Дворец владимира александровича (дом ученых им. м. горького ран)
Содержание:
- Современный музей
- История Владимирского дворца
- Предыстория
- Дворец великого князя Алексея Александровича
- История Владимирского дворца
- Русско-византийское наследие: церковь при дворце
- Дом для Великого князя
- 10 интересных фактов жизни Владимирского дворца
- История
- Владельцы дворца
- Интересные факты:
- Поэтажный план и интерьер
- Бесплатные и льготные билеты
Современный музей
Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля Елагина острова и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная Карла Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нём начала работу Стеклодувная мастерская.
За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла.
Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.
Фонд дерева даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.
Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и другие.
Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы. В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы.
Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и других. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков.
Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.
Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту Карла Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.
Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссёры, как Александр Сокуров, Глеб Панфилов, Владимир Бортко, Виктор Мережко, Павел Лунгин, Алексей Учитель и другие.
В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Елагин дворец вновь открыт с 13 апреля 2021 года. Теперь каждый может по достоинству оценить обновлённые личные покои императрицы Марии Фёдоровны и залы Парадной анфилады дворца, а также полюбоваться воссозданным впервые кабинетом Александра I на втором этаже.
История Владимирского дворца
В 1720—1862 годах на месте дворца располагался неоднократно перестроенный особняк, постепенно превратившийся в «самый красивый дворец», где жили последовательно И. А. Мусин-Пушкин, И. А. Остерман, Н. В. Репнин, И. П. Кутайсов, Д. П. Волконский, А. де Коленкур, а с 1841 года размещалась Рота дворцовых гренадеров.
В 1862 году было принято решение о сносе старого здания и сооружении дворца Великого князя. Дворец был сооружён по проекту архитектора А. И. Резанова в 1867—1868 годах, однако ещё несколько лет, до 1874 года, шло оформление помещений.
В мае 1917 года во дворце разместилась комиссия Красного креста по делам военнопленных, с октября 1917 года — правление Союза международных торговых товариществ, с октября 1918 года — театральный отдел Наркомпроса, а в 1919 году — издательство «Всемирная литература».
Дом Учёных открыт 31 января 1920 года решением Петросовета по инициативе Петроградской комиссии по улучшению быта учёных (председатель Максим Горький) в бывшем дворце Великого князя Владимира Александровича.
В 1920—1930-х годах в Доме учёных еженедельно по субботам читали научные доклады, по четвергам — общедоступные лекции, проводили диспуты, концерты. В октябре 1920 года Дом учёных посетил Герберт Уэллс (и затем отметил это в книге «Россия во мгле»). В начале 1930-х годов избран первый общественный совет Дома учёных (председатель — Н. И. Вавилов), организованы первые научные секции. В 1932 году Дому учёных было присвоено имя М. Горького.
В годы Великой Отечественной войны Дом учёных продолжал работу, оставаясь одним из общественно-культурных центров Ленинграда. В начале 1942 года в Доме учёных был развёрнут стационар на 50 мест для страдавших дистрофией. При Доме учёных действовало бюро научно-технической помощи городу и фронту (многие его разработки осуществлены по заданию штаба Ленинградского фронта). Учёные выступали с лекциями и докладами в воинских частях, на кораблях, в госпиталях.
Предыстория
Традиции вообще, а тем более, если они имеют династическое начало, помогают лучше понять российскую действительность XIX столетия. Еще Николай I ввел негласное правило возводить в Санкт-Петербурге великокняжеские резиденции в виде роскошных дворцов для императорских потомков по достижении теми 20-летнего возраста
Не обошли вниманием и Владимира – младшего сына императора Александра II.
Поскольку на то время на Дворцовой набережной уже не осталось незанятой земли для строительства приличествующего сану великого князя особняка, его было решено сооружать на историческом месте. Еще при Петре Великом первым официально признанным владельцем этого надела считался контр-адмирал гребного флота Боцис. В первой четверти XVIII века здесь располагался дом Мусина-Пушкина, впоследствии же после смены череды «временщиков» территория перешла во владение князя Волконского. Генерал-интендант занялся возведением нового дома, однако вскоре после отставки был вынужден перебраться в Михайловский дворец.
В 1807 году по желанию Александра I здание передали французскому посольству, находившемуся там до 1839 года. В период войны с Наполеоном это место стало популярным у русских кавалергардов, которые заключали пари и на скаку метким броском камня в окно первого этажа пытались разбить стоявший на подоконнике бюст французского императора.
В 1839-1862 годах здание относилось к Гофинтендантской конторе при Министерстве императорского двора и уделов. После ремонта его кратковременно использовали в качестве Запасного дворца для приема императорских гостей. Затем здесь находилась рота дворцовых гренадеров.
Дворец великого князя Алексея Александровича
Данный дворец, возведённый в стиле французского шато, строился как резиденция для великого князя Алексея Александровича в конце VIII века. Проект также поручили архитектору М. Е. Месмахеру. При этом перед архитектором было поставлено определенное задание. Предполагалось, что он будет использовать уже построенные строения, выполнив работы по их усовершенствованию и перепланировке. В 2005 году здание дворца было передано Дому музыки города Санкт-Петербург.
Нужно отметить, что результат превзошел все ожидания. Архитектору удалось отобразить в здании персональные предпочтения великого князя к жизни в комфорте и благополучии. Ему нравились французские замки, но обладающие всеми современными удобствами. На приусадебной территории возвели электростанцию, конюшню, оранжерею и прочие обслуживающие помещения.
Великий князь Алексей Александрович умер в 1908 году в Париже. Дворец перешел в собственность к его братьям, которые до Великой Октябрьской Революции сдавали его в найм.
Адрес: Набережная реки Мойки, 122. Санкт-Петербург, метро Спасская
История Владимирского дворца
В 1720—1862 годах на месте дворца располагался неоднократно перестроенный особняк, постепенно превратившийся в «самый красивый дворец», где жили последовательно И. А. Мусин-Пушкин, И. А. Остерман, Н. В. Репнин, И. П. Кутайсов, Д. П. Волконский, А. де Коленкур, а с 1841 года размещалась Рота дворцовых гренадеров.
В 1862 году было принято решение о сносе старого здания и сооружении дворца Великого князя. Дворец был сооружён по проекту архитектора А. И. Резанова в 1867—1868 годах, однако ещё несколько лет, до 1874 года, шло оформление помещений.
В мае 1917 года во дворце разместилась комиссия Красного креста по делам военнопленных, с октября 1917 года — правление Союза международных торговых товариществ, с октября 1918 года — театральный отдел Наркомпроса, а в 1919 году — издательство «Всемирная литература».
Дом Учёных открыт 31 января 1920 года решением Петросовета по инициативе Петроградской комиссии по улучшению быта учёных (председатель Максим Горький) в бывшем дворце Великого князя Владимира Александровича.
В 1920—1930-х годах в Доме учёных еженедельно по субботам читали научные доклады, по четвергам — общедоступные лекции, проводили диспуты, концерты. В октябре 1920 года Дом учёных посетил Герберт Уэллс (и затем отметил это в книге «Россия во мгле»). В начале 1930-х годов избран первый общественный совет Дома учёных (председатель — Н. И. Вавилов), организованы первые научные секции. В 1932 году Дому учёных было присвоено имя М. Горького.
В годы Великой Отечественной войны Дом учёных продолжал работу, оставаясь одним из общественно-культурных центров Ленинграда. В начале 1942 года в Доме учёных был развёрнут стационар на 50 мест для страдавших дистрофией. При Доме учёных действовало бюро научно-технической помощи городу и фронту (многие его разработки осуществлены по заданию штаба Ленинградского фронта). Учёные выступали с лекциями и докладами в воинских частях, на кораблях, в госпиталях.
Русско-византийское наследие: церковь при дворце
Придворная церковь – архитектурное решение Владимирского дворца. Характеризуется русско-византийским стилем.
Расписанные окна – классическая декоративная деталь храма, отражавшая стилевую характеристику. Церковь охватывает четвертый этаж здания. Расположена по периметру главного фасада с видом на Неву.
Первоначально здесь располагался иконостас из ореха, собравший 25 святых образов. Василий Верещагин «украсил» стены храма своими работами.
Иконы не сохранили в первоначальном состоянии. Оригинальные только потолок и балки.
Украшениями служат лепные скульптуры евангелистов – головы ангелков, льва и тельца.
В 17-м году XX века, княгиня Мария Павловна уехала из дворца. Насыщенная жизнь прекратилась и, вместе, прекратила свое существование церковь. Богослужения затихли.
Спустя 100 лет, 7 апреля 2017 года, домовой храм при дворце впервые принял гостей и служителей Господу.
Прозвучал праздничный молебен. В православный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, праздничные молитвы читались перед храмовой иконой Петра Аксенова. На богослужении присутствовала директор Дома ученых Камила Датаяшева. Впервые двери были открыты для всех желающих почувствовать атмосферу IXX века.
Дом для Великого князя
Великосветская чета заселилась в новый особняк в 1874 году. К тому времени в здании было 356 помещений разного назначения, великолепная конюшня, рассчитанная на 36 лошадей. В «гофмейстерском корпусе» были предусмотрены квартиры для служащих.
Дворец был оснащен техническими новинками того времени, был очень комфортным для проживания и со временем усовершенствовался. В здании было проведено электричество, отопление, действовала телефонная линия, работал лифт и вентиляция. Парадные залы, жилые комнаты, лестничные пролеты, домовая церковь – все в этом доме поражало своим великолепием, изысканностью и тонким вкусом. Притом что комнаты и залы были оформлены в самых разных стилях, не возникало ощущения пестроты и безвкусицы. Напротив, все это великолепие дополняло друг друга, открывая разные грани этого архитектурного и дизайнерского бриллианта. Современники называли его «Малым императорским дворцом», ставшим центром культурной жизни столицы.
10 интересных фактов жизни Владимирского дворца
- Ковер в Малиновой гостинице якобы приглянулся Гитлеру во время войны и тот забрал ковер домой.
- Дворец возвели за один год: с момента торжественной закладки до окончания работ.
- Князь Владимир Александрович занимал пост президента Академии наук. А его дочь учил рисовать Леон Бакст.
- Часть дворянских книг передана Нью-Йоркской публичной библиотеке.
- Телевизионная экранизация «Война и мир» и «Все могут короли» снималась в Доме ученых.
- На территории снимали художественный фильм «Распутин» с Ж. Депардье.
- Ученые могут бесплатно посещать дворец. Записавшись в библиотеку.
- Мебель и обои закупались во Франции, Италии и Германии.
- Мария Павловна смогла вывезти драгоценности за пределы России после революции
- Княгиня Мария считалась выдающейся светской дамой IXX века. Ее салон посещали Римский-Корсаков, Рахманинов и Шаляпин.
История
За три столетия своего существования Дом ученых сменил много хозяев. Причем по числу посещений Дворца известными личностями конкурентов у этого архитектурного памятника нет не то, что на Дворцовой площади, а и во всем Петербурге. История его условно делится на пять этапов.
Первый особняк на этом месте был построен в 1720 г., но вплоть до 1862 г. он неоднократно перестраивался. В этот период в нем жили дипломат И. А. Остерман, штабс-капитан Н. В. Репин, военный губернатор Архангельской губернии Д. П. Волконский и французский генерал, дипломат Армае де Коленкур. Когда на месте особняка решено было построить дворец для князя Владимира, дом снесли, и в течение семи лет над проектом резиденции трудился архитектор А. И. Резанов.
Автор архитектурного ансамбля постарался передать стилистику флорентийских дворцов эпохи Возрождения. Для оформления внутренних помещений предметы декора привозились из Франции, Германии, Италии.
Стоимость реализации проекта дворца составила 1 568 216 рублей.
Малиновый зал, Ирина Лебедева
Строительство дворца официально завершилось ко дню бракосочетания князя Владимира Александровича с герцогиней Марией Павловной. Дом быстро стал центром светской жизни Петербурга. Здесь организовывались светские рауты, музыкальные вечера и тожественные приемы. При этом своей популярностью особняк обязан не только внешним великолепием и винным погребом на 16 тысяч бутылок изысканных вин, а и современным на тот момент техническим обеспечением: в доме было проведено отопление, вентиляция и работал лифт.
Английский писатель Герберт Уэллс рассказал о Доме великого князя в своей книге «Россия во мгле».
После революции 1917 г. для Владимирского дворца начался новый виток истории. Сначала здесь разместилась комиссия Красного креста, затем Союз международных торговых товариществ, театральный отдел Наркомпроса и издательство «Всемирная литература».
В 20–30 гг. во дворце начали проводить концерты, лекции и научные дискуссии. В годы Второй мировой войны ученые продолжали работать, но часть здания была отдана под специальный отдел, занимавшийся помощью фронту.
Вход во дворец и Дом ученых им. М. Горького РАН, Ирина Лебедева
Владельцы дворца
Когда началось строительство, Великому князю Владимиру едва исполнилось 20 лет. Он занимал разные высокие посты, среди которых – президент Академии художеств. Но в историю он вошел как один из главных организаторов расстрела рабочих в «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года. Мирная демонстрация закончилась кровавой драмой, повлиявшей на ход истории государства. В то время князь возглавлял войска гвардии и Петербургского военного округа.
Эсеры неоднократно устраивали покушения на Великого князя, но все они были неудачными. Умер Владимир в 1909 году своей смертью и погребен в Петропавловской крепости.
После смерти князя Владимира в права наследования вступила его супруга Мария Павловна. Она после мужа возглавила Академию художеств, занималась благотворительностью. После революции она смогла благополучно покинуть Россию. А сын великого князя Кирилл объявил себя в эмиграции «исполняющим обязанности императора». Но это уже совсем другая история.
Интересные факты:
До строительства дворца участок земли под ним принадлежал сначала И. А. Мусину-Пушкину, потом здесь был построен особняк Д. П. Волконского, а в начале XIX века сюда переехало французское посольство. В 1862 году земля и здания были выкуплены казной для строительства дворцов великим князьям Александру и Владимиру, однако, когда из-за смерти старшего брата наследником престола стал Александр Александрович, он переехал в Аничков дворец, а всю территорию на Дворцовой набережной отдали под дворец Владимира Александровича.
Со стороны внешнего фасада дворец напоминает флорентийское палаццо, особенно, своими венецианскими окнами. Мостовая перед дворцом вымощена серым гранитом, входная группа, выдвинутая на всю ширину улицы, оформлена родовыми гербами (царства Казанского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического, великого княжества Киевского, великого княжества Владимирского, великого княжества Финляндского, родовой герб Владимира Александровича, вензель Марии Павловны, родовой герб Марии Павловны, гербы великого княжества Грузинского, царства Сибирского и царства Астраханского), грифонами и чугунными фонарями. Вся сторона здания, обращенная к Неве, выполнена в подчеркнуто строгой и величественной манере, цокольный этаж облицован гранитными камнями с грубо сколотой поверхностью (рустами), верхние этажи покрыты стилизованной штукатуркой.
Дворец, куда в 1874 году переехал великий князь, включал в себя около 350 помещений, включая конюшню на 36 лошадей. Первый этаж предназначался для самого Владимира Александровича, второй — для великой княгини, третий — для детей и прислуги. В здании было проведено электричество, отопление, телефон, установлен лифт, а при входе на первом этаже посетителей встречал итальянский фонтан. Обстановку для внутреннего убранства закупали в Германии и Франции. Залы, лестницы, пролеты и кабинеты поражали своим декором — здесь можно было встретить отделку в стилистике рококо, ренессанс и готика, а также в ориентальном, русском и византийском стилях. За пышность и красоту здание даже прозвали «Малым императорским дворцом».
Часть дворца, выходящая на Миллионную улицу — «гофмейстерский корпус», предназначалась под квартиры служащих.
На последнем этаже дворца размещалась домовая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
В приемной великого князя висела знаменитая картина художника И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», купленная лично Владимиром Александровичем у автора за 3000 рублей. Помимо этого, во дворце хранилось большое количество других произведений искусства — картин, фарфора и скульптур. Многие экспонаты пропали и погибли в начале XX века, часть была роздана музеям, но некоторые интерьеры сохранились до сих пор, например, парадная лестница работы М. Месмахера.
После революции 1917 года во дворце размещались военные и медицинские учреждения, пока в 1920 году сюда не переехала Петроградская комиссия по улучшению быта ученых под началом М. Горького, от чего и пошло современное название здания — Дом ученых. Теперь здесь проводятся семинары и круглые столы, работают научные секции.
Ранее дворец Владимира Александровича был центром петербургской светской жизни — в нем устраивались танцевальные балы и приемы, а сегодня в его интерьерах проводят экскурсии и снимают исторические фильмы.
Дворец Владимира Александровича включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 26. | |
Дворец Владимира Александровича на карте: |
Как добраться: Дворец находится на 1-м Адмиралтейском острове между Дворцовой набережной и Миллионной улицей вблизи Мошкова переулка. Ближайшие станции метро — «Адмиралтейская», «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Дворцовая набережная», «Суворовская площадь». |
Поэтажный план и интерьер
Роскошная обстановка дворца состояла из почти 350 помещений, оформленных в разных стилях, и конюшни на 36 коней. Первый этаж занимал князь, оттуда по парадной лестнице открывался доступ на второй этаж во владения княгини Марии Павловны. Малиновая гостиная, имевшая самую большую площадь, своей итальянской отделкой контрастировала с соседней гостиной, обустроенной в стилистике эпохи Людовика XVI. Малая столовая строгим английским готическим убранством дополняла разнообразие интерьерных решений. На третьем этаже размещались комнаты для детей, а также для прислуги. Над ними находилась домовая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Особняк был оборудован всеми техническими новинками того времени. В нем работали телефон, лифт, вентиляция с подогревом и увлажнением воздуха, проложено электричество и водяное отопление.
Великий князь считался страстным поклонником живописи, поэтому в доме размещалось более 60 полотен великих русских художников: Репина, Сурикова, Айвазовского, Крамского и других. Они соседствовали с закупленными во Франции и Германии стараниями академиков Китнера и Шретера декоративными элементами в бронзе и с изысканной мебелью.
…В 1920-м в здании разместилась Петроградская комиссия по улучшению быта представителей науки, возглавляемая Максимом Горьким. С тех пор в особняке находится Дом ученых.
Бесплатные и льготные билеты
Право посещения музеев и выставочных залов СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С. М. Кирова (без экскурсионного обслуживания) в соответствии с графиком работы музеев и выставочных залов на основании бесплатного билета предоставляется следующим категориям граждан:
- Участники и инвалиды ВОв;
- Жители блокадного Ленинграда;
- Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда»;
- Ветераны и инвалиды боевых действий;
- Лица, удостоенные звания Герой Советского Союза, звания Герой Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
- Инвалиды I и II групп, дети-инвалиды;
- Один сопровождающий инвалида I группы или ребенка-инвалида;
- Переводчик с русского жестового языка, сопровождающий посетителя с ограниченными возможностями;
- Воины-интернационалисты;
- Учащиеся художественных школ и художественных высших и средних специальных учебных заведений РФ;
- Студенты факультетов истории искусств, экскурсоведения, музееведения, организации туристской деятельности высших учебных заведений РФ, обучающиеся по очной форме обучения;
- Сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ, руководители «народных музеев», члены союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области; члены Международного совета музеев (ИКОМ);
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских домах, школах-интернатах;
- Граждане, находящиеся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
- Дети в возрасте до 7 лет;
- Члены союзов художников, архитекторов и дизайнеров РФ;
- Члены многодетных семей;
- Члены Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации;
Бесплатные среды
- Право посещения музеев и выставочных залов СПб ГБУК ЦПКиО им. С. М. Кирова (без экскурсионного обслуживания) на основании бесплатного билета каждую среду предоставляется следующим категориям граждан:
- Лица, не достигшие 18 лет;
- Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам.