Подворья

Правила посещения Валаама

Валаамский монастырь, где находится множество святынь, интересен туристам и паломникам. Чтобы получить удовлетворение от поездки в святое место, следует заранее выбрать цель путешествия и желаемую роль.

Род занятий Права и обязанности Как стать
Турист Осмотр достопримечательностей. Соблюдение общих правил вежливости. Участие в молитвах и службах не обязательно. Фото- и видеосъемка только по разрешению. Купить тур на Валаам в агентстве, приехать на остров самостоятельно
Паломник Осмотр достопримечательностей. Посещение молитв и служб, поклонение святыням. Приветствуется выполнение простых поручений от монахов. Через Паломническую службу
Трудник Участвует во всех обрядах вместе с монахами, соблюдает монастырский распорядок, работает на общее благо. Может стать монахом через 2-3 года после начала трудничества или покинуть Валаам по своему желанию в любое время. Связаться со Службой благочиния монастыря +7
Волонтер Работает на благо монастыря, не участвуя в обрядах. Может быть человеком любого вероисповедания или атеистом. Связаться с Волонтерской службой

Количество трудников и волонтеров, которые могут быть поселены в гостиницы, строго ограничивается. В монастыре есть места для 40 трудников, число волонтеров меняется в зависимости от потребности в помощниках. Валаам – мужской монастырь, но в трудники и волонтеры принимаются женщины, хотя они не могут быть посвящены здесь в монашество

Все гости острова Валаам, вне зависимости от своей роли, должны соблюдать правила вежливости:

  • Женщины могут ходить по святому острову только в платках и юбках.
  • Мужчины должны входить в храмы без головных уборов.
  • Для всех считается неприличной очень открытая одежда, даже если очень жарко.
  • Неприлично посещать экскурсии и паломничества в спортивной одежде.
  • Мобильные телефоны во время посещения храмов и святых мест нужно отключать.
  • К незнакомым монахам следует обращаться «Отец» или «Отче».
  • Невежливо отвлекать монахов, трудников, волонтеров от их работы.
  • Можно задавать монахам вопросы о смысле монашества и православной веры.
  • Очень неприлично спрашивать монахов об их настоящих именах, мирской жизни до принятия обетов.

Курение табака на острове не приветствуется, но и не запрещается для всех, кроме трудников. Для курения следует выбирать скрытые от посторонних глаз места, где ходит мало людей, чтобы не мешать никому сигаретным дымом. Распитие алкогольных напитков категорически запрещено, если это не кагор или вино для причастия.

Валаамский монастырь находится на территории заповедника, где запрещены рыбалка и охота, палаточные лагери и разведение костров. Нельзя выкидывать на островах мусор, это неуважение не только к святому месту, но и к природе Карелии.

По Саровскому уставу

Согласно тяжелому для России Столбовскому мирному договору, подписанному в 1617 году, Валаамский архипелаг, равно как Ингерманландия со значительной частью Карелии, отошел к Швеции на «вечные времена». Древняя Валаамская обитель прекратила свое существование.

Православные карелы, не пожелавшие остаться под властью «лютеров», также покинули родные края. В России они обустроились в тверских и новгородских землях. Остатки валаамского братства осели в Васильевском Староладожском монастыре. А опустевшее Приладожье шведское правительство постепенно стало заселять финнами-лютеранами. На валаамских островах практически на 100 лет хозяевами стали несколько крестьянских семей.

Однако в начале XVIII века в результате Северной войны, победоносно завершенной Петром I, Карелия и Валаамский архипелаг вновь вернулись в состав России. Валаамский монастырь, возобновленный указом Петра I, уже не мог стать объектом шведского нападения.

Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года. В центре изображён Пётр I. А. Е. Коцебу, 1846

До последней четверти XVIII века обитель на Валааме ничем не отличалась от большинства российских монастырей, кроме островного положения. Фактор удаленности стал причиной отправки туда на исправление провинившегося духовенства. Такое соседство не могло положительно влиять на братию, делая ее или надзирателями, или соучастниками мелких бесчинств ссыльных.

В середине XVIII века обитель бедствовала. В апреле 1754 года страшный пожар уничтожил почти все постройки; спасти удалось несколько книг и икон. Вклады императрицы Елизаветы помогли компенсировать ущерб, но в 1764 году последовала новая беда — монастырская реформа Екатерины II вывела обитель за штат и лишила угодий на материке.

Первым поворотным событием в новой истории Валаама стало назначение игуменом преподобного Назария, прежде пребывавшего в Саровской обители. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил просил настоятеля Саровской пустыни иеромонаха Пахомия отпустить на Валаам Назария. Пахомий возражал, что Назарий необразован, на что получил ответ: «умников у меня и своих хватает, пришлите мне вашего глупца».

Игумен Назарий

В 1781 году Назарий прибыл на Валаам, где показал себя опытным духовным руководителем. Он ввел на островах устав Саровской пустыни, что позволило правильно организовать и упорядочить жизнь братства. Согласно этому уставу, на Валааме возможно было практиковать все три формы монашеской жизни, сложившиеся в Православной Церкви — общежительную, скитскую и отшельническую. Помимо духовного, при игумене Назарии началось и материальное строительство обители. Все бывшие деревянными здания перестроили в камне: собор, келейные корпуса вокруг в форме четырехугольника, малые церкви, ризницу, трапезную. При поддержке энергичного и умного Санкт-Петребургского митрополита Гавриила игумен Назарий сумел так наладить жизнь вверенной ему обители, что в нее вновь, как и в Средние века, потянулись люди, стремящиеся к подлинному монашеству. В 1786 году Валаамский монастырь из заштатного был переведен в III класс, а в конце века император Павел подарил ему сенокосы и рыбные ловли в Выборгской губернии, что обеспечило обитель постоянным доходом.

3

Монастырь на острове Валаам: расположение, описание, история

Валаамский архипелаг находится на севере Ладожского озера в Карелии. Крупнейший остров носит название Валаам, второй по размерам – Скитский. Архипелаг состоит из 50 островов разного размера, многие из которых не обжиты. Некоторые из них соединены мостками, на другие можно добраться только по воде. Ближайший к монастырю город – Приозерск (Ленинградская область).

По легенде, первый крест на острове заложил сам апостол Андрей. В десятом веке монастырскую общину на острове будто бы основали два византийских инока, которых звали Герман и Сергий. Но первые исторически достоверные сведения относятся к пятнадцатому столетию. Датой основания монашеской общины называется 1407 год.

В 1754 году монастырь был почти полностью уничтожен возникшим на острове пожаром. Сгорела большая часть построек, после пожара на острове пожелали остаться только 12 монахов. Постепенно все здания были восстановлены, и к началу революции число монахов достигло тысячи человека.

После Первой мировой войны архипелаг Валаам стал принадлежать Финляндии. На монашескую общину оказывалось сильное давление. Например, предписывалось вести службы на финском языке, считать даты праздников по григорианскому календарю и т. д.

В годы советско-финской войны многие святыни и материальные ценности были вывезены с острова как собственность финского правительства. В 1940 году монастырь был полностью оставлен братьями, о чем прозвенели 12 грустных ударов в колокол.

До 1944 года архипелаг принадлежал финнам, там находилась морская школа. Затем он перешел в распоряжение Советского Союза. На Валааме построили хозяйство целлюлозного завода, организовали метеорологическую станцию и лесничество в заповедной зоне. В 1950 году был организован Дом инвалидов войны и труда для реабилитации пострадавших.

С 1979 года началась длительная реставрация исторических памятников и православных святынь. В 1989 году архипелаг был вновь передан церкви, и на него прибыли 6 монахов. Сейчас большая часть строений восстановлена и заново освящена, население острова составляет около 200 монахов.

Репка для царя и первоклассный монастырь

Расцвет Валаама пришелся на XIX век. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. Именно при императоре Александре I в 1810 году Великое княжество Финляндское было отвоевано у Швеции и вошло в состав Российской империи. А Валаамский архипелаг, в свою очередь, вошел в административное подчинение Финляндии. Эта ситуация обусловила совершенно особое положение Валаамского монастыря — «православной святыни в лютеранском окружении» и его особую судьбу после 1917 года. Во время своего визита государь был подчеркнуто скромен. Он посетил все уставные службы, смиренно стоя в храме сзади — среди рядовой братии. На вопрос слепого старичка-монаха, кто находится рядом с ним, Александр скромно ответил: «Путешественник». Отшельник схимонах Николай, принявший царя в своей пустынной лесной келье, сказал, что может угостить его только репкой, выращенной на огороде своими руками. Но возник конфуз: столового прибора у отшельника не было. Царь на это сказал, что «он солдат и съест по-солдатски», содрал с репки кожуру зубами и съел.

Александр I на Валааме

После царского визита обитель ждали милости. Она получила статус монастыря I класса. Валаамские чудотворцы Сергий и Герман были внесены в общецерковные месяцесловы, суда с монастырскими грузами, приходящие в Санкт-Петербург из Финляндии, — освобождены от таможенных пошлин.

С 1839 по 1881 годы монастырь возглавлял игумен Дамаскин (Кононов). За сорок лет его правления появился тот самый Валаам, к которому стремятся богомольцы и туристы.

Прежде всего, основная обитель приняла знакомый нам архитектурный облик. Чертежи создавали архитекторы из Санкт-Петербурга, работы выполняли профессиональные каменщики, маляры, кровельщики, плотники, приглашаемые монастырем со всей России. В летние сезоны число рабочих в обители превышало 400 человек. Наравне с ними трудилась братия.

Игумен Дамаскин (Кононов)

Одной из проблем монастыря был трудный доступ к воде: обитель стояла на горе. Дамаскин благословил брата Ионафана, сироту, выпускника ремесленного училища, будущего настоятеля, спроектировать и построить водопровод. Канал, продолбленный в скале, привел воду к основанию монастыря, а насос, приводимый в действие паровой машиной, качал ее наверх.

За годы игуменства Дамаскина на Валааме появились шесть скитов, двадцать часовен и десять поклонных крестов. Было выстроено несколько домов, включая гостиницы, созданы новая библиотека, мастерские, проложены дороги, приобретен пароход.

Игумен Дамаскин занимался не только строительными и хозяйственными заботами. Он следил за исполнением строго Саровского устава, исповедовал братию, наставлял провинившихся. Двоим монахам, захотевшим покинуть монастырь, он разрешил уйти, только если они снимут и оставят свои рясы у гробницы святых Сергия и Германа. Монахи остались.

Водопроводный домик

Во время десятилетней болезни после инсульта игумен Дамаскин, как вспоминали его келейники, никогда не жаловался. На вопросы о здоровье неизменно отвечал: «Слава Богу!» В еде довольствовался тем, что подадут, от пищи не отказывался, но отдельно никогда ничего не просил. Услуги со стороны братии, даже самые простые — перевернуть на другой бок, одеть, вывезти погулять, почитать книгу — воспринимал с такой глубокой благодарностью, что временами слезы выступали у него на глазах. Часто с трепетом причащался, много молился, неоднократно отмечались случаи его прозорливости.

Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте «Мужицкая обитель»). Надо отметить, что братия умела соблюсти устав и традиции. В 1835 году Синод назначил настоятелем игумена Вениамина из Новоезерского монастыря. Вениамин был хорошим хозяйственником, но братия его не приняла: согласно определению Синода от 1813 года настоятелем мог быть только валаамский насельник. После нескольких лет споров и тяжб законность восторжествовала: Вениамин удалился с острова, а настоятелем стал Дамаскин.

4

До Валаама из г. Сортавала

Населённый пункт Сортавала расположен в 40 километрах от острова Валаама. Водное путешествие начинается от городского причала, отсюда все корабли отправляются к священному архипелагу. До Валаама современный катер «Метеор» осуществляет рейсы в 9:00 и 11:00 часов. В летний период скоростное судно курсирует каждый день. Обратно с острова катер отплывает в 15:00 и 17:00. Расписание не очень удобное для путешественников, поскольку на осмотр всех святынь и достопримечательностей остаётся мало времени. Продолжительность пути в одну сторону занимает около одного часа.

Самостоятельный турист должен помнить, что билетов на «Метеор» может не оказаться, поскольку часть их заранее выкупают экскурсионные фирмы для своих групп. От Сортавала до острова также отходят другие теплоходы с 9:00 до 12:00 часов. Конкретного расписания отправлений нет, однако проблем с отплытием возникнуть не должно. У причала выстраивается достаточное количество кораблей, поэтому мест хватит для всех желающим. К недостаткам этого вида сервиса можно отнести малую скорость катеров, что в результате короткое расстояние может преодолеваться в течение 2,5 часа.

Расписание богослужений и правила посещения

Суточный круг богослужения начинается по общепринятому правилу православной церкви — в 17-00.

В 21-00 на Валааме объявляется время безмолвия, когда читается келейное правило. В 22-00 монахи ложатся спать. В 5-00 начинается утреня. Обычно служба оканчивается около 8 утра.

Ежедневно в 13-30 читается молебен у мощей Сергия и Германа — основоположников Валаамского монастыря.

В воскресные и праздничные дни проводится долгая божественная литургия с 9-00 до 12-00. По ее окончании обычно предоставляется возможность приложиться к мощам святых.

Примите во внимание: женщинам лучше всего входить в храм вообще без косметики. Обязательно нужно покрыть голову платком и надеть длинную юбку

Мужчины должны снять головные уборы.

Вести себя следует благочестиво, не шуметь. Если вы с ребенком, и ваше дитя расплакалось, постарайтесь поскорее выйти и не мешать службе.

На богослужение приходите заранее. Покидать храм до окончания службы — большой грех перед Богом. Если есть крайняя необходимость, то все же можно уйти раньше. Но потом следует обязательно упомянуть об этом в исповеди и покаяться.

У Валаамской обители есть аккаунты в соцсетях

  • Facebook:
  • Живой Журнал: http://valaammonahos.livejournal.com/
  • Твиттер:
  • ВКонтакте: http://vk.com/monahos

По материалам официального сайта Валаамского монастыря

Как добраться до Валаама?

1. Ближайшие к Валааму крупные населенные пункты — Приозерск, Лахденпохья и Сортавала.

2. Из Приозерска на Валаам и обратно раз в день ходит метеор и пассажирский теплоход. Существует и их расписание.

3. Из Лахденпохьи можно зафрахтовать небольшой катер на несколько человек.

4.  Из Сортавалы транспортное сообщение самое удобное. Существует метеор: Сортавала – Валаам – Сортавала.

Специализированного «общественного транспорта» в монастырь не существует.

  • Утешение монаха. Интервью с наместником Валаамского монастыря
  • Валаам. Записки начинающего паломника
  • О, дивный остров Валаам

Особая духовно-экономическая зона

В России принято считать, что успех любого дела связан с яркой личностью, и, когда этот человек умирает, начинается деградация. В случае Валаамского монастыря было не так. После Дамаскина сменилось несколько настоятелей, а Валаам развивался и укреплялся как центр притяжения для богомольцев и просто любопытствующих.

Что же в конце XIX века влекло на Валаамский архипелаг художников и литераторов? Во-первых, «мужицкая обитель» поражала наблюдателя тем, что в то время называлось культурным хозяйством. Монастырь, живший по древнему уставу, напоминал коммуну, в которой используются все достижения прогресса. Вместо водоносов — водоподъемная машина. Другая подъемная машина доставляла грязную одежду из бани в прачечную, там она стирались, выжималась гидравлическим прессом и сушилась сухим паром. И детали для машин, и кованые решетки, и маленькие колокола (большие отливали по заказу на литейных заводах) — все создавалось в токарных, сверлильных, литейных мастерских. В них трудились послушники и монахи. Центральную усадьбу монастыря и скиты на острове соединяли идеальные дороги с мостами и каналы.В садах вызревали такие несвойственные для Карелии фрукты, как вишня и слива, на огородах — лекарственные растения и южные приправы, в том числе иссоп, упомянутый в 50-м псалме. В древесном питомнике выращивались саженцы сибирского кедра для последующей посадки.

Любые действия братии, в том числе и хозяйственные, могли осуществляться только по благословению (разрешению) настоятеля.

Являясь собственником всех Валаамских островов и прилегающей водной акватории (знаменитых «валаамских рыбных ловлей»), монастырь выступал как бережный, рачительный хозяин.

В условиях частых штормов (как отмечалось в монастырских путеводителях, «как бы ни были и толсты и крепки деревья, бурный ветер вырывает их в иных местах по одиночке или целыми полосами») братия не имела нужды рубить лес на дрова. Для хозяйственных целей хватало валежника.

В качестве строительного материала использовали покупную древесину хорошего качества.

По инициативе игумена Дамаскина на Валааме была начата программа по сохранению и облагораживанию лесных угодий. Кроме контроля и защиты леса от самочинных вырубок (этим грешили обычно тайно приезжавшие на остров финны-рыбаки), своевременного вывоза валежника и уничтожения больных деревьев, были проведены масштабные мелиоративные работы: по всему Валааму силами братии были проложены водостоки, что предотвращало постепенное подтапливание и закисание почв. Для руководства этими работами приглашался профессиональный лесничий.

Монахи в некоторых скитах не ели рыбу, поэтому она буквально кишела у берегов внутренних озер. Тем более исключалась охота — аборигенные птицы и звери Валаама никогда не слышали ружейных выстрелов. Отсюда множество описаний умилительных встреч путешественников с лосями, лисами, птицами. Даже собрать грибы и ягоды можно было лишь по благословению, поэтому в двух шагах от человеческого жилья красовались россыпи подосиновиков и волнушек. Пожалуй, старый Валаам был самым последовательным экологическим пользователем тех времен.

Все это обеспечивалось строжайшей дисциплиной. Женщины на остров допускались, но не могли появиться во многих зданиях, например, в братской трапезной и в некоторых скитах. Существовал жесткий контроль над образом жизни братии и трудников. Посылки от родственников с Большой земли подвергались проверкам — так как табак в монастыре был запрещен, иногда приходили религиозные книги, где между склеенных страниц был засыпан табачный порошок. Зимой на лед выходили дозорщики, чтобы с материка не пронесли табак или спиртное. Надо сказать, что этот «бизнес» по подпольной торговле спиртным и табаком был рассчитан не на монахов, а на рабочих, трудившихся в монастыре по найму (как уже отмечалось, число их в летние периоды превышало 400 человек) и некрепких духом богомольцев, количество которых тоже могло доходить до тысячи одномоментно.

Удивительный природный ландшафт и сохранившаяся живая природа, люди, выбравшие духовный подвиг, — вот что привлекало на Валаам любопытствующих, не говоря уже о подвижниках, готовых жить этой жизнью. На рубеже веков число постоянных и временных жителей монастыря иногда достигало тысячи человек.

На территории Валаама было вольготно не только зверям и птицам, но и упряжным лошадям. Монастырским возницам запрещалось даже щелкать кнутом, не то что бить коней.

5

Становление и развитие Валаамского монастыря

Первые десятилетия пустынь, на которой обосновались монахи, постоянно подвергается нападениям со стороны шведских наемников. Получив отпор от войска русского, они в бессильной злобе нападали на беззащитных монахов, сжигали и разоряли их обитель. Во время одного из таких нашествий было принято решение перенести святые мощи преподобных Сергия и Германа в Новгород. И лишь в конце 11 столетия, после того как угроза была ликвидирована, мощи были возвращены на Валаам. Однако, остерегаясь угрозы будущих набегов и осквернения святыни, было принято решение схоронить их глубоко внутри скалы, в специально вырубленной для этого могиле. И поныне святыня хранится в этом месте.

Собор Спаса Преображения

Более активное развитие началось в середине XIV века, после заключения мира со шведами. Шведский король Магнус Второй, пытаясь попасть на главный остров архипелага, после безуспешных попыток и многих дней скитания по морям, принял решение отречься от престола. Он прекратил попытки развязать войну. Более того, сменив царский сан на простую рясу священника, он познал истину и стал носить имя Григорий.

Вплоть до 16-го столетия монастырь активно развивается. Правящие в разные годы цари государства Российского с особой благосклонностью и заботой относятся к святыне. Они освобождают тамошние земли от налогов и сборов, а природу островов защищают особыми указами, запрещая, в том числе, охотиться и вырубать леса.

Собор Спаса Преображения

Трагическая история, не раз выпадавшая на долю монастыря, повторилась в 1578 году. Шведы вновь развязали захватнические войны. Подвергая истреблению и гонениям карелов, они напали на Валаамский монастырь и безжалостно порубили мечами старцев и послушников, не отказавшихся от своей веры – Православия.

Несколькими годами позже еще одно горе и испытание выпало на долю иноков этой обители. Эпидемия чумы, вспыхнувшая внезапно и стремительно, унесла жизни множества служителей церковного комплекса. А затем шведы окончательно разорили святыню, уничтожили практически все, что было создано здесь, — церкви и кельи монахов, трапезную и всю отраду. Все было сожжено, разграблено, разрушено. Многие монахи прятались в окрестных лесах, не желая покидать священные земли, некоторые продолжали служение господу на территории Антониев-Дымского монастыря.

Церковь Петра и Павла, Келейный корпус

Истинное развитие обители началось в конце XVI – начале XVII веков, после заключения очередного мира со шведами. Царь Руси, в то время – Федор Иоаннович, выделил из государевой казны средства и вновь отстроил обитель. Были возведены церкви, кельи, трапеза и другие строения, восстановлена ограда комплекса. Дальнейшее развитие и расширение обители привлекло на его территории множество людей верующих. Создается и обустраивается 12 скитов, что в конечном итоге дает возможность и основание именовать монастырь Великою Лаврою.

Церковь Петра и Павла

Трудные времена не раз выпадали в виде испытаний на долю иноков. Не обошла беда стороной и в самом начале XVII века. В то время правил обителью игумений Макарий, когда коварное нашествие шведов принесло на святые земли полное разорение, погибель многих истинных служителей Православия.

После этого на земле обосновались захватчики, построив свои дома на святой земле, стремясь полностью искоренить следы православия. Более ста лет территории находились в ведении шведского короля, а иноки были либо уничтожены, либо изгнаны с этих земель.

Церковь Валаамской иконы Божией Матери

Новое испытание Валаамского монастыря

Келейный корпус

Территория, на которой располагалась пустынь, почти целое столетие находилась в составе Финского Великого Княжества. В те годы это была часть Российской империи. Страшные события, преследовавшие церковь после установления на территории России власти большевиков, миновали Валаамскую обитель, сохранив ее созданный многими столетиями величественный облик.

После победы в войне 1941-1945 года священнослужители, спасаясь от власти Советов, вынуждены были покинуть святые земли. Они обосновались на территории теперь уже независимой Финляндии, где на предоставленную помощь основали Ново-Валаамский монастырь. Эта обитель является действующей и в наше время.

Скит Всех Святых Валаамского монастыря

Сам остров в это время переживает новую стадию развития, никак не связанную с верой. Поначалу здесь открывают школу боцманов, а затем дом для инвалидов. Много позже, стремясь сохранить историю в целостности, здесь открывается Музей-заповедник. И только в 1989 году, после известных событий свержения власти коммунистов и атеистов, в Валаамский монастырь возвращается монашеская жизнь.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Достопримечательности острова Валаам

Валаам, имеющий статус самого большого острова архипелага, поднят над уровнем Ладожского озера на высоту 60 метров. Величие острова просматривается с запада и юга, где гранитные скалы скрываются под водой на глубину до нескольких десятков метров. Северная и восточная части островной территории весьма интересны для туристов своими проливами.

Однако при всей красоте природы на острове, большая часть туристов едет на Валаам ради других достопримечательностей. Дело в том, что монастырь включает в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама, и 21 часовню. Расскажем о самых интересных из них.

Восстановление Валаамского монастыря

Не просто так в истории земли Русской имя Петра Первого звучит, как Петра Великого! Настоящего царя русского, вернувшего и величие, и веру народу своему. Именно Петр I повелевает возобновить монастырь сразу же после того, как с Валаама изгнали захватчиков. Указ императора, изданный в 1715 году, повелевал начать полное восстановление обители на Валааме. Помощь в становлении земель оказывал Кириллов монастырь, откуда поставлялась утварь, припасы, инструменты для разных работ и многое другое.

Памятник Патриарху Алексию II

Находясь под надежной защитой государства российского, святыня развивается наиболее активно, возводится все больше церквей, развиваются другие здания и сооружения. Развитие велось столь стремительно, что уже к 1811 году на территории монастыря нет ни одного деревянного здания. Все строительство ведется только из кирпича. Активное и динамичное развитие Валаама продолжается вплоть до конца XIX – начала XX веков.

Советы туристам

В поездку на остров Валаам следует взять с собой:

  1. Паспорт и медицинский полис.
  2. Мобильный телефон и power bank.
  3. Средства личной гигиены.
  4. Индивидуальные лекарства.
  5. 2-3 юбки и платка (для женщин).
  6. Комплект сменной одежды (для всех).
  7. Удобную обувь по погоде, каблуки нежелательны.
  8. Деньги на обратную дорогу, даже если она уже оплачена, на случай отставания от группы.

Особенное внимание нужно уделить сбору личной или семейной аптечки. На острове нет поликлиник, медпунктов и врачей

Количество лекарств, которые есть у монахов, крайне ограничено. Лекарства для монахов покупаются на пожертвования, с поставками возможны перебои. В случае опасений за свое здоровье, от поездки лучше отказаться или перенести ее на другие даты.

В теории до монастыря можно доехать и зимой, на машине по льду Ладожского озера. Но монахи это не одобряют («не благословляют», как говорят православные люди). Зима для монахов – это время отдыха от туристов, время для молитв и духовного развития. Кроме того, езда на машине по льду является потенциально опасной.

В монастыре не проводят венчаний, крещения детей, отчиток бесноватых и других таинств. Все эти обряды выполняют приходские священники, а не монахи. Во время посещения монастыря можно подавать записки за здравие и упокой людей, приобрести религиозные сувениры.

Валаамский монастырь находится в красивом живописном месте, где каждый может ощутить гармонию в душе, отдохнуть от ежедневной суеты. Посетить это место стоит даже людям, далеким от религии. Поездка на Валаам поможет не только изучить историю и культуру нашей страны, но и глубже познать самого себя.

Оформление статьи: Владимир Великий

Где остановиться?

Валаамский монастырь, где находится всего две гостиницы, не может разместить всех желающих. В 2020 году сгорело здание Зимней гостиницы, поэтому свободных мест для туристов и паломников стало значительно меньше. В туристический сезон на острове часто возникает нехватка номеров, общая вместительность гостиниц составляет всего 200 человек.

Название Телефон
Игуменская +7-921-800-82-72
Адмирал Кузнецов +7-921-728-76-81

При самостоятельном планировании путешествия можно выбрать гостиницу в соседних городах: Приозерске и Сортавале. Останавливаться на берегу Ладожского озера в палатке не стоит. Монахи не будут против, но могут возникнуть проблемы с лесниками, поскольку территория считается заповедной зоной.

Кто основал Валаамский монастырь

Личность основателя Валаамского монастыря и точный год его основания до сих пор остаются под вопросом. Монастырь является настолько древним, что достоверных свидетельств о начале его существования попросту не сохранилось.

  • На основания жития преподобного Авраамия Ростовского высказывается предположение, что обитель была основана в начале Xвека иноками Германом и Сергием, которые пришли на Валаам из Средиземноморья и основали на острове монашеское братство. При этом письменных источников, которые рассказывали бы о жизни непосредственно иноков, не сохранилось, однако в ряде летописей упоминается о переносе их мощей в 1163 году с Валаама в Новгород.
  • Согласно текстам жития Савватия Соловецкого, годом основания монастыря на Валааме считается 1407 год.
  • По легенде, первооснователем Валаамской обители является сам апостол Андрей Первозванный, донесший благую весть о Христе до самых северных земель и воздвигший каменный крест на скалах Валаама.

Внимание! Фактически отследить историю и развитие Валаамской обители можно только с XVI века, именно в этот период упоминания о монастыре начинают часто встречаться в письменных источниках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector