Что посмотреть в сергиевом посаде за 1 день

Содержание:

Семья Годунова

Что мы знаем о судьбе семьи Бориса Годунова? На плитах усыпальницы написано, что царь Борис Федорович Годунов преставился 1 мая 1605г. А 10 июня этого же года за ним последовали его супруга и их сын Федор Борисович. Написано, что эти двое тоже “преставились”. Но нет, преставиться – значит умереть, а с ними случилось нечто ужасное.

Надо заметить, современников Бориса Годунова просто поражало его постоянство в семейной жизни и нежная привязанность плюс дальновидная забота о своих детях – Федоре и Ксении. Но сначала о супруге Бориса.

Жены царей, да и русских князей, как-то привычно остаются за кадром, о том, какие они были – мало что известно, А жаль. Ведь женой царя Бориса была дочь Бельского Григория Лукьяновича. Говорит вам это что-нибудь? Да-да, дочка того самого Малюты Скуратова, всесильного любимца Ивана Грозного, хитрого, расчетливого, человека звериной жестокости, одного из самых знаменитых средневековых злодеев. Мучительно интересно, какая же она была, эта его дочка? Что было в ней от папы? Искала долго, но нашла лишь, что известна она была своей благотворительностью.

История полна загадок и неожиданностей…

Сын Бориса – Федор Годунов был умен, обладал незаурядными способностями и талантами, трудолюбием, был прекрасно образован, его эрудиции можно было бы позавидовать. Его и сестру учили лучшие учителя. Отец готовил из него не просто государя, но государя просвещенного, и он наверняка стал бы замечательным русским правителем. Но процарствовал Федор Годунов всего 49 дней. Самое короткое царствование в отечественной истории.

10 июня 1605 года в Москву вошел Лжедмитрий. То ли по его приказу, толи нашлись желающие услужить ему, толи так кому-то захотелось свести счеты с Годуновыми, но свои же, русские люди задушили царя, которого укрывали иконами мать и сестра, а потом расправились и с его матерью. Вот вам и “преставились”. Народу, конечно, объявили правду – Федор и Мария сами отравились ядом.

Дочь царя, умную, красивую, несчастную Ксению, на глазах которой были убиты мать и брат, самозванец возьмет в наложницы. Потом ее постригут монахини и, безотрадно дожив до 40 лет, Ксения Годунова в 1622 году скончается.

Царя Бориса Годунова, после расправы над его семьей, из монаршей усыпальницы Архангельского собора, конечно, тут же убрали.

В большой и красивой Троице-Сергиевой лавре, в этом невзрачном, низком сооружении около Успенского Собора закончилась история некогда блестящей семьи, которую, казалось, ожидает только радужное будущее. В Википедии написано, что Борис, жена его и сын погребены не в горизонтальном, как требует православный обычай, а в сидячем положении. Почему? Мало того, что покоятся они вне храма, на улице?

Династия Романовых была на престоле 300 лет. Но то, что врагом ее – главным, опасным, едва не погубившим в смутные времена – был Борис Годунов, она так и не забыла. И не простила. Поэтому искажения и корректировки истории этого периода в удобном для новой династии направлении наверняка были.

Историческая справка

Датой основания Свято-Троицкого монастыря, изначально в статусе пустыни, считается 1337 год, когда на холме Маковец (порядка 70 км от Москвы) поселился преподобный Сергий Радонежский. Через несколько лет к нему присоединились новые насельники и пустынь в 1342 году была преобразована в особножительный монастырь, со временем перешедший на общежительный устав.  Второй вариант предусматривает более строгие условия монашеской жизни.

Быстро развивающийся монастырь всегда играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа. Еще со школьной скамьи россиянам хорошо известна роль Сергия Радонежского в духовной поддержке войск Дмитрия Донского в период подготовки к Куликовской битве и в ходе самого сражения.  1380 года. Кто не знает имен воинов-монахов – иноков монастыря Пересвета и Ослябя, которых, вопреки положениям монашеского устава, Сергий Радонежский благословил на участие в битве.

Монастырь никогда не оставался в стороне от важнейших событий в жизни Руси. Будь то продолжающиеся набеги монголо-татарских орд (в 1408 году он был разграблен татарским ханом Едигеем) и годы восстановительных работ. Или междоусобные распри русских князей, которые сурово осуждались монастырем. Авторитет монастыря, ставшего культурным и религиозным центром Российского государства, одной из его святынь, заставлял великих князей и царей обращаться к нему за советом и поддержкой.

В 1608 году монастырь стал примером мужества для всего русского народа, выдержав 16-ти месячною осаду польско-литовских войск. Он же был одним из центров концентрации сил для спасения России в период Смутного времени.

Одновременно, обитель становилась образцом каменного строительства. В XVII веке многие храмы и другие здания, крепостные стены перестраивались с использованием нового строительного материала.

Монастырь сыграл важную роль и в противостоянии Петра и царевны Софьи, поддержав будущего императора.

В XVIII-XIX века монастырь был богатейшим землевладельцем России. Например, ему принадлежало более 100.000 душ крестьян. Усиливался авторитет лавры в церковной иерархии. В 1814 году сюда из Москвы была переведена Духовная Академия.

ХХ век для лавры, как и для всей Русской Православной Церкви, был не лучшим периодом существования. В 1910 году в монастыре проживало более 400 насельников.

За 1918-1920 гг. братию «разогнали», службу в храмах запретили, утварь в значительной степени разграбили. Из сохранившегося имущества создали «Историко-архитектурный музей». Сохранилось только два колокола – «Лебедь» (1593 г.) и старейший «Никоновский» 1420 г.).

Удивительно, но благодаря усилиям многих ученых – историков, архитекторов, реставраторов, видных деятелей культуры и искусства, иерархов РПЦ в 1946 году возобновилась монашеская жизнь обители, начались реставрационные работы, Лавра стала (до 1983 г.) резиденцией Патриарха.

Церковь Михаила Архангела

Была построена в 1902 – 1903 гг. Финансовую поддержку предоставил зажиточный горожанин Михаил Красюк. Рядом с его домом и соорудили церковь. Расположилась она на 2-м этаже. А на первом – поместили пристанище для инвалидов.

Советская власть наводила свои порядки в церквях. С 1928 г. почитание Михаила Архангела в этом здании приостановили. Помещение оборудовали под начальную школу, медицинское училище, другие организации. Богослужения возобновились лишь в 1990 г.

Из других церквей, находящихся в Сергиевом посаде, отличается особенными архитектурными решениями. Основная часть здания выступает в виде восьмигранной башни из кирпича. Она накрыта полусферической кровлей, также насчитывающей 8 граней. Увенчан храм звонницей с 5 колоколами.

Храм Архангела Михаила

Найти церковь можно по адресу: Березовый пер., 19.

Современное состояние храма и режим посещения

Успенская церковь — действующий православный храм, клир которого состоит из 7 священнослужителей. Утренние службы начинаются здесь ежедневно в 7.30, вечерние – в 17.00. Престольные праздники отмечают 22 мая, 7 июля, 28 августа, 19 декабря. Храмовые праздники – 18 марта, 20 и 26 августа. Особо почитаемыми всеми верующими святынями считаются икона Святителя Николая с частичкой его мощей, образ преподобного Пимена с частичкой его мощей, икона Богоматери «Великопещерная», образ Трех Святителей с частицами мощей, а также мощевик, где находятся частицы мощей многих христианских святых.

Святыни Успенского собора

Успенский собор хранит ценнейшие святыни: одной из них является деревянная рака Сергия Радонежского. Именно в ней было изначально погребено тело Святого. Располагается сохранившаяся часть гроба у южной стены храма, специально для святыни соорудили стеклянный саркофаг.Не менее ценными являются два паникадила, выполненные в XVII веке умельцами московской Оружейной палаты. Они изготовлены из бронзового литья и отчеканены.Тысячи туристов идут в Успенский собор, чтобы поклониться святым мощам преподобного Максима Грека и святителя Иннокентия, которые находятся здесь.Успенский собор по праву считается одним из самых красивых храмов на территории Троице-Сергиевской Лавры

Его огромные ярко-синие купола сразу притягивают внимание и порождают сильное желание подойти поближе и зайти внутрь. Внутри храм не менее красив, поэтому нужно воспользоваться случаем и насладиться сочетанием красоты, величавости и простоты

Светлана Воробьева специально для lions-guides.ru

История

Первое письменное упоминание о датируется 1340 годом. Этот источник Епифания
Премудрого гласит о том, что около реки Кончуры братьями Стефаном и Варфоломеем
были сооружены небольшая церковь и келья в честь Троицы. А позднее здесь был
основан монастырь.

В 1408 году монастырь был сожжён монголо-татарами. Спустя 15 лет Никон Радонежский
занялся восстановлением сожжённых построек, и уже к 1422 году был построен Троицкий
собор из белого камня. Постепенно недалеко от святыни стали возникать сёла:
Кукуево, Копнино, Панино, Клементьево, Благовещенское.

Иван Грозный, крещённый в Троицком монастыре, в 1540 году приказал превратить
его в крепость. А уже во второй половине XVI века строится Успенский
собор, чем-то внешне напоминающий Кремль в Москве.
Самый близкий населённый пункт, находящийся у монастыря, было село Клементьево,
которое в то время стало центром активной торговли.

В смутные времена к стенам монастыря приходят поляки. Однако, осадив стены,
они так и не смогли взять штурмом. Но уже спустя 16 месяцев, монастырь вновь
переходит под управление Московской Руси. Монастырь часто посещал Петр I.

К 1744 году монастырю присвоили почётное звание Лавры, присуждённое Елизаветой
Петровной. В 1845 году от Сергиева Посада до Москвы была проложена шоссейная
дорога, а спустя 17 лет — железная дорога. Ближе к середине XX века в
городе появились крупные оптико- и электро- механические заводы.

Совсем недавно, в 2014 году, в городе состоялось массовое мероприятие по празднованию
700-летия Сергея Радонежского. А в сентябре 2016 года представители Сергиево
Посада приняли активное участие в межрегиональном мероприятии, посвящённому
фестивалю посадов.

Из основных достопримечательностей города можно выделить Спасо-Вифанский и Троице-Сергиевскую
Лавру. Так же здесь есть музеи: Сергиево – Посадский историко-художественный
музей, Церковно-Археологический музей, и музей игрушек. Особую значимость имеет
достопримечательность – Загорская матрёшка, которая представляет ещё и символ
России.

Начало ХХ века – судьба во время революции

В 1919 году, после революционных событий, обитель закрывается, ее имущество национализируется. Монахи изгоняются вместе с наместником лавры. Вместе с тем новая власть осознает историко-культурную ценность монастыря.

Для сохранения наследия и спасения его от мародеров создается комиссия, которая призвана оценить имущество лавры с точки зрения его художественной и исторической ценности. В состав комиссии вошли глубоко верующие люди, которые не только описали и оценили, но и сделали все возможное, чтобы сохранить духовное наследие.

Важно знать: после национализации имущества лавры, новыми смотрителями и сторожами стали монахи. Была предпринята огромная работа по сохранению наследия и особенно мощей преподобного Сергия

Многие годы часть мощей были спрятаны, было сделано все, чтобы они не подверглись поруганию и гибели.

В 20-е годы здесь был открыт музей, приобретший позже статус антирелигиозного. Основная борьба развертывалась вокруг мощей Преподобного Сергия, которые на протяжении нескольких десятилетий были выставлены в качестве главного экспоната музея. Загорский историко-краеведческий музей – так теперь называлось место, постепенно ветшал, здания разрушались и теряли свой первоначальный облик, многие здания были перестроены в жилые помещения, школы и склады.

Страница нашей истории – драматичная и забытая

У большинства наших сограждан после школьного курса истории Отечества нашего в памяти остались две правящие династии: Рюриковичи и пришедшие им на смену родственные Романовы. О Романовых худо-бедно еще помнят, уж о трагической судьбе последнего императора известно всем. Рюриковичей знают на порядок меньше, упомянут разве только о царя Грозного, или князя Александра Невского, ну, возможно, припомнят еще великого князя Дмитрия Донского.

О Годунове же помнят в основном благодаря кинокомедии Гайдая с неподражаемым Яковлевым в роли Ивана Васильевича, где он восклицает: «Бориску – на царство?!!!»

Когда пресеклась правящая ветвь Рюриковичей, разразился политический и социальный кризис, вызвавший череду, сменяющих друг друга верховных правителей, пока не утвердилась династия Романовых. Вот среди этих вклинившихся государей и был царь Борис Годунов.

Править он собирался долго, предполагая, что с него начнется новая и долговременная династия. За государственные дела взялся рьяно. Перед ним стояла неимоверно сложная задача – вывести Россию из кризиса.

Но новый царь – талантлив, у него могучий и изворотливый ум, сильная воля. Он снижает налоги, освобождает крестьян от податей на год. В его время продолжается энергичная колонизация территорий Западной Сибири, основывается Архангельск – главный порт допетровской России.

Во внешней политике он – сторонник мира. Заключает мирные договора с Польшей и Швецией. На юге для обороны от татар строит цепи новых сторожевых постов, которые глубоко проникают в “дикое поле”. Так называли примыкающие к Крыму и протянувшиеся на сотни километров, необитаемые пространства. В степях которых нет ни воды, ни жилья, ни корма для лошадей.

При нем возникают новые города – Белгород, Воронеж, Самара, Саратов и другие. Он проводит разумную торговую политику. Приглашает в страну разных иностранных специалистов, которые могли бы помочь в его преобразованиях. Посылает для учебы за границей молодых дворян. В общем, сами видите, для страны сделал он немало хорошего.

Бывший любимец Ивана Грозного, умный и лукавый Борис, к тому же не любил крови. Да и зачем боярам рубить головы, когда их можно ссылать и лишать вотчин?

Десять спокойных лет – и, с его умением находить эффективные ответы на вызовы времени, все в стране пришло бы в порядок. Но нет, не случилось этих лет. Трон царя стоял на вулкане.

Против него ополчилось все – природа, неурожаи, когда от проливных дождей и неожиданно-ранних заморозков три года подряд на корню гибли все посадки, возникший в стране страшный голод, обернувшийся катастрофический мором, бунтующие низы, недовольная знать, даже загадочная гибель царевича Дмитрия.

Череда несчастий продолжилась появлением на нашей территории польских войск во главе с Лжедмитрием.

И в 1605 году, в самый разгар войны с Лжедмитрием Борис скоропостижно умер. Он – надорвался. С почетом его похоронили в Кремле, в Архангельском соборе, а Москва присягнула его сыну – шестнадцатилетнему Федору.

Начало пешего обхода территории обители

Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.

Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского

Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски

Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.

Расписное житие Сергия Радонежского

Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.

Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.

Взгляд на надвратную церковь

Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.

Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.

Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию

Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.

По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.

Расписание Богослужений в Свято — Троицкой Сергиевой Лавре

Расписание Богослужений в рабочие дни

Молебен с акафистом святому Сергию Радонежскому                    05-00

Троицкий собор

Исповедь                                                                                                         06-00

Предтеченский храм

Ранняя Литургия                                                                                            06-30

Троицкий собор

Исповедь 2-я                                                                                                    08-00

Предтеченский храм

Поздняя Литургия                                                                                           08-30

Сергиевский Трапезный храм

Вечерняя служба                                                                                             17-00

Трапезный храм

Расписание Богослужений в субботние дни

Утренние молитвы и полунощница                                  05-30

Троицкий собор

Исповедь                                                                                   06-00

Предтеченский храм

Ранняя Литургия                                                                      06-30

Троицкий собор

 Исповедь 2-я                                                                             08-00

Предтеченский храм

Поздняя Литургия                                                                     08-30

Трапезный храм

Вечерняя служба                                                                        17-00

Успенский собор

Расписание Богослужений в воскресные и праздничные дни

Молебен с акафистом преподобному Сергию                  05-00

Троицкий собор

Исповедь                                                                                       05-00

Предтеченский храм

Ранняя Литургия                                                                          05-30

Успенский собор

Вторая Литургия                                                                            07-30

Троицкий собор

Исповедь 2-я                                                                                  07-30

Предтеченский храм

Поздняя Литургия                                                                         08-30

Успенский собор

Вечерняя служба                                                                             17-00

Трапезный храм

Из Москвы в Сергиев Посад на машине

Конный двор, Сергиев Посад Екатерина

Расстояние от Москвы до Сергиева Посада из центра — 75 км, от МКАД — 58 км. Поездка займет 1 час 40 минут и 1 час соответственно. Путь пролегает по федеральной автомобильной дороге М-8 «Холмогоры». Можно почитать отзывы об отдельных участках трассы.

Маршрут Москва — Сергиев Посад не предполагает каких-то значительных затруднений. Единственный сдерживающий фактор — многочисленные населенные пункты вдоль трассы, где нужно соблюдать скоростной режим. Описание пути представлено ниже.

Описание маршрута Москва — Сергиев Посад

Длина маршрута между Москвой и Сергиевым Посадом: 76км

Приблизительное время в пути: 1ч 19м показать описание маршрута

Расстояние Время Примечание
0,6 км 1 мин. Направляйтесь на северо-восток по наб. Кремлевская
1,0 км 2 мин. Продолжайте движение по наб. Москворецкая
90 м 1 мин. Продолжайте движение по наб. Котельническая
0,4 км 1 мин. Поверните налево на наб. Подгорская
0,7 км 1 мин. Продолжайте движение по наб. Берниковская
0,1 км 1 мин. Продолжайте движение по наб. Николоямская
1,8 км 4 мин. Поверните направо и выезжайте на ул. Земляной Вал
0,7 км 2 мин. Продолжайте движение по ул. Садовая-Черногрязская
0,8 км 3 мин. Продолжайте движение по ул. Садовая-Спасская
0,3 км 2 мин. Продолжайте движение по пл. Большая Сухаревская
4,8 км 7 мин. Поверните направо на пр-т Мира
4,3 км 4 мин. Продолжайте движение прямо по пр-т Мира
11,1 км 8 мин. Продолжайте движение по ш. Ярославское
2,1 км 1 мин. Продолжайте движение по а/д Холмогоры/ш. Ярославское/Е115/М-8
1,7 км 1 мин. Держитесь левее, продолжая движение по а/д Холмогоры/ш. Ярославское/Е115/М-8
35,2 км 29 мин. Держитесь левее, продолжая движение по а/д Холмогоры/ш. Ярославское/Е115/М-8
5,8 км 5 мин. Сверните налево на съезд в сторону СЕРГИЕВ ПОСАД
3,4 км 4 мин. Продолжайте движение по ш. Московское
1,1 км 3 мин. Продолжайте движение по пр. Красной Армии
0,1 км 1 мин. Поверните направо на пер. СпортивныйПункт назначения будет слева

Аренда авто в Москве

Работающий в Москве поисковик по сервисам аренды авто Rentalcars очень удобен для путешественников с водительскими правами, которые хотят быстро съездить в Сергиев Посад и вернуться в столицу.

Попутчики из Москвы в Сергиев Посад

Практически ежедневно из столицы до древнего города выдвигаются водители на личных авто. За символическую сумму они готовы взять несколько попутчиков. Найти таких водителей можно в крупнейшем интернет-сообществе Blablacar.ru. Нужно зарегистрироваться и указать о себе достоверные сведения. Детали поездки, как правило, обсуждаются в личной переписке, если уже не указаны в описании.

Развитие в период XVII — начала XVIII века

Смутное время рубежа XVI-XVII веков только доказало нерушимость обители. Польские войска в течение 16 месяцев не могли взять монастырь, обороняемый монахами и небольшим военным гарнизоном. Монастырская жизнь при этом не была нарушена – шли службы, совершались таинства. Однако события Смутного времени вынудили монахов увеличить толщину стен почти в два раза.

Царский паломнический дворец – Чертоги

Начиная со времен Сергия Радонежского, монастырь являлся местом паломничества царей. Сюда приезжали за советом и размышлением Иоанн Грозный, Борис Годунов. В Новое время эта традиция не нарушается. Отстраивается новый царский паломнический дворец – Чертоги, вставший вместо царских палат Иоанна Грозного, возводятся Больничная и Трапезная палаты, различные корпуса, Ризницы.

Продолжается храмовое строительство. В конце XVII века на площади перед Успенским собором возводится Надкладезная Часовня, установленная над чудотворным источником, Трапезная палата и Трапезная церковь, надвратная церковь Иоанна Предтечи.

Интересная информация: монастырь практически во все времена оказывал не только духовную поддержку русским государям, но и вносил в российскую казну существенную часть дохода. Так, деньги на ведение Северной войны Петр I заимствовал именно из Свято-Троицкой обители.

Монастырь продолжает оставаться свидетелем русской истории – здесь в 1682 году, во время Стрелецкого мятежа, скрываются царевна Софья с царевичами Петром и Иоанном, здесь решается судьба российского престола и государем Руси становится Петр I.

Водопад «Гремячий»

Водопад «Гремячий». Это уникальный памятник природы расположен
в 14 км к юго-востоку от Сергиева Посада вблизи деревни Взгляднево.Высота водопада
25 метров. Вода, имеющая лечебные свойства, бьет из расщелины крутого известнякового
склона р.Ляпинки. По преданию, водопад появился по молитве Преподобного Сергия,
о чем напоминает часовня у расщелины, из которой бьет вода, и памятный знак
на берегу р.Ляпинки. В любую погоду, особенно летом, водопад притягивает немалое
число богомольцев и туристов.Затруднен проезд в дождливое время. Зимой, на Крещенье
19 января, к водопаду расчищается дорога, что позволяет проехать на машинах
всем желающим.

История Сергиев Посад

В середине 14 века преподобный Сергий Радонежский основал монастырь. Но все началось с малого. Двое родных братьев Варфоломей и Стефан поселились в заросшем лесу Радонежского бора. Образовались маленькие комнатушки, и крохотная церковь Святой Троицы.

Братья таким образом, добивались строгой дисциплине и спокойной службе Богу. По истечению времени, Стефан не выдержав сей строгости, не смог, и уехал он, оставив брата одного.

Сергиев Посад

Так и жил Варфоломей один еще какое-то время, приняв постриг под именем Сергия. Вскоре к нему начали приходить монахи и благополучно обустраивались на новом месте, оставались там жить. Так и обустраивалось уже небольшое государство. Правда, совсем небольшое и совсем бедное. Он издал указ преподобный Сергий, не просить милостыню, не принимать чью-либо помощь, а самим добывать кусок хлеба, самим строить свою жизнь. Так это маленькое государство стало центром ремесленных дел, начало развиваться и процветать. Рядышком селились и крестьяне, так государство расширялось все быстрей, становилось все больше. Монастырю стали благоволить русские князья, приезжавшие сюда на крещение, а также просто молиться. С маленького поселения нескольких монахов, приезжих крестьян потихоньку становился поселок, потом село, затем и городок. Людей приезжало все больше и больше как тех, которые собирались остановиться в городке, так и просто гостей или же туристов, ведь городок славился своими делами, в частности, игрушечными и самым главным – монастырем.

В 1380 году, перед битвой на Куликовском поле, сам князь Дмитрий Донской наведался в монастырь, дабы получить благословение перед боем. Спустя время, на этом месте крестили первого царя, Ивана Грозного, но в конце 17 века во времена Стрелецкого восстания, в монастыре пряталась, выжидая спокойствия царевна Софья Алексеевна с братьями Иваном и Петром. И для Петра монастырь послужил укрытием, когда была у него борьба за место на царском троне.

К сожалению, есть и “черная страница” истории этого города. В начале 15 века, когда снова татары набежали на землю Русскую, монастырь горел алым пламенем. Обратили в пепел войска хана Едигея.

Спустя довольно долгое время, монастырь стали вновь возводить, в нем появился каменный собор, в который перенесли усыпальницу преподобного Сергия, на тот момент он уже покоился в ней. Строение стало большим белым зданием, можно сказать совсем новым, не таким, как прежде. Назван был монастырь – Троицкий собор. Спустя еще долгое время, не менее трехсот лет, к середине 18 века ему присвоили статус. Так и стал монастырь Троице-Сергиевой Лаврой, но, конечно, еще позже. А пока еще монастырь оставался Троицким собором, снова все начиналось с малого, но так, как Великие русские князья благоволили собор, все стало на свои места быстрее, чем предполагалось.

Троицкий собор

Вся история Сергиева Посада связана с монастырем. Именно с него все начиналось и поэтому связь эту никак не разделить.

К концу 18 века Екатериной II был издан манифест, согласно которому была названа область, в ней располагались поселки, в честь Лавры – Сергиев Посад.

А в 1919 году Сергиев Посад был перестроен во многообещающий город Сергиев. В марте 1930 года, по приказанию ЦИК СССР, город был переименован в Загорск, честью имени городка послужил революционер В.М.Загорского.

Сергиев Посад

И наконец 23 сентября 1991 года городу вернулось изначальное наименование.

И на сегодняшний день город стоит под этим именем.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559–1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635–1638 годах
    • с юга — трёхэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI–XVII веков
  •  В 1686–1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692–1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Музей игрушки

В 1980 г. в историческом центре Сергиева Посада был открыт уникальный и своеобразный
музей, имеющий славные и яркие художественные традиции. Это было радостным событием
не только для детей, которым он приоткрыл завесу времени над приметами детства
многих стран и народов, но и для взрослых — их родителей и бабушек.Визитной
карточкой музея является столетний красного кирпича особняк над Келарским прудом
напротив Троице-Сергиевой лавры. Мир игрушки поистине неисчерпаем. Коллекции
музея обширны и позволяют создавать все новые и новые экспозиционно-выставочные
проекты, придумывая все новые и новые его аранжировки.

Постоянные экспозиции, где последовательно и любовно прослежена история русской
игрушки: народной, дворянской, индустриальной; где наряду с ней есть возможность
провести экскурс в область детской культуры Востока — Японии
и Китая, познакомиться с отдельными
образцами игрушки Германии,
Франции, Англии,
Швейцарии.

В музее всегда рады видеть поклонников таланта творцов такой живой и яркой
области культуры, как игрушка.

  • История
    Сергиев-Посада
  • Культурный
    центр Дубрава

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: что рядом?

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Троице-Сергиева лавра ~ 0,0 км. Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры ~ 0,1 км

Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры ~ 0,1 км

Колокольня Троице-Сергиевой лавры ~ 0,1 км

Церковь Сергия Радонежского с Трапезной палатой Троице-Сергиевой лавры ~ 0,1 км

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры ~ 0,1 км

Ризница Троице-Сергиевой лавры ~ 0,1 км

Памятник Сергию Радонежскому ~ 0,1 км

Крепостные стены Троице-Сергиевой лавры ~ 0,2 км

Успенский храм (Сергиев Посад): расписание богослужений

В настоящее время богослужения в храме проводятся в полном объёме, предусмотренном Уставом РПЦ. Утренние службы, как в будние дни, так и в праздничные, начинаются в 7:40 с исповеди, за которой следуют Часы и Божественная литургия. Вечерние богослужения начинаются в 16:50. Лишь в субботнее расписание богослужений в Успенском храме Сергиева Посада внесены некоторые изменения: утренняя служба в эти дни начинается в 8:00. В целом, такой порядок богослужений соответствует графику работы большинства российских храмов.

И последнее. Для тех, кто желает посетить эту возрождённую из небытия православную святыню, сообщаем, как добраться до Успенского храма Сергиева Посада. Для этого следует на электропоезде, отправляющемся с Ярославского вокзала столицы, доехать до Сергиева Посада. Далее от железнодорожного вокзала пройти по Кооперативной улице, и затем спуститься вниз по улице Красной армии. Она выведет непосредственно на Болотную улицу, где и расположен храм. Общая протяжённость пути не превышает одного километра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector