Икона скоропослушница

Содержание:

Дальнейшая судьба Благовещенского монастыря

В 1616 году монастырь разорили поляки, возглавляемые паном Лисовским. На протяжении XVII столетия обитель постепенно возрождалась из руин. В 1652 году к собору пристроили каменный храм Иоанна Богослова (до наших дней не сохранился).

Благовещенский собор представляет собой пышно декорированное белокаменное здание в стиле «русского узорочья». Его четверик завершён рядами кокошников, увенчанных пятью синими главами-куполами.

Некрополь Благовещенского монастыря

Стены фасада обильно покрыты резьбой — резными наличниками, карнизами, полуколоннами. Собор имеет нарядное шатровое крыльцо, а на его колокольне установлены часы.

В Благовещенском монастыре уцелели и другие каменные постройки: надвратная церковь св. Стефании, датируемая 1716 годом, и монастырская ограда с башенками, сооруженная в 1811 году.

Церковь Стефана Архидиакона Благовещенского монастыря

В 1812 году в кельях настоятелей монастыря хранились чудотворные иконы Иверской и Владимирской Богоматери, привезенные в Муром незадолго до сдачи Москвы Наполеону. В память об этом событии городские священнослужители ежегодно совершали крёстный ход вокруг города. При советской власти монастырь закрыли, но братия, поселившись в городе, продолжала служить в соборе. В 1946 году здесь служил иеромонах Пимен — будущий патриарх Московский и всея Руси. В 1991 году в обители возобновилась иноческая жизнь.

Часовня Аполлония Муромского

Колокольный перезвон Спасо-Преображенского монастыря Мурома

Музыка сердца. Именно так можно назвать это церковное музыкальное произведение. Оно завораживает каждого, кто приходит послушать Божье слово, даёт силы и преображает, избавляя от физической и душевной боли и даруя самое главное – неиссякаемую веру.

Адрес обители: г.Муром, ул. Лакина, 1а.
Это величественное строение – поистине ценно для каждого христианина, ибо его красота и простота являются символом праведности и вечной благодати Господа.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интерено так же посмотреть еще и видео о Муромской обители:

https://youtube.com/watch?v=-vFD9D1cR18

Православные монастыри, соборы и церкви

монастырь

История монастыря

Благовещенский монастырь в городе Муром был основан в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань. Он возник на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, сооружение которой церковное предание приписывает святому блаженному князю Константину (Ярославу) Святославичу (1096-1123). С именем этого князя связано крещение Муромской земли.

В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Тело убиенного князя Михаила было положено рядом с храмом во имя Благовещения Богородицы. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма.

В 1547 году на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. В то время их мощи находились под спудом. А с 1555 года в Благовещенском соборе открыто почивали мощи князя Константина.

И еще немного новой истории. Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году, но братия, поселившись в городе Муром, продолжала служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.

В 1940 году собор был закрыт, но возобновлён два года спустя как приходской храм. В 1945-1946 годах здесь служил иеромонах Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх всея Руси. В сентября 1991 года Благовещенская церковь вновь была преобразована в мужской монастырь.

Паломников и прихожан в это раннее воскресное утро здесь совсем мало. Возможно, днем сюда подъедут многочисленные туристические группы.

В главном храме также справа от алтаря стоит рака с мощами благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. И опять удивляемся: как же здесь (в городе Муроме) все необычно. И эта семья (все трое) лежат в одном гробу. Честно говоря, такое единение людей после смерти приходится наблюдать впервые. Вот Петр и Феврония (в Троицком монастыре) лежат вместе, а вот князь Константин со своими детьми (в Преображенском монастыре). Да и сами эти два монастыря стоят почти стенка к стенке. Чудеса!

В Благовещенском соборе находится старейший из сохранившихся в городе иконостасов, состоящий из 6-ти ярусов. Он был установлен в 1797 году.

Описание и архитектурные особенности

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов, жилые корпусы, вспомогательные здания, гостиный двор, а также пекарню. Несмотря на сложную судьбу и практически полное уничтожение, обитель удалось восстановить в первозданном виде.

Собор Спаса Преображения

Храм занимает центральное место в монастырском комплексе. Построен он был при царе Иване Грозном в знак благодарения за взятие Казани. После последней реставрации Спасо-Преображенская церковь стала сочетать в себе стили нескольких веков. Сегодня это пятиглавое здание, отделанное белой штукатуркой и украшенное зеленой крышей. Строгие черные купола венчают золотые кресты, а фасад декорирован арочными оконными проемами.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

По архитектурному стилю Покровский храм гармонично дополняет Спасо-Преображенский собор. Это двухъярусная белоснежная постройка с трехэтажной шатровой звонницей. Возведена церковь была в конце XVII столетия на средства преподобного Варсонофия, при помощи муромского помещика. Отличается она тем, что именно здесь хранится чудотворная богородичная икона «Скоропослушница».

Церковь Кирилла Белозерского

Надвратный храм также датируется XVII веком. Сегодня он находится в западной части комплекса, однако изначально его расположение было северным. Церковь имеет четырехугольную форму, облицована белоснежной штукатуркой, а крыша покрыта зеленым настилом. Единственный небольшой купол венчает позолоченный крест, фасад украшен фреской святителя.

Собор Спаса Преображения

Церковь Кирилла Белозерского

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Сергия Радонежского

Относительно новое здание, которое возвели только в 2005 г. фасадом к Оке. Несмотря на довольно молодой возраст постройки, зодчим удалось придать ей древнерусский колорит и увязать с общим ансамблем. Это невзрачная, небольшая церквушка с белыми стенами, крыша покрыта зеленой краской, а черный маленький купол оканчивается простым православным крестом.

Часовня на месте бывшего кладбища

Еще одно недавнее строение, появившееся на территории пустыни в конце 90-х годов ХХ столетия. Ранее на его месте располагался монастырский некрополь, а позже там хоронили гражданских лиц. Миниатюрная восьмиугольная часовенка облицована белой краской, отличается высокими арочными панорамными окнами, имеет зеленую крышу и такого же цвета купол с крестом.

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Небольшая часовня из красного кирпича с белоснежными элементами декора находится неподалеку от монашеских келий. Аналогично другим постройкам, ее крыша выполнена из зеленого настила, а темный купол венчает позолоченный крест. Из церквушки имеется выход к купели, где можно окунуться или просто набрать святой воды.

Часовня Георгия Победоносца

Эту часовню открыли в начале 2000-х годов в память всем погибшим солдатам. Найти ее можно рядом с настоятельским корпусом. Это прямоугольное, одноглавое здание с белоснежными стенами и зеленой крышей. Фасад украшает фреска Георгия Победоносца, его же икона расположена внутри церквушки.

Часовня Георгия Победоносца

Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви

Дом настоятеля был возведен в конце XVII столетия вместе с домовой церковью, освященной во имя св. Василия Рязанского. Постройка имеет два этажа, стены отделаны белой штукатуркой, крыша зеленая. До начала ХХ века первый ярус занимали кладовые помещения, а вот второй был полностью отдан под жилые кельи.

Братский корпус, как и часовня «Живоносный источник», выполнен из красного кирпича, поверх которого нанесен белоснежный декор. Здание трехъярусное, вмещает не более 30 человек. Здесь же находится библиотека, где хранятся древние рукописи, а также духовное училище. Возведена постройка была в 1891 г., а спустя ровно двадцать лет рядом построили домовую церковь «Семи страстотерпцев Херсонесских».

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня датируется концом XIX столетия и находится справа от надвратной церкви. Она представляет собой двухэтажную постройку, стоящую на восьмигранном основании. Венчает ее черный шатровый купол, а фасад украшен фресками святых. Выполнено здание из красного кирпича, элементы декора оформлены в белом цвете.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Палаты настоятеля и братский корпус

В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля (на фото справа) – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание 17 века.

Оно было построено в 1687 году в исключительно скромных архитектурных формах. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского. Конечно, в таком огромном здании жил не только настоятель монастыря. Нижний этаж занимали четыре кладовые, а верхний – пять келий. Кроме каменных, настоятелю принадлежали четыре деревянных кельи, где, по всей видимости, в основном и жили, так как каменные помещения считались сырыми и нездоровыми.

Братский корпус был деревянным. Новый каменный корпус выстроен в 19 веке. Монастырь не был многолюдным – в разные времена в нем подвизались от 10 до 30 монахов. Фундаментальная реконструкция настоятельского корпуса была проведена в новейшие времена, после передачи монастыря Церкви.

Уже 22 июня 1996 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил на втором этаже настоятельского корпуса новую домовую церковь во имя святителя Василия, епископа Рязанского.

Монастырь всегда славился своей библиотекой с собранием древних памятников письменности. В начале 19 века он был обнесен новой оградой (тогда же перенесли надвратную Кирилловскую церковь), заново отреставрирован. В 1891 году строится последнее большое здание монастыря – трехэтажный братский корпус (на фото — слева).

В 1911 году в нем была освящена домовая церковь во имя Семи мучеников Херсонесских. С 29 сентября 2003 года в этом здании действует Духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена, который в 1945-46 годах, в сане иеромонаха, служил в Муромском Благовещенском соборе. При училище открыт и мемориальный музей Патриарха Пимена.

Деятельность прихода

Муромский Благовещенский мужской монастырь посещает множество туристов и паломников. Здесь можно приложиться к святым мощам и помолиться перед чтимой Иверской иконой. Идут регулярные богослужения.

По воскресеньям проходят Литургии в 9:30 и водосвятный молебен в 12:30. Утренние молитвы начинаются каждый день в 6:30. Вечерняя служба — с 16:00.

В праздничные дни лучше уточнять расписание служб заранее, позвонив по телефону, указанному на официальном сайте.

Святыни и престольные праздники

В монастыре можно поклониться святым мощам. Здесь покоятся:

  • святые мощи князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора;
  • в соборном подклете покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в.

Богослужение в Благовещенском монастыре

Престольные праздники:

  • 21 мая/ 3 июня — день памяти благоверных князей Константина и сыновей его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев;
  • 27 декабря/ 9 января — день памяти первомученика Стефана, архидиакона;
  • 25 марта/ 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.

Начало возрождения обители

В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид. Вот фотографии того, что было в 1996 году и начало возрождения монастыря в 1997 году.

Молодому монаху, а затем игумену монастыря о.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было ни людей, ни денег. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И это удивительно, ведь в самом начале все это поднималось стараниями очень немногих людей. Вот видео-репортаж от 26.04.1997 года и интервью о.Кирилла, где видно, из каких руин поднимался монастырь.

За 10 лет обитель возродилась и стала являть миру красоту Божественную, необычайную. Находясь сегодня на территории восстановленного монастыря невозможно даже представить, из каких руин была вновь она воссоздана.

Давайте «пройдемся» по всей территории этого удивительного монастыря, прикоснемся к его многочисленным святыням.

В настоящее время на территории монастыря находится 2 больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус. Все это расположено на очень ухоженной территории.

При входе на территорию монастыря сквозь ворота в крепостной стене мы оказываемся в сказке.

Перед нашим взором открывается просторная территория с многочисленными храмами и часовенками, красивейших пруд с распускающимися лотосами, а в воздухе витает невероятный аромат хлеба и сдобы из местной монастырской пекарни. Но начнем свой обзор, конечно же с храмов.

Благовещенский монастырь в Муроме: история

Монастырь был основан по указу Ивана Грозного. Это произошло в середине XVI века. Прежде на этом месте находился Благовещенский храм, где хранились мощи святых князей Муромских – Константина и его сыновей Федора и Михаила. Князь Константин получил Муром в удел и его имя неразрывно связано с историей крещения горожан.

В «Повести о водворении христианства в Муроме», которая датирована XVI веком, говорится о том, что язычники, отказывавшиеся принимать христианство, жестоко убили сына княжеского сына – Михаила, и подступили к его палатам вплотную. Навстречу им вышел князь Константин, который в руках держал не оружие, как ожидали недруги, а икону Божьей Матери, которую впоследствии стала именовать Муромской.

Образ в руках князя просиял, и изумленные этим чудом язычники беспрекословно приняли христианство. Выдержавших необходимый пост крестил муромский епископ Василий в Оке. Князь Константин с сыновьями в 1547 году на церковном соборе были канонизированы, но еще и до этого их считали в Муроме святыми.

Исходя из этого становится совершенно понятно, почему Иван Грозный, который перед легендарным походом на Казань молился в Муроме этим святым, сразу же после победы в походе распорядился основать на месте, где они были погребены, монастырь.

С первых дней существования обитель не была обделена царскими милостями: грамотой от 1558 года она получила денежное жалованье, а также хлебную ругу из таможенных доходов Мурома, из Москвы в монастырь прислали большую коллекцию уникальной церковной утвари, а также была назначена солидная финансовая помощь из казны, подарено несколько деревень.

Как лучше добираться до Спасо-Преображенского монастыря

  • Прежде всего необходимо попасть в Муром. Сделать это можно из Москвы поездом (отправление с московского Казанского вокзала), электричкой – в этом случае необходимо будет сделать несколько пересадок.
  • Достаточно удобное автобусное сообщение: рейсы отправляются от Щелковского вокзала, причем от автовокзала Мурома можно дойти пешком, поскольку расстояние немногим превышает 3 километра.
  • Можно доехать автобусом и до Владимира, где пересесть на рейс до Мурома (на том же автовокзале).
  • Попасть в город автобусом несложно и из Нижнего Новгорода, Рязани, Иваново, Гусь-Хрустального.
  • Если вы предпочитаете путешествовать автомобилем, из Москвы следуйте по Горьковскому шоссе в направлении города Владимира. После этого необходимо повернуть в сторону Мурома (ориентируйтесь по указателю, расположенному перед въездом в город).

НЕОБХОДИМО РАЗДЕЛЯТЬ НА ПРАВОВОМ УРОВНЕ ПОНЯТИЯ «ПАЛОМНИЧЕСТВО» И «ТУРИЗМ»

Москва,
27 октября 2004 г.

Необходимо
разделить понятия «паломничество» и «туризм» на правовом уровне, заявил
председатель Отдела внешних церковных связи Московского Патриархата митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл сегодня в Москве на первой общецерковной
конференции «Православное паломничество: традиции и современность», передает
РИА «Новости». 

«Цель
паломничества состоит в поклонении святыням. Оно должно быть связано с
живым литургическим опытом. Его нельзя смешивать просто с туризмом», —
процитировал митрополит Кирилл слова Патриарха Московского и всея Руси
Алексия. 

Он подчеркнул,
что позицию Русской Православной Церкви в этом вопросе поддерживают и лидеры
других традиционных конфессий России. По его словам, еще весной 2003 года
Межрелигиозный совет России пришел к единому мнению, что паломничество
не относится к туристической деятельности и внес соответствующее предложение
о разграничении этих понятий в Госдуму РФ. Созданы рабочие группы по законодательному
закреплению этого решения. 

Руководитель
Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Вячеслав
Фетисов в своем приветствии участникам конференции заявил, что «Федеральное
агентство разделяет позицию Русской Православной Церкви и Межконфессионального
совета России в вопросе, что паломничество не является туризмом и считает
необходимым законодательно отделить паломничество от туризма». 

Участники
конференции убеждены, что законодательство должно относить паломничество
не к коммерческой, а к религиозной деятельности, что с церковных паломнический
организаций не следует требовать дорогостоящих лицензий на осуществление
туристической деятельности и взимать с них налоги как за турбизнес. 

«Это
дело менее всего имеет отношение к коммерции и более всего имеет отношение
к церковной проповеди. Необходимо создать такую паломническую сеть, которая
могла бы обеспечить возможность посетить святые места для людей и с низким
достатком», — особо отметил митрополит Кирилл. 

27 /
10 / 04 

Территория монастыря

До 10 часов утра все многие часовни и храмы на территории монастыря еще закрыты. Просто гуляем по пустынной территории.

Восхищаемся возле пруда шикарными бутонами лотосов.

Прогуливаемся мимо местного огорода с красивыми кочанами капусты, удивляемся воздушным мокрым паутинкам.

Монастырская колокольня

После окончания службы открывается часовня св.Сергия Радонежского с колокольней. Здесь (как написано на табличке) всякий желающий может позвонить в колокола-била. Аккуратно начинаем пробовать бить молоточками по металлическим пластинам.

Затем смелеем, переходим на более тяжелые ноты.

Из колокольни часовни преп. Сергия Радонежского открывается очень красивый вид на Оку и пристань, а также на храмы монастыря.

Монастырская пекарня

Ознакомившись с территорией монастыря, побывав во всех его храмах, решаем что-нибудь перекусить. Эту задачу в Спасо-Преображенском монастыре решить легко. Конечно же, калачи и прочая сдобная выпечка! Ведь запахи из местной пекарни сопровождали нас все утро.

Покупаем возле часовни Божьей Матери «Спорительница хлебов» ароматный калач (60 руб.) и булочки с разными начинками (по 10 руб.). Как же хорошо выпить с утра чая вприкуску с монастырским хлебом!

Живоносный источник и купальня

С новыми силами отправляемся в часовню «Живоносный Источник», чтобы окунуться в купели. Но по дороге снова задерживаемся у монастырского пруда. Какое чудо! Бутоны лотосов, которые мы наблюдали утром раскрылись! И вот перед нами цветы самой разнообразной окраски.

Ну а теперь можно и продолжить путь в купальню. На двери висит расписание работы: каждый день (кроме вторника) с 10 до 17 часов. Женщинам благословляется окунаться в рубашках. Заходим внутрь.

Купальня сделана в виде небольшого бассейна. Удобные ступеньки, поручень. Если опуститься на самое дно, то достаточно глубоко. Водичка артезианская, холодная и очень бодрящая.

В этой купальне в стене вмонтирован камень, привезенный из реки Иордан (Израиль). Но мы так увлеклись окунанием в ледяную воду, что все вчетвером совершенно забыли об этом и не прикоснулись к нему.

В самой часовне можно набрать освященной воды. Есть много краников, откуда очень удобно заполнять бутылки.

Что ж, солнышко уже высоко, планов на сегодня очень много, поэтому решаем пообедать и отправляться в путь.

Трапезная

На территории Спасо-Преображенского монастыря есть паломническая трапезная, где можно пообедать и поужинать. Заказываем себе обед: первое (постные щи), второе (рыба с рисом или гречкой), салат (капустный) и компот. Стоит этот комплекс 95 руб. Все съесть не получается, поэтому остатки забираем с собой в номер, чтобы доесть их вечером.

Паломническая гостиница

Ну и еще хочется немного рассказать про наши номера, где мы жили. Паломническая гостиница предоставляет номера разного уровня:

1. В общей комнате. Номер на 12-14 человек, удобства на этаже. Стоимость 300 руб. с человека.

2. Отдельные номера 2-х, 3-х и 4-х местные с удобствами, евроремонтом. Стоимость 1000 руб. с человека.

3. VIP-размещение (правительственный уровень). Мы не «пробовали», даже не видели, что это такое. Пока это был не наш уровень.

Мы же себе позволили 2-й вариант: отдельные номера с удобствами. В целом, номер неплохой (по российским меркам): пластиковые окна с сеткой от комаров, шторы, ковер на полу, деревянные кровати, ванна с туалетом. Но… Матрасы на кроватях и подушки очень неудобные. В номере нет ни полочки, ни шкафчика. Сантехника «отечественная»: расшатанная, облупленная.

На унитаз в нашем номере можно было сесть только бочком, иначе коленки упирались в стену. Но это еще ничего, т.к. в другом номере сесть вообще было нельзя, т.к. при вставании унитаз поднимался вместе с тобой, а потом с грохотом возвращался на свое первоначальное место, т.к. просто не был прикручен к полу. Но мы старались не обращать внимания на эти мелочи. Ведь мы в России… а значит у себя дома.

Опять же, если сравнивать с ценами по городу Муром, то самые дешевые номера в гостиницах города были от 2500 руб. (на двоих), да и то на ночь с субботы на воскресенье их не было в наличии. Были только от 3000 руб. Но эти номера (судя по описанию проживавших там) были тоже «отечественные». Мы выбирали недорогой номер, чтобы можно было принять душ и переночевать. Минусы же есть всегда, но плюсов в нашей ситуации было гораздо больше. Пожить хоть пару дней на территории такого удивительного монастыря — это просто счастье!

Реликвии Благовещенского монастыря

Кроме мощей благоверных князей, в Благовещенском монастыре покоятся мощи епископа Василия Муромского, совершившего таинство крещения над суровыми язычниками Мурома, а также нетленные останки преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII века. Элемент торжественности в убранство храма привносит барочный иконостас. Он состоит из шести золочёных ярусов, богато украшенных резьбой с растительными орнаментами. Здесь можно увидеть несколько старинных икон: «Благовещение» и «Святая Троица», датируемые XVI — XVII веками, «Муромские святые на фоне панорамы города» (XVIII век).

Келейный корпус Благовещенского монастыря

Муромский иконостас в Благовещенском храме напоминает своего старшего собрата из Успенского собора во Владимире, но он миниатюрнее и младше (изготовлен в 1797 году). Просторные залы собора благоухают миррой и ладаном, горят свечи, а красивые голоса женского хора прославляют Бога. Спокойная церковная атмосфера вселяет в душу умиротворение.

Рейтинг достопримечательности

← МУРОМ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ МОНАСТЫРИ →

История основания

Нынешний Благовещенский мужской монастырь в Муроме по преданию возник на месте небольшой деревянной церквушки, названной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский мужской монастырь в Муроме

По информации из исторических источников, этот храм появился при содействии благоверного князя Константина Святославича, который задался целью обратить в христианство местное языческое население. Он испросил у своего отца разрешения взять к себе в удел Муром. Сыновья князя помогали ему в этом.

Но муромские жители, обожествлявшие силы природных стихий, не торопились с отречением от своих взглядов. Они оказывали сопротивление княжеской власти и даже убили его сына Михаила, давая тем самым понять, что не желают принимать христианство.

Когда разъяренная толпа подошла к палатам князя, вопреки ожиданиям, Константин вышел к народу не с оружием в руках, а с образом Божией Матери, который излучал невероятный свет. Люди были настолько потрясены увиденным, что сразу же раскаялись в своем жестоком поступке и отреклись от поклонения языческим богам.

Крещение, по утверждениям из разных источников, происходило в водах не то реки Оки, не то в озере Кстово, которое расположено неподалеку от города.

Так в Муроме появился первый храм, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, окруженный тыном и валом. Рядом с церковью возвели княжеский терем. Тело убитого княжеского сына, Михаила, погребли при храме. Со временем на том месте упокоились и все остальные члены фамилии.

На заметку! В 1547 году состоялась общецерковная канонизация князя Константина и его сыновей — Федора и Михаила. Хотя, люди их считали святыми еще при жизни.

Смутное время

В 1552 году в Муроме побывал царь Иоанн Грозный. Случилось это во время похода русского войска на Казань. Правитель земель русских горячо молился святым и просил помощи в одержании победы. Казань взяли, и сразу же в Муром приехала артель мастеров. В ходе работы произошло обретение мощей святых князей, которые с почестями перенесли в новый собор.

Мощи муромских благоверных князей в Благовещенском монастыре

Со стороны царя в Благовещенскую обитель поступали всевозможные дары, земельные угодья и денежные средства из казны. В XVII веке количество территорий, принадлежавших монастырю, стало еще больше.

В смутное время обитель подверглась разорению поляками. Многие реликвии, из пожалованных царем, похитили. Однако без помощи монастырь не остался и через некоторое время возродился.

Собор возобновили, в 1652 году к нему пристроили еще один придел — Иоанна Богослова. Шатровая колокольня появилась рядом с храмом в конце XVII века. Впоследствии надвратная церковь из дерева в честь первомученика архидиакона Стефана была разобрана. Вместо нее отстроили каменную, с тем же названием.

Во второй половине XVIII века обитель отнесли к разряду третьего класса. А в годы Отечественной войны с французами ее обнесли каменной стеной.

Иверская и Владимирская иконы Божией Матери

В тот же период Иверская икона и образ Владимирской Божьей Матери были перевезены в Благовещенский монастырь из Москвы. Такое событие местное духовенство отмечало крестным ходом вокруг города каждый год. Список с чудотворной Иверской иконы стал почитаться в Муроме с особым благоговением именно с той поры.

Памятник святым Петру и Февронии

В конце XIX века обитель уже относилась ко второму классу. В настоятелях числились епископы и викарии. Кроме Благовещенского собора, во дворе монастыря больше не было ни одной каменной постройки. Лишь к началу XX века был построен келейный корпус и дом для игумена.

Советское время

С приходом власти советов, как и многие другие культовые сооружения, Благовещенский монастырь закрыли. Однако в храме и дальше велись богослужения. Монахи расселились по частным домам города.

В 1923 году раку с мощами благоверных князей Константина, Федора и Михаила вскрыли, а сами мощи передали в качестве выставочных экспонатов в музей. Предпринималась попытка закрыть собор, но продлилось это всего два года, после чего храм вновь начал действовать. Последнего настоятеля обители, схиархимандрита Михаила в тридцатых годах репрессировали.

Интересно! В послевоенное время в приходском Благовещенском храме службы проводил иеромонах Пимен, который впоследствии стал Патриархом Всея Руси. В начале девяностых этот храм был единственным во всем городе.

Современное состояние

В сентябре 1991 года состоялось заседание Священного синода и по указу Святейшего патриарха Благовещенскую обитель возобновили.

На сегодняшний день мужской монастырь в Муроме является хранилищем древнерусской православной культуры. Здесь ежедневно совершаются божественные службы, ведется духовно-просветительская деятельность.

Братский корпус

Это здание выделяется из общего вида благодаря ярко-красным каменным стенам и белым украшениям. Оно трехэтажное и небольшое – в нем могут проживать до 30 человек. Монастырь имел обширную библиотеку, в которой хранились письменные памятники древних времен.

В 1891 году строится последнее большое здание монастыря – трехэтажный братский корпус. В 1911 году в нем была освящена домовая церковь во имя Семи мучеников Херсонесских

Это интересно: сперва Братский корпус был деревянным, его перестроили только в XIX веке. Тогда же была открыта домовая церковь Семи мучеников Херсонских.

Сегодня в здании расположено Духовное училище Святого патриарха Пимена. Оно получило название в честь иеромонаха Благовещенского собора (1945-1946 год). Узнать подробнее про обучение можно на сайте монастыря.

Историческое значение

История монастыря поражает своим разнообразием. Православная обитель переживала все беды и радости вместе с русским народом.

Дата основания Спасо-Преображенского монастыря не до конца известна археологам. Но мы точно можем утверждать, что его основателем стал Глеб Владимирович Муромский, сын Владимира Крестителя. Дата рождения святого — 987 год, умер в 1015, от этих цифр отталкиваются историки.

Из курса истории, мы знаем, что крещение Руси происходило ни одним годом, оно длилось на протяжении нескольких сотен лет. Когда князь Глеб получил во владение Муром, он не мог там поселиться. Причиной служило язычество, актуальное на тот момент у жителей этой земли.

Глеб построил недалеко от города княжеский двор, где и обосновался. Были возведены первые православные обители — храм Всемилостивого Спаса и обитель для монахов.

Примечательно, что первым православным сооружением на территории Руси, упомянутым в “Повести временных лет” Нестора стал Спасо-Преображенский храм.

Дата, фигурировавшая в летописи, — 1096 год, когда под стенами обители погиб Изяслав Владимирович. Он — второй сын Владимира Красно-Солнышко.

Больше особым потрясениям церковное учреждение не поддавалось.

Спокойствие и умиротворение продолжалось до 1917 года, распада Российской империи. Временное правительство собиралось закрыть церковь. Поводом для такого шага стало подозрение, что настоятель — Митрофан сопутствует поддержке Белого движения.

Архитектурное сооружение не закрыли, оно действовало в период с 1918 по 1919 года. В 1920 году к власти на смену Временному правительству приходят большевики во главе с В. И. Лениным. Начало пропаганды атеизма, которую они стали активно продвигать в массы, подразумевало закрытие всех церковных учреждений в стране, сожжение Библий и икон.

Храм с 1920 года функционировал как муромский музей. Но большевикам было мало такой деятельности. Вскоре, храм превратили в военную базу, угодную НКВД. Из-за того, что там располагалось их отделение, вход гражданским лицам на территорию обители был строго запрещен.

Храмы стали разорять, это делалось революционерами беспощадно. В действие был приведен один из планов большевиков — “Реализация церковного имущества”.

На протяжении почти всего XX века Спасо-Преображенский монастырь находился в плачевном состоянии. Лишь в 1990 годах, Д. С. Лихачев, вдохновленный идеей Жукова о возрождении церковных архитектурных сооружений, обратился к Московскому Патриарху Алексею.

1995 года бывшее НКВД вернуло территории православной святыни, изъятые в далеком 1920 году.

Значение монастыря для России велико. Судя по историческим сводкам, можно сказать, какую большую цену имеет этот памятник Древнерусской культуры. С ним связаны ключевые события в жизни государства, от его создания до самых горьких и плачевных десятилетий.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector