Город ломоносов

История Ораниенбаума

История дворца и парка начинается с фаворита Петра I – Александра Меншикова. Существует легенда, связанная с названием местности. «Ораниенбаум» в переводе с немецкого языка означает «апельсиновое дерево». Согласно легенде, в начале Северной войны (1710-1721 гг.) на южном берегу Финского залива обнаружили небольшую оранжерею, где росли апельсиновые деревья. Над каждым деревом висела табличка с надписью Oranienbaum.

Петр I оценил находку и решил дать такое же название всей усадьбе своего фаворита. Интересно, что в 1703 году император дал название еще одной усадьбе Меншикова – Ораниенбургу под Воронежем. Кроме того, изображение апельсинового (померанцевого) дерева стало центральным элементом герба Меньшикова.

Ораниенбаум в 1755-1761 гг.. Рисунок М.И. Махеева (Public Domain)

Официально история Ораниенбаума начинается с 1710 года, когда Петр I подарил А. Меншикову территорию на южном берегу Финского залива, неподалеку от Петергофа. Фаворит решает возвести дворец и парковый комплекс, которые станут украшением побережья.

В 1711 году начинается строительство. К 1717 основной корпус дворца был завершен, однако работы по внутренней отделке велись до 1727 года, когда Меншиков попал в опалу. Ораниенбаум переходит в казну, а в 1737 году здесь устраивают морской госпиталь. Но уже в 1743 году императрица Елизавета передает усадьбу в руки великого князя Петра Федоровича (Петр III). Для будущего императора здесь возводят «потешную» крепость Петерштадт. В это же время вокруг дворца великого князя начинает формироваться город.

В 1762 году происходит дворцовый переворот, во время которого императрицей становится Екатерина II. Для нее в Ораниенбауме возводится комплекс Собственной дачи, которая является единственной в России постройкой в стиле рококо.

С 1796 по 1917 годы усадьба остается в руках великокняжеского дома. После Революции некоторые здания комплекса были переданы Лесному техникуму, а в других устроили музеи. В 1941-1945 гг. на территории дворцово-паркового ансамбля развернули «Ораниенбаумский плацдарм», поэтому усадьба практически не пострадала во время войны.

Однако в послевоенные годы комплекс оказался никому не нужен и стал разрушаться. Реставрация дворцовой усадьбы началась лишь в конце 1990-ых годов.

Как добраться

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» находится на Дворцовом проспекте в городе Ломоносове недалеко от Санкт-Петербурга (около 40 километров).

Добраться до комплекса можно на автомобиле или на общественном транспорте. Из центра Санкт-Петербурга можно доехать за примерно за час. По пути можно заехать в Кронштадт и осмотреть местные достопримечательности. Машину можно взять в аренду или поискать попутчиков на сервисе BlaBlaCar.ru.

Маршрут от Невского проспекта до «Ораниенбаума» на карте — Google Maps

До Ломоносова от станций метро ходит несколько маршрутных такси:

  • от метро «Автово» — маршрутное такси: 401, 401А, 200;
  • от метро «Проспект Ветеранов» — маршрутное такси: К-343.

Доехать до этих станций можно практически из любого района северной столицы, необходимо сесть на поезда красной ветки (линии М1), следующих в сторону конечной станции «Проспект Ветеранов».

Схема метрополитена Санкт-Петербурга на Яндекс.Метро

Татьяна Русанова

Быстро и без пробок добраться до дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» можно на электричках, отправляющихся с Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. Поезда идут до станции «Ораниенбаум-1». Расписание электричек можно посмотреть на официальном сайте Балтийского вокзала.

Чтобы заказать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber и Gett.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»: видео

Описание

Меншиковский дворец был задуман как часть величественной панорамы, встречающей гостей, прибывающих в Санкт-Петербург по морю. Строение выполнено в стиле петровского барокко и состоит из двухэтажного центрального корпуса и примыкающих к нему овальных галерей с двумя павильонами — Церковным и Японским. К павильонам пристроены два флигеля.

Центральный корпус выделяется высокой двускатной крышей и надстройкой — бельведером, украшенным куполом в виде короны. (Бельведер — это легкая открытая площадка, в переводе с итальянского Belvedere означает красивый вид).

Общая длина фасада здания составляет 210 метров. Неудивительно, что гости, прибывающие в Ораниенбаум на кораблях по морю, восхищались величественным зданием, расположенным на возвышенности рядом с берегом.

Внутри строения было немало «диковинок», одна из них — турецкая баня со стеклянной крышей, в которой побывал сам Петр Первый. В качестве внутреннего декора комнат использовались немецкие и голландские изразцы, росписи по штукатурке и холсту, шпалеры и мрамор. Потолок украшали плафоны и лепнина, стены комнат — обои из кожи и китайского шелка, пол был покрыт паркетом из дорогих пород деревьев.

Для императора были устроены две комнаты со скромной обстановкой — лишь стены и печка в них были покрыты кафельными плитками.

Своей грандиозностью и роскошным внутренним убранством дворец в Ораниенбауме превзошел даже дворцовый ансамбль в Петергофе. От его центрального корпуса к Финскому заливу был прорыт канал, по которому корабли с гостями подходили к дворцу.

В XVIII–XIX веках Большой дворец неоднократно перестраивался, изменялась и внутренняя обстановка в зависимости от вкусов его хозяев.

Как добраться до Китайского дворца в Ораниенбауме

Туристам, предпочитающим железнодорожный транспорт, рекомендуют любую пригородную электричку от Балтийского вокзала, идущую в сторону Ломоносова. Время в пути занимает примерно 1 час, дефицита с отправлениями нет — среднее время ожидания следующего состава 20–25 минут. Станция «Ораниенбаум-2» находится буквально напротив Верхнего парка и Меньшиковского дворца, идти пешком придётся около полутора километров, зато не нужно никуда сворачивать.

С автобусами для тех, кто уже находится в Ломоносове, проблем тоже не будет. Остановка называется «Школа», расположена она на выезде с Дворцового проспекта, гораздо ближе к парку, чем ж/д станция. На выходе из транспорта шагать прямо по аллеям, указатели, чтобы не заблудиться, присутствуют.

Заказывать такси из Санкт-Петербурга в Ломоносов невыгодно. Даже Uber или служба Яндекса считают километр по пригородному тарифу, и поездка обойдётся «в копеечку». Впрочем, для туристов предлагается забронировать трансфер, в том числе прямо из аэропорта Пулково — такой вариант максимально безопасный и быстрый.

Тем, кто путешествует на личном или арендованном транспорте, переживать не стоит — прямо перед входом в Китайский дворец обустроена просторная охраняемая парковка (59.907869, 29.745473). нигде поблизости стояночных площадок нет — везде висят запрещающие знаки.

Китайский дворец в Ораниенбауме на Google-панораме:

Видео о Китайском дворце в Ораниенбауме:

Ансамбль Собственной дачи

Китайский дворец

Основная статья: Китайский дворец Китайский дворец

Расположенный в глубине Верхнего парка, Китайский дворец является частью дворцово-паркового комплекса Собственной дачи императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762—1768 годах по проекту Антонио Ринальди первоначально дворец был одноэтажным и только в середине XIX века для дочери великого князя Михаила Павловича Екатерины Михайловны был надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея, а с востока и запада к торцевым частям здания были пристроены небольшие помещения.

Название «Китайский дворец» впервые фигурирует в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли «голландский домик» (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), «домик, что в Верхнем саду», «домик маленький». Название «Китайский» возникло потому, что в соответствии со вкусом середины XVIII века на «китайщину» ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня) декорирован в духе китайского искусства или с использованием подлинных произведений искусства Китая и Японии.

Сдержанность внешнего убранства контрастирует с изысканной и разнообразной отделкой внутренних помещений. Значительную часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца несколькими мастерами, группировавшимися вокруг крупнейшего живописца-декоратора XVIII века Д. Б. Тьеполо.

Центр планировочной композиции дворца — Большой зал, декорированный живописью, золоченой лепкой, мозаикой, искусственным мрамором. На стенах — два медальона в мраморными барельефами, изображающих Петра I и Елизавету Петровну. От Большого зала вдоль главной оси в обе стороны отходят парадные помещения, завершающиеся Залом муз с востока и Большим Китайским кабинетом с запада.

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями под руководством Марии де Шель. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда.

Изначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили на наборный паркет с сохранением прежнего рисунка.

Китайский дворец является единственным в своем роде в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Также особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII — середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).

В годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы (часть — в Новосибирск и Сарапул, часть — в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум — Бронка — Кронштадт — Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе, а затем в Эрмитаже). В 1946 году дворец вновь открывается как музей.

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки был построен в 1762—1774 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди. Это многоступенчатое каменное здание высотой 33 метра расположено в западной части Верхнего парка, у северной его границы. Его объемно-пространственное решение напоминает Эрмитаж в Царском селе — к центральному корпусу примыкают массивные флигели (в отличие от Эрмитажа, их не четыре, а три). В архитектурном облике павильона присутствуют элементы как стиля барокко (композиция фасадов, декоративные алебастровые вазы), так и раннего классицизма (колонны).

Сооружение Катальной горки в Ораниенбауме было продолжением народной традиции — устройства ледяных гор, проурочивавшихся к дням масленичных гуляний. Эти горки послужили образцом для создания монументальных ка

Меншиков и его Большой дворец

Само слово «Ораниенбаум» обозначает померанцевое или апельсиновое дерево. Но цитрусовые растения тут не причем. Когда-то это место подарил своему любимцу Александру Меншикову Петр I. И Меншиков назвал место Ораниенбаумом — то ли в честь принцев Оранских, с которыми хотел породниться, то ли просто использовав красивое немецкое название: в Германии есть и свой Ораниенбаум и свой Ораниенбург. Однако сейчас именно померанец считается официальным символом города Ломоносова. В двухтысячных годах в парке появился памятник в виде померанцевого бронзового дерева с позолоченными плодами.

Здесь когда-то заканчивалась дорога, которая вела из Петергофа к Кронштадту, дальше следовала паромная переправа. В 1711 году Меншиков начинает строить себе грандиозный дворец – более роскошный, чем, например, петровский Монплезир в соседнем Петергофе. Дворец построен в стиле барокко. Длина здания – более двухсот метров, над центральной его частью возвышается корона, хотя Меншиков к царствующим особам не относился. Под дворцом был разбит сад с фонтанами, а из Финского залива прорыт подходящий к самому дворцу канал, как и в Петергофе.

Внутренняя отделка дворца продолжалась до 1727 года. Проще всего были отделаны покои, предназначавшиеся для Петра I – в соответствии с его вкусами. Но были и диковинки – например, турецкая баня с прозрачным потолком. 3 сентября была освещена домовая Пантелеймонова церковь, но уже 8 сентября началась опала Меншикова. Больше он сюда никогда не вернулся. Обстановка его дома была конфискована. Сейчас о временах Меншикова в Большом дворце напоминает только интерьер парадного входа. Но Александру Даниловичу и его времени посвящена обширная музейная экспозиция.

Основные интерьеры, которые сейчас можно увидеть в залах музея, были созданы в середине XIX века при великой княгине Елене Павловне. Она была умнейшей из всего семейство Романовых – по крайней мере такой признавал ее Николай I – и обладала великолепным вкусом и чувством изящного. При ней дворец был отремонтирован и заново отделан.

Петербург Ораниенбаум история

Название переводится с немецкого как «померанцевое дерево». Друг и соратник Петра Великого А. Д. Меньшиков облюбовал место на побережье Финского залива для своей загородной резиденции. По его велению был возведён Большой дворец и Нижний сад. Меньшиков задумал свою резиденцию в память о победе русского оружия в войне со шведами.
Следующим владельцем стал Пётр III. Дочь Петра Великого Елизавета подарила ему эту усадьбу. По указанию наследника русского престола в имении построены крепость Петерштадт, и дворец.
Екатерина Великая тоже любила Ораниенбаум Петербурга и обосновала в здесь свою резиденцию для летнего отдыха. При ней был построен Китайский дворец, предназначенный для приема гостей и горка для катания на санях – Катальная горка. До революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью русских царей. После Октябрьской революции стал музеем. В 1946 году здесь был создан музей «Ораниенбаум». Он стал объектом культурного наследия международного значения. В 1948 году город стал называться Ломоносов.

https://youtube.com/watch?v=Kq0qW1OTRLQ

Из истории

После победы в Северной войне в 1700–1702 годы Россия вернула свои земли на Балтийском побережье. Началось строительство Санкт-Петербурга и чтобы освоить близлежащие земли, Петр Первый выделил участки земли своим приближенным с условием их застройки.

Царский фаворит Александр Меншиков получил землю на южном берегу Финского залива, в 40 км от Санкт-Петербурга, где началось строительство усадьбы, названной Ораниенбаумом.

По преданию в этой местности находилась оранжерея, в которой росли дикие апельсиновые деревья, причем на каждом из них можно было заметить табличку с надписью «Oranienbaum», что в переводе с немецкого означает «померанцево», или «горькое апельсиновое» дерево. Петра Первого развеселили надписи и он назвал эту местность Ораниенбаумом

По другой, более правдивой легенде, Александр Меншиков дал имя своему поместью в честь Вильгельма третьего Оранского — наместника Нидерландов, короля Англии, которого император очень почитал и любил. По имени поместья была названа Слобода, позже ставшая городом Ораниенбаумом.

Возведение дворца началось в 1710 году и продолжалось до 1727 года. В строительстве принимали участие архитекторы Джованни Фонтана, Иоганн Шедель и Андреас Шлютер, Иоганн Браунштейн и Николя Пино.

В 1727 году Александр Меншиков попал в опалу и был сослан в Раненбург (ныне город Чаплыгин Липецкой области). Большой дворец переходит в казну, а затем передается Адмиралтейств-коллегии и перестраивается под Морской госпиталь.

В 1743 году хозяином усадьбы становится Великий князь Петр Федорович, впоследствии император Петр III. По преданию, именно здесь он отрекся от престола в пользу своей супруги, ставшей императрицей Екатериной II.

В середине XIX века, когда поместье принадлежало Великой княгине Елене Павловне, были выполнены преобразования дворца, придавшие ему оригинальность и сохранившие его самобытность. (Княгиня Елена Павловна — супруга Великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I).

Работы по перестройке дворцового ансамбля выполнялись под руководством Франческо Растрелли, а затем — Антонио Ринальди. Также в создании дворцово-паркового ансамбля принимали участие Андрей Штакеншнейдер и Гаральд Боссе, Людвиг Бонштедт и Георгий Прейс.

Позже поместьем владела Екатерина Михайловна, дочь княгини Елены Павловны, а затем ее внуки. При советской власти в разное время в здании размещались госпиталь и училище, техникум и общежитие.

Только в 1995 году в городе Ломоносове создается музей-заповедник, а первые посетители смогли осмотреть Меншиковский (Большой) дворец в сентябре 2011 года в год празднования трехсотлетия Ораниенбаума. Средства на завершение реставрации выделялись из Федерального бюджета, а также дочерними компаниями Газпрома.

Ораниенбаум дворец

Большой дворец А. Меньшикова – самое старое сооружение Ораниенбаума. Двухэтажный дворец и примыкающие к нему галереи протянулись на 210 метров вдоль Финского залива. Изысканность стиля производит неизгладимое впечатление. Великолепно внутреннее убранство дворца: великолепные росписи, изразцы в голландском стиле, паркет из различных пород дерева, покрытые обоями из китайского шёлка и кожи стены, обилие лепнины. В своё время дворец Меньшикова в Ораниенбауме превзошёл по роскоши своего убранства знаменитый своей красотой дворец в Петергофе.
Китайский дворец по праву является сокровищем Ораниенбаума. В его украшении использованы мотивы востока. Многие предметы для декорирования дворца Ораниенбаума были привезены из Японии и Китая

Особое внимание привлекает Стеклярусный кабинет, в котором находятся уникальные панно, расшитые стеклярусом.
Дворец Петра Третьего создавался для отдыха царственной особы. Архитектором Ринальди использовал при его постройке модный в то время стиль рококо

Посетителей поражает изысканное комнат второго этажа. Картинный зал украшают множество художественных полотен.

Петр III и его крепость

Следующим владельцем Ораниенбаума стал князь Петр Федорович, будущий император Петр III, родной внук Петра I.

Князь Петр, увлеченный военным делом и фортификацией, строит здесь маленькую потешную крепость Екатеринбург, потом рядом с ней – крепость св. Петра. Крепости периодически устраивают сражения, наглядно демонстрируя раздоры между супругами. Петр увеличивает и расширяет свою крепость и называет ее Петерштадт. Она невелика, но построена по всем правилам: в виде звезды, с валами, рвами и пятью бастионами, оснащенными пушками. Крепость занимала два гектара, сам Петр стал комендантам ее гарнизона. Солдаты специально были выписаны из его родной Голштинии, и для них в крепости даже специально построили лютеранскую кирху. Здесь не столько развлекались, сколько всерьез изучали венное и фортификационное искусство. А на Малом Увеселительном море (сейчас оно называется Нижним Прудом) был построен небольшой флот из 4 кораблей.

Сейчас от самой крепости остались только остатки валов, въездные ворота и здание гауптвахты. Зато от Петра III сохранилось другое интересное сооружение – дворец, который когда-то составлял с крепостью единый ансамбль.

Дворец наследника строился в те же годы, что и крепость, по проекту А. Ринальди и он же занимается внутренней отделкой помещений. Это один из немногих памятников стиля рококо, так и не прижившегося в России. В этом здании не жили постоянно, а отдыхали и развлекались – этим объясняется необычность планировки и простота убранства. Но Петр не успел даже закончить отделку – был свергнут своей женой Екатериной. Дворец некоторое время стоял в запустении, потом уж при Александре III был превращен в охотничий домик и отделан заново.

Сейчас дворец Петра III является частью музейного комплекса. Полностью восстановлено убранство шести парадных комнат на втором этаже. Со времен Петра сохранилась уникальная лепнина с «цветками Ринальди» – перекрещёнными цветущими ветками, а также сюжетная лепнина, изображающая эпизоды из жизни крепости. Стены отделаны шпалерами с висящими на них картинами, и лаковыми панно в китайском стиле. Паркет из разноцветных пород древа создавался уже в 80-х годах XIX века. Вся мебель сделана в XVIII веке.

Еще один небольшой изящный павильон, построенный при Петре III, называется «Каменное Зало». Он был сделан специально для проведения здесь балов и других увеселений. В XIX веке его переделали в кирху и пристроили к нему колокольню, но сейчас строению возвращен первоначальный вид. Сейчас здесь находится постоянная выставка скульптуры, также проходят концерты и киносеансы.

«Картинный Дом» находится в еще одном здании этого времени, построенном по проекту Ф. Б. Растрелли. Когда-то это был комплекс, который включал в себя театр, библиотеку и кунсткамеру. Сейчас здесь можно увидеть коллекцию западноевропейской живописи и собрание китайских «диковинок», а в театре продолжают давать представления – в том числе и с воссозданными декорациями и костюмами XVIII века.

Другие достопримечательности Санкт-Петербурга, Россия

Государственный Эрмитаж

5 отзывов

Храм Спаса на Крови

7 отзывов

Большой Дворец

3 отзыва

Государственный музей-памятник Исаакиевский собор

3 отзыва

Дворцовая Площадь

5 отзывов

Екатерининский дворец и парк

3 отзыва

Петергоф

11 отзывов

Петропавловский Собор

7 отзывов

Исаакиевский собор

7 отзывов

Невский проспект

3 отзыва

Казанский кафедральный собор

3 отзыва

Государственный Русский музей

3 отзыва

Гранд Макет Россия

3 отзыва

Музей Фаберже

Юсуповский Дворец на Мойке

Никольский Морской собор в Кронштадте

Государственный Музей-Заповедник

Государственный академический Мариинский театр

Набережные Невы

Дворцовый мост

2 отзыва

Достопримечательности дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»

На территории комплекса располагаются дворцы и павильоны, которые доступны для посещения.

Парк Ораниенбаум

Планировка парка является замечательным образцом ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. Его площадь составляет 162 гектара и делится на Нижний (с регулярной планировкой) и пейзажный Верхний парки. Большую часть территории занимает Верхний парк, который делится на два ансамбля — Петерштадтский и ансамбль Собственной дачи.

Дворец Ораниенбаум

Центральным строением, которое делит парк на две части, является самое первое здание — Большой Меншиковский дворец. Планировка дворца немного напоминает Большой дворец в Петергофе, его фасад, длиной 210 метров, обращен к заливу. Единый комплекс с дворцом составляют Церковный и Японский павильоны, которые соединяются галереями с центром сооружения. Для строительства дворца Меншиков пригласил именитых архитекторов — Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя, которые создали этот шедевр в стиле барокко. К сожалению, первоначальные интерьеры дворца не сохранились, так как последующие владельцы неоднократно изменяли их.

Сергей Архипкин

Сегодня Большой Меншиковский дворец можно посетить с экскурсией. Здесь представлена экспозиция «Ораниенбаум сквозь века», которая с помощью мультимедийных технологий, знакомит посетителей с историей создания города и ансамбля. Рассказ включает сведения об исторических событиях и реставрации комплекса.

Павильоны и музеи в Нижнем парке

При посещении Большого Меншиковского дворца можно побывать в Церковном павильоне. До 1921 года это была действующая Пантелеймоновская церковь. Убранство храма претерпело несколько глобальных изменений, в период правления Петра Федоровича и Екатерины II. В военные годы большая часть живописи и икон была уничтожена. Однако, в ходе реставрации церкви вернули облик XVIII — начала XX века. Сегодня здесь можно увидеть экспонаты, рассказывающие об истории храма и его прихожанах.

Картинный дом, Chezenatiko

В Нижнем парке «Ораниенбаума» находится еще один музей — «Картинный дом». Он был построен в середина XVIII века по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Здесь находились театр, кунсткамера, библиотека, коллекция живописи и кабинет великого князя Петра Федоровича. Сегодня для посетителей работают: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека, Оперный театр и два помещения Кунсткамеры.

Кроме дома, в Нижнем парке находится Морской канал, ведущий к морю, а также Нижние дома, в которых находились служебные помещения. Если пройти в Верхний сад, то можно увидеть павильон «Каменное зало», где в наши дни проходят концерты камерной и оперной музыки. Павильон был построен в 1750-х годах для развлекательных мероприятий и тоже несколько раз перестраивался. В XIX веке в нем находилась лютеранская кирха имени Святой Елены.

Андрей Криштопчик

Дворцы и строения в Верхнем парке

В Верхнем парке располагается еще один павильон — «Китайская кухня». Долгое время здание служило своему прямому назначению, но после, в нем разместили кавалерский и конюшенный корпуса, госпиталь. В советское время павильон был превращен в общежитие. Сегодня помещение используется для временных выставок.

От павильона «Китайская кухня» начинается ансамбль Собственной дачи, главным сооружением которого, является Китайский дворец. Построенный в 1768 году, по проекту архитектора Ринальди, дворец стал личной резиденцией Екатерины II. Самым знаменитым помещением в нем считается Стеклярусный кабинет, сохранившийся до наших дней в первозданном виде. Китайский дворец — это единственный в России памятник архитектуры, выполненный в стиле рококо и дошедший до нас без изменений.

Сергей Шурупов

Рядом с дворцом располагается павильон Катальной горки. Это единственное сохранившееся сооружение из целого комплекса летних Катальных гор. Екатерина II проводила в нем званные обеды и торжественные приемы. В павильоне находится Фарфоровый кабинет, в котором собрана уникальная коллекция Майсенской мануфактуры.

В состав Петерштадтского ансамбля входят Дворец Петра III, Петровский парк и Почетные ворота. Дворец Петра III — это самый первый самостоятельный проект архитектора А. Ринальди в России. В здании располагается экспозиция, рассказывающая посетителям о быте императора, здесь представлены коллекция картин, предметы мебели и интерьера, а также личные вещи Петра III.

Vitya Wierdl

О месте Ораниенбаум

Выехав из  Санкт-Петербурга  и проехав сорок километров к южному побережью Финского залива, вы попадете в город Ломоносов, который когда-то назывался «Ораниенбаум». Старым названием сегодня все еще именуется железнодорожная станция города. С 1948 года город называют Ломоносов, в честь знаменитейшего ученого, автора множества научных трудов, литературных и художественных произведений, выдающейся личности России М. В. Ломоносова. Территория нынешнего Ораниенбаума, которая  прилегала к мызе Теирис, в XVIII веке  была подарена  царем всея Руси Петром I Великим своему соратнику князю А. Д. Меншикову. В 1711 году  Александр Данилович начал строить на современных землях города Ломоносова большую усадьбу, название которой звучало как «Ораниенбаум». В переводе с немецкого это слово значит «померанцевое дерево».  Большой дворец был построен неподалеку от места впадения р.Караста в Финский залив. Ораниенбаум стал конечным пунктом Петергофской дороги. Это также было местом паромной переправы в город-порт России Кронштадт. В 1727 году Ораниенбаум передали в государственное учреждение – в ведомство Канцелярии от строений, в связи с опалой Светлейшего князя. В 1737 году Адмиралтейств-коллегия начала здесь обустройство морского госпиталя. В 1948 г. Ораниенбаум переименовали в Ломоносов. Этот дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум является ценнейшим уникальным памятником русской культуры, настоящим произведением искусства  XVIII века. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум оставался единственным пригородом, который не подвергался разрушительным действиям фашистских захватчиков. Дворцы-музеи Ломоносова, его парки и скверы были повреждены, но не разрушенные, они сохранились во всей красе, передав достоверность и неповторимость декоративного убранства тех времен

Это очень важно и ценно, данный факт делает Ораниенбаум в Санкт-Петербурге настоящим бриллиантом искусства. Этот дворцово-парковый ансамбль представляет собою величественную художественную ценность, это подлинное архитектурное творение, нетронутый памятник, знакомящий посетителей с историей прошлого

Комплекс не зря называется ансамблем, в него входят три составные части: Большой дворец, Петерштадт и Собственная дача с постройками. Главными постройками дачи являются  Китайский дворец и павильон Катальной горки. Эти здания построены в ярко выраженном архитектурном стиле барокко XVIII века. Художественному комплексу Ораниенбаум в Санкт-Петербурге отведено совершенно особенное место, которое стало знаковым в истории мировой культуры. Здесь жили многие исторические лица. В пригороде Питера была и  резиденция Великого князя, будущего императора  Петра III (1743-1762 гг.), после него тут была Собственная дача Екатерины II (1762-1796 гг.), затем  Александр I здесь жил, после — его брат и его наследники. Последними жильцам дворца стали герцоги Мекленбург-Стрелицкие. После революции в стране в 1917 году Ораниенбаум стал государственным музеем-заповедником, который включен в список памятников культуры организации ЮНЕСКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector