Политическая система швейцарии

ВВЕДЕНИЕ

     Швейцария
– страна с богатыми демократическими
традициями. Значительную часть населения
составляют культурные, этнические, религиозные
и языковые меньшинства, мирно уживающиеся
друг с другом. Здесь четыре государственных
языка (фактически население говорит на
большем количестве языков, так как до
20% населения составляют иностранцы). Двадцати
шесть исторически сложившихся кантонов
значительно отличаются друг от друга
по величине территории, численности населения
и его этническому составу. До середины
прошлого века Швейцария была одной из
беднейших стран Европы. В стране нет никаких
полезных ископаемых и нет выхода к морю,
однако по уровню жизни она входит сегодня
в число стран-лидеров.

     Существующая 
сегодня в Швейцарии политическая
система своеобразна и почти 
не имеет аналогов. Функционирование
такой системы требует высокой 
степени политической культуры, но
в то же время сама эта политическая
культура движется вперед как раз 
с помощью системы.

     Швейцария,
какой мы ее знаем на сегодняшний 
день, существует с 1848 г. До этого времени 
она представляла собой непрочный 
союз суверенных кантонов, сотрудничество
между которыми время от времени 
то углублялось, то становилось менее 
тесным.

     После
принятия Конституция 1848 г. Швейцария 
утвердилась как федеративная республика
с централизованным государственным 
аппаратом, ограничившим власть автономных
кантонов. Многие сферы постепенно
переходили в компетенцию центрального
правительства. С тех пор, как 
была принята Конституция, кантоны 
не имели больше право выйти из
состава конфедерации. Конституция 
была призвана балансировать справедливым
образом интересы государства как 
единого целого с интересами автономных
кантонов.

     Хотя 
Швейцария является федеративным
государством
(т.е. союзом суверенных
кантонов с едиными федеральными органами
власти), она все еще называется Конфедерацией.
Как известно, слово «конфедерация» обозначает
союз независимых государств, обладающих
собственными структурами власти, которые
объединяются для координации действий
по некоторым внутри- и внешнеполитическим
вопросам. Причина путаницы заключается
в том, что исторически сложившееся официальное
название страны по латыни — Confoederatio Helvetica
(отсюда и международное буквенное обозначение
страны — CH), переводится как Швейцарская
Конфедерация.

     Швейцария
не является страной президентской 
демократии. Швейцарский президент 
исполняет свои обязанности в 
течение года и является всего 
лишь «первым среди равных» в 
правительстве – Федеральном 
совете, одним из семи глав департаментов
(министерств).

     Швейцария
также не может быть безоговорочно 
названа страной парламентской 
демократии. Этот термин применим к 
таким государственным системам,
где граждане посредством свободных 
выборов определяют депутатов, которые 
должны представлять их интересы в 
парламенте. После выборов избиратели
уже не могут влиять на своих представителей.
Свое недовольство или одобрение 
они могут выразить только на следующих 
выборах.

     В
отличие от других европейских стран,
в Швейцарии хорошо развито право 
народа на участие в управлении государством.
Народ участвует в законодательном 
процессе как Конфедерации, так и 
кантонов. Швейцарцы называют свою
страну образцом прямой демократии. Однако,
строго говоря, о прямой демократии
можно говорить только применительно 
к кантонам с конгрессом земельной 
общины, в которых все имеющее 
право голоса население собирается
в законодательный орган и 
напрямую выражает свое отношение ко
всем законам. Технически это возможно
лишь в кантонах с небольшой численностью
населения. В остальных же кантонах
наряду с конгрессом земельной общины
существуют и институты народного представительства,
что означает систему непрямой, парламентской
демократии. Механизм референдумов и право
законодательной инициативы, активно
применяемые в Швейцарии, дополняют возможности
прямого волеизъявления граждан.

     Однако 
утверждение, что в Швейцарии 
в конечном счете правит народ, соответствует 
действительности только частично, так 
как правом избирать и голосовать
пользуется постоянно только очень 
небольшая – и перманентно 
все уменьшающаяся – часть 
населения Швейцарии, обладающая правом
голоса. Если в период между мировыми
войнами было нормой, что в голосовании 
участвовали от 70 до 80% избирателей,
то сегодня правилом стало участие 
менее 40%. Даже в парламентских выборах 
участвуют обычно не более половины
избирателей. По количеству участвующих 
в голосовании (в процентном отношении)
Швейцария занимает в Европе последнее 
место.

Парламент

Парламент состоит из двух палат – Национального совета, представляющего швейцарский народ, и Совета кантонов, представляющего кантоны. Называть палаты «верхняя» и «нижняя» — неверно. Правильно — «большая» и «малая «палаты.

200 депутатов Национального совета (большая палата) избираются от кантонов прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на четыре года, при этом кантоны выступают в качестве избирательных округов. Совет кантонов (малая палата) состоит из 46 депутатов: по два от каждого кантона и по одному от каждого из полукантонов.

Понятие «полукантон» — это, скорее, дань истории, воспоминание о том, что когда-то полукантон был частью более крупного образования. С конституционно-правовой точки зрения, полукантон является полноценным субъектом федерации, обладающим всей полнотой прав и обязанностей.

Депутаты в Совет кантонов (от полукантонов Базель-городской, Базель-сельский, Нидвальден, Обвальден, Аппенцель-внешний и Аппенцель-внутренний — по одному депутату, от остальных — по два) — избираются народом кантонов на основе мажоритарной системы (кроме кантона Юра).

Национальный совет и Совет кантонов утверждают федеральные законы и контролируют работу правительства – Федерального совета. Можно сказать, что политическая система Швейцарии на федеральном уровне построена с определенным «перекосом» в сторону парламента (законодательной власти).

Система двух равноправных палат обеспечивает при этом равенство политического влияния и не дает «большим» кантонам возможности «задавливать» своим весом малые кантоны.

Официальную информацию можно найти на сайте швейцарского парламента.

Законотворческая деятельность

Законотворчество в Швейцарии может длиться десятилетиями. Например, Федеральное постановление о необходимости введения оплачиваемого отпуска по материнству (на немецком языке — Mutterschaftversicherung) было принято в 1945 г., но соответствующий Закон вступил в силу только в 2005 г., через 60 лет. Каковы основные этапы, которые проходит закон?

Фаза 1. Инициатива. Может исходить от отдельных избирателей или групп интересов, от одного парламентария или группы депутатов и, наконец, — это случается чаще всего – со стороны правительства.

Фаза 2. Проектная фаза. Чаще всего тем или иным министерством разрабатывается предварительный проект. Создается комиссия экспертов, которая участвует в его разработке.

Фаза 3. Межведомственное согласование и общественное обсуждение (Vernehmlassung). Проект закона представляется кантонам, партиям, лоббистским группам и группам интересов, общественным объединениям для того, чтобы они могли высказать свое мнение. Как раз эта фаза может затянуться на долгие годы.

Фаза 4. Послание правительства. Переработанный на основе результатов предыдущего этапа законопроект отправляется в правительство, которое затем представляет закон в форме Послания на рассмотрение палат парламента. В Послании правительство обосновывает свои мотивы, приведшие к появлению закона, и формулирует свою рекомендацию.

Фаза 5. Парламентские комиссии. Обе палаты парламента назначают на тему закона по одной парламентской комиссии, в каждую из которых входят представители всех основных заинтересованных партий. Как правило, тему закона удается представить на рассмотрение одной из 12-ти постоянных парламентских комиссий. 

Фаза 6. Каждая из палат дискутирует на тему того, следует ли вообще приниматься за рассмотрение этого законопроекта. В случае негативного решения законопроект отправляется либо обратно в правительство на переработку, либо принимается решение вообще отказаться от данного проекта.

Фаза 7. Консультации в палатах. При положительном решении, принятом в рамках предыдущей фазы, одна из палат начинает рассматривать закон в деталях. Какая из палат первой начинает работу выясняется случайным жребием. Обе палаты никогда не рассматривают один и тот же законопроект в рамках одной и той же парламентской сессии. В случае если палатам не удается прийти к единому мнению, начинается процедура устранения разногласий. Если найти компромисс все-таки не удается, то тогда созывается согласительная конференция.

Фаза 8. Вступление в силу. Прежде, чем закон вступает в силу, начинается отсчет ста дней, в ходе которых может быть назначен референдум по закону. Инициировать референдум могут минимум 50 тыс. человек, собрав свои подписи. Если сто дней проходят, а референдум не назначается, то тогда закон автоматически вступает в силу.

Фаза 9. Референдум. Если же необходимые 50 тыс. подписей удается собрать, то назначается референдум. В этом случае закон принимается тогда, когда за него проголосовало большинство из принявших участие в референдуме избирателей.

Прямая демократия

Швейцария предоставляет своим гражданам возможность непосредственно участвовать в процессе принятия политических решений.

Хотя прямая демократия не является только особенностью Швейцарии, здесь она, вероятно, более развита, чем в какой-либо иной стране. Швейцарские граждане могут либо сами предложить законопроект, либо отклонить уже одобренный парламентом закон.

Любой гражданин, группа граждан, любая партия и т.д. имеют право путём законодательной Инициативы предложить новый законопроект. Если такой группой собрано по меньшей мере 100 тыс. подписей в поддержку этого предложения, он будет (хотя отнюдь не сразу, порой через несколько лет) вынесен на всенародное голосование. 

Референдум является всенародным голосованием, проводимым, кроме того, с целью поддержки или отклонения уже одобренного парламентом законодательного акта. Это – вторая форма современной прямой демократии в Швейцарии, наряду с инициативой.

Если группе, выступающей против нового закона, удастся собрать не менее 50 тыс. подписей в течение ста дней со дня официального опубликования принятого закона, он выносится на всенародное голосование. Иногда одна угроза провести референдум может привести к отзыву закона или к его переработке. Референдум всегда висит над швейцарским законодателем как «дамоклов меч», что заставляет его работать особенно тщательно (пусть и относительно медленно).

Некоторые законодательные акты (изменения в Конституции, международные договоры) должны выноситься на референдум в обязательном порядке (таким был договор о присоединении Швейцарии к Шенгенскому соглашению, референдум по которому прошел в 2005 г.). 

Количество голосующих по инициативам или на референдумах составляет, как правило, квоту, которая редко превышает 40 % от общего числа избирателей. Это не очень высокий уровень. Большинство избирателей голосуют по почте.

Два из 26-ти кантонов страны – Аппенцель-Внутренний и Гларус — по-прежнему проводят ежегодные собрания всех избирателей под открытым небом («Ландсгемайнде») для решения различных вопросов методом поднятия руки. Это – древняя форма прямой демократии. В последние столетия акцент в Швейцарии все сильнее сдвигался от древних форм прямой демократии к современным. Здесь можно найти более подробное объяснение того, как работает прямая демократия в контексте политической системы Швейцарии. Кроме того, портал swissinfo.ch запустил проект «Прямая демократия», в рамках которого публикуются тексты и интервью, так или иначе связанные с этой темой.

Статья в этом материале

  • Как работает политическая система Швейцарии?
  • Швейцарское правительство и его «магическая формула»

Эта статья была автоматически перенесена со старого сайта на новый. Если вы увидели ошибки или искажения, не сочтите за труд, сообщите по адресу community-feedback@swissinfo.ch Приносим извинения за доставленные неудобства.

Швейцария в Совете Европы

Комитет министров

— Игнацио Кассис, начальник Федерального департамента иностранных дел- Кристьян Меули, посол, Постоянный представитель при Совете Европы

Парламентская ассамблея

25 июня 2018 года председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы была избрана Лильян Мори-Паскье.

Швейцария представлена в Парламентской ассамблее делегацией из 6 представителей и 6 их заместителей.

Европейский суд по правам человека

— Судья в Европейском суде по правам человека: Хелен Келлер
— Количество жалоб, поданных против страны и принятых к рассмотрению Судом(*) в 2019 г.: 279
— Постановления, вынесенные в 2019 г.: 6, включая 5 постановлений, в которых установлены нарушения, и одно постановление, в котором нарушений не установлено.

(*) без учета жалоб, находящихся на стадии досудебного рассмотрения ввиду неполноты досье

Комиссар по правам человека

В рамках своих полномочий Комиссар осуществляет визиты в страны для мониторинга положения в области прав человека и продолжения диалога с местными органами власти и гражданским обществом.

Общий бюджет Совета Европы в 2021 г. составляет 520 млн евро.

Взнос Швейцарии – 9 401 536 €.

Деятельность Совета Европы в Швейцарии

Предупреждение пыток

Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) посещает места лишения свободы (места заключения для несовершеннолетних лиц или иностранцев, полицейские участки и психиатрические больницы) с целью проведения оценки обращения с лишенными свободы лицами.

Борьба с расизмом

Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН) является независимым контрольным органом, который разрабатывает для государств-членов Совета Европы практические рекомендации по решению проблем расизма и нетерпимости, с которыми они сталкиваются.

Охрана социальных прав

Европейская социальная хартия ‒ это договор Совета Европы, который гарантирует социальные и экономические права человека. Она была принята в 1961 году и пересмотрена в 1996 году. Европейский комитет по социальным правам следит за соблюдением государствами обязательств по Европейской социальной хартии, Дополнительному протоколу 1988 года и пересмотренной Европейской социальной хартии.

Защита меньшинств

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств предусматривает механизм мониторинга для оценки применения государствами-членами этого договора. Консультативный комитет принимает рекомендации по улучшению защиты меньшинств.

Борьба с коррупцией

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) следит за соблюдением странами-членами антикоррупционных стандартов Совета Европы. Задача ГРЕКО – укреплять потенциал по борьбе с коррупцией входящих в неё государств.

Борьба с отмыванием капиталов

Комитет экспертов МАНИВЭЛ

МАНИВЭЛ проводит оценку эффективности национальных мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма в государствах-членах Совета Европы, не входящих в международную Целевую группу по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ). Государства-члены Совета Европы, входящие в МАНИВЭЛ и впоследствии вступающие в ФАТФ, могут сохранять за собой полноправное членство в МАНИВЭЛ. Государства-кандидаты и другие страны, не являющиеся членами ФАТФ, могут подать заявку на присоединение с соблюдением определенных условий.

КС198

Конференция Сторон, учрежденная в соответствии с Конвенцией Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (СДСЕ № 198) следит за применением Конвенции государствами-участниками.

Демократия через право

Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) – консультативный орган по конституционным вопросам, играющий ключевую роль в принятии конституций, которые соответствуют стандартам европейского конституционного наследия.

Борьба с торговлей людьми

Группа экспертов по борьбе с торговлей людьми (ГРЕТА) следит за применением Конвенции о противодействии торговле людьми и регулярно публикует оценочные доклады.

Система правосудия

Eвропейская комиссия по эффективности правосудия (ЕКЭП)

Задача ЕКЭП заключается в повышении эффективности и совершенствовании функционирования системы правосудия в государствах-членах.

Консультативный совет европейских прокуроров (КСЕП)

Этот консультативный орган при Комитете министров готовит заключения, содействует выполнению положений Рекомендации Rec(2000)19 и собирает информацию о деятельности органов прокуратуры в Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector