Усадьба кусково

Бюст Карла XII

Гипсовый бюст шведского короля Карла XII был создан в 1747 году французским скульптором и декоратором Жаком-Филиппом Бушардоном, работавшим в Швеции. В усадебных описях бюст впервые упоминается в 1774 году. Согласно документу он размещался в оружейной палате кусковского дворца на столике, покрытом красным сукном.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Интерес владельца усадьбы графа Петра Шереметева к Карлу XII был обусловлен желанием сохранить память о событиях Северной войны и противостоянии своего легендарного отца и его коронованного противника. В усадьбе также хранились трофейное седло королевского коня, акварельный и масляный портреты Карла XII.

В скульптуре Бушардону удалось выразить силу духа короля-воителя. Контрапост вскинутой головы и туловища, а также продолжающий движение головы взгляд придают фигуре динамику и наполняют образ внутренней энергией, присущей характеру молодого монарха. Качества, которые раскрываются в фигуре через намеки и ассоциации, в полной мере представлены в пластической проработке лица короля. Скульптурный портрет настолько впечатлил швейцарского писателя, богослова и поэта XVIII века Иоганна Лафатера, что он включил его описание в свое «Эссе по физиогномике»:

«Насколько же он далек от любого проявления робости… Какой дух царственности можно проследить во всей нижней части лица! Правда, мастер, чтобы работа была идеальна, считал необходимым смягчить этот резкий и несгибаемый характер; но в целом он все-таки прослеживается, особенно в бровях… он открыт, мужественен, быстр, стремителен в действиях, не тратит время на слова».

Портрет фельдмаршала Шереметева

Самая курьезная из картин кусковского собрания – «Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева» – создана П.Г. Красовским в 1748 году. Красовский, известный из документов XVIII века как «живописец блафонов и тупых мест» (то есть художник, создающий потолочные картины-плафоны и картины-обманки для тупиковых аллей регулярного парка), был своеобразным художником-декоратором. Написанный им портрет графа немного неуклюж – у Красовского явно были проблемы с изображением анатомически правильного тела, особенно в сложном ракурсе. Как нередко происходило в то время, в процессе создания портрета художник просто скопировал композицию с имевшейся у него гравюры и вписал туда голову Шереметева. Сложно сказать, кто был представлен на гравюре, но она воспроизводила одну из работ французского мастера парадного портрета Гиацинта Риго.

Фото: mos.ru 

В Национальном музее Стокгольма хранится портрет шведского короля Карла XII работы Риго. На нем король представлен в той же позе, на сходном фоне, с теми же атрибутами и даже в точно таких же латах с маскароном в виде льва, что и Шереметев на портрете Красовского. Вероятно, заказчик, сын фельдмаршала граф Петр Борисович Шереметев, не знал о существовании портрета шведского короля, иначе вряд ли одобрил бы изображение отца в доспехах его главного противника периода Северной войны.

Музеи и карта усадьбы Кусково

Дворец

Самое главное строение на территории парка – загородная усадьба графа П.Б. Шереметьева. Это летняя увеселительная усадьба, которая строилась для проведения приёмов гостей.

Благодаря сознательности графа, эта усадьба не подверглась разорению в годы Великой Октябрьской революции – на неё была выдана охранная грамота, и усадьба приобрела статус музея живописи. Поэтому это именно та самая усадьба, пусть и местами отреставрированная, а не сожжёный и восстановленный «по старинным чертежам и фотографиям» вариант.

Итальянский домик

Строился в итальянском стиле архитектором Кологривовым, который получал архитектурное образование в Италии, в Риме. Соответственно, это отразилось на стиле строения. А вообще, это был дворец для «малых приёмов», который помимо всего прочего использовался для хранения различных раритетных произведений из живописи. То есть, уже в то время он уже был чем-то наподобие музея.

На момент публикации данной статьи домик был на реставрации и закрыт для посещения.

Голландский домик

Уже из названия понятно, что построен домик был в голландском стиле 17 века, на первом этаже кухня, на втором спальня. По задумке, экстерьер домика должен был напоминать жилой квартал на берегу озера.

Этот домик в усадьбе использовался для различных увеселительных мероприятий. В настоящий момент в домике проходят разнообразные выставки.

Грот

Это, наверное, самое красивое строение во всей усадьбе с архитектурной точки зрения. Причём он гораздо интересней внутри, где светятся под солнечными лучами витражи из цветного стекла, олицетворяющие камень и воду.

На момент публикации статьи грот был на реставрации и закрыт для посещения.

Эрмитаж

При упоминании названия Эрмитаж представляется что-то такое глобальное и необъятное. Здесь же Эрмитаж имеет довольно скромные размеры.

Этот павильон предназначался для избранных друзей графа, пришедших на бал и желающих уединиться.

Что интересно – если сейчас подъём на второй этаж осуществляется по лестнице, то в те времена для этого существовало специальное подъёмное устройство. Другого способа попасть на второй этаж Эрмитажа – не было.

На сегодняшний день здесь находится музейная экспозиция, включающая в себя различные предметы быта, одежды и т.д.

Большая каменная оранжерея

Если честно, то от оранжереи осталось только здание и название. В настоящий момент здесь проводятся выставки живописи, скульптур, посуды из фарфора и стекла.

Здесь же проводятся выступления вокально-инструментальных ансамблей.

Помещение довольно большое, поэтому вмещает в себя довольно таки большие экспозиции.

Вольер для птиц

В вольере можно посмотреть на павлинов, которым докучают местные голуби. Решётка довольно крупная, но павлинам сквозь неё не пробраться, а вот голуби проскакивают со свистом и объедают павлинов.

Церковь Спаса Всемилостивого и колокольня

Эта церковь изначально была деревянной, затем в 1737—1739 годах перестроена уже из камня. Естественно, после революции она перестала действовать, её тоже сделали музейным заведением усадьбы Кусково, в настоящий момент церковь опять действующая.

Американская оранжерея

Здание этой оранжереи пока стоит, но на нём уже красуется табличка, что галерею ожидает демонтаж (а не реставрация). Так что скорей всего на её месте будет возведён новодел.

В настоящий момент для посещения оранжерея закрыта, посмотреть на неё можно только снаружи.

Швейцарский домик

Это строение стоит, всё в порядке, но посетить его не удастся, так как в нём находится дирекция Музейно-паркового комплекса Кусково.

Прасковья Жемчугова

В здании дворца расположена еще одна экспозиция. Вход в нее расположен с торца дворца, лестница поднимает нас на второй этаж и окунает в удивительную жизнь одной простой барышни, а точнее крестьянки, ставшей барышней — Прасковьи Жемчуговой.

Прасковья родилась в семье крепостного кузнеца Ковалёва. В числе других крепостных она была передана Петру Шереметеву в качестве приданного от его супруги Варвары Черкасской. В семилетнем возрасте Прасковья Ковалева была взята на воспитание в Кусково графиней Марфой Михайловной, в замужестве княгиней Долгорукой. У девочки рано обнаружился талант к музыке и ее начали готовить для театральной труппы усадьбы, в которой она и добилась поразительных успехов, впечатлив императрицу Екатерину II, во время ее визита в Кусково, и получив от нее алмазный перстень. За время своих выступления Прасковья обзавелась сценическим псевдонимом и стала Жемчуговой.

Красотой Прасковьи был пленен наследник Петра Борисовича Шереметева, Николай. Но происхождение графа запрещало ему связать свою судьбу с крепостной девушкой. В 1797 году уже император Павел I жалует графу Николаю Петровичу звание обер-гофмаршала, которое обязывает его находится в Санкт-Петербурге. Туда и уезжает Николай, взяв с собой Прасковью. Но в Петербурге у нее обостряется туберкулез от сырого столичного климата. При Павле I Николай снова не решается официально оформить отношения с Прасковьей. Через год он дает вольную всей ее семье, и только в 1801 году, уже с разрешения императора Александра I, он женится на Прасковье Жемчуговой. В 1803 году у них появляется сын Дмитрий, который станет единственным наследником рода Шереметевых. Через три недели после родов Прасковья Шереметева уходит из жизни на 35-ом году жизни. Эта история взбудоражила умы и чувства их современников и будоражит чувства всех, кто только знакомится с ней.

Такие места, как усадьба Кусково нужно посещать не только для того чтобы хорошо и с пользой провести день, здесь еще можно научиться любить историю целого государства и отдельных его членов. Или если вы уже заболели любовью к истории, то узнать что-то для себя новое и побывать в тех местах, где жили исторические личности. Музей-усадьба Кусково именно такое место где сплелась история, где можно перенестись на двести лет назад и пройтись по тем коридорам и аллеям, где гуляли графы и графини Шереметевы.

История Усадьбы Кусково

Самые яркие страницы истории усадьбы относятся ко временам владения этими территориями родом Шереметевых. Началось это в XVI веке, когда имение Пушкина А.А. перешло во владение Шереметева Василия Андреевича. По историческим данным, в 1623—1624 годах здесь находились только деревянная церковь, боярский двор и дворы крепостных людей. Обустройство и привычные нам размеры усадьба стала приобретать только в XVIII веке, когда сменилось несколько поколений этого влиятельного рода. Произошло это при графе Петре Борисовиче, сыне Шереметева Бориса Петровича – сподвижника Петра I, видного общественного деятеля и дипломата. Петр Борисович существенно приумножил свои владения, женившись на единственной наследнице князя Алексея Михайловича Черкасского — камер-фрейлине Высочайшего двора Варваре Алексеевне. В приданное он получил прилегающее село Вешняково. В том числе и близость к Москве,  послужило началом для создания роскошной загородной резиденции, предназначенной для пышных приемов, гуляний, парадов, музыкальных представлений, катаний на лодках, необычных развлечений и изысканных игр.

Дворец, Церковь с Колокольней

Расцвет усадьбы Кусково приходится на вторую половину XVIII века. На этот момент архитектурный ансамбль центральной части парка был окончательно сложившимся. Восхитительный Дворец, созданный знаменитым московским архитектором Карлом Бланком был окружён многочисленными павильонами. Графская семья основную часть времени проводила в Доме Уединения. Для гостей были предоставлены знаменитый крепостной Театр графа Шереметева, музеи, библиотека, прекрасные аллеи со скульптурами. Была создана система живописных прудов с каскадами, построен лабиринт и множество сооружений, среди которых была «Китайская башня», просеки-перспективы, входящие в трехлучевую композицию XVIII в., как в Нанкине. Главная роль в создании усадебного комплекса принадлежит архитекторам Ю.А. Кологривову (1750-е), Ф.С. Аргунову (1755-1765), К.И. Бланку (1765-1780). Площадь всей усадьбы составляла 230 гектаров, и принимала иногда (во время самых торжественных приёмов) до 30 тысяч гостей.

Партер со статуями и обелисками

Также были возведены служебные и хозяйственные здания для обслуживающего персонала: Конюшенный и Псарный дворы, Менажерея для разведения водоплавающих птиц, Американская теплица для выращивания экзотических растений, кухни. Весь архитектурный комплекс был создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. На тот момент, усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». На сегодняшний день лучше всего сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части. (При входе в парк есть схема усадебного комплекса, где указан список всех построек, которые здесь были. Напротив многих построек есть примечание «Не сохранилось»).

Грот и Итальянский домик

Но в конце 18 века усадьба Кусково перестаёт быть популярным светским местом. Происходит это во времена графа Шереметева Николая Петровича, который известен тем, что женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой. После начала их брачного союза, усадьба закрывается для общего посещения, а при сыне от этого брака, Дмитрии Шереметеве, и вовсе используется как дача, хотя и бережно поддерживается в идеальном состоянии. Роду Шереметевых усадьба Кусково принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, а с 1938 года была объединена с музеем керамики, единственным в России. С ростом Москвы, в 1960 году Кусково вошло в состав столицы.

Голландский домик

Парк усадьбы Кусково

Симметрия, всегда отличающая строения XVIII века и здесь является главным элементом архитектурного стиля и напротив главного дворца на другом конце парка мы видим здание большой каменной оранжереи.

Обзор закрывает обелиск, установленный в парке в конце XVIII века в честь посещения усадьбы императрицей Екатериной II.

По самому же парку можно гулять намного дольше, чем по дворцу, заблудиться конечно будет сложно, но потребуется некоторое время, чтобы разобраться с направлениями, тем более, что симметрия и здесь смеется и играет с посетителем, запутывая его.

Осмотр парка мы начали с Голландского домика.

Голландским домик называется из-за мотивов, которые послужили центральными при постройки сооружения. Дом выстроен в голландском стиле XVII века, внутренние интерьеры тоже выдержаны в голландском стиле. Правда здесь можно заметить русскую избыточность. Плитка, которой голландцы украшали дома была очень дорогой, таким образом в декоре ее использовали по минимуму, лишь чтобы подчеркнуть красоту интерьера. Здесь кухня целиком выложена плиткой, как признак дороговизны отделки.

В той же части парка, что и голландский домик расположен павильон «Эрмитаж», павильон отреставрирован, но посетить его нам не удалось, он был временно закрыт. В нем располагается экспозиция фарфора.

Так, гуляя по парку, мы вышли к Большой каменной оранжерее.

В оранжерее располагается сразу две экспозиции. Первая это портретная выставка всех представителей династии Шереметевых, вторая это выставка керамики и фарфора. От оранжереи открывается красивый вид на главный дворец.

В другой части парка расположена американская оранжерея, в которой тоже находится коллекция фарфора и вольер для птиц. И то и другое строении являются современными реконструкциями.

Парк музея Кусково очень красив и разнообразен. Кроме самих павильонов его украшением служат многочисленные мраморные статуи, подстриженные изгороди и крытые переходы.

Способы проезда до усадьбы Кусково

Итак, теперь осталось выяснить как туда доехать. Имение расположено в окрестностях города Москва, и добираться туда мы будем пешком, на машине, и на автобусе.

На метро (и дальше пешком)

Для начала нам нужно сесть на метро и доехать до станции «Перово» (Калининская ветка).

Выходим из помещения метрополитена, и встаем к нему лицом. После этого поворачиваем вправо, и идем до ближайшего поворота (на улицу 2-ю Владимирскую).

Теперь нам предстоит длительный путь вперед. Мы должны пройти пять перекрестков

Внимание! Одиночные повороты за перекрестки не считаются

Первый перекресток будет с улицей без названия, второй — с улицей Братская. Третий — с улицей Утренняя. Четвертый — с улицей Петровская. Пятый — с улицей Кусковская.

Теперь внимание. Мы проходим дальше и встречаем два небольших поворота, которые расположены рядом друг с другом

Мы на них не обращаем никакого внимания и идем дальше. Дальше улица 2-я Владимировская перетекает в улицу Новотереки, и тут нам нужно поворачивать (можете использовать как ориентир шиномонтажную мастерскую).

Поворачиваем в сторону Рассветной аллеи и со спокойной душой идем через железнодорожные пути (там нет никаких поворотов). После чего мы выходим на Рассветную аллею. Встаем к ней лицом, поворачиваем направо от себя и идем до первого поворота (на улицу 3-ю музейную).

После чего идем по 3-й музейной улице до тех пор, пока не увидим усадьбу. Удачи!

Другие варианты проезда на метро

  • До станции метро «Рязанский проспект», далее автобусами №133 и №208 до остановки «Музей Кусково»;
  • До станции метро «Выхино», далее автобусом №620, маршрутным такси №9М до остановки «Музей Кусково»;
  • До станции метро «Новогиреево», далее троллейбусом №64, автобусами №615, №247 до остановки «Улица Юности».

На машине

Теперь рассмотрим как добраться до усадьбы на машине. За точку отправления возьмем все ту же станцию метро Перово.

Мы подъезжаем к станции метро и поворачиваем налево (пешком мы поворачивали направо).

Теперь нам нужно доехать до улицы Новогиреевская. Поскольку в том районе очень мало перекрестков, мы будем ориентироваться по поворотам налево. Нам нужно проехать 6 таких поворотов.

Теперь, когда доехали до улицы Новогиреевская, поворачиваем направо и едем по ней. Опять считаем повороты налево, и опять проезжаем 6 поворотов. На седьмом повороте мы поворачиваем, и выезжаем на улицу Мартеновскую.

Теперь поворачиваем направо и едем по ней. В этом случае ничего не считаем и просто едем вперед. Доезжаем до кольца, где поворачиваем на улицу Петровскую (влево).

Теперь едем по улице Петровской до тех пор, пока она не упирается в Свободный проспект.На свободном проспекте поворачиваем направо и едем.

Ехать нам долго, пока не доедем до развилки. На развилке поворачиваем направо, на улицу Юности.

Едем по улице Юности, и на первом же повороте направо (на Оранжерейную улицу). По Оранжерейной едем до первого поворота налево, на Дворцовый проезд.

По Дворцовому проезду едем вперед, пока не доедем до 3-ю Музейную улицу. Когда доезжаем, поворачиваем налево и все — мы приехали!

На общественном транспорте

Для того чтобы доехать до Кусково на общественном транспорте, нужно доехать до остановки «Универмаг» (маршруты 36, 254, 617). Выходим из транспорта, встаем лицом к остановке, и идем направо.

Доходим до первого поворота направо (на 2-ю Владимировскую улицу), и идем по ней до тех пор, пока 2-я Владимировская не перетечет в улицу Новотерки, и поворачиваем направо на Рассветную аллею. Ну а дальше, все делаем так, как написано в пункте «На метро».

Теперь вы знаете как добраться до Усадьбы Кусково. Сделать это слегка непросто, однако удовольствие от посещения этой культурной сокровищницы окупит себя с лихвой!

Плафон «Слава рода Шереметевых»

Это самая большая картина в коллекции музея-усадьбы «Кусково». Ее площадь – 110 квадратных метров. Созданная французским живописцем Луи Жан-Франсуа Лагрене в 1761–1762 годах роспись занимает практически всю поверхность потолка танцевального зала дворца. Подобный способ декора интерьеров был очень модным в России XVIII века. Вместе с формальной задачей иллюзорного расширения пространства плафоны нередко выполняли и панегирические функции – прославляли хозяев дома.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

В верхней части плафона танцевального зала изображена Кибела – мать богов в древнегреческой мифологии. Она едет по облакам в колеснице, запряженной львами. На облаках в окружении путти (ангелочков) восседают покровитель искусств Аполлон и муза истории Клио с раскрытой книгой. В центре нижней части композиции представлен обелиск как символ незыблемости, на который опирается герб рода Шереметевых, поддерживаемый богиней мудрости Афиной. Крылатая богиня славы Ника готовится возложить графскую корону на герб, а рядом с юной богиней молвы Фамой, изображенной на картине с двумя трубами, расположилась Фемида – богиня правосудия, которая попирает фигуры божеств зависти и раздора.

Смысл аллегории, который должны были уяснить гости усадьбы, таков: род Шереметевых, покровительствующий искусствам, навсегда останется в истории, и о нем, не уставая, будет трубить молва. А мудрость и добродетель рода, попирая пороки, сохранится в веках.

История усадьбы Кусково

Усадьба Кусково стала активно застраиваться при Петре Борисовиче Шереметеве в 1750–1770-х годах. В целом ансамбль сооружений в Кусково можно отнести к раннему классицизму и барочному стилю в его русском варианте середины XVIII века.

В резиденции графы Шереметевы любили устраивать балы и пиры, имели библиотеку и коллекции редкостей и произведений искусства. На водах пруда устраивали потешные бои, в парке гостей ожидало много сюрпризов, например, изба с веселой компанией и яствами, которые оказывались фальшивыми -выполненными из воска.

Самым значительным строением в Кусково является дворец или Большой дом, построенный в 1769–1775 годах. В свое время здесь проводились торжества, съезжались гости на празднества и деловые встречи. Перед входом — два пандуса со сфинксами, на крыше — затейливый вензель, а сам вход украшают колонны. Дворец деревянный, но его интерьеры поражают изящной мебелью и тонким декором.

Юлия

На стенах висят картины и полотна известных русских живописцев, потолки украшены росписями. В галерее представлены портреты русских и европейских монархов, а в парадной спальне собрана коллекция гравюр из Англии и Германии. Усадебный музей плавно перетекает в музей фарфора.

Петр Шереметев знаменит своим браком с освобожденной им крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой из числа его крестьян. Жемчугова выступала на сцене Воздушного театра в усадьбе Кусково.

Храм в Кусково построен в 1792 году на месте старой церкви, его декор, к сожалению, не сохранился. Храм является действующим.

Грот представляет собой отдельный павильон, отсылающий своим обликом к образу морского дна. В отделке применены натуральные ракушки, цветное стекло, мрамор и другие драгоценные материалы.

Центральный зал павильона Грот

В оранжерее выращивали экзотические растения из разных стран. Петр Шереметев любил дарить Екатерине II выращенные зимой фрукты из своих теплиц.

Для уединения и размышлений использовались Философский домик и павильон Эрмитаж. Голландский домик был построен в честь первого графа Шереметева, Бориса Петровича, который посетил Голландию вместе с Великим посольством Петра I. В прежние времена там располагалась коллекция фламандских художников, а сегодня сохранены интерьеры с голландскими изразцами и фарфоровая посуда.

В Итальянском домике хранились подлинники итальянского декоративно-прикладного искусства и живописи. В деревянном Швейцарском домике жил последний владелец усадьбы Кусково из рода Шереметевых, а теперь находится дирекция музея.

Перед дворцом разбит регулярный парк со скульптурами львов, римских героев и богов. Лучшее время для прогулок по парку и вдоль прудов — летний период.

Александр

История усадьбы Кусково

Уже в XVI село Кусково упоминается как собственность Шереметевых, здесь существовал барский дом, помещения для крепостных и деревянный храм. В Петров-скую эпоху Борис Петрович Шереметев отличился как видный военачальник и государственный деятель, он первым в России удостоился графского титула. Позднее он породнился с Петром Великим, женившись на вдове его дяди. Известно, что на пышной свадьбе присутствовал сам император. Тем не менее, на тот момент граф Шереметьев называл свои владения к востоку от Моск-вы «куском», так как они были очень небольшими, отсюда и появилось название Кусково

А соседние земли принадлежали важному государственному деятелю князю А.М. Черкасскому

На его единственной дочери и наследнице всего несметного состояния женился сын графа Шереметева Петр Борисович, увеличив тем самым свои владения в несколько раз. В XVIII веке усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар (для сравнения сейчас она занимает примерно 32 гектара).

При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, которая делилась на три части: за прудом размещался зверинец и псарня, в центре регулярный французский парк с Большим дворцом для приемов, а также существовал еще и английский парк. Сотни крепостных вырыли Большой пруд, в котором разводили рыбу, подаваемую на торжественные обеды. Также использовался этот пруд для катания на лодках. До наших дней лучше всего сохранилась именно центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.

От ворот к Большому дому ведет липовая аллея, причем кронам деревьев в парке придали форму шара. Это и отличает французский парк от английского: считается, что во французском парке все должно демонстрировать подчинение природы человеку, в то время как английский парк выглядит более естественным, а человек только приспосабливается под естественный ландшафт. По пути мы видим самую старую постройку имения — церковь Спаса Всемилостивого с колокольней, построенную в 1737 г. на месте старого деревянного храма.

церковь Спаса Всемилостивого

Затем идет Большой дворец, построенный специально для торжественных летних приемов. С виду он кажется каменным, хотя выполнен из дерева. Для проектирования господского дома были приглашены лучшие архитекторы, но в конечном итоге выбрали проект К.И. Бланка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector