Факторы размещения машиностроения

Содержание:

Другие особенности машиностроения России

Машиностроение имеет огромное значение в экономике России, а его эффективное функционирование обеспечивается наличием широкой сети межотраслевых и внутриотраслевых связей. При изучении данной сферы производства можно выделить следующие ее особенности:

Значение машиностроительный комплекс в Экономике России

  • на долю машиностроения приходится треть от всего объема производимой Россией продукции;
  • 40% промышленно-производственного персонала страны занято в данной сфере;
  • 25% основных производственных фондов приходится на долю машиностроения;
  • выпускаемая данной отраслью продукция отличается большим разнообразием.

Предприятия машиностроения распространены по всей территории страны. Данная отрасль представлена практически во всех регионах России. Только в одних она является ведущей, а в других функционирует для обеспечения исключительно внутренних потребностей.

Факторы размещения машиностроения в России

Главная > Шпаргалки по географии > География России > Факторы размещения машиностроения в России

НаукоемкостьБольшинство современных отраслей машиностроения в своем развитии опираются на науку.

Предприятия технически сложных и наиболее прогрессивных отраслей (электроника, радиотехническая, авиакосмическая, приборостроение и др.

) сосредоточены в центрах с развитой научной базой (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и т.д.) Но доля таких отраслей в машиностроительном комплексе России пока очень низка, она составляет всего 20%.

Трудоемкость

Производство сложных и точных машин требует больших затрат квалифицированного труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени, а авиационный и ракетный двигатель собираются еще дольше.

Самой высокой трудоемкостью отличается станко- и приборостроение.

Специализация и кооперирование

Машины – сложные технические устройства и состоят они из множества деталей, например, в электровозе их 250 тысяч. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных заводах, а затем осуществлять сборку готовых изделий. Поэтому создаются взаимосвязанные комплексы предприятий.

Они состоят из головных сборочных заводов и заводов-филиалов, поставляющих детали и оборудование. Такие взаимосвязи называют кооперированием. Оно может осуществляться как между предприятиями одной отрасли, так и с заводами других отраслей.

Наиболее выгодно кооперирование внутри одного экономического района, это сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Но в производстве сложных машин могут участвовать десятки предприятий, расположенных в разных частях страны.

Доля таких предприятий в российском машиностроении всего 2%, но они производят почти 1/3 всей продукции комплекса. Например, только одно предприятие выпускает швейные машины (Подольск), станки для паркетного производства (Петрозаводск), мотороллеры (Тула), фотоаппараты (Санкт-Петербург).

Транспортный фактор

Широкое развитие кооперации и необходимость перевозки машин или их деталей определяют важность транспортного фактора. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях

Металлоемкость

Производство различного оборудования требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие его, тяготеют к металлургическим базам. Самые крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург) и в Сибири (Иркутск, Красноярск).

Ориентация на потребителя

К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение (комбайны и прочая техника), производство машин для лесной промышленности, горное оборудование и др.

Примерно 20% предприятий комплекса ориентировано на потребителя.

Военно-стратегический фактор

Военно-стретегический фактор имеет значение для заводов, выпускающих оборонную продукцию

При их размещении важно учитывать интересы национальной безопасности, и они, как правило, удалены от государственных границ. В большинстве случаев доступ в такие города и, тем более, на предприятия ограничен

Проблемы отечественного машиностроения

Можно выделить следующие проблемы машиностроения, которые присущи в отечественной промышленности:

  • недостаточные темпы развития ведущих отраслей или в некоторых случаях даже их спад;
  • простои многих производственных линий, что вызвано разными причинами;
  • неправильная организация технологических связей;
  • из-за низкого контроля качества 20-30% производимой продукции нуждается в ремонте спустя год эксплуатации;
  • необходимость обеспечения ускоренного роста производственных мощностей станкостроения, приборостроения и электроники;
  • в мировом хозяйстве отечественное оборудование не занимает ведущих позиций из-за низкого качества;
  • недостаточные темпы обновления оборудования, что приводит к выпуску морально устаревшей продукции;
  • раньше большинство предприятий были ориентированы на обеспечение потребностей оборонной отрасли;
  • необходимость перепрофилирования крупных заводов;
  • потребность в устранении диспозиций для уравновешивания развития всех сфер машиностроения.

Таблица “Отрасли машиностроения”

Отрасль машиностроения

Продукция

Значение в хозяйстве

Транспортная

Автомобили, поезда, суда, самолеты

Обеспечивает перемещение пассажиров, сырья, товаров

Сельскохозяйственная

Тракторы, уборочные машины, сеялки, комбайны

Обеспечивает сельскохозяйственные работы

Станкостроение

Деревообрабатывающие и металлорежущие станки

Обеспечивает работу металлургического производства, строительства, лесной промышленности

Приборостроение

Часы, измерительные и оптические приборы, оргтехника, средства обработки информации

Обеспечивает работу с точными вычислениями, техника широко используется в быту

Химическая промышленность

Раздел ЕГЭ: 4.2. Ведущие страны — экспортеры основных видов промышленной продукции.
Факторы размещения производства.

Химическая промышленность — комплекс отраслей тяжёлой промышленности, объединяющий предприятия по выпуску химической продукции.

В структуре химической промышленности можно выделить следующие подотрасли:

  • горно-химическая промышленность — занимается добычей, обогащением и первичной обработкой горно-химического сырья;
  • основная химия — занимается производством минеральных удобрений, кислот и солей;
  • химия органического синтеза — занимается производством пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, красителей;
  • тонкая химия — занимается производством бытовой химии, парфюмерно-косметических продуктов, лекарств.

Факторы размещения химической промышленности:

  • сырьевой
  • энергетический
  • водный;
  • трудовые ресурсы
  • потребительский
  • транспортный.

В мировой химической промышленности сложились четыре главных центра:

  • Зарубежная Европа {Германия — доминирует, Италия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия). Даёт около 23—24 % мирового производства и экспорта химической продукции.
  • Северная Америка (лидер — США). Даёт около 20 % мировой химической продукции и 15 % её мирового экспорта.
  • Восточная Азия (Япония, Китай, Республика Корея).
  • СНГ (выделяется Россия). Даёт 3—4 % мировой химической продукции.

Отдельно стоит упомянуть ещё один регион — страны Персидского залива, где быстро растёт химическое производство. Сырьём для него здесь являются огромные ресурсы попутного (от нефтедобычи) газа. Нефтедобывающие страны района — Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Бахрейн — дают около 5-7 % мировой химической продукции.

Горно-химическая промышленность

Главный фактор размещения подотрасли — сырьевой. Сырьём для химической промышленности служат:

  • все виды топливных полезных ископаемых (нефть, природный газ, уголь и др.);
  • минеральное сырьё (калийная и каменная соль, фосфориты, сера и др.);
  • различные виды отходов производства чёрных и цветных металлов, лесопиления и деревообработки.

Значительная часть сырьевой базы горно-химической промышленности сконцентрирована в Китае.

Страны — лидеры по добыче серы:

  • 1) Китай;
  • 2) США;
  • 3) Россия;
  • 4) Канада;
  • 5) Саудовская Аравия.

Страны — лидеры по добыче калийной соли:

  • 1) Канада;
  • 2) Россия;
  • 3) Беларусь.

Страны — лидеры по добыче каменной соли:

  • 1) Китай;
  • 2) США;
  • 3) Индия.

Страны — лидеры по добыче фосфоритов:

  • 1) Китай;
  • 2) США;
  • 3) Марокко.

Основная химия

Калийные удобрения (15 %). Лидеры: Канада (28 %); Россия (19 %); Беларусь (16 %).

Азотные удобрения (60 %). Лидеры: Китай (41 %); Индия (10 %); США (7 %).

Фосфорные удобрения (25 %). Лидеры: Китай (38 %); США (25 %); Индия (8 %).

Серная кислота (сырьё — сера). Лидеры: Китай; США; Россия; Канада; Германия.

Химия органического синтеза

Пластмассы и синтетические смолы. Лидеры: Китай (25 %); США (12 %); Германия (5 %).

Химические волокна. Лидеры: Китай (69 %); Индия (7 %); США (3,6 %).

Синтетический каучук. Лидеры: Китай; США; Япония; Россия; Германия.

Тонкая химия

Ведущие производители фармацевтической продукции в мире: США, Германия и Япония. Выделяют четыре центра мировой фармацевтики:

  1. США — производят около 30 % медикаментов в мире, но из-за большого внутреннего рынка на экспорт отправляется лишь 30 % продукции.
  2. Западная Европа — 25—33 %. Лидирующие страны: Германия, Швейцария, Бельгия.
  3. Азиатский центр — представлен Японией, характеризующейся самым большим потреблением медикаментов на душу населения, и Китаем, где фармацевтика растёт рекордно быстрыми темпами.
  4. Восточноевропейский центр — около 10 %. Представлен Венгрией, Польшей и Словакией.

Крупнейшими производителями парфюмерной продукции в мире являются: страны Зарубежной Европы (Франция, Германия), США, Япония и Россия.

В смотрели конспект урока по географии «Химическая промышленность». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по географии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по географии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по географии

Факторы размещения машиностроения

Определение 1

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.

Основными факторами для всех отраслей являются:

  1. Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
  2. Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
  3. Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
  4. Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
  5. Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
  6. Территориальная концентрация

Замечание 1

Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.

К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.

Объем капитальных вложений и источники финансирования

С учетом всех этих факторов происходит финансирование и вложение инвестиций в развитие машиностроительной индустрии. В основном главными инвесторами являются владельцы уже действующих мощностей.
В металлоемких отраслях это чаще всего трансконтинентальные компании. Их бизнес насчитывает десятилетия, поэтому все аспекты кратко- и долгосрочного развития и его финансирования отлажены и представляют из себя стройную систему. Примером могут быть гиганты мировой промышленности: General Electric, Boeing, Samsung и другие.

Но довольно часто в роли финансового донора выступает государство или местные власти. Почти всегда это происходит в силу негативных, кризисных явлений в мировой экономике. В этом случае речь идет не о получении прибыли и развитии производства, а о сохранении рабочих мест и недопущении социальной напряженности.

Металлоемкое машиностроение — определение? Отрасли трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Металлоёмкими называют отрасли машиностроения, требующие много сырья (металла). Они возникли очень давно, ещё в XVIII веке.

Относятся к металлоёмкому машиностроению отрасли:

  • судостроение;
  • авиастроение;
  • космическое машиностроение;
  • энергомашиностроительное;
  • подъёмно-транспортное;
  • железнодорожное машиностроение.

Металлоёмкие предприятия размещают в непосредственной близости от металлургических баз. Это основной фактор размещения данных отраслей. Продукция их востребована как в стране, так и за её пределами.

Выделяют отрасли среднего по металлоёмкости машиностроения:

  • тракторостроение;
  • автомобилестроение;
  • станкостроение.

Эти отрасли тоже расходуют много металла на производство, но всё же фактор размещения производства – наукоёмкий, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов.

Выделяют отрасли наукоёмкого машиностроения:

  • приборостроение;
  • электротехническое;
  • радиотехническое;
  • электронное машиностроение.

Размещение данных производств ориентировано на наличие квалифицированные кадры, научно – исследовательские институты, площадки. Как правило, такие производства в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других.

Принципы размещения предприятий

Предприятия строятся на планово-научной основе. Проектирование заводов предопределено рядом факторов, каждый из которых устанавливает свои условно-территориальные ограничения по размещению промпредприятий. Их характеристики сведены в таблицу:

Факторы размещения Характеристика фактора
1. Сырьевой Тракторные машины относятся к металлоёмкой продукции, поэтому заводы целесообразно располагать вблизи металлургических комплексов.
2. Потребительский Номенклатура тракторной техники разнообразна, в зависимости от экономической ориентации района организуются производства: в степных районах — сельскохозяйственной техники, в лесозаготавливающих — тяжёлых тракторов.
3. Интеллектуальный Для выпуска современной конкурентоспособной техники большое значение имеет близость специализированных научно-исследовательских институтов и учебных заведений для подготовки квалифицированных кадров.
4. Транспортный Тракторная техника громоздка, сложна в транспортировке, предприятия удобнее располагать вблизи транспортных сетей.
5. Трудоресурсный Машиностроительные заводы по выпуску тракторов построены по универсальному принципу. Помимо основного, развиты вспомогательные производства: заготовительное, инструментальное, кузнечно- прессовое. Численность персонала достигает нескольких тысяч человек, многие предприятия являются градообразующими.

Главным фактором размещения станкостроения является интеллектуальный. Специфика производства требует наиболее квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, высокий уровень технологической оснащённости, тесный контакт с научной базой. Соответствие местоположения промышленных комплексов факторам создаёт предпосылки для планомерного развития.

Становление тракторостроительной отрасли

Датой рождения отрасли принято считать 1923 год, когда из ворот петроградского завода вышла первая серийная машина. Позже, в годы индустриализации в Советском Союзе, заработали крупные тракторные заводы в городах: Челябинске, Сталинграде, Харькове. Начавшаяся война заставила перепрофилироваться на выпуск военной техники.

Восстановительный период

После Великой Отечественной войны тракторостроение получило дополнительное развитие: производство различных моделей тракторов было налажено на Урале, в Сибири, во многих советских республиках.

Особенности современного машиностроения России

Определение

Машиностроение — вид производственной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности и сферы услуг, специализирующихся на проектировании, производстве, обслуживании и утилизации всевозможных машин, технологического оборудования и их деталей.

Машиностроительная отрасль в России, как и во всем мире — одна из самых значимых, наряду с отраслью информационных и коммуникационных технологий. В отличие от последней, она не является столь наукоемкой, но точно так же зависит от темпов развития научно-технического прогресса.

Кроме того, с машиностроением напрямую связаны все остальные отрасли промышленности, так как машиностроительная отрасль является поставщиком различной техники, оборудования для других отраслей, а также вспомогательных инструментов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Разделяют три группы машиностроения:

  • наукоемкое;
  • металлоемкое;
  • трудоемкое.

Каждая из них, в свою очередь, делится на следующие машиностроительные комплексы:

  • тяжелый;
  • общий;
  • средний;
  • ремонт машин и оборудования;
  • производство металлических изделий и заготовок;
  • точное машиностроение.

Перспективы размещения и развития

Идеальным сочетанием для расположения предприятий на обширном пространстве РФ считается одновременное наличие источника сырьевых ресурсов и близость покупателей, являющихся потребителями его продукции. В этом случае транспортная составляющая, входящая в стоимость готовой продукции, будет минимальной, что позволит продукту быть конкурентоспособным на рынке. Этим обуславливается оптимистичный прогноз и перспектива развития данного предприятия машиностроения.

Помимо этого, близкое расположение предприятий металлургической и машиностроительной промышленности делает возможным установление тесных связей между ними. За счет этого машиностроение имеет возможность снизить цену на готовые изделия, так как экономит на освобождении от ряда технологических процессов. А металлургия использует получаемые от партнеров отходы машиностроительного производства для собственных нужд.

Тем не менее, выбирая между близостью к сырьевой базе и к потенциальным покупателям, предприятиям выгоднее выбирать месторасположение, позволяющее максимально быстро сбыть готовое оборудование, то есть ближе к регионам его реализации, нежели к поставщикам сырья. Это обусловлено гораздо меньшими затратами на транспортировку металла до производственных мощностей, чем требует транспортировка готового оборудования.

Развитие российского машиностроения немыслимо без решения следующих приоритетных задач, которые необходимо решить в первую очередь:

Выявить наиболее перспективные предприятия и оказать им поддержку на государственном уровне.
Создать на отечественных предприятиях условия, привлекательные для инвесторов.
Наладить и восстановить связи (как экономические, так и технологические) с зарубежными странами, включая страны ближнего зарубежья.
Уделять повышенное внимание развитию производств в области высоких технологий (микроавтобусы, станкостроение, оборудование для нефтепромышленности).
Устранить власть монополий на существующие производства.
Продвигать преимущественным образом развитие наукоемких отраслей, в том числе автомобилестроение.

Примечание

Для того, чтобы отечественное машиностроение успешно развивалось, необходимо правильно сбалансировать соотношение между ростом экономики в России в целом, развитием отрасли машиностроения, и внутри нее — развитием отраслей приборостроения и электроники, считающихся приоритетными.

География машиностроения России

Тяжелое машиностроение – это наиболее металлоемкая отрасль. В настоящее время на данную отрасль приходится 60% производимой продукции. Заводы в основном ориентированы на сырьевую базу и на район потребления.

Основными центрами размещения тяжелого машиностроения можно считать Центральный район, Урал (горнодобывающее оборудование), Сибирь, Санкт-Петербург (турбины и генераторы), Екатеринбург (кузнечнопрессовой оборудование).

Общее машиностроение отличается узкой специализацией, вовлеченностью в кооперирование, невысокое потребление металла, массовостью продукции.

Ведущей отраслью общего машиностроения является автомобилестроение, чьих заводов насчитывается более 200. Для данной отрасли важными факторами служат транспортное соединение, именно поэтому крупные мероприятия располагаются вблизи от крупных магистралей.

Главные центры выпуска легковых автомобилей сосредоточены в Тольятти, Москве, Ижевске. Среднетоннажные автомобили выпускаются в Нижнем Новгороде, Москве. Грузовые машины выпускаются в Набережных Челнах. Из Энгельса выходят троллейбусы, а Краснодар и Голицын занимаются выпуском автобусов.

Тракторная промышленность же сосредоточилась в сельскохозяйственных районах, таких как Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк.

Электротехническая промышленность располагается в районах с квалифицированной рабочей базой, крупными потребителями и специализированными научно-техническими организациями. В настоящее время крупные предприятия располагаются в Центральном районе, северо-западном и западносибирском.

Станко-инструментальная промышленность сосредоточенна в машиностроительных районах. Размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами производства являются Москва, Иваново, Рязань, Новосибирск и др.

Приборостроение сосредоточенно в основном в крупных городах (Москва, Московская область), так как данная отрасль требует много квалифицированных рабочих кадров и научно-исследовательскую базу.

Авиационная промышленность отличается наличием высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что сосредотачивает основное производство в центрах.

Современны грузовые и пассажирские самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже и др.

Более 90% продукции производится в Европейской части страны, так как здесь находится 80% населения, расположены НИИ. Минусом такого размещения является малая вовлеченность регионов, расположенных за Уралом, не смотря на то, что эти регионы довольно богаты сырьем.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

Проблемы машиностроения России

Проблемы российского машиностроения

Отрасли машиностроения значительно пострадали от экономического кризиса, возникшего вследствие возросшей в 1990 годы конкуренции зарубежных производств, резкого сужения рынков сбыта продукции, износа оборудования.

Особенно сократилось производство сельскохозяйственной техники, выпуск станков, продукции точного машиностроения.

Сейчас положение изменяется в лучшую сторону. Привлекаются инвестиции, началось строительство новых заводов, реконструкция действующих предприятий. Связи между производителями постепенно налаживаются.

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.

Географические условия

Особенности местности — важный фактор размещения тяжёлого машиностроения, ведь оно потребляет наибольшее количество ресурсов и особенно нуждается в них. Для некоторых других отраслей (электроника, высокоточные приборы, радиомашины) он незначителен, для третьих — играет среднюю роль. Составляющие фактора географии:

  • наличие металлургических и химических комплексов поблизости;
  • развитая транспортная сеть, близость корабельных портов и аэропортов;
  • сложившиеся традиции промышленности;
  • наличие рядом потребителей (например, районов сельскохозяйственной промышленности);
  • экологическая ситуация.

Примером важности географических характеристик местности могут послужить восточные штаты США. Там главной причиной развития машиностроения стало наличие уже существующего металлургического и химического комплекса

Это привлекло естественных потребителей металла — авиастроительные и транспортные компании.

Географические факторы обуславливают размещение центров машиностроения не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Например, в низинных районах с плодородной почвой и развитым сельским хозяйством образуется естественная потребность в производстве аграрной техники и перерабатывающих заводов, отчего две отрасли часто соседствуют.

Ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения

ведущая отрасль современной промышленности – Машиностроение: Состав, особенности

размещения. Страны, выделяющиеся по уровню

развития машиностроения

Почему машиностроение является ведущей отраслью современной промышленности?

Машиностроение – одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль машиностроение возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Оно имеет огромное значение в хозяйстве.

Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы бытового и культурного назначения (часы, весы, холодильники, стиральные машины и другую бытовую технику).

В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности 1-е место как по числу занятых (более 80 млн человек), так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.

Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей.

Производство многих видов современной машиностроительной продукции требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемко приборостроение.

Какие основные отрасли машиностроения выделяют?

Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения: – станкостроение; – приборостроение; – электротехническая и электронная промышленность; – вычислительная техника; – железнодорожное машиностроение; – автомобилестроение; – судостроение; – авиационная и ракетная промышленность; – тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т. д.

Какие факторы влияют на размещение предприятий машиностроения?

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.

Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоемких) отраслей – и сырьевой.

В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т. д.

Какие машиностроительные регионы мира выделены?

Крупнейшие корпорации: – автомобильные (США): «Дженерал Моторс», «Форд Мотор», «Крайслер»; – вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»; – электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т. д.

2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ) производит, главным образом, массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях. Крупнейшие корпорации: – автомобильная (ФРГ): «Даймлер-Бенц»; «Фольксвагенверк»; – электроника: ФРГ – «Сименс», Нидерланды – «Филипс» и т. д.

3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония. Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии – центров науки. Крупные корпорации: – автомобили (Япония): «Тойота Мотор», «Нисан Мотор»; – электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т. д.

Развивающиеся страны производят не менее 1/10 мировой машиностроительной продукции.

В большинстве этих государств существует не машиностроение, а, правильнее назвать, металлообработка, кроме этого, немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии. Но в последнее время в некоторых из них – Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике – машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector