Но местные верующие действовали согласовано и встали на защиту храма Ильи Пророка.
Верующие не позволили советской власти закрыть храм.
Первые попытки закрыть храм приходятся на 1930 год. Последняя попытка советских властей, известная нам, не успела осуществиться, так как помешало начало Великой Отечественной войны.
Интерьер храма Ильи Пророка
Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке стал прибежищем для верующих закрытых приходов в Москве. Как последний оплот, храм на Остоженке вбирал в себя войско осиротевших верующих, питал их духом и хранил традиции прошлых веков.
Здесь объединилось множество приходов, так православное христианство продолжало жить в недоброжелательном мире атеизма.
Храм никогда не закрывался и стал прибежищем верующих во время гонений
Триста лет церковь действует. Это отличает её от множества других христианских церквей, закрытых по инициативе власти большевиков.
Конечно, атеисты пытались надавить на приход и отнять здание. Но местные верующие действовали согласовано и встали на защиту храма Ильи Пророка.
Верующие не позволили советской власти закрыть храм.
Первые попытки закрыть храм приходятся на 1930 год. Последняя попытка советских властей, известная нам, не успела осуществиться, так как помешало начало Великой Отечественной войны.
Интерьер храма Ильи Пророка
Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке стал прибежищем для верующих закрытых приходов в Москве. Как последний оплот, храм на Остоженке вбирал в себя войско осиротевших верующих, питал их духом и хранил традиции прошлых веков.
Здесь объединилось множество приходов, так православное христианство продолжало жить в недоброжелательном мире атеизма.
Описание
Ильинская церковь в Сергиевом Посаде считается одной из самых красивых. И это не просто так, ведь ее архитектура – это стиль великолепного переславского барокко, наиболее популярного в XVIII-XIX столетиях для многих русских храмов.
Яркий темно-красный фон стен, белые порталы и наличники оконных проемов, выразительный силуэт кровли, тонкость пропорций, изящные росписи – все это выделяет обитель среди множества.
Сама церковь построена из камня, одноглавая, с колокольней и трапезной. Есть пределы: Иверской иконы Божией Матери и Дмитрия Ростовского.
Как гласит история, Ильинская церковь в Сергиево Посаде – это единственный храм, который работал даже в советское время. А потому здесь в свое время служили многие священнослужители русской православной церкви, верующие постоянно посещали обитель, чтобы помолиться и получить духовное очищение и мудрые наставления. Действовала библиотека.
А ведь храм насчитывает уже более 300 лет своей истории! И в свое время многое было пережито.
Историки по сей день решают, так ли это было…
Проснувшись, тотчас приказала сделать для Святителя с священниками драгоценное облачение по тому покрою, как она видела во сне. Когда Св. Алексий вошёл в город, его встретил хан с великою честью, как человека Божия; вводит его в свою палату. Святитель, начав петь молебен, велел зажечь свечу, которую слепил. После молебна окропил царицу святой водой; она тотчас прозрела. Это чудо всех поразило удивлением и исполнило радостью. Тайдула, в память своего исцеления молитвами Святителя Алексия, подарила ему перстень, который хранится в Москве в патриаршей ризнице. Хан, осыпав его дарами, отпустил с миром в Россию.
Насколько этот факт достоверен, насколько приукрашен, судить не нам. Даже ученые историки не один век ведут дискуссии. Прийти к общему знаменателю мешает то, что при пожаре в 1812 году сгорели многие архивы, в том числе летописи тех времен. Но люди верят в чудо, молятся и по вере получают исцеление.
История
Расположен Ильинский храм (имени святого пророка Илии) на живописнейшем холме, в исторической части города Сергиев Посад вблизи Лавры. Рядом с Ильинской обителью есть пруд, в водной глади которого отражаются склоны холма, на котором возвышается красивое сооружение.
А ведь еще в XV столетии на этой территории располагалось село Панино. Позже (в 40-х годах XVII столетия) была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери. Именно в ней впервые был обустроен придел пророка Илии.
Уже в XVIII столетии придельная часть обители была разобрана и рядом построен храм имени этого святого. Но вскоре случился пожар, в котором сгорели оба сооружения.
Новая Ильинская церковь в Сергиевом Посаде, известная прихожанам, паломникам и гостям города на сегодняшний день, была отстроена во второй половине XVIII века, а освящена в 1773 году иеромонахом Лавры – Павлом.
Чуть позже (через 5 лет) в пространстве Трапезной был обустроен придел Иверской иконы Богоматери, а в XIX столетии к зданию колокольни пристроено помещение библиотеки.
В обители сохранилось множество икон, написанных в середине XIX века, а также настенные росписи (автор иконописи — Иван Малышев).
Храм никогда не закрывался, даже в советское время продолжались службы, молебны, крещения, венчания.
После великой Победы осенью 1945 года Ильинскую церковь в Сергиевом Посаде посетил Московский Патриарх Алексий I.
При архимандрите Гурии возродился лаврский хор. Также клирики обители уже много десятков лет помогают студентам местного ПТУ (отделение сестринского ухода) в заботе о престарелых и детях из дома-интерната.
Строительство храма мещанином Хлебниковым
На месте каменного храма Пророка Илии еще с конца XVI века, как указывал историк В.И. Холмогоров, существовала деревянная церковь с тем же посвящением. Нашествие армии Наполеона в 1812 году нанесло большой ущерб древнему Можайску, лежавшему на пути захватчика к Москве. Сгорели дотла многие деревянные постройки, в том числе и церковь в Ильинской набережной слободе. К счастью, прихожане успели вынести и спрятать в лесу храмовые иконы, поэтому после Отечественной войны 1812 года святыни поместили в часовне, наскоро построенной на месте сгоревшего храма.
Больше тридцати лет после пожара в Ильинской слободе не было полноценного храма. Это и навело благочестивого можайского мещанина Максима Ивановича Хлебникова на мысль о строительстве каменной церкви. Род мещан и купцов Хлебниковых оставил значительный след в истории и архитектурном облике Можайска. В частности, один из отпрысков этой фамилии Дисан Алексеевич Хлебников построил знаменитую и сегодня в городе достопримечательность: особняк в стиле модерн, который называют «Домом Хлебникова».
В.Е. Анфилатов в статье о храме Ильинской слободы приводил цитаты из любопытного документа – рукописных заметок местного священника Александра Ашерова, которые тот вел с 1868 по 1877 годы. В этой старой тетради дана такая характеристика храмоздателя Хлебникова: «Нельзя не приписать к достойным особой памяти покойного создателя святого храма сего мещанина Максима Ивановича Хлебникова. Он до старости и гроба пребывал девственником и любил посещать храм Божий». Родной брат благочестивого мещанина Андрей Иванович Хлебников принадлежал к другому сословию – был можайским купцом. Брат-предприниматель не разделял намерений Максима Ивановича тратить деньги на стройку каменной церкви и содержание причта, поэтому тот действовал в одиночку. Истратив на благое дело все свои деньги, храмоздатель смиренно поселился в церковной сторожке, которую, кроме того, делил с храмовым сторожем. Он прожил в тесном домике до самой смерти в 1856 году. Тело 85-тилетнего благотворителя было погребено на почетном месте внутри церкви, а при расширении храма в 1903 году прах М. А. Хлебникова перезахоронили рядом с церковью. За могилой мецената и сегодня ухаживают на церковном погосте.
В храм можно добраться общественным транспортом, богослужения проводятся ежедневно
Адрес: Москва, 2-й Обыденский пер.,6
К храму можно добраться следующим маршрутом:
- На метро до «Кропотскинской».
- Выйти из первого от центра вагона.
- В городе пойти вправо вниз, к ступенькам.
- По ним — к пешеходному переходу, к улице Перчистенка.
- По пешеходному переходу — к памятнику Энгельса.
- По пешеходному переходу — через улицу Остроженка.
- Выбрать любой из двух Обыденских переулков. Они выводят к храму.
Храм открыт ежедневно. Расписание богослужений в будни:
7:40 — Божественная литургия
17:00 — вечерняя служба
Расписание богослужений по праздникам:
7:40 — Божественная литургия
10:00 — Божественная литургия
17:00 — вечерняя служба
- Каждый понедельник — вечерня с акафистом преподобному Серафиму Саровскому;
- Каждую среду — вечерня с акафистом — пророку Божию Илии;
- Каждую пятницу — вечерня с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Нечаянная радость».
Илья Пророк — уникальная фигура в христианстве: он не умер и родился заново
Илья Пророк, в честь которого освящён храм, — это ветхозаветный пророк Илия. В православии он — одна из самых почитаемых фигур дохристианской эпохи.
Илия жил во времена, когда многие религии боролись друг другом за право стать главенствующей в Израильском Царстве. Приблизительно это происходило в IX веке до нашей эры.
С полной самоотдачей Илия защищал религию Моисея и противостоял жрецам Ваала, Веельзевула и Астарты. Он не боялся устраивать состязания с ними и творил настоящие чудеса, чтобы показать силу своей веры.
Пророк Илия и фрагменты из его жития
Также Илия вступал в противостояние и с правителем своей страны, Ахавом, когда уличил того в нечестии.
Илия — совершенно особенная личность в Священном Писании по двум причинам:
Пророк не умер. Даже самые праведные люди в итоге попали на тот свет через смерть. Это механизм, который почти никому не удавалось обойти. Разве что Еноху. Согласно Библии, Илия не скончался, а взят на небо живым:
(4 Цар. 2:11)
(Мал. 4:5)
Сам Иисус Христос подтвердил ученикам, что Илия стал в новой жизни Иоанном Крестителем:
(Ев.Мт.17:11–13)
Восточное христианство особенно почитает пророка Илию.
Образ этого выдающегося проповедника вышел далеко за пределы религиозной жизни людей. Например, Илия стал прототипом персонажем романа «Пятая гора» известного бразильского писателя Пауло Коэльо. В книге пророк выступает как образец стойкости духа и преданности своим убеждениям.
Здание красиво покрашено снаружи, но особенно оно потрясает интерьером
Сегодня храм Ильи Пророка выглядит по-прежнему свежо, точно его возвели только вечера. За его фасадом следят, от чего здание всегда имеет ухоженный вид.
Храм Ильи Пророка выделяется прежде всего острой колокольней, отдалённо воспроизводящей архитектурные традиции Кремля. Нижняя часть здания снаружи выполнена довольно просто и слегка напоминает типичные общественные постройки времён советского союза.
Одна из самых приметных черт храма Ильи Пророка — его цвета. Сочетание жёлтых стен и зелёных крыш создаёт красивый, праздничный контраст. Тонкие белые линии на узорчатом обрамлении добавляют в общую композицию выразительности.
Фасад храма Ильи Пророка
Внутри здание выглядит намного пышнее и богаче. Роскошное убранство восхищает теплотой и эстетичностью исполнения. Образы выписаны очень реалистично, так что порой святые будто оживают. Просторное внутреннее пространство даёт ощущение неба над головой и настраивает на мысли о духовном.
При храме действуют:
- Воскресная школа;
- Библиотека.
Отличительная черта этой церкви — оформление интерьера, особенно икон, при помощи цветочных композиций.
В храме активно занимаются флористикой для украшения икон.
Для желающих регулярно проводятся экскурсии по храму и паломнические поездки.
Клир активно участвует в социальных и молодёжных программах.
Братья Скрипины
Ильинская церковь находилась в самом центре города, и была любима торговым сословием. Вскоре рядом была построена еще одна церковь — теплая Покровская, а в 1647-1650 гг., когда обе обветшали, возникло уже нынешнее здание. Деньги на это строительство пожертвовали братья Скрипины, Вонифатий и Аникей (Иоанникий).
Род Скрипиных — самый богатый и известный род посадских торговых людей Ярославля в XVII веке. Они переехали сюда из Новгорода, после того как он был разорен Иваном Грозным. Скрипины разбогатели на торговле с Сибирью — именно через них шел весь пушной промысел и сибирское золото. Для своего храма они получили святыню — частицу Ризы Господней от той, которая хранилась в Москве. Ее передал им в дар патриарх Иосиф. Для нее к церкви был пристроен отдельный шатровый Ризположенский придел, в котором эта святыня хранилась в богатой серебряной раке.
Для росписи церкви были приглашены самые знаменитые иконописцы — это была артель Гурия Никитина. Старший брат Вонифатий к 1680 году умер и работы были завершены при его вдове Улите Марковне. Внешние стены церкви также были расписаны орнаментом — травами и цветами, к сожалению, от этой росписи ничего не осталось. Сохранилось, правда, после многих подновлений, только «Распятие» на западном крыльце. Сохранился также богатейший резной декор окон и папертей. Это наличники, бусины, арочки, цветы, фантастические птицы и звери.
Бывшая теплая Покровская церковь была снесена, но был построен теплый Покровский придел, который был соединен галереей с основным зданием.
Для новой колокольни специально были отлиты колокола. Восьмигранная колокольня поставлена так, чтобы рифмоваться с шатровым завершением Ризоположенского придела. Получается, что традиционный пятиглавый храм находится между двумя похожими, но все-таки разными шатровыми башнями, окружен галереями и украшен парадным крыльцом с запада и еще одним попроще — с севера. Со всех четырех сторон церковь смотрится совершенно по-разному.
Церковь была построена Скрипиными фактически для себя, на собственном подворье, еще и как торговый центр: в ее подклетях и рядом находились склады товаров, а рядом с каменной оградой, которой она была обнесена, кроме домов для священника и притча были устроены торговые лавки. Весь комплекс, по словам позднейших краеведов, больше напоминал маленький монастырь. Ильинская церковь стала усыпальницей Скрипиных, оба брата — и Аникей, и Вонифатий похоронены именно в ней, в пределе мучеников Гурия, Саммона и Авива. Этот придел являлся их домовой церковью, а почитание этих святых, считавшихся покровителями домашнего очага и семьи, они принесли еще из Новгорода. Еще один предел был освящен в честь св. Варлаама Хутынского, также очень почитавшегося именно в Новгороде.
Всего у церкви сохранилось восемь захоронений представителей рода Скрипиных. Загадкой является, что случилось с этим родом дальше — упоминания о них есть только в XVI-XVII веках, а к XVIII веку род, видимо, угас.
Современное состояние
В наше время храм остается одним из любимых мест верующих христиан не только Москвы, но и других городов.
Ежедневно проходят здесь богослужения:
- Утренняя литургия.
- Вечерняя служба.
По праздникам литургии проходят также в 7.00 и 10.00.
Каждый понедельник проходит вечеря, посвященная преподобному Серафиму Саровскому. Проходящая по средам вечеря посвящена пророку Илье, в пятницу — вечеря перед иконой Божьей Матери «Нечаянная радость».
Внимание! При храме часто бывают организованы паломничества, либо экскурсии к православным святыням, благодаря которым можно узнать много полезной для ума и сердца информации. Принять участие в паломничестве может каждый желающий