Петербургский ангел на скамейке с зонтом. где находится, адрес, история, приметы, аналоги, интересные факты

Петербургский ангел в Измайловском саду

Самая известная в саду скульптура — Петербургский ангел — установлена немного раньше, в 2012 году. В центре сада, на небольшом холме, есть скамейка, на спинку которой присел бронзовый ангел под зонтиком, читающий книгу.

Автор скульптуры, кукольный мастер Роман Шустров, посвятил памятник петербуржцам прежних дней, пережившим вместе со своим городом страшные времена — гражданскую войну, репрессии и блокаду, но сохранившим интеллигентность, любовь к жизни, детскую чистоту и свет. Ангела называют воплощением души Петербурга. На колени скульптуры некоторые люди кладут монетки, символически отдавая дань памяти уходящему поколению, восстановившему город из руин.

Регина Лукашина

Как добраться до Измайловского сада

Измайловский сад находится в центре Санкт-Петербурга, в Адмиралтейском районе, между домами № 114 и № 116 «А» по набережной Фонтанки и переулком Державина, поэтому к нему удобно добираться из любого района. Сад расположен на берегу речки Фонтанки, к нему примыкает Молодежный театр, а по переулку Державина, напротив — музей-усадьба Г. Р. Державина.

К Измайловскому саду можно добраться от ближайшей станции метро — «Технологический институт». В Санкт-Петербурге есть 2 станции с таким названием: «Технологический институт-1», на красной линии (720 м. до сада), и «Технологический институт-2», на синей линии (790 м. до сада). Выйдя из метро, надо идти по Московскому проспекту до реки Фонтанка, потом повернуть налево и немного пройти до входа в сад.

Также можно дойти до Измайловского сада от станции метро «Спасская-Сенная-Садовая» (оранжевая, синяя и фиолетовая линии), пройдя 1,1 км. После выхода из метро нужно следовать по Московскому проспекту до Обуховского моста реки Фонтанки. Перейдя мост, надо повернуть направо и идти до ворот Измайловского сада.

Интерактивная схема метро

К Измайловскому саду можно доехать на трамвае № 16 (ост. «Технологический институт»). Выйдя из трамвая, нужно следовать в сторону набережной реки Фонтанки.

Также к Измайловскому саду ходят троллейбусы № 3 и 8 (ост. «Технологический институт»).

Схема наземного транспорта

К Измайловскому саду можно добраться с комфортом, используя приложения такси, работающие в Санкт-Петербурге (Яндекс.Такси, Gett, Uber, Maxim).

Измайловский сад на google-панораме

Видео Измайловского сада

Маленькой бронзовой скульптуре, установленной в Измайловском саду — петербургскому ангелу, 12 октября исполнилось восемь лет

Автор этой работы – петербургский скульптор Роман Шустров (в мае нынешнего года он умер от коронавируса).

Ангел получил свою прописку на одной из скамеек в Измайловском саду и сразу влюбил в себя петербуржцев и туристов. Бронзовой скульптуре вяжут шарфы и шапки, дарят цветы и желтые листья. Навестить ангела забегают прохожие, а также сотрудники и зрители Молодежного театра на Фонтанке, который находится в глубине сада.

– Шарфики постоянно меняются, к сожалению, мы не знаем, кто их вяжет, и ни разу не видели, как их повязывают, – рассказала Metro руководитель литературно-драматической части Молодежного театра на Фонтанке Елена Чукина. – Когда шарфы изнашиваются или выцветают, наши сотрудники их снимают. Но через какое-то время ангела опять кто-нибудь наряжает.

Ангел получил свою прописку на одной из скамеек в Измайловском саду.

предоставлены Молодежным театром на Фонтанке, «Metro»

Фото:

Почта Ангела

В январе этого года начала свою работу Почта ангела: рядом со скульптурой установили ящик для писем и записок. За восемь месяцев (три из которых сад был закрыт, почта не работала) петербуржцы и гости города отправили около 700 писем.

Накануне дня рождения Петербургского ангела сотрудники театра достали письма. В основном обращаются взрослые. Женщины пишут чаще, чем мужчины. Больше всего просьб о здоровье, на втором месте – личное счастье, на третьем – жилищный вопрос. Гости города также оставляют записки, где делятся мечтами переехать в любимый Петербург.

По словам сотрудников театра, бывают и «сезонные» просьбы. Летом абитуриенты просили помочь с поступлением, в начале сентября школьники оставляли просьбы о хороших оценках.

– До того, как из-за коронавируса закрылись границы, нередко в почтовом ящике можно было найти письма на английском, французском, итальянском, арабском языках, – рассказывают в Молодежном театре. – Сейчас просят, чтобы ковид исчез. «Очень хочется, чтобы закончился карантин и все связанные с ним ограничения», – пишут петербуржцы.

Автор этой работы – петербургский скульптор Роман Шустров (в мае нынешнего года он умер от коронавируса).

предоставлены Молодежным театром на Фонтанке, «Metro»

Фото:

С ангелом навсегда

Петербургский ангел очень фотогеничен. Несколько лет назад любители селфи даже случайно сломали бронзовый зонтик, и автору пришлось делать новый. Молодежный театр на Фонтанке, который опекает скульптуру, решил проводить конкурс любительской фотографии «С ангелом навсегда».

– В этом году конкурс проводился во второй раз, – говорит Елена Чукина. – В прошлом победителей поздравлял скульптор Роман Шустров. В мае этого года его не стало. Теперь этот конкурс посвящен Роману Ивановичу, а победителей определяет его жена Маша Касьяненко.

История

Несколько столетий назад территория за полноводной тогда рекой Фонтанкой считалась загородной, ведь до воцарения Николая I граница города проходила по Фонтанке.

На участке, который сейчас занимает Измайловский сад, во времена Петра I росли дубы, среди которых в 1724 году была построена усадьба А. Румянцева, любимого денщика самодержца. Постепенно дубовая роща стала превращаться в парк в регулярном стиле. В те времена парки служили своим хозяевам также в качестве огородов, хотя и о красоте садов горожане заботились. Петр I лично привозил и заказывал в Европе новые, неизвестные ранее в России сорта цветов, которые высаживались для украшения новой столицы.

Общая площадь сада с постройками составляет 1,5 га, а площадь зеленой зоны сада – 0,6 га.

С годами этот сад превратился в такой красивый цветник, что во времена царствования Екатерины II, когда усадьба Румянцева отошла к фавориту императрицы Платону Зубову, Гавриил Державин называл сад подобным знаменитым садам фессалийским. Поэтому в конце XVII века крупная часть этой территории (в районе Обуховского моста) была выкуплена Академией наук вместе с растениями для обустройства Ботанического сада.

К моменту восхождения на престол Александра I сад зарос и превратился из регулярного парка в пейзажный, что соответствовало моде того времени. После того, как в начале XIX века в казармах на берегу реки Фонтанки был размещен Измайловский полк, сад стали называть Измайловским.

Андрей Панин

В XIX веке садом владела купеческая семья Тарасовых, сдавших сад в аренду в 1888 году Шустер-клубу (который еще называли Немецким клубом). С этого периода Измайловский сад превратился в место для увеселений. На парковой территории появился ресторан и две эстрады, одна в виде раковины для духового оркестра, а вторая была предназначена для выступлений гимнастов, фокусников и канатоходцев.

В 1898 году сад снова сменил владельца. Ярославский купец Петр Тумпаков, арендовавший парковую территорию на 25 лет, начал решительную перестройку, снес все сооружения Немецкого клуба и построил на их месте новый ресторан. В сад провели электричество, а возле входа разбили большой цветник. Здание старого театра тоже было перестроено и получило новое название: «Театр Буфф», что по-итальянски означает — шутка. Театр, для которого собрали новую опереточную труппу, быстро стал очень популярным. Поблизости от сада находилась пароходная пристань, которая работала всю ночь.

В советские времена Измайловский сад продолжал оставаться любимым многими горожанами местом для прогулок и развлечений. Здание театра, расширенное в 1938 году, сохранилось до наших дней. В саду также был выстроен летний павильон для концертов и шахматных турниров. В 1940-х годах здание театра перепланировали, открыв искусственный каток, работавший до конца 1970-х годов.

Андрей Панин

В годы блокады петербуржцы, спасаясь от голода, использовали Измайловский сад как огород. Но уже в 1943 году сад снова открыли для проведения концертов.

С 1948 года бывший театр Буфф переименовали в Летний театр Измайловского сада, а в 1980 году на этом месте начал работу новый Молодежный театр.

Измайловский сад был реконструирован в 2007 году, при этом сохранили старое здание театра, а в 2010 для театра построили еще и новое 3-этажное здание. Спектакли Молодежного театра проходят на старой и новой сцене. В саду восстановили беседки и эстраду. При реконструкции сохранили все деревья, кусты и цветники, ведь Измайловский сад уникален своими старыми дубами и клумбами с непрерывным цветением.

Андрей Панин

Скульптура, как символ памяти

Петербургский ангел это небольшая скульптура, скромно расположившаяся на одной из скамеек Измайловского сада. Никто и никогда не видел ни одного ангела, но каждый из нас так или иначе имеет свое представление об этом небесном хранителе. Большие белые крылья на спине, как символ духа, белая льняная одежда, золотые пояса и светлые волосы. Именно такой образ возникает при любом упоминании о божественном посланце.

Но наш герой, о котором идет речь, совершенно не такой. Перед нами предстает достаточно скромный и непритязательный, но опрятно одетый дедушка. Давно отслужившее свой срок пальто, потертая шляпа и длинный шарфик, слегка прикрывающий шею, в одной руке зонтик, спасающий от постоянных петербургских осадков, в другой открытая книга, лишний раз подчеркивающая местоположение нашего героя – все говорит о том, что перед нами обычный, рядовой, земной житель северной столицы. Но есть одна деталь, которая выдает в нем нечто сверхъестественное, есть та отличительная черта, которая сходу приравнивает его к небесному созданию. Это развевающиеся за спиной крылья.

Именно таким: с одной стороны вполне обычный житель города, с другой нечто волшебное и невероятное – перед нами в Измайловском саду предстает Петербургский ангел. Автором этого чудесного произведения искусства является Роман Шустров. По замыслу художника скульптура посвящена тому поколению, которое подверглось тяжелым испытаниям, на чью долю пришли гражданская война, блокада, репрессии. Тому поколению, которое несмотря ни на что, смогло воспитать и сохранить в себе интеллигентность, доброту, отзывчивость, оптимизм и любовь к ближнему. Трогательный дедушка-ангел, присевший на скамейке в дождливый день почитать книгу – это дань памяти мужеству наших родных и близких, кто прожил нелегкую жизнь, но смог выстоять и стать народным героем. Роман Шустров, победивший со своим творением в Симпозиуме в 2012 году, продолжает заниматься любимым делом, демонстрируя свои работы на различных выставках и декорируя различные заведения, которые под его рукой становятся уникальными.

Скульптура Петербургский ангел, тихо и незаметно расположившийся в Измайловском саду, стал настоящим легендарным местом для жителей нашего города, которые приходят к нему и кладут монеты на коленки. Этот достаточно странный с виду обычай может нести под собой весьма благородные и милосердные цели.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Вам понравится

Ангел-символ памяти

Эта скульптура совсем не похожа на общепринятое изображение ангелов. Его обличье скромное, одет он неприметно – старенькое пальто, поношенная шляпка и шарф, и только два крыла за спиной говорят о том, что перед нами ангел. Склонив голову, этот скромный дедушка читает книгу.

Создается впечатление, что мы видим среднестатистического жителя Петербурга. Зонтик, который Петербургский ангел держит в руке, лишний раз напоминает о дождливости этого города.

Именно таким образом автор скульптуры Роман Шустров хотел передать изображение человека, на чью судьбу выпали тяжелые испытания: война, блокада. То поколение, прошедшее репрессии, все равно осталось интеллигентным, добрым и отзывчивым. Не смотря ни на что, в их сердцах сохранился оптимизм и любовь к ближнему.

По словам самого автора творения, он воплотил образ тех старичков, которые любили выйти во дворик с книжкой и насладиться тихим осенним спокойным вечером, имея при этом в своей памяти страшные годы войны. Они пережили это все и воссоздали Петербург из руин. Они обрели мудрость, но при этом остались в душе теми юными непосредственными  ребятами, какими были до тяжелых событий XX века.

К сожалению, поколение добрых дедушек-ангелов уже исчезло, а нам остается лишь чтить их память.

Дотеатральная эпоха

С 1720 г. этим участком на берегу Фонтанки владел Александр Румянцев, отец великого полководца Петра Румянцева. После его смерти в 1749 г. усадьба с регулярным парком стала переходить из рук в руки. С 1789 г. по настоянию Академии наук часть Измайловской рощи отдали под нужды «ботанического двора» переехавшего сюда с Васильевского острова. Но в 1812 г. на этом месте вновь стали распродавать участки, на которых ещё оставались редкие растения. Мода на регулярные парки сменилась модой на пейзажные, которым была свойственна свободная планировка английского стиля…

С 1835 г. территория нынешнего сада принадлежала семье купцов Тарасовых, крупных домовладельцев. Нынешний Державинский переулок – бывший Тарасов проезд. Вышедший из мастеровых низов Степан Тарасов строил при Петре Первом корабли. Его сын Фёдор устраивал праздничные иллюминации, сын Николай до 1862 г. владел именным «Паркетным заведением» (помогал ему брат Иван). Сын Семён был «столярных, паркетных и позолотных дел мастер двора Ея Императорскаго Высочества Великой Княгини Елены Павловны». Тарасовы богатели, укладывая паркетные полы в Михайловском дворце, а особую прибыль получили от подрядов по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 г. До сих пор на 1-й Красноармейской улице стоят принадлежавший им доходный дом №3-5 (архитектор Иван Гальберг, 1843 г.), позднее перестроенные дома №7-9, а на набережной Фонтанки – личный особняк Тарасовых (д.116), созданный в 1849 г. по проекту архитектора Гаральда Боссе. Принадлежал Тарасовым и не сохранившийся в Измайловском саду дом, имевший тот же номер, что и основное здание Молодёжного театра – №114.

К концу XIX века особняком на Фонтанке и садом владели внуки Николая Тарасова – братья Николай и Сергей: первый был инженером путей сообщения, в расцвете своей карьеры ̶ председателем Петербургского городского кредитного общества, а другой, бывший офицер – товарищем Санкт-Петербургского городского головы. Будучи людьми деловыми, они сдали Измайловский сад в аренду «под устройство ресторации и прочих увеселительных заведений по усмотрению владельца»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector