Воскресенский новоиерусалимский мужской монастырь
Содержание:
- Новый Иерусалим
- История основания
- Иконы и святыни Новоиерусалимской обители
- Защитные постройки
- Контактная информация
- Настоятели, наместники
- НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
- Как добраться
- Вторая часть прогулки: знакомство с центром Истры
- Расписание богослужений
- Святыни монастыря
- Палаты «Нового Иерусалима»
- Современное состояние
- Заказать экскурсию можно по тел. +7 (498) 314-68-38 или +7 (910) 461-18-57.
- Новый Иерусалим: этапы развития
Новый Иерусалим
Это название в Истре применимо к двум туристическим объектам – монастырю и музею. НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ виден издалека, он сияет после реставрации. Звонница, разрушенная в Великую Отечественную, украсилась пятнадцатью колоколами, голос которых слышен далеко в округе. Монастырские стены поражают внушительностью. Их протяженность около километра, толщина доходит до трех метров, высота – девять метров, настоящая крепость.
В огромном, феерически красивом Воскресенском соборе –Голгофа с благоуханным кипарисовым крестом, потрясающе прекрасный огромный купол собора, уникальный керамический иконостас.
Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Здесь же – подземная церковь Константина и Елены, заглубленная на шесть метров. Внутри церкви бьет святой источник, в котором можно набрать воды.
При создании монастыря все его окрестности были переименованы на библейский манер. Сам монастырь стоит на холме Сион, к востоку от него – холм Елеон с часовней, на севере – холм Фавор. Река тут уже не Истра, она называется Иорданом.
Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в 1656 году основал патриарх Никон. Цель постройки — создать образ иерусалимских святых мест на подмосковной земле, чтобы главная из христианских святынь — храм Гроба Господня стал чуть ближе к верующим, живущим в России.
Для постройки вырубили лес на берегу реки Истры, затем укрепили холм, на котором должна была расположиться обитель. Сам холм получил имя Сион
На освящении Воскресенского собора присутствовал лично царь Алексей Михайлович, он и дал молодому монастырю его имя — Новый Иерусалим. К XVII веку в монастыре сформировалась богатейшая библиотека и даже работала собственная типография, которую Никон перевел сюда из Иверского монастыря.
На рубеже XIX и ХХ веков монастырь становится одним из главных паломнических центров в России: перед Первой Мировой войной его посещало примерно 35 000 паломников в год. Монастырь закрыли в 1919 году, спустя год в его стенах появился музейно-выставочный комплекс. Во время Великой Отечественной войны фашисты взорвали Воскресенский собор, на восстановление построек ушли годы.
В углу священнослужитель отпускает грехи. Справа лестница на Голгофу
В 1959 году музей вновь начал принимать посетителей, а с 1994 года Новому Иерусалиму вернули статус монастыря.
Как было сказано выше — одна из главных архитектурных жемчужин монастыря — это, конечно же, Воскресенский собор. Никон при жизни его достроить не успел, но все равно внешний вид храма действительно напоминает храм Гроба Господня. Как и в иерусалимском храме, к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены — с той лишь разницей, что на Святой земле она находится в скале.
Гроб Господень
Голгофа
Смотровая площадка
.Музей «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ» раньше располагался в монастыре, а теперь у него своё здание.В 2009 году было принято решение отделить искусство от религии. В настоящее время собрание музея насчитывает более 180 тысяч единиц хранения. Это коллекции археологических и этнографических материалов, письменных источников и фотодокументов, рукописей и редких книг, нумизматики, оружия, русских и зарубежных изобразительных материалов разных эпох. В музейное собрание входят и уникальные реликвии, напрямую связанные с историей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личностью его основателя – патриарха Московского и всея Руси Никона.
Среди просторов можно и не заметить огромное трехэтажное сооружение футуристического вида, мягко вписанное в пространство, почти скрытое в валах. Высокотехнологичный проект архитектора Валерия Лукомского выдержан в духе “зеленой архитектуры”. Стилистика была выбрана не случайно: при разработке проекта предполагалось, что доминирующая роль ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – памятника архитектуры XVII–XIX веков – останется неизменной.
И монастырь и музей расположены в городе Истра Московской области.
История основания
История этого удивительного сооружения связана с известной личностью Патриарха Никона. Его считают основоположником раскола православной церкви. По поводу этого до настоящего времени ведутся дискуссии разного рода. Но, как бы то ни было, основал монастырь именно Патриарх.
Строительство монастыря длилось на протяжении долгого времени, и заняло более 30 лет. Главный его собор освятили только в 1685 году, хотя первый камень был заложен еще 1656 году. После окончания строительства он много раз подвергался пожарам, был частично разрушен, но каждый раз восстанавливался силами прихожан.
Уже с 19 века Новоиерусалимский монастырь становится известным среди паломников. Сюда стекались многочисленные толпы православных, которые желали почтить святое место.
Как и все религиозные организации, с приходом Советской власти, монастырь был закрыт. Но даже в это непростое время он был признан уникальным памятником архитектуры, и в нем начал работу Краеведческий музей.
В годы Великой Отечественной войны здание монастыря была практически полностью уничтожено. Однако, с 90-х годов прошлого столетия, начались восстановительные работы, и он вновь продолжил свою деятельность.
Иконы и святыни Новоиерусалимской обители
В самой общине православные христиане могут увидеть такие святыни, как:
- образец Собора Господнего Гроба (разборной) – эта модель была ввезена в Москву в 1649 г. и использовалась Патр. Никоном во время строительства обители;
- Дарохранительница из придела равноапостольной Св. Марии Магдалины – являет собой божественный сосуд, в котором хранится Кровь и Тело Христа;
- Антиминс 17 века – это плат, на котором изображено размещение во гробу Вседержителя;
- Недавним приобретением стала икона, подаренная Новоиерусалимскому монастырю от президента, на которой изображается Господь Всевышний на Престоле (датируемый 18 веком).
Защитные постройки
У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.
worldpics.pro
Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:
- 9 башен.
- Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
- Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
- Внутренний парапет и «боевые» ходы.
Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.
Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.
taiellor.ru
Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.
Контактная информация
Монастырь расположен недалеко от Москвы, в городке Истра, на улице Советской. Здание видно отовсюду, поэтому заблудится тяжело.
Если же человек, хочет поехать с паломническими целями, ему лучше всего позвонить по номеру: 8 (498)314-68-38.
Для желающих познакомиться с историей монастыря можно записаться на ближайшую экскурсию по телефонам: 8 (910)-461-18-57
Заказать требу возможно по номеру: 8 (495)994-61-70.
Служители монастыря подробно расскажут, когда лучше всего посетить святое место.
Как и все религиозные учреждения, монастырь живет по церковному календарю. От него и зависит время богослужений. Поэтому точное расписание всех служб возможно узнать на официальном сайте монастыря или по указанным телефонам. Обычно расписание составляется на ближайшую неделю с учетом православных праздников.
В обычные, непраздничные дни утренняя служба начинается в 7 часов, а вечерняя в 17 часов. По воскресениям и в дни больших православных праздников утренняя служба начинается на час позже. В эти дни есть еще и поздняя утренняя служба, которая начинается в 10 часов.
Настоятели, наместники
- Стефан (1656 — 1658)
- Герасим (1658 — октябрь 1665)
- Акакий (25 декабря 1666 — 1670)
- Феодосий (упом. 1671)
- Филофей (1672 — январь 1680)
- Варсонофий (февраль — 25 октября 1680)
- Герман I (1681 — 1682)
- Никифор (январь 1683 — 1685)
- Никанор (1685 — 1698)
- Герман II (13 октября 1698 — 26 июня 1699)
- Арсений (30 июля 1699 — 1703)
- Игнатий (1703 — 1709)
- Антоний (1709 — 1722)
- Лаврентий (Горка) (29 апреля 1722 — 8 сентября 1723)
- Киприан (Скрипицын) (август 1723 — 27 сентября 1727)
- Мелхиседек (Борщов) (июнь 1727 — апрель 1736?)
- Карион (Голубовский) (19 июля 1737 — 1742)
- Петр (Смелич) (6 сентября 1742 — 27 ноября 1744)
- Свт. Иларион (Григорович) (17 декабря 1744 — 22 мая 1748)
- Амвросий (Зертис-Каменский) (10 мая 1748 — 2 августа 1765)
- Никон (Зертис-Каменский) (2 августа 1765 — 29 сентября 1771)
- Сильвестр (Страгородский) (1771 — 3 октября 1785)
- Павел (Пономарёв) (13 октября 1785 — 14 января 1786)
- Аполлос (Байбаков) (1786 — 1788)
- Платон (Любарский) (21 июня 1788 — 31 марта 1792)
- Нектарий (Чернявский) (31 марта 1792 — 2 апреля 1792) был назначен, но скончался
- Варлаам (Головин) (13 апреля 1792 — 17 января 1799)
- Иероним (Понятовский) (17 января 1799 — 4 июня 1802)
- Гедеон (Ильин-Замацкий) (19 июля 1802 — 20 августа 1805)
- Мелхиседек (Минервин) (25 сентября 1805 — 29 июня 1813)
- Иона (Павинский) (31 декабря 1813 — 22 июля 1817)
- Филарет (Амфитеатров) (28 июля 1817 — 1 июня 1819)
- Афанасий (Телятев) (30 октября 1819 — 10 марта 1821)
- Аполлос (Алексеевский) (9 февраля 1821 — 19 февраля 1837)
- Арсений (Нагибин) (19 февраля 1837 — 1838?)
- Агапит (Вознесенский) (10 июня 1841 — 2 марта 1850)
- Мелхиседек (Сокольников) (26 марта 1851 — 1852)
- Климент (Можаров) (1852 — 1856)
- Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (28 июля 1858 — 1860)
- Дионисий (Долгополов) (25 мая 1860 — январь 1862)
- Антоний (Радонежский) (17 марта 1862 — 11 мая 1866)
- Петр (Екатериновский) (13 октября 1867 — 4 апреля 1869)
- Леонид (Кавелин) (1869 — 1877)
- Христофор (Смирнов) (13 декабря 1890 — 1892)
- Андрей (Садовский) (26 апреля 1893 — 14 марта 1898)
- Владимир (Филантропов) (1898 — 1904)
- Серафим (Чичагов) (1904 — 1905)
- Иустин (Охотин) (29 марта 1905 — 25 мая 1907)
- сщмч. Тихон (Никаноров) (1907 — 1911)
- сщмч. Иона (Лазарев) (22 марта 1911 — 1918)
- Трифон (Туркестанов) (2 июня 1916 — 1 апреля 1918) управляющий, еп. б. Дмитровский
Иоаким (Левитский) (10 апреля 1918 — 1918)
С 18 июля 1994 года монастырь — под каноническим управлением патриарха Московского и всея Руси (ставропигия).
Наместники
- Никита (Латушко) (18 июля 1994 — 23 июня 2008)
- Феофилакт (Безукладников) (с (6 мая) 23 июня 2008)
НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.
Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.
Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.
Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.
Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.
В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.
Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.
Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.
В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.
Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.
С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.
Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.
Как добраться
Доехать до обители из столицы можно различными способами, среди которых: электричка, автобус, такси.
Электричка
Ближайшими к монастырю являются железнодорожные платформы Новоиерусалимская и Истра.
Поезда по данному маршруту отправляются с двух московских вокзалов: Курского и Рижского. Курский находится на одноимённой станции метро Кольцевой (Коричневой) ветки и Арбатско-Покровской (Синей), а также на станции «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской (Салатовой) линии. Рижский вокзал расположен на станции метрополитена с таким же названием Калужско-Рижской (Оранжевой) ветки.
Приблизительное время в дороге составит полтора часа. Вне зависимости от того, с Курского или Рижского вокзала отправится поезд, цена на билет будет одинаковой и составит 168 рублей (актуально на весна 2020 г).
В целях экономии можно сесть в электричку не на вокзалах, а на платформах Волоколамская или Тушино. Первая находится рядом с одноимённой станцией метро Арбатско-Покровской (Синей) линии, а вторая неподалёку от станции «Тушинская» Таганско-Краснопресненской ветки. В обоих случаях цена билета составит 120 рублей.
Также в данном направлении существует возможность оплатить проезд транспортной картой «Тройка» по билету «Кошелёк». Стоимость проезда составит фиксированные 119 рублей, вне зависимости от того, где была совершена посадка на поезд.
Поезда начинают движение ранним утром и продолжают до позднего вечера. Интервалы между рейсами небольшие. Подробнее с графиком движения пригородного пассажирского железнодорожного транспорта можно ознакомиться на портале «Яндекс.Расписания».
Платформа Новоиерусалимская находится примерно в двух километрах от обители. Выйдя из вагона следует спуститься в подземный переход. Далее необходимо идти мимо автобусных касс до улицы Панфилова. Параллельно ей идёт тропа, по которой стоит двигаться прямо, вплоть до монастыря.
Также от станции ходят автобусы под №4, 22, 25, 26, 27, 29, 34, 40, 46, 48. Садится необходимо на остановке «Новый Иерусалим», а выходить на «Новоиерусалимский монастырь».
От платформы Истра до обители расстояние немногим больше. После выхода из электрички следует двигаться параллельно улице Ленина либо по ней, минуя администрацию района. Далее нужно идти по улицам Первомайской и Советской.
По данному маршруту (от остановки «Платформа Истра до «Новоиерусалимский монастырь») ходят и автобусы: №4, №25, №26, №29, №32, №33, №34, №40, №46, №48.
Кроме того, от любой из железнодорожных станций можно вызвать такси.
Для четверых человек цена поездки будет сопоставима с суммарными тратами на автобус.
Автобус
От станции метро «Тушинская» Таганско-Краснопресненской (Сиреневой) линии до автостанции Истра ходит автобус №372. Приблизительное время в пути – чуть более 1 часа (без учёта пробок).
Такси
Добраться непосредственно до стен монастыря можно и на такси. Популярны услуги следующих агрегаторов: «Uber», «Яндекс.Такси», «Gett», «Ситимобил». Для того чтобы вызвать машину необходимо скачать мобильное приложение любой из компаний, зарегистрироваться, выбрать маршрут, указать желаемый способ оплаты (наличными или по карте).
Принимая во внимания частые дорожные затруднения в Москве и области, поездка на автотранспорте может затянуться. Во избежание потери времени в пробках, целесообразно заранее посмотреть их наличие на портале «Яндекс.Карты» https://yandex.ru/maps/ и в случае серьёзных заторов воспользоваться железнодорожным транспортом или же перенести поездку.
По теме: Известные монастыри Москвы и способы до них добраться
Вторая часть прогулки: знакомство с центром Истры
Дальше нас ждет небольшая прогулка по центру города: посмотрим несколько интересных парков, памятников и монументов.
Из монастыря нужно выйти через главный вход. Напомним, он находится с противоположной стороны от того, где мы входили. Вы попадете к автостоянке и — в теплое время года — к сувенирным развалам. Слева от вас посмотрите на памятник борцам за установление советской власти.
Главный вход в Новоиерусалимский монастырь
Впереди будет перекресток: нужно перейти дорогу и продолжить идти прямо — по улице Советская, а метров через 200 свернуть на следующем перекрестке направо — на улицу Первомайская.
После поворота слева от вас находится сквер с памятником воинам-защитникам города Истры, а справа — городской парк. Можно пройти по его краю, а можно зайти и немного прогуляться по нему. Впрочем, и с тротуара вы увидите справа среди деревьев монумент — взлетающий самолет. Эта копия «Ил-2» была установлена в 1995 году в память о защитниках Истры в дни обороны Москвы в 1941 году.
Итак, продолжаем идти по Первомайской улице. Почти сразу за парком справа от вас вы увидите Истринский Дом культуры. Перед ним установлен бюст А. П. Чехова. Вспомним, что писатель служил врачом и в молодости проходил практику в местной больнице.
Если вы хотите сделать красивые фотографии Новоиерусалимского монастыря, особенно если у вас с собой есть фотоаппарат или телефон с хорошим зумом, то в этом месте обязательно сверните направо! Нужно обойти здание Дома культуры справа, продолжить идти по тропинке и через пару минут вы увидите деревянный храм-часовню Вознесения Господня. Это временный храм, который уже давно предполагается заменить на постоянный (раньше на этом месте находилась церковь, уничтоженная во время войны). Часовня стоит на холме, с которого открывается отличный вид на обитель.
Вид на Новоиерусалимский монастырь от храма-часовни Вознесения Господня
Возвращаемся к Дому культуры и продолжаем идти по Первомайской улице. Еще сотня метров, и слева вы увидите главную площадь города перед зданием администрации Истринского муниципального района. Идите к нему, налево, пересеките Первомайскую улицу, пройдите через площадь. Справа от вас будет улица Ленина, по которой мы пойдем чуть позже. А пока пройдите немного вперед, по скверу.
Слева вы заметите памятник слесарю водоканала, или, как его называют горожане, «памятник водопроводчику». Предполагается, что этот монумент, появившийся в 2014 году, напоминает о первой артезианской скважине, которую пробурили в Истре за 90 лет до этого — в 1924 году.
Памятник слесарю водоканала (памятник водопроводчику) в Истре
Вернитесь чуть назад и идите налево, мимо памятника Ильичу, по улицу Ленина
Обратите внимание, что с этого места меняется стиль города. Послевоенные дома прошлого века сменяются современными новостройками
Думаете, ничего интересного вас больше не ждет? Примерно через 300 метров в доме № 14, в котором находится детская школа искусств, вас ждет встреча с Леонардо да Винчи! Великий художник, ученый, изобретатель, писатель, музыкант держит в руках свое самое знаменитое творение —Мону Лизу.
Памятник Леонардо да Винчи в Истре
Еще несколько шагов вперед, и вы окажетесь на площади Дружбы. Именно здесь во время разных праздников устраивают народные гуляния. А когда никаких торжеств нет, по ней можно просто пройтись, посмотрев на разные, установленные на ней скульптуры.
Еще 300 метров вперед по улице Ленина, и вы уже у железнодорожного вокзала и автовокзала — они расположены рядом. В этом месте наша прогулка заканчивается, и мы прощаемся с Истрой.
Расписание богослужений
В мужской обители проводятся службы согласно следующего расписания:
Понедельник. Пятая Седмица Великого воздержания. Прп. Венедикт Нурсийский:
- 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
- 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.
Вторник. Мч. Агапия и семь великомучеников: два Дионисия, Александра, Пуплия, Ромила и Тимолая:
- 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
- 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.
Среда. Прп. Алексия, Господен человек:
- 8 утра – утренняя, часы, изобразительны, вечерняя, проведение песнопения Даров Преждеосвященных;
- 5 вечера – утреняя с произнесением великой молебни Св. Андрею Критскому.
Четверг. Прп. Макарий Калязинский:
- 8 утра – совершение песнопения Даров Преждеосвещенных;
- 5 вечера – вечерняя, повечерие великое.
Пятница. Иерусалимский архиепископ Свт. Кирилл (тем, кто подготавливается к совершению Святого Таинства Причащения, следует воздержаться от приема пищи в течении 6 часов):
- 8 утра – утренняя, часы с произнесения Священного писания;
- 5 вечера – повечерие великое, проведение песнопения Даров Преждеосвященных.
Суббота. Чтение акафистов субботнее. Вознесение похвалы Царице Небесной:
- 8 утра – утренняя с совершением акафистного песнопения, духовное песнопение;
- 5 вечера – бдение всенощное.
Воскресенье. Четвертая неделя Великого воздержания. Прп. Иоанн Лествичник.
- 7 утра – часы, раннее песнопение;
- 10 утра – позднее церковное песнопение;
- 5 вечера – пассия и вечерняя.
- 5 вечера – обряд таинства.
Святыни монастыря
В этом святом месте наглядно представлена жизнедеятельность Христа. Люди могут познакомиться с наиболее значимыми событиями его пути на земле.
Гордостью монастыря является макет Храма Гроба Господня, который привезли из Иерусалима.
По этому макету был возведен главный престол монастыря. Макет выполнен из ценных пород дерева и кости, богато украшен перламутром.
В монастыре хранится фрагмент омофора самого основателя монастыря. Сам омофор был изготовлен на Кипре в конце 16 века.
Также в этом месте находится святой сосуд, в котором хранится Кровь и Тело Христа. Кроме того, что это особенная религиозная святыня, сосуд представляет и историческую ценность. Он датируется концом 18 века.
Паломники приезжают поклониться сюда и многим иконам, особенно ценной считается «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном».
Палаты «Нового Иерусалима»
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.
Больничные палаты
Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.
Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.
Внутренний двор монастыря
Современное состояние
Новоиерусалимский монастырь в Московской области в 2008 г. обрел нового настоятеля игумена Феофилакта (Безукладникова), утвержденного Священным Синодом. Вскоре храм посетили Патриарх Алексий II с президентом страны Д. Медведевым, что послужило учреждению Попечительского совета для решения всех вопросов по реконструкции и обустройству монастыря.
Патриарх объявил, что обитель должна развиваться как центр духовно-воспитательной и общественной культуры. Также президентом был подписан указ по оказанию всесторонней помощи в воссоздании исторического образа монастыря.
К 2014 г. была восстановлена колокольня с новыми колоколами возле Воскресенского собора, а 2021 г. ознаменовался окончанием реставрационных работ. Они обошлись государству в 10 млрд руб., часть из которых была взята из народных пожертвований.
Заказать экскурсию можно по тел. +7 (498) 314-68-38 или +7 (910) 461-18-57.
Предварительное бронирование экскурсии можно сделать через онлайн-заказ на нашем официальном сайте, чтобы мы могли обработать вашу заявку и оперативно перезвонить вам. За день до заявленной даты экскурсии необходимо подтвердить заказ.
Форма оплаты: по наличному и безналичному расчёту.
Реквизиты для пожертвований:
Религиозная организация Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви
Среднерусский банк г. Москва
143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская д.2
тел/факс: +7 (495) 994-6170
ИНН 5017029127
КПП 501701001
р/с 40703810040440100225 в Сбербанке России ОАО г.Москва
БИК 044525225
к/c 30101810400000000225
Руководитель: наместник архимандрит Феофилакт (Безукладников Г.А.)
ОКПО 11782098
ОКВЭД 91.31
ОГРН 1025070000042
Электронный адрес: newj-palomnik@mail.ru
Наш адрес:
143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская д.2, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, паломническая служба.
Проезд: см. на странице «Контакты «.
Правила поведения на территории монастыря
Уважаемые паломники, туристы и гости Ново-Иерусалимского монастыря!
Вы посещаете действующий монастырь — это место особенного, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом Божий. Поэтому вести себя нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни.
- Подходя к монастырю, православные люди троекратно совершают крестное знамение с поясным поклоном. Для крестного знамения складывают пальцы правой руки: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагают вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибают к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают Его две природы — Божественную и человеческую. Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
- Входя в храм, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном.
- Зайдя в храм, можно подать записки, приложиться к иконам, поставить свечи. Свеча — это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Божией Матерью, святыми угодниками Божиими и символ жертвы Богу и святой обители.
- Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться.
- К Святому Причащению подходят после покаяния на исповеди. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.
- Подходить к Святому Причащению нужно смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причаститься Святых Тайн, не крестясь, поцеловать Чашу, чтобы случайно не толкнуть Её, и молча отойти к столику с запивкой.
- По окончании Литургии необходимо подойти и приложиться к Кресту. Выходя из храма и монастыря совершить три поясных поклона с крестным знамением.
- Не рекомендуется посещать обитель в пляжной одежде, коротких юбках.
- Женщины должны быть с покрытой головой.
- Мужчинам следует снять головной убор при входе в храм.
- На территории монастыря просим не нарушать общественный порядок и с уважением относиться к братии и сотрудникам монастыря.
Запрещается:
— использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприёмники, магнитофоны;
— плевать, сорить на территории монастыря;
— входить на территорию с животными;
— ездить на велосипедах, роликовых коньках;
— заходить на территорию монастыря с холодным и огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами;
— оставлять детей без присмотра;
— заходить в зоны проведения строительных и ремонтно-реставрационных работ;
— экстремистская деятельность.
Спасибо за понимание!
Новый Иерусалим: этапы развития
Основание монастыря – с 1656 по 1666 годы
При непосредственном участии патриарха Никона место строительства святой обители было перепланировано. Холмистую возвышенность досыпали, она получила название Сион. На горе Сион в Иерусалиме произошла Тайная вечеря, во время которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причастия). Также в этом месте Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы.
Лес у небольшой реки Истра выкорчевали, а водоем назвали Иорданом. На берегу “Иордана” был построен патриарший скит с двумя церквями: в честь апостолов Петра и Павла и Богоявленская.
Главный собор был заложен в 1656 году в честь Воскресения Иисуса Христа. Собор строился по образу Храма Гроба Господня. С 1658 по 1662 год в храме создаются приделы: Голгофа, Успения Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был возведен скит – Богоявленская пустынь. Неподалеку был построена небольшая женская Вифанская обитель. Вплоть до 1666 года патриарх Никон непосредственно руководил строительством монастыря. За это время возвели не только церкви, но и ограды, строились дом паломников, больничные кельи, конюшенный двор, была собрана внушительная библиотека. Монастырь насчитывал около 200 монахов и столько же послушников и трудников. Это значительно превышало численность братии в последующие века.
1666 год стал роковым для патриарха Никона. Его лишают патриаршества и отправляют в ссылку. Монастырь запретили называть Новым Иерусалимом. Строительство остановилось и монастырь подвергся разорению. Все ценности из него были вывезены, а строители и мастера отозваны в Москву.
Возобновление строительства – 1670-е годы – конец XVII века
В годы правления царей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей в монастыре возобновились строительные работы. Вновь начинает действовать монастырский устав, созданный патриархом Никоном. К Воскресенскому монастырю приписываются еще 20 обителей. Возобновляются работы по возведению Воскресенского собора, который был освящен в 1685 году.
В 1681 году патриарх Никон скончался. Его тело было погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. В 1683 году возводится каменный дворец (палаты) царевны Татьяны Михайловны.
Пожары – XVIII век
В течении века несколько раз горели постройки монастыря: палаты патриарха Никона и деревянные дворцы. Также сгорели храм Рождества и Трех Святителей. На их месте возвели каменные сооружения и палаты. А в 1749 году Воскресенский монастырь получил разрешение вновь именоваться Новым Иерусалимом.
Восстановительные и ремонтные работы – до начала ХХ века
Реставрацией руководили архитекторы А. Витберг, А. Каменский, К. Тон, скульптор И. Витали. Создается музейный комплекс патриарха Никона и церковно-приходская школа.
Ново-Иерусалимский мужской монастырь в советское время
С приходом советской власти Новый Иерусалим ждала участь многих других святых обителей России. В 1919 году Воскресенский монастырь был закрыт, в его зданиях открыт музей. В годы Великой Отечественной Войны был разрушен город Истра, а вместе с ним взорван Ново-Иерусалимский монастырь.
1959 год — музей воссоздан и открыл свои двери для посетителей. Постройки монастыря также восстановили. Лишь ярусная звонница XVII века осталось разрушенной.