Народные костюмы россии. костюмы русского народа

Наряды древних славян и их особенности

Одежду различных цветов у древних славян носили только знатные воины и племенная элита — они добывали её в боях или покупали у торговцев

Первые славянские элементы одеяния изготавливались из кожи и меха, это был единственный легкодоступный материал в древности. В те времена по виду используемых шкур можно было определить статус владельца:

  • Простые общинники носили вещи из кож домашних животных;
  • Воины предпочитали одежду из шкур хищников, особенно популярными являлись волчьи и медвежьи кожи с мехом;
  • Родовая знать, вожди и князья одевались в меха пушных зверей.

Начиная с VI века н.э. основным материалом для изготовления славянской одежды становятся лён и конопля. Беднейшие слои населения носили серые вещи, более богатые – белые, из очищенного льна, так как в те времена еще была неизвестна технология окрашивания тканей. В XI-XIII веках на Руси стала распространяться шерстяная ткань сермяга или власяница. К этому времени относится появление разноцветных тканей, так как славяне начали активно торговать с Византийской империей. Костюмы восточных славян отличались своей добротностью и вычурностью, на это влияло соседство с Римом, Грецией и тесные связи со скандинавским регионом. Князья, знать и дружинники старались одеваться в иноземные шелка.

https://youtube.com/watch?v=amjybEyY3GY

Славянский стиль одежды проще всего проследить по женским моделям, хотя археологические раскопки дают весьма скудные сведения на этот счет, и ориентироваться приходится на рисунки в письменных источниках. Основным элементом костюма древних славянок (да и мужчин тоже) была длинная рубаха, часто украшаемая обережными узорами и вышивкой с народными мотивами. Виды рубах:

  • Праздничные;
  • Повседневные;
  • Свадебные;
  • Похоронные;
  • Покосные;
  • Вороженные.

Женская славянская одежда декорировалась волховской и обережной вышивкой, часто использовались нашивки из лоскутов и тесьмы. Традиционные русские сарафаны начали упоминаться только в XVI веке, манжет и косой ворот появились в XVII веке. С появлением технологии крашения, основным цветом стал красный и около 30 его оттенков. Детская славянская одежда отличалась от взрослой только вышивкой и состояла, как правило, из одной рубахи «до пят».

Благодаря раскопкам известны на весь мир славянские украшения, в изготовлении которых местные мастера-ювелиры достигли небывалых высот, так, даже греческие ювелиры часто их копировали. Наиболее часто встречались:

  • Височные кольца – специфическое украшение головных уборов, крепящееся возле висков. Носились незамужними девушками-славянками;
  • Гривны – шейный обруч, изготавливаемый из металла, чаще всего из бронзы и серебра. Учёные считают, что эти драгоценности несли в себе глубокий сакральный смысл, так как часто гривна не снималась на протяжении всей жизни. По одной из версий, золотые и серебряные украшения разрешалось надевать только представителям верховной знати;
  • Серьги-кольца – большие, но лёгкие побрякушки, сделанные из проволоки, могли быть плетёными;
  • Подвески – кулоны из металла большого размера, обычно исполняли роль оберегов;
  • Браслеты – самые распространённые славянские украшения, чаще всего попадающиеся при раскопках, бывают мужские и женские;
  • Перстни различных размеров и форм.

Особенности одежды в русском народном стиле

  • Костюмы отшивались из натуральных льняных или хлопковых тканей. Богатые крестьяне носили шелковые наряды, меховые душегрейки и кожаные дубленки. Позже стали пользоваться материей с включением синтетики, что упрощало уход за одеждой.
  • Придерживались прямого кроя при пошиве. Костюмы не стесняли движения при работе, поэтому оснащались специальными вставками.
  • В приоритете оставалась многослойность женского костюма. К длинной рубахе прилагалась шерстяная юбка понева, передник и фартук.
  • Обязательно наличие расшитого пояса. Элемент не только придерживал одежду, но и защищал от сглаза.
  • Сакральное значение вышивки. Как рабочая, так и праздничная одежда декорировалась вышивкой, кружевом, тесьмой, бисером. Такой тип украшений считается отзвуком дохристианской старославянской культуры, когда каждый символ оберегал от неприятностей, притягивал удачу.
  • Обилие ярких красок. Для повседневности подбирали наряды серого цвета, для торжественного случая наряжались в алые, синие или зеленые сарафаны. Для экономии верх рубахи отшивали из дорогого материала, а для низа использовали простую ткань.

Мужская одежда

  • Основой мужского гардероба считалась рубашка из хлопка, льна или шелка. Зажиточные господа заменяли рубахой исподнее, простые крестьяне носили в качестве верхнего одеяния. У старорусских рубах вырез располагался спереди, у позднего варианта разрез находился сбоку, чем и объясняется название «косоворотка».
  • Холщовые или шерстяные штаны доходили длиной до щиколоток, подпоясывались гашником. В южных провинциях щеголяли в ярких шароварах с расшитыми поясами.
  • Бедняки носили рубаху с кожухом, свиткой, зипуном или опашнем. Купцы предпочитали ходить в епанче, корзно, кафтане, терлике или сермяге.

Женская одежда

  • Сначала надевали просторную нижнюю рубаху, пошитую из натурального материала. Дополняли сорочку расшитым поясом.
  • Одеждой для аристократок считался длинный шелковый летник, расшитый жемчугом, камнями или золотом.
  • Поверх рубашки шла понева или юбка.
  • В летнее время носили просторные сарафаны, зимой – хлопковые или шерстяные платья.
  • Даже дома волосы прятали от посторонних глаз. Голову покрывали повойником и платком. Девушки вплетали ленты в косы, для торжества наряжались в кокошник. Были популярными бусы из стекла, ожерелья и височные кольца.
  • В качестве верхней одежды пользовались популярностью кафтаны с красной оторочкой, меховые телогреи, душегреи и шубы. Бедные крестьянки носили полушубки на овчине, знатные женщины предпочитали соболиные, куньи или горностаевые шубы.

Магнетизм вышивки-оберега

С седой древности повелось, что национальная одежда украшалась. Народная мужская рубаха не исключение. Когда язычники-славяне стали христианами, вера в силу вышивки как оберега не забылась. Наши предки помнили, что враги могли передумать нападать, рассмотрев символичный рисунок. Правда ли это или красивая сказка? Если враги точно так же умели читать вышивку, они постигали силу Рода, когда одежда воина показывала им щит Перуна или Сварога.

Мощным оберегом на мужской рубахе служили символы свастики, которые охраняли хозяина от черной энергии и сил зла. Другие популярные мотивы вышитых узоров:

  • Берегини – стилизованные изображения женских фигур с солнечными знаками или птицами в руках. Они несли счастье и торжество духовного богатства над материальным.
  • Барвинок – цветок, олицетворяющий вечность круга жизни.
  • Ласточки традиционно доставляли славянам на крыльях успех и возрождение весны.
  • Петухи – украшение для рубахи мужчины-хозяина, главы семьи.
  • Хмель. Гирлянды из листьев и плодов означали молодость и любовь и проявляли защитную силу на одеждах юношей и девушек.
  • Маки по славянским преданиям берегли от любого зла. Этими цветами расшивали свадебные наряды молодоженов.

Энергетику вышивки признавали, когда пеленали новорожденного мальчика в поношенную рубаху отца, а девочку – в материнскую. Так принимали потомка в семью, передавали родительскую энергетику и защиту Рода. Только к трехлетнему возрасту малыша переодевали в детские рубашечки, сшитые из новой ткани, чтобы он мог найти собственное единство с окружающим миром.

Из видео-ролика Вы узнаете как можно сшить народную рубаху.

Женская одежда

Великороссияне разных губерний. 1862 Девичий сарафан. Курская губерния, начало XX века. Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные

. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и называлисьдолгорукавными . Длина рукавов могла достигать 8—10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

  • Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
  • Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
  • Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
  • Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
  • Приволока — безрукавная накидка.
  • Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
  • Летник — старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки

— женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай

Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.

Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов.

Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.

Головные уборы

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники

илиповойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

  • Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
  • Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
  • Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
  • Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.
  • С. Соломко

    . Сорока

  • Сорока. Белгородская область
  • К. Маковский

    . Кичка

  • Кичка. Калужская губерния
  • Кичка. Тверская губерния
  • Рогатая кичка. Рязанская губерния
  • М. Нестеров

    . Кокошник

  • К. Маковский

    . Кокошник

  • В. Суриков

    . Кокошник

  • Кокошник. Белгородская область
  • В. Суриков

    . Убрус

  • Повойник (очипок). Курская губерния
  • Повойник (очипок). Курская губерния
  • Повойник (очипок). Воронежская губерния

Русская одежда в современной моде

Мировые дома моды просто не могли оставить исконно русскую стилистику без внимания, что нашло свое отражение в коллекциях известных дизайнеров. Американские, европейские и русские модельеры с удовольствием возрождают забытые традиции славянской одежды и привносят в них современное звучание. Для примера обратимся к коллекции итальянского бренда Valentino весна-лето 2015. Однотонные рубашки, блузы с традиционной вышивкой, сарафаны с яркими узорами. На подолах некоторых сарафанов воспроизводятся вологодские коники. Из материалов используется льняная ткань крупного плетения, легкая органза и мягкий бархат. Эта коллекция полностью созвучна с русскими мотивами.

Русская коллекция Valentino, весна-лето 2015 г.

Типичные черты традиционного русского костюма. которые до сих пор используют современные модельеры: прямой, расширенный книзу силуэт, преобладание симметричных композиций костюма с округлыми линиями в деталях, отделке. Геометрическая форма костюма представлена в виде простых форм, таких как трапеция, квадрат, прямоугольник, отделка вышивкой, кружевом, мехом, шитьем.

Особую любовь у дизайнеров заслужили кружева и ручная вышивка. Причем сложность вышивки и тонкость кружева напрямую влияют на стоимость готового изделия. Среди кружевного плетения наибольшее уважение заслужила ручная работа.

Исконно русский стиль в одежде сегодня приветствует создание просторных сарафанов с длиной до пола. Широкие лямки и завышенная линия талии также отличают модные и стильные одеяния. Дизайнеры постарались сохранить основную цель славянской одежды — обеспечение комфорта для женщины. Поэтому в моде прямые фасоны, дышащие ткани и свободный крой. Очень популярны отложные воротники и рукавчики в форме фонариков.

Авторская одежда от Варвары Зениной. Платье и шушпан

1960-е гг. в модной индустрии ознаменовались популярностью русского косоклинного сарафана. Стройность и лаконизм русских сарафанов легли в основу моделирования одежды. Таким образом появился силуэт «трапеция», когда из верха следует очень пышная юбка, при этом хорошо обозначается линия талии. Распространение такой формы в мировой модной индустрии положило начало определению русского стиля — «стиль а ля русс».

Косоклинный распашной сарафан

Украшения и аксессуары для современного славянского стиля должны быть подобраны из соображений простоты и элегантности. Браслеты и серьги рационально делать своими руками из природных материалов, например, дерева, соломы или жемчуга. В качестве дополнений к платьям дизайнеры рекомендуют использовать яркие пояски с вышивкой. Придать образу русский колорит помогут всевозможные цветастые платки и оренбургские шали. Женщина в таком платке становится невероятно привлекательной и желанной. Варежки и жилетки из овчины позволяют сблизить современность и старину. 

Литература:

1. Каршинова Л.В. Русский народный костюм. Универсальный подход. М.: Белые альвы, 2005.2. Шапиро Б.Л. Русский костюм: между царством и империей // История: факты, символы. 3 (12) /2017. С. 132 — 139. 3. Шамин С.М. Мода в России последней четверти XVII столетия //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1. С. 23-38. 4. Черноед Н.Б. Этнический костюм: традиции vs глобализации (на примере русского народного костюма) // Вестник славянских культур. Т. 43. М., 2017. С. 261-265.

Как сшить русский народный сарафан

Что понадобится, чтобы сшить русский народный сарафан для ребенка:

  • Ткань: ситец, атлас или сатин. Подойдет любой цвет, какой только ваша душа пожелает: красный, голубой, зеленый, золотой или синий. Понадобится отрез шириной 115 см и длиной 2,5 м. Нужно помнить, кокошник делается из того же полотна, что и платье. Учитывайте это при покупке. Можно взять ткань с запасом.
  • Отделочная узорчатая лента (тесьма, атласные ленты). Они бывают различной цветовой гаммы, с разнообразными рисунками растительной или геометрической тематики, с пестрой вышивкой или разноцветными стразами.
  • Крепкие нитки, не слишком тонкие.
  • Ножницы для шитья и иголки с ушком, измерительная лента, металлическая линейка 1,5 – 2 метра, английские булавки и иголки с бусинкой.
  • Бумага-миллиметровка для построения схемы выкройки.
  • Утюг, гладильная доска, чистящий карандаш. Обязательно отглаживайте изделие во время шитья, чтобы избежать перекосов, заломов.

Если все собрано, можно приступать к работе. Помните, что залог успеха – качественная, хорошо просчитанная, правильно вычерченная выкройка. Попробуйте сделать ее сами или найдите готовый вариант.

— Снятие мерок. Для того, чтобы сделать выкройку народного сарафана своими руками, нужно правильно снять мерки обхвата груди (ОБ)

Важно, чтобы человек, с которого снимаются мерки, стоял не напрягаясь, в свободном и естественном для него положении. Обхват груди измеряйте по наиболее выступающим точкам груди и лопаток

— Выкройка. Длину основания обычно берут 115 см. Высота высчитывается исходя из роста и длины готового костюма, которую вам бы хотелось иметь. Переделайте чертеж, учитывая свои измерения.

— Шитье. Вырежьте из заранее отглаженной ткани две трапеции, сшейте их по бокам. Обязательно оставьте припуски на швы. Кокетку и лямки вырежьте из оставшегося отреза. Лямки можно сделать из отделочной ленты с узорами. Кокетку прострочите по бокам и далее пришейте к нижней части наряда (к сшитым трапециям). К центральной части передней стороны прострочите отделочную полоску с узорами. Так же ею украшается и низ. Лямки сложите и прострочите, после чего пришейте к кокетке. Обшейте кокетку отделочной лентой.

Затем остается только отгладить изделие и насладиться своей работой.

В Австралии

На континенте тысячи племен, но не смотря на это, национальная одежда Австралии проста и однообразна. До прибытия первых европейцев, австралийцы не задумывались о том, чтобы прикрыть свое обнаженное тело, ходили как есть и ничего не стеснялись, это было естественно. Мужчины носили набедренную повязку, изготовленную из человеческих волос, с раковиной между ног. У женщин был своеобразный передник, напоминающий юбку, из растительных волокон. Племена различали по рисункам на теле, у одних преобладал белый, у других красный цвет. Такая раскраска служила своеобразным национальным костюмом. Несмотря на минимализм в одежде, аксессуары австралийцы любят, с удовольствием носят коралловые или жемчужные бусы, ожерелья из зубов животных, прочих трофеев, серьги. Причем не только в ушах, но и в носу. Голову повязывают куском цветной ткани либо окрашивают белой краской. Во избежание солнечного удара, стараются не находиться на открытом солнце. В стране с подобным климатом местное население надевает на себя минимальное количество одежды.

Жителей Ближнего Востока:

  • Традиционная одежда Армении состоит из рубашки с низким воротником и широких штанов, собранных внизу при помощи ленты. Сверху надевают длинный пиджак — архалух, черкеску, подпоясанную платком или шарфом. Голову покрывают накидками, закрепленными ободом (женщины), либо шапками из меха (мужчины). В качестве обуви — кожаные сапоги с заостренным вверх носком. Отделка вышивкой или золотыми и серебряными украшениями по всем элементам одежды;
  • В Иране любят многослойную одежду, основа как везде: шаровары и туника, у женщин длинная, напоминающая платье, поверх которых надевается пальто. В некоторых районах иранской женщине на людях было приписано носить чадур — черная накидка без рукавов, полукруглой формы. Которую закрепляли резинкой или придерживали руками;
  • Одежду для турков шили из муслина, шелка, бархата, тафты, парчи, украшали лентами, вышивкой, где широко использовали национальные мотивы. В Турции женщина перед выходом из дома, поверх рубахи, шароваров и камзола, надевала фераджу и чадру — накидки без застежек, скрывающие голову и тело от посторонних глаз, некоторые важные персоны дополнительно прятали лицо;
  • Национальная одежда азербайджанцев также многослойна, имеет все составляющие кавказского гардероба: широкие штаны, рубаха, папаха, черкеска со множеством украшений. Для дам дополнительно предусматривалась чадра и рубенд — занавеска, прикрывающая лицо;
  • Грузинская национальная одежда для женщин состояла из картули — платья, с облегающим, богато украшенным верхом, и очень пышной, длинной юбкой, которое носили непременно с бархатным или шелковым поясом; лечаки — светлой вуали, которую фиксировали при помощи копи — ободка, а сверху надевали багдади — темный платок. В украшениях присутствовал янтарь. Особенностью было использование черных красящих пигментов для волос и бровей, а также румян. Национальная одежда Грузии известна в мире моды — особенно мужской костюм чоха — черная, отделанная золотой вышивкой черкеска, с золотыми газырями, поясом и кинжалом;
  • ОАЭ, или Объединенные Арабские Эмираты, — религиозная страна, со своими традициями и климатическими особенностями. Это не могло не оставить отпечаток на традиционной одежде народа. Мужчины носят белую тунику — кандура. Не смотря на непрактичный цвет, араб никогда не ходит в испачканной одежде, три-четыре раза в день он переодевается. Голову украшает ажурная шапочка — гафия, а сверху белый платок — гутра, закрепленный ободом — икал. Традиционно женская национальная одежда ОАЭ включает в себя цветные платья с длинными рукавами — кандуры, с широкими штанами — сирваль. Сверху черная, вышитая золотом и жемчугом, накидка – абайя. Головной убор — шелла — тонкая шаль черного цвета;
  • В Израиле местные жители евреи (иудеи), традиционная одежда евреев (иудеев) мужчин состоит из простого черного сюртука и накидки — талит катан. Это прямоугольный отрез ткани с вырезом посередине для головы, отделанный по углам кисточками из восьми нитей. Еврейская женщина носит цветные платья, кофточки с юбками, а также белый передник, выполняющий роль оберега.

ГрузияИзраильский костюмАрабские ЭмиратыАрмянеИранский костюмТурцияАзейрбарджан

Общая характеристика

Информация о национальных костюмах народов России была собрана из произведений искусства и сохранившихся образцов одежды, которые были найдены в музеях, коллекциях, захоронениях, домах. Для них характерны такие особенности:

  • Однородность. Крестьяне и бояре в древние времена одевались одинаково по стилю — различались только стоимость материалов и богатство украшения. Фасон и расцветка костюмов не менялись на протяжении столетий, а моды не существовало как таковой.
  • Многослойность. Наряды, особенно женские, состояли из множества элементов одежды, надевавшихся поверх друг друга. Даже простой повседневный наряд включал 7 компонентов, в то время как праздничные костюмы могли состоять из 20 и более. Носить менее 3 «одёжек» считалось неприличным. Платья знати были более многослойными и подчёркивали достаток рода.
  • Свободный покрой. Вся одежда жителей древней Руси отличалась простотой шитья и не сковывала движений. Для удобства она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. Такая особенность позволяла людям одеваться в одном стиле и свободно себя чувствовать как при работе, так и на танцах или торжественных мероприятиях.
  • Вышивка. Все элементы костюма обязательно украшались узорами ручной работы. По символичной информации, заложенной в рисунках, можно было узнать возраст человека, его социальный статус, род занятий и другие детали. По поверьям вышивка также служила защитой от нечистых сил и сглаза.
  • Пояс как обязательный элемент одежды. Он использовался не только для украшения и поддержки одежды, но и считался оберегом. Существовал традиционный ритуал опоясывания новорождённого мальчика или девочки. Появиться в одежде без ремня было серьёзным грехом — его не снимали даже в бане.
  • Богатые и яркие украшения. Даже бедняцкие и крестьянские костюмы отличались пёстрой раскраской, большим количеством украшений, яркими и сложными узорами, рисунками, орнаментами.
  • Головные уборы. Как и пояс, они считались обязательной частью старорусского костюма. Праздничные и свадебные разновидности были очень большими и весили более 5 килограмм. Вид головного убора зависел от возраста и семейного статуса.

Многие особенности древнерусской одежды сформировались под влиянием украинской, белорусской, татарской, польской культуры. В 1699 году Пётр I запретил ношение традиционного наряда всем, кроме крестьян и служителей церкви. После этого его популярность пошла на спад. Но как говорит история, русский костюм использовался до начала XX века, когда его надевали на праздники и торжественные мероприятия.

Летопись создания

История возникновения особенного и неповторимого языка форм, орнаментов и цветов русского народного костюма уходит своими корнями в XII век. Суровые русские зимы предоставляли нашим прародительницам достаточно свободного времени для рукоделия.

А что еще можно было делать бесконечно длинными вечерами, когда на улице гуляли снежные бураны.

Яркие краски служили напоминанием о ласковом летнем солнце и согревали холодными зимними вечерами. Рождающиеся в руках искусных рукодельниц костюмы были наполнены чувством вселенского умиротворения и покоя, а их орнаменты скрывали в себе сокровенные тайны искусства.

Известно ли вам, что в свое время Петром I было запрещено носить русскую народную одежду. Гнавшийся за Европой реформатор, разрешал носить такую одежду только крестьянам и священникам. Остальные же слои населения должны были одеваться на европейский манер.

Именно так, веками и складывался изумительный ансамбль, ставший впоследствии традиционно народным костюмом.

Интересно, но при одинаковых общих деталях, ощутимы и различия в национальной одежде разных регионов. Исторически принято разделять наряды северного и южного регионов России. Что касается центральной части страны, то в основном одежда шилась по северным традициям, и лишь местами было заметно влияние южнорусских мастериц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector