Год спустя после пожара. реставраторы все еще спорят о будущем облике нотр-дама

Легенды собора

За долгую историю Нотр-Дам оброс многочисленными легендами. Вот самые известные из них.

О кузнеце

Кузнецу Бискорне (реальная личность) поручили изготовить для собора центральные ворота. Кузнец долго размышлял, как создать ворота, которые бы соответствовали самому величественному храму города. Долгие размышления ни к чему не привели, мастер просто не знал, что делать дальше, как справиться с ответственной работой. И тогда, по легенде, он заключил сделку с самим сатаной.

Утром возле собора нашли бесчувственного кузнеца, а рядом с ним лежали удивительно красивые ворота, с невероятными узорами из металла. После того как ворота установили, никто не смог их открыть. Кто только не пробовал отпереть замки, ничего не выходило. Наконец, кто-то догадался брызнуть святой водой. Только после этого они открылись.

Интересно, что и сегодня никто не знает, как именно были изготовлены ворота. Бискорне унес свой секрет в могилу. Кто-то считает, что кузнец не хотел признаваться в сделке с сатаной, другие считают, что кузнец не хотел делиться секретом своего мастерства. Известно только, что для изготовления ворот не использовались ковка и литье.

Собор и алхимики

Вот уже несколько веков ходят слухи, что в геометрии собора, его барельефах зашифрован секрет философского камня. Несколько столетий оккультисты, исследователи и просто любопытные пытаются разгадать эту загадку.

В период позднего Средневековья, собор был местом сбора алхимиков. Они встречались у входа св. Анны. Для чего они собирались в соборе, что делали, сегодня об этом можно только гадать. На галерее второго яруса, среди фигур фантастических химер, расположено изваяние человека с бородой, в колпаке и плаще. Фигура задумчиво смотрит на город. Это скульптура называется – алхимик.

Известный в свое время алхимик Фулканелли написал и издал книгу «Загадки соборов», произошло это в начале XX века. В книге автор делает попытку объяснить некоторые элементы оформления собора с точки зрения своего учения. Фулканелли был уверен, что легенда о философском камне правдива. Он считал, что барельефы собора, это не что иное, как инструкция для изготовления. И тот, кто правильно сможет расшифровать алхимические символы, тот и станет владельцем тайны, над которой несколько столетий бились не самые глупые люди своего времени.

Величие, красота и гармония

Своим появлением собор обязан двум архитектурным гениям того времени Жану де Шелю (он работал на строительстве с 1250 по 1265 годы) и Пьеру де Монтрею. Последний трудился здесь вплоть до самой смерти (с 1250 по 1267 гг.). Добро же на строительство дал Людовик VII из династии Капетингов. Только вот остается загадкой, кем был заложен первый камень в фундамент. Одни историки уверены, что это был епископ Морис де Сюлли. Другие придерживаются мнения, что им был сам Папа Римский Александр III.

Нотр Дам де Пари подкупает своей величественной красотой и гармоничностью архитектурного ансамбля. Высота храма составляет 35 метров, колоколен – 69 м, и кажется, будто его стрельчатые своды взметаются куда-то далеко в небо. В длину он раскинулся на 130 м. Располагает массивными колоколами: один только «Эммануэль», что в восточной башне, имеет язык весом 500 кг, а сам он тянет на 13 тонн. Глядя на пропорциональность собора, его безукоризненный стиль и законченность даже сразу не верится, что он, ставший образцовым воплощением готического искусства, строился почти два столетия (с 1163 по 1345 гг.), и что впоследствии его многократно реставрировали и основательно перестраивали.

Уже в мае 1182 года прошла церемония освящения главного алтаря собора. Через четырнадцать лет почти закончили неф здания. Западный фронтон с его узнаваемыми двумя башнями начали строить около 1200 года и закончили к 1245 году. В целом же возведение храма было практически завершено уже к 1250 году. Внутренняя отделка растянулась до 1315 года. Еще через тридцать лет Нотр дам де Пари был окончательно готов. Кстати, башни храма имеют разную высоту и отличающийся друг от друга стиль, что подтверждает участие в строительстве самых разных архитекторов.

Внутренне убранство

Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.

Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган – оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.

Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.

В XIX веке Нотр Дам хотели снести

Сейчас это кажется невероятным, но в начале девятнадцатого века собор Парижской Богоматери хотели снести. В качестве главной причины указывалось крайне плачевное состояние здания.

Собор обветшал и нуждался в реставрации, однако никто не видел в нём никакой ценности. И вот когда вопрос о сносе здания был делом практически решённым, в судьбу Нотр Дама вмешался Виктор Гюго.

По достоинству оценив великолепие собора, писатель решил увековечить его в своём произведении. После публикации романа и его успеха о сносе собора Парижской Богоматери не могло быть и речи. В тот же год началась реставрация здания.

Собор стал главным героем одноименного романа Виктора Гюго

Несмотря на то, что сегодня о Соборе Парижской Богоматери знают во всём мире, так было далеко не всегда.

Строительство собора началось в 1163 году и продолжалось вплоть до 1351 года. Всё это время Нотр Дам был известен лишь в пределах Парижа и не имел своего культового статуса.

Так на протяжении долгих лет собор постепенно приходил в запустение, пока с подачи Виктора Гюго, написавшего свой знаменитый роман “Собор Парижской Богоматери” в 1831 году, не обрёл вторую жизнь.

Роман имел оглушительный успех, и, учитывая тот факт, что собор не только фигурировал в названии, но и по сути являлся одним из главных героев произведения, здание решили восстановить.

История

Предположительно, на месте Нотр-Дам де Пари изначально находился языческий храм. В IV веке его заменили раннехристианской церковью, построенной по образу и подобию древних базилик Рима и Равенны. В VII столетии появилось новое, более расширенное культовое строение — храм Святого Стефана. Он периодически подвергался разрушениям, но продолжал восстанавливаться до тех пор, пока принявший в 1160 году парижское епископство Морис де Сюлли не инициировал возведение грандиозного по масштабам и красоте собора Парижской Богоматери.

Витражи, Анна Рудницкая

Строительство Нотр-Дам де Пари началось в 1163 г. Первый камень в основание храма заложил римский папа Александр III, находившийся в то время в Париже. Работы производились в несколько этапов, в общей сложности — 182 года. Они были завершены в 1345 году, после окончании отделки всего собора.

Хронология главных событий:

  • 1177 г. — возведены стены хора (восточная часть храма между нефом и апсидой);
  • 1182 г. — освящение алтаря кардиналом Анри де Марси, имевшим епископский сан;
  • 1196 г. — окончено строительство центрального нефа;
  • 1200 г. — началось оформление западного (главного) фасада;
  • 1240 и 1250 гг. — по очереди закончены соборные башни — сначала южная, а затем — северная;
  • середина XIII — начало XIV вв. — увеличены трансепты, обустроены часовни, закончены фасады.

Розетка и башни, Маша Малиновская

За время строительства культового здания сменилось немало архитекторов, что отразилось в деталях, разнице в уровнях и смешении стилей. Самыми значимыми мастерами, оставившими свой след в создании образа Нотр-Дам де Пари, считаются французские зодчие Жан де Шель и Пьер-Де Монтрёй. Они руководили работами в период 1250–67 гг.

Вплоть до XVIII столетия значительных модификаций и реконструкций здания не проводилось.

Большой ущерб собору Парижской Богоматери был нанесен в период Великой французской революции. И все из-за того, что парижане отказались платить мзду на нужды в реализации идей освободительного движения в других странах. В 1793 году по личному распоряжению Робеспьера фасадные скульптуры иудейских царей обезглавили, приняв их за фигуры французских монархов. Кроме того, были повреждены уникальные витражи и снесен установленный в середине XIII столетия шпиль. Последний удалось восстановить лишь при проведении реставрационных работ в 1840-е годы.

Фигуры апостолов и шпиль, KaterinaK

На пороге XIX века Нотр-Дам де Пари оказался в плачевном состоянии. Его возвратили церкви в 1802 году, а в 1804-м здесь короновался и венчался Наполеон Бонапарт. Тем не менее, восстановлением собора никто не занимался, наоборот — начались разговоры о его сносе. Положение удалось спасти благодаря В. Гюго, написавшему роман «Собор Парижской Богоматери». Произведение увидело свет в 1831 году, а уже через 10 лет началась грандиозная реставрация храма, длившаяся 23 года. В это время были не только восстановлены разрушенные элементы, но и появились новые. Самой примечательной оказалась галерея химер, расположившаяся на верхней площадке фасада. Столь необычная идея принадлежала французскому архитектору Виолле-ле-Дюку.

За свою многовековую историю стены Нотр-Дам де Пари видели коронации и отречения, бракосочетания и крещения, панихиды и реабилитационные суды, передачу тернового венца Христа в лоно церкви и унизительные покаяния. Причем участниками всегда оказывались сильные мира сего.

Вид со смотровой площадки, KaterinaK

Сюжет, композиция произведения

Действие романа происходит в 1480-х годах. Все действия романа происходят вокруг Собора – в «Городе», на Соборной и Гревской площадях, во «Дворе чудес».

Перед Собором дают религиозное представление (автор мистерии – Гренгуар), но толпа предпочитает смотреть, как на Гревской площади танцует Эсмеральда. Смотря на цыганку, в неё одновременно влюбляются и Гренгуар, и Квазимодо, и отец Фролло. Феб знакомится с Эсмеральдой, когда ту приглашают развлечь компанию девушек, среди которых невеста Феба, Флёр де Лис. Феб назначает свидание Эсмеральде, но на свидание приходит и священник. Из ревности священник ранит Феба, а обвиняют в этом Эсмеральду. Под пытками девушка признается в колдовстве, проституции и убийстве Феба (который на самом деле выжил) и приговаривается к повешению. Клод Фролло приходит к ней в тюрьму и уговаривает бежать с ним. В день казни Феб наблюдает за свершением приговора вместе со своей невестой. Но Квазимодо не дает свершиться казни – он хватает цыганку и бежит прятаться в Собор.

Весь «Двор Чудес» – пристанище воров и нищих – кидается «освобождать» любимую Эсмеральду. Король узнал о бунте и повелел казнить цыганку во что бы то ни стало. Когда её казнят, Клод смеется дьявольским смехом. Увидев это, горбун кидается на священника, и тот разбивается, упав с башни.

Композиционно роман закольцован: вначале читатель видит слово «рок», начертанное на стене Собора, и погружается в прошлое на 400 лет, в конце – видит в склепе за городом два скелета, которые сплелись в объятиях. Это герои романа – горбун и цыганка. Время стерло их историю в пыль, а Собор всё стоит безразличным наблюдателем над людскими страстями.

Архитектура

Собор, который возводился почти 200 лет, имеет некоторые признаки романской архитектуры. Но в основном он соответствует готическому стилю. В нем есть все элементы присущие готике. Отсутствие внутренних стен, стрельчатые окна и арки, отсутствие настенной росписи, большие витражи, окно-роза. Высокое, просторное внутреннее помещение. Рассмотрим архитектурные особенности собора более подробно.

По данным Википедии, параметры Нотр-Дам де Пари:

  • длина – 130 м;
  • высота (без шпиля) – 35 м;
  • ширина – 48 м;
  • колокольни – 69 м.

Фасад

Западный фасад с двумя башнями выглядит одновременно мощно и изящно. Он имеет три уровня. На нижнем находятся три больших, арочных входа-портала, св. Анны, Страшного суда и Девы Марии. Над порталами расположена галерея из 28 статуй ветхозаветных королей, над ними окно-роза – это средний уровень. Башни составляют третий, верхний уровень.

Порталы выполнены в виде арок, своды которых покрыты вырезанными из камня сценами библейских сюжетов. Эти изображения кратко передают всю суть христианства. Здесь есть сцены страшного суда, история Богоматери. Резьба выполнена очень искусно. Особенно это стало заметно, после того, как фасад собора отмыли перед 2000 г.

Архитектура фасада объединила романский стиль – массивность, ровные плоскости и готику – стрельчатые окна и порталы, окно-роза.

Внутреннее убранство собора

Первое, что производит впечатление на посетителей, это необычное освещение храма. Дневной свет попадает в собор через большие окна с цветными витражами. Такое освещение необычно и таинственно, блики разных цветов придают помещению волшебный вид.

В соборе более 100 окон. На витражах изображены библейские сюжеты. Большинство окон были застеклены после реставрации. Но есть несколько, в которых сохранились старинные витражи. Старое стекло имеет свои особенности. Во времена их изготовления, технология производства стекла была далека от совершенства. Оно было массивным, неравномерным, попадаются инородные частицы и пузырьки воздуха. Эти недостатки придают особую прелесть витражам, они необычно искрятся, свет по-особенному преломляется в местах дефектов.

Окно-роза, диаметром около 10 м, внутри собора смотрится иначе, чем с внешней стороны. Благодаря проникающему свету видны изображения Богоматери, сцены из крестьянской жизни, изображения грехов и достоинств, зодиакальных знаков. Окна-розы на северном и южном фасаде имеют диаметр – 13 м.

Орган был в соборе с момента постройки, но свои размеры он приобрел в 1402 г. За прошедшие века инструмент многократно настраивали. В XX столетии был заменен кабель и компьютеризировано управление.

Внутри собора отсутствуют стены, вместо них, как в любом готическом храме, помещение разделяется колоннами с арками. Некоторые стены украшают барельефы и картины.

Это интересно. В центральном нефе может свободно поместиться дом из 10 этажей.

Попав в собор, вполне можно забыть о времени и провести несколько часов изучая скульптуры, картины, барельефы, люстры, витражи. Каждый элемент достоин внимания, каждый уникален и интересен.

Собор построен в честь Богоматери, Нотр-Дам переводится, как «Наша Дама». В храме есть 37 изображений Девы Марии.

Если, действительно, существуют места силы, то Собор Парижской Богоматери одно из них. По отзывам туристов, внутри храма чувствуется особая энергетика, не хочется уходить и появляется желания вернуться в собор еще раз.

В сокровищнице храма хранят реликвии. Здесь находится главная святыня не только собора, но всего христианского мира.

Алтарь

Алтарь выполнен в иной форме, чем весь собор в целом. Пышный барочный стиль нового алтаря резко контрастирует со строгой, элегантной готикой. Эта неожиданная дисгармония придает собору особый шарм. Вряд ли современники Людовика XIV разделили бы эту точку зрения.

Вот как описывает новый алтарь Виктор Гюго: «А кто подменил древний готический алтарь, пышно уставленный раками и ковчежцами, тяжелым каменным саркофагом, украшенным головами херувимов и облаками, похожим на попавший сюда архитектурный образчик церкви Валь-де-Грас или Дома инвалидов? Кто так нелепо вделал в плиты карловингского пола, работы Эркандуса, этот тяжелый каменный анахронизм? Не Людовик ли XIV, исполнивший желание Людовика XIII?».

Несколько скульптур работы Гейома Кусту расположены в глубине алтаря. Одна из них «Пьета», с обеих сторон скульптурная группа окружена статуями королей Людовика XIII, выполненная Николя Кусту и Людовика XIV, скульптора Антуана Куазевокса. Серия из 6 бронзовых ангелов, с орудиями страстей христовых, довершают композицию.

Пламенеющая готика

Нотр-Дам де Пари возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли. Первый камень в фундамент заложил папа Александр III. Нотр-Дам строили на протяжении двух веков, вплоть до 1345 года.

По иронии судьбы, здание относится к стилю пламенеющей готики. Название происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и удлиненных фронтонов и вершин арок. Спустя семь веков языки пламени охватили Нотр-Дам в буквальном смысле.

Благодаря своему пышному убранству Собор Парижской Богоматери в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний и национальных похорон. 

В 1447-м здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII после коронации. В 1558 году состоялась свадьба королевы Шотландии Марии Стюарт и Франциска II, а в 1572-м в стенах Нотр-Дам де Пари король Наварры Генрих женился на Маргарите де Валуа.

Главный фасад на рис. шотландца Д. Робертса (1828). Фото: Википедия 

Во время Великой французской революции многие части здания были разрушены, в частности, знаменитый шпиль. Колокола переплавили на пушки, скульптуры иудейских царей обезглавили.

После революции собор возвратили церкви и вновь освятили в 1802 году. Он находился в плачевном состоянии, правительство даже планировало снести храм. Спас Нотр-Дам от уничтожения писатель Виктор Гюго, который в 1831 году опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери».

В предисловии автор написал: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Так и произошло. Спустя десять лет после публикации романа началась масштабная реставрация под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Под его руководством отреставрировали поврежденную в Революцию скульптурную часть, восстановили витражные розы нефа и возвели новые шпили вместо утраченных. В тот же период Нотр-Дам де Пари обрел и знаменитые скульптуры химер.

В 2013-м году собору исполнилось 850 лет. В качестве подарка он получил новые колокола и отреставрированный орган.

В соборе каждый день совершаются богослужения. В будние дни и в субботу проходят четыре мессы и вечерняя служба, а в воскресенье — пять месс, утреня и вечерня. Для туристов вход бесплатный. Отдельно нужно заплатить за вход в сокровищницу и подъем на башни.  

Оригинальный шпиль собора был утрачен во времена Великой Французской революции. На снимке отреставрированный. Фото: Википедия

На краю гибели

Далее свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».

Собор в Париже

Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли». При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.

Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.

Собор в Париже (фото)

Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен. Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.

Витражи собора

Неповторимый и характерный облик собору придают витражи, выполненные из разноцветных стекол. Они несут частицу «божественного света». Наполняют интерьер необычайной красотой, создают душевный трепет и заставляют восхищаться искусством величайших мастеров.

В храме 110 витражей, каждый заменяет настенную роспись. Самая знаменитая витражная мозаика находится с южной стороны. Огромное окно, изображающее розу, практически в первозданном виде сохранилось до наших дней. На витраже изображен Иисус Христос, в окружении святых.

Красота кафедрального собора поражает многие умы, он признан величайшим шедевром и занесен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главный фасад

Галерея Ветхозаветных царей

Фигуры, расположенные над воротами главного фасада и представляющие 28 поколений Царей Иудеи, предков Богоматери и Христа, были установлены в начале XIII века. Каждая из них достигает 3,5 метров в высоту.

Во времена Средневековья они были богато раскрашены и очень скоро стали восприниматься прихожанами как короли Франции. Это искаженное восприятие привело к тому, что в неспокойные годы Французской революции фигуры были обезглавлены и извержены.

Короли заняли свое место после реставрации Виолле-ле-Дюка в XIX веке. В 1977 году в процессе раскопок были обнаружены фрагменты оригинальных фигур, которые сейчас можно увидеть в музее Клюни.

Балкон Богородицы

Балкон над галереей называется «балкон Богородицы». Статую Девы Марии в центре, окружают статуи Адама и Евы, добавленные во время реставрации. Два витражных окна и большая роза, диаметром почти 10 метров, посередине.

Верхняя галерея

Элегантная верхняя галерея, украшенная стройными колоннами, служит основанием двух башен, уравновешивая их своей легкостью.

Нижний горизонтальный ряд фасада

Три больших портала формируют нижний горизонтальный ряд фасада. Центральный портал известен, как портал «Страшного Суда» выше и шире двух остальных: южного портала «Святой Анны» — матери Богородицы, расположенного справа. И портала Богородицы – покровительницы собора или северного портала, расположенного слева.

Портал Святой Анны

Портал святой Анны был оформлен самым первым, приблизительно в 1200 году. Для его украшения использован тимпан, изготовленный 50-ю годами ранее для собора Сент-Этьен. Над тимпаном, в заостренных обрамляющих дугах, представлены картины божьего суда: ангелы, короли, пророки и священники воспевают славу Господа.

В центре портала находится Дева Мария с младенцем, выполненная в романском стиле. Она изображена сидящей на троне под балдахином, в короне и со скипетром, держащей на руках своего сына. С двух сторон трон Марии окружают ангелы. Слева от Марии епископ, справа коленопреклоненный король.

Два фриза портала были выполнены в разные периоды в разных стилях. Верхний фриз представляет картины из жизни святой Анны и Богородицы. Нижний рассказывает о приходе Христа на землю, начиная от Благовещения до Богоявления.

Портал Богородицы

Портал Богородицы появился в период с 1210 по 1220 год, уже после портала Святой Анны. Создатели хотели сделать этот портал выдающимся, отличным от остальных. Треугольный фронтон, венчающий скульптурную композицию над воротами, притягивает взгляд.

В центре нижнего фриза расположен Ковчег Завета. Его окружают три пророка слева и три Ветхозаветных короля справа.

На верхнем фризе Богородица на смертном одре в окружении самого Иисуса и двенадцати апостолов. Два ангела бережно переносят ее в рай.

Над двумя фризами располагается тимпан – декоративный элемент, украшающий ворота. Он является логическим продолжением фриза. Богородица уже в раю. Мы видим ее сидящей на одном троне с Иисусом. Ангел коронует Марию, а Иисус благословляет и передает скипетр. Ангелы, пророки, короли Божьего суда взирают на нее с архивольтов, заостренных дуг, обрамляющих фронтон.

Портал страшного суда

Центральный портал страшного суда занял свое место в последнюю очередь. На нижнем фризе, сразу над дверьми, изображена сцена воскрешения мертвых. Они восстают из своих могил и направляются к архангелу Михаилу, изображенному на верхнем фризе. Он взвешивает душу усопших, определяя по их земным делам и любви к Богу, кто направится в рай по правую руку от Христа и слева от нас, а кто в ад за дьяволом. Лица грешников иcкажены ужасом и отчаянием.

На тимпане, над двумя фризами, на троне величественно восседает Христос, возглавляя страшный суд. Руки Иисуса обращены к входящим. Он демонстрирует свои раны, а два ангела по обеим сторонам от него держат реликвии страстей христовых: распятие, гвозди и копье.

Справа и слева от ворот 12 апостолов, каждый из которых стоит над медальоном с изображением грехов и добродетелей.

Тайны барельефов

На фризах над воротами библейские сцены, ангелы, пророки, Богоматерь и Иисус, украшают христианский храм. Серия барельефов изображающие знаки зодиака и виды работ, соответствующие зодиакальным месяцам вызывают удивление.

На всех порталах можно найти таинственные знаки. Ответ на которые таит в себе алхимия. Например, телец и овен указывают на два весенних месяца, когда нужно начинать лабораторные операции. Если подняться на башни можно увидеть алхимика Нотр-Дам.

Заключение

Внутри храма выполнены поперечные нефы, которые переплетаясь с основным продольным, формируют крест. В часовнях, которые находятся в правой стороне Нотр-Дам, находятся картины и скульптурные произведения различных живописцев, которые, по многолетним обычаям, даруются храму каждый год в начале мая. Люстра храма выполнена из бронзы, покрытой серебром по проекту французского архитектора.

Ежегодно Собор посещают миллионы путешественников, проводятся бесплатные экскурсии, разрешают туристам делать фото внутреннего убранства Собора. Осмотр богатств этой достопримечательности можно сочетать с бесплатным посещением органных концертов.

Более подробное описание и фото всех скульптур, витражей, а также качественное описание и фото интерьера Собора, любой пользователь может найти на официальном сайте www.notredamedeparis.fr. Кроме этого на веб-сайте можно просмотреть и другие уникальные фото, а также узнать полезную информацию о Соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector