Морской никольский собор в кронштадте

История

Предпосылки к началу строительства собора стали появляться еще в конце XIX в., когда остров Котлин уже приобрел статус обжитого: к этому времени были отстроены порт, верфи, доки, военная база. А вот серьезного храма, который бы символизировал веру и благочестие российской армии, так до сих пор и не было.

Конечно же, православная церковь имелась. Но у нее, по сравнению со стоящими рядом лютеранскими молельнями, был до того неказистый вид, что главный сторонник возведения нового храма и пожертвователь протоиерей Иоанн Кронштадтский постоянно пенял на это начальству. По его словам, от этого и были возможны некоторые неудачи России на военном морском поприще. Кроме того, величественная церковь охраняла бы и защищала Русь от посягательств иноземцев, так как храм приравнивается к тому же кораблю, которым управляет Господь.

Современная жизнь собора

Николо-Богоявленский собор является выдающимся памятником архитектуры и искусства середины XVIII века. Особенную ценность ему придает то, что храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 250 лет.

В настоящее время штат Николо-Богоявленского морского собора состоит из следующих священников и диаконов: протоиерея Богдана Сойко ( настоятель с 25 августа 1987 года, председатель Приходского Совета с 15 февраля 1996 года), протоиерея Вадима Балакирева, протоиерея Владимира Середнева, протоиерея Григория Евтушенко, протоиерея Дионисия Чупрынина, священника Андрея Грозовского, священника Виталия Дементьева, протодиакона Константина Марковича, протодиакона Василия Герича, диакона Иоанна Четверикова, диакона Павла Пасичника; чтецов Михаила Белова, Артемия Поважного и Андрея Бондарева, регента: Федосеева Сергея Ивановича. Храм открыт ежедневно с 6.30 до 21.00 часа

Храм открыт ежедневно с 6.30 до 21.00 часа.

Богослужения в Николо-Богоявленском морском соборе совершаются в течение всего года:

— утром – ранняя и поздняя литургия, а в Великом Посту утреня и вечерня, или вечерня с литургией Преждеосвященных даров; — вечером – вечерня и утреня с акафистом, а в Великом Посту повечерие.

Вечером, по воскресным дням совершаются акафисты Спасителю и Божией Матери, а в среду святителю Николаю Чудотворцу с общенародным пением, в четверг после поздней Божественной Литургии совершается канон с акафистом святителю Николаю, а вечером акафист святителю Димитрию Ростовскому или святителю Феодосию Черниговскому.

Пасхальные и Рождественские богослужения, службы в двунадесятые праздники, в престольные праздники: Богоявления, святителя Николая Чудотворца, Усекновения главы Пророка предтечи и Крестителя Иоанна, святителя Димитрия Ростовского, святителя Феодосия Черниговского, в дни памяти великих святых, дни Великого Поста, Рождественский и Крещенский сочельники отмечаются большим присутствием молящихся и торжественностью.

Особо торжественно совершаются богослужения в престольные праздники Богоявления и святителя Христова и чудотворца Николая, возглавляемые Высокопреосвященнейшим Митрополитом Варсонофием в сослужении архиереев Санкт-Петербургской Митрополии, соборного и городского духовенства, в присутствии гражданских и военных властей, жертвователей, благотворителей, благоукрасителей и прихожан собора.

Поддерживаются добрые взаимоотношения с командным составом Военно-Морского Флота и иными военными структурами, находящимися в нашем городе и области. В дни трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды.

В духовном окормлении Николо-Богоявленского морского собора находятся: часовня Рождества Христова в НИИ «Рубин», часовня святителя Христова и Чудотворца Николая в ГУП «Адмиралтейские верфи», часовня св. равноапостольного Великого князя Владимира в ТЕСТ «Санкт-Петербург».

При соборе действует воскресная школа для детей и взрослых, Свято-Никольский Молодежный Союз, библиотека духовной литературы. Ведется катехизаторская и социальная работа.

Раздел составлен по материалам книги Шкаровский М.В., Исакова Е.В., «Никольский собор и другие морские храмы Санкт — Петербурга», Санкт — Петербург 2003г.

Мощи святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец считается покровителем моряков, купцов и детей.

Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи.

После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311 года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликия Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции).

Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему — среди них один из храмов Артемиды. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского Собора (325) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. Однако профессор церковной истории В. В. Болотов в 4-м томе своего монументального труда «Лекции по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского». Также по мнению протоиерея Л. Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок.

Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.

Почитание

Современный месяцеслов Русской православной церкви содержит три праздника св. Николаю, у каждого из которых своя гимнография:

  • 6 (19) декабря — день смерти (в народной традиции «Никола Зимний»),
  • 9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари (в народной традиции «Никола Вешний»),
  • 29 июля (11 августа) — рождество св. Николая. До нас дошли две разные службы на этот праздник XVII—XVIII веков,
  • Каждый будничный четверг.

В 1987 году память святителя Николая была включена в созданный Собор Тульских святых, празднование Собору совершается 22 сентября (5 октября).

Мощи св. прав. Феодора Ушакова

Святой праведный воин Феодор Ушаков – (13  февраля 1745 — 2  октября 1817) —

русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790—1792);

командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800).

Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.

В личности великого русского флотоводца сошлись высокое служение Церкви и доблесть православного воинства, обретя конкретное воплощение через исполненную драматизма прекрасную и величественную жизнь стратега и тактика морского боя, выдающегося дипломата, подлинного воина Христова, освященную истинной духовностью. В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры мужества и христианского сострадания к ближним. Милостивый печальник народных нужд, суровый и требовательный по отношению к себе, но снисходительный и щедрый в обращении к подчиненным, – таким был адмирал, отец родной для всех, кто нуждался в его покровительстве, он всегда был окружен особой любовью. 4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.

История

Возведение собора было посвящено 200-летнему юбилею Российского флота. Постройка осуществлялась на пожертвования. Проект был разработан с таким условием, чтобы высота собора была достаточной для того, чтобы купол был ориентиром для моряков.

На церемонии освящения собора, состоявшейся в 1913 году, побывала императорская семья. Службы проводились в соборе до 1927 года, а в 1929 он был закрыт и началось его разорение. Позолоту с куполов смыли, мозаичные иконы были замазаны, мраморный иконостас разобрали. В советское время здание использовали как кинотеатр, концертный зал со сценой на месте иконостаса.

В годы Великой Отечественной войны собор пострадал от артобстрелов. Здесь установлена памятная плита на месте неразорвавшегося вражеского снаряда. Состояние здания сильно ухудшилось, пока оно не использовалось для церковных целей.

В 2002 году началось возрождение собора. Первая Божественная литургия состоялась в 2005 году. Восстановительные работы велись до 2013 года, но регулярные богослужения начались уже в 2012 году.

Никольский собор во времена Революции

Номинальное свое предназначение храму пришлось выполнять недолго – всего 4 года. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1918 году строение перепрофилировали под гражданские нужды, а на следующий год и вовсе сдали прихожанам в договорное пользование.

Летом 1929 года прошла последняя служба в Морском соборе Кронштадта. После этого все оставшееся после расхищения имущество храма описали и передали в Госфонд, Госбанк, Военно-морской и Русский музеи.

Безвозвратной утратой стали списки моряков, золотом увековеченные на мраморных скрижалях. Одна часть их была разбита, другая — использована в монтажных работах.

В 1930 году большевики отправили на переплавку почти все колокола и металлические приборы, которые только смогли найти в храме. Для оповещения о тревоге был оставлен только один колокол весом около 5000 кг. Бытует версия, что рабочие его просто не смогли снять. Спустя несколько месяцев с верхушки были сброшены и кресты. Теперь над верхушками куполов собора развевались красные флаги.

В 1932 году внутреннее убранство храма переоборудовали под кинотеатр, в 1939 переделали снова, но уже под Дом офицеров. Инженерная служба последнего внесла значительный вклад в сохранение технических характеристик строения. Регулярное обслуживание помогло спасти храм и коммуникации от обветшания и полнейшей разрухи.

Исторические сведения о храме

В 1728-1731 гг. по указу Петра Первого для моряков была выстроена первая деревянная церковь Богоявления, которая простояла свыше века и в последствии была разобрана из-за сильной обветшалости. После чего эту молельню заменили на другую и также деревянную.

Вице-адмирал Казнаков Н.И. – командир местного порта и военный губернатор в 1896 г. обратился с прошением к Николаю II о строительстве святилища в память о погибших на службе моряках, тех кто своей деятельностью прославил российский флот. На возведение молельни начался сбор средств. Сам инициатор строительства храма, планировал сооружение величественного святилища, которое бы соответствовало значимости города, являющимся колыбелью флота России.

По проведению нескольких конкурсов был избран подходящий проект, созданный Василием Косяковым – гражданский инженер, чья работа получила утверждение от его Высочества.

Для проведения строительных работ была выбрана площадь, где находился склад под хранение старых корабельных якорей. Молельню решили разместить таким образом, чтобы неподалеку от нее оставалось еще место для устройства парка и проведения парадов. Нововозведенный храм должен был стал своего рода ориентиром видимый для всех судов, что возвращаются к родным берегам за несколько километров от города.

Святилище возводилось на протяжении 10 лет (в период с 1903-1913 гг.) на средства, выделенные Морским ведомством, а также на народные деньги. Над его оформлением по тем временам были приглашены лучшие мастера своего дела. Была освящена богомольня в 1913 г. в июне месяце в честь Св. Николая, который являлся заступником всех мореплавателей и путешественников. Однако спустя 15 лет в 1929 г. храм подвергся разорения, а в последствии был закрыт и свыше 70-ти лет его помещения использовались для различных целей.

Только в 2013 г. самый крупный и главный российский собор вновь открыл свои двери для прихожан.

Описание Никольского Морского собора в Кронштадте

Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.

Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.

На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.

Алёнка Ёлка

Никольский Морской собор внутри

Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.

Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.

Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.

Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.

На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.

В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011–2012 годах.

Интерьер Морского Никольского собора Кронштадта на 3D-панораме

Константин

Тяжелые времена в жизни собора

Увы, но трагические события, сотрясшие Российскую империю в начале 20-го века, не обошли стороной и Никольский храм. Исполком Ленинградского облсовета принял решение закрыть морской собор, а здание передать под «культурно-просветительские цели» государственному фонду. В октябре 1929 была проведена последняя служба, после чего храм окончательно закрылся. Спустя несколько месяцев, входе демонстрации на Якорной площади, толпа варварски сбросила тяжелые литые колокола и позолоченные кресты на землю. Уцелел лишь главный колокол. Он был настолько тяжел, что озверевшей толпе оказалось не под силу сдвинуть его с места.

С куполов соскоблили позолоту, серебряные оклады разворовали, иконы сожгли, великолепно исполненные мозаики и фрески тщательно заштукатурили. Мемориальные доски, охватывающие 200 лет существования Военно-Морского флота Российской Империи, были уничтожены. Ими мостили дороги, приспосабливали под эдектрощиты. Особо предприимчивые устраивали их под кладбищенские обелиски.  Ничего не должно было напоминать о былом величии. Апогеем глумления над святыней стало открытие в здании храма кинотеатра имени Максима Горького. «Максимка» — так, с горькой усмешкой, прозвал это место народ.

Во время Великой Отечественной Войны котлинский собор, так же, как и все, стоял на страже отечества — под сводами куполов солдаты были вынуждены обустроить наблюдательный пункт, который оставался там до самого снятия блокады. Храм выстоял, выдержал упорные наступления и бомбежки врага. Однако, подвергаясь регулярным обстрелам, здание изрядно пострадало. Тогда, по окончанию военных действий, командование Военно-Морского Флота обратилось к правительству с просьбой передать здание себе на баланс, где планировалось организовать военно-морской клуб.

Так, в середине 50-х годов, в ходе реконструкции был оборудован зрительный зал на тысячу с лишним мест, сцена на месте алтаря, воздвигнуты дополнительные стены. Как бы то ни было, это спасло храм от окончательного разрушения и сноса. Кроме того, в середине 70-х годов было принято решение организовать в церковных стенах  Музей военно-морской славы.

Видео: Фильм о тяжелых временах Морского собора в Кронштадте

Задний план

Первый православный храм в Кронштадте был построен в 1728–1731 годах. Деревянная церковь оставалась основным местом поклонения на крупнейшей военно-морской базе России до 1840 года, когда противовесы, уравновешивающие церковные колокола, прорвались сквозь гниющие полы и серьезно повредили конструкцию колокольни. Император Николай I лично приказал закрыть небезопасную церковь, и в 1841 году она была снесена. Следующие полвека богослужения проводились во временных местах — в больницах, казармах и даже в арендованных частных домах; временная деревянная церковь, построенная в 1861 году, с самого начала не подходила для десяти тысяч кронштадтских моряков. Многочисленные запросы ВМФ о финансировании строительства были отклонены или просто оставлены без ответа, несмотря на то, что стоимость постройки размером с современный собор (от 200 до 500 тысяч рублей) составляла менее 10% от стоимости линкора до дредноута. ( От 4 до 6 млн руб. ).

Управление строительством, чрезвычайно централизованное до правления Александра II , постепенно децентрализовалось в 1880–1890-х годах. Право инициировать индивидуальные строительные проекты переходило от самого императора к имперским министрам и начальникам ведомств. В 1896 году адмирал Павел Тыртов , глава Императорского военно-морского министерства России, всерьез начал подготовку к строительству собора в Кронштадте. Тыртов настаивал на том, чтобы собор был построен на месте, определенном почти двумя веками ранее Петром I, и считал, что он не должен стоить дороже, чем новый харьковский собор (200000 рублей).

Морской собор в Кронштадте — из истории

Первая деревянная церковь для моряков была построена по приказу Петра Первого в 1728–1731 годах. Это был храм Богоявления, простоявший более 100 лет и разобранный из-за ветхости. Затем его заменила другая, также деревянная церковь.

В 1896 году командир Кронштадтского порта и военный губернатор вице-адмирал Н. И. Казнаков обратился с прошением к Николаю II с предложением построить храм в память о моряках, погибших на службе и всех, кто своей деятельностью прославил флот. Начался сбор средств на возведение постройки. Николай Казнаков, инициатор строительства, планировал возведение величественного сооружения, соответствующего значению города Кронштадта — колыбели Российского флота.

После проведения нескольких конкурсов был выбран эскиз, выполненный гражданским инженером Василием Косяковым, работа которого была одобрена его Высочеством.

Местом строительства была определена площадь, занятая складом с якорями от старых кораблей. Храм решили разместить таким образом, чтобы рядом с ним оставалось место для проведения парадов и устройства парка. Ориентиром для всех судов, возвращающихся к родным берегам, должен был стать купол храма, видный за несколько километров от города.

Морской собор в Кронштадте возводился с 1903 по 1913 годы на народные деньги и средства Морского ведомства. Над оформлением постройки работали лучшие мастера того времени. Храм был освящен в июне 1913 года в честь Святого Николая, покровителя всех путешественников и мореплавателей.

Никольский собор в Кронштадте был закрыт в 1929 году, с него сняли кресты и колокола, а над главным входом вместо образа Спасителя, повесили портрет Максима Горького. В помещении расположился кинотеатр, который в народе стали называть «Максимкой».

Во время Великой Отечественной войны в подвале здания хранились «звездные» часы с сложнейшим механизмом, доставленные из Пулковской Астрономической обсерватории. На вершине купола был устроен наблюдательный пункт.

После войны в храме разместился клуб, причем сцена была устроена на месте алтаря. Восстановление здания началось в 2002 году и 28 июня 2013 года (к 100-летию его освящения) храм вновь открыл свои двери для прихожан.

ОСОБОЕ ПОПЕЧЕНИЕ

У каждого из священников храма — особое служение. А так как Кронштадтское благочиние маленькое, то это послушание обычно выходит за рамки одного прихода. Протоиерей Алексий Купкин — помощник благочинного по отделу образования и катехизации.

— Наше благочиние молодое, приходов полных три, но воскресных школ всего две, — рассказывает протоиерей Алексий. — Мы организуем паломнические поездки для детей, совместные праздники, мероприятия. Участвуем в крестных ходах, богослужениях митрополии. В общеобразовательных школах помогаем учителям в преподавании основ православной культуры. С согласия родителей встречаемся с детьми в школах и на базе нашего прихода; за учебный год стараемся посетить все храмы нашего благочиния. А последний урок — такая сложилась традиция — проводим в пасхальные дни на нашей колокольне.

Об иерее Георгии Тиммере писали многие СМИ. Голландец по национальности, он принял Крещение после того, как с группой голландской молодежи поучаствовал в реставрации Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря. Окончил петербургскую семинарию, служил на Серафимовском кладбище у протоиерея Василия Ермакова (был его духовным сыном) и в храме святителя Николая Мирликийского в Брюсселе. Сегодня отец Георгий — клирик Владимирского собора, в Кронштадтском благочинии занимается оказанием помощи наркозависимым.

Иерей Георгий Тиммер за проповедью

Интерьер собора

Во внутреннем убранстве собора также были соблюдены традиции византийского стиля. Центральный купол внутри имеет диаметр 27 метров, его подкупольное пространство включает в себя 2 яруса хоров. Их поддерживает колоннада, которая по своему стилю перекликается с колоннами порталов снаружи здания. 

В храмовом интерьере преоблает морская тематика – огромные круглые витражные окна дают отсылку к корабельным иллюминаторам, а мраморный мозаичный пол изобилует образами рыб, морских звезд и растений, изображениями кораблей и раковин. Пять монументальных стеклянных витражей, площадью 52 квадратных метра каждая, были изготовлены на стекольном заводе братьев Франк.

Немаловажное место в интерьере храма занимали мемориальные доски черного и белого цветов – общим числом 150 — установленные в галерее. Они хранили имена погибших моряков и корабельных священнослужителей

После разграбления храма, восстановить список фамилий не удалось. 

В ходе реставрационных работ, многие утраченные детали интерьера Никольского собора были восстановлены по черно-белым дореволюционным фотографиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector