Цифры и факты из истории и современной жизни эрмитажа

После Екатерины II

Внесли свой вклад в развитие музея Александр I и Николай I. Они также пополняли экспозицию, приобретая, как собрания, так и единичные экспонаты. Эрмитаж пополнился работами Караваджо, Боттичелли, Рафаэля, испанской живописью. Русские аристократы тоже пополняли коллекцию – картины передавались в дар или по завещанию.

Николай I распорядился открыть Эрмитаж для посещений. Все желающие, конечно, не могли попасть в музей – во-первых, вход был по пропускам. Во-вторых, стоил пропуск очень не дешево. Кроме того посетителей пускали только в мундире или фраке.

А вы знали? В конце 1837 года в Зимнем дворце произошел сильный пожар, который бушевал 2 дня. От дворца остались только стены. Чтобы восстановить царскую резиденцию потребовалось 2 года. Отстроили дворец точно, как сгоревший.

Новый Эрмитаж

Здание Нового Эрмитажа построили в 1852 году В России впервые построили сооружение для общественного музея. Архитектурная особенность Нового Эрмитажа – гигантские скульптуры атлантов, всего их 10. В музее разместили экспозиции Древнего востока, Египта, античности и средневековья. К концу XIX столетия музей ежегодно принимал пятьдесят тысяч посетителей.

Чёрный квадрат

Возможно, произведение Казимира Малевича, хоть и не признано некоторыми деятелями искусств, как шедевр, но тем не менее без его упоминания невозможен никакой спор о сущности современного искусства. Авангардная живопись на данный момент не представляется без «Чёрного квадрата». Как известно, вариантов картины было несколько, а в Эрмитаже вы сможете увидеть четвёртый экземпляр, который был написан художником в городе Самаре.

Картина была временно потеряна, потому как считалось, будто бы произведение находится в доме художника. Однако позже было обнаружено у родственницы супруги Казимира Малевича. После всевозможных проверок на подлинность, «Чёрный квадрат» был выкуплен одной из крупнейших инвестиционных компаний России и передан в подарок Эрмитажу.

Посещение Эрмитажа

Эрмитаж можно посетить в любое время года. Самый большой приток людей в музей происходит летом, когда к российским туристам присоединяются иностранцы, многие из которых с круизных лайнеров, пришвартованных в порту.

Если вы хотите максимально осмотреть музей, мы рекомендуем вам сделать это в среду или пятницу, так как в эти дни Эрмитаж открыт по более широкому графику (с 10:30 до 21:00).

В остальные дни (вторник, четверг, суббота и воскресенье) график работы короче (с 10:30 до 18:00). Музей закрыт по понедельникам (а также 1 января и 9 Мая).

Наплыв людей всегда больше в выходные и во время школьных каникул, поэтому лучше всего избегать этих дней.

Большинство людей приходят в музей по утрам. С 16:00 наплыв людей идет на спад. Поэтому, если вы хотите совершить быстрый визит на несколько часов, среда или пятница после обеда (15:00 или 16:00) – это подходящее время, у вас будет около 5 часов, чтобы посетить музей и увидеть самые важные экспонаты.

Примечания

  1. , с. 36.
  2.  (англ.). The Art Newspaper // museus.gov.br (April 2014). Дата обращения: 3 сентября 2016.
  3. . «Интерфакс-Туризм» // tourism.interfax.ru (27 марта 2019 года). Дата обращения: 27 марта 2019.
  4. Ежегодный опрос посетителей музея газеты «The Art Newspaper», опубликованный 9 апреля 2020 года.
  5. Nina Simone Schepkowski «Johann Ernst Gotzkowsky. Kunstagent und Gemäldesammler im friderizianischen Berlin» Berlin 2009
  6. Дергачева, Л. Д. Очерки русской культуры XIX века. — М. : Издательство Московского университета, 2005. — С. 571.
  7. , с. 34.
  8. Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. АЛАБЫШЕВ Николай Васильевич (1898-?) // Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917-1991). — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 496 с.
  9. Н. Серапина. Эрмитаж, который мы потеряли. Документы 1920–1930 годов. — СПб.: Журнал «Нева», 2002. — 416 с. — ISBN 5-87516-003-9.
  10. . Культура Екатеринбурга. Управление культуры Администрации Екатеринбурга (12 февраля 2020). Дата обращения: 14 декабря 2020.
  11. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 мая 2012.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 мая 2012.
  13. . ТАСС. Дата обращения: 4 апреля 2020.
  14. . ТАСС. Дата обращения: 15 мая 2020.
  15. . www.fontanka.ru (8 апреля 2021). Дата обращения: 10 апреля 2021.
  16. . РИА Новости (20210407T1710). Дата обращения: 10 апреля 2021.
  17. В запасниках музея хранится плохо сохранившаяся картина, в каталоге венецианской живописи приписанная Джованни Беллини.
  18. . Журнал «The Art Newspaper» (18 июня 2020). Дата обращения: 10 августа 2020.
  19. . ТАСС (17 марта 2020). Дата обращения: 17 марта 2020.
  20. , с. 31.

Искусство Востока

Около 180 тысяч экспонатов представляют искусство Востока с древности до наших дней. Экспозиции занимают более 50 залов. Они знакомят посетителей с культурой Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Ближнего и Дальнего Востока, Кавказа, Византии, Центральной Азии. Здесь вы можете узнать о том, какими были Азия до возникновения ислама и Армения Тиграна Великого, древняя Колхида и страны Индокитая, Монгольская империя вообще и Золотая Орда, один из ее осколков, в частности.

Находящееся в Эрмитаже собрание японского искусства является крупнейшим в России. Преимущественно это памятники двух с половиной веков, предшествующих революции Мэйдзи, – эпохи Токугава (1603-1868 гг.). Самой ценной частью японской экспозиции является коллекция нэцке – миниатюрных фигурок, использовавшихся как элемент традиционного национального костюма. Кроме этого, представлены оружие, фарфор, образцы тканей и одежды.

Малахитовая гостиная

Построена данная комната была для супруги Николая Первого. Работами руководил известнейший архитектор Брюллов. Во время проживания императорской семьи во дворце, комната функционировала как парадная гостиная, из которой император с императрицей выходили на различные приёмы, балы и празднества.

Малахит, из которого изготовлена большая часть убранства комнаты, был найден в Уральских рудниках и начал активно использоваться в отделке после 1830 года. Из этого камня изготовлены колонны, камины и столики. Какая-то часть интерьера выкладывалась мозаикой, что являло собой очень трудоёмкую, кропотливую и долгую работу. Удивительно, но на всю комнату ушло порядка двух тонн малахита!

Для придания большей роскоши и изящества интерьеру, было использовано червонное золото, из которого были изготовлены такие мелочи, как зеркальные рамки, потолочный орнамент и прочие. Для добавления акцента использовалась драпировка бордового цвета. Сейчас в малахитовой гостиной находятся все экспонаты Эрмитажа, выполненные из данного полудрагоценного камня.

Искусство Европы

Пласт европейского искусства колоссален, и в Эрмитаже он представлен огромным количеством экспонатов. Разнообразие сюжетов, техник, стилей, направлений и исполнителей настолько велико, что некоторые крупные экспозиции пришлось делить на более мелкие. Как, например, изобразительное искусство Нидерландов. Специалисты различают искусство Нидерландов 15-16 веков, живопись Фландрии (провинция Нидерландов), живопись Голландии. Итальянская школа подразделяется на венецианскую школу эпохи Возрождения, искусство Италии 13-16 и отдельно – 16-18 веков. Рассмотрим этот пласт более подробно.

  1. Голландская живопись 17 века размещена в шести залах Нового Эрмитажа. Здесь представлены пейзажи Якоба Рейсдала и Яна ван Гойена, натюрморты Виллема Халфа и Виллема Класа Хеды и портреты Франса Халса. Бытовые сцены Яна Стена, Питера де Хоха, Герарда Терборха и Адриана ван Остаде соседствуют с картинами анималиста Пауля Поттера. Отдельный зал отведен под произведения великого Рембрандта.
  2. Фламандская живопись разместилась в четырех залах. Эрмитажная коллекция является одной из самых крупных в мире. Здесь есть картины знаменитых Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. В тематике полотен широко представлены библейские и античные сюжеты, портреты и пейзажи.
  3. Экспозиция искусства Нидерландов 15-16 веков размещена в Малом Эрмитаже. Самая ранняя картина – диптих «Троица. Мадонна с Младенцем у камина» – принадлежит кисти Робера Кампена. Художник жил и творил в самом начале 15 века. Кроме того, здесь есть работы и других мастеров 15 столетия: Рогира ван дер Вейдена («Святой Лука, рисующий Богоматерь»), Гуго ван дер Гуса (триптих на библейскую тему), Лукаса ван Лейдена, Дирка Якобса, Яна Госсарта, Иоахима Патинира, Адриана Томаса Кея и Питера Артсена.
  4. Итальянское искусство эпохи Возрождения (13-16 веков) выставлено на втором этаже Старого Эрмитажа. Самое ранее произведение экспозиции «Крест с изображением распятия» принадлежит кисти Уголино ди Тедиче, проживавшего в городе Пизе во второй половине 13 века. В коллекции также представлены картины Симоне Мартине, Фра Филиппо, семьи делла Роббиа. К позднему Возрождению относятся работы Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Андреа дель Сарто, Филиппино Липпи и многих других мастеров.
  5. Искусство Италии более позднего времени (16-18 веков) представлено экспозицией, находящейся на втором этаже Нового Эрмитажа. Здесь присутствуют работы многих известных мастеров. В том числе – Микеланджело Буонарроти, Караваджо и Рафаэля Санти. «Скорчившийся мальчик» работы Микеланджело был приобретен еще Екатериной Второй. В одном из залов экспонируются ранние работы Рафаэля – «Мадонна Конестабиле», «Святое семейство», а также единственная в России картина Караваджо «Юноша с лютней». Надворную анфиладу предваряют фрески Рафаэля, созданные в 16 веке на основе поэмы «Метаморфозы» знаменитого римского поэта Овидия. Кроме этого, широко представлено прикладное искусство того времени – кассоны, шпалера, майолика.

    «Юноша с лютней» Караваджо

  6. Отдельно выставляется Венецианская школа живописи. На втором этаже Большого Эрмитажа экспонируются картины работы известных мастеров: Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, Чимы да Конельяно, портретистов Доменико Каприоло, Лоренцо Лото, Пальмы Старшего. В коллекции – самое раннее полотно великого Тициана, написанное в начале 16 века, – «Бегство в Египет». К более поздним периодам жизни мастера относятся картины «Святой Себастьян» и «Кающаяся Мария Магдалина».
  7. Живопись Испании представлена работами художников 16-19 веков. Это портретисты Хуан Пантоха де ла Крус и Алонсо Санчес Коэльо, а также Луис де Моралес, Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран. Жемчужина коллекции – картина «Апостолы Петр и Павел» – принадлежит кисти Эль Греко. Последним по времени создания является «Портрет актрисы Антонии Сарате» работы Франсиско Гойи. Картина написана в начале 19 века.
  8. Английское искусство 16-18 веков знакомо широкой аудитории не так хорошо, как работы фламандских или итальянских живописцев. В коллекции Эрмитажа представлены работы Джорджа Ромни, Генри Реберна, Годфри Неллера и многих других мастеров Туманного Альбиона. Значительную часть составляют портреты. Один из них – «Портрет дамы в голубом» принадлежит кисти Томаса Гейнсборо. А «Младенец Геракл, удушающий змея» – кисти Джошуа Рейнольдса. Расположена английская экспозиция на втором этаже Зимнего дворца.

Залы Эрмитажа в Санкт-Петербурге

С Иорданской лестницы можно попасть в самый большой зал площадью 1103 кв.м, состоящий из трех комнат, расположенных вдоль Невы. Продолжением их является Концертный зал. С Иорданской лестницы через боковой проход можно попасть в Фельдмаршальский зал. В нишах его стен раньше были расположены портреты русских фельдмаршалов. Поэтому помещение и получило такое название. В следующем Петровском зале находится изготовленный в Англии серебряный трон русских царей. На люстрах Гербового зала находятся гербы губерний Российской империи.

Русским военноначальникам, проявившим героизм в войне 1812 года, посвящена Военная галерея 1812 года.

48 мраморных колонн, 28 люстр и царский трон украшают Большой тронный (Георгиевский) зал. Барельефы, посвящённые победе в войне 1812 года, большой портрет Александра I находятся в Александровском зале. Его оформление, а также Малахитового, Белого залов, Золотой гостиной и других комнат выполнено Брюлловым. Малахитовый зал, колонны которого покрыты пластинами из малахита, являлся парадной гостиной царской семьи.

Структура Эрмитажа

Основные корпуса Главного музейного комплекса «Эрмитаж» расположены на Дворцовой площади, дом 2:

  • Зимний дворец (1754-1762);
  • Малый Эрмитаж (1764-1775);
  • Большой (Старый) Эрмитаж (1771-1787);
  • Новый Эрмитаж (1842-1851).

Главный музейный комплекс Эрмитажа дополняют здания Эрмитажного театра и Запасного дома. Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Д. Кваренги) – стиль русский классицизм XVIII века. Эрмитажный театр находится по адресу: Дворцовая набережная, дом 32. Сохранившаяся часть Зимнего дворца Петра I (1720-1725, архитекторы Тренизи и Маттарнови) входит в экспозицию Эрмитажного театра.

Запасной дом Зимнего дворца (1877-1878, архитектор Н. Беккер) возведен над уцелевшей частью Зимнего дворца Петра I и зарегистрирован по адресу: Дворцовая набережная, дом 30 А. Флигель Запасного дома – улица Миллионная, дом 31. С сентября 2012 года это сооружение внесено в список культурного наследия Санкт-Петербурга как объект «Дом Ф.М. Скляева (особняк Г.Ф. Менгдена, Запасной дом Зимнего дворца).

Основные здания Главного музейного комплекса Эрмитажа расположены вдоль набережной реки Невы. Их можно отлично разглядеть со Стрелки Васильевского острова. Соединенный переходами комплекс зданий Государственного Эрмитажа хорошо просматривается и с акватории Невы: зеленое здание Эрмитажного театра, Эрмитажный мост, желтое сооружение Большой (Старый) Эрмитаж, Малый Эрмитаж и величественный Зимний дворец изумрудного цвета (Новый Эрмитаж стоит за Большим).

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Вид с акватории Невы.

Главный музейный комплекс Эрмитажа работает: вторник-суббота с 10:30 до 18:00, воскресенье с 10:30 до 17:00. Понедельник-выходной. Есть льготы. День бесплатного посещения для всех индивидуальных посетителей (кроме экскурсий) – первый четверг каждого месяца.
Главный вход в Государственный Эрмитаж – через арки Зимнего дворца с Дворцовой площади. Кроме Главного музейного комплекса в структуре Эрмитажа находятся:

  • Восточное крыло Главного Штаба;
  • Дворец Меншикова;
  • Музей фарфора;
  • Реставрационный центр «Старая деревня» (Фондохранилище).

История Эрмитажа началась с 1754 года во время правления Елизаветы Петровны. Императрица Екатерина II приобрела в частное владение коллекцию живописи в 220 картин из Берлина и этим дала старт образованию эксклюзивных павильонов Эрмитажа.
7 декабря 1764 года – дата основания Эрмитажа. 1852 год – открытие Эрмитажа для посетителей. Современный музей «Государственный Эрмитаж» — богатейший музей мира по числу представленных коллекций.

Пазырыкский курган

Пазырыкский курган являет собой залу, где расположены экспонаты, имеющие отношение к искусству и культуре обитателей Древней Азии. Народ этот назывался скифами.

Все экспонаты представлены в прекрасном состоянии. Интересно, что сохраниться им помогли погодные условия, которые способствовали созданию на курганах так называемой ледяной линзы, создающей подобие морозильной камеры, но только в природной среде.

Здесь вы можете увидеть найденные археологами камеры для погребения умерших, чьи размеры поражают. Также представлен в коллекции ковёр с искусной вышивкой, на которой изображён мужчина, удивительные растения и различные божества.

Множество фигурок лебедей, которые в некотором роде считались священными животными, представлены на витринах, находящихся напротив экспонатов, связанных с древними захоронениями. Считается, что скифы верили в связь лебедей с загробным миром, ведь именно эти птицы, по преданию, должны быть впряжены в повозку умершего и отвезти его на суд к богам.

Интересные факты о котах Эрмитажа

Поговорим подробнее о котах Эрмитажа и расскажем несколько интересных фактах о наших пушистых четвероногих друзьях.

Факт #1. История хвостатых охраников Эрмитажа датируется 18 веком, когда Петр I поселил в Зимнем дворце большого кота Василия, привезенного им из Голландии. По другой версии Василий был подарен Петру голландскими купцами, которые жили тогда в Вологде.

Факт #2. В 18 веке в стенах будущего Эрмитажа появились целая партия котов и кошек из Казани по указу императрицы Елизаветы Петровны.

Факт #3. Статус охранников картинных галлерей котам присвоила Екатерина II. С того времени они несут свою службу. Так, кошки, живущие в Эрмитаже, охранают шедевры мирового искусства от грызунов.

Факт #4. Как вы думайте сколько котов в Эрмитаже? На сегодняшний день в стенах Эрмитажа обитают более 50 кошек и котов. Все они находятся на финансировании государства. Их кормят, стерелизуют, осущестляют медицинский уход. У каждого есть свой кошачий паспорт.

Факт #5. Существет традиция давать котам Эрмитажа имена великих художников. Она началась после одного случая, когда некий кот застрял в вентиляции зала Ван Дейка, после чего получила имя Вандейк.

Факт #6. Интересно, что котов Эрмитажа есть особое название. Их называют: эрмики.

Факт #7. Самый известный кот Эрмитажа — Ахилл. Белоснежный, голубогразый, с коротким хвостом, завернутым крючком и глухой от рождения кот Ахилл умеет предсказывать победителей матчей по футболу, за что его прозвали оракулом. Ахилл сыскал мировую славу, благодаря своему таланту предсказателя.

Кот Эрмитажа Ахилл

Факт #7. У котов Эрмитажа есть свой праздник: «День Эрмитажного кота» или «День котов Эрмитажа», который празднуется в ежегодно 28 марта в Зимнем дворце. У праздника также есть еще одно название: «День мартовского кота» ведь не зря его празднуют в марте

Факт #8. Сегодня коты Эрмитажа являются символом северной столицы России Санкт-Петербурга равна как вороны Тауэра — символ Британии.

Часы работы

Эрмитаж открылся для посетителей с 15 июля 2020 года после продолжительного закрытия на карантин. После открытия изменились правила посещения и график работы музея.

Посещение музея организовано по сеансам продолжительностью не более двух часов, работает несколько точек для входа и выхода. Для посетителей доступны только определенные маршруты, разработанные работниками Эрмитажа.

Вход в эрмитаж только в гигиенических масках, перчатках и с соблюдением социальной дистанции.В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции вход в Эрмитаж осуществляется по электронным билетам, которые можно приобрести онлайн без очередей:

Вы также можете заказать онлайн билеты с аудиоэкскурсией от профессиональных гидов:

Вторник, четверг, воскресенье с 11:00 до 19:00;

Среда, пятница, суббота с 11.00 до 20.00;

Понедельник – выходной;

Продолжительность одного сеанса — 2 часа.

Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса. Проход в музей может быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, если Вы опоздаете билет аннулируется и не будет подлежать возврату.

Режим работы Главного штаба такой же, как и всего музея.

1 января и 9 мая Эрмитаж закрыт.

Билеты в Эрмитаж

Внимание! В связи с новыми временными правилами посещения Эрмитажа, связанными с эпидемией коронавируса, билеты для граждан России и иностранцев стоят 500 рублей. Подробнее о ситуации мы написали в этом материале

Если вам нужен не просто входной билет, но еще и аудиоэкскурсия, то посмотрите объявление ниже ️

Где поесть при посещении Эрмитажа

Кафе Эрмитажа не самое дешевое в городе, но соответствует ценам на Невском проспекте. Серьезной горячей еды в нем нет. Только кофе, чай, напитки, бутерброды, пирожки и пирожные. Подкрепление физических сил можно совместить с выходом в Интернет в Интернет-кафе, если ваши гаджеты не обладают такой встроенной способностью. Зарядка для них тоже предусмотрена, рядом есть розетки как сетевые, так и USB.

Немного истории

История одного из главных музеев России началась в 1764 г., когда Екатерина II приобрела в Германии частную коллекцию живописи, проданную за долги. В ней было более двухсот полотен известных европейских художников: Рубенса, Рембрандта, ван Дейка, ван Балена и других. Для собрания места во дворце не нашлось, поэтому его разместили в дальних пустующих покоях. Позже покои стали называть «Эрмитаж», что в буквальном переводе с французского означает «место уединения».

Полотно Рембрандта «Неверие Апостола Фомы» стало одним из первых в коллекции Эрмитажа

На этом Екатерина не остановилась. В разные годы ею были скуплены частные коллекции в Германии, Англии и Франции. Среди них особо выделяется собрание античных статуй и бюстов английского банкира Лайд-Брауна.

Со временем количество приобретений разрослось настолько, что стало требовать отдельного большого помещения. Его построили в конце XVIII в. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена.

Позже эстафету приняли Александр I и Николай I, которые скупали не только коллекции целиком, но и отдельные шедевры. Кстати именно при Николае I доступ в Эрмитаж открыли широкой публике.

Александр I в мастерской Дж. Доу в Зимнем дворце

После революции музей претерпел значительные изменения как положительные, так и отрицательные. Так, за счет национализации и перераспределения, количество художественных работ расширилось, при этом часть бесценных шедевров оказалась в московских музеях. А в результате распродаж 1929-34 гг. 48 бесценных полотен навсегда покинули Россию.

В военное время коллекцию Государственного Эрмитажа пытались максимально сохранить. Картины сняли и вывезли подальше от боевых действий на Урал. А уже в конце 40-х коллекция вернулась на историческое место и даже пополнилась трофейными экспонатами из Берлина.

В наши дни в богатейшем собрании музея «Эрмитаж» представлены шедевры мирового искусства со времен каменного века до наших дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector