Люблино (усадьба)

Экскурсия по господскому дому

Прогуляемся по отреставрированному дворцу и полюбуемся на интерьеры, которые пленяли москвичей в начале XIX века. Несмотря на то, что здание выглядит компактным, внутри дурасовского дома очень просторно.

Фрагмент интерьера / фото автора

Центральное место занимает большой круглый зал, который расписан в модной два века назад технике гризайль. При Н. А. Дурасове торжественное помещение служило парадной столовой для гостей.

Стены зала декорированы под розовый мрамор, на них в одном тоне нарисованы колонны с капителями. В верхней части стен и на потолке изображены барельефы древнегреческих богов и героев античных мифов – Венеры, Аполлона и Амура. Пол сделан из деревянного паркета, а большие окна обрамляют белые и золотистые шторы.

Во времена Дурасова по периметру стояли столики и кресла. В специальной нише за ширмой играли музыканты, и гости, которые приходили на прием, не понимали, откуда доносится музыка.

В четыре стороны от главного зала отходят комнаты. Зал, отделанный мрамором, предназначался для танцев

Сегодня в нем стоит скульптура Венеры и две витрины – с парадным мундиром и коллекцией вееров, Когда будете проходить через Мраморный зал, обратите внимание на красочную роспись на потолке и плафоны с барельефами на стенах

Розовый или Колонный зал оформлен в теплых бордово-розовых тонах. Его украшает роспись в стиле гризайль, большая яркая люстра и наборный паркет. Во время экскурсий за большой белый рояль садятся музыканты и исполняют для гостей старинные мелодии. 

Второй этаж дома-ордена посвящен театру Дурасова. Здесь экспонируют раритетную мебель, дворянские костюмы XIX века и деревянную модель театральной машины, воспроизводящую звуки дождя и грома. На стенах висят гравюры и портреты.

Интересные события

Круглый год на территории заповедника проводятся различные развлекательные и культурно-познавательные мероприятия для детей и для взрослых.

Так, например, в преддверии Нового Года в здании Дворца организуют детские утренники и постановочные представления с участием профессиональных артистов. Также здесь проходят торжества, приуроченные к празднованию Масленицы, Дня Победы и др.

С мая по октябрь доступны развлечения на открытом воздухе — катание на лошадях, участие в квестах, прокат велосипедов, настольный теннис и бадминтон.

Каждый посетитель сможет выбрать для себя интересную тематику. Требуется предварительная запись по телефону для регистрации: +7(499) 722-71-89.

На территории парка часто проходят различные фестивали, выставки и временные экспозиции. Расписание событий постоянно обновляется. Отслеживать изменения можно непосредственно на информационных стендах заповедника.

Для детей проводятся ознакомительные экскурсии по парку.

Усадьба Люблино: что рядом?

Усадьба Люблино находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Музей «Восстание машин» ~ 2,3 км. Музей русской усадебной культуры в усадьбе Кузьминки ~ 3,2 км

Музей русской усадебной культуры в усадьбе Кузьминки ~ 3,2 км

Развлекательный комплекс «Фэнтези парк» ~ 3,8 км

Усадьба Деда Мороза в Кузьминках ~ 4,2 км

Парк развлечений «Остров Мечты» ~ 4,2 км

Коломенское ~ 4,9 км

Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин» ~ 6,0 км

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Калитниковском кладбище ~ 6,0 км

Как попасть в усадьбу Люблино

Если вас заинтересовало это историческое место, то вы должны знать, что усадьба находится по адресу: Москва, ул. Летняя, дом 1, корпус 1. Сюда можно доехать на метро до станции «Волжская». По подземному переходу выходите на улицу Краснодонскую. Поворачиваете направо и идете по этой улице к мосту, переходите Люблинский пруд и выходите на улицу Летняя, которая приведет вас ко дворцу Дурасова. Теперь вы знаете, где находится усадьба Люблино, как добраться до нее. Советуем не откладывать поездку и посетить это великолепное место.

Всем посетителям музея-усадьбы следует знать, что на территорию парка можно попасть ежедневно, кроме понедельника, с девяти до восемнадцати часов. Экспозиция дворца открыта для просмотра с десяти до семнадцати часов. На территорию музея вход бесплатный. Посещение музея для граждан РФ – от двадцати до ста рублей. Усадьба Люблино, отзывы о которой просто восторженные, – это прекрасное место для проведения досуга.

Дачник Достоевский

Люблино унаследовала сестра Николая Алексеевича. Следующим примечательным хозяином усадьбы стал муж ее дочери боевой генерал Отечественной войны и литератор Александр Писарев.

В середине XIX века усадьбу приобрел купец первой гильдии, предприниматель Конан Голофтеев (1822–1896), при котором дворец перестроили, а усадебную территорию превратили в дачный поселок. Самым известным арендатором был Федор Достоевский, который в 1866 году «укрепился в Люблине в приятнейшей компании». Здесь, находясь по соседству с семьей своей сестры Веры Михайловны Ивановой, он дописывал «Преступление и наказание».

Любопытно, но при Дурасове в Люблине не было своего храма. Голофтеев восполнил этот пробел, купив на Политехнической выставке в 1872 году деревянную одноглавую церковь, которую освятили во имя святых Петра и Павла. В советское время ее разобрали.

Усадьба серьезно пострадала во время знаменитого московского смерча 1904 года, самого разрушительного в истории города. Тогда дворец лишился мраморной статуи Аполлона. Унаследовавший Люблино от отца Николай Голофтеев заказал в Германии копию «Большой геркуланянки» из Дрезденского музея – изваяние женской фигуры в хитоне и плаще, сохранившееся в римской копии с греческого оригинала. Водруженная на опустевший бельведер, статуя невольно катализировала легенду про крест ордена Святой Анны Дурасова – в ней стали видеть православную святую, в честь которой был назван этот орден.

В советское время усадьбу сначала отдали под коммунальное жилье, затем в ней размещался Институт океанологии Академии наук СССР и лишь с 2003 года Люблино превратилось в музей.

В 2019 году при благоустройстве территории археологи обнаружили на небольшой глубине мраморную женскую статую XVIII века. В ней узнали аллегорическую фигуру «Молчание», которая при Голофтеевых стояла у входа во дворец. После реставрации она вернется на свое место.

Жилищные условия

Самым «депрессивным» местом района жители считают торгово-ярмарочный комплекс «Москва», по сути, функционирующий в качестве крытого универсального рынка. Жильцы окрестных домов называют торговый центр местом скопления нелегальных мигрантов. Другая малоприятная область — действующий ещё с 1930-х литейно-механический завод на Люблинской улице — знаменует начало крупной промзоны, суммарно занимающей почти 20 % территории района. Большая часть помещений производства давно не используется по прямому назначению, сдаётся под склады и гаражи. В отличие от рынка, определённые перспективы у территории есть: зона, по планам городского строительства, должна быть ликвидирована, а территория отдана под застройку. Но точные сроки реализации планов не ясны — инвестор ещё не найден. Пока тяжёлое производство остаётся причиной извечного беспокойства жителей окрестных домов: экологи регулярно фиксируют в окрестном воздухе высокое содержание азота.

Люблинский пруд в парке. Фото: Commons.wikimedia.org

Район хорошо подойдёт семьям с детьми — в Люблине достаточное количество школ, парков, прогулочных зон и спортивных комплексов. А вот молодым людям пойти практически некуда: вся индустрия развлечений сводится к сетевым ресторанам и нескольким локальным кафе, которые больше подойдут для торжественных банкетов.

Люблино может похвастаться развитой транспортной инфраструктурой: жители пользуются несколькими станциями метро и районными автобусными маршрутами. Средняя стоимость квадратного метра здесь составляет около 148 тыс. рублей — немного выше, чем в соседних районах Марьино и Капотня. На рынке предлагают сравнительно много вариантов, но большинство из них мало чем отличаются друг от друга: покупатели смогут выбрать вторичную или первичную квартиру в типовом панельном доме. Кирпичные и монолитные здания ранних годов постройки в районе тоже есть, но квартиры в них продаются намного реже и быстрее. Арендовать однокомнатное жильё в среднем можно за 32 тыс. рублей, скромная «двушка» будет стоить 37 тыс., а средняя «трёшка» обойдётся примерно в 42 тыс.

Что можно увидеть в усадьбе в наши дни

Осмотр усадебного комплекса лучше начинать со знакомства с главным домом, который часто называют дурасовским дворцом. Он был выстроен в 1800 году. В наши дни внутри здания находится музей.

Широкие лестничные марши ведут посетителей в галерею. Отсюда они могут перейти в Круглый зал, который в свое время служил хозяевам столовой комнатой. Интерьеры украшает многоцветная роспись, мастерски сделанная в технике «гризайль». Стены декорированы живописными изображениями архитектурных элементов – фризов, барельефов и медальонов. Пролёты между колоннами заполняют пейзажи, а в залах находится множество росписей на античную тематику.

Круглый зал

Круглый зал венчает высокий купол, который декорирован плафоном. На нем можно увидеть изображение богини Афродиты, мчащейся на колеснице. Из широких окон дворца открываются старинный пруд, тихие тенистые аллеи и изящная беседка, построенная в форме ротонды. Пол выложен дубовым паркетом, а посредине располагается розетка со звездой.

Мраморный зал усадьбы также оформлен с роскошью и большим вкусом. На его стенах видна роспись, имитирующая мрамор и барельефы. В этом зале хозяева усадьбы проводили светские балы и чаепития, которые были известны всем знатным москвичам. Меж окон установлены изящные скульптуры, позолоченная мебель и старинные подсвечники.

Мраморный зал

Колонный зал был местом приема гостей. Два строгих портика с колонами делят его на равные части. Зал украшает настенная живопись «гризайль», а остальное пространство закрашено в нежно-розовый тон. Для отделки колонн здесь применен дорогой мрамор розового цвета. Над карнизом помещено панно, где изображены сцены из древнегреческой мифологии. Особый колорит этому залу придает роспись с пейзажами самой усадьбы. Верхние этажи главного дома использовались, как жилые.

Ценителей русского зодчества не оставят равнодушными фасады главного дома – воплощение стиля классицизм. В них гармонично сочетаются квадратные и округлые элементы, купол-крыша и величественная полукруглая колоннада. Третий этаж построен в виде круглой надстройки – бельведера. Желтый фасад освежают белые барельефы со сценами из греческих мифов. На одном из них можно увидеть обряд посвящения юных девушек Афродите.

Розовая гостиная или Колонный зал

В усадьбе также находится здание театра. Отличный театр и первоклассные спектакли Дурасова были хорошо известны при дворе российского государя. Когда в 1818 году в усадьбу прибыла Мария Федоровна, она высоко оценила и искусство крепостных актеров, и красоту усадебной оранжереи.

Во время прогулки по усадьбе, можно увидеть дом управляющего, оранжерею и флигель, служивший пансионом для дворянских детей. В глубине двора стоят также конюшня и еще два хозяйственных здания. Кроме старого парка, утратившего свой первозданный вид, на приусадебной территории сохранился и Люблинский пруд – место, где очень любят отдыхать москвичи.

Находится бывшее дворянское гнездо неподалеку от станции московского метро «Волжское», на улице Летней.

Новейшая история[ | ]

Флигель театральной школы Национализированная в 1918 усадьба использовалась под школу, отделение милиции, дом культуры, в годы войны — под жильё. В 1948 году усадьбу передали Институту океанологии АН СССР. В 1952—1957 главный дом был восстановлен по проекту О. М. Сотниковой и Л. С. Сахаровой, туда и переехал институт (ОКБ Института океанологии по сей день занимает корпуса к востоку от главного дома). В 1990-е годы главный дом был передан в частные руки, после чего потребовалась масштабная реставрация, завершённая в 2005 году. Современный музей (часть Московского государственного объединённого музея-заповедника) базируется в главном доме и открыт ежедневно с 11 до 17 часов. Во дворце регулярно проводятся концерты классической музыки.

30 октября 2007 года правительство Москвы утвердило «Концепцию развития и функционального использования исторической усадьбы Люблино». После вывода из парка предприятий-арендаторов (среди них частный автосервис, арендующего бывший конный двор усадьбы, горнолыжный клуб и детская театральная студия) предполагается создание в усадьбе театральной школы-студии, включающей дворец Дурасова, здание театра, прилегающую парковую зону и пруд — так называемый фестивально-парковый комплекс общемосковского и всероссийского значения под условным названием «Театроград». В скором времени появится павильон для свадеб. Основные этапы благоустройства усадьбы завершатся в 2020 году.

Храм Аполлона

Большую художественную ценность имеют восстановленные интерьеры дворца, который предназначался не для проживания, а для развлечений. Здание несет в себе идею храма искусства, посвященного Аполлону — установленная на бельведере статуя божества когда-то царила над окрестностями. Античные сюжеты преобладают и во внутреннем оформлении дворца, который расписывал известный декоратор Доменико Скотти.

Центральный круглый зал (диаметр — чуть больше 11 метров) посвящен утру. О восходе солнца напоминают форма зала, рисунок паркета с расходящимися из центра лучами и потолочный плафон, на котором изображен утренний выход богини Венеры.

Доменико Скотти мастерски использовал монохромную технику гризайль, имитирующую архитектурные и скульптурные формы. Стены круглого зала украшены обманкой: кажущиеся трехмерными колонны на самом деле являются просто росписью. Скульптурный ярус — тоже двухмерный. Его занимают изображения колесницы Аполлона и муз, обряда жертвоприношения, аллегорий музыки и танца.

Круглый зал использовался как парадная столовая и освещался канделябрами — бра добавили после реставрации 1950-х по образцу светильников из дворца Шереметевых в Останкине. Наверху также располагалась ныне скрытая оркестровая ниша — благодаря прекрасной акустике музыка разносилась по всему дворцу.

Светло-зеленый мраморный зал символизировал летний день и предназначался для танцев. Через боковые двери гости могли совершить церемонный обход по круговым галереям первого этажа во время полонеза или котильона.

В интерьере использован стукко — искусственный мрамор, который был в моде у богачей начала XIX века и стоил тогда больше, чем природный. Настоящий шедевр — работа Скотти «Пир Вакха на острове Наксос», выполненная на холсте, который затем разместили в плафоне. На стенах — рельефные аллегории искусств и времен года.

Дух времени передает коллекция настольных часов XVIII–XIX веков, представленная в витринах, а также статуя Венеры Италийской — поздняя копия, отлитая с оригинала значительного скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы.

Розовая гостиная, окрашенная в тона закатного неба, символизирует вечер. Колонны композитного ордера делят ее на три части, делая похожей на парковую беседку. Декорация потолка и паркета — аллюзия на только-только появившиеся на небе звезды и их отражение на глади пруда.

К сожалению, из четырех оригинальных полихромных панно, написанных на холстах и размещенных на нижней части свода, сохранилось только одно, изображающее миф об Актеоне. Три остальных — «Вакх и Ариадна», «Суд над нимфой Калисто» и «Триумф Вакха и Ариадны» — были выполнены по сохранившимся фотографиям в 1950-е.

Литература[ | ]

  • Коробко М. Ю. Кузьминки-Люблино. М., 1999.
  • Коробко М. Ю. Люблино// Адреса Москвы. 2008. № 2/41. С. 81-83.
  • Коробко М. Ю. Москва усадебная. М., 2005. С. 175—208.
  • Коробко М. Ю. Московский Версаль: Кузьминки-Люблино. М., 2001.
  • Коробко М. Ю. Неизвестное Люблино// Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 7. М., 2001.
  • Коробко М. Ю., Еремкин Г. С., Насимович Ю. А. Люблино. — М., 2003. — (Природное и культурное наследие Москвы).
  • Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (юго-восточная часть и южная части города). М., «Искусство-XXI век», 2007, ISBN 978-5-98051-041-1, c. 141—145

Примечания[ | ]

  1. Ансамбль подмосковной усадьбы «Люблино», конец XVIII — начало XIX вв., арх. Н.В.Еготов (неопр.) . Реестр объектов культурного наследия.
  2. 12 Люблино(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 18 октября 2009. Архивировано 28 июля 2009 года.
  3. О Люблине (неопр.) . mgomz.ru. Дата обращения 17 января 2020.
  4. Постановление правительства Москвы № 943-ПП от 30 октября 2007 «О выводе непрофильных и сторонних организаций с территории исторической усадьбы „Люблино“ и утверждении Концепции развития и функционального использования исторической усадьбы „Люблино“» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 9 января 2008. Архивировано 16 сентября 2009 года.
  5. В усадьбе Люблино появится павильон для проведения свадеб, life.ru .

История усадьбы

Люблино известно с допетровских времен. В XVII веке поселение принадлежало московскому боярину Григорию Петровичу Годунову и по фамилии владельца называлось «Годуновым». 

Дом-орден

В конце XVIII века деревню переименовали в Люблино. По прихоти новых владельцев местность называли с ударением на втором слоге – ЛюблИно. Почему – не понятно, но в старые времена хозяева часто называли свои усадьбы милыми «пасторальными» именами.

В 1800 году новым хозяином имения стал богатый человек – Николай Алексеевич Дурасов. В начале XIX века он построил роскошный архитектурный комплекс, которым мы любуемся до сих пор. 

Из документов известно, что семья Дурасовых перебралась в Москву из Симбирска. Провинциалы очень стремились войти в высшее московское общество. Они имели много денег, построили для себя роскошный особняк в центре города – на Покровском бульваре и купили подмосковные имения. Однако кичливая московская знать не спешила признавать Дурасовых. На приезжих без дворянства москвичи смотрели как на выскочек.

По выходе в отставку Николай Дурасов получил бригадирский чин и владел большим состоянием, которое досталось ему от отца и деда. По воспоминаниям современников безграничное радушие, щедрость и невиданный размах сочетались в нем с полным отсутствием такта.

После того, как император Павел I наградил Дурасова Орденом Святой Анны, хозяин Люблино достиг своей мечты — получил пожизненное дворянство. Он был так рад долгожданному событию, что распорядился выстроить в своей усадьбе огромный дом в форме ордена, и на его крыше поставить статую святой. В начале XIX века в Люблино появился ландшафтный парк, а на большом пруду вырыли маленькую запруду-садок, где выращивали стерлядей. 

В России XVII-XIX веков существовало три вида дворянских усадеб. В одних хозяева жили только зимой, другие служили дачами для летнего отдыха. Третьи, как Люблино, строились специально для увеселений и праздников. 

Огромная люблинская оранжерея состояла из 10 просторных залов. Там росли апельсины, ананасы, финики и редкие цветы. Вместе с крепостным театром Петра Борисовича Шереметьева в Кусково о дурасовском театре говорили не только в Москве, но по всей России.

Любопытно, что торжества устраивались не только летом. Зимой перед зданием топили печи, и теплый воздух по воздуховодам в стенах проходил во все помещения. В холодное время года гости обедали в дурасовской оранжерее, в окружении ярких цветов.

После нашествия Наполеона благосостояние хозяина Люблино пошатнулось. Он продал часть своих заводов, а в 1818 году умер от болезни. Похороны состоялась в имении Царево-Никольское, но могила Дурасова не сохранилась.

В 1866 году Ф. М. Достоевский жил в одном из домов усадьбы и написал здесь пятую главу романа «Преступление и наказание». Свои впечатления о летних месяцах, проведенных в Люблино, Федор Михайлович оставил в рассказе «Вечный муж». 

В 1904 году над Москвой пронесся опустошительный смерч. Сильные порывы ветра почти полностью уничтожили пейзажный парк в Люблино. Сломалась скульптура Аполлона, которая украшала дом-орден. Чтобы место не пустовало, на крыше установили фигуру геркуланянки, облаченную в траурные одежды.

В начале прошлого века имением владел Николай Кононович Голофтеев. Расчетливый купец был человеком другого поколения. Он выстроил на берегах большого пруда дачи для горожан и сдавал их внаем. К сожалению, до наших дней люблинские дачи не сохранились.

После революции в бывшем имении сначала устроили школу, потом отделение милиции и дом культуры, а в военные годы постройки использовали под квартиры. Самую крупную в Москве оранжерею тоже перестроили под жилье. В 1950-е годы дом-орден отреставрировали и отдали НИИ океанологии Академии наук.

Режим работы и стоимость посещения

Усадьба открыта с 7:00 до 24:00.

С 1 апреля по 30 сентября музей работает по летнему режиму: все экспозиции и выставки открыты с 10:00 до 18:00 во вторник-четверг, субботу-воскресенье. Кассы по этим дням работают с 9:45 до 17:30. В пятницу выставки открыты с 11:00 до 19.00. Кассы работают с 10:45 до 18:30. Понедельник выходной. Каждую пятницу третьей недели месяца вход бесплатный.

В зимний период — с 1 октября по 31 марта — вход открыт с 10:00 до 18:00 во вторник-воскресенье. Кассы работают с 9:45 до 17:30.

При покупке билетов действуют льготы для детей до 6 лет, инвалидов, пенсионеров, сопровождающих лиц, многодетных семей, учащихся очной формы обучения общеобразовательных, военных и профессиональных учебных заведений.

Мероприятия

Музей проводит различные концерты — вокальные выступления и фортепианные вечера, тематические музыкально-танцевальные мероприятия. Для посетителей организуются иммерсивные постановки — в них каждый может быть не просто зрителем, но и участником творческого процесса.

В лектории участники могут послушать образовательные лекции об истории и культуре нашей страны. Некоторые мероприятия предусматривают тематические задания для гостей.

Для детей разработаны увлекательные и познавательные игры-путешествия. Они позволяют в интересной для юных посетителей форме узнать об истории усадьбы и жизни ее владельцев.

Для взрослых также проводятся игры-квесты с планшетом, переносящие участников в прошлое и помогающие узнать тайны Люблино.

Для организованных групп предлагаются музейные занятия и мастер-классы (изготовление старинных открыток, роспись тарелок и керамических колокольчиков, создание традиционных кукол и богородских игрушек).

Молодожены могут пройти незабываемую регистрацию брака или организовать выездное торжество в интерьерах старинного дворца.

Михаил Гуревич

Усадьба Мураново

Мураново можно назвать «домом поэтов». Активную застройку усадьбы начал в первой половине XIX столетия Е. А. Боратынский. Позже усадьба отошла семье знаменитого поэта Федора Тютчева. Сюда после смерти творца перевезли его наследие – рукописи, документы, фотографии. Ныне Мураново является главным историческим местом, связанным с именем Тютчева. Тут организован музей его имени.

В состав усадебного комплекса входит несколько зданий. Самое интересно из них – Главный дом, построенный по проекту Боратынского. Дом ни разу не перестраивался. Кроме особняка, тут можно посмотреть на хозяйственные постройки XIX века (флигель, кухня, кучерская, ледник). Также в Мураново есть церковь Спаса Нерукотворного.

В фондах музея имени Тютчева – 28 тысяч объектов. Здесь находится богатейшая коллекция старинной мебели, обширная усадебная библиотека (9 тысяч книг). Большое количество экспонатов связано с проживавшими тут поэтами – Боратынским и, конечно, Тютчевым.

Экспозиции

Основная экспозиция знакомит посетителей с владельцами усадьбы, укладом их жизни, бытом и увлечениями. Также благодаря экспонатам можно представить собирательный образ жизни людей в первой половине XIX века, узнать о знаменитых представителях той эпохи, важных исторических событиях в жизни страны. Великолепные интерьеры дворца позволяют оценить вкус его владельца и познакомиться с архитектурно-декоративными стилями того времени. В залах размещаются мебель, картины, посуда, одежда, предметы быта и многие другие ценные экспонаты.

Залы музея можно осмотреть самостоятельно или с экскурсоводом, сотрудники разработали несколько программ обзорных и тематических экскурсий.

Не менее интересны и временные выставки, которые организуются музеем. Подробнее о временных выставках можно узнать на официальном сайте.

sergei mat

История усадьбы

Самым знаменитым владельцем усадьбы Люблино стал Николай Алексеевич Дурасов, именно при нем она обрела черты, которые сохранились до наших дней. Баснословно богатый владелец, любивший все оригинальное, с размахом перестроил усадьбу. Архитектура дворца, возведенного по заказу владельца, и сейчас поражает своей изысканностью. Считается, что форма постройки в виде креста была использована неслучайно — так Дурасов хотел увековечить пожалованный ему крест Святой Анны 1-й степени. Величественность дворца подкрепляется и местоположением — он находится на холме, возвышаясь над прудом.

Помимо дворца в состав усадьбы входили и другие постройки — дом управляющего, пансион для дворянских детей, театр, конный двор. Особое место занимала большая оранжерея, в которой выращивались экзотические деревья и декоративные растения. Зимой в ней устраивались обеды, на которые съезжались многочисленные знакомые Дурасова — за ним закрепилась прочная слава хлебосольного гостеприимного хозяина.

После смерти бездетного холостяка усадьба перешла к его сестре, а затем к ее дочери, со временем продавшей Люблино. Одно время на берегу пруда были дачи, сдававшиеся внаем. На одной из них некоторое время жил Федор Михайлович Достоевский, работавший здесь над своими произведениями.

После революции и национализации усадьбы на территории размещались различные организации — к примеру, школа и отделение милиции.

Большая часть зданий усадьбы Дурасова в Люблино сохранилась, благодаря реставрации удалось восстановить первоначальный облик дворца и воссоздать интерьеры. В наши дни в нем разместился музей.

Схема усадьбы Люблино

Mickle Frolcoff

Легенда о бригадирском ордене

К первоклассным памятникам этого стиля относится и трехъярусный главный дом усадьбы, построенный по уникальному для московской архитектуры плану, — в виде равноконечного креста, наложенного на окружность. Круг складывается из двухрядных колоннад открытых галерей.

Необычный вид дворца породил легенду о том, что владелец пожелал увековечить получение им креста ордена Святой Анны, форму которого повторяет здание. Это объясняет выбор композиции дома. Версия возникла на основе литературных источников уже после смерти Дурасова. Нельзя утверждать, что у него действительно имелась такая награда.

Более вероятной видится отсылка к творчеству выдающегося архитектора Позднего Возрождения Андреа Палладио и самому известному его шедевру — центрической вилле Ротонда близ Виченцы. Палладио сыграл исключительную роль в развитии архитектуры XVII и XVIII веков, вооружив множество последователей заново открытым им знанием принципов построения античного зодчества, которые он описывал в текстах и применял на практике.

Как и все, что связано с Дурасовым, имя архитектора, который возвел для него в семи верстах от города палладианскую виллу с пейзажным парком и прудом, нельзя назвать с уверенностью. Даже дата постройки указывается предположительно в диапазоне между 1801 и 1806 годами.

В мемуарах известного бытописателя XIX века Ивана Снегирева, который бывал в Люблине уже после смерти Дурасова, сказано, что «дом прекрасно выстроен архит. Егоровым». Поскольку найти другие упоминания архитектора с такой фамилией в этот период нельзя, считается, что имелся в виду Иван Еготов (1756–1814) — автор «военной гошпитали» в Лефортове (теперь — Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко) и снесенной в советское время старой Оружейной палаты. Еготов также был одним из множества архитекторов, кто поработал в соседнем имении Голицыных в Кузьминках, причем в обеих усадьбах в отделке зданий использованы одинаковые барельефы.

Согласно другой версии, авторство проекта принадлежит Родиону Казакову (1758–1803), которого многое связывает с Еготовым: оба — ученики Василия Баженова и Матвея Казакова, оба прошли архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения, неоднократно работали вместе, став архитекторами. Кстати, Еготов был женат на сестре Родиона Казакова и вполне мог закончить строительство в Люблине после смерти шурина.

Мероприятия

Музей проводит различные концерты — вокальные выступления и фортепианные вечера, тематические музыкально-танцевальные мероприятия. Для посетителей организуются иммерсивные постановки — в них каждый может быть не просто зрителем, но и участником творческого процесса.

В лектории участники могут послушать образовательные лекции об истории и культуре нашей страны. Некоторые мероприятия предусматривают тематические задания для гостей.

Для детей разработаны увлекательные и познавательные игры-путешествия. Они позволяют в интересной для юных посетителей форме узнать об истории усадьбы и жизни ее владельцев.

Для взрослых также проводятся игры-квесты с планшетом, переносящие участников в прошлое и помогающие узнать тайны Люблино.

Экспозиции

Основная экспозиция знакомит посетителей с владельцами усадьбы, укладом их жизни, бытом и увлечениями. Также благодаря экспонатам можно представить собирательный образ жизни людей в первой половине XIX века, узнать о знаменитых представителях той эпохи, важных исторических событиях в жизни страны. Великолепные интерьеры дворца позволяют оценить вкус его владельца и познакомиться с архитектурно-декоративными стилями того времени. В залах размещаются мебель, картины, посуда, одежда, предметы быта и многие другие ценные экспонаты.

Залы музея можно осмотреть самостоятельно или с экскурсоводом, сотрудники разработали несколько программ обзорных и тематических экскурсий.

Не менее интересны и временные выставки, которые организуются музеем. Подробнее о временных выставках можно узнать на официальном сайте.

sergei mat

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector