Псковский музей-заповедник

Дом Массона

Дом Массона (Комсомольский переулок, 6) — музей, которым мы завершим наш обзор. Он последний в списке, но по количеству посетителей в числе лидеров.

Дома Массона — самое интересное напоследок.

Здание в стиле модерн принадлежит псковскому жителю, который эмигрировал из Франции, Людвигу Мейсону. В особняке размещена хорошая коллекция драгоценных украшений, монет, оружия, одежды XVI–XVIII веков. Осмотреть её можно самостоятельно или в составе экскурсий. Они проводятся по четвергам, пятницам, субботам с 11:00 до 17:00. Максимальное число участников тура — 15 человек.

Каждую субботу проходят сборные экскурсионные прогулки на одну из экспозиций. Стоимость — 150 рублей с человека.

В 40-е годы войны

Музей, как только началась война, запросил эшелон поезда для того, чтобы вывести самое ценное. В итоге был выделен всего один вагон, поэтому ценностей вывезено было очень мало. В значительной мере сохранилась коллекция серебряных вещей, потому что по музейным инструкциям прежде всего нужно было вывести серебро.

Псков был оккупирован немецкими солдатами, которые принялись вывозить все ценности музея. Немцы, когда уходили, вывозили все очень организованно. Существовало целое подразделение, которое занималось системной отправкой ценностей из России в Германию. Надо сказать, что те иконы, которые вернулись в музей из Восточной Пруссии после войны, имеют немецкий шифр, и показывают в этой шифровке ту церковь, из которой они были вывезены. В послевоенное возвращение вещей в музей произошло много путаницы с музеем из Новгорода.

Книги, составленные в 20-е годы, Ляпустиным Александром Сергеевичем и директором псковского музея Августом Карловичем Янсоном позволяют узнать состав довоенного собрания музея. Когда эти ценности были эвакуированы в годы войны в город Советск, они по описям были возвращены в музей без потерь.

Дом ремёсел

Этот музей ставит целью сохранение и возрождение местных ремёсел. Здесь работают студии и кружки, в которых проводят творческие мастер-классы.

В «Доме ремёсел» вам расскажут о народном творчестве псковской земли.

Во время посещения вы можете создать своими руками традиционную псковскую куклу и костюм, обучиться живописи, пройти курс по лоскутному шитью. Примерно раз в месяц в музее обновляются временные выставки. Осмотреть их лучше всего в компании дружелюбных экскурсоводов.

Выставочные залы открыты в будние дни с 9:00 до 18:00. Вход в музей свободный. Цена обзорной экскурсии — 60 рублей с человека. Стоимость мастер-класса начинается от 200 рублей.

Дом Масона

Хотя название здания однозвучно с названием общества «вольных каменщиков», но к ним это не имеет никакого отношения. Так звучит фамилия бывшего владельца старинного дома с уникальной архитектурой. Потомок шотландцев Людвиг Масон, в 1909 г построил для себя дом. После установления советской власти здание превратили в коммунальные квартиры, жильцов которых расселили в 1998 г. Дом отреставрировали, сделав из него хранилище музейных раритетов.

В ходе реконструкции в подвале дома обнаружили множество человеческих останков, захороненных здесь в 16-17 в. Все они были преданы земле. Сегодня в Доме размещено фондохранилище Псковского музея-заповедника. Вниманию посетителей предлагаются коллекции старинных ювелирных украшений, монеты из драгметаллов, различные виды оружия и др. Планируется рядом построить здание хранилища, где разместят старинные рукописи и археологические находки.

Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Этот знаменитый городской музей открылся в 1876 году. Сегодня он состоит из главного музея и 5 филиалов, которые раскиданы по всей Псковской области.

В основе коллекции — иконы, серебро из местных монастырей, рукописи, старые печати. Несколько залов занимают экспонаты, которые в течение 42 лет собирал предприниматель и коллекционер Федор Плюшкин. Это старинное оружие, древние книги и кухонная утварь, монеты, медали Пскова.

Кроме того, в этом музее-заповеднике размещена большая картинная галерея, в которой представлены работы талантливых русских художников XVIII–XX веков (Рокотов, Брюллов, Васнецов и многие другие).

В картинной галерее музея.

Стоимость входного билета — 300 рублей для взрослых и 100 рублей для детей и пенсионеров. Двери музея открыты с 11:00 до 18:00.

Сергей из Нижнего Тагила рассказывает в отзыве:

«Я много езжу по стране, и не смог обойти стороной лучший, на мой взгляд, псковский музей. Мне очень особенно запомнилась коллекция серебряных изделий, одна из крупнейших в России. Осмотреть её всю, конечно, трудно, но людям, которые интересуются такими вещами, в музее понравится».

Дом-музей В. И. Ленина

В старинном деревянном доме, принадлежавшем горожанину Бочкарёву И. Н. (1900 г), размещается дом-музей В. И. Ленина. В его комнатах происходили конспиративные встречи местных социал-демократов. На одной из них, в апреле 1900 г., прошло судьбоносное совещание, на котором решался проект издания революционной публицистики (газеты «Искра» и журнала «Заря»). Личное участие Ленина, давшего рекомендации соратникам, играло важную роль.

Позже в этом же доме был конспиративный штаб распространителей «Искры». В честь этих знаменательных событий и в память о вожде в 1938 г. открыли дом-музей. Несмотря на основательные разрушения во время ВОВ, здание и комнаты полностью восстановили. Знакомство с историей заведения происходит в Прихожей и Мемориальной комнате, где организовывались социал-демократические собрания

В ней состоялось и важное заседание по организации издательства «Искры»

Здесь воссоздана аутентичная обстановка того времени, среди предметов мебели есть подлинные раритеты. Остальные 4 комнаты заняты экспозициями, отражающими историю революционной газеты. Много внимания уделено изданию и распространению «Искры», представлены атрибуты, помогающие это делать. Немало здесь документов о жизни и деятельности «искровцев», об их сотрудничестве с членами РСДРП.

Музей Ю. П. Спегальского

Это единственное такого рода заведение в России открыто в честь уроженца Пскова, архитектора Юрия Павловича Спегальского. Его заслуги в реставрации многочисленных объектов архитектуры города 13-17 веков неоценимы. Поскольку его деятельность связана ещё с Санкт-Петербургом, здесь на Малой Конюшенной ул.N 2 установили мемориальную доску. Огромный вклад внёс Спегальский в восстановление псковских церквей, в реставрацию питерских соборов.

Он оставил много уникальных рисунков, запечатлевших архитектурные памятники 12-17 в., которых уже нет. Квартиру-мемориал открыли в 1986 году, благодаря усилиям вдовы Ю. П. Аршакуни О. К. В Прихожей размещены материалы, связанные с детством архитектора: семейные фотографии, рисунки, документы. Здесь хранится номер журнала «Познай свой край», в котором опубликована статья мальчика Юры Спегальского «Значение памятников древне-псковской архитектуры».

Все экспозиции музейных помещений необыкновенно интересны в художественном плане. В них много выразительных предметов, созданных руками талантливого творца. Восторг вызывают фрагмент изразцовой псковской печи, воссозданной Ю. П., резные деревянные люстры, графические рисунки автора и др.

Приказные Палаты

На территории Довмонтова города (Псковский Кремль) находится единственное в городе сохранившееся административное здание 17 века – Приказные Палаты. Первоначально здание было деревянным, но после пожаров его сделали каменным, сохранив прежнюю архитектуру.

В нём работали городские чиновники различных рангов и статуса, от подьячих до воевод. Функционировало 5 отделов-«столов»: разрядный, денежный, посольский, судный, поместный. В них решался определённый круг административно-юридических вопросов.

В цокольном этаже Приказных палат размещался каземат, где содержались преступники, закованные в кандалы – колодники. На верхнем этаже работали чиновники, вершащие судьбы простых горожан. Туристы, посещающие палаты, видят подлинную обстановку той эпохи и исторические раритеты, что очень впечатляет. Сразу всплывают в воображении лица гоголевских героев. Изумляет толщина стен административного здания – до 2 м. Воевода и дьяконы заботились о своей безопасности, надеясь отсидеться во время осады.

Музей-квартира В. И. Ленина

Расположенные в красивом доме мемориальные комнаты, посвящённые памяти политика мирового масштаба В. И. Ленина – символ уважительного отношения к нему жителей Пскова. Мемориальное заведение было открыто в 1930 г. на 3-м этаже бывшего доходного дома. По приезду в Псков в 1900 г. В. И. жил в одной из комнат провизора Лурье. После разрушений военного времени всё восстановили в 1970 г, к 100-летию вождя пролетариата. Активно собирались новые экспонаты, связанные с семьёй Ульяновых.

В 1-м зале отражено экономическое и социальное положение Псковской земли накануне приезда Ленина. Здесь представлена картина производства основной сельхозкультуры – льна: механизмы обработки, волокно, готовые льняные вещи и др. Экспонаты 2-го зала иллюстрируют нахождение Ильича в Шушенской ссылке. З-й зал – своеобразная фотогалерея, где почётное место занимает фотопортрет Ленина (1900 г) Фотоснимки Пскова, рисунки, документы отражают то время.

В 4-м зале размещены предметы эпистолярного жанра, отправленные Ильичом своим родным. Отдельная экспозиция «Женщины вождя» посвящена Н.К. Крупской, М. А. Ульяновой и сёстрам В. И. Представлены женские одеяния псковитянок (19-20 в) 5-й зал – «Гостиная» демонстрирует квартиру псковича конца 19-начала 20 вв. В ней стеллажи с книгами Ленина, дорожная корзина для их перевозки.

В Прихожей находятся раритеты – стул из Кремля, коробка для шляп, дорожный сундучок. Мемориальная комната, которую снимал вождь, обставлена типичной мебелью начала 20 века. На письменном столе выставлены соответствующие аксессуары.

Псковский Кром

Псковская крепость по стилю архитектуры самая русская из всех существующих сегодня в России. В отличие от московского, тульского и новгородского Кремля Псковский Кремль лишён декоративных зубцов в виде «ласточкиного хвоста».

Он выглядит брутально-сурово, как и подобает настоящей защитной крепости, закалённой в осадах. В своём нынешнем облике Псковский Кремль возводился в 14-15 в, когда владычество Золотой Орды заканчивалось. Но ощутимы были угрозы со стороны ливонских рыцарей и Великого Литовского княжества, и необходимость в укреплённом объекте не отпала.

Простота и надёжность архитектуры стали главными приоритетами при строительстве Крома (так его назвали строители). Это название, производное от слова «укромный» олицетворяет неприступность крепости. Центральный вход в крепость осеняет икона Троицы – символ священного оберега.

Кром, расположенный между реками Псковой и Великой, окружён Окольным городом – высокими каменными стенами. Чтобы попасть в Псковский Кремль, нужно пройти через Довмонтов город. Территория, застроенная храмами, названа в честь литовского князя, принявшего в Пскове крещение.

Сегодня от многих из них остались лишь фундаменты. Интересны для осмотра Приказные палаты (17 в), в которых восстановлены подлинные интерьеры той эпохи. В Духовной консистории (19 в) можно приобрести сувениры с изображением видов города.

Заслуживает внимания реконструированная Рыбницкая башня квадратной формы, возведённая вблизи рыбных торговых рядов. Нельзя не осмотреть Плоскую башню-бастион у слияния рек, которую чаще всего изображают на фото крепости. Апогей экскурсии – визит в белоснежный Троицкий собор, построенный на месте первой христианской церкви Руси.

Музей Медовый хуторок

Если ищете необычный музей, добро пожаловать в Медовый хуторок. Вы найдете его на шоссе Псков — Рига, в 40 км от центра города. Это большая усадьба-хутор основателя пчеловедения Глазова, каждый объект в которой рассказывает о пользе продуктов пчеловодства и здоровом образе жизни. Кроме того, здесь вы можете узнать редкие старинные рецепты напитков из ягод и плодов.

На пасеке покупайте вкусные сувениры для родных.

Музей включает 7 отдельных друг от друга зданий и действующую пасеку. На приусадебной территории обустроена экспозиция крестьянского быта XIX века: фонари, посуда, орудия труда. Пасека представляет собой уникальные самодельные улья. Очень необычно!

Приходите с 9 до 22:00. Вход свободный. Советуем заказать экскурсию по территории с опытном гидом. Он расскажет много интересного.

Произведения И.К. Айвазовского в собрании Псковского музея-заповедника

29 июля 2017 года исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) — величайший русский живописец-романтик, непревзойденный автор марин и морских баталий, художник фантастической плодовитости, написавший за свою долгую жизнь около шести тысяч произведений.

Его работы хранятся во многих музеях и галереях мира и, появляясь на художественных аукционах, продаются по самым высоким ценам. Большая часть его наследия сконцентрирована в собраниях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи, а также на родине Айвазовского, в Феодосии, где находится построенная им Картинная галерея.

«Закат солнца над Монако» (1887)

Псковский музей-заповедник также является счастливым обладателем произведений этого выдающегося человека – художника, коллекционера, мецената, живописца Главного морского штаба, почетного члена Императорской Академии художеств, а также Академий Амстердама, Рима, Парижа, Флоренции и Штудгардта.

В Псковский музей-заповедник в разное время поступили десять работ И.К. Айвазовского из нескольких источников: коллекции Псково-Печерского монастыря, собранной его настоятелем архимандритом Алипием (И.М. Вороновым) («Прибой у скалистого берега» (1889), «Перед штормом» (1893)); музея Художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита («Штиль» (1881), «Буря»); собрания Псковского археологического общества («Лунная ночь в Крыму» (1876), «Закат солнца над Монако» (1770-е гг); бывших дворянских имений псковской губернии («Наваринский бой» (1887), «Хождение по водам» (1863)), собрания Государственного Русского музея («Прибой» (1897)).

«Прибой у скалистого берега» (1889)

Работы, объединенные единой темой и единой страстью к морской стихии различны по замыслам. Этюды, несмотря на малые размеры, отличаются свободной живописностью и фактически являются самостоятельными миниатюрными картинами. Романтический характер, изящество и виртуозность исполнения выделяют единственную графическую работу псковского собрания — вписанную в овал карандашную композицию «Буря».

«Прибой» (1897)

Особое место в псковской коллекции Айвазовского принадлежит двум большим холстам, издавна занимающих почетное место в экспозиции Картинной галереи. Первый из них, «Прибой» (1897), из числа последних созданных им работ, в 1898 году с большим успехом экспонировался в Императорской Академии художеств. Позднее, в 1920-х, был передан Государственному Русскому Музею, обладающему огромным собранием произведений Айвазовского (около 50 картин), а затем – в Псков. Мотив неравной схватки человека и разбушевавшейся морской стихии раскрыт художником поистине мастерски, приближаясь по силе драматического накала к более ранней его работе — знаменитому «Девятому валу» (1850) из собрания Государственного Русского музея.

«Девятый вал» (1850)

История появления второй работы в экспозиции Псковской картинной галереи — «Лунная ночь в Крыму» (1862), имеет для Пскова особую значимость и связана с именем Николая Федоровича Фан-дер-Флита (1848-1896), выдающегося деятеля псковского земства, мецената, чиновника особых поручений при Министерстве финансов, председателя Российского Общества пароходства и торговли. С благодарностью за успешную службу сотрудники РОПиТ преподнесли ему полотно И.К. Айвазовского с видом Феодосии, созданное в период творческого расцвета и пришедшей к нему мировой известности. К раме была прикреплена металлическая пластинка с гравированной дарственной надписью, где было обозначено время работы Н.Ф. Фан-дер-Флита в Одессе: 13 апреля 1877 года — 25 сентября 1878 года.

«Лунная ночь в Крыму» (1862) 

Огромное полотно, написанное в насыщенной золотисто-коричневой гамме, уводит глаз зрителя от едва различимой в ночи громады Генуэзской башни в глубь изображенного морского пространства. Ничто не нарушает чарующую тишину южной ночи и ленивое движение волн в живописной бухте св. Ильи. Тихий свет ночного светила на темном небе отражается на воде «лунной дорожкой». Выявляя вдали неясные очертания двух парусников и двух стаффажных фигур у подножья крепости, она создает обратное движение — из глубины пространства.

Полученный в Одессе драгоценный подарок, переданный Н.Ф. Фан-дер-Флитом по возвращении в Псков музею, и по сей день, вместе с другими работами И.К. Айвазовского, является украшением Картинной галереи.

                                                                                                   Н.И. Салтан,

старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника

Кузнечный двор

В городе, где жителей называли в старину «скобарями», непременно должен быть Кузнечный двор. Расположен он в бывшей усадьбе и палатах священника польского костёла. В здании 16 в, неоднократно перестроенном, музей кузнечного дела открыли в 2008 г по инициативе кузнеца-реставратора Е. Вагина. Кузнечный двор объединяет жилой дом, кузнечный цех и открытую территорию. Бывший дом ксёндза отдан под жильё мастеру художественной ковки. В пристройке расположен сувенирный магазин.

Обустроены 2 кузницы: одна демонстрационно-выставочная, 2-я – рабочая. Интерьеры кузницы, открытой для посещения туристов, стилизованы под 19 век, оснащены подлинными экспонатами. Представлены огромные меха той эпохи и другие механизмы. Здесь организовываются мастер-классы по художественной ковке для желающих. Большинство экспонатов размещено во дворе. Среди них есть поистине экзотические экземпляры, вызывающие большой интерес.

Музейный комплекс сегодня

После Второй Мировой войны утерянные вещи стали возвращаться, а территория музея расти все больше. 12 апреля 1958 году Советом Министерств РСФСР Псковской области было принято решение переименовать Псковский историко-художественный музей в Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который носит это имя и до сей поры.

Сегодня Псковский музей-заповедник состоит из нескольких крупных архитектурных объектов. Главным образом, это палаты, фнндохранилище, пять филиалов в области.

Церкви и часовни на также входят в Псковский художественный музей-заповедник. К ним относят храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, часовню в честь Святой Анастасии, Спасо-Преображенский собор при Мирожском монастыре.

Культурно-исторические объекты Псковского историко-архитектурного музея заповедника: кузнечный двор XVII века, Васильевская башня XIV века, музей-квартира и дом-музей, посвященные В.И. Ленину. Кроме того, можно выделить музей-квартиру в честь уникального архитектора XX века Ю.П. Спегальского.

Музеи-заповедники в Псковской области составляют главный филиал археологического центра: мемориальная усадьба-музей в честь гениального математика С.В. Ковалевской, усадьба-музей в честь гениального композитора М.П. Мусоргского,

Большой интерес также представляет музей, посвященный истории Новоржевского края, литературный музей в честь писательницы М.В. Ямщиковой, которую все знают под псевдонимом Ал. Алтаев, усадьба-музей в честь композитора Н.А. Римского-Корсакова.

Псковский Железнодорожный музей

На улице Вокзальной, дом 38 в ярком оформлении стоит Псковский Железнодорожный музей. Он состоит из 3 залов. В первом вы узнаете о железнодорожном строительстве в разных странах. Экспонаты второго зала расскажут о трудовых рекордах Российской империи и СССР. Третий зал посвящен псковским железнодорожникам, их роли в непростые военные годы. Залы оснащены современным оборудованием с подсветкой.

Познакомьтесь с историей железнодорожного транспорта!

Вас будут рады видеть со вторника по пятницу с 11:00 до 17:00, в субботу с 11:00 до 15:00. Воскресенье и понедельник — выходные дни.

Родители Ирина, Матвей и 16-летняя Даша из Москвы пишут в отзыве:

«Мы прекрасно провели время в Псковском Железнодорожном музее! Там в прямом смысле история оживает. Сотни интересных экспонатов, многие из которых настоящая диковинка, можно рассматривать часами. Обязательно сходите в этот музей, не пожалеете!»

Поганкины палаты

Музейный комплекс с не очень симпатичным названием Поганкины палаты назван по фамилии богатого влиятельного купца. Комплекс зданий для его семьи был построен в 1671-79 г. На сегодняшний день это единственная каменная постройка древнего Пскова, сохранившая прежний объём. Символ бережного отношения общества к архитектурным памятникам – Поганкины палаты во внешнем облике также сохранили аутентичность стараниями реставраторов.

После смерти последнего наследника купца власти выкупили строение. В 1900 г. провели частичную реставрацию зданий. По инициативе Псковского археологического общества в 1902 г в городе торжественно открыли музей «Поганкины палаты». Каждый год на пожертвования состоятельных псковичей проводились реставрационные работы, направленные на укрепление строения.

После разрушений войной 41-45 г. заведение восстанавливалось до 80-х годов прошлого века. Сегодня это памятник типичной русской архитектуры 17 века с толстыми стенами, окнами-бойницами, щедро украшенным крыльцом. Внутри экспонируется роскошное собрание псковских икон 14-17 века, представлена богатая коллекция художественных изделий из серебра. С 2018 г. заведение находится на реставрации.

Очарование старины

Приказные палаты Пскова переносят в «дела давно минувших дней». В их пяти отделениях фактически вершились судьбы псковичей: разрядный, посольский, денежный, поместный и судный «столы» ведали определённым кругом административных вопросов. В палатах сегодня полностью воссоздана оригинальная обстановка с сохранением исторических артефактов — мундиров, печатей и ключей, сейфов и рабочих столов. В Доме Массона можно не только полюбоваться на архитектуру особняка богатого горожанина, но и узнать больше о быте псковичей того времени. В числе самых интересных постоянных выставок здесь «Золотая кладовая», «Знаки доблести и славы», «Хрупкая коллекция», «Друг семьи — самовар».

Псковский музей-заповедник

Старейший культурно-исторический объект был открыт в 1876 году по инициативе городских краеведов. Вначале его экспонаты размещались в 2-х маленьких комнатах здания Дворянского собрания. За прошедшее время из крохотного заведения «вырос» солидный музейный заповедник государственного масштаба. Частные коллекции, в том числе знаменитое собрание (более 1 млн. экспонатов) купца Ф. М. Плюшкина стали основой будущего учреждения культуры.

Границы заведения постепенно расширялись, и в 1979 г. оно приобрело статус Государственного заповедника. Сегодня он объединяет 8 филиалов, среди которых храмы Рождества Богоматери, Дом Фан-дер-Флита, усадьбы великих композиторов, архитектурные памятники – всего 46 объектов.

В фондах заповедника хранится огромное число разновидовых экспонатов. В их числе предметы графики, живописи, скульптуры, изделий прикладного искусства, быта, оружие, документы, драгметаллы и камни. Богатейший фонд заповедника – археологические находки от меозолита до 18 века. Солидная картинная галерея представляет шедевры русских и западноевропейских художников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector