Припять до и после атомной катастрофы

Какова роль лжи в Чернобыльской катастрофе?

К чести разработчиков, они раньше других осознали проблему и даже пробовали о ней предупредить.

Как видно из писем (), уже за три года до аварии руководство Чернобыльской АЭС было предупреждено о проблемах со стержнями — и о путях их решения. Однако на письмо никто и никак не отреагировал, так велика была вера в «безаварийность» атомной энергетики.

Однако приведенные выше письма — на последней странице видно, что среди их адресатов был и глава Чернобыльской АЭС, — никакого эффекта не имели. Ни один свидетель аварии не помнит, чтобы его знакомили с этим письмом. Такое игнорирование случилось по очень простой причине: в СССР до Чернобыля практически никто ничего не знал о серии аварий в атомной отрасли — например, 1957 года на «Маяке» или 1975 года на Ленинградской АЭС, однотипной с Чернобыльской. Привычка заметать мусор под ковер привела к формированию в стране и мире идеи о том, что атомные реакторы безопасны, что с ними ни делай. Смысл письма конструкторов просто не дошел до директора ЧАЭС: он был уверен, что ничего суперстрашного от описанных в письме проблем быть не может.

Проблема была свойственна не только для СССР: в первой половине 1980-х в международный научный журнал не приняли статью ученых с хорошей репутацией только потому, что она говорила о возможной аварии на АЭС.

Legion Media

Показателен в этом отношении секретный протокол заседания ЦК КПСС от 3.07.1986 года, случайно попавший в открытой доступ из-за перестроечной неразберихи. В нем Горбачев лично недоумение тотальной самоуспокоенностью, царившей в атомной энергетике до Чернобыля:

«Помню и другое: статью в «Правде» к 30-летию первой АЭС. Там: «атомная энергетика может служить эталоном безопасности». И акад. Легасов это подписал. А что на поверку? Грянул Чернобыль, и никто не готов… Директор станции Брюханов был уверен, что ничего не могло произойти… А между тем за 11-ую пятилетку, 104 аварии было на  АЭС, за последние годы было много аварий на Чернобыльской АЭС. Это вас не насторожило…

Мы 30 лет слышим от вас , что все тут надежно. И вы рассчитываете, что мы будем смотреть на вас, как на богов. От этого все и пошло. Потому что министерства и все научные центры оказались вне контроля. А кончилось провалом. И сейчас я не вижу, чтобы вы задумывались над выводами. Больше все констатируете факты, а то и стремитесь замазать кое-какие… Во всей системе царил дух угодничества, подхалимажа, групповщины, гонения на инакомыслящих , показуха, личные связи и разные кланы вокруг разных руководителей».

Legion Media

Можно по‑разному относиться к М. С. Горбачеву, но здесь его выводы очень близки к тому, что говорили и специалисты в области «мирного атома». В  (кстати, одного из персонажей сериала НВО) излагается множество неприятных деталей того, как именно борьба кланов и личные связи негативно влияли на безопасность советских реакторов.

Если бы не традиционная советская культура замалчивания неудач и выпячивания достижений, письмо главного конструктора про дефекты в РБМК (и пути их исправления) не прошло бы мимо сознания директора ЧАЭС Брюханова. И катастрофы бы не произошло. Чернобыль случился из-за дефектности не только реактора, но и всей системы втирания очков, замалчивания и искажения реальности, укоренившейся в позднем Советском Союзе.

Место, где остановилось время

Полесский радиационно-экологический заповедник – территория, примыкающая к Чернобыльской АЭС, радиусом 30 километров. Это место подверглось наибольшему заражению. Раньше приезжать сюда позволяли только один раз в год – на Радоницу, чтобы навестить могилы своих родственников. С 2018 года посетить территорию заповедника можно в составе группы, с организатором, который проводит экскурсию по местности заброшенных деревень.

До катастрофы на АЭС в белорусской зоне отчуждения было зарегистрировано 96 населенных пунктов. Сейчас же здесь пусто и тихо. Ветхие дома с поросшими мхом крышами смотрят пустыми глазницами окон, лежащие на земле столбы линий электропередачи, заросли деревьев и кустарников. Создается впечатление, что время в этом месте остановилось…

Корреспондент Intex-press Никита Петровский фотографирует увиденное в зоне отчуждения. Фото: Ян ЯКОВЧИК

Перед пересечением границы заповедника мы останавливаемся в населенном пункте Бабчин, где посещаем научный центр и небольшой музей, в котором нас знакомят с флорой заповедника, картой пораженных территорий Беларуси, приборами для замера уровня радиации, которыми пользовались в те годы.

«Никому неизвестный мертвый город»

«В западной части Зоны находится почти никому неизвестный мертвый город Полесское. Сталкеры сюда добираются редко – город слишком далек от привычных маршрутов. Через Полесское пролегает автомобильная трасса, но выходить из машины пассажирам строго запрещено».

«После аварии Полесское хотели сделать „образцовым городом вблизи периметра загрязнения“, для чего даже после аварии что-то там строили и развивали. В СССР скрывали, что в Полесском на самом деле колоссальное загрязнение почвы цезием-137».

Как Максим поясняет уже в блоге, широко известная история срочной эвакуации Чернобыля и Припяти породила миф, будто всех жителей Зоны вывезли в первые же дни после взрыва 4-го энергоблока.

«На самом деле есть на территории Зоны деревни и целые города, которые не были отселены ни в первые дни, ни даже в первые годы после аварии. Город Полесское был отселен только в начале 90-х годов – спустя 7 лет после аварии и спустя 2 года после конца СССР. До этой поры люди продолжали жить в загрязненной зоне».

Достопримечательности Припяти сегодня

В Припяти есть на что посмотреть чтобы проникнуться духом постапокалиптики заброшенного города. Вот объекты, посещение которых есть в программе большинства экскурсий:

Колесо обозрения в бывшем парке аттракционов. Самая заметная достопримечательность Припяти, которая возвышается над городом и видна сразу же на въезде и с любого ракурса уже в самом городе. Это сохранившиеся остатки парка аттракционов, некогда любимого места отдыха горожан — влюбленных пар и людей с детьми. В 2017 году польские туристы провели флешмоб, во время которого включили колесо обозрения и покатались на нем. Видео флешмоба есть в сети.

  • Кинотеатр “Прометей”. Еще одно, бывшее любимым у горожан место отдыха. В кинотеатре было 420 мест и располагался он на северо-восточной окраине города. По репертуару фильмов он ничем не отличался от любого среднестатистического кинотеатра того времени, там крутили “Служебный роман”, “Любовь и голуби” и другие шедевры советской киноиндустрии. В 1978 году в прокат вышел фильм “Сталкер” по мотивам повести братьев Стругацких. Тогда никто, конечно, и предположить не мог, что впоследствии название фильма будет неразрывно связано с этими местами. 
  • Гостиница “Полесье”. Ее построили в период активной застройки города, в середине 1970-х гг. В период расцвета Припяти в “Полесье” заселяли иностранные делегации, а также в гостинице останавливались командировочные, в основном, инженеры. Сразу же после аварии гостиница была жильем для тех, кто участвовал в ликвидации последствий аварии. Сейчас это здание, как и остальные, заброшено и полуразрушено.
  • Гастроном. Продовольственное снабжение Припяти производилось по 1 категории (всего категорий было 3), так снабжались столицы и города всесоюзного значения. Поэтому, в Припяти не знали о том что такое дефицит. В гастрономе всегда были яйца, масло, колбаса, и другие продукты первой, и не только, необходимости. Магазин открывался в 9 утра и работал до 10 вечера, так что, после работы люди заходили в него чтобы купить домой что-то вкусное к ужину. В гастрономе работали 90 человек — продавцы, товароведы, грузчики, уборщицы, фасовщицы и другие. На сегодняшний день в заброшенном гастрономе остались стеллажи, холодильники и вывески, которые ориентировали покупателей по отделам. Большинство артефактов разбито и разграблено.  

Школа. Еще одно здание, которое на сегодняшний день практически разрушено. Школа №1 была, как ни трудно догадаться, первой построенной в Припяти школой. В 2013 году здание обвалилось практически полностью. Однако, в кабинетах, открытых для посещения туристами, остались портреты вождей того времени, в частности, Брежнева, а также школьные тетрадки, учебники и учительские журналы.

Бассейн “Лазурный”. Еще 1 полуразрушенный, но пока еще сохранившийся артефакт города-призрака Припять. “Лазурный” — это крытый бассейн, который работал и после аварии на ЧАЭС. Сюда после трудового дня приходили поплавать работники, которые трудились на атомной электростанции до 2000 года, пока станцию не закрыли полностью.

Дворец культуры “Энергетик”. Это прежде красивое здание, отделанное с особым шиком. Для отделки использовался дорогой материал — белый мрамор. А в самом здании проходили концерты популярных исполнителей того времени. На сцене ДК “Энергетик” когда-то выступала Елена Камбурова. А также проводились выступления местных артистов, устраивались праздничные концерты, а в будние дни сюда, в различные кружки по интересам, приходили школьники и студенты для занятий хобби.

Дома и сохранившиеся в них квартиры. Это наверное, самый эмоционально мощный элемент города-призрака. Большинство квартир и домов, в которых они расположены, находятся в аварийном состоянии, однако, наиболее безопасные из них, можно посетить на экскурсии под руководством гида. Большинство квартир, к сожалению, не раз подвергалось нашествию мародеров. Однако, в некоторых квартирах сохранилась, хотя и заметно обветшала, обстановка того времени — стены, обои, мебель. Кое-где валяются брошенные наспех вещи, в шкафах стоят книги, а на кухнях — кастрюли. Порой создается ощущение, что хозяева вот-вот должны вернуться с работы.

Еще один пугающий экспонат города-музея — так называемый ковш смерти. Такое название этому предмету дали из-за зашкаливающего уровня радиации, который он излучает. Сам артефакт представляет собой металлический ковш, который применяли для уборки графита сразу же после аварии. По неизвестным причинам он не был захоронен или сброшен в саркофаг, а продолжает стоять, испуская не просто большое, а прямо таки смертельное количество рентген. Дозиметры зашкаливает даже при приближении к нему.

Хроники аварии на ЧАЭС

Вместе с ликвидаторами аварии, которые действовали профессионально, в бой вступили журналисты и корреспонденты: они выполняли не менее важную миссию — отражали хронику эвакуацию в Припяти в видео и фотоматериалах. Сегодня эти хроники являются настоящим сокровищем, так как прямо, без цензуры отражают события, произошедшие несколько десятков лет тому назад.

Если вы спросите, сразу ли опустела Припять после эвакуации, то я отвечу: нет! Еще долгое время происходило тушение главного реактора, а шум вздымающихся ввысь спасательных вертолетов еще долго доносился из окраин чернобыльской зоны отчуждения. Содержание материалов об эвакуации из Припяти, видео хроника и воспоминания очевидцев дают нам понять то, насколько высок был уровень тревожности и страха переселенцев из загрязненных мощной радиацией мест.

Вывоз людей из зоны заражения

Как трудоустраивали жителей Припяти? Этот вопрос оказался непростым в решении на тот момент, однако простых рабочих устроить оказалось проще всего. Энергетиков перераспределили в командировки на другие атомные электростанции, а трудовиков завода «Юпитер» вместе с семьями гостеприимно приняли в Вильнюсе на заводе радиоизмерительных приборов.

До 1 сентября этого же года благодаря усилиям всего государства было положено значительное количество сил на постройку десятка новых сел для эвакуированных жителей зоны отчуждения. Было нелегко, однако выполнимо.

Аллея с названиями эвакуированных населенных пунктов

Последние дни Припяти

Припять и авария – это те слова, которые просто не могли стоять рядом друг с другом, а люди до конца не могли осознать всю серьезность масштабного происшествия. А пока они не знали всех масштабов опасности и гуляли спокойно по улицам, отправлялись за покупками или пили воду с колонки на одной из городских улиц.

Как были удивлены люди, когда огромная продуктовая ярмарка раскинулась по широкой улице Припяти. Тогда жители могли увидеть даже дефицитные товары. Наверняка в тот момент они подумали, как им повезло, ведь впереди было 1 мая. Однако они не знали, что за этим скрывалась простая человеческая алчность. Люди, которые организовали все это действо, уже точно знали, что Припяти больше нет, и просто сбывали продукты, так как их все равно пришлось бы уничтожить в общем могильнике.

Молодой город Припять

Собратья Припяти — какие еще существуют мертвые города?

Хотим сказать еще пару слов о том, какие еще города-призраки Украины можно посетить.

  1. Город Украинск имеет очень патриотичное и радужное название, но, он потихоньку угасает. Его жителей становится все меньше и меньше, на сегодня их осталось не больше шести тысяч. Такой процесс происходит из-за того, что закрылась шахта, которая давала единственную нормальную заработную плату жителям Украинска. Правительство старается спасти город от смерти, привлекает переселенцев, но дело идет не очень. В перспективе город может стать еще одним мертвым братом Припяти.
  2. Цукроваров говорит сам за себя. Чем же еще здесь заниматься, как не производить сахар и разные кондитерские изделия? Так и было до недавнего времени, а сейчас в Цукроварове проживает не больше ста человек. Если посмотреть некоторые фотографии многоэтажек, то не cразу можно различить, где мертвый город Припять, а где — Цукроваров. Причина превращения города в призрак – закрытие сахарного завода и кондитерской фабрики — предприятий, которые единственные обеспечивали благоустройство города. К тому же, кроме электричества в Цукроварове Кировоградской области нет ни воды, ни отопления, ни канализации.
  3. Город Орбита пострадал от аварии на ЧАЭС, хотя находится он от нее очень далеко, в Черкасской области. Этот мертвый город вполне подходит для жизни, здесь есть все, чего не имеет Цукроваров, но людей ненамного больше – всего 120 человек. Почти полвека назад правительство СССР начало строительство ГРЭС в далеком лесу Чигиринского района и параллельно — городок для энергетиков. Но позже выяснилось, что запланированная электростанция не выгодная и поэтому решили начать строительство атомной. Вскоре взорвался Чернобыль, и все проекты по атомным установкам заморозили навсегда. Весь этот мертвый город ничуть не загрязнен радиацией, поскольку АЭС здесь никогда и не работала.

Мертвый город Полесское

Мертвый город Полесское тоже пострадал от взрыва на Чернобыльской АЭС, но на этот раз уже прямо, а не косвенно. После аварии всех жителей Припяти эвакуировали сюда, но позже стали известны факты, что здесь такой же уровень радиации, как и в месте катастрофы. Все начали активно покидать городок, и сейчас здесь осталось всего десять человек (было 16,5 тысяч). Все удобства для проживания предоставлены, дороги, как после первой укладки, а радиацией этот мертвый город давно не опасен.

Города-призраки Украины проявляются после катастроф и банкротств крупных заводов, и, надеемся, что когда-то они восстановят прежнюю функциональность и город заживет по-новому.

Но Припять — мертвый город, и уже вряд ли он оживет когда-либо. Если другие города-призраки Украины малоизвестны, то Припять стала уже легендой. И это аксиома, что никто не поедет туда жить, даже только из-за самого названия, без знания конкретных фактов. Все будут приезжать туда на экскурсию, поражаться историей города, и творить легенду дальше, пронося ее сквозь века.

Маршруты Киев — Припять

Как добраться до Припяти из Киева или Москвы? Какие КПП нужно преодолеть? Сколько километров от Киева до Припяти придется проехать? Есть ли возможность добраться до Припяти «дикарём» и насколько это опасно?

Поскольку Припять входит в Киевскую область, проще всего будет сначала добраться до столицы Украины, а оттуда двигаться в сторону Зоны отчуждения. Расстояние от Киева до Припяти – 152 километров. Это примерно 2-2,5 часа езды на легковой машине. Ехать нужно с юга на север, от Киева и выше по карте. Что касается расстояния от начала до конца пути, то на разных маршрутах Киев Припять оно примерно одинаковое. Существенных различий нет и в состоянии дорог.

Маршрут «Киев Припять» на машине может проходить по двум дорогам. Первый вариант будет выглядеть примерно так: Киев – Вышгород – Демидов – Катюжанка – Иванков – Дитятки – Чернобыль – Припять. В этом случае путь будет пролегать непосредственно через Чернобыльскую АЭС.

Рядом с деревней Дитятки находится контрольно-пропускной пункт в 30 километровую Зону отчуждения. Называется он «КПП – Дитятки». Будьте готовы предъявить документы.

Как доехать до Припяти по другому пути?

Второй путь «Припять Киев» более обходной, он проходит по трассе Т-1019. С Киева нужно держать курс на деревню Дмитровка, потом Микуличи – Шибеное – Сосновка. После Сосновки маршрут пойдет на Иванков, далее маршрут будет точно таким же, как если бы вами была выбрана карта Припяти в первом варианте.

Во втором маршруте расстояние Киев Припять будет на пару километров длиннее, но местные говорят, что вторая дорога менее загружена и более удобна.

Заблудиться по пути почти нереально: карта Припяти довольно проста. В округе только одна нормально асфальтированная дорога, к тому же, местные старожилы всегда готовы подсказать, где находится город Припять. Несмотря на то, что после 1986 года большинство жителей территорий, прилегающих к Зоне отчуждения, покинули свои дома, в последнее время наблюдается тенденция возвращения. В Зоне жить, конечно, отваживаются немногие, но близлежащие районы уже не пустуют.

Маршруты Москва — Припять

Маршрут Москва Припять будет, конечно, гораздо длиннее. Прямое расстояние от Москвы до Припяти – от 950 до 1050 км в зависимости от того, каким путем вы предпочтете ехать.

Вариантов автомобильных дорог три. Первый: Москва – Обнинск – Калуга – Брянск – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Путь займет 13 часов без учета российско-украинской таможни.

При втором варианте пути Москва Припять расстояние будет максимальным – через город Орёл. Выглядит это примерно так: Москва – Подольск – Серпухов – Тула – Орёл – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Ехать придется около 12-ти часов.

Третий автомобильный путь лежит через Беларусь. По дороге придется пересекать две границы, но стоит отметить, что все белорусско-украинские границы считаются менее загруженными, чем российские, и пройти таможню, скорее всего, будет гораздо быстрее. Ехать придется вот так: Москва – Смоленск – Могилёв – Гомель – Славутич – Припять.

Кроме того, расстояние от Москвы до Припяти можно преодолеть множеством вариантов поездов. Нужно ехать из столицы России до Киева или Могилева, а дальше добираться автомобильным транспортом, т.к. никаких электричек или автобусов до Припяти не идет. Самолетом до Киева, правда, не долететь, российские авиалинии не работают на украинской территории после событий 2013-2014 годов.

Беда была уже на пороге

26 апреля как обычно наступил вечер. Люди готовились ко сну и представляли, как проведут свой завтрашний день, как отведут детей в школу и отправятся на работу. Однако уже в 21.00 у въезда в Припять стояло огромная колонна пустых автобусов, которая ожидала своих пассажиров, приготовив билет в самое долгое путешествие в их жизни, растянувшееся на целую жизнь.

Самое страшное, что эвакуацию начали проводить только 27 апреля 1986 года в 14.00. К этому времени люди не просто вдохнули вредные вещества, но и получили огромную дозу радиации, которая, несомненно, отразится на их здоровье в будущем.

Вид на город до аварии

Будто в фильме

На территорию зоны мы заезжаем через КПП «Майдан». По периметру забора – предупреждающие знаки: территория повышенного уровня заражения. У нас проверяют документы, и мы попадаем в зону отселения.

Старые пустующие дома, телеги, колодцы-журавли… Идешь и обращаешь внимание на брошенные предметы быта, старую технику. Особенно цепляют детские игрушки – кукла, машинка, кубики… Становится понятно, что отсюда уезжали в спешке

Ощущение – будто находишься среди декораций к какому-нибудь фильму.

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

По словам нашего гида, в прошлом году в этом регионе был сильнейший ураган, который оставил после себя огромное количество сломанных, вывернутых вместе с корнем деревьев. И это создает еще более гнетущую атмосферу.

На территории зоны, отмечает гид, можно запросто встретить различных животных: лис, волков, лосей, енотовидных собак, кабанов. Нам за время передвижения удалось увидеть косуль и лося. По словам нашего гида, в прошлый раз группа встретила волка, который долго позировал.

По территории мы перемещаемся на специальном фургоне, останавливаясь в наиболее интересных местах. Большой уровень радиации наблюдается не везде. Территория поражена «пятнами». Ближе к границе с Украиной есть места, в которые, по словам гида, лучше не соваться – уровень радиации зашкаливает.

Кормопредприятие «Майдан». Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Многих интересует, живут ли сейчас люди в Чернобыле?

Да, в Чернобыле живут люди. Одни вахтовым методом, другие на постоянной основе.

  • Почти 7 000 человек все еще работают на электростанции
  • Некоторые живут в зоне отчуждения на срок до 14 дней, в то время как другие отправляются в соседние города
  • Несмотря на то, что они находятся за пределами зоны отчуждения, уровни радиации в этих городах по-прежнему в 30 раз выше, чем обычно
  • По всей территории проживает около 400 людей, в основном это самоселы, бедные фермеры и бывшие работники завода, переселившиеся в зону отчуждения самовольно

Для большинства украинцев зона отчуждения – это пугающее место, темное пятно на карте, где немногие осмеливаются поселиться или работать.

Однако для тех, кто вырос вокруг Чернобыля, мысль о том, чтобы бросить свой дом, была слишком болезненной.

Прошло несколько лет и люди, не прижившиеся на новых местах, вернулись обратно.

Работы здесь нет, точнее работать можно в двух направлениях либо на станции, либо обеспечивать жизнь работников – торговля в магазинах, работа в гостинице.

Все эти вакансии есть только в Чернобыле, а вот в близлежащих селах работы нет вообще.

Живущие там люди питаются с огорода, занимаются рыбной ловлей в реке Припять, подрабатывают экскурсоводами или пускают путешественников на ночлег.

Подработать экскурсоводом трудно, в основном сюда приезжают уже готовые группы, сформированные уже в Киеве.

Столичные фирмы работать с местными не хотят. Пойманную рыбу можно продать на соседнем рынке, но это запрещено. За продажу предметов из зоны отчуждения грозит тюремный срок.

Покупают такую рыбу неохотно и за бесценок, хотя с момента катастрофы прошло уже 30 лет и рыба, как считается, поборола радиацию и уже просто не восприимчива к ней, страх употреблять такую рыбу в пищу силен.

У местных жителей нет выбор в питании и рыба на столе просто праздник. Некоторые продукты привозят путешественники, тоже касается и лекарств, а так же медицинской помощи.

Есть благотворительные организации, которые помогают местным, с медицинским обслуживание, но это тоже редкость.

Молодых людей в таких селах, конечно, не встретить, в большей части это пенсионеры, останется ли здесь кто-то после их смерти остается открытым вопросом.

Спустя 31 год после катастрофы здесь жизнь продолжается, хотя и в жалком и часто отчаянном состоянии.

Несмотря на зону отчуждения, окружающая территория по-прежнему подвергается воздействию в 20-30 раз обычного уровня фонового излучения, и никто не знает, какое влияние это оказывает на здоровье людей.

Около 3 000 человек живут в зоне отчуждения на срок до 14 дней, а еще 3 800 живут на границе зоны отчуждения и коммутируют.

Они населяют такие города, как Славутич (Украина), расположенный в 50 км от Чернобыля, который был построен для размещения 25 000 бывших жителей зоны отчуждения.

Каждый день три «электрички» через Семиходы отправляют рабочих в Чернобыльскую зону, а затем обратно, пройдя через детекторы излучения. Также есть водное сообщение.

Другие рабочие живут в Иванькиве, ближайшем жилом городе зоны отчуждения, в деревне Сукачи и Ново Ладижичи.

Сталкеры и туризм

Радиация в Припяти примерно вдвое превышает обычный уровень в крупном мегаполисе вроде Лондона, а значит, сегодня город Припять вполне безопасен для коротких посещений.

Именно об этом сообщается в брошюрах, которые раздают по прибытии на первый военный контрольно-пропускной пункт, через который можно попасть в 30-километровую зону вокруг станции.

КПП в Припяти / DENIS SINYAKOV

Второй КПП находится в десяти километрах от реактора. Пропуск в зону отчуждения необходимо делать за несколько недель до приезда. Запрещается входить в здания или к чему-то прикасаться, но эти предписания не всегда соблюдаются.

В 2016 году здесь побывало 25 тысяч человек, а в 2017 году число посетителей перевалило за 30 тысяч.

Туристы в Припяти / Getty

«Раньше в основном приезжали ученые и журналисты, теперь 80 процентов — обычные посетители. Приезжать в зону отчуждения — все равно что посещать музей, посвященный Советскому Союзу», — говорит гид.

Но есть и те, кто приезжает взглянуть на место, послужившее вдохновением для одного из уровней видеоигры Call of Duty.

Радиация в зоне отчуждения ЧАЭС / Getty

На выходе из зоны отчуждения необходимо пройти через контроль радиации, имеющийся на двух КПП. Морально устаревшие автоматы советского производства, похожие на телефонные будки без боковых стенок, производят измерения после того, как коснешься руками и ногам специальных датчиков.

Если все в порядке, желтым светом загорится слово «чисто». Если нет, необходимо определить, где именно находятся участки с радиоактивностью: на коже или одежде, которые нетрудно очистить от радиоактивного загрязнения, или же это какой-то незаконно взятый объект. 

Туризм в Припяти / Getty

Также сотни сталкеров пробираются в Припять незаконно.

«Страшное место – не ходите туда»

«Самым страшным местом в Припяти был и остается подвал МСЧ-126 – больницы, куда в первые часы после аварии свозили пожарных и работников станции. В подвал больницы сносили одежду и снаряжение пожарных, которая впитала в себя цезий, стронций, плутоний и америций из ядерного пожара».

«Местами на полу там „светит“ фоном в 1-2 рентгена в час, что в 100-200 тысяч раз выше нормы. Не ходите туда, не надо».

Сам автор, да и другие знающие люди отмечают, что сейчас основной вход в подвал засыпан, но все равно остаются возможности туда залезть другим рискованным путем.

«Несмотря на то, что Припять сейчас относительно чистая, в городе все же есть несколько сильно загрязненных мест. Во-первых, это площадка в парке аттракционов и те самые машинки автодрома – рядом с ними садились вертолеты, что летали тушить пожар над 4-м блоком».

«Во-вторых – это вот эта лестница, что ведет от кафе „Припять“ к набережной. Во время дезактивации города по лестнице стекала вода, и между ступенек скопилось множество всякой радиоактивной дряни».

«И в третьих – это вот такая штука, прозванная „ковшом смерти“, с помощью которой разбирали ядерные обломки. Еще большой фон на территории припятского завода „Юпитер“ – там как раз прошел Западный след, и завод никто толком не дезактивировал».

«Как рассказывают припятчяне, последним фильмом в „Прометее“ было белорусское кино „Полет в страну чудовищ“, в котором люди надевали противогазы и убегали от неведомого оружия массового поражения».

(Неказистое здание кинотеатра «Прометей» – одна из основных «достопримечательностей» в центре Припяти, которые обычно показывают туристам).

Инфраструктура и статистика

Население Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля составляло 47,5 тыс. человек. Средний возраст жителей города составлял 26 лет.

Общая площадь жилого фонда — 658 700 м², 160 домов, 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат.

Образование Детские дошкольные учреждения — 15 единиц на 4980 мест. Средних общеобразовательных школ — 5 единиц на 6786 ученических мест, СПТУ 1 единица на 600 учащихся.
Здравоохранение Медсанчасть-126 на 410 коек, три поликлиники.
Торговля 25 магазинов на 9239 м² торговых площадей. Общепит — 27 столовых, кафе, ресторанов на 5535 посадочных мест. Складское хозяйство и хранилища — 10 единиц на 4213 м², складские помещения на 4430 тонн.
Культура 3 единицы культурных заведений: дворец культуры, кинотеатр на 1220 мест, школа искусств на восемь комнат для кружковой работы, общей вместимостью 312 учащихся.
Спорт 10 спортивных залов, 3 бассейна для плавания, 10 стрелковых тиров, 2 стадиона.
Благоустройство 1 парк, 35 детских игровых площадок и городков, 18 136 деревьев, 249 247 кустарников, 33 582 куста розы.
Промышленность 4 предприятия с общим объёмом производства 477 млн рублей, в том числе режимный радиозавод «Юпитер» НПО «Маяк» (3050 чел.), выполняющий заказы Министерства обороны СССР и КГБ (не путать с производством магнитофонов «ЮПИТЕР» киевским заводом «Радар», ранее «Коммунист»).
Строительство 6 первичных строительно-монтажных организаций, выполняющих объём строительно-монтажных работ на 132,3 млн рублей.
Транспорт Железнодорожная станция Янов, речной порт (обслуживался кораблями на подводных крыльях Восход, Ракета и Метеор) и 3 транспортных предприятия: автотранспортное предприятие № 31015, ТПО Управления строительства, автотранспортный комбинат Чернобыльской АЭС с общим числом транспортных единиц 533, в том числе 167 автобусов. А также в новый недостроенный 6-й микрорайон планировалось протянуть троллейбусную линию, но в связи с аварией на ЧАЭС проект не был реализован.
Связь Городской узел связи на 2926 телефонных номеров. Кроме того — 1950 номеров ведомственных станций АТС Управления строительства, Чернобыльской АЭС, завода «Юпитер».
Водоснабжение 28 артезианских скважин с суточным дебитом воды 15 тысяч м³, из них 8050 на город (176 литров (при норме на 1 жителя 250 литров в сутки)).
Электроснабжение На сутки — 121 тысяча киловатт-часов. В том числе на промышленную зону — 29 тысяч киловатт-часов.
Теплоснабжение Обеспечение горячим водоснабжением и теплом жилых и промышленных объектов города осуществлялось посредством теплофикационных установок Чернобыльской АЭС. Суммарная мощность теплофикационных установок 2090 ГДж/ч.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector