Религия в современной германии и ее роль в жизни гражданского общества

Религии Зарубежной Европы, религиозный состав населения

Большая часть населения Зарубежной Европы – христиане. Эта религия проникла сюда в начале на своего зарождения и очень быстро распространилась благодаря тому, что она опиралась на поддержку бедных слоев населения.

История распространения христианства в Европе

Религии Зарубежной Европы представлены, в основном, различными христианскими ответвлениями. Чтобы разобраться в этом, вернёмся к истокам.

В 11 веке между двумя центрами Римом и Константинополем возник конфликт, результатом которого стало деление всего мира на два христианских течения: православные и католики. В первую стороны отошли все страны Западной и Северной Европы и частично Центр, а в другую – Восточная и Южная Европа. В это же время в центральных государствах набирает силу протестантизм. С тех пор ситуация практически не изменилась.

Религиозный состав Зарубежной Европы

  • Католики: Италия, Испания, Португалия, Мальта, Ирландия, Бельгия, Франция, Люксембург, Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия.
  • Православные: Румыния, Болгария, Греция.
  • Протестанты: Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия.

Рис. 1 Религии Западной Европы

Такие страны как Германия, Великобритания, Нидерланды, Швейцария разделись на две половины. Одни относятся к католикам, другие к протестантам. Господствующая ветвь протестантизма – лютеранство.

Среди религиозных меньшинств преобладает Ислам, его исповедуют Албания, Черногория, Босния и Герцоговина.

Европа еще с начала 19 века является центром свободомыслия. Именно поэтому, людей, которые отказываются от религии с каждым годом становится все больше и больше. Наиболее распространены атеистические движения во Франции, Великобритании, Нидерландах.

Рассмотрим религиозный состав населения по самым крупным государствам.

Великобритания

Признает на уровне государства две крупные церкви: Англиканскую и Шотландскую. Первая была признана в 16 веке. Глава – действующий монарх. На сегодняшний день — это королева Виктория. К Английской церкви относятся более 50 млн. человек по всему миру. Выделяется также “Свободная церковь”. Сюда относятся сектанты и протестанты, не признанные государством.

Рис. 2 Англиканская церковь

Германия

Распространенная форма протестантизма – лютеранство, основанное Мартином Лютером в середине 17 века. Основная церковь – Евангелическая, куда приходят более 24 млн. человек, что составляет 30% страны.

Еще 30% — это католики, которые ходят в римско-католические церкви.

Большой процент населения – атеисты. Также в незначительной степени представлены другие религиозные меньшинства.

Рис. 3 Немецкая лютеранская церковь

Франция

Религиозный состав населения Франции выглядит таким образом:

  • Не относят себя ни к какой религии – 45%
  • Католики – 42%
  • Мусульмане – 8%
  • Другие религии – по 1% православные, иудеи, буддисты

Рис. 4. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

Что мы узнали?

Территорию Европы можно условно разделить на три части: Западная – полностью католическая, восточная – православная, а вот в центре и на севере господствует протестантизм. В Великобритании есть две государственные церкви, в Германии популярен вид протестантизма – лютеранство, а Франция – свободная страна, но большинство относит себя к католикам.

Дохристианская Германия

Начнем с истоков. Религия древней Германии, как и все национальные культы европейских народностей, в давние времена была представлена язычеством. В данном случае речь идет о нордическом типе религиозности, по мифологии и практике схожим со скандинавскими аутентичными традициями.

Глава древнегерманского пантеона — Вотан, отец богов. Он и его свита, члены которой именуются асами, обитают в высшем из девяти миров — Асгарде. А мистериальным местом их пребывания на земле являются Священные Рощи.

Языческие племена германских земель в значительной степени зависели от власти жреческого сословия. Хотя их права и привилегии от общины к общине несколько менялись, в целом, жрецы сосредотачивали в своих руках судебную власть, заведовали общественными жертвоприношениями и занимались прорицаниями.

К X веку языческие традиции в германских племенах пришли к окончательному упадку в связи с распространением христианства.

Религия Третьего Рейха

По мнению Гитлера новой Германии нужна была и новая религия. Специалистам «Аненербе» поручили разработку новой религиозной доктрины, соответствовавшей чаяниям времени. Таковая была выработана под руководством бывшего профессора богословия Бергмана. В ней Христос объявлялся арийцем, а евреи, его распявшие, соответственно квинтэссенцией зла. Знаком новой веры вместо креста становилась свастика, а церковь должна была оставаться сугубо национальной – никакой миссионерской деятельности не предполагалось, арийская вера должна принадлежать только арийцам. На выходе получилась ядреная смесь христианских воззрений, мистицизма и оккультизма, щедро приправленная рунической магией. В поисках религиозных артефактов рассылались экспедиции во все уголки планеты.

Сегодня Германия светское государство, предоставляющее своим гражданам свободу вероисповедания –  еще 1919 году в Конституцию страны были внесены изменения, которыми церковь отделена от государства, а государство не имеет права вмешательства во внутренние дела церкви.

Поездка в Германию: шаг за шагом

  1. Бронирование проживания: цены могут варьироваться в зависимости от нескольких факторов: заблаговременность, специальные предложения и сезон.
  2. Подготовка документов для получения туристической визы в Германию: сбор документов может занять от одного до пяти рабочих дней в зависимости от конкретных условий.
  3. Запись на подачу документов в визовые отдел консульства Германии, либо посещение визового центра VFS Global без записи. Срок рассмотрения документов занимает около 10 календарных дней. Однако в случае если виза нужна срочно, то возможно оформить экспресс-визу за три дня, но это потребует дополнительных расходов.
  4. Изучение местоположения аэропорта и возможностей трансфера до места проживания — это позволит избежать лишних финансовых и временных расходов в поездке.
  5. Изучение возможностей досуга и мест для посещений. Сегодня в сети существует множество различных сайтов, блогов и ресурсов, которые предлагают обзоры самых популярных мест и экскурсий.

Историческая справка

Именно с Германии началась эпоха Реформации, зародившая новое направление христианства — протестантизм. В 1517 году Мартин Лютер открыто выступил против злоупотреблений католической церкви, после чего развернулась более чем вековая борьба между его последователями и представителями официальной конфессии. Закончилась Реформация тем, что церковь потеряла свою роль и перестала влиять на жизнь государств в той мере, как было в Средневековье.

Лютер — не только родоначальник протестантизма, но и известный немецкий монах и теолог. Его перу принадлежат множество работ, в том числе он первым сделал перевод Нового завета на немецкий язык.

И хотя вследствие “восстания” Мартина Лютера роль церкви в государстве значительно снизилась, в социальной жизни она продолжала играть значительную роль: люди прилежно посещали церковные мероприятия, ходили на исповеди, крестили детей, венчались и отмечали праздники.

Роль религии в жизни страны

Значительной роли в повседневной жизни жителей Германии религия не играет. Приоритетом для нынешнего руководства страны является сам человек, а не его вероисповедание.

Правда, в школах Германии существуют уроки религии. Эти занятия проводят исключительно католики и лютеране. Учащиеся-атеисты и представители иных религий обязаны вместо них посещать уроки этики.

Есть и вопросы, которые, имея религиозную форму, прямого отношения к религии не имеют. Так, в 2021 году в Ганновере, Любеке, Гамбурге и Бремене было принято решение о необходимости объявления Дня Реформации – 31 октября – праздничным днем.

Несмотря на кажущуюся религиозную составляющую основная идея этого состоит в том, что в восточных землях меньше праздников, чем в западных, где нерабочими днями является ряд католических праздников. Любек и Гамбург предложение уже утвердили, Ганновер и Бремен ожидают принятия решения.

Наиболее заметно влияние религии на жизнь Германии по воскресеньям. В этот день практически нельзя найти работающий магазин – ортодоксы в правительстве считают, что этот день должен быть посвящен семье и церкви, а не покупкам.

Церковный налог

Конституция страны причисляет различные религиозные организации к гражданско-правовым корпорациям. Это позволяет таким организациям взимать со своих членов налоги, которые расходуются на различные, в первую очередь, благотворительные аспекты деятельности религиозных общин.

Налог уплачивается одновременно с подоходным налогом. Его размер составляет 2-3 % от дохода.

Чтобы налог начали взимать, плательщик должен добровольно заявить о своей принадлежности к общине. Возможно, именно с этой особенностью законодательства связан такой высокий процент официальных атеистов в Германии.

Религиозные памятники Германии

Несмотря на атеистический настрой населения Германии церквей различных религиозных конфессий в стране очень много. Особенно это заметно в небольших городках с малоэтажной застройкой: в церквях проходят службы, на службах присутствуют прихожане, периодически слышен колокольный звон.

В ФРГ большое количество церковных сооружений, которые являются памятниками истории и культуры. К таким сооружениям относятся:

  • католический Кельнский собор;
  • протестантский Ульмский собор;
  • Имперский собор в Аахене, в котором короновались императоры Священной Римской империи;
  • Базилика 14-ти святых помощников в Баварии;
  • Старая капелла в Регенсбурге;
  • Коллегиальная церковь св. Стефана в Майнце.

Список потрясающих памятников церковной архитектуры и истории можно продолжать почти бесконечно – в каждом немецком городке вы обязательно обнаружите прекрасную церковь.

Влияние религии на жизнь современной Германии

Современный уклад жизни немцев сохраняет некоторые церковные традиции, но влияние религии уже не существенно, и строгие каноны не соблюдаются. К тому же, совместные браки представителей различных конфессий приводят к смягчению различий между вероисповеданием. Что касается развитию ислама, вследствие увеличения населения страны из-за мигрантов и беженцев, то тут можно отметить только ортодоксальные течение, которые заявляют о себе протестными акциями. В целом же, влияние исламизма преувеличено.

Процентное соотношение различных конфессий в стране:

  • 72 % – христиане, из них:
  • 2,2 % жителей исповедуют ислам;
  • 0,1 % – относятся к иудаизму;
  • 1,3 % – принадлежат к другим религиозным течениям;
  • около 24 % населения считают себя атеистами или агностиками.

Следует учесть, что статистические данные довольно гибкие и часть населения, считающих себя христианами или мусульманами, редко посещают церковь и не придерживаются ее традиций. В небольших городах влияние церковной общины более значимо, а в крупных городах население мало интересуется религиозными аспектами.

Большинство немецких протестантов объединены в Евангелическую церковь Германии

Протестантская религия в Германии представлена Евангелической церковью в Германии или EKD. Она представляет собой объединение (унию) лютеранских и реформатских земельных Церквей Германии.

22
столько сегодня региональных протестантских церквей в Германии

На сегодняшний день количество её прихожан составляет 24 832 110 человек. Это конфедерация 22 региональных протестантских церквей, при этом она не может быть признана в церковью в теологическом понимании в связи с деноминационными различиями.

Тем не менее, в ЕЦГ церкви имеют полное единство в части проповеди и в богослужениях. Её штаб-квартира находится в Ганновере.

22 земельные Церкви. Синим обозначены лютеранские Церкви, пурпурным — юнионистские, красным — реформатские. Евангелическая церковь в Германии — это конфедерация 22-х протестантских земельных Церквей, которые имеют полное единство в части проповеди и в богослужениях. Фото: upload.wikimedia.org

Датой зарождения немецкого лютеранства считается 1517 год, при этом Германия является его родиной.

Деятельность сподвижника Мартина Лютера Меланхтона (лидера партии филиппистов) способствовала сближению немецких лютеран с немецкими кальвинистами, чему противилась партия гнесиолютеран.

Окончательное размежевание с католицизмом произошло после Тридентского собора.

В 1817 году путём объединения лютеранской церкви Пруссии с кальвинистскими общинами была образована Евангелическая церковь в Пруссии (Evangelische Kirche in Preußen) (с 1875 года — Евангелическая поместная церковь старых провинций Пруссии (Evangelische Landeskirche der älteren Provinzen Preußens).

Церковь старопрусской унии (Evangelische Kirche der altpreußischen Union)), несогласные с унией лютеране образовали Евангелическо-лютеранскую церковь Пруссии.

В Евангелической церкви Германии есть пасторы-женщины.

В июле 1933 года Немецкий евангелический церковный союз был реорганизован в Немецкую евангелическую церковь, была введена должность рейхсепископа (Reichsbischof). В августе 1945 года Немецкая евангелическая церковь преобразована в Евангелическую церковь Германии.

В 1969 году был образован Союз евангелических церквей Германской Демократической Республики (СЕЦ ГДР) из вышедших из ЕЦГ: В 1991 году СЕЦ ГДР самораспустился, а поместные церкви, входившие в него, вновь вошли в ЕЦГ.

Маргот Кессман, пастор. Церковь Евангелическая церковь Германии, Диоцез Евангелическо-лютеранская Церковь Ганновера. В ЕЦГ существует институт женщин-пасторов. Фото: upload.wikimedia.org

В наше время ЕЦГ представляет собой реформаторскую церковь. Так, например, в ней разрешено возводить гомосексуалистов в священнический сан. В 2007 году ЕЦГ приняла декларацию «Укрепление надежности и ответственности», в которой были одобрены однополые моногамные партнёрства.

В евангелической церкви нет обета безбрачия для священников, при этом вопрос о дозволенности священникам-гомосексуалистам вступать в однополые браки остается дискуссионным.

Кроме того, в Германии существует институт женского пастора. В настоящее время четыре женщины в должности епископов возглавляют земельные Церкви.

Налог на религиозную принадлежность

Немецкие христианские церкви Германии находятся сейчас в большом волнении. Всё больше немцев официально выходят из этих религий. Для церкви этот вопрос является острым не только из духовных соображений. Скорее, из финансовых. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог. На общих доходах бюргера в нетто выражении это сказывается не особено сильно: 7-8% от подоходного налога, сумма получается небольшая, но зато регулярная. На эти деньги финансируются многие социальные направления, например, детские сады и дома для престарелых. А также верующим бесплатно предоставляют место на церковном кладбище. Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды.

Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества.

Образование религиозных течений в Германии

Еще в начале III века н.э. на территории, на которой простирается современная Германия, располагались владения Римской империи, а также многочисленные самобытные племена. Каждая община исповедовала языческую религию по своим законам. Такое политеистическое вероисповедование допускало существования неограниченного количества богов, которые отвечали за какую – либо часть природного и животного мира.

Но на территории, находящейся под римскими владениями, жители исповедовали принятую на тот момент религию Рима. Позднее на территории Германии пришло христианство, стали появляться культовые храмы и общность религиозных обрядов. Исторически установлено, что одной из самых ранних христианских церквей является базилика Константина в Трире, которая сохранилась до наших дней, это самый большой объект христианства античной эпохи. На население, которое проживало на севере страны, сильное влияние оказала кельтская церковь, распространенная на Британских островах.

Во времена правления династии франков происходило массовое обращение людей в христианство, а святой Бонифаций является признанным апостолом Германии, епископом Майнца. Уже к 1000 году нашей эры христианство стало господствующей религией на территории всей страны.

Но злоупотребление властью церковной верхушкой, инквизиция и взяточничество способствовали возникновению движения Реформации. Лидер нового религиозного течения Мартин Лютер в 1517году выпустил рукопись «Тезисы», в которой содержался перечень вопросов, в количестве 95 пунктов, в адрес существующей церкви. Эта резкая критика нашла многочисленную поддержку не только населения страны, но и частью духовенства. Перевод библии на немецкий диалект, родной язык Мартина Лютера, способствовал более легкому понятию изложенных там принципов. Протестантство довольно быстро распространилось по территории Германии, на почве этого в стране произошел раскол и развязались религиозные войны, которые подвергали экономику страны в хаос, после практически равноценного разделения власти, в Германии воцарилась веротерпимость.

Но к началу 20 века основная часть населения принадлежала к сторонникам римско-католической или лютеранской христианских церквей. После первой мировой войны религия на законодательном уровне отделили от государства, а гражданам гарантировали свобода вероисповедания.

Когда к власти в стране пришли нацисты во главе с Гитлером, политическая обстановка резко изменилась, преследование евреев и запрещение иудаизма, тотальный контроль над всеми религиями и дальнейшее попытки неоязычества. После окончания Второй Мировой войны в 1949 году произошел официальный раздел страны на ГДР, где в целом насаждался атеизм, и ФРГ, поддерживающей устоев религии Веймарской республики. Такое разделение сохранилось и после объединения страны, в землях Восточной Германии церковь не оказывает большое влияние на население. С притоком в страну мигрантов из других стран стали активно развиваться и другие религиозные течения.

Свастика вместо еврейского креста

Вместо еврейского креста знаком новой веры должна стать свастика. Священная земля истинных христиан — не Палестина, а Германия. Германская земля, кровь, душа, искусство священны. Именно на этой земле должно произойти возрождение истинного, арийского христианства, которое должно отсюда распространиться по всей Земле… конечно же, вместе с самими арийцами.

Миссионерская деятельность среди других народов не предполагалась: Церковь должна была оставаться сугубо национальной. Именно попытка создать универсальную Церковь — одна из главных претензий, которые предъявляли к христианству Бергман и со товарищи.

Какие же еще претензии выдвигали эти ученые мужи?

В общем-то в своей критике христианства «Наследие предков» опиралось на идеи Ницше. Во-первых, христианство защищает слабых и униженных, а значит, препятствует естественному отбору в обществе, делает его больным. Во-вторых, христианские догматы прощения греха, воскрешения и спасения души являются полной бессмыслицей. Сострадание и милосердие вредны, потому что они — проявление слабости, недостойной и опасной для сильного арийского духа.

В Третьем рейхе была создана своя религия, а понятие Бога утратило свое первоначальное значение

Здесь же предлагался план конкретных действий по введению в стране новой религии. Вот некоторые пункты из него:

  1. Национальная церковь требует немедленно прекратить издание и распространение в стране Библии.
  2. Национальная церковь уберег из своих алтарей все распятия, Библии и изображения святых.
  3. В алтарях не должно быть ничего, кроме «Майн кампф» и меча.
  4. В день основания Национальной церкви христианский крест должен быть снят со всех церквей, соборов и часовен и заменен единственным непобедимым символом — свастикой.

Гитлеру проект понравился, однако он, будучи довольно здравомыслящим человеком, понимал, какую бурю возмущения он вызовет у немецких христиан. Раскол общества накануне большой войны был ему совершенно не нужен. Поэтому христианская церковь, пусть и ущемленная во многих правах, продолжала вполне легально и почти беспрепятственно функционировать.

Более того — католические и протестантские священники не стыдились поддерживать режим и использовать труд русских рабов, пригнанных с востока.

Зарождение и развитие религиозных течений в Германии

Примерно до III века н.э. территория современной Германии включала в себя земли, входившие в состав Римской империи, и земли, на которых проживали различные племена и их объединения, не входившие в это государственное образование. Однако религиозные представления жителей этих земель мало чем отличались. В основном это были различные языческие культы.

То есть вероисповедание немцев в Германии в те далекие времена было политеистическим, признающим наличие множества богов, каждый из которых отвечал за свою часть организации жизни. Разница была лишь в том, что жители части той части Германии, которая входила в Римскую империю, приняли ее пантеон богов, а жители свободных территорий исповедовали языческие культы, пришедшие из Скандинавии.

В позднеримский период, примерно с 300-х годов нашей эры, на территорию Германии стало проникать христианство. В результате наряду с многочисленными римскими храмами стали появляться и христианские культовые сооружения.

В частности, одной из первых была построена базилика Константина в Трире, которая в настоящее время является самым большим из сохранившихся христианских храмов античной эпохи. В северной части страны значительное влияние имела кельтская церковь – ответвление христианства, некоторое время распространенное в Ирландии и на Британских островах.

К 1000-му году нашей эры большая часть населения современной территории Германии исповедовала христианство.

В начале XVI века злоупотребления католической верхушки, в частности продажа индульгенций, и инквизиция привели к зарождению движения Реформации. В 1517 году появились «Тезисы» Мартина Лютера – список из 95 вопросов, адресованных церкви, фактически являющихся ее критикой, которые были поддержаны значительной частью духовенства и населения. Кроме того, Лютер перевел Библию с латыни на малоизвестный диалект немецкого языка, на котором говорил он сам. В результате именно этот диалект стал тем самым немецким языком в нашем сегодняшнем понимании.

Реформация и последующее распространение протестантизма привели к религиозным войнам, по окончании которых была установлена относительная веротерпимость.

К началу ХХ века большая часть населения современной Германии были прихожанами римско-католической или лютеранской христианских церквей. В 1918 году в образовавшейся на обломках рухнувших немецких империй Веймарской республике религия на законодательном уровне была отделена от государства, а всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

Во времена власти Гитлера отношения с религией у государства были сложные. С одной стороны, фашисты стремились получить полный контроль над всеми церквями, с другой – пропагандировали отказ от веры и официальный выход из церкви. Кроме того, предпринимались попытки ввести неоязычество.

Холокост, развязанный фашистскими предводителями, катастрофически сократил еврейское население страны и существенно сказался на распространенности иудаизма.

После раскола страны в 1949 году на две части в ГДР (Восточная Германия) активно насаждался атеизм, тогда как правительство ФРГ (Западная Германия) руководствовалось в отношении религии заветами Веймарской республики. Следствием этого стало то, что восточные земли страны до сих пор преимущественно атеистические.

Во второй половине ХХ – начале ХХI века в ФРГ активно проникают мигранты. Это привело к значительному распространению религий, ранее нехарактерных для этой страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector