Путин послушает новые колокола на спасской башне

Содержание:

Необычная четверка и время в любой точке планеты

На здании Центрального телеграфа можно увидеть часы, которые покажутся старинной диковинкой. На черно-белом циферблате — римские и арабские цифры, при этом цифра 4 выполнена не привычным знаком IV, а IIII. Все объясняется просто: именно так ее изображали до XIX века. По вечерам циферблат подсвечивается, поэтому узнать, который час, нетрудно. А в прежние времена достаточно было услышать звон — точное время отбивает колокол. Кстати, часы на Центральном телеграфе признаны самыми точными в городе.

На Манежной площади находится фонтан «Часы мира»: под ним на подземном уровне расположен торговый центр. Купол фонтана поделен на 24 сектора и в течение суток совершает полный оборот. В делениях неподвижного нижнего кольца — по дюжине лампочек: каждая отмеряет по пять минут. Чтобы узнать время в любой точке мира, нужно найти понравившийся город на карте, отметить нижнюю цифру, то есть час, умножить количество светящихся лампочек на пять и получить минуты.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

История строительства

Решение о строительстве нового дворца на территории Кремля было принято Николаем I в первые годы правления, когда Москва еще только приходила в себя после наполеоновских войск и крупномасштабных пожаров. По задумке императора, дворец должен был стать своего рода памятником всем русским воинам. Автором проекта Кремлевского Дворца стал Константин Андреевич Тон. Также в работах по его созданию принимали участие Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарев, Н. А. Шохин и многие другие.

До
начала строительства на месте запланированного цоколя был заложен памятный
камень с лаконичной надписью «1838 г. июня 30 дня». Кроме того, под цоколь
угловой части комплекса, где согласно планировке должен был быть размещен
кабинет императора, была помещена табличка из меди, на которой значилось: «Заложен
в царствование государя Николая I, под управлением министра Императорского
двора генерала от инфантерии князя Петра Михайловича Волконского,
обер-гофмейстера барона Боде. Строителем был архитектор Константин Тон».

Изначально
постройка нового кремлевского дворца оценивалась в 6 миллионов рублей, однако в
итоге в него было вложено почти в два раза больше.

При
проектировании комплекса К. А. Тон запланировал возведение облегченных
кирпичных сводов и металлических стропильных конструкций кровли. На тот момент
это было первое в России здание с подобным каркасом. Также при строительстве
были использованы металлические конструкции, цемент и бетон, что также стало
необычным новшеством. Все эти инновационные методы позволили автору воплотить в
жизнь ряд интересных идей, среди которых подвесной потолок в одном из залов
дворца.

Для
отопления дворцовых помещений, в подвале установили 56 больших калориферов,
которые поставляли горячий воздух по тепловым каналам, расположенным в межстенном
пространстве, во все уголки строения. В качестве дополнительного источника
тепла использовали камины.

В
сенях, коридорах, служебных помещениях и комнатах слуг пол был выложен серым
ревельским камнем, белым коломенским мрамором и гжельской лещадью. В парадных
же залах и императорских покоях пол был паркетным.

Мебель,
двери и предметы декоративного оформления выполняли по специальным заказам на
крупных известных заводах и фабриках Москвы и Санкт-Петербурга. При этом все
полотна, используемые для обивки стен и драпировок, включали золотые и
серебряные нити. Впоследствии технология изготовления подобных тканей была
утрачена, поэтому при последней реставрации использовали обивку с цветными, а
не с металлическими нитями.

Мебельные
гарнитуры для дворцовых комнат делали в московских мастерских Эрнеста
Блехшмидта, Федора Дункера, Александра Шмидта и других известных мебельщиков.
Они также выполнили двери из ценных сортов дерева в парадных апартаментах и
жилых покоях Собственной половины. Люстры и светильники парадных комнат были созданы
на гальванопластической и литейной фабрике, принадлежавшей мужу княжны Марии
Романовой — Максимилиану Лейхтенбергскому, и на предприятии Феликса Шопена.

Под
куполом дворца поместили часы с боем. Колокола для часов были сняты с Троицкой
башни и отличались чистым звуком. В самом куполе сделали 4 слуховых окна, а на
его вершине установили позолоченный флагшток для императорского штандарта. При
участии академика Д. М. Перевощикова и майора И. И. Ильина, купол был объединен
металлическими связями с кровлей дворца. Эти связи служили громоотводами.

Новый
дворцовый комплекс получил название Большого Кремлевского. После завершения
строительства Николай I
лично проинспектировал все помещения. По его указу участники строительных работ
были вознаграждены и отмечены медалью «За строительство Кремлевского Дворца».

Освящение
Большого Кремлевского Дворца состоялось на Пасху, 3 апреля 1849 года.

Архитектура в истории башни

Строение очень интересно по своей конструкции. Исстари она считалась главной башней Кремля, свидетельство тому – ее устройство. Она имеет пять боевых ярусов. Между ними проложена лестница, спрятанная между двойными стенами.

Наружная отделка из красного обожженного кирпича. Полы, своды и лестницы – из белого известняка. На верхних площадках бойницы. Два каменных бастиона не сохранились до наших дней. Толщина оборонительных стен достигает 5 метров.

Это проездная башня. Ее ворота закрывались крепкими дубовыми полотнищами. С наружной стороны были пристроены башенки – стрельницы, проезды в которые защищались специальными спускающимися решетками – герсами.

В 17 веке сделали новые надстройки. Над башней соорудили шатер, который позднее снабдили гербом России – двуглавым орлом. Такой чести была удостоена только Спасская башня. На ней же издревле были башенные часы.

Конструкция украшена декоративными башенками, пирамидками, фигурками зверей, кружевами из белого камня. Вправо и влево уходят кирпичные стены огромной для того времени высоты.

У подножия начинался огромный 50 м длины и около 10 м ширины мост. Он был перекинут через внушительный ров, стены которого выложены белым камнем, а глубина достигала 22 метров. Этот огромный ров служил не только для обороны, но и преграждал путь огню во время губительных московских пожаров.

За рвом в 50 м от стен Кремля начиналась граница Красной площади. Высота башни 71 метр, периметр основания 61,8 метра.

Технические данные

В настоящее время Кремлёвские куранты — единственные полностью механические башенные часы в мире, они работают в одном режиме уже более 150 лет, являясь самыми древними в Европе. Вес механизма без колоколов составляет 25 тонн. Он состоит из нескольких тысяч деталей. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 кг. Высота часового механизма — около 3 м, диаметр больших шестерён — до 1,5 м. Механизм стрелок приводится в действие тремя гирями весом от 160 до 224 кг и уходит вглубь стены почти на 20 метров. Главный колокол Спасской башни весит 2160 кг. Музыкальный механизм выглядит как программный медный цилиндр, который вращает 200-килограммовая гиря. Барабан заставляет штифты нажимать на клавиши, связанные тросами с колоколами на звоннице.

Существует мнение, что удары главного колокола, звучащие в полночь 31 декабря, возвещают наступление нового года. На самом деле новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара этого колокола.

Надвратные иконы

Исследователи предполагают, что образы святых у ворот Спасской башни появились в 20-е гг. 16 века. Иконы были написаны в честь чудесного избавления столицы от татарского нашествия под предводительством хана Махмет-Гирея.

Согласно легенде, слепой монахине из Вознесенского монастыря привиделось, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский уговаривают святых покровителей Москвы – Пётра, Алексия и Иону, а также Леонтия Ростовского, отвести угрозу от города. Вскоре осада была действительно снята.

В ознаменование чуда лики святых запечатлели по обе стороны от ворот в Спасской башне:

  • на западной стене – епископы Петр и Алексий у ног Богородицы
  • на восточной стене – преподобные Сергий и Варлаам у ног Христа

Вверху башни над проездной частью исстари размещались 2 иконы, давшие название строению:

  • Спаса Смоленского
  • Спаса Нерукотворного

Спас Смоленский

Икона с изображением Спасителя появилась на башне в 1514 г. Она была написана в ознаменование присоединения Смоленска к Московскому княжеству, поэтому получила имя «Спас Смоленский». Образ установили на стене, обращенной в сторону Красной площади. Перед иконой постоянно горела неугасимая лампада, за которой присматривали священнослужители Покровского собора (Василия Блаженного).

На иконе изображался Спаситель, стоящий в полный рост. В руках он держал открытую книгу Евангелия. Образ наделялся чудотворными способностями. После Октябрьской революции Спас Смоленский считался утраченным. В начале 21 века был изготовлен из мозаики новый образ. Во время реставрационных работ в 2010 г. на стене была открыта фреска. Она оказалась изображением Спаса Смоленского. Его повторно освятил патриарх Кирилл.

Иконы Печерской Богоматери и Спаса Нерукотворного

Икона Спаса Нерукотворного, по преданию,  оберегла жителей города Хлынов (ныне Киров) во время опустошительной эпидемии чумы в середине 17 ст. О чудесном образе узнал царь Алексей Михайлович. Он повелел доставить икону в столицу. Крестный ход принес Спаса Нерукотворного в Москву, где его поместили в Новоспасском монастыре.

Живописцы сняли с иконы 2 копии:

  • одну – в Хлынов
  • вторую – на Спасскую башню со стороны Кремля

В 19 веке еще одна копия была помещена на иконостасе Новоспасского монастыря. Надвратная икона помещалась в киот из драгоценных металлов и самоцветов. Его сняли и вывезли французы во время наполеоновского нашествия. Сам образ бесследно исчез в послереволюционный период.

У входного проема с внутренней, кремлевской стороны Спасской башни также размещалась икона Печерской Богоматери. Она была написана в 1673 г. Иваном Ярославцевым, по указанию царя Алексея Михайловича. Образ представлял сидящую Богородицу с младенцем на руках. Сверху икону закрывал металлический киот со стеклом. Перед иконой в ночное время зажигался фонарь. С установлением советской власти надвратница пропала.

Башни Московского Кремля для детей

Кремль примечателен не только крепостью и длиной стен. Башни, которые стоят на страже – настоящее средневековое достояние. Всего их 20, и у каждой есть своя уникальная история и имя. Без названия только две башни Московского Кремля – Первая и Вторая Безымянная. Раньше в них были пороховые склады. Они периодически взрывались и разрушали строения. Поэтому имена им так и не придумали.

  • Набатная башня так называется из-за набатного колокола, который висел на ней долгое время. Он должен был звонить при пожарах. Но в 1771 колокольным звоном был собран Чумной бунт. После этого Екатерина распорядилась удалить ему язык.
  • Царская. Самая невысокая красавица, похожая на теремок. Ее возвели последней. Похожие теремки строились в конце 17 века. Собственно, тогда же появилась башня.
  • Никольская. Считается, что покровителем этой башни является сам Николай Чудотворец. Любой желающий может подойти к ней, помолиться, и попросить о чуде. Говорят, молитвы москвичей у башни не раз помогали спастись от войн.
  • Кутафья. Единственная сохранившаяся башня-стрельница. Если присмотреться, на ней можно увидеть щели от цепей. Раньше на них крепился подъемный мост через ров.
  • Троицкая. Самая высокая башня в Московском Кремле. Ее высота со звездой – 80 м. Она выше 10-ти этажного дома в два раза! Ее ворота – это главный вход в Кремль. Давно в середине сооружения проходили торжественные встречи. Сегодня там располагается Президентский оркестр.
  • Беклемишевская (Москворецкая). Поговаривают, что внутри нее спрятан тайник. А еще это одна из немногих башен, которая сохранила свой первоначальный вид со дня постройки.
  • Угловая Арсенальная. Самая мощная башня с 18 гранями. Благодаря расширенному основанию и высоким стенам она выглядит очень устойчивой. В войну 1812 года она сильно пострадала, поэтому в конце 19 века ее переделали.

Описание каждой башни:

Спасская башня Кремля для детей

Каждый знает эту башню по огромным курантам. А еще с ней связано больше всего легенд. Давным-давно башню называли Фроловской по названию церкви Фрола и Лавра, которая стояла неподалеку. Позже ее снесли. Церковь стояла вплотную к Кремлю, перекрывала въезд и являлась причиной распространения пожаров. Башню и ворота под ней стали звать Иерусалимскими. Пока не случилось чудо.

Когда Алексея Михайловича венчали на царство, слепой Петр Палкин прозрел от иконы Спаса Нерукотворного. Это сочли добрым знаком. Икону сняли с молитвами и понесли в Москву. Собралось много народа, и Алексей Михайлович внес ее через ворота башни. После этого и появилось название – Спасские ворота и Спасская башня.

Главный проезд в Кремль почитался, как святой. Через ворота запрещалось въезжать верхом. Проходя перед образом Спасителя на внешней стороне постройки, мужчины должны были снимать шляпы. В народе верили, что латинская надпись над воротами проклинает всех нарушивших этот наказ.

Как же куранты показывали время и отбивали звон?

Такой странный циферблат, оказывается, обозначал ход дневного и ночного времени, т.е. в дни летнего солнцестояния его заводили на семнадцать дневных и семь ночных часов. Как это происходило?

Первый резкий удар звучал в момент, когда первый солнечный луч падал на стены Спасской башни. Точно такой же удар возвещал о завершении дня. Каждый час отбивался специальный звон: первый час — один удар, второй — два, и так до максимально возможного количества числом 17. После этого на башню поднимался часовщик и переводил циферблат на 7 ночных часов. Таким образом, следящему за временем приходилось дважды подниматься на высоту.

Каждые 16 дней проводилась коррекция количества дневных и ночных часов, которые в сумме составляли привычную нам цифру — 24.

Часы на Спасской башне Кремля вызывали восторг не только у россиян, но даже у прибывавших в Москву иностранцев. Современники так писали об этом диве:

В 1626 году часы на башне сгорели, но уже через два года были восстановлены всё тем же Галовеем, чтобы прослужить вплоть до конца семнадцатого столетия.

Новый хронометр появился при Петре Первом, который приказал разрушить однострелочные старомодные часы, а вместо них установить новые с 12-часовым циферблатом. Механизм с часами и музыкой, который купил за 42 тысячи ефимков в голландском Амстердаме сам государь, доставили в Москву тридцатью подводами.

Устанавливать куранты пригласили Якима Горнеля — иноземного часовщика. Он вместе с девятью русскими мастеровыми в течении 20 дней собирал и отлаживал часовой механизм. И наконец, в 9 часов утра 9 декабря 1706 года собравшиеся у башни люди услышали первый звон.

Куранты на Спасской башне отбивали, как часы, так и четверти. В определенное время играла мелодия, которую воспроизводили 33 музыкальных колокола. К сожалению, мотив того колокольного проигрыша не известен.

Петровские часы прослужили до 1737 года, пока не сгорели в огне. Столица тогда была уже в Петербурге, и чинить московские куранты попросту не спешили.

В 1763 году в одном из помещений Грановитой палаты нашлись произведенные в Англии большие курантовые часы. Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году, для чего из Германии выписали мастера-часовщика Фатца (Фаца). Вместе с русским мастеровым Иваном Полянским он запустил их лишь через три года — в 1770 году. Музыка курантов была несколько легкомысленна и представляла собой отрывок из немецкой песенки «Ах, мой милый Августин».

Пожар 1812 года вывел часы из строя. Обследование механизма поручили Якову Лебедеву, который в феврале месяце 1813 года сообщил о его значительных разрушениях и предложил свои услуги по восстановлению. Разрешение было получено, но, предварительно, с мастера-часовщика взяли расписку, что он не повредит устройство окончательно.

Прошло два года и куранты на Спасской башне вновь зазвучали, за что Лебедеву было присвоено почетное и высокое звание «Мастер Спасских часов».

Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», но император Николай I не дал на это своего соизволения, сказав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Пришлось на игральный вал записать две мелодии — «Марш Преображенского полка» (звучал в 6 и 12 часов) и «Коль славен наш господь в Сионе» (3 и 9 часов), которые не менялись вплоть до 1917 года.

Установка часового механизма братьев Бутеноп потребовала проведения некоторых реставрационных и ремонтных работ, которыми руководил архитектор Петр Александрович Герасимов. Постамент к часам, перекрытия и лестницы изготовили по рисункам архитектора Константина Тона.

История Кремлевских курантов

История башенных часов в городе Москве относит нас в далекий 1404 год, когда на территории усадьбы сына князя Дмитрия Донского — Василия — их впервые и установили. Сам двор великого князя располагался недалеко от Благовещенского собора Кремля.

Эти куранты изготовил сербский церковнослужитель — монах Лазарь. Механическое устройство в виде фигуры человека отбивало удары в колокол ежечасно.

Первое документальное свидетельство о наличии часов на башне относится к 1585 году: там упоминались некие мастера-часовщики, которые помимо Спасских часов, обслуживали такие же механизмы на Тайницкой и Троицкой башнях.

Описания хронометров нет, а вот вес часов со Спасской башни составлял порядка 960 килограмм, что следует из купчей, датированной уже 1624 годом (в ней указано о продаже часов Спасскому монастырю из ярославских земель за 48 рублей).

Для изготовления нового часового механизма был приглашен часовых дел мастер, английский механик Христофор Галовей. Ему в помощники определили местных кузнецов — мастера Ждана с сыном и внуком, которых звали Шумило Жданов и Алексей Шумилов. 13 колоколов для курантов отлил Кирилл Самойлов — мастер-литейщик. 

У новых часов отсутствовали стрелки, роль которых отводилась вращающемуся циферблату, который был разделен на 17 частей.

Сам циферблат весом за 400 килограмм был сбит из деревянных досок и выкрашен в небесно-голубые цвета. На нем располагались часовые деления, которые были обозначены славянскими буквами. Для украшения, по полю, добавили жестяные звезды светлого оттенка.

Над циферблатом — нарисованные золотом луна и солнце. Неподвижно закрепленная стрелка как бы исходила из луча последнего светила.

Непосредственно звон курантов на Спасской башне находился еще выше — в устроенном восьмерике. 

Правила посещения Государственного Кремлёвского Дворца

26.08.2020

Новый порядок возврата билетов

Уважаемые зрители!

Информируем вас о том, что изменился порядок возврата билетов. Подробнее с информацией вы можете…

30.07.2020

Кассы ГКД не работают до 1 августа 2020 г.

Уважаемые зрители!

До 1 августа 2020 г. билетные кассы Государственного Кремлёвского Дворца не работают.

13.07.2020

Отмена Всероссийской премии «Выпускник-2020»

В связи с сохранением на территории города Москвы ограничительных мер в отношении проведения спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий дирекция Государственно…

22.06.2020

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители!

В соответствии с Указом Мэра Москвы от 27 мая 2020 года № 61-УМ «О внесении изменений в у…

04.06.2020

Новые даты мероприятий

Уважаемые зрители!

Информируем вас о новых датах проведения мероприятий, которые были перенесены в связи с санитарно-эпидеми…

04.06.2020

Телевизионный концерт ко Дню Победы

7 мая Кремлёвский дворец совместно с «Первым каналом» подготовили на базе концертного зала «Крокус Сити Холл» праздничный концерт к 75-летию Великой…

08.05.2020

Марафон «Щелкунчика» в Кремле!

Театр «Кремлёвский балет» традиционно радует своих зрителей яркими постановками. В период праздников вас ждёт особенный подарок – 5 показов подряд самой нового…

12.12.2019

«Кремлёвский балет» покажет «Тысячу и одну ночь» на родине спектакля

При поддержке Министерства культуры Азербайджана, Министерства культуры России и посольства России в Азербайджане 11 и 12 апреля 2019 г. в Баку пройдут гастроли одной из ведущих…

09.04.2019

УРОКИ ИСТОРИИ

В рамках подготовки мероприятий, посвящённых празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в Дипломатическом зале Государственного Кремлёвско…

13.03.2019

Возвращение примадонны

Около десяти лет зритель ждал этого момента – возвращения Аллы Пугачёвы на сцену. И именно на главную сцену страны – в Государственный Кремлёвский Дворец. 17 апреля…

20.12.2018

Премьера лета 2018 – балет «Чиполлино» возвращается на сцену Дворца

27 июня театр «Кремлёвский балет» закроет сезон премьерой спектакля «Чиполлино», либретто которого создано по мотивам любимой многими поколениями сказки…

03.04.2018

Кремлёвский дворец  ̶  участник акции «Час Земли»

24 марта 2018 года миллионы людей примут участие в ежегодной международной экологической акции Всемирного фонда дикой природы (WWF) «Час Земли». Во всём мире на один…

23.03.2018

«Кремлёвский балет» едет в Китай!

Труппа театра «Кремлёвский балет» Государственного Кремлёвского Дворца отправляется с гастролями в Харбин.

Со 2 по 11 февраля, одна из…

23.01.2018

ЮНЕСКО поддержало конкурс «Романсиада»

В конце 2017 года специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) объявило о поддержке Международного конкурса мо…

25.12.2017

«Кремлёвский балет» выступит на фестивале «АРТ-ОКНО»

Артисты театра «Кремлёвский балет» Государственного Кремлёвского Дворца примут участие в фестивале искусств «АРТ-ОКНО» и на благотворительной основе выст…

05.12.2017

Судьба команд Чемпионата мира по футболу определится в Кремлёвском дворце

1 декабря в Государственном Кремлёвском Дворце состоится торжественная церемония финальной жеребьёвки Чемпионата мира 2018 года, который пройдёт в России с 14 июня по 15 июля.

22.11.2017

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного. И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа — лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески — образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон — однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение — 28 августа все того же 2010 года. 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского — это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector