Караимские кенасы (кенассы) в евпатории: фото, отзывы, как добраться, описание

Места, куда стоит сходить с детьми

Евпатория — лучший детский курорт в Крыму с множеством развлечений. Всевозможные горки, батуты, парки аттракционов, карусели здесь на каждом шагу. Есть сразу два аквапарка, дельфинарий, аквариум, несколько занимательных музеев.

Аквапарк «У Лукоморья»

Расположен на улице Кирова, в парке имени Фрунзе. Любимое место крымчан и туристов. В числе аттракционов — 7 экстремальных и семейных горок, 3 бассейна, релакс-зона и детский водно-игровой комплекс. В зоне аквапарка есть кафе, пиццерии, сценическая площадка, где часто проходят мероприятия. Сам аквапарк оформлен в стиле сказки «У Лукоморья».

Динопарк «Затерянный мир»

Парк находится практически в центре города (сквер имени Ленина). Остановка общественного транспорта «Динопарк». Это далеко не игрушечный парк с маленькими фигурками динозавров. 16 фигур животных сделаны в масштабе 1:1. Здесь можно почувствовать себя настоящим палеонтологом. Для раскопок вам выдадут специальные инструменты. Помимо динозавров в парке есть декорации для красочных фотографий.

Дельфинарий

Расположен в районе Центрального парка культуры и отдыха имени Фрунзе. В водном шоу выступают дельфины, белые киты, морские котики и львы. Продолжительность каждой программы — около часа. Дельфинарий работает круглый год.

История появления караимских храмов

Первые Караимские кенасы (Евпатория) начали строиться в XVI столетии. Проект сооружения приписывается архитекторам Бобовичам — они создали чертежи в начале позапрошлого века, а затем украсили объект триумфальной отделкой. В качестве доминирующей стилистики был выбран поздний классицизм.

«Читающий» — именно так самоназвание караимов переводится на русский язык. Есть мнение, что представители той народности были очень образованными, интеллигентными людьми. Сохранившиеся документы утверждают, что караимы населяли полуостров задолго до рождения Иисуса. Центром караимской общины считался Чуфут-Кале. Когда же полуостров присоединился к Российской империи, сердцем караимского народа стала Евпатория.

Огромный вклад в духовность и культуру своей общины внес Сима Бобович, с именем которого связывают сооружение Большой кенасы (1804 год). Бобович регулярно встречался с крупными чиновниками и российскими правителями, дружил с мусульманским и христианским духовенством. Вот несколько интересных фактов из жизни архитектора:

  1. В гости к Бобовичу приезжали Адам Мицкевич и Александр Первый.
  2. Бобович за собственные средства издавал караимскую литературу.
  3. Архитектор считался крупным меценатом и филантропом.

Возведение Большой кенасы

Прежде всего Караимские кенасы (Евпатория) ассоциируются с большим храмовым комплексом, строительство которого развернулось в 1804-1807 годах. А вот Малый храм открыл свои двери верующим в 1815 году. Подразумевалось, что это помещение будет носить вспомогательный характер, а его проектированием занимался Самуил Бобович. В 1820-х появилась благотворительная кухня. При комплексе была открыта и духовная школа (мидраж), в которой обучались караимские мальчики.

Строительство и реконструкция комплекса продолжалось вплоть до 1900 года. К общей композиции добавились кованые ворота и памятные мраморные дощечки. Духовный центр неоднократно посещали российские императоры (Николай Второй, Александр Первый). В честь последнего в 1859 году был открыт мраморный обелиск.

Реконструкции и смена хозяев

После 1917 года начались первые неприятности. Караимские кенасы в 1927 году были закрыты — вместо них появился антирелигиозный музей. Впоследствии история комплекса разворачивалась весьма драматично. Вот лишь некоторые вехи, через которые прошел объект:

  • 1938 год — реконструкция помещений (внутренняя планировка полностью нарушена);
  • 1940-е годы — организация медицинских курсов;
  • Период ВОВ — повторное открытие благотворительной кухни;
  • 1959 год — открытие на территории объекта детского садика;
  • 1963 год — статус архитектурного памятника;
  • 1967 год — переезд внутрь храма музейных экспозиций (краеведческой и археологической);
  • 1969 год — очередная реконструкция наносит удар по внутренним интерьерам.

Возрождение средневековой реликвии началось в 1990 году. Галичане пожертвовали круглую денежную сумму, что привело к восстановлению алтаря — это произошло в 1994 году. Спустя еще два года были реконструированы несущие храмовые элементы, затем реставраторы взялись за деревянную резьбу. Генеральная же реконструкция была произведена в 2005-2007 годах.

Караимские кенасы: архитектурный памятник

Это не просто отдельное религиозное учреждение, а целый комплекс из двух кенас, школы, столовой и даже постоялого двора. Все они эклектичны: в зданиях переплелись византийские и неоготические мотивы, к которым добавилась мавританская стилистика.

При входе в кенасы можно увидеть триумфальную арку с гладкими колоннами, а сама арка украшена портиком треугольной формы, который отличает изысканность лепнины. Во дворе слева располагается тот самый фонтан. Прежде, чем войти в сам храм, верующий должен пройти сквозь несколько двориков — так он успеет проникнуться торжественной атмосферой и настроиться на молитву.

Так, длина Виноградного дворика — около 30 метров, его стены украшают мраморные плиты. Он назван так потому, что галерея закрыта решеткой с узором из виноградных ветвей. Плиты не гладкие — если человек знает древнееврейский, он сможет прочесть имена тех, кто принимал участие в строительстве, а также получить информацию о важных исторических событиях. Самая старая плита относится к концу 18 века, а в конце века прошлого установили еще одну, почитая память погибших в войне и от геноцида караимов.

Сразу за ним расположен дворик Мраморный. И действительно — здесь все устелено этим камнем из Италии, есть красивая декоративная колоннада. В память о том, что караимов посещал российский император Александр, в 1851 году здесь установили колонну с двуглавым орлом.

Внутренний мраморный двор

Ложные арки, окружающие Дворик ожидания молитвы, создают в нем особую атмосферу. Здесь не только ждали начала богослужения, но и решали вопросы, касающиеся религиозной жизни. Когда проходили праздники, там вывешивали ковры и выставляли угощения. Когда-то время молитв определялось по солнечным часам — они остались во дворике до сих пор.

В лапидарии можно увидеть образцы древней письменности, которые высечены в камне, и несколько надгробий, которые перенесены с разграбленного караимского кладбища.

В Малой кенасе по будним дням отправляются службу. Напротив входа есть помост, хранящий древние свитки Торы, а в женское помещение для молитв, украшенное резьбой, ведут ступени из восточной части храма.

Малая кенасса

В Большой кенасе богослужения проводят по праздникам. Перед ней расположен небольшой портик с мозаичным остеклением, которое особенно прекрасно выглядит в солнечные дни. Это архитектурное сооружение интересно тем, что по своему исполнению оно аналогично храму Соломона.

В самих кенасах можно приобрести очень интересную литературу — от книг о караимской истории и культуре до сборников кулинарных рецептов.

Проще всего дойти до этого исторического памятника от Гезлевских ворот (указаны на карте ниже) — везде стоят указатели, ошибиться трудно. Если просто прогуливаться по улочкам старого горда, то направляться нужно на пересечение Караимской и Ефета. Летом кенассы в Евпатории работают двенадцать часов — с восьми до восьми, зимой — всего семь: с десяти утра до пяти вечера.

Если не хотите идти, можете доехать на автобусе №1, №6 или №17 (они проезжают автовокзал), и выйти на остановке «Укрсоцбанк».

Важная информация:

  • Адрес объекта: улица Караимская, 68, Евпатория, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 45.198390, 33.374186.
  • Телефон для справок: +7-36569-3-30-35.
  • Режим работы: в летнее время – с 8:00 до 20:00, в остальное время года – с 10:00 до 17:00.
  • Цены за вход: 100 рублей.

В летний период можно попасть на экскурсию в комплекс — они проводятся два—три раза в день, зимой же — только по договоренности. Стоит этого от 500 рублей в любое время года, но пользоваться услугами экскурсовода необязательно: за сто рублей можно изучить территорию самостоятельно.

Ну и как всегда, напоследок редакция сайте еду в Крым подобрала для вас, наших читателей, видео из цикла «Малый Иерусалим«, маршрут которого проходит через кенасы:

Вопросы и ответы

Когда лучше ехать с детьми в Евпаторию?

Либо в мае, когда сезон только начинается, либо в конце августа или в сентябре. В это время и не жарко, и народу меньше, и можно купаться во время отдыха с детьми на пляже. Советуем поселки Евпатории для отдыха с детьми: Заозёрное, Витино, Штормовое, Поповка, Мирный. Перед поездкой желательно уточнить статистику по коронавирусу.

10 достопримечательностей, которые стоит посмотреть в Евпатории

Куда сходить и что посмотреть взрослым в Евпатории: Мечеть Джума-Джами, Гезлевские ворота, Караимские кенасы, Синагога Егие-Капай, Текие дервишей, Керкинитида, Мойнакское озеро, Сасык-Сиваш, лебединое озеро, дендропарк.

Что лучше — Ялта или Евпатория?

В Ялте галечные пляжи и более жаркая погода, в Евпатории — песчаное побережье и чуть посвежее. Ялтинские достопримечательности и развлечения более разнообразны, но и в Евпатории есть интересные места. При желании можно совместить отдых на двух курортах: от Евпатории до Ялты 160 км пути.

Когда цветет море в Евпатории?

Это может произойти в августе.

Когда в Евпатории появляются медузы?

Скопления медуз могут возникнуть в августе, когда морская вода прогревается сильнее всего. Впрочем, иногда медузы вообще не появляются.

Как называлась Евпатория в античные времена?

В ту эпоху на месте Евпатории существовал древнегреческий город Керкинитида.

Есть ли горы в Евпатории?

Гор на курорте нет: это западное побережье Крыма, открытое свежим ветрам.

В каком районе Евпатории лучше снять жилье?

Если на отдыхе в Крыму 2021 вы хотите остановиться поближе к морю, выбирайте Курортный и Санаторный районы, Старый город и Пересыпь.

Какое море в Евпатории — Черное или Азовское?

Город находится на берегу Каламитского залива, который относится к Черному морю. Кстати, можете посмотреть и курорты на Азовском море.

Куда сходить в Евпатории вечером?

Для вечернего отдыха в Евпатории подходят набережная Горького, парк имени Фрунзе, Пушкинский театр или ночные клубы: например, «Cho-Cho», «Тетра» и «Del Mar». Также есть набережная Терешковой, но с 2018 года она на реконструкции. Когда откроют набережную? Работы планируется вести до 2021-2022 года.

Что посмотреть в Евпатории

Мечеть Джума-Джами (ул. Революции, 36). Построена в 16-м веке, во времена крымского хана. Проект готовил тот же архитектор, который занимался возведением мечети Сулеймание в турецком Стамбуле.

Караимские кенасы (ул. Караимская, 68). Молитвенный комплекс крымских караимов. Сооружение с впечатляющим внешним обликом и богатым внутренним убранством. Вход на на территорию комплекса стоит 100 рублей, можно взять экскурсию за 500 рублей.

Синагога Егие-Капай (ул. Просмушкиных, 36). Единственное культовое иудейское сооружение в Евпатории. Есть бесплатные экскурсии, с добровольными пожертвованиями.

Гезлевские ворота (ул. Караева, 13а). Когда-то Евпатория была известна под названием Гезлев (Кезлев), а вход в город лежал именно через эти ворота. Сейчас здесь работает этнографический музей (билет 150 рублей).

Текие дервишей (ул. Караева, 18). Обитель мусульманских монахов, существующая еще с 15-го века. Цена экскурсии — 150 рублей для взрослых, 100 рублей для детей (до 7 лет бесплатно).

Собор Святителя Николая Чудотворца (ул. Тучина, 2). Также известен как армянская церковь Сурб-Никогайос. Красивый православный храм, напоминающий Собор Святой Софии в Стамбуле. Рядом находится еще одно впечатляющее здание – гостиница «Бо-Риваж».

Церковь святителя Луки (ул. Южная, 44). Это новый городской храм, возведенный в 2011 году. При церкви работают воскресная школа и детский хор.

Храм Святого Илии (ул. Братьев Буслаевых, 5). Греческая церковь начала 20-го века. Построена в греко-византийском стиле и является действующей.

Керкинитида (ул. Дувановская, 13). Так назывался античный город, существовавший на месте современной Евпатории до нашей эры. Сегодня тут хранятся артефакты тех времен.

Евпаторийский краеведческий музей (ул. Дувановская, 11). Находится в роскошном купеческом особняке. Экспозиции посвящены истории города — в частности, ее военным страницам. Здесь же находится и музей Крымской войны.

Музей аптеки (ул. Караева, 4). На этом месте располагалась первая аптека Евпатории. Все экспонаты можно посмотреть бесплатно.

Дом Вина (ул. Братьев Буслаевых, 30). В комплексе работают музей, дегустационный зал, магазин и сувенирная лавка.

Мойнакское озеро. Находится в западной части Евпатории. Его вода имеет целебные свойства, как и другие соленые озера в Крыму.

Озеро Сасык. Расположено к востоку от города. Известно своими лечебными грязями и розовым оттенком. Чтобы добраться до озера Сасык-Сиваш из Евпатории, воспользуйтесь маршрутками №1, №6, №17 или трамваями №1 и №4.

«Малый Иерусалим» (ул. Караева, 18). Так называется исторический маршрут по Старому городу: Текие дервишей, Караимские кенасы, доходный дом Дувана и другие места.

Евпаторийский театр имени А. Пушкина (Театральная площадь, 1). Заведение со столетней историей и богатым репертуаром: драмы, комедии, балет, детские постановки. Билеты от 180 рублей.

Парк «Крым в миниатюре» (ул. Кирова, 34). Здесь можно увидеть сразу все красивые места Крыма — только в уменьшенном размере. Взрослый билет 600 рублей, детский билет 400 рублей.

История караимской кенассы в Симферополе

Караимская кенасса, которая находится сейчас в центре Симферополя, была построена в конце XIX века рядом со старым зданием кенассы — частным домом, который с ростом общины перестал вмещать в себя всех желающих.

Строилось новое здание на средства, которые жертвовали сами верующие. Сбор средств начался в 1889 году после обращения к губернатору за разрешением на покупку участка земли и строительство кенассы. К возведению новой кенассы приступили в мае 1891 года.

Вид здания караимской кенассы в Симферополе до реставрации,  Keta Ve

Решено было строить кенассу в эклектическом стиле, а основным строительным материалом выбрали бодрацкий камень. Архитектурная особенность симферопольской кенассы заключается в том, что ее алтарь направлен на юго-восток, хотя традиционно алтарь кенасса ориентируется на юг, в сторону Иерусалима. Такая планировка была принята из-за технических особенностей места строительства.

Полностью здание кенассы было достроено в 1896 году. Освящение кенассы произошло в воскресенье 25 августа 1896 года.

Помимо молитв, кенасса также имела и другие важные социальные и культурные функции: здесь находилась караимская школа, был создан хор мальчиков.

После октябрьского переворота 1917 года тяжелое время наступило и для караимской кенасcы.

В 1930 году кенасса была закрыта, а в самом здании расположился караимский клуб, просуществовавший там всего 3 года, до 1933 года.

После этого кенасса была перестроена, частично пострадал интерьер, который лишился всякого декора: все религиозные символы и атрибуты были сняты и затерты, шестиконечная звезда над входом сменилась советской пятиконечной. Практически все советские годы, с 1936 года в здании находилась редакция радиовещания Государственной телерадиокомпании «Крым». Только в 1979 году зданию вернули охранный статус памятника архитектуры.

Вид здания караимской кенассы в Симферополе до реставрации, Олексій Мустафін

После распада СССР караимская религиозная община добивалась возвращения ей симферопольской кенассы, однако первое караимское богослужение после распада СССР было проведено только в 2012 году.

В 2014 году здание кенассы было передано в безвозмездное пользование религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община „Чолпан“». В октябре—ноябре того же года в одном из кабинетов первого этажа кенассы для проведения богослужений силами прихожан был сделан ремонт.

В 2016 году началась реставрация здания караимской кенассы в связи с ее аварийным состоянием.

Вид здания караимской кенассы в Симферополе до реставрации, Олексій Мустафін

Зачем ехать в Евпаторию

Евпатория. Экскурсионный маршрут «Трамвай Желаний»

Евпаторию называют городом Солнца, потому что здесь оно сияет 300 дней в году.

В Евпатории 3 типа минеральных вод и 2 бювета. Все желающие могут набрать воду бесплатно.

Каждую пятницу в летние месяцы на улице Караимской проходят представления. Вдоль всего маршрута «Малый Иерусалим» стоят «живые статуи». По улице шествуют артисты на ходулях в красочных костюмах, выступают творческие коллективы, проводят мастер-классы.

Евпаторию нужно посетить хоть раз для того, чтобы увидеть прекрасное розовое озеро Сасык-Сиваш. Это любимое место фотографов, здесь получаются красивые фотосессии и селфи.

В городе очень много «семейных» зон: аквапарк «Банановая республика», акваленд «У Лукоморья», динопарк, музеи, дельфинарий.

По Евпатории можно передвигаться:

  • на трамвае (цена — 17 руб.),
  • велосипеде (прокат — от 150 руб./час),
  • автобусе (цена — от 17 руб.),
  • такси.

В городе много санаториев, оздоровительных учреждений и детских лагерей. На их территории, как и по всему побережью, находятся пляжи. Основные пляжи бесплатные, открыты для всех желающих. В прибрежной зоне расположены кафе, рестораны и все остальные услуги для туристов.

Чем интересна кенасса сегодня?

Сейчас осмотр достопримечательности возможен только с некоторого расстояния – на проход на территорию требуется разрешение. Но внутри-то и смотреть пока особенно нечего – там остался разгром после переезда радиоцентра. Снаружи же она и нарядна, и оригинальна.

Кенасса выстроена в эклектическом стиле – в ее облике смешались византийский, готический и мавританский стили. Фото позволяет оценить богатство и изящество каменной резьбы, украшающей стены, портик, аттик. Для строительства использовался в основном так называемый бодракский камень – особая порода, добываемая на реке Бодрак. Он отличается прочностью и скромной красотой.

Современный облик кенассы в Симферополе даже снаружи не полностью соответствует исходному. Так, над входом сейчас можно видеть советскую пятиконечную звездочку. Ранее там размещалась 6-конечная «звезда Давида» – иудейский символ. Не было и окон нижнего яруса – их прорезали ради удобства радиоцентра.

Где находятся кенассы в Евпатории

Во времена средневековья на востоке жили тюрки, крымские византийцы, которые назывались караимами. Исповедовали они иудаизм. Изначально религия не воспринималась серьезно, в некоторых случаях происходило истребление людей, исповедовавших ее. Истреблением занималось мусульманское население, но остались и такие, кто смог дождаться прихода русских.


Несмотря на то, что религия была не многочисленной, ее приверженцы производили огромное строительство храмов, других построек. В Евпатории целый комплекс, который занимает площадь 0,25 га. Включает в себя два молитвенных дома — Большой, Малый кенасс. Есть здание религиозной школы, столовая, где кормили всех , дворы с хозяйственными постройками — Виноградный, Ритуальный, Мраморный, Мемориальный.

Современное расположение связано с пересечением двух улиц — Интернациональная, Караева, в паре шагов начинается улица Караимская. На протяжении тысячелетий, именно тут стоит Текие Дервишей, на которые очень хочется посмотреть, если интересна история современного Крымского полуострова.

Чем Караимские кенасы привлекают путешественников

На протяжении многих лет Караимские кенасы в Евпатории влекут к себе путешественников. В чем причина такой популярности? Объект имеет художественную, историческую и архитектурную ценность. Весь комплекс занимает около четверти гектара. Во внутреннем дворике можно увидеть красивый фонтан, но главной изюминкой считаются двухсветные здания, которые в России практически не встретишь.

Кенасы (Большая и Малая) выстроены по однотипным проектам. На фасаде расположены окна, через которые внутрь просачивается солнечный свет. Оконные проемы различаются между собой незначительно, а расположены они в два ряда. В Малой кенасе окна имеют полукруглую форму, в Большой — стрельчатую. Перечислим интересные факты, касающиеся всего комплекса:

  1. Объект включает пять двориков, все они сообщаются между собой.
  2. Дворики имеют собственные названия (Виноградный, Мемориальный, Мраморный, Ритуальный, Ожидания).
  3. Вход в Караимские кенасы представляет собой парадный портик.
  4. Мраморный дворик украшен колонной с орлом.
  5. Между Ритуальным и Мраморным дворами пролегает трехарочная колоннада.
  6. Дворик Ожидания украшен шатровым каркасом и миниатюрным садиком.

Реконструированный молитвенный зал богато декорирован, к нему примыкают благотворительная столовая, религиозная школа и хозяйственные помещения. Обязательно посетите библиотеку «Карай-Битиклиги» и Музей культуры караимов. Также не помешает заглянуть в действующую церковь. А вот в Ритуальном дворике расположены памятники, посвященные караимам, павшим во времена ВОВ. Тут вы обнаружите пятнадцать надгробий с мемориальными надписями.

Мраморный портик украшает вход в главный храм, также вас впечатлят витражи и резные деревянные двери. Массивные дверные проемы украшены латунными вставками. В Большой кенасе высится гехал, главная функция которого — хранить старинные свитки Торы. Вышитая дорогими нитками занавесь скрывает священные тексты. Некогда центральный аналой был приютом для семисвечника, но сейчас этот артефакт отсутствует.

Периодически комплекс подвергался надругательствам вандалов, но Малая кенаса пострадала от этих действий в большей степени. Изначальную планировку восстановили реставраторы, так что мы получаем достаточно полное представление о замысле архитектора. Своеобразным центром святыни служит трехчастный алтарь, увенчанный короной.

Караимские кенасы: архитектурный памятник

Это не просто отдельное религиозное учреждение, а целый комплекс из двух кенас, школы, столовой и даже постоялого двора. Все они эклектичны: в зданиях переплелись византийские и неоготические мотивы, к которым добавилась мавританская стилистика. 

При входе в кенасы можно увидеть триумфальную арку с гладкими колоннами, а сама арка украшена портиком треугольной формы, который отличает изысканность лепнины. Во дворе слева располагается тот самый фонтан. Прежде, чем войти в сам храм, верующий должен пройти сквозь несколько двориков — так он успеет проникнуться торжественной атмосферой и настроиться на молитву. 

Так, длина Виноградного дворика — около 30 метров, его стены украшают мраморные плиты. Он назван так потому, что галерея закрыта решеткой с узором из виноградных ветвей. Плиты не гладкие — если человек знает древнееврейский, он сможет прочесть имена тех, кто принимал участие в строительстве, а также получить информацию о важных исторических событиях. Самая старая плита относится к концу 18 века, а в конце века прошлого установили еще одну, почитая память погибших в войне и от геноцида караимов.

Сразу за ним расположен дворик Мраморный. И действительно — здесь все устелено этим камнем из Италии, есть красивая декоративная колоннада. В память о том, что караимов посещал российский император Александр, в 1851 году здесь установили колонну с двуглавым орлом.

Внутренний мраморный двор

Ложные арки, окружающие Дворик ожидания молитвы, создают в нем особую атмосферу. Здесь не только ждали начала богослужения, но и решали вопросы, касающиеся религиозной жизни. Когда проходили праздники, там вывешивали ковры и выставляли угощения. Когда-то время молитв определялось по солнечным часам — они остались во дворике до сих пор.

В лапидарии можно увидеть образцы древней письменности, которые высечены в камне, и несколько надгробий, которые перенесены с разграбленного караимского кладбища.

В Малой кенасе по будним дням отправляются службу. Напротив входа есть помост, хранящий древние свитки Торы, а в женское помещение для молитв, украшенное резьбой, ведут ступени из восточной части храма. 

Малая кенасса

В Большой кенасе богослужения проводят по праздникам. Перед ней расположен небольшой портик с мозаичным остеклением, которое особенно прекрасно выглядит в солнечные дни. Это архитектурное сооружение интересно тем, что по своему исполнению оно аналогично храму Соломона.

В самих кенасах можно приобрести очень интересную литературу — от книг о караимской истории и культуре до сборников кулинарных рецептов.

ГезлевскихЕфетакенассы в Евпатории

Если не хотите идти, можете доехать на автобусе №1, №6 или №17 (они проезжают автовокзал), и выйти на остановке «Укрсоцбанк». 

Как добраться (маршрут)

Важная информация:

  • Адрес объекта: улица Караимская, 68, Евпатория, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 45.198390, 33.374186.
  • Телефон для справок: +7-36569-3-30-35.
  • Режим работы: в летнее время – с 8:00 до 20:00, в остальное время года – с 10:00 до 17:00.
  • Цены за вход: 100 рублей.

В летний период можно попасть на экскурсию в комплекс — они проводятся два—три раза в день, зимой же — только по договоренности. Стоит этого от 500 рублей в любое время года, но пользоваться услугами экскурсовода необязательно: за сто рублей можно изучить территорию самостоятельно. 

Ну и как всегда, напоследок редакция сайте еду в Крым подобрала для вас, наших читателей, видео из цикла «Малый Иерусалим«, маршрут которого проходит через кенасы:

    Метки: Евпатория

Чем привлекают туристов евпаторийские Караимские кенасы?

Фото, на которых обнаруживается караимская церковь, можно в огромном множестве найти в сети. Евпатория, Караимские кенасы – для многих туристов эти названия тождественны друг другу. Люди приезжают в центр городского округа, чтобы посетить именно этот объект. Дело в том, что помимо исторической, он имеет и художественную ценность. Ансамбль, занимающий четверть гектара, состоит из красивых двухсветных зданий зального типа (таких очень мало на территории России). Внутренний дворик украшен сейчас фонтаном.

Малые и Большие кенассы отстроены по одному принципу. Солнечный свет проникает сюда из окон на фасаде, воздвигнутых в два ряда. Различаются постройки лишь сводами оконных проемов. В Большой кенасе они стрельчатые, а в Малой – имеют форму полукруга. В составе Большой различают Керчийский комплекс, построенный в 1805 г. Работа над Малой закончилась лишь десять лет спустя. Любопытно, что фундаментом к этому фрагменту комплекса послужили останки караимского храма XVI столетия.

Богато декорирован реконструированный зал для молитв, восстановленные помещения религиозной школы, благотворительной столовой и хозяйственных помещений. Сейчас здесь располагаются Музей караимской истории и культуры, библиотека «Карай-Битиклиги» и действующая церковь (ведь официально караимов в Крыму насчитывается не менее двух тысяч).

Вход в комплекс культовых сооружений для туристов открыт только в курортный сезон. Режим работы заведения приводится чуток ниже. Вход на территорию стоит недорого. Для детей, студентов и пенсионеров имеется существенная скидка. Сюда запрещен вход для посетителей с голым торсом или людей, одетых в пляжные шорты.

Строение Караимских кенас

Что же представляет собой храмовый комплекс Караимские кенасы? Общая площадь в четверть гектара складывается из пяти взаимосвязанных внутренних двориков. Каждый из них является произведением архитектурного искусства и выполняет определенную функцию. Виноградный, Мраморный, Ожидания, Ритуальный, Мемориальный дворики выступают связующим звеном основных сооружений. Архитектурный ансамбль состоит из Большой и Малой кенас, мидража, благотворительной столовой.

Прогуливаясь по Караимской улице невозможно не заметить изящный парадный портик в ренессансном стиле. Это и есть вход в кенасы. За ним следует Виноградный дворик, его еще называют зеленым коридором. Затем следуют отделенными аркадами Ритуальный дворик слева и Мемориальный — справа. Они являются преддверием праздничного и повседневного храмов, опоясывая их.

Путь следования по уютным живописным коридорам преграждает беломраморная колона с двуглавым орлом. Вот и Мраморный двор. Его торжественность скрывает от любопытных глаз дворик Ожидания. Попадая в уютный садик, с шатровым каркасом, увитым виноградными лозами, посетители ощущают небывалое умиротворение. 

Трехарочная колоннада ограждает Мраморный двор от Ритуального. Он представляет собой г-образное 35-ти метровое сооружение, охватывающее Большую кенасу с юго-запада. Эта часть храмового комплекса посвящена скорбной памяти народа. В 80-х годах XX века с почти утраченного древнего караимского кладбища Евпатории на территорию кенас были перенесены несколько надгробных плит, на которых можно прочесть имена некогда прославленных общественных и культурных деятелей.

Расположенный симметрично Ритуальному Мемориальный дворик, ныне служит данью памяти о трагических событиях Второй мировой войны. При наступлении немецких войск в начале 1942 года погибла значительная часть караимов. Об этом напоминают пятнадцать мраморных досок под печально склоненной черной розой.

Вход в Большую кенасу украшают цветные блики витражей. Впечатление усиливает мраморный тринадцатиколонный арочный портик. Внутрь него ведут два арочных входа за резными деревянными дверями, богато украшенными резьбой по камню.

Внутреннее пространство портала заполняют арки входов в храм, латунь массивных деревянных дверей, деревянная резьба потолка с разноцветным узором, витраж арочных окон…

В южной части соборной кенасы возвышался гехал с древними свитками Торы. Священные писания скрываются за богато вышитым парахетом (занавесью). Когда-то помост с центральным аналоем украшал семисвечник, а возле двух боковых – стояли кресла газанов. 

Малая кенаса более всего пострадала от вандальных вмешательств. В отличие Большой здание для ежедневных молитв отличалось малыми размерами и более скромной отделкой интерьеров. После реставрационных работ первоначальная планировка кенасы была восстановлена, а сохраненный трехчастный алтарь с венчающей его короной занял свое законное место. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector